Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №182(15.12.2007)
<< Список номеров
НАПЕРВОЙ ПОЛОСЕ:
Международная конференция по проблемам преподавания истории в странах СНГ, Литве,Латвии и Эстонии
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Самоорганизация Общественные объединения соотечественников



«В Крыму должно сформироваться Русское национальное движение»

Интервью с председателем Русской общины Крыма, первым заместителем Председателя Верховного Совета Автономной Республики Крым С.П. Цековым.

25.11.2007,http://russian.kiev.ua

И. Евтюшкин

- Сергей Павлович, в первой половине 90-х годов ХХ века Крым проявил себя как наиболее пророссийский регион Украины. Остается ли наш полуостров таковым и сегодня?

- Несомненно! Как может не быть пророссийским регион, в котором русские составляют большинство населения (почти 60 процентов), а 77 процентов населения считает русский язык родным для себя языком (в действительности этот показатель превышает 90 процентов)? Одновременно Крым обладает автономией, то есть, - элементами государственности. Это единственный подобный регион за пределами современной России.

Другое дело, что у нас сейчас не совсем та ситуация, которая существовала, скажем, в 1994 году, когда в Крыму фактически происходила революция. Революционный порыв середины 90-х вылился в массовую поддержку большинством населения Крыма идеи политического и экономического сближения Крыма с Российской Федерацией. Безоговорочную поддержку получили политические силы, которые эту идею олицетворяли. Однако, политический кризис середины 90-х заставил русских и русскокультурных крымчан требовать от организаций пророссийской направленности не просто провозглашения каких-то громких лозунгов, но и системной работы над их практической реализацией.

- Что для этого требуется?

- Принять на уровне Верховного Совета Крыма можно всё, что угодно. В том числе, решение об объявлении единственным государственным языком на территории Крыма русского языка. Но сможем ли мы это решение защитить? У Верховного Совета автономии на сегодняшний день такой защиты нет. Защитой для нас мог бы быть только народ Крыма, крымчане. Поэтому, русская этническая и языковая община Крыма (в широком понимании слова) должна выйти на такую форму политической активности, как Русское национальное движение. Такое движение, на мой взгляд, подразумевает, что русские, пророссийские идеи (идеи защиты русского языка, защиты своих законных прав и интересов), становятся частью жизни каждого человека, который считает себя русским, или считает русский язык и русскую культуру родными. В настоящее время этого нет. Поэтому сегодня нужно аппелировать не только в адрес Верховного Совета Крыма, - «Вы там что-то не принимаете!». Нужно обращаться и к самим гражданам, спросить у них: «А что вы делаете для того, чтобы защитить свои законные права и интересы, принимаете ли вы участие в мероприятиях, направленных на защиту законных прав и интересов русских и русскокультурных крымчан, проводимых, например, Русской общиной Крыма»?

- Готова ли Русская община Крыма возглавить Русское национальное движение?

- Готова. Это подтверждается всей предыдущей деятельностью Русской общины Крыма. Можно проследить все периоды работы Общины, начиная от периода становления, когда мы первые годы больше занимались юридическим оформлением организации и выработкой методов работы. Это - период с 1993 по 1995 годы. Активизация деятельности Русской общины Крыма началась после 1995 года - времени, когда были запрещены крымские партии (в частности - партии, входившие в состав Блока «Россия»). Первоначально мы сталкивались с многими проблемами. Практически отсутствовала связь с Российской Федерацией. С 1998 по 2002 годы Община имела слабое представительство в органах власти (всего один депутат Верховного Совета Крыма ? Олег Родивилов). Но именно в этот период, за эти четыре года, мы вышли на новый уровень политической активности, установили партнерские отношения с Россией. Начали создаваться региональные организации Общины. Это позволило нам укрепиться и заявить о себе не только в Крыму и на Украине, но и на международном уровне. Поддержка со стороны Правительства Москвы и Правительства Российской Федерации позволила Общине активизировать проведение культурных мероприятий, празднование памятных дат.

Политический подъем Русской общины Крыма наметился в 2002 году, когда после очередных выборов в Верховный Совет Крыма в его состав вошли четыре представителя Общины ? Олег Родивилов, Галина Гржибовская, Александр Черноморов и я. Баллотировалось гораздо больше депутатов, но, как это часто бывает, люди используют русские, пророссийские лозунги, однако, став депутатами Верховного Совета Крыма, быстро о них забывают. Поэтому, в период работы Верховного Совета автономии четвертого созыва (2002-2006 годы) активную работу по защите прав русских и тех, кто считает русский язык и русскую культуру родными, проводили четыре депутата, которых я назвал. Новый период подъема Русской общины Крыма - это выборы 2006 года, когда в Верховный Совет Крыма прошло 19 депутатов - членов Общины.

Кроме представительства в органах власти за последние десять лет Русская община Крыма сумела нарастить материально-техническую базу - у Общины появились собственные помещения, транспорт, оргтехника. Фактически во всех городах и районах функционируют региональные организации Русской общины Крыма (многие из них работают очень эффективно). Все это позволяет надеяться на то, что Община выйдет на такие формы работы в Крыму, которые позволят ей стать массовой организацией - мощной, авторитетной, способной защитить права русских и русскокультурных крымчан.

Однако, ещё раз скажу - до тех пор, пока не будет сформировано Русское национальное движение, пока на площадь не выйдут 10-15 тысяч человек в защиту своих законных прав, - права русскокультурного населения будут нарушаться.

- Сергей Павлович, какие права русских и русскокультурных крымчан, на Ваш взгляд, больше всего нуждаются в защите?

- По моему мнению, в защите больше всего нуждается право на русский язык. А это - комплекс прав: право получать дошкольное воспитание, школьное и вузовское образование, заниматься наукой, защищать диссертации на русском языке, общаться на русском языке со всеми официальными институциями в Крыму, в том числе - с органами судебной системы, право на получение на русском языке полновесной, разносторонней информации (включая газеты, радио, телевидение). Право на русский язык - это существование русского языка во всех сферах нашей жизни, а именно: русский язык в названиях населенных пунктов, русский язык в рекламе, в лекарственных аннотациях и так далее.

В неравноправном состоянии до недавнего времени находилась и русская культура в Крыму в плане поддержки нашей культуры со стороны государства. До 2007 года дополнительные источники финансирования направлялись, в основном, на поддержку двух культур - крымскотатарской и украинской. И только в 2007 году, по инициативе депутатов Верховного Совета Крыма от Общины, впервые значительные средства (в целом более миллиона гривен) были направлены на поддержку русского языка и русской культуры в Крыму.

Ущемляются также и права русских граждан Украины на объективную, достоверную историю: историю Крыма, историю Украины, историю России. В том, что преподается сегодня в школах и в высших учебных заведениях, Россия рисуется, как правило, как извечный враг Украины, постоянно угнетавший её. История России в школах вообще не преподается. Таким образом, есть достаточно оснований говорить об ущемлении законных прав русскокультурного населения Крыма и Украины действующей украинской властью.

- Как Вы считаете, являются ли русские государствообразующим народом Украины?

Безусловно. Если бы нам преподавалась объективная история, всем бы было ясно и понятно, что очень значительная часть территории Украины осваивалась русскими. Русскими осваивались Новороссия, Слобожанщина, то есть - юго-восток Украины. Более того, изначально на территории современной Украины, проживал один народ, который разговаривал на одном языке, а территория его проживания именовалась «землей Русской». Поэтому наша позиция однозначна. Русские - государствообразующая нация на территории Украины.

- Как известно, принятие решения о закреплении за русским языком государственного статуса находится в компетенции Верховного Совета Украины. Не пробовали ли представители Русской общины Крыма в Верховном Совете Крыма закрепить за русским статус регионального языка?

- Мы выступаем за государственный статус русского языка. Признание за русским языком регионального статуса вряд ли способно обеспечить равноправие русского и украинского языков во всех сферах общественной жизни. Существующий закон о ратификации Украиной Евпропейской хартии региональных языков ничего нам в этом плане не гарантирует. К примеру, признали местные советы целого ряда областей Украины русский язык региональным языком. Помогло им это изменить ситуацию, сложившуюся в языковой сфере? Нет, не помогло.

Поэтому, исходя из сложившихся политико-правовых реалий, мы не видим пока необходимости в принятии решения о региональном статусе русского языка в Крыму. Представители Русской общины Крыма довольно критично относятся к Конституции Автономной Республики Крым 1998 года. Но в этой Конституции записано, что русский язык, как язык межнационального общения, используется во всех сферах общественной жизни Крыма. Общественная жизнь - это всё. Это работа госучреждений, работа школ, работа тех же судов, прокуратуры, милиции. Не все данные положения крымской Конституции выполняются (в том числе и теми структурами, которые я назвал). Вопрос в том, как их заставить уважать Конституцию Автономной Республики Крым. Здесь есть ряд правовых методов защиты законных прав и интересов русских и русскокультурных крымчан, в том числе - права на русский язык. Но они не могут быть реализованы только на основе решений Верховного Совета Крыма. Данные механизмы должны согласовываться с Верховным Советом Украины. Та власть, та коалиция, которая действовала в Верховном Совете Украины до его роспуска президентом давала нам определенные надежды на конструктивную работу в этом направлении. Поэтому в 2007 году Верховный Совет Крыма направил в Верховный Совет Украины законопроекты, которые существенно расширяли сферу использования русского языка в Крыму - поправки в Гражданско-процессуальный кодекс, в Кодекс административного судопроизводства, в закон о рекламе и во многие другие законы Украины. К сожалению, парламентский кризис на Украине заблокировал рассмотрение этих законопроектов.

- Какие политические последствия для Крыма может принести, на Ваш взгляд, формирование большинства в Верховном Совете Украины на базе «оранжевых» политических сил и премьерство Юлии Тимошенко?

- Негативные последствия. И для Украины, и для Крыма. Наступление на права крымчан будет довольно серьезным. Понятно, что «оранжевые» силы не любят крымскую автономию. Они могут если не ликвидировать её, то попытаться свести полномочия Крыма к минимуму.

Кроме того, я ожидаю, что у Крыма появятся проблемы в экономической сфере - в сфере взаимоотношений между Крымом и центральной властью в решении бюджетных, социально-экономических вопросов. В период пребывания Виктора Януковича на посту премер-министра Украины в 2006-2007 годах Крым получил очень значительные бюджетные средства на решение социально-экономических проблем. Но уже сейчас есть симптомы, которые свидетельствуют о намерениях ограничить нас в наших действиях, наших полномочиях. Кроме того, недавно Министерство иностранных дел Украины сделало заявление, согласно которому Крым вообще не является регионом, который граничит с Россией. Оказывается, с Россией граничит Донецк, Луганск, Харьков, но не граничит Керчь, не граничит Крым. Поэтому на встречу представителей приграничных регионов Украины и России крымчане приглашены не были. Это - показатель. Я думаю, что будут сворачиваться очень многие программы, направленные на привлечение инвестиций в экономику Крыма, прежде всего - российских инвестиций, так как наибольший интерес к Крыму есть со стороны россиян. А российское государство и российский бизнес располагают сейчас очень значительными средствами, которые могут быть инвестированы в нашу экономику.

- А все-таки, могут ли крымчане надеяться, что Россия не оставит Крым без поддержки?

- Россия никогда не оставит своих соотечественников без поддержки. Российская Федерация проводит сейчас очень активную работу с соотечественниками во всех государствах мира. Эта работа становится приоритетом её внешней политики. В этой связи, политика России в отношении Крыма станет ещё более последовательной.

Американцы ведь заявляют о том, что у них есть приоритеты и интересы за десятки тысяч километров от своей территории. Почему Россия не может заявить о своих национальных интересах в тех регионах, в которых русских проживает большинство? А больше всего российских соотечественников проживает на Украине и в Крыму. Представители украинского политикума постоянно спрашивают: «Почему Россия проявляет к Крыму такой большой интерес»? А как по другому? Почему Россию не должна интересовать ситуация в регионе, где проживает большинство русских и русскоязычных и их права ущемляются? Другое дело, что поддержка Россией соотечественников будет иметь конструктивный, цивилизованный характер, соответствующий международным стандартам.

- Изменилось ли отношение Российской Федерации к соотечественникам после прихода к власти Владимира Путина?

- Конечно. В середине 90-х годов, в «эпоху Ельцина», когда к власти в Крыму пришел блок «Россия», Россия не оказывала ему (блоку «Россия») особой поддержки. Более того, люди из ближайшего окружения президента Ельцина считали нас сепаратистами, которые мешают сближению России и Украины и рекомендовали президенту, как бороться с нами - представителями русских, пророссийских сил Крыма. Это было в 1994-95 годах.

- А при Путине что изменилось?

- При Путине - совсем другая ситуация, совсем другой подход. Наши успехи в Крыму - это успехи и той политики, которую начали проводить Правительство Москвы и Правительство Российской Федерации по отношению к Крыму в конце 1990-х - начале 2000-х годов. Это - наши совместные успехи.

В России соотечественниками стали заниматься системно. Министерством иностранных дел Российской Федерации впервые в российской истории создана государственная структура, которая предметно занимается консолидацией российских соотечественников во всем мире - Координационный совет российских соотечественников (КСРС).

У Русской общины Крыма сегодня сложились очень тесные отношения с российскими структурами, которые работают с соотечественниками за рубежом. Как председатель Общины, я являюсь членом Координационного Совета российских соотечественников. Кроме того, Русская община Крыма представлена в Президиуме Международного Совета Российских соотечественников (МСРС). МСРС был создан в 2002 году Правительством Москвы.

Представителей Русской общины Крыма приглашают на все мероприятия, которые проходят в России. Мы имели самую большую делегацию на Втором Всемирном конгрессе российских соотечественников. Председатель Русской общины Крыма дважды приглашался на прием к Президенту Российской Федерации Путину Владимиру Владимировичу - в прошлом году и в этом.

Есть много примеров поддержки Российской Федерацией соотечественников в Крыму. Благодаря этой поддержке, в частности, стало возможным проведение в Крыму в нынешнем году I Международного фестиваля «Великое русское слово». О многом говорит и проведение в сентябре 2007 года заседания Координационного совета российских соотечественников именно в Крыму. Эти и другие факты свидетельствуют о том, что внимание России к Крыму всё более и более нарастает. Кроме того, Россия не раз делала заявления о том, что она не оставит без защиты своих соотечественников в Крыму, не даст ущемлять их права.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ