Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №182(15.12.2007)
<< Список номеров
НАПЕРВОЙ ПОЛОСЕ:
Международная конференция по проблемам преподавания истории в странах СНГ, Литве,Латвии и Эстонии
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


КИРГИЗИЯ

У Киргизии появляется серьезная надежда на то, что ее гидроэнергетические проекты перейдут в активную фазу

12.12.2007. Бишкекский пресс-клуб

Российский эксперт Андрей Грозин об «энергетическом плюсе», который получит Кыргызстан, в случае, если президентское кресло в России займет Дмитрий Медведев

С вопросом о том, как возможный приход на пост президента России Дмитрия Медведева способен повлиять на политику России по отношению к центрально-азиатским государствам, - ВРС сегодня обратился к Андрею Грозину, российскому эксперту, заведующему отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ.

ВРС: Если предположить, что на будущих президентских выборах в России Дмитрий Медведев займет кресло главы государства, какой вы видите возможную политику РФ по отношению к центрально-азиатским государствам?

Андрей Грозин: Начну с того, что вопрос о том, что Медведев однозначно станет президентом еще не решен. Скорее всего, на пост президента будут претендовать еще и другие фигуры. Вполне возможно, что от партии власти может появиться новая, вторая фигура...

Если же предположить, что Дмитрий Медведев все-таки станет президентом, то я не думаю, что в политике России произойдут какие-то прямые изменения по отношению к ближнему зарубежью и Центральной Азии.

С учетом либеральности Медведева и учитывая его опыт руководства в ведущей российской компании «Газпром», можно предположить, что Россия сохранит нынешний курс, взятый на переход к рыночным отношениям с ближним и дальним зарубежьем. В целом, я не думаю, что этот курс как-то ужесточится. Что касается полного перехода на рыночные отношения, чего можно ожидать от либералов, если довести их идеологию до абсурда, то он вряд ли возможен.

Если развивать тему относительно того, что Медведев все-таки станет президентом России, то можно ожидать и других изменений. В этой связи возможен переход от концентрации внимания с социалки к вопросам экономического регулирования, макроэкономики.

Возможно, что произойдет определенное смягчение внешнеполитической риторики России по отношению к Западу. Не исключено, что будут предприняты какие-то более целенаправленные шаги по расширению российского энергетического присутствия в ближнем зарубежье. Вообще, как я считаю, газовая, или, говоря еще шире - энергетическая стратегия России сохранится в том виде, в каком она существует сейчас, и Россия будет уделять особое внимание топливно-энергетическим комплексам постсоветских республик. Причем, это однозначно будет взаимовыгодный тренд и здесь надо исключить разговоры о каком-то возможном экспансионизме. Кроме того, в данном случае, у Киргизии появляется серьезная надежда на то, что ее гидроэнергетические проекты перейдут из нынешней вялотекущей фазы в более активную. Это вполне логично ожидать.

По всем остальным вопросам я не думаю, что произойдут какие-то коренные изменения и по большому счету все сохраниться в том же виде, в каком мы это наблюдаем сейчас.

Отвечая на ваши вопросы, я хочу отметить, что абсолютно убежден в том, что Дмитрий Медведев был выбран в качестве преемника Владимира Путина в силу того, что согласно ожиданиям он сохранит то, что сейчас партия власти называет «планом Путина».

Дмитрий Медведев, как мне представляется, человек очень логичный в смысле желания найти наиболее эффективное решение с затратой минимальных возможных ресурсов. В этом плане он очень похож на действующего президента, а, как известно, у Владимира Путина одно из любимых слов, это «эффективный». Насколько я могу судить по полугодичному руководству Медведевым национальными проектами, здесь имеет место та же самая ориентация.





Марс Сариев: «Политтехнологи, работающие на команду президента, держат ситуацию под контролем»

03.12.2007. Бишкекский пресс-клуб

Свое мнение том, в чем он видит причину последних отставок высокопоставленных чиновников, а также о возможных последствиях кадровых рокировок, - сегодня в интервью BPC выразил Марс Сариев, кыргызстанский политолог.

«За последний месяц позиции президента усилились. В Кыргызстане идет управляемый процесс, политтехнологи, работающие на команду президента, держат ситуацию под контролем», - сказал в интервью BPC политолог Марс Сариев.

По мнению эксперта, в настоящее время оппозиция не может существенно повлиять на ситуацию. На его взгляд, в ближайшее время серьезных катаклизмов в стране не ожидается.

Комментируя последние перестановки во власти, Марс Сариев отметил: «Я не думаю, что принципиальное значение имеют перестановки, кроме отставки премьер-министра».

По поводу отставки Алмазбека Атамбаева, политолог подчеркнул: «Зная фигуру Атамбаева и его очень удачные политтехнологические ходы, нельзя однозначно говорить о том, что его "ушли", и он сошел с политической арены. Мне кажется, здесь все гораздо сложнее, и здесь присутствует многоходовая комбинация со стороны Белого Дома».

«Атамбаев в любом случае знал, что союз непрочен, и на какой-то стадии он разойдется с Бакиевым, но он мог уйти раньше и возглавить партию сразу после референдума, но не сделал этого», - добавил политолог.

Эксперт не исключил версии того, что отставка премьера находится в одном ряду с активным формированием парламента и созданием конструктивной оппозиции со стороны властей.

«Скорее всего, понимая, что некоторые оппозиционные партии могут взять оппозиционное большинство и занять нежелательное для властей количество мест в парламенте, президент, делает "впрыск" в оппозицию в виде партии бывшего премьера. Таким образом, создается контролируемая ситуация, ведь если члены этой партии получат большинство, то власть сможет иметь в какой-то степени более лояльный и более конструктивный, с ее точки зрения, парламент. А если останется непримиримая часть оппозиции, то она будет парализовывать работу власти», - подчеркнул Марс Сариев.

«В своей речи во время отставки Атамбаева, президент Бакиев сказал, что за это время Алмазбек Атамбаев вырос, стал настоящим государственным деятелем. Это тоже свидетельствует о том, что идет некая игра со стороны власти», - отметил он.

Логика политической борьбы, по словам политолога, показывает, что-либо Атамбаеву нужно активно идти в оппозицию, создавая так называемую конструктивную оппозицию, либо он перестанет быть политической фигурой и уйдет в бизнес.

В заключении Марс Сариев отметил, что не исключает в ближайшее время ряд новых «громких отставок».




Турат Акимов: Назначение "Ак Жола" – обязательно победить…

03.12.2007. Общественный рейтинг (Киргизия)

Беседовала Жумагуль Мырзаева

В ближайшие дни Кыргызстан захлестнет поток новых идей путей развития страны в связи с предстоящими досрочными выборами в Жогорку Кенеш. О его причинах, результатах и смысле всего происходящего в стране наше интервью с политическим аналитиком Туратом АКИМОВЫМ.

– Политическая осень началась с референдума, который прошел на "Ура!". Ваши комментарии…

– Самое удивительное то, что референдум не получил резонансных официальных возражений со стороны оппозиции. Единственным ее шагом было то, что некоторые ее члены открыто проголосовали "против". Аналогично выразились и некоторые лидеры НПО.

Все это объясняется тем, что лидеры оппозиции на момент референдума не имели своих готовых альтернативных политориентиров. Поэтому неожиданный апперкот Курманбека Бакиева вогнал их в ступор. А разговоры на улицах свидетельствуют о том, что народ не считает прошедший референдум судьбоносным или знаковым событием в жизни страны.

– Поясните, пожалуйста, слово "ступор" в данном контексте…

– Его природа в том, что К. Бакиев, понимая, что грядущая осень может снова оказаться "уличной", сыграл на опережение и просто перегрузил политические файлы лидеров оппозиции новыми ориентирами, то есть новой ситуацией. И, реально не владея ситуацией, оппозиция вынуждена была пойти в фарватере указов Президента. Система власти выстроена так, что у нас почти все зависит от воли и желаний главного человека страны.

Также это говорит о том, что БД прекрасно поработал летом, пока оппозиция отдыхала и собиралась с мыслями. Ну, а "добил" оппозицию нокаут в виде роспуска ЖК, когда наутро после референдума их просто выкинули на улицу…

– Ну, а как оцениваете ситуацию с грядущими выборами?

– Это будет борьба в штабах и мелкие переговоры. Ибо партий в серьезном виде еще нет, следовательно, нет реально идейных людей. И политической термин – "партия" как самостоятельный полноценный вид еще не существует в океане большой политики. Это первые ее шаги.

Партии сегодня – это, прежде всего, харизма лидеров и связанная с их мировоззрением константа. Если бы партии были реально сильны, то их руководителям ничего не стоило бы собрать свои массы и объявить бойкот референдуму или роспуску Жогорку Кенеша. Ведь лидеры многих партий громко кричали, что прошедший референдум – это очередное мероприятие по укреплению вертикали власти и он нужен только самому К. Бакиеву. Но раз они не смогли создать противоположного мнения и выразить массовый общественный протест, то значит, партии слабы, как и их лидеры. Поэтому выборы пройдут так, как рассчитывает государственная машина…

– Но в чем тогда значение партий?

– Партии – это новые правила игры. В какой-то мере это реформы, поэтому оппозиция и не может возразить. И так как у оппозиции нет реальных рычагов влияния, то они вынуждены идти в том направлении, которое указал им К. Бакиев. Но к новому виду политборьбы не готов и электорат, поэтому к участию в партсписках или партштабе люди подходят по-старому – потребительски. До идейного сочувствия еще не дошло. Сегодня один голос стоит от 200 до 1000 сомов. И в целом, люди пока идут в партии больше из симпатий к их лидерам, нежели к каким-то программам.

Ну, а для лидеров значение партии в том, что сегодня это обязательное условие, чтобы прийти к власти. Но сказать, что массы могут контролировать своих лидеров, невозможно. В случае разочарований рядовые члены вряд ли смогут изменить проводимую политику лидера. Механизмов контроля внутри партий все еще нет, особенно это ясно с "Ак Жолом". Но эти механизмы легко могут предложить оппоненты, с целью разбить ряды друг друга.

Поэтому пока слабы программы и слаб электорат, для партий главное – это привлечь в первую пятерку людей-брендов, типа Женишбека Назаралиева. Взгляды электората будут формировать личности и лидеры. Сегодня имя человека той или иной твердой позиции намного выше, нежели сам бренд партии. Поэтому фаворитов гонки - единицы. Для многих, например, главный ориентир – это с какой партией глава Кыргызстана. Если бы путейцы имели свою точку зрения, то уже давно создали бы свой "Ак Жол" и без К. Бакиева. Поэтому говорить о программах не стоит, порой их просто нет, а что есть, просто "слямзили" из Интернета. Реальные программы действий будут вырабатываться лишь во время встреч с электоратом, в зависимости от их напутствий.

– Вы упомянули партию "Ак Жол", в чем ее назначение?

– Назначение этой партии – обязательно победить. Дело в том, что К. Бакиев прекрасно понимает, что на носу 2010 год и надеяться на второй президентский срок весьма тяжело. Особенно когда кардинально меняются политические полюса. Поэтому стратеги Бакиева пытаются раньше других заглянуть в будущее и выстроить его под себя.

Возможно, к 2010 году народ потребует отмены института президента вообще. К такому варианту событий К. Бакиев должен быть готов. И только мощная партия может сохранить его сегодняшнее кресло или отправить этот трон на свалку истории.

Если же придется расстаться с данным креслом, то он, как лидер самой мощной партии, хотел бы порулить Кыргызстаном и после 2010 года, хотя бы и в должности премьера. Ведь только набравшая большинство в парламенте партия может выдвинуть премьер-министра. Остальные партии будут идти в ее фарватере, кроме открыто радикальных Бакиеву.

– А каким тогда Вам видится новый кабинет министров?

– Только партия большинства имеет право формировать большинство кабинета министров. Следовательно, премьер-министром будет один из лидеров партии-победителя. По прогнозам политологов наиболее вероятно, что следующим премьер-министром от партии "Ак Жол" будет Игорь Чудинов. Остальные министры будут частично от других политических партий, прошедших в ЖК. Процессы по кандидатурам будут те же, что и всегда.

– На каком основании политологи делают подобные прогнозы?

– Должность премьер-министра является главным трамплином к президентской. Если К. Бакиеву удастся сохранить этот институт власти и после 2010 года, то ему невыгодно иметь оппонента на этой должности с серьезными амбициями на президента. А для Игоря Чудинова есть барьер - кыргызский язык. Утверждать, что он им владеет в совершенстве – весьма трудно. Это понимает и сам И. Чудинов.

Далее, его кандидатуру можно обосновать и тем, что наша экономика не совсем прозрачна, а Кыргызстан уже имеет опыт с экс-премьер-министром Николаем Танаевым, который после своего экономического "прокола" – "паспортизации всей страны", нашел убежище в России. При таком подходе к экономике Кыргызстана "безответственный" премьер может пойти на любые правонарушения, идущие вразрез с интересами кыргызского народа. И если власти нужны такие вариации, то, по мнению политологов, кандидатура И. Чудинова – лучший вариант…

Но Бакиев может выдвинуть в премьеры даже лидера любой партнерской партии, например коммунистов или СДПК, чтобы и их склонить на свою сторону, дабы получить еще большую поддержку в Жогорку Кенеше.

– И все-таки, каким вам видится новый парламент в целом?

– Поскольку у нас используются те же политтехнологии, что и прежде, то говорить о том, что термин "партия" преобразовался в умах граждан в очень серьезное понятие – невозможно. Для большинства партия - это некая сообщность личностей, которые им нравятся или нет.

Сказать, что будущий парламент станет судьбоносным, не могу, ибо у нас еще много недостатков в создании реально независимых институтов власти. Например, первая должность в стране - "президент" – должность выборная, такая же выборная и вторая ветвь власти – "парламент". Однако, третья ветвь власти – "суды" – назначаема. Плюс к этому, будут продолжаться попытки со стороны властей подчинить себе парламент. Поэтому говорить о независимых ветвях власти и слаженной их работе еще рано.

А каким вы видете расклад выборов?

Учитывая прошлый опыт существования власти, смею предположить, что сегодня админресурсы будут работать не только в пользу одной партии (минимум 51%), но чтобы их оппоненты получили равно малое количество голосов, от 3 до 5%. Так будет легче списать проигрыш оппозиции на политконкурентов, да и контролировать ситуацию в стенах парламента в целом. То есть, радикальной Бакиеву оппозиции мы получим максимум 10 голосов. Остальные будут центристы и коньюктурщики. В самые острые дни радикалы могут набрать до 20% сочувствующих, но вряд ли оппозиция преодолеет планку в 30%. К тому же многие депутаты были и будут под колпаком спецслужб: СНБ, МВД, Генпрокуратуры и Счетной палаты.

– А как в целом повлияет партийная система на развитие общества в будущем?

– Я думаю, отныне изменится природа самого депутата. Они будут вынуждены работать в более адекватном режиме и быть ближе к гражданам всего Кыргызстана, а не только к своим 10 родным селам. То есть, появятся новые подходы к простым гражданам, новые методы борьбы и новые принципы работы на местах. В будущем, возможно, появятся действительно идейные люди, а пока все это будет обывательски. Ибо даже 70 лет советской власти не смогли реально изменить партийный менталитет граждан.

Возможно, партсистему управления государством нужно будет внедрять и на нижних уровнях выборной системы: горкенешах, райкенешах, айыльных кенешах, чтобы была преемственность и ответственность. Хотя не обойдется и без спекуляций, каждый, кто не достиг кресел ЖК КР, будет лоббировать различные способы попасть во власть: кто через веру и религию, кто через пол и цвет кожи и прочее.

Но, чтобы произошел реальный рост политического сознания общества, предлагаю разделить зал Жогорку Кенеша на 2, 3 или 5 цветных частей. Эти места покрасить в разные цвета. Например, кресла партии "Ак Жол" - в белый, а "Ата Мекена" - в красный, дабы не спорить, кто нажал кнопку "за того парня". Это даст возможность народу реально видеть, каких позиций придерживается та или иная партия, есть ли сегодня кворум вообще, какая партия работает реально, а какая лишь ходит на голосование…

Ну, а в целом партийная борьба еще долго останется борьбой небольших групп за власть, ибо ничего идейно-духовного они не предложили. Следовательно, никаких предпосылок для вдохновения нации.




Кого Курманбек Бакиев пропустит в парламент?

03.12.2007. Gazeta.kz

Ибрагим Рустамбек

Предвыборная гонка в Кыргызстане выходит на финишную прямую. Из 12-ти участвующих в ней партий, в Жогорку Кенеш попадут максимум 5.

До выборов в новый (по партийным спискам) кыргызский парламент остается ровно две недели. 16 декабря народ Кыргызстан должен определиться - кого он хочет видеть в качестве своих представителей или "слуг" в Жогорку Кенеше.

Несть числа прогнозам, но в большинстве своем они сводятся к одному: контрольный пакет получит партия власти "Ак-Жол". Она специально создана в тот "исторический", так сказать, для Кыргызстана момент, полтора месяца назад, когда глава государства Курманбек Бакиев решил прибрать к рукам законодательную власть - единственную, которая ему напрямую не подчинялась.

Сегодня разные социослужбы (нанятые, как правило, властью) активно публикуют рейтинги опросов, массировано зомбируя общественное сознание. В том плане, что избирателю деваться некуда и выбирать особо не из кого: победит партия президента. Вопрос лишь в том, каков будет "удельный вес" контрольного пакета.

По одним рейтингам он "тянет" на 40-50 процентов из 90 парламентских мест, по другим - зашкаливает аж за 70!

И хотя оппозиция кричит, что, мол, ничего подобного, народ ни за что не проголосует за партию того, кто за два с половиной года ничего хорошего для страны не сделал, - самому народу, похоже, на всю нынешнюю свистопляску наплевать. Ибо, как свидетельствуют в личных беседах сами кандидаты в депутаты от политических партий: их выезды в регионы, встречи и беседы с избирателями (даже раздача водки и прочих "козырных аргументов") никого особо не вдохновляют. На встречи являются лишь десятки "социально отмороженных", а большая часть населения давно не верит своим правителям, не верит, что приди во власть тот или иной деятель или партия случится что-то хорошее для страны. Люди элементарно устали от бесконечных референдумов, выборов-перывыборов, митингов и прочей политической возни, от которой лихорадит страну в последние годы.

Устойчивая социальная аллергия и апатия - вот, похоже, то состояние, которое наиболее точно характеризует кыргызское общество за пару недель до выборов в Жогорку Кенеш.

Само собой, это играет на руку, прежде всего президенту и партии власти. Именно поэтому К.Бакиев сотоварищи и устроили спешку с выборами. С точки зрения расписанного московскими политтехнологами сценария (они и кроят последние годы тришкин кафтан под названием - кыргызская политическая жизнь), все рассчитано очень верно: оппозиция еще не очухалась после своего сокрушительного поражения весной нынешнего года, а у большинства населения одна и главная головная боль: как бы зиму пережить, да зубы на полку не положить…

В таких условиях "высокой политической сознательности" от избирательных масс ожидать не приходится: явка, скорее всего, будет крайне низкая. Во всяком случае, она ожидается даже ниже, чем была на референдуме по поправкам в Конституцию полтора месяца назад (наделивших президента К.Бакиева неограниченными полномочиями).

И хотя власть после референдума во всеуслышанье заявляла, что за новую Конституцию проголосовало более 75 процентов сознательного населения - кто ж этому поверил?

Даже сторонники кыргызского лидера сегодня предупреждают: мол, Курманбек Салиевич, у нас российский или казахский сценарий может и не прокатить, а однопартийный парламент в Кыргызстане - бомба отнюдь не замедленного, а быстрого действия. Словом, если не пустить в парламент бузотеров-оппозиционеров, по весне жди новой революции…

Итак, с кем прежде всего власть не захочет портить отношения?

Ряд экспертов считает, что, скорее всего, это две-три партии. Во-первых, социалистическая партия "Ата Мекен" - старейшая в стране, которую возглавляет экс-спикер Жогорку Кенеша и один из самых авторитетных кыргызских политиков Омурбек Текебаев.

Во-вторых, партия "Ар-Намыс" экс-премьера Феликса Кулова ("Железного Феликса"). Здесь сегодня сосредоточены основные протестные для власти силы. И именно с ними, по некоторым данным, власть и попытается договориться, чтобы не мутили воду. Словом, от десяти до двадцати мест в парламенте эти две партии могут заполучить.

Из других партий, которые "разыграют между собой" заветные четвертую-пятую путевки в Жогорку Кенеш - называются социал-демократы, коммунисты и партия национального возрождения "Асаба".

СДП - партия недавнего премьер-министра страны Алмазбека Атамбаева, которого на днях глава государства "почетно" освободил своим указом от занимаемой должности (даже медальку дали).

Случай с Атамбаевым - примечательный штрих внутриполитической жизни. Назначение бывшего оппозиционера весной нынешнего года на должность главы кабинета дает кыргызской власти повод во всеуслышание заявлять: вот она кыргызская демократия в действии - премьер-оппозиционер! Хотя истинная подоплека данного назначения всем известна: свою должность А.Атамбаев получил за то, что помог К.Бакиеву "уложить на лопатки" Ф.Кулова. И нынче отставной премьер с его партией может быть интересен главе государства лишь как "довесок" к контрольному пакету в парламенте.

Если говорить о кыргызских коммунистах, возглавляемых Исхаком Масалиевым (сын бывшего 1-го секретаря ЦК Компартии Кыргызстана), то основной их электорат, как известно, пожилые люди. Но на нынешний день, этот избиратель, увы, физически уходит со сцены.

Остается партия "Асаба". Тут в пятерке лидеров: один из вождей мартовской тюльпановой революции Азимбек Бекназаров, известный кинорежиссер и общественный деятель Д.Садырбаев, экс-министр труда и социальной защиты А.Проненко. Первые двое, как и президент, выходцы с Юга страны, имеющие в регионах большой авторитет. Кыргызская тюльпановая революция 2005 года вспыхнула именно на Юге, но доволен ли сегодня народ ее результатами? И хотя руководство страны, где только можно насаждает во власть южные кадры, это уже не срабатывает: подавляющая часть населения как бедствовала, так и бедствует. Словом, "Асаба" - также весьма проблемная для власти партия. Тем более, что ее лидеры сделали "ход конем", пригласив возглавить список самую популярную, пожалуй, личность среди кыргызстанской молодежи - доктора Женишбека Назаралиева. А ведь именно кыргызская молодежь стала основной движущей силой мартовской революции 2005 года.

…В заключение - несколько слов о месте и роли СМИ в выборной кампании. Ясно, что подавляющее преимущество тут за действующей властью, использующей свою козырную карту, пресловутый административный ресурс. Власть уже начала перекрывать кислород оппонентам.

Так, сегодня у партий большие проблемы с выходом в эфире Национальной телерадиокорпорации, других подконтрольных власти СМИ, которые вещают на всю страну.

Словом, как прогнозируют эксперты, после того как глава государства заполучит свой карманный парламент, он возьмется за "четвертую власть". А это значит "островок демократии" и свободы слова в Центральной Азии по-настоящему прикажет долго жить…




Последний выход

12.12.2007. ИАЦ Кабар (Киргизия)

Альберт Богданов

Надо ли гадать на кофейной гуще о распределении мест в парламенте

Трагедия многих общественных деятелей в том, что их идеи выходят в тираж и уже не затрагивают электорат. Он с некоторым сожалением косит на телевизионный экран, где как-то неуклюже выстраиваются пятерки партийных лидеров, стремящихся получить депутатский мандат.

В обычном режиме, без лихорадки проходит предвыборная гонка в Кыргызстане. Гораздо меньше, чем в прошлый раз столбы и стены зданий заклеены призывами и портретами кандидатов. Накал политической борьбы замечают разве что претенденты в парламент. У них случаются мелкие неприятности, как с соперниками, так и с Центризбиркомом. Есть нападения на представителей партий и руководителей избирательных штабов, призывы к бойкоту выборов. Было бы странно, если такого не происходило. Так же как и стенаний о слишком коротком сроке подготовки к выборам. А кто мешал это делать все время до принятия Конституции и Кодекса о выборах? Талдычили об этом несколько месяцев, но решение о проведении референдума для многих оказалось таким же неожиданным, как приход зимы для хозяйственников.

Серьезные политики так не поступают, поскольку понимают, что результат предвыборной агитации определяет не эфирное время, площадь завлекательных материалов на страницах газет, плакатов на улицах. Все зависит от кропотливой предварительной работы с электоратом и популярностью не только партийного лидера, но и самой политической организации. Вот где облом, понеже практически ни одна политическая сила за годы независимости не смогла добиться серьезного авторитета в обществе. Трагедия многих общественных деятелей в том, что их идеи выходят в тираж и уже не затрагивают электорат. Он с некоторым сожалением косит на телевизионный экран, где как-то неуклюже выстраиваются пятерки партийных лидеров, стремящихся получить депутатский мандат. Имена некоторых из них не привлекают, а скорее отталкивают избирателя, которому обрыдли льстивые обещания и публичные скандалы.

Местные политологи, комментаторы уже сделали раскладку сил в будущем Жогорку Кенеше, где депутатские кресла могут занять представители четырех партий. В эту компанию пророчат коммунистов, партии "Туран", "Глас народа" и, может быть, "Ата-Мекен". Но они едва ли будут солировать в хоре пропрезидентской партии. Это можно интерпретировать как провал стратегии оппозиции в этом политическом сезоне. Дебатируя о будущем парламенте, никто не обсуждал будущую его структуру. Тем не менее, представление о многопартийном парламенте все же будет. Может это и к лучшему, поскольку облегчит принятие решений и подарит населению надежду, что власть начнет решать главную проблему – реанимацию экономики. Именно поэтому электорат может сквозь пальцы посмотреть на использование административного ресурса, некоторых нарушений во время голосования.

Так что участие партий в сегодняшнем избирательном процессе – всего лишь тренировка, проба сил перед баталиями следующих выборов. Для электората они обретут привлекательность, когда на смену замылившим всем глаза общественным деятелям, которые поступаются принципами, перебегают из стана в стан, придут новые политики. Они обретут свое место в обществе, если будут прислушиваться к голосу разума, более терпимо относится к другому мнению, а критиковать конструктивно, без публичных оскорблений и непристойностей. Прежние нардепы от оппозиции этого не учитывали, и сами загнали себя за большак политического поля, где они и начали прощание со своей эпохой. Пока озирались, наметилась тенденция концентрации власти в руках президента. Многие полагают, что в ситуации некоторого хаоса, которая возникла после провала с приемом Конституции в прошлом году, этот вынужденный шаг был необходим. Равно как и начавшаяся кадровая перестановка.

Можно полагать, что глава государства еще до окончания формирования парламента задумал сменить ряд руководителей на ключевых постах, сократить управленческий аппарат, чтобы сконцентрировать усилия чиновников на кардинальных направлениях и сделать их деятельность более жесткой, прагматичной, конкретной. Президент понимает, что данный ему карт-бланш не может длиться бесконечно и спешит подготовить всю систему к предметной работе в новых условиях, когда борьба с коррупцией станет целенаправленной. Тем более, что теперь действия главы государства будут в меньшей степени зависеть от позиции парламента, который все время сидел в засаде. Президент без особого труда может сформировать кабинет министров, и озадачить его на решение злободневных проблем. В случае успеха это позволит населению реализовать экономические возможности и улучшить свое благосостояние.

В противном случае доверие обернется возмущением, чего нельзя допустить, учитывая витающую в обществе идею, что вслед за досрочными парламентскими могут последовать и президентские выборы. Едва ли можно предположить, что Курманбек Бакиев откажется от планов продолжить свою политическую карьеру. Задачи, которые он ставит хотя и реальны, но с трудом выполнимы, а демократические реформы только в самом начале. Поэтому уже сейчас надо убедить своих сограждан, что он может усилить киргизскую государственность, наладить политическую, экономическую жизнь страны и станет антикризисным менеджером.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ