Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №182(15.12.2007)
<< Список номеров
НАПЕРВОЙ ПОЛОСЕ:
Международная конференция по проблемам преподавания истории в странах СНГ, Литве,Латвии и Эстонии
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

28 ноября. В Минске делегация деловых кругов Италии провела переговоры в Белорусской торгово-промышленной палате. Обсуждался, в частности, вопрос обмена современными технологиями альтернативной энергетики.

29 ноября. Президент РБ Александр Лукашенко потребовал создавать только самые современные новые производства, продукция которых будет успешно конкурировать на мировом рынке. Лукашенко отметил, что при создании производств необходимо учитывать и эффективнее использовать преимущества географического положения Белоруссии, возросший спрос на белорусскую продукцию и др. В числе преимуществ белорусский президент назвал и льготную цену на российский газ.

29 ноября. Координатор проекта «БелСат» Агнешка Ромашевска-Гузи сообщила, что с начала 2008 года в студиях государственного телевидения Литвы и Польши будут создаваться программы, которые спутниковый телеканал «БелСат» будет транслировать на Белоруссию.

29 ноября. Министр финансов РБ Николай Корбут заявил, что для получения российского стабилизационного кредита министерства финансов Белоруссии и России должны подписать соответствующее соглашение. Только после подписания такого соглашения, можно будет решить вопрос о предоставлении республике российского кредита.

30 ноября. Первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко информировал о том, что белорусское правительство ожидает, что цена российского газа для республики в I квартале 2008 года составит 119,5 доллара США за 1 тыс. куб. м.

1 декабря. Министерство статистики и анализа РБ сообщило, что за 10 месяцев 2007 года отрицательное сальдо внешней торговли РБ составило - 3,166 млрд. долларов. В торговле с Россией импорт (13,41 млрд. долл.)  почти вдвое превысил экспорт (7,22 млрд.), отрицательное сальдо составило: - 6,19 млрд. долларов.

1 декабря. Министр труда и социальной защиты РБ Владимир Потупчик информировал общественность о том, что средняя заработная плата по всем регионам Белоруссии превышает 200 долларов США в эквиваленте.

2 декабря. В Белоруссии на выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ на четырех открытых там участках «Единая Россия» получила более 65% голосов граждан России, принявших участие в голосовании.

2 декабря. Президент Белоруссии Алекандр Лукашенко дал интервью испанской газете «Эль Паис». В нем Лукашенко, в частности, отметил, что 2008 году республика поднимет цены на белорусскую продукцию на 2,5 млрд. долларов США, поскольку увеличилась на такую сумму цена на российские энергоресурсы. Комментируя высказывание президента России Владимира Путина о том, что Россия субсидировала белорусскую экономику, президент РБ заявил: «Это было сказано россиянам, требовавшим от него объяснения мотивов, по которым он душит Беларусь, единственного оставшегося союзника, свято выполняющего свои обязательства. Путину нужно было реагировать, но либо он не силен в арифметике, либо его плохо проинформировали, либо у него другие методы подсчета». У россиян, по мнению Александра Лукашенко, «слишком много амбиций и денег».

3 декабря. Премьер-министр России Виктор Зубков обсудил по телефону со своим белорусским коллегой Сергеем Сидорским повестку предстоящего заседания Высшего госсовета Союзного государства России и Белоруссии и планируемого на конец декабря заседания Совета министров СГ.

3 декабря. Белоруссия ввела временное ограничение на ввоз продукции птицеводства из районов Польши, где был обнаружен птичий грипп.

3 декабря. Посольство Белоруссии начало работу в Венесуэле без посла. Временным Поверенным в делах Республики Беларусь в Венесуэле (БРВ) назначен Владимир Грушевич.

3 декабря. Госсекретарь США Кондолиза Райс встретилась с 7 белорусскими оппозиционерами, которых возглавлял экс-кандидат в президенты РБ Александр Милинкевич. Райс подтвердила «поддержку США демократическим чаяниям белорусского народа» и подчеркнула, что Вашингтон будет продолжать выступать в защиту дела свободы в Белоруссии.

4 декабря. Первый заместитель министра торговли РБ Михаил Свентицкий заявил, что в Белоруссии с 1 января 2008 г. вводится монополия государства на импорт алкогольных напитков.

5 декабря. Шесть граждан Белоруссии, ожидавших конца света в заброшенном доме в селе Никольское Пензенской области России, депортированы на белорусскую территорию по решению суда. В пещере в окрестностях с. Никольское остается группа сектантов, среди которых еще 6 граждан Республики Беларусь.

5 декабря. Всемирный банк утвердил новую стратегию для Белоруссии на 2008-2011 годы. Предусматривается, в частности, выделять по 100 миллионов долларов США долгосрочных займов в год на протяжении четырех лет. Кроме того, Совет директоров Всемирного банка одобрил дополнительное финансирование в размере 15 миллионов долларов на поддержку проекта по модернизации инфраструктуры в социальной сфере Белоруссии.

5 декабря. Был парафирован проект соглашения между белорусским правительством и Комиссией Европейских Сообществ об учреждении, привилегиях и иммунитетах представительства Комиссии Европейских Сообществ в Республике Беларусь.

6 декабря. Председатель совета директоров «Газпрома» Дмитрий Медведев, комментируя принципы поставок и ценообразования на экспортируемые российские энергоресурсы, в частности, заявил, что Россия придерживается схожей политики в отношении Белоруссии по вопросам газа, как и в отношении Украины.

6 декабря. Министр финансов Белоруссии Николай Корбут сообщил о том, что правительство РБ привлекло кредит на сумму 70 млн. евро от банка ABN AMRO.

7 декабря. Пресс-служба президента РБ опровергла появившуюся в российских СМИ информацию о том, что Александр Лукашенко и Владимир Путин в ближайшее время подпишут в Минске Конституционный акт и распределят полномочия в Союзном государстве.

7 декабря. Президент РБ Александр Лукашенко прибыл в Венесуэлу с первым официальным визитом. Лукашенко у трапа самолета приветствовал министр иностранных дел БРВ. Позже состоялась встреча Александра Лукашенко с Уго Чавесом в резиденции президента Венесуэлы.

8 декабря. Белорусско-венесуэльское совместное предприятие по добыче нефти было открыто на месторождении Гуара Эстэ в штате Ансоатеги. Добытую в Венесуэле нефть Беларусь планирует продавать по схемам замещения. В церемонии открытия приняли участие президенты Венесуэлы  и Белоруссии. При этом Александр Лукашенко подчеркнул, «что сегодня сделано для Беларуси на географически отдаленной от нас земле - таких подарков для нашей страны еще никто не делал. Хочу заверить: нам есть чем ответить за этот великий дар венесуэльского народа. Мы сделаем все для обеспечения суверенитета, безопасности и независимости Венесуэлы». Президенты Венесуэлы и Белоруссии также подписали соглашение о военно-техническом сотрудничестве.

9 декабря. 11-летний минчанин Алексей Жигалкович на Международном детском конкурсе песни в Роттердаме стал победителем.

10 декабря. Несколько сот белорусских предпринимателей пришли к Дому правительства в Минске с требованием отменить указ президента Белоруссии, который запрещает нанимать рабочих со стороны. Митингующие приняли резолюцию, в которой говорится, что в случае, если правительство не отреагирует на их требования, то в 2008 году предприниматели намерены провести общереспубликанскую забастовку.

10 декабря. Госсекретарь США Кондолиза Райс на церемонии в госдепартаменте США в связи с присуждением награды «Дипломатия за свободу» послу США в Беларуси Карен Стюарт выступила с жесткой критикой в адрес властей Белоруссии. Райс, в частности, сказала, что «белорусский режим усилил преследование оппозиции и обычных граждан, мирно выступающих за перемены».

10 декабря. Правительство России одобрило проект союзной программы «Совместная деятельность по дальнейшему сближению законодательства в социально-трудовой сфере и уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России на 2007-2010 годы».

10 декабря. Энергетическая безопасность может стать одним из направлений сотрудничества НАТО и Белоруссии, - сообщили журналистам РБ в штаб-квартире Североатлантического альянса в Брюсселе. Здесь отметили, что последние два года вопросы обеспечения энергетической безопасности играют все более важную роль в повестке дня НАТО, поскольку «было несколько неприятных сюрпризов со стороны России».

11 декабря. В правительстве РБ сообщили, что Белоруссия ведет переговоры с потенциальными инвесторами о строительстве частных энергообъектов, использующих местные виды топлива, нетрадиционные и альтернативные источники энергии.

11 декабря. Представитель белорусского правительства информировал о том, что Белоруссия и Россия согласовали объемы топливно-энергетического баланса Союзного государства на 2008 год. В документе предусмотрены поставки из России в Белоруссию 21,6 млрд. куб. м природного газа и 21,5 млн. т нефти.

11 декабря. Состоялся телефонный разговор президентов России и Белоруссии Владимира Путина и Алекандра Лукашенко, во время которого был обсужден ряд актуальных вопросов двусторонних отношений.

11 декабря. Белоруссия и НАТО по программе «Партнерство ради мира» (ПРМ) ежегодно проводят около 100 совместных мероприятий, - сообщили в Штабе Верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе.

12 декабря. Министр энергетики Белоруссии Александр Озерец прибыл в Москву с рабочим визитом для обсуждения вопросов сотрудничества в энергетической сфере.

12 декабря. Палата представителей Национального собрания РБ ратифицировала белорусско-российское межправительственное соглашение о транзите товаров, перемещаемых между таможенными органами Республики Беларусь и России.

12 декабря. Двустороннее сотрудничество в области военного законодательства обсудили в Минске представители Вооруженных сил Белоруссии и Германии.

12 декабря. На Октябрьской площади Минска органами правопорядка была пресечена несанкционированная акция белорусской оппозиции «За Незалежную Беларусь», участники которой выступили против приезда в Белоруссию президента России Владимира Путина.

13 декабря. Первая в Белоруссии угольная электростанция, по информации НГТРК, будет построена в Зельвенском районе. Ее мощность позволит полностью обеспечить электроэнергией всю Гродненскую область.

13 декабря. Европейский банк реконструкции и развития выделил белорусскому «РРБ-Банку» кредитную линию в объеме 3 млн. долларов США на пять лет для кредитования малого и среднего бизнеса.

13 декабря. Белорусская калийная компания (БКК) повысила с этой даты  цену на удобрения для стран Юго-Восточной Азии до 500 долларов США за тонну.

13 декабря. Президент России Владимир Путин вечером прибыл с официальным визитом в Минск. У трапа самолета Владимира Путина встречали члены белорусского правительства во главе с премьер-министром Сергеем Сидорским. В этот же день на горнолыжном курорте «Силичи»  состоялась встреча в неформальной обстановке российского лидера с президентом РБ Александром Лукашенко. На ней обсуждались вопросы, представляющие взаимный интерес, в том числе, в экономической сфере.

14 декабря. Премьер-министр России Виктор Зубков прибыл с официальным визитом в Минск для участия в заседании Высшего государственного совета Союзного государства.

14 декабря. Председатель Государственной Думы ФС России, председатель Парламентского собрания Союза Беларуси и России Борис Грызлов прибыл с официальным визитом в Минск для участия в заседании Высшего государственного совета Союзного государства.

14 декабря. В Минске состоялась рабочая встреча министров обороны Белоруссии и России Леонида Мальцева и Анатолия Сердюкова. Мальцев и Сердюков обсудили состояние и перспективы военного и военно-технического сотрудничества двух стран.

14 декабря. Церемония официальной встречи президента России Владимира Путина прошла у рабочей резиденции главы белорусского государства в Минске. Владимир Путин во время встречи с Александром Лукашенко в узком составе заявил о том, что отношения между Россией и Белоруссией имеют очень большой объем, растут постоянно. «В этом году уверен, выйдем на новую, очень высокую планку торгово-экономических отношений - более 24 миллиардов долларов. Это хороший и серьезный показатель» – сказал Путин.

14 декабря. В Минске в здании Национальной библиотеки прошло заседание Высшего государственного совета Союзного государства. На нем были рассмотрены вопросы торгово-экономического сотрудничества и бюджет Союзного государства на 2008 г. Объем бюджета на следующий год предусмотрен в размере свыше 4 миллиардов российских рублей. Темы политического характера на заседании ВГС не рассматривались.




«Самостийный» Минск может оказаться у разбитого корыта

Владислав Лосев

Главными политическими событиями конца 2007 года на постсоветском пространстве стали выборы в Государственную Думу ФС России и выдвижение рядом российских партий во главе с «Единой Россией» кандидата на пост президента РФ – Дмитрия Медведева. Сама же победа «Единой России» на парламентских выборах оказалась ожидаемой, честной и довольно убедительной. Напомним и другое, Дмитрий Медведев возглавляет совет директоров «Газпрома», мощнейшей российской компании, которая единственная из всех приступила к осуществлению крупного проекта создания совместного предприятия с «Белтрансгазом». Аналогов подобного крупного российско-белорусского СП пока нет.

В отношениях между Россией и странами СНГ теперь наступает момент истины. В конце концов, постсоветские государства должны определиться: с кем они? На двух  стульях – российском и западном – усидеть дальше вряд ли удастся.

Россия целенаправленно созидает свою, обличенную в форму «суверенной демократии» державность и активно выстраивает свой, отличный от Запада центр силы. Она окончательно распрощалась с начальным постсоветским периодом своей истории, а вместе с ним и с «обязанностью» (не понятно, почему и кем установленной)  экономически облегчать новоявленным «независимостям» их суверенное государственное существование.

Уже очевидно, что XXI столетие станет веком крупных геополитических образований  (если угодно, империй нового формата), отношения между которыми вряд ли будут безоблачными. Соперничать между собой они будут и за контроль над месторождениями, и за пути доставки энергоресурсов к мировым промышленным центрам. И если  еще несколько лет назад о глобальных имперских притязаниях можно было слышать только из Вашингтона, то теперь имперской риторики не стали чураться и официальные лица Европейского союза. Так на недавней пресс-конференции в Брюсселе председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Дурао Баррозу открыто заявил, что Евросоюз имеет «имперское измерение», при этом однако пояснил, что в отличии от колониальных империй прошлого Евросоюз строится не на военных завоеваниях, а на «добровольном» делегировании имперскому центру  полномочий странами-участниками.

Надо сказать, что глава Еврокомиссии, приоткрывая подлинные замыслы евробюрократии, оказал медвежью услугу сторонникам евроинтеграции в странах СНГ, в том числе и в Белоруссии. Ведь белорусская оппозиция в течение многих лет, пытаясь навязать белорусскому обществу «европейских выбор», постоянно твердит, что «европейский путь» – это независимость и свобода, а союз с Россией – поглощение империей. И вот на тебе, такая незадача. На границе Белоруссии находятся уже не суверенные  Польша, Литва и Латвия, а три провинции нарождающейся империи ЕС.

В России, опять же, на выборах в Государственную Думу победу одержали те четыре партии, которые, несмотря на значительные различия по социально-экономическим вопросам, исповедуют идею Великой России, то есть державы, призванной занять одно из первых мест в мировой политике. А для того, чтобы  этот державный проект стал реальным воплощением, требуется не только стремительное наращивание социально-экономической и военной мощи, но и последовательное восстановление  российского государственно-политического влияния  в границах исторической России, которые на западе, как известно,  проходили по реке Буг.

Это объективное требование истории. Но понять это и, следовательно, встроиться в наиболее выгодную для себя нишу в этом процессе, нынешний официальный Минск не хочет, и, похоже, просто не способен. Более того, складывается впечатление, что белорусская верхушка вообще опасается сколько-либо предметного разговора о реальном строительстве Союзного государства.

Взять хотя бы недавнюю скандальную историю, связанную с сообщением  7 декабря  радиостанции «Эхо Москвы» о  том, что (согласно ее источникам в Администрации президента РБ) на декабрьском заседании высшего Государственного совета Союзного государства  должен быть утвержден проект Конституционного акта, предполагающий введение поста союзного президента, предназначенного для Владимира Путина (опять упорно навязываемая «проблема третьего срока»). И дело ведь совсем не в том, было ли утверждение «Эха Москвы» журналистской «уткой» или нет. Мало ли о чем, в конце концов, в условиях невозможной для Белоруссии свободы слова, могут гадать известные своей скандальностью радиожурналисты. Показательна нервная реакция официального Минска на это сообщение.

«В Беларуси с удивлением восприняли эту невесть откуда взявшуюся «информацию». И так как она появилась в российских СМИ, то и за комментариями  обращайтесь к российской стороне. Мы ее опровергаем», – заявил руководитель пресс-службы президента Белоруссии Павел Легкий (заметьте, он даже не добавил  «негосударственных СМИ»). Причем есть основания полагать, что эта тирада было предназначена совсем не для белорусских и российских граждан, которым уже давно наскучило ждать хоть каких-то реальных шагов в сторону воссоединения. Данное послание белорусского официоза, по-видимому, было адресовано Западу, которому посылался сигнал - нет оснований беспокоиться по поводу перспектив белорусско-российского союза.

На подобные мысли наводят и взаимоисключающие заявления чиновников Постоянного комитета Совмина Союзного государства. Так, 5 декабря текущего года в интервью Белорусскому  телеграфному агентству (БЕЛТА) госсекретарь Павел Бородин после своей встречи с Александром Лукашенко  сообщил, что на заседании ВГС СГ 13-14 декабря  основными вопросами будут принятие союзного бюджета и  обсуждение проекта Конституционного Акта. Бородин пояснил, что в ходе встречи президенты намерены подробно рассмотреть проект этого документа, и  рассказал о некоторых деталях предстоящего обсуждения: «В проекте отражается конфедеративная модель устройства Союзного государства. Останутся гербы и гимны стран. При этом необходим союзный парламент, а также делегирование некоторых полномочий на союзный уровень: в частности, полномочий по охране границы, таможне, обороне, военно-техническому сотрудничеству, финансово-кредитной и ценовой политике».

Как видим, сказано конкретно и, очевидно, по согласованию с А.Г. Лукашенко. Однако сразу после упомянутого сообщения «Эха Москвы», и. о. руководителя Представительства Постоянного комитета в Минске Анатолий Комисарчук, опровергая московскую радиостанцию, заявил о том, что  в повестке дня заседания Высшего Госсовета СГ вопрос о проекте Конституционного Акта не значится. Странное складывается положение. Версия, высказанная  частной радиостанцией, вызывает несоразмерную  реакцию официального Минска и вынуждает господина Комисарчука во всеуслышание  говорить практически о том, что его вышестоящий начальник не прав и вообще неисправимый фантазер.

Таким образом, вольно или невольно белорусский официоз лишний раз подтвердил свое  фактическое нежелание выстраивать реальную конструкцию Союзного государства.  В этом русле лежит и недавнее интервью Александра Лукашенко испанской газете «Эль Паис» (03.12.2007, БЕЛТА), в котором он несколько раз подчеркнул, что надеется быть ближе к Евросоюзу: «Мы этого хотим и везде об этом говорим». При этом Лукашенко заявил, что  Республика Беларусь лучше подготовлена к вступлению в Европейский союз, чем в свое время Польша и прибалтийские государства. Вот и получается: с одной стороны, «отказ от Союза с Россией – это моя политическая смерть», а с другой,  «мы готовы к вступлению в Евросоюз».

Есть, правда, еще латиноамериканское направление, на котором с помощью Венесуэлы  официальный Минск рассчитывает укрепить свое положение на этом континенте. Лукашенко рассматривает Латинскую Америку  как рынок, который может возместить ослабление белорусских торговых позиций в Российской Федерации и заодно в западных странах. 4 декабря на совещании, посвященном подготовке  своего визита в Венесуэлу, белорусский президент  рассказал о своих планах относительно этой страны: «Венесуэла готова купить любой наш товар. Они нуждаются во всем. Деньги в Венесуэле есть, поэтому надо предложить товар». Такая вот многовекторность в действии.

Намерен ли Лукашенко в действительности вступать в ЕС, даже если бы его по какой-либо причине вздумали  туда принять? Думается, что нет. Белорусский президент слишком привязан к политической власти, привык самостоятельно принимать решения, чтобы добровольно отдать свои полномочия и привилегии. Александр Лукашенко хочет быть никем и ничем не ограниченным хозяином в собственном «уделе». Отсюда  все это маневрирование между Москвой, Брюсселем, а теперь и Каракасом.

Однако историческое время «самостийных» уделов, как представляется, подходит к концу, и белорусским правящим кругам  стоило бы серьезно подумать об этом и сделать, наконец, решающий шаг на встречу России. В противном случае это неизбежно сделают  другие. Например, недавно созданный, но уже активно действующий общественный Белорусско-Российский интеграционный совет (БРИС, Синицын - Пафенович - Баранчик).

Популярность Лукашенко резко пошла вниз. Даже среди таких ранее верных его сторонников, как ветераны-афганцы, ликвидаторы-чернобыльцы и пенсионеры, которые уже с 17 декабря лишаются многих (а с 1 января 2008 года всех) по праву заслуженных ими льгот, что особенно болезненно воспринимается на фоне уверенного положения их российских коллег. К антироссийской оппозиции в большинстве своем  эти люди не пойдут, тем более что сейчас по отношению к России власть и оппозиция выступают фактически общим фронтом. Но значительная часть белорусских граждан готова поддержать те силы, которые поднимут, выпавшее из рук Александра Лукашенко знамя реального воссоединения.





Встреча без акта

10 - 17 декабря 2007. БР. Белорусы и рынок

Павлюк Быковский

Слух о планах подписать Конституционный акт и распределить полномочия в Союзном государстве в ходе визита 13-14 декабря в Минск президента России Владимира Путина взбудоражил общественность и был опровергнут на прошлой неделе.

Слух и его громогласное опровержение стали эффективным средством PR-раскрутки рядового заседания Высшего госсовета Союзного государства. 7 декабря радиостанция "Эхо Москвы" со ссылкой на "источники в окружении белорусского президента" сообщила, что во время предстоящего заседания Высшего госсовета будет подписан Конституционный акт, предоставляющий В. Путину пост президента Союзного государства, а A. Лукашенко — спикера союзного парламента.

"В Беларуси с удивлением восприняли эту невесть откуда взявшуюся "информацию". И так как она появилась в российских СМИ, то за комментариями рекомендую обращаться к российской стороне. Мы ее не подтверждаем", — сказал 7 декабря в интервью БЕЛТА руководитель пресс-службы президента Беларуси Павел Легкий, который находился в это время в Венесуэле.

Ранее в тот же день в беседе с корр. ИТАР-ТАСС неназванный "представитель кремлевской администрации" сравнил такие предположения "с фантазиями". "Данного вопроса в повестке дня российского президента просто нет", — заявил аноним. Associated Press в свою очередь приводит слова Дмитрия Пескова, пресс-секретаря российского президента: "Я не знаю ничего о том, чтобы такой вопрос находился в повестке дня". В вечернем эфире "Эха Москвы" Д. Песков заявил: "Обе стороны придают большое значение процессу интеграции России и Беларуси, но слухи о том, что это произойдет именно сейчас в Минске, — не что иное, как измышления и продолжение спекуляций на тему политического будущего президента РФ Владимира Путина".

Под раздачу в борьбе с порочащими В. Путина слухами попал и Конституционный акт — уже годами готовый к рассмотрению, но так и не вынесенный для обсуждения на Высший госсовет. Сопредседатель комиссии по подготовке проекта Конституционного акта с российской стороны, спикер Госдумы уходящего созыва Борис Грызлов заявил в Москве, что Конституционный акт пока не готов к подписанию и не будет представлен на заседании ВГС: "Есть определенная процедура принятия Конституционного акта, которая утверждена в ранее принятых документах. Она предусматривает ряд шагов, которые надо сделать до того, как главы государств будут его подписывать, и эти шаги еще не сделаны". Одним из таких "шагов" должно стать представление документа на Высший государственный совет. "Этот шаг не планируется делать на очередном заседании Высшего госсовета", — сказал Б. Грызлов.

27 ноября 2001 г. был опубликован согласованный Беларусью и Россией проект Конституционного акта Союзного государства. После этого стороны вновь разрабатывали новые проекты. В январе 2003 г. президенты двух стран обсудили концепцию Конституционного акта, а в марте на заседании двусторонней комиссии вновь был утвержден единый согласованный вариант документа, который, однако, так и не был внесен на Высший госсовет. После этого в проект внесли около 200 поправок, которые носят "технический, а не политический характер". Документ опять был согласован в совместной комиссии, уже в новом ее составе, но сторонам так и не удалось преодолеть принципиального противоречия о разделении властных полномочий в Союзном государстве.

Было объявлено, что политический вопрос о руководящих органах следует решить президентам двух стран, после чего комиссия "в течение нескольких недель" подготовит окончательный проект Конституционного акта. Главы государств не смогли прийти к совместному решению: должны ли существовать посты президента и вице-президента Союзного государства или оно должно управляться коллегиальным органом вроде нынешнего Высшего госсовета, в который входят главы государств, правительств и обеих палат парламентов двух стран. Кроме того, стороны не смогли решить, будет ли избираться глава Союзного государства гражданами двух стран или союзным парламентом и т. д. В общем, пока выносить на Высший госсовет вроде бы нечего.

Кстати, достоверно известно, что Высшему госсовету предстоит вновь уточнить состав комиссии по подготовке Конституционного акта, — этот вопрос однозначно включен в повестку дня. В связи с отставкой Владимира Коноплева с поста председателя Палаты представителей и избранием на этот пост Вадима Попова необходимо утвердить последнего главой комиссии с белорусской стороны. В составе российской части комиссии должен быть утвержден вместо Александра Вешнякова новый глава Центризбиркома Владимир Чуров. Впрочем, и сам Б. Грызлов последние дни находится на посту спикера Госдумы, и неизвестно, кого изберут на эту должность депутаты нового созыва...

В интервью радио "Свобода" 7 декабря Иван Макушок, пресс-секретарь госсекретаря Союзного государства Павла Бородина, заявил, что "в повестке дня его (заседания Высшего госсовета. — Прим. П. Б.) нет вопроса о Конституционном акте". Между тем 4 декабря по результатам встречи А. Лукашенко и П. Бородина пресс-служба белорусского президента сообщила, что "во время встречи в Минске президенты намерены детально обсудить перспективы принятия Конституционного акта Союзного государства". Пресс-служба белорусского лидера приводит слова П. Бородина, что "в настоящее время подготовлено пять вариантов акта", а также уточняет, что "речь не идет о введении поста союзного президента и союзных министров" и "в проекте отражается конфедеративная модель устройства Союзного государства".

Из сообщения можно понять, что Конституционный акт будет рассматриваться на заседании Высшего госсовета, но прямо об этом не сказано. Более того, при детальном изучении текста видно, что проекта как такового нет, есть пять вариантов. Показательно, что пресс-служба белорусского президента устами П. Бородина еще 4 декабря опровергла существование слуха о трудоустройстве В. Путина в качестве президента Союзного государства за три дня до того, как эту версию озвучило "Эхо Москвы"!

Следует отметить, что версия о союзном будущем В. Путина с трудом укладывается в сроки: в марте уже назначены президентские выборы в России, а за оставшиеся три месяца проведение конституционного референдума в двух странах маловероятно. При этом в Законе "О референдуме в РФ" содержится прямой запрет на совмещение референдума с проведением выборов президента, но с поправкой: "за исключением случаев, когда референдум РФ инициируется в соответствии с международными договорами РФ".

Поэтому технически исключить такой вариант нельзя, хотя заместитель директора 2-го департамента по странам СНГ Министерства иностранных дел России Николай Удовиченко прямо заявляет, что "проект Конституционного акта не готов, его на референдум не вынесешь" (см. "БР" № 45/2007), и с этим утверждением не спорят ни официальный Минск, ни госсекретариат Союзного государства.

Другое дело, трудно представить, чтобы В. Путин захотел стать вторым П. Бородиным: чем дальше от 2 апреля 1996 г., когда был подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, тем интеграция двух стран выглядит все более эфемерной. Границы между странами исчезли до этого договора, а наднациональные органы, предусмотренные последующим Договором о создании Союзного государства, не приобрели новых полномочий по сравнению с аналогичными структурами Сообщества и Союза Беларуси и России...

В общем, можно поверить официальной информации, что главным вопросом повестки дня Высшего госсовета 14 декабря будет утверждение бюджета Союзного государства на 2008 г. Как писала наша газета

(см. "БР" № 44/2007), парламентское собрание союза Беларуси и России утвердило бюджет по доходам Союзного государства в сумме 4.061 млн. RUB, в том числе за счет отчислений РФ — 2.640 млн. RUB, Беларуси — 1.421 млн. RUB. Расходная часть бюджета составит 4.061 млн. RUB и включает финансирование 38 программ, подпрограмм и мероприятий.

Очевидно, что Высший госсовет без проволочек одобрит этот документ. Зачем же было поднимать шум по Конституционному акту и кому он может быть выгоден? Поскольку утечка "слуха" была, судя по сообщению "Эха Москвы", с белорусской стороны, то именно ее можно предположить выгодополучателем.




Министр иностранных дел РБ о взаимоотношениях Белоруссии и Венесуэлы

Материалы пресс-конференции министра иностранных дел РБ Сергея Мартынова 10.12.07

С.Мартынов: Взаимоотношения Беларуси и Венесуэлы изначально задумывались и прорабатывались как отношения комплексного долгосрочного характера. Под комплексностью я имею в виду то, что при первых же контактах с Венесуэлой стало очевидным, что обе стороны заинтересованы в углубленном сотрудничестве по широкому кругу отраслей: от торгово-экономической до инвестиционной, социальной, культурной и иных областей. Совершенно очевидно, что Венесуэла, будучи государством и страной с богатыми природными ресурсами, имеет серьезную потребность в наращивании промышленного, технологического потенциала своей экономики, а также в серьезном усилении социальной ориентированности народно-хозяйственного комплекса этой страны. Во всех этих сферах Беларусь может оказать существенное содействие этой стране на взаимовыгодных основах.

Нас, со своей стороны, наряду с взаимодействием в этих сферах интересует работа с Венесуэлой в энергетической сфере, поскольку это отвечает задачам повышения энергетической безопасности нашего государства: получение альтернативных источников и маршрутов получения энергоснабжения. Следующий компонент – это долгосрочность, стратегический характер наших отношений во всех названых сферах, который и был подтвержден в ходе состоявшегося визита.

В ходе визита был подписан целый комплекс соглашений, порядка полутора десятка, который дополняет большое количество уже имеющихся договоренностей между нашими странами. По своему характеру это рамочные соглашения: о сотрудничестве между двумя правительствами в торгово-экономической сфере, о взаимной защите инвестиций, избежании двойного налогообложения, культурном сотрудничестве, сотрудничестве в сфере образования, борьбы с преступностью и т.д. Сам перечень указывает на комплексный характер наших отношений.

Визит, с точки зрения белорусской стороны, которая разделяется и венесуэльской стороной, был весьма успешным: достигнуты существенные договоренности, подписаны важные контракты.

Агентство «Рейтер»: Во время визита состоялось открытие месторождений, которые будет осваивать Республика Беларусь. Каковы планы по объемам добычи нефти на будущий год? Каким образом эта нефть будет реализовываться? Будет ли при этом задействован рынок США?

С.Мартынов: В настоящее время Беларусь имеет доступ к двум месторождениям на территории Венесуэлы. Одно из этих месторождений на востоке страны [Гуара Эсте] посетил в последний день визита Президент Республики Беларусь, где первые литры белорусской нефти, произведенные на Венесуэльской земле были презентованы нашему Главе государства. Второе месторождение [Лагомедио] – на западе страны. Мы рассчитываем, что задействование этих месторождений даст возможность добывать порядка 900 тысяч тонн нефти в год.

В ходе визита также достигнута договоренность, что Республика Беларусь получит доступ еще к нескольким месторождениям, на которых будет работать созданное в ходе этого визита совместное белорусско-венесуэльское нефтяное предприятие. Введение в эксплуатацию этих дополнительных месторождений позволит нам увеличить добычу нефти на венесуэльской территории как минимум до 2 миллионов тонн в год. Но это перспектива нескольких ближайших лет.

Что касается того, как мы будем распоряжаться этой нефтью, то понятно, что с учетом расстояния транспортировать ее в Беларусь нет экономического резона. Таким образом, нефть будет реализовываться на том рынке, а вырученные средства будут использоваться на закупку нефти уже в нашем регионе.

Газета «Время новостей»: Было подписано соглашение о военно-техническом сотрудничестве с Венесуэлой. Что это предполагает: будут ли осуществляться поставки военной техники, может ли идти речь о дальнейшем военном сотрудничестве или создании некоего совместного военного альянса?

С.Мартынов: О военных альянсах прямого действия речь, естественно, не идет. Заключенное соглашение имеет рамочный характер, и дальнейшее его развитие будет определяться потребностями сторон.

Телекомпания ОНТ: Вчера завершилась национальная выставка Республики Беларусь. Участники ее пока не вернулись, но, может, уже есть информация о ее итогах, о каких-нибудь заключенных контрактах?

С.Мартынов: У меня пока что, к сожалению, нет никаких цифр, которые бы относились непосредственно к контрактам, заключенным в ходе выставки. Думаю, что вы сможете их уточнить у тех, кто вернется с выставки. На данный момент известно только, что фактически все экспонаты выставки возвращаться в Беларусь не будут. Уже есть договоренность, достигнутая с венесуэльской стороной, что все они будут закуплены нашими венесуэльскими друзьями. Сумма закупки от экспонатов выставки составит три миллиона долларов США. Должен вам сказать, что сама выставка вызвала значительный интерес не только в официальных кругах, но и среди населения Венесуэлы.

Вечером дня открытия выставки, которое произошло в присутствии двух президентов [А.Лукашенко и У.Чавеса], по многим каналам венесуэльского телевидения прошли очень подробные репортажи, в которых было отмечено не только высокое качество и интерес, который представляют собой белорусские товары, но и было подчеркнуто, что Беларусь – это фактически лидирующая страна в регионе бывшего Советского Союза по сохранности экономического и технологического потенциала и его наращиванию за годы независимости. Также было подчеркнуто, что Беларусь готова к глубокому техническому взаимодействию с Венесуэлой в целях повышения венесуэльского промышленного потенциала.

Агентство ИТАР-ТАСС: Политические контакты между Беларусью и Венесуэлой на высшем уровне весьма интенсивны и, вероятно, будут продолжены. Следует ли ожидать визита в Минск визита Уго Чавеса?

С.Мартынов: Вы знаете, что контакты на высшем уровне между нашими двумя странами весьма интенсивны: президент У.Чавес уже дважды побывал в Республике Беларусь, и только что состоялся визит нашего Главы государства. Время следующего визита венесуэльского Президента пока не оговаривалось. Но запланировано, что уже в феврале-марте в Беларусь прибудет большая делегация венесуэльского правительства и деловых кругов для продвижения тех договоренностей, которые были достигнуты сейчас в Венесуэле.

Агентство БелТА: Что касается рейтинговых проектов – проектов в области проектирования и строительства – когда начнется реализация проекта, в частности по строительству агрогородка?

С.Мартынов: Этот вопрос Вы должны будете более конкретно адресовать в Министерство архитектуры и строительства. Мое понимание состоит в том, что сейчас есть два проекта, над которыми мы работаем: один проект – то, что Вы назвали агрогородок, но это город-спутник г. Каракаса, находящийся в километрах пятидесяти-шестидесяти от столицы Венесуэлы, и второй проект – это проект реконструкции одного из районов самого Каракаса. Оба проекта вызвали острый интерес Президента У.Чавеса. Он, как я понимаю, заинтересован в том, чтобы мультиплицировать эти проекты, сделать не только два, а больше. Один из этих проектов находится в достаточно высокой степени согласованности с венесуэльской стороной – это проект города-спутника. Второй еще проходит этот этап согласования. Начало реализации будет зависеть от согласования архитектурных параметров.

Очень важно, что в ходе визита было достигнуто понимание, что оба эти проекта должны будут делаться белорусской стороной «под ключ». Естественно рабочая сила будет венесуэльская, но проектирование и менеджмент будет осуществляться белорусской стороной.

Агентство БелаПАН: Планируется ли назначение Посла Беларуси в Венесуэле и чья кандидатура рассматривается?

С.Мартынов: Посол Беларуси в Венесуэле, естественно, будет назначен в соответствующий момент времени. Есть уже решение Главы нашего государства об открытии посольства Беларуси в Венесуэле. На данный момент там уже работает один человек – это Временный поверенный в делах. Когда будет назначен Посол, об этом Вы узнаете дополнительно.




Последовательные союзники

11.12.2007. Рэспубліка

Последовательные союзникиБелорусско-венесуэльский альянс является стратегическим, и обе страны намерены значительно активизировать двустороннее сотрудничество. Это было заявлено на встрече президентов двух стран Александра Лукашенко и Уго Чавеса в Каракасе.

На переговорах лидеры двух стран подтвердили готовность развивать конструктивный диалог по конкретным направлениям сотрудничества, ранее определенным ими в Минске. Александр Лукашенко и Уго Чавес также высказались за более активное развитие взаимодействия.

«Венесуэла является для нас одним из наиболее последовательных политических союзников и торгово-экономических партнеров. Мы можем констатировать, что взаимодействие наших стран вышло на уровень стратегического партнерства, о чем свидетельствуют регулярные контакты на уровне президентов стран», — сказал Александр Лукашенко.

Начиная с июля 2006 года это уже четвертая встреча глав Беларуси и Венесуэлы.

На протяжении последних семи лет белорусский экспорт в Венесуэлу был представлен в основном калийными удобрениями. В 2007 году, помимо калия, в эту страну из Беларуси экспортировались автомобили, тракторы.

В настоящее время реализуются совместные торгово-экономические проекты, в числе которых создание белорусско-венесуэльских предприятий по сейсморазведке, добыче нефти, производству стройматериалов. Начаты поставки в Венесуэлу белорусской автомобильной, сельскохозяйственной, дорожно-строительной, бытовой техники и создание сборочных производств МТЗ, МАЗ, БелАЗ. Белорусские специалисты осуществляют проектирование жилых районов в Венесуэле. Венесуэльская сторона предложила белорусам рассмотреть вопрос об участии в газификации населенных пунктов этой страны.

По мнению белорусских экспертов, авторитет и влияние Венесуэлы в Латино-Американском регионе и Движении неприсоединения могут способствовать более активному продвижению интересов Беларуси в другие страны Латинской Америки.

Президент Беларуси возложил в Каракасе венок к саркофагу Симона Боливара в Национальном пантеоне, пообщался с представителями венесуэльской общественности.

«Искренне благодарен за оказанную мне честь посетить святое для каждого гражданина вашей страны место — Национальный пантеон и поклониться праху великого сына венесуэльского народа, Освободителя Южной Америки Симона Боливара.

Его имя вызывает чувство глубокого уважения, а жизнь является ярким примером самоотверженного служения своей Родине, идеалам свободы и справедливости», — такую запись Александр Лукашенко оставил в книге почетных гостей пантеона.

В Национальном пантеоне захоронены останки более 140 знаменитых граждан Венесуэлы, в том числе политиков, историков, писателей, врачей.

Александр Лукашенко и Уго Чавес приняли участие в церемонии открытия Национальной выставки Республики Беларусь.

На ней были представлены 216 белорусских экспонентов, прошла презентация экономического, экспортного, научно-технического потенциала Беларуси.

Посетители выставки ознакомились с инвестиционными проектами, деятельностью свободных экономических зон, банковским и страховым секторами экономики, туристическими возможностями республики, системой высшего образования Беларуси и условиями обучения иностранных студентов.

На открытой площадке была представлена в действии продукция МТЗ, ОАО «Амкодор», ПО «БелАЗ», «Белагромаш», «Мотовело».

В культурной программе выставки участвовали ведущие творческие коллективы Беларуси, известные исполнители. Гости экспозиции смогли ознакомиться с белорусскими народными ремеслами, национальной кухней: на импровизированной площадке, расположенной перед входом на выставку, развернуто «Беларускае падвор`е».

Уго Чавес подтвердил желание Венесуэлы развивать взаимовыгодное сотрудничество с Беларусью. В знак высокого уважения венесуэльский лидер вручил Александру Лукашенко высшую награду этой страны – орден Освободителя.

Беларусь и Венесуэла заключили соглашение о военно-техническом сотрудничестве – подпись под документом поставили президенты двух стран.

Были также подписаны межправительственные и межведомственные документы, предусматривающие взаимодействие в различных областях. В их числе — соглашения о сотрудничестве в торгово-экономической сфере, о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций, об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов, об отмене виз в национальных, дипломатических и служебных паспортах и другие.

Заключены соглашения о сотрудничестве между Министерством финансов Беларуси и Министерством народной власти по финансам Венесуэлы, о культурном сотрудничестве в области образования и науки, а также в сфере борьбы с преступностью. Всего подписано 14 соглашений.

Помимо этого, заключено около полутора десятков контрактов между субъектами хозяйствования.

Беларусь и Венесуэла будут активно взаимодействовать в сфере строительства, газификации, машиностроения.




И вновь о праве на защиту внутреннего рынка

07.12.2007. Экономическая газета

Алесь Иванович

Министерство торговли Беларуси считает необоснованным требование Минэкономразвития и торговли России отменить действующий в нашей стране механизм обязательных поставок товаров на внутренний рынок. Такова первая реакция на обращение главы департамента торговых переговоров МЭРТ М.Медведкова в МИД РБ с соответствующей просьбой к белорусскому правительству.

В письме МЭРТ отмечено, что принятое белорусским правительством постановление от 29.10.2007 № 1409 «О некоторых вопросах поставок отдельных товаров в 2008 г.» противоречит духу обязательств Беларуси в рамках соглашения правительств двух стран о мерах по развитию торгово-экономического сотрудничества от 23.03.2007 г.

Российская сторона обращает внимание, что фактически указанным постановлением белорусское правительство установило объемы поставок товаров, произведенных производителями, подчиненными правительственным структурам, которые несут ответственность по организации поставок товаров.

Российские эксперты, сообщает ПРАЙМ-ТАСС, отмечают, что указанные белорусские ведомства, как правило, не имеют структурных подразделений или подчиненных организаций, занимающихся импортом аналогичных товаров, которые могли бы попасть в выделенный объем квот.

К примеру, государственный концерн «Белгоспищепром» не имеет права на ввоз на территорию Беларуси табачных изделий иностранного производства, однако в его подчинении находится гродненская табачная фабрика «Неман», которая по итогам 2007 г. намерена произвести более 11 млрд. штук сигарет. Примерно такой же объем сигарет (11,1 млрд. штук) установлен постановлением белорусского правительства для обязательной реализации в 2008 г. торговыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями на внутреннем рынке республики, говорится в письме МЭРТ РФ.

Призванная гарантировать реализацию отечественных товаров на внутреннем рынке система фактического квотирования приводит к тому, что доступ российской продукции на белорусский рынок будет существенно затруднен, а в ряде случаев и невозможен, считают российские эксперты.

Эти требования совершенно необоснованны, заявил на пресс-конференции в среду заместитель министра торговли Беларуси Вячеслав Драгун, комментируя оценку российским МЭРТ механизма обязательных поставок товаров на внутренний рынок как противоречащего обязательствам страны в рамках межправительственного соглашения о мерах по развитию торгово-экономического сотрудничества.

Как известно, еще в сентябре 2006 г. в нашей стране было отменено лицензионное требование о наличии обязательной квоты товаров белорусского производства в розничном ассортименте объектов торговли и общественного питания. Ограничительная мера, согласно которой удельный вес отечественных товаров в ассортименте предприятий торговли и общественного питания должен был составлять около 70% в зависимости от региона, была направлена на поддержку своих производителей.

Постановление Совмина № 1409, как отмечало в связи с его принятием Минэкономики, принято в целях наполнения внутреннего потребительского рынка отдельными товарами в 2008 г. Оно включает 41 товарную позицию, из них 12 — по продовольственным и 29 — по непродовольственным товарам.

Приведя в пример доведение обязательных объемов поставок на внутренний рынок молочной продукции в связи с недостаточным поступлением летом 2007 г., В.Драгун отметил, что это была защита внутреннего рынка, любая страна в такой ситуации применяла бы меры, чтобы сбалансировать поставки на внутренний и внешний рынки и нивелировать негативную ситуацию. «В данном случае мы не считаем, что это ограничительная мера или мера тарифного регулирования, мы просто перераспределили товарные ресурсы, которые есть в республике», — сказал он. Тем более что экспортные поставки при этом были сохранены, обязательства перед российскими партнерами выполнены. «Что касается внутреннего потребительского рынка, то не думаю, что кто-либо, например, польская или украинская сторона, вправе диктовать, правильно мы поступаем или неправильно», — добавил замминистра.




Население потащит «газовый» груз

11.12.2007. Белорусские новости

Елена Новожилова

В следующем году белорусам нужно быть готовыми к тому, что государство сделает их полноценными участниками отражения «газовой атаки».

Если нынче рост тарифов на услуги ЖКХ должен был уложиться в 5 долларов (для двухкомнатной квартиры, где проживают три человека), то на следующий год Минэкономики ориентируется уже на 20-долларовый лимит. И это при благоприятном итоге переговоров по цене на газ-2008: 125 долларов за 1 тыс. кубометров, при которой дополнительные расходы Беларуси чуть превысят 500 млн. долларов. Еще около 250 дополнительных миллионов придутся на нефть.

Как заметил завотделом НИИ экономики Министерства экономики Александр Матяс, «повышение цен на энергоносители было неравномерно распределено, основной удар пришелся по реальному сектору, жилищно-коммунальному хозяйству. Поэтому в следующем году ситуацию будут исправлять. Пока предполагается стоимость услуг ЖКХ повысить на 20 долларов. Но как будет на самом деле, будет зависеть от того, о какой цене на газ на следующий год договорятся. Но и условия поставки нефти меняются в худшую сторону. Поэтому населению придется платить все больше».

Один из широких шагов в этом направлении, напомнил представитель Минэкономики, уже сделан: упорядочение, а точнее, ликвидация социальных льгот. Кроме того, «в декабре мы наблюдаем рост стоимости проезда в транспорте. Нагрузка на население дальше будет только возрастать», добавил А.Матяс.

Теоретики экономической мысли и практики повседневной жизни знают, что равное повышение тарифов ЖКХ, как и цен на продукты питания, куда в большей степени обедняет тех, кто и до этого был небогат, чем уменьшает доходы обеспеченных. По данным исследования, проведенного Институтом приватизации и менеджмента (ИПМ), удельный вес расходов на продукты и жилищно-коммунальные услуги за 1996-2006 годы в Беларуси составил соответственно 56,6 и 8,9% от потребительских расходов 20% беднейших домашних хозяйств и 45,7 и 5,1% — от потребительских расходов 20% наиболее состоятельных.

При этом за указанное десятилетие цены на продукты питания выросли в стране в 136 раз (!), на услуги ЖКХ — в 453 раза (!), на непродовольственные товары — в 72 раза (!).

Резкий рост тарифов ЖКХ, напоминает экономист ИПМ Александр Чубрик, «пришелся на 2002 — начало 2003-го, что тут же негативно сказалось на рейтинге Лукашенко». После этого, говорит эксперт, правительство действует в этом вопросе крайне осторожно. Тем не менее, по прогнозам А.Чубрика, в ближайшие год-два нас, очевидно, ждет повышение тарифов ЖКХ, поскольку власти не станут делать это перед следующими выборами.

Тему выборов, но уже парламентских, экономист Белорусского института стратегических исследований (БИСС) Кирилл Гайдук неожиданно связал с отменой льгот. По данным Минтруда и соцзащиты, на которые сослался специалист, объем госрасходов, направлявшихся прежде на финансирование льгот, весьма незначителен — около 300 млн. долларов. «Это очень маленькая статья бюджетных расходов, — подчеркивает К.Гайдук. — Только на сельское хозяйство предусмотрено 1,5 млрд. долларов». «Это не было экономическим решением, — считает он. — Это решение, принятое, скорее всего, в политических целях. В следующем году перед парламентскими выборами правительство в поисках популярности сможет не увеличивать реальную заработную плату, а вернуть какие-то льготы».

О том, что следующий год отметится ростом тарифов на электрическую и тепловую энергию, в октябре говорил вице-премьер Андрей Кобяков, отвечая на вопросы парламентариев. При этом замглавы правительства не стал называть конкретную стоимость газа, исходя из которой стратеги этот повышение просчитывают. «Переговоры с российской стороной еще идут, поскольку есть определенные коридоры, которые позволяют действующее соглашение согласовывать на разных уровнях. Поэтому говорить о какой-то конкретной цифре, которая нами закладывается в расчеты, я бы сейчас не стал. Есть разные варианты расчетов, но абсолютную цифру мы пока не зафиксировали», — сказал А.Кобяков.

Чтобы притормозить рост цен на услуги ЖКХ, 26 марта этого года белорусский президент подписал указ, освобождающий «коммуналку» от НДС. Причем действие документа распространилось на отношения, возникшие с 1 января 2007-го.

С этого дня, напомним, в Беларуси были установлены новые тарифы: газ и электричество подорожали для населения на 20%, тепловая энергия — на 12%. В среднем коммунальные платежи выросли на те самые 5 долларов. Вскоре в правительстве стали поговаривать о том, что 5-долларовый рост распространится лишь на первую половину года, а там — еще столько же. Тем более что еще в августе прошлого года первый вице-премьер Владимир Семашко озвучил совсем не оптимистичный прогноз: при увеличении цены газа «до 100 долларов за тысячу кубических метров рост коммунальных платежей за двухкомнатную квартиру составит 32-35 долларов».

Минувшим январем заместитель премьера Виктор Буря обещал, что в текущем году повышения тарифов больше быть не должно, «если не возникнет каких-либо форс-мажорных обстоятельств».

Форс-мажорные обстоятельства, согласно заключенному с «Газпромом» договору, будут наступать ежегодно до 2011-го.




Какой увидели Беларусь шведские эксперты

26. 11.2007. БелГазета

Ярослав Романчук

Стокгольмский институт переходных и восточноевропейских экономик (SITE) по заказу МИД Швеции презентовал страновой доклад по Беларуси. Шведские аналитики изучали последствия нефтегазового шока для Беларуси и дали рекомендации политикам своей страны по возможному формату сотрудничества с нашей.

Больших неожиданностей и откровений в докладе нет: с начала 90-х Стокгольмская школа экономики работала с различными переходными странами, в т.ч. с Россией. Шведы вполне адекватно раскусили суть нашей системы: «Беларусь - важная страна на границе ЕС, которая выбрала отличный от Запада путь развития с централизованным контролем над экономикой и слабыми демократическими институтами. Попытки вовлечь ее руководство в диалог, который мог бы привести страну к большей открытости и рынку, не были успешными. С другой стороны, переговоры с Россией по газу и нефти в 2006г. и последующие соглашения, вступившие в силу в 2007г., стали значительным шоком для внешних связей страны и привели к широкомасштабным макроэкономическим и социально-политическим последствиям».

Вслед за МВФ шведы говорят о «постоянном шоке», хотя белорусское правительство его категорически отрицает. Вплоть до IV квартала 2007г. население действительно не ощущало шока. Спокойный сон берегли низкие тарифы на ЖКУ и существенный рост денежных доходов. Совмин делал все, чтобы госпредприятия не испытывали дефицита кредитных ресурсов. Пока получилось. Благо внешние кредиты и терпение вкладчиков не закончились.

Шведские аналитики считают: «Механизмы работы белорусской экономики тесно связаны с сетью спецсоглашений по торговле нефтью и газом с Россией». Они указывают на то, как без собственных нефти и газа наша страна сумела в полной мере насладиться энергетической рентой: «В 2006г. топливные и нефтехимические товары составляли около одной трети общего объема промышленного производства, которое, в свою очередь, составляет одну треть ВВП. Минеральные продукты составляли около 40% экспорта, в 2001г. их доля была меньше 20%».

Поставки газа также стали источником роста белорусской экономики. Получая дешевое топливо, страна быстро довела уровень его потребления в структуре первичного потребления энергии до более чем 60%. Для сравнения: в России и на Украине этот показатель составляет соответственно 50% и 40%. В Литве и Польше доля газа в структуре потребления первичной энергии составляет 25% и 10%. То, что в 2001-06гг. было благом (тотальная газификация и расчет на дешевую нефть вкупе с экспортным грантом), с 2007г. стало шоком: «Если бы в 2006г. Беларусь платила «европейскую рыночную цену», дополнительные издержки составляли бы около 10% ВВП». Таков российский газовый грант Беларуси от России. А ведь был еще и нефтяной оффшор!

Ликвидация нефтегазового гранта и есть суть внешнеторгового шока. К нему необходимо адаптироваться сокращением госрасходов, переходом внутренних цен на мировые и модернизацией производственной базы. Но госрасходы увеличились, тарифы на ЖКУ еще в меньшей степени покрывают издержки производства, а модернизация свелась к механическому перераспределению многомиллиардных бюджетных ресурсов в пользу традиционных секторальных «священных коров», в первую очередь сельского хозяйства.

По расчетам шведов, в бюджете 2007г. сельхозсубсидии составляют около 20% госрасходов. Крупные промышленные предприятия продолжают работать в условиях «мягких бюджетных ограничений»:«Предприятиям, которые испытывают трудности, может быть оказана поддержка разными способами, а для предприятий, которые получают высокую прибыль, может быть в весьма непредсказуемой форме увеличена налоговая нагрузка».

С 1995г. по 2000г. экономический рост был обеспечен за счет экспансионистской фискальной и монетарной политики и свободного доступа белорусских товаров на российский рынок. На этом этапе белорусские производители сумели добиться существенных ценовых преимуществ перед россиянами. Но в 2001-06г. наступила золотая нефтегазовая эпоха. И такой же свободных доступ на российский рынок.

В 2007г. настал новый этап во взаимоотношениях между РБ и РФ. По мнению шведов, влияние «шока на торговый баланс и баланс текущего счета будет существенным». Они попытались подсчитать последствия, предположив, что объемы экспорта и импорта не будут меняться: «В 2007г. совокупное влияние нефтяного и газового шока составляет около $1,7 млрд., что эквивалентно 5% ВВП. Оно будет увеличиваться вплоть до 2011г. и достигнет $4,7 млрд. (для сравнения: потери от исключения Беларуси из Общей системы преференций ЕС составят $23-36 млн.)».

При фиксированном обменном курсе и валовых золотовалютных резервах в объеме $1,4 млрд. на конец 2006г. правительство сделало акцент на стремительное увеличение объема внешних кредитов. Эксперты полагают, что оценка МВФ общих потерь Беларуси от внешнего шока в 10-15% ВВП может быть занижена, потому существует ряд факторов, которые могут увеличить эти потери: фиксированный обменный курс, жесткая структура экономики и низкое качество институтов. С учетом этих факторов SITE прогнозирует: потери могут составить до 33% первоначального объема ВВП (а не 15%, как рассчитывает МВФ): «Тот факт, что рост объемов производства сократится на 5%, затем на 4, 3, 2 и 1% процент в период между 2007г. и 2011г., не значит, что потеря объемов производства составит 15% (т.е. сумма потери темпов роста по отдельным годам). Если в качестве отправной точки брать темпы роста экономики 10% в год без шока, а влияние на них является таковым, как описано выше, то при сравнении годового уровня производства с гипотетическим трендом и суммировании всех потерь по годам до 2011г. мы получаем 67% от первоначального ВВП».

Шведские аналитики предлагают стандартный набор мер по адаптации к внешнему шоку, ключевыми из которых являются «улучшение институтов (установление принципа верховенства закона, демократии, реформа системы налогового администрирования и т.д.), сокращение роли государства в бизнесе, либерализация цен для обеспечения адекватной аллокации ресурсов и создания конкурентной по международным меркам экономики, ликвидация субсидий, не являющихся частью пакета мер по реформированию сельского хозяйства, промышленности и финансового сектора, ликвидация кредитования банками под административным давлением...».

В краткосрочном периоде помимо структурных реформ шведы предлагают правительству выпустить облигации для смягчения внешнего ценового шока, приватизировать госпредприятия, ужесточить фискальную и монетарную политику, девальвировать белорусский рубль для стимулирования экспорта. Это набор пожарных мер. Однако даже он может повергнуть в шок белорусское правительство. Шок не нефтегазовый, а психологический…




На газовых переговорах Беларусь будет торговаться за 7-8 долларов

29.11.2007. Белорусские новости

Алексей Золотницкий

В следующем году «Газпром» может повысить цены на газ для европейских потребителей. По словам заместителя председателя правления «Газпрома» Александра Медведева, такие прогнозы основываются на росте стоимости нефти, учитываемой в формуле определения цены газа.

Европейским потребителям стоит ожидать, примерно, 17-процентного роста цены на «голубое топливо» — до 300-350 долларов за тысячу кубометров.

Цена газа для Беларуси, согласно подписанному 31 декабря 2006 года контракту, с 1 января 2008 года также будет рассчитываться по европейской формуле. Соответственно, рост цены для потребителей из Западной Европы может сказаться и на стоимости газа для Беларуси. Впрочем, в отношении нашей страны действуют понижающие коэффициенты. В 2008 году он составит 67%, в 2009-м — 80%, в 2010-м — 90%. Однако, согласно договоренностям с «Газпромом», к 2011 году Беларусь должна будет выйти на 100-процентную оплату цены по европейской формуле.

Сегодня Беларусь, напомним, платит «Газпрому» 100 долларов за тысячу кубометров. В следующем году платить будем больше, но точная стоимость российского газа для нашей страны пока не определена, хотя ориентиры уже обозначены. В частности, посол России в Беларуси Александр Суриков говорил о 125 долларах за тысячу кубометров.

Белорусское правительство, судя по всему, рассчитывает эту планку несколько снизить. По крайней мере, первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко 29 ноября сообщил, что ожидаемая цена российского газа для Беларуси в первом квартале 2008 года составит 119,5 доллара. При этом Семашко не исключает, что в ходе переговоров удастся сбить цену еще на 7-8 долларов. Учитывая, что в 2008 году Беларуси потребуется порядка 21,5 млрд. кубометров газа, переговорщики надеются сэкономить для бюджета более 170 млн. долларов.

В любом случае, более низкая по сравнению со странами Европы цена российского газа является преимуществом белорусской экономики. Так считает президент Беларуси Александр Лукашенко.

«Сегодня Россия продает газ на границе Беларусь-Европа за 270-330 долларов за тысячу кубометров. Мы получаем по 100 долларов. Пусть даже 110-120 долларов. Но это не 330 долларов. И этим преимуществом надо пользоваться», — сказал Александр Лукашенко 29 ноября на семинаре с руководящими работниками местных и республиканских органов власти.

В числе других преимуществ Беларуси президент назвал дешевую рабочую силу и тот факт, что Беларусь еще не является членом ВТО.

Впрочем, последний фактор уже теряет свою силу. Те же российские партнеры, готовящиеся к вступлению своей страны в ВТО, намекают и белорусам на необходимость сотрудничества по общемировым правилам и стандартам. И не всегда белорусские предприятия могут в этом вопросе пойти свои восточным партнерам навстречу. Не готовы.

Впрочем, Лукашенко уверен, что воспользоваться сложившимся «бешеным спросом на Беларусь», в частности, на продукцию белорусских сельхозпроизводителей, еще не поздно.

«Сегодня сложилось так, что идет бешеный спрос на Беларусь, на те традиционные продукты сельхозпроизводства, которые делаются в Беларуси. Мы можем получать приличные деньги и прибыли, — сказал Лукашенко. — Бог нам помог, что на нашу продукцию подскочили цены, и мы должны этим пользоваться и создавать производство мирового уровня».

Учитывать конъюнктуру, безусловно, — непреложное правило. Но, складывается такое впечатление, что у нас это начали делать только сегодня, когда из-за низких внутренних цен белорусские продукты питания тысячами тонн стали уходить на сторону, создавая дефицит на отечественном рынке.

Сельхозпредприятия воспользовались удобным случаем, чтобы заработать хоть что-то, так как обеспечение внутренних потребностей страны больших барышей не приносит. Тем более что сельскохозяйственное производство и без того крепко сидит на государственных дотациях. А громогласные предупреждения президента о том, что халява для колхозов-совхозов скоро закончится, должного эффекта не возымели.

Сегодня Лукашенко отвел на задачу вывода белорусского сельского хозяйства на мировой уровень еще 5-6 лет: «Еще пять-семь лет и мы отменим льготы в сельском хозяйстве, и мы не сможем защищать и льготировать наши предприятия. Они должны быть самоокупаемы и современного уровня, чтобы затем влиться в конкурентную мировую экономику».

«Беларусь находится между двумя богатейшими полюсами. С одной стороны, задыхающаяся от денег Россия. Денег им девать некуда, я точно знаю. С другой стороны, богатейшая Европа», — отметил Лукашенко.

Не сумеем влиться — раздавят. Правда, думать об этом надо было не сегодня, а лет 10 назад. У нас же все больше говорят.




КГБ Беларуси о деятельности иностранных спецслужб

12.12.2007. Сайт ОГП

Интервью с руководителем пресс-службы КГБ РБ Валерием  Надтачаевым

- Валерий Николаевич, каковы тенденции активности иностранных спецслужб в отношении Беларуси за последнее время? На  чем их внимание сфокусировано в большей степени: на  внутриполитических или экономических процессах, происходящих в республике? Насколько, по Вашему мнению, иностранные разведки будут интересоваться вопросами строительства белорусской АЭС€

- Комитет государственной безопасности отмечает устойчивый интерес иностранных спецслужб к Беларуси с момента обретения республикой суверенитета. Сначала их внимание привлекал процесс реформирования Вооруженных сил, исполнения республикой обязательств по выводу со своей территории ядерного оружия. Затем приоритеты  менялись, но интерес оставался.

Как известно, в этом году Комитетом госбезопасности была пресечена противоправная деятельность агентов иностранной спецслужбы. Они занимались сбором сведений о военной группировке Союзного государства. За совершенные преступления четверо граждан Беларуси и россиянин осуждены судами к различным срокам лишения свободы.

В отношении интереса к строительству АЭС. Было бы странно, если бы его не было. Комитет государственной безопасности по своей линии будет обеспечивать весь спектр вопросов, затрагивающих безопасность станции.

- Прогнозируете ли Вы увеличение активности иностранных спецслужб во время проведения парламентских выборов в следующем  году?

- Безусловно, во время проведения важных общественно-политических кампаний в республике активность  иностранных спецслужб, неправительственных организаций, часть которых финансируется по линии спецслужб, возрастает. Это объясняется желанием зарубежных оппонентов белорусских властей влиять на ситуацию в республике. В этом смысле предстоящиепарламентские выборы не станут исключением. Нам известно, и мы об этом не раз говорили, через какие иностранные неправительственные институты и организации осуществляется финансирование белорусской оппозиции, проводятся обучающие семинары. О повышении роста благосостояния белорусов там речь не идет, учат только одному - как любой ценой захватить власть. Ничем другим как вмешательством во внутренние дела Беларуси это назвать нельзя.

Да и сам термин "белорусская оппозиция" нуждается в корректировке. Разве логично называть так людей, которые кормятся с чужих рук и поют с чужого голоса. Им присуще высокомерие, неприязнь инакомыслия, отторжение не только того, что делается сегодня в государстве, но и от того, что говорят и делают их же соратники. Они не способны договориться между собой и напоминают персонажей крыловского квартета, нежели ответственных политиков. Не удивительно, что белорусы не хотят слушать эту какофонию.

- Возможна ли реализация в Беларуси сценария "цветных революций", есть ли для этого политическая и социально-экономическая  основа?

- Основа отсутствует, тем не менее, такие попытки были. Они провалились. В первую очередь, их не принял наш народ. Где-то эти  "разноцветные революции" оказались удачными для их заказчиков и исполнителей, но каких-то благ своим народам не принесли. Раньше ; говорили, что есть революции "сверху" и "снизу". А все это разноцветье - это революции "слева", то есть левые. Посмотрите на карту мира и без труда увидите, кто там слева находится. Локомотивом в данном случае выступают Соединенные Штаты Америки. Проведение таких революций вписывается в политику доминирования одной страны, создания одного центра силы и нового мирового порядка. Только на поверку этот порядок означает хаос и потерю управляемости там, где его установили. Вместо того, чтобы научиться уважать интересы других, садиться за стол переговоров, США проводят тайные операции, финансируют "пятые колонны". Опасно то, что в последнее время их "франкенштейны" выходят из-под контроля. Один Усама бен Ладен чего стоит. А вот другая странность: начали проводить контртеррористическую операцию в Афганистане, и там моментально в разы возросло производство "тяжелых" наркотиков.

- Чем руководствовались инициаторы принятия закона о противодействии экстремизму? Насколько актуально это для Беларуси?

- Сегодня каких-то серьезных предпосылок и оснований для проявлений политического экстремизма у нас нет. Попытки фиксировались, но в основном они были инспирированы со стороны. Вспомните УНА-УНСО, другие радикальные политизированные группы зарубежного происхождения, которые приезжали к нам с целью дестабилизировать обстановку.

Так что принятие закона не было вызвано какими-то чрезвычайными обстоятельствами. Мы следуем международным подходам, учитываем то, что мир сегодня напоминает одну большую коммунальную квартиру, где отсидеться не получится. В этом смысле закон о противодействии экстремизму носит превентивный характер, он необходим нашему обществу.

- С чем связано в последнее время такое пристальное внимание КГБ Беларуси к незарегистрированным общественным организациям?

- Давайте называть вещи своими именами. Не тянут наши доморощенные радикалы на общественные организации. Какой срез общества они представляют? Вся эта "музыка" в интернете понятна. И заказывают ее те, кто платят, те, кто хотят безнаказанно вмешиваться в наши внутренние дела. Ларчик открывается просто - отдельным гражданам страны прививают уважение к законам страны, в которой они живут, а им это не нравится.

Закон, между прочим, не обязательно должен всем нравиться. Но его необходимо выполнять. Те, кто это делать не собирается, должны отдавать себе отчет в том, что будут нести ответственность. Найдите мне на карте мире страну, где практикуется иной подход.

- В качестве одного из условий нормализации отношений с Беларусью Европейский союз требует освобождения политзаключенных, говоря, в частности, об осужденных представителях незарегистрированных организаций?

- У нас нет политических заключенных, а в белорусском законодательстве нет политических статей. Разговоры о политзаключенных в Беларуси напоминают разговоры об оружии массового поражения в Ираке. Его до сих пор не нашли. Но страну оккупировали и фактически спровоцировали гражданскую войну. Так что разговоры о политических заключенных в Беларуси - это часть информационной кампании, развязанной против нашей страны с целью дискредитации нашей внешней и внутренней политики, создания перед европейским сообществом образа "тирании".

- На Ваш взгляд, есть ли место сотрудничеству иностранных спецслужб, учитывая, что эти организации являются потенциальными противниками?

- Безусловно. Сегодня никого не нужно убеждать в существовании общих угроз человечеству. Возьмем рукотворные: международный терроризм, наркотики, торговлю людьми и нелегальную миграцию. И это, не говоря о природных и техногенных катаклизмах. В одиночку противостоять им не может ни одно, даже самое сильное государство. Отсюда понимание необходимости взаимодействия. И здесь никаких претензий к белорусам не звучит. А ведь мы в рамках различных международных и межведомственных соглашений на постоянной основе взаимодействуем с 29 правоохранительными органами и специальными службами иностранных государств. С рядом спецслужб Западной Европы и Северной Америки мы взаимодействуем без установления договорно-правовых отношений на основании межгосударственных договоров и ратифицированных Республикой Беларусь международных конвенций. Разумеется, нашими надежными партнерами и союзниками являются спецслужбы Российской Федерации.

- В какой степени техническая и технологическая оснащенность белорусского КГБ соответствует решаемым задачам?

- Вопросам материально-технического оснащения отводится необходимое внимание, что дает возможность решать поставленные задачи и адекватно реагировать на возникающие угрозы.

- У большинства людей по-прежнему существует мнение о полной закрытости КГБ и его архивов.

- Архивы спецслужбы - это не городская библиотека, которая борется за рост числа читателей. Понятно, что к одним документам доступ может быть открыт, а к другим - нет. Например, существующие фонды уголовных дел на репрессированных в 1920-1950-х годах полностью отработаны, статистика стала достоянием гласности, родственники необоснованно репрессированных получили возможность ознакомиться с делами.

С документами, с которых снят гриф секретности, у нас могут и работают ученые, журналисты. По итогам работы в наших архивах снят не один фильм, написаны книги. Возможно, кому-то хочется, чтобы мы устроили нечто вроде книжной ярмарки. Должен огорчить этих людей. А вообще, мнение о нашей полной закрытости не более чем миф.

- В ряде государств приняты законы о люстрации. Возможно ли это в Беларуси, и как Вы относитесь к такой идее?

- Я отрицательно отношусь к подобным законам. Считаю, что они нарушают права, заложенные в Декларации прав человека. По моему мнению, такие законы принимаются в угоду конкретным политическим лобби, которые хотят убрать своих политических оппонентов, отодвинуть их от власти и самим занять их место. Заняв эту нишу, они будут делать то же самое (привлекать население к сотрудничеству со спецслужбами - ИФ), ведь ни одна спецслужба не способна выполнить.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ