Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №182(15.12.2007)
<< Список номеров
НАПЕРВОЙ ПОЛОСЕ:
Международная конференция по проблемам преподавания истории в странах СНГ, Литве,Латвии и Эстонии
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Что ждет Кишинев от саммита в Мадриде?

30.11.2007. Независимая Молдова (Кишинев)

Нерешенные конфликты на постсоветском пространстве угрожают безопасности в Европе

Вчера в Мадриде начал работу саммит глав внешнеполитических ведомств ОБСЕ. Делегацию Республики Молдова на этом форуме возглавляет вице-премьер-министр, глава МИДЕИ Андрей Стратан.

Он проинформирует зарубежных коллег о задачах, стоящих перед РМ в плане урегулирования приднестровского конфликта и сотрудничества с ОБСЕ в различных областях. Подробнее о проблемах, связанных с этими вопросами, рассказывает в своем интервью директор Департамента многостороннего сотрудничества Министерства иностранных дел и европейской интеграции Анатол УРЕКЯНУ.

- В этом году Республика Молдова на двустороннем уровне обсуждала с Российской Федерацией важные вопросы, связанные с процессом приднестровского урегулирования, что вызвало подозрения и определенное недоверие западных партнеров к Кишиневу. Не ослабляет ли это позицию Республики Молдова в отношениях с ЕС и США?

- Действительно, в последнее время Республика Молдова вела активные консультации с Российской Федерацией, но это вовсе не должно служить причиной для подозрений к позиции Кишинева по приднестровской проблеме. Так, соответствующие переговоры проведены со всеми субъектами, вовлеченными в процесс урегулирования конфликта в равной мере, без предпочтения России перед ОБСЕ, Украиной, США, ЕС. Что касается ОБСЕ, Украины, США и Евросоюза, они сразу поддержали новые подходы Республики Молдова.

Цель наших консультаций с Россией - убедить ее поддержать наши подходы по ведению переговоров в формате "5+2". О содержании данных консультаций наши западные партнеры были вовремя и подробно проинформированы. Если сложилось впечатление, что Россия была в какой-то мере более востребованной, то, возможно, из-за нашего интереса решить и другие накопившиеся на двустороннем уровне проблемы. Цель молдавских официальных представителей заключалась в том, чтобы отделить приднестровскую проблему от других двусторонних проблем.

Сегодня, как сказал президент Владимир Воронин, между Республикой Молдова и Российской Федерацией нет других проблем, кроме нахождения общего знаменателя в решении приднестровского конфликта. Благодаря этому прагматичному подходу возобновлен экспорт вин, Республика Молдова заключила на пять лет договор о поставке природного газа, активизируются торговый обмен и экономические связи. Однако все это делалось не за счет национальных интересов или принципиальных уступок по приднестровской проблеме. Продвигаемая МИДЕИ твердая позиция всецело основывается на принципе суверенитета, территориальной целостности, предоставления особого статуса в рамках широкой автономии приднестровскому региону в составе Республики Молдова. К сожалению, из-за неконструктивного отношения ряда вовлеченных в процесс субъектов в 2007 году не удалось добиться в этом реального прогресса.

- В связи с давлением, оказываемым Российской Федерацией через приостановление своего участия в ДОВСЕ, существует ли опасность соглашения между Россией и европейскими государствами, которое бы затрагивало интересы Республики Молдова?

- Прежде всего, считаю, что одностороннее решение Российской Федерации приостановить свое участие в ДОВСЕ вызывает сожаление. Общеизвестно, что благополучие Европы почти всецело зависит от стабильности на континенте, а все считают Договор об обычных вооруженных силах в Европе краеугольным камнем европейской безопасности.

Наша непреклонная позиция такова: адаптированный ДОВСЕ необходимо сохранить. Но Республика Молдова не несет ответственности за то, что Россия не хочет выполнять взятые в 1999 году на стамбульском саммите обязательства о выводе войск из Республики Молдова и Грузии и, таким образом, создать подходящие условия для вступления в действие этого важного документа. Как следует из ряда высказанных российскими официальными лицами позиций, одна из основных тревог связана с фланговыми ограничениями договора, а также с неучастием Словении и стран Балтии в адаптированном ДОВСЕ. Исходя из неформальных встреч по проблемам ДОВСЕ, организованных Германией в октябре и Францией - в ноябре, можно заключить, что сегодня Россия по этому вопросу находится по отношению ко всем в оппозиции. Создание юридических механизмов для приведения в действие решения о приостановлении с 12 декабря 2007 года участия в ДОВСЕ является ясным доказательством, что Россия ориентируется на собственные односторонние действия, которые, вероятно, вписываются в более широкую политическую стратегию, проводимую в последнее время Москвой. Поставленное Россией этим решением условие очевидно: или ратификация договора без того чтобы настаивать на соблюдении стамбульских обязательств, или его разрушение.

Несмотря на спекуляции о том, что некоторые европейские государства могли бы уступить России, до сих пор мы не получали сигналов, что это произойдет. Конечно, все заинтересованные государства пытаются найти адекватное решение, однако, несомненно, существует понимание того, что это не может быть достигнуто путем принятия идеи, что некоторые государства могут уклониться от взятых международных обязательств. И всем ясно, что не Республика Молдова завела в тупик вступление в действие ДОВСЕ.

- Российская Федерация все-таки заявляет, что она выполнила свои обязательства перед Молдовой: в указанные сроки вывезено обычное вооружение, ограниченное договором. Напротив, российское военное присутствие предусмотрено Соглашением о прекращении огня 1992 года, а причина нахождения продиктована необходимостью охранять склады боеприпасов в Кобасне, которые нельзя вывезти из-за сопротивления приднестровских лидеров. Последние заявляют, что Молдова пытается за счет адаптированного ДОВСЕ разрешить "замороженный" конфликт. В чем именно этот подход неверен и почему не может быть поддержан другими странами?

- Этот вопрос требует последовательного подхода. Вывод российских войск из Молдовы (и Грузии) был установлен в Заключительном акте адаптированного ДОВСЕ и в пункте 19 Декларации стамбульского саммита. В упомянутом акте ясно говорится: "... Приняли к сведению прилагаемое к настоящему Заключительному акту заявление Республики Молдова об ее отказе от права принимать временное развертывание на своей территории и приветствовали обязательство Российской Федерации вывести и/или уничтожить российские обычные российские вооружения и технику, ограничиваемые договором, к концу 2001 года в контексте ее обязательства, о котором говорится в пункте 19 Декларации стамбульской встречи на высшем уровне саммита". А в пункте 19 декларации отмечается: "Напоминая о решениях будапештской и лиссабонской встреч на высшем уровне и встречи Совета Министров в Осло, мы вновь заявляем, что ожидаем скорого, упорядоченного и полного вывода российских войск из Молдовы... Мы приветствуем обязательство Российской Федерации завершить вывод российских сил с территории Молдовы к концу 2002 года".

Со всей очевидностью отсюда следует, что существует определенная и неоспоримая связь между обязательствами, взятыми Российской Федерацией перед государствами-участниками (30 стран) адаптированного ДОВСЕ о выводе обычных вооруженных сил с территории Молдовы до конца 2001 года, и обязательствами, взятыми перед государствами-членами ОБСЕ (56 стран) о полном выводе российского военного присутствия с территории Республики Молдова к концу 2002 года, о котором говорится в Заключительном акте адаптированного ДОВСЕ.

В самом деле, до конца 2001 года из Молдовы вывезено вооружение, ограниченное в договоре. Остальные два компонента обычных вооруженных сил, то есть боеприпасы (около 20 тысяч тонн) и численность войск (более 1000 военных) до сих пор продолжают находиться на территории Молдовы.

Между тем военное присутствие Российской Федерации на территории нашей страны не соответствует принципу согласия страны-хозяйки. Принятые в 1999 году в Стамбуле документы устанавливают полный, безусловный и транспарентный вывод российских войск из Молдовы.

Ситуация же "замороженных" конфликтов такова. Россия обусловливает вывод своих войск политическим решением приднестровского конфликта, в то время как их вывод из Республики Молдова установлен в соответствующих документах адаптированного ДОВСЕ в качестве неотъемлемого условия вступления этого Договора в действие. Подчеркну, что вывод российских войск из Молдовы - это добровольно взятое Россией обязательство, которое никак не может быть связано с условиями разрешения конфликта.

- При нынешнем состоянии дел, о котором Вы говорите, с какими надеждами Республика Молдова отправляется на заседание министров иностранных дел ОБСЕ в Мадриде?

- Идея, с которой глава молдавской дипломатии отправляется в Мадрид, достаточно ясная: нерешенные конфликты в постсовестском пространстве продолжают оставаться угрозой для европейской безопасности, а ОБСЕ призвана эффективно содействовать их решению с соблюдением принципа суверенитета и территориальной целостности государств. Наши надежды связаны с принятием приемлемых для Молдовы решений, которые бы отразили реальное положение дел и перспективы разрешения серьезных проблем, с которыми мы сталкиваемся, то есть: вывод российских войск с территории Республики Молдова, введение в действие адаптированного ДОВСЕ и урегулирование конфликта. Учитывая опыт встреч ОБСЕ последних лет на министерском уровне, а также упомянутые недавние изменения, мы понимаем, что достичь желаемых целей будет нелегко. Задача, стоящая перед делегацией Республики Молдова, - всеми силами поддержать национальные интересы исходя из определенного Конституцией статуса нейтралитета, законного права на реинтеграцию страны.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ