Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №183(15.01.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Русские общины — базис Русского Мира за рубежом.

06.01.2008, http://www.homeru.

Олег Неменский

Под определение «соотечественник» подпадает большая часть коренных жителей таких давно отсоединённых от России стран, как Польша и Финляндия, не говоря уж о представителях титульных наций стран «ближнего зарубежья».

Среди итогов уходящего 2007 года необходимо отметить и довольно серьёзные перемены во взаимоотношениях России с русскими за рубежами страны. Перемены эти ожидались давно, но только теперь появилась возможность говорить о каких-то реальных сдвигах, пусть пока что и довольно малых. Возможно, определённую роль в этом сыграли события в Эстонии в мае этого года. Стихийно возникшее, но впечатляющее по масштабности протестное выступление русскоязычного меньшинства, наравне с абсолютно беспомощной позицией России (не сумевшей ни помочь своим «соотечественникам за рубежом», ни хотя бы сгладить отрицательный для неё международный эффект от этих событий), сделали вопрос координации политики официальной Москвы с представителями русскоязычных общественных организаций за рубежом актуальной политической задачей.

Для взаимодействия с зарубежными общественными организациями при МИД РФ был создан Координационный совет российских соотечественников. Появился Фонд «Русский мир», чьей задачей стала поддержка русской культурной жизни за пределами России. Как говорит Александр Чепурин, директор Департамента по работе с соотечественниками за рубежом МИД РФ, «без большой натяжки можно сказать, что российская диаспора просыпается». Очень важно, что изменился сам характер сотрудничества России с соотечественниками: акцент перенесён с вопросов осуществления гуманитарной помощи на взаимное партнёрство. «Мы хотим, чтобы российская диаспора в любой стране сплотилась на общих для большинства соотечественников ценностях и интересах». Однако большой проблемой остаётся формулирование самих этих целей, осознание общих интересов.

Труднее всего процесс русской консолидации проходит в стране, в которой русские и русскоязычные жители составляют как минимум половину населения — на Украине. В то же время, именно здесь активизация деятельности русских организаций, возможно, наиболее заметна.

11 февраля 2007 г. в Киеве было создано Объединение организаций соотечественников «Русское содружество», соединившее около сорока общественных организаций по всей стране. В июне оно получило официальную регистрацию, что само по себе можно считать большой победой. 15–16 декабря 2007 года в Ялте состоялась Всеукраинская конференция русских организаций, на которой был создан Всеукраинский совет российских соотечественников. В его задачи входит наладить координацию усилий русских организаций на Украине, их взаимодействие. В планах — создание трёхступенчатой структуры представительства и управления.

На весну 2008 г. намечена всеукраинская конференция организаций российских соотечественников. Запланирован ряд мероприятий по защите русского языка. В 2009 году планируется широко отметить 200-летие со дня рождения Н. В. Гоголя и 300-летие победы русской армии в Полтавской битве. Всё чаще высказывается идея организовать «Северодонецк-2» — съезд депутатов всех уровней, представляющих интересы территориальных общин Юго-Востока и Центра Украины. Целью такого съезда должна стать защита русскоязычного населения страны. Очевидно, что повторное премьерство Юлии Тимошенко обещает новое усиление наступления на права русскоязычного населения Украины.

Основная цель сейчас — поднятие официального статуса русского языка. Сейчас уже ясно, что волна признания русского языка советами областей Украины ни к чему не привела. Как верно подчёркивает председатель Русской общины Крыма С. П. Цеков, «до тех пор, пока не будет сформировано Русское национальное движение, пока на площадь не выйдут 10-15 тысяч человек в защиту своих законных прав,— права русско-культурного населения будут нарушаться». А здесь кроются важнейшие проблемы для всего Русского мира, решения которых ещё не видно.

И в первую очередь: русское движение почти нигде не представлено в политике. Отчасти это уже не так для стран ЕС (и это завоевания самого последнего времени), но это полностью так для Украины. Интересы русскоязычного избирателя обещают отстаивать партии, далёкие от русской идентичности и собственно русских проблем, партии русских интересов. Потенциально располагая очень крупным электоратом, она могла бы проводить через парламент важнейшие для них решения и, возможно, участвовать в деятельности коалиционных составов правительства. Однако до 2007 года даже разговоров о перспективе её создания почти не шло. однако пользующиеся господством на региональном уровне власти (в советах) и значительным влиянием в столице. Такая ситуация приводит к стагнации русского движения, к замораживанию основных проблем. Их решение — только в формировании русскоязычными гражданами Украины

И только на днях — 8 декабря 2007 г.— Объединение «Русское содружество» издало специальную декларацию о необходимости создания новой политической партии, для которой главной целью являлась бы защита прав и интересов русского населения Украины. Такое заявление со стороны одного из крупнейших панукраинских объединений русских общественных организаций можно считать крайне важным моментом — тематика создания Русской партии вошла в политический дискурс страны. 

Впрочем, в этой сфере ситуация на Украине выглядит даже более оптимистично, чем в самой России. Здесь основная проблема создания и проведения государственной политики в отношении «соотечественников за рубежом» — несформированность собственной идентичности, понятия национальной субъектности. Прежде всего, неясно кого же считать собственно «российским соотечественником». В законе «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», принятом еще в мае 1999 года, под соотечественниками понимаются: граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом; выходцы (эмигранты) из России (всех признанных форм ее государственности); лица, состоявшие в гражданстве СССР, а также потомки всех перечисленных групп, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств. По такой широкой трактовке, до сих пор господствующей в российском законодательстве, под определение «соотечественник» подпадает большая часть коренных жителей таких давно отсоединённых от России стран, как Польша и Финляндия, не говоря уж о представителях титульных наций стран «ближнего зарубежья».

По более узкой трактовке под «соотечественниками» понимаются носители культуры и языка какого-либо из «коренных народов России». Однако, в отличие, например, от татар, за русскими нигде в законодательстве не закреплён статус коренного народа России. Русские остаются народом, не имеющим своего институционализированного самоуправления и какой-либо политической субъектности. Соответственно, федеральной наднациональной власти довольно сложно заниматься спонсированием формирования такой субъектности среди русских за рубежом. Москва навязывает их организациям использование и своей юридической лексики, по которой можно говорить не о русских, а только о российских соотечественниках.

Примечательно, что это свойство современной российской государственности полностью воспроизводит и такая церковная организация, как Всемирный Русский Народный собор. Проведённый в марте этого года IX съезд особенно остро выявил его ориентацию только на внутрироссийские проблемы, а не на проблемы русских людей по всему миру. Например, представители татарского мусульманского духовенства играли в формировании его повестки дня гораздо более заметную роль, чем православные граждане Украины.

Российский дипломатический язык не позволяет ясно сформулировать объекты государственной политики по поддержке соотечественников, поставить ясные цели и задачи взаимодействия с ними. В какой-то степени ситуацию спасает упор на статус русского языка, являющегося и государственным языком РФ. Также помогает лексическая игра с новоусвоенным языком российской политкорректности. К примеру, одной из главных целей, обозначенных в Декларации Объединения «Русское содружество», прописана «консолидация прежде всего русских объединений, которые преобладают среди организаций российских соотечественников Украины».

И тем не менее, ни на Украине, ни в остальном мире пока что невозможно сформировать систему российского покровительства собственно русским общинам. Значительную роль в системе российских связей с организациями «российских соотечественников за рубежом» продолжают играть организации вроде Всемирного конгресса татар, отстаивающие с помощью них свои своеобразные интересы. Это, в свою очередь, препятствует решению такой важнейшей проблемы русских за границами России, как отсутствие общего механизма согласования позиций и целей, координации действий. 

Использование российского наднационального понятия о «соотечественниках» имеет и другие негативные последствия. Сейчас в России действует программа «О добровольном переселении в Россию соотечественников, проживающих за рубежом». Избрано 12 «пилотных» регионов, готовых к приёму мигрантов. Однако на деле это политика привлечения в Россию представителей народов бывшего СССР, которые сильно изменяют этнический ландшафт российских территорий. При этом собственно русское население ближнего зарубежья не получает никаких преференций.

Одним из способов обойти понятие «российский соотечественник» стала фактическая легализация в этом году такого понятия как «Русский мир» и, соответственно, «ценности Русского мира», «интересы Русского мира». Юридического закрепления этого понятия по-прежнему нет, однако его употребление распространяется всё более широко. К положительным моментам стоит отнести и всё более утверждающееся за рубежом лингвоцентричное понятие о «русских». Большинство русских организаций заявляют, что в сферу их деятельности попадает всё русскоязычное население их стран и регионов. Именно такому пониманию русскости и способствует, в условиях господства в России био-социальных понятий об этнической идентичности, выражение «Русский мир».

Особенно это важно для Украины, где на значительных территориях различие между «русскими» и «украинцами» носит откровенно фиктивный характер графы «национальность» в старых паспортах. Оно при этом не имеет никакого выражения ни в культуре, ни и языке. К сожалению, Россия до сих пор не сделала различия в своей политике относительно организаций российских соотечественников в странах нетрадиционного проживания русских и в странах, в которых русские имеют историческое право считаться автохтонным населением. В Координационном совете соотечественников, например, Украину представляет всего три человека — как просто от одной из стран проживания русских диаспор.

Немаловажно, что некоторые организации это свойство российской политики пытаются преодолеть (по крайней мере, на уровне утверждений). В одном из заявлений Объединения «Русское содружество» довольно открыто говорится, что вся «Украина — неотъемлемая часть Русского Мира». Возможно, выход из этой ситуации может быть найден через введение в российский понятийный обиход, помимо «Русского мира», ещё и понятия о «Русской земле». Будучи традиционным для русской культуры, оно, кстати, по-прежнему актуально для Русской православной церкви как обозначение пределов традиционной канонической территории. Только тогда русские Украины в глазах российских чиновников смогли бы превратиться из эмигрантских общин в полноправные части русского народа, оторванные от российской государственности.

И всё же надо признать, что такое «нововведение» означало бы революцию во всей системе государственной идентичности РФ.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ