Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №183(15.01.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Москва и соотечественники



Шедевры «русского зарубежья» - во Львове

13.12.2007, http://www.lviv.mid.ru

 Александр КАТАЧИН 

В начале декабря Русский культурный центр во Львове посетила представительная делегация из столицы России. Разумеется, почётные гости приехали не с пустыми руками: в подарок львовянам они привезли около трёхсот прекрасно изданных книг из Библиотеки-фонда правительства Москвы «Русское зарубежье».

Передавая издания Русскому Дому, начальник управления по работе с соотечественниками и странами СНГ Росзарубежцентра Татьяна Полоскова выразила надежду, что привезённая литература непременно обретёт своего неравнодушного читателя, а усилия русских общественных организаций по сохранению и развитию русского языка и культуры в Украине обязательно принесут свои плоды. Выпала на её долю и ещё одна приятная миссия. Дело в том, что музыканты-энтузиасты давно мечтали создать при РКЦ детскую студию, а затем и ансамбль струнных музыкальных инструментов. Вот только денег на гитары и домры катастрофически не хватало… И вот – свершилось! Под гром аплодисментов Татьяна Владимировна передала недостающие средства администрации Дома на Короленко в фонд создания будущего ансамбля.

Заместитель председателя Русского общества им.А.Пушкина и вице-президент Украинской Академии Русистики Валерий Провозин искренне поблагодарил правительство Москвы и Росзарубежцентр за столь щедрые дары, ведь пополнение книгохранилища Русского Дома новыми современными изданиями – огромный праздник для всех читателей. Созданная десять лет назад усилиями немногих профессионалов, библиотека РКЦ на сегодня остаётся единственной русской во всём городе. В её фондах сейчас более 8000 книг, пятая часть из которых – подарки россиян.

Подробнее об истории создания и основных направлениях деятельности Библиотеки-фонда «Русское зарубежье» рассказал её директор Александр Федотов. С момента основания в 1995 г. сотрудниками проведена огромная работа по возвращению на родину ценнейших книг, рукописей, архивных материалов, связанных с жизнью и творчеством выдающихся соотечественников. Сейчас здесь хранятся и постепенно будут издаваться рукописи Цветаевой, Шмелёва, Бердяева, Мережковского, Деникина и др. Плодотворно работает и издательство «Русский путь», выпустившее в свет более 250 книг по истории русского зарубежья. Презентуемые издания – лишь часть огромного архипелага под названием Русский Мир.

Во встрече с активом Пушкинского общества приняли участие и представители писательского цеха. Алексей Варламов – известный филолог, доктор наук, профессор МГУ, автор книг из серии «ЖЗЛ» о Михаиле Пришвине, Александре Грине, Григории Распутине, Михаиле Булгакове. Последний по времени его труд – беллетризированная биография Алексея Толстого – была отмечена многими критиками за свежий взгляд и новое осмысление жизненного и творческого пути знаменитого наследника графского титула. В жизни самых известных литераторов, – уверен А.Варламов, – есть множество непрочитанных, а то и вовсе загадочных страниц.

А вот Павел Проценко посвятил своё творчество исследованию такой непростой темы как человек в истории и его судьба в 20-м веке. Он рассказал о работе над своими книгами «Марфа Цветочница» (хроника крестьянской семьи), «История одного побега» (жизнь и подвижническое служение России епископа Варнавы), «Мироносицы в эпоху ГУЛАГа». Сейчас он вплотную занимается трагической темой голодомора и раскулачивания в Украине и России. По мнению писателя, официальная позиция украинских властей в этом вопросе однобока и бесперспективна, ведь голодали и в Сибири, и в Поволжье, и во многих других регионах тогда ещё огромной страны. Документальный фильм о событиях того периода, созданный при участии П.Проценко, вскоре станет доступным широкому зрителю.

В заключение вице-консул РФ во Львове Аврам Вранчану ещё раз поблагодарил россиян за заботу о соотечественниках и за посильную помощь им. Главное – не опускать в бессилии руки, а плодотворно и неустанно работать во имя популяризации русской культуры, расширения общего русскоязычного информационного пространства. И тогда будут и новые книги, и чудесные ансамбли, и великолепные концерты.

Об авторе: Александр КАТАЧИН Пресс-секретарь Русского культурного центра 




Меньше слов, а больше дела

Виктор Михайлов

Во время проведения предвыборной кампании многие кандидаты в депутаты Госдумы много говорили о необходимости оживления работы с российскими соотечественниками и целесообразности внесения изменений и дополнений     в Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной    политике    Российской    Федерации   в   отношении соотечественников за  рубежом". Правда, эти разговоры  ведутся уже с 2000 года, «а воз и ныне там».

В отличии от федеральных органов,     в целях совершенствования работы по осуществлению государственной политики   в  отношении  соотечественников,  проживающих  за  рубежом, Правительство Москвы 13 ноября 2007 года  вынесло постановление «О концепции закона города Москвы «О поддержке соотечественников за рубежом органами государственной власти города Москвы» .

     Постановлением Правительство Москвы   одобрило   Концепцию закона.  Поручило Департаменту внешнеэкономических и международных связей города Москвы обеспечить  разработку  проекта  закона  города  Москвы   "О поддержке соотечественников за рубежом органами государственной власти города Москвы" и в   IV квартале 2008 г.  внести его на рассмотрение Правительства Москвы.       Контроль за выполнением настоящего постановления возлагается  на руководителя  Департамента  внешнеэкономических и международных связей города Москвы Мурадова Г.Л.  и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Петрова А.В.

Ниже мы публикуем проект Концепции закона города Москвы «О поддержке соотечественников за рубежом органами государственной власти города Москвы». И надеемся, что   соотечественники примут активное участие в обсуждении проекта.

Концепция закона города Москвы
"О поддержке соотечественников за рубежом органами государственной власти города Москвы"

     I. Современная ситуация в сфере обеспечения государственной   поддержки соотечественников за рубежом органами  государственной власти города

     В соответствии с Федеральным законом от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной    политике    Российской    Федерации   в   отношении соотечественников за  рубежом"  (далее  -  Федеральный  закон)  органы государственной  власти  города  Москвы  как  и органы государственной власти других субъектов Российской Федерации наделены полномочиями  по осуществлению следующих мероприятий по поддержке соотечественников:

     - стимулирование   сотрудничества   российских   организаций    с хозяйствующими   субъектами   соотечественников,  содействие  созданию совместных    организаций,    товариществ    и    обществ,     участию соотечественников  в  инвестициях  в  российскую экономику,  поощрение связей российских  организаций  независимо  от  форм  собственности  с иностранными   предприятиями,   на  которых  работают  преимущественно соотечественники,  развитие взаимовыгодной  кооперации  между  ними  в соответствии    с    законодательством    Российской    Федерации    и законодательством иностранных государств (часть 1 статьи 16);

     - оказание  в социальной области поддержки социально незащищенным категориям соотечественников (часть 2 статьи 16);

     - поддержка  соотечественников  в  деле  сохранения и развития их культурного наследия  и  языка,  являющихся  неотъемлемыми  элементами самобытности  соотечественников,  в  получении  ими  равного доступа к образованию на всех уровнях и на родных языках  и  совершение  с  этой целью соответствующих действий (часть 1 статьи 17);

     - всестороннее    сотрудничество    с     национально-культурными автономиями соотечественников (часть 2 статьи 17);

     -оказание помощи культурным центрам,  культурно-просветительским организациям,  библиотекам,  архивам,  музеям,  театрам, музыкальным и хореографическим   ансамблям,   художественным   студиям   и    другим профессиональным     и     любительским     творческим     коллективам соотечественников,   содействие    изучению    культурного    наследия соотечественников,  всем  видам  культурного  обмена  между Российской Федерацией и соотечественниками (часть 4 статьи 17);

     - способствование  сохранению  соотечественниками  знания  родных языков национальностей Российской Федерации,  созданию условий для  их изучения  и  употребления  для обучения и получения информации на этих языках в соответствии с международными договорами Российской Федерации с учетом законодательства иностранных государств (часть 5 статьи 17);

     - содействие получению лицами,  состоявшими в  гражданстве  СССР, наравне   с   гражданами   Российской  Федерации  среднего  и  высшего профессионального образования, повышению ими квалификации, в том числе в    аспирантуре    и    докторантуре,    в   учебных   заведениях   и научно-исследовательских учреждениях в Российской Федерации  (часть  6 статьи 17).

     Согласно статье  25  Федерального  закона  до  сведения   органов государственной  власти  субъектов  Российской Федерации,  в том числе города Москвы,  доводятся результаты  государственного  мониторинга  в области  отношений  с  соотечественниками,  включающие анализ и оценку положения соотечественников,  банк данных,  прогнозирование ситуации и проведенные научно-исследовательские работы.

     Статьей 26 Федерального закона предусмотрена возможность создания при  органах  государственной  власти  субъектов  Российской Федерации представительных   общественно-консультативных   органов   -   советов (комиссий)  соотечественников,  порядок  формирования задачи и функции которых  устанавливаются  органами  государственной  власти  субъектов Российской  Федерации  с  учетом  законодательства субъекта Российской Федерации.

     При этом  отдельно  в  статье  19.1  Федерального закона выделены

следующие  полномочия   органов   государственной   власти   субъектов Российской Федерации:

     - разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;

     - разработка, принятие и реализация программ субъектов Российской Федерации;

     - другие полномочия, определенные федеральными законами.

     В соответствии  со  статьей 23 Федерального закона финансирование деятельности в области отношений с соотечественниками  осуществляется, в  том числе за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации,  в соответствии с полномочиями, установленными федеральными законами.

     Таким образом,   федеральное   законодательство   предусматривает достаточно    широкие    возможности    для    деятельности    органов государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации по поддержке соотечественников,  в том числе и по нормативному регулированию в этой сфере.

     При этом органы государственной власти города Москвы  традиционно уделяли    большое    внимание    поддержке   соотечественников.   Так постановление Правительства Москвы от 18 сентября  2001  г.  N  844-ПП определило  основные направления работы по поддержке соотечественников за рубежом.  Были приняты Комплексная целевая среднесрочная  программа поддержки    соотечественников    за   рубежом   на   2003-2005   годы (постановление Правительства Москвы от 24 сентября 2002 г.  N 785-ПП), Комплексная     целевая    среднесрочная    программа    осуществления государственной политики в отношении соотечественников за  рубежом  на 2006-2008  годы (постановление Правительства Москвы от 6 сентября 2005 г.  N 679-ПП).  Практически все органы  исполнительной  власти  города Москвы так или иначе задействованы в работе с соотечественниками.  Для ее  координации  создана  Межведомственная  комиссия   по   работе   с соотечественниками за рубежом (постановление Правительства Москвы от 8 января  2002  г.  N  17-ПП).  На  законодательном  уровне   вопрос   о государственной поддержке соотечественников в Москве не урегулирован.

     В то  же  время   есть   ряд   аргументов   в   пользу   принятия соответствующего закона города Москвы.

     Во-первых, Москва больше других  субъектов  Российской  Федерации уделяет  внимание  этой  проблеме.  Поэтому  было  бы  логично,  чтобы соответствующий закон города Москвы стал одним из первых  региональных законов  в этой сфере и соответственно ориентиром для других субъектов Российской    Федерации    в    осуществлении    должной     поддержки соотечественников.  Москва  тем  самым  закрепит свой приоритет в этой сфере.

     Во-вторых, закон   является  наиболее  стабильной  по  содержанию формой нормативного правового акта. Положение русскоязычного населения в   ряде   стран   ближнего   зарубежья   продолжает  быть  непростым:

соотечественники испытывают трудности в реализации  своих  гражданских прав,   не  всегда  имеют  возможность  влиять  на  принятие  решений, касающихся положения российской диаспоры;  существенно ограничены  для представителей  не  титульных  национальностей (большинство из которых составляют русские и "русскоязычные")  права  на  труд  и  на  занятие должностей  в  государственных  структурах,  получение  образования  и информации на родном языке, на сохранение этнокультурной самобытности.

Та   поддержка,  которая  оказывается  им  Россией  с  федерального  и регионального  (прежде  всего,  из  Москвы)  уровня,  является  мощным позитивным  стимулом для соотечественников,  дает им надежду на лучшее будущее  их   и   их   детей.   Закрепление   инструментов   поддержки соотечественников в законе города Москвы позволит им убедиться,  что и получаемая ими от Москвы помощь не имеет в  настоящее  время  конечных пределов  по  срокам  и  на  нее  можно  рассчитывать  в  определенной временной  перспективе.  Это  само  по  себе  даст   им   определенную поддержку.

     В-третьих, собственно  перечня  мероприятий,  даже  сведенных   в программу,  для полноценного осуществления поддержки соотечественников недостаточно.  Необходимо закрепить уже сформированную  инфраструктуру деятельности по поддержке соотечественников на законодательном уровне, чтобы при гибкости состава мероприятий по поддержке  соотечественников обеспечить  жесткость  инфраструктуры  как  базовой основы обеспечения этой деятельности.  Также было бы полезно  для  повышения  системности подзаконного    регулирования   и   правоприменительной   деятельности установить   отдельные   правила,    касающиеся    взаимодействия    с организациями   соотечественников.   Таким   образом,   значимость   и содержание  общественных  отношений  в  рассматриваемой  области,   их нынешнее   и   предполагаемое   развитие  обусловливают  настоятельную потребность правового решения ряда вопросов на  уровне  закона  города Москвы.

     В-четвертых, нарастает  активность  работы  федеральных   органов государственной   власти  по  осуществлению  государственной  политики Российской Федерации в отношении  соотечественников  за  рубежом.  Это требует от субъектов Российской Федерации, особенно от города Москвы - столицы Российской  Федерации,  деятельного  участия  в  осуществлении поддержки    соотечественников,    свидетельством    актуальности    и современности  которого  для  органов  государственной  власти  города Москвы как раз и может быть принятие предлагаемого закона.

Наконец, нельзя  упускать  из  виду  еще   одно   обстоятельство.

Контакты  с  соотечественниками  могут использоваться и для реализации экономических интересов Москвы.  За прошедшие годы в  диаспоре  нового зарубежья  произошли качественные изменения.  Сформировалась социально адаптированная часть российской диаспоры, "вписавшаяся" в новые реалии и  при  этом  желающая  сохранить  связи  с  Россией.  При организации системного взаимодействия с социально адаптированной частью российской диаспоры,  заинтересованной  в экономическом,  информационном и других видах  сотрудничества  с  организациями  города  Москвы,   не   только создается   мощный   инструмент  реализации  интересов  Москвы,  но  и появляются   внутренние   условия   для   финансовой,   социальной   и политической    поддержки   остальных   слоев   диаспоры.   При   этом экономическое взаимодействие  как  форма  поддержки  соотечественников также   требует   правового  регулирования,  которое  могло  бы  найти отражение в законе.

     Таким образом,  налицо  предпосылки  для  принятия  закона города Москвы   "О   поддержке   соотечественников   за   рубежом    органами государственной власти города Москвы".

        II. Цели и предмет регулирования закона города Москвы

          "О поддержке соотечественников за рубежом органами

                государственной власти города Москвы"

 Проект закона  города  Москвы  "О  поддержке соотечественников за рубежом органами государственной власти  города  Москвы"  должен  быть направлен на регулирование отношений, связанных с реализацией органами государственной власти города Москвы мер поддержки  соотечественников, развивающих   и   дополняющих   соответствующие   меры,  установленные Федеральным законом от 24 мая  1999  г.  N  99-ФЗ  "О  государственной политике   Российской   Федерации  в  отношении  соотечественников  за рубежом".

 Целями деятельности  органов государственной власти города Москвы по  поддержке  соотечественников  (и  соответственно  целями   закона) являются   оказание,   дополнительно   к  осуществляемой  федеральными органами государственной власти,  поддержки и помощи соотечественникам в  реализации  и  обеспечении  прав  и  свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными  принципами  и  нормами  международного права,     международными     договорами     Российской     Федерации, законодательством  Российской  Федерации,  с  учетом  законодательства иностранных    государств,    а    также    использование   потенциала соотечественников  для   реализации   задач   культурного,   научного, экономического и социального развития города Москвы.

     Субъектами поддержки   в    соответствии    с    законом    будут соотечественники за рубежом,  определяемые в соответствии со статьей 1 Федерального закона:

     - граждане   Российской   Федерации,   постоянно  проживающие  за пределами Российской Федерации;

     - лица,    состоявшие   в   гражданстве   СССР,   проживающие   в государствах,  входивших в состав СССР,  получившие  гражданство  этих государств или ставшие лицами без гражданства;      - выходцы  (эмигранты)  из  Российского  государства,  Российской республики,    РСФСР,    СССР    и   Российской   Федерации,   имевшие соответствующую  гражданскую  принадлежность  и   ставшие   гражданами иностранного  государства  либо  имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства;

     - потомки   лиц,   принадлежащих   к  вышеуказанным  группам,  за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств.

     При этом  законом  будет допускаться установление иными правовыми актами Москвы отдельных категорий  соотечественников  для  определения особенностей  поддержки соотечественников с учетом их принадлежности к социальным группам,  странам проживания,  а также по  иным  признакам.

Например, в качестве лиц, к которым применяются особые меры поддержки, могут быть выделены соотечественники - ветераны Великой  Отечественной войны,     молодые     соотечественники,     социально     нуждающиеся соотечественники,  соотечественники,  проживающие  в  странах  СНГ   и Балтии.   То,   что   данные  категории  не  закрепляются  в  основном непосредственно  законом,  обусловлено  приоритетностью   программного подхода  при  осуществлении  поддержки  соотечественников и динамизмом политической и экономической ситуации.

     Также предлагается     осуществлять     поддержку     организаций соотечественников   -   некоммерческих   организаций,   созданных    в соответствии  с  законодательством  страны нахождения,  основной целью деятельности которых является поддержка соотечественников. Кроме того, должны    быть   предусмотрены   меры   содействия   негосударственным некоммерческим    организациям,    систематически    участвующим     в осуществлении  поддержки соотечественников при условии их добровольной постановки на учет в специально уполномоченном  органе  исполнительной власти города Москвы.

          III. Предполагаемые последствия реализации закона  города Москвы "О поддержке соотечественников за рубежом  органами государственной власти города Москвы"

     Принятие закона  города  Москвы "О поддержке соотечественников за рубежом  органами  государственной  власти  города  Москвы"   позволит упорядочить  регулирование  отношений  в  данной  области  посредством комплексного,  единообразного  и  непротиворечивого   законодательного решения  комплекса  вопросов,  связанных с реализацией государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников.

     Принятие закона   позволит   закрепить   целостную   основу   для деятельности органов государственной власти города  Москвы  в  области оказания поддержки соотечественникам,  проживающим за рубежом,  работы органов исполнительной  власти  города  Москвы,  будет  способствовать утверждению   положительного   образа   города   Москвы   в   сознании соотечественников за рубежом и в целом  в  странах  их  проживания,  а также среди субъектов Российской Федерации.

     При этом  с  учетом   того,   что   деятельность   по   поддержке соотечественников  за  рубежом  органами  исполнительной власти города Москвы уже осуществляется,  принятие закона не  повлечет  существенных организационных, финансовых и материальных затрат.

     Реализация закона  потребует   принятия   ряда   правовых   актов Правительства Москвы:

     - о порядке формирования,  задачах и функциях советов  (комиссий) соотечественников;

     - об  участии  представительств  города   Москвы   за   пределами Российской Федерации в осуществлении поддержки соотечественников;

     - о критериях  оценки  эффективности  деятельности  по  поддержке соотечественников,  в  том  числе содействии финансовой и материальной поддержки организациям соотечественников;

     - о порядке поддержки соотечественников в социальной сфере (в том числе отбора нуждающихся в поддержке соотечественников);

     - об учете организаций соотечественников, пользующихся поддержкой города Москвы.

     В систему  органов и организаций,  осуществляющих взаимодействие,  поддержку  и  содействие  соотечественников  за  рубежом  предлагается включить:  Правительство Москвы, консультативный орган, осуществляющий координацию деятельности органов исполнительной власти города  Москвы, структурных   подразделений  Аппарата  Мэра  и  Правительства  Москвы, государственных учреждений, иных организаций, осуществляющих поддержку соотечественников    и    взаимодействие    с    ними    (существующая Межведомственная комиссия по работе с соотечественниками за  рубежом), специально  уполномоченный  орган  исполнительной власти города Москвы (существующий Департамент внешнеэкономических и  международных  связей города  Москвы)  и  иные  органы исполнительной власти города Москвы и государственные  учреждения  города  Москвы  в   соответствии   с   их функциями.

     Законом для     обеспечения      представительства      интересов соотечественников  в  органах  государственной  власти  города  Москвы предполагается  предусмотреть  создание  при  органах  государственной власти   города  Москвы  представительных  общественно-консультативных органов - советов (комиссий) соотечественников.  Они будут создаваться на общественных началах.

     Реализация закона не потребует специального  финансирования.  Она будет   осуществляться  в  рамках  комплексной  целевой  среднесрочной программы   осуществления   государственной   политики   в   отношении соотечественников  за  рубежом  на 2006-2008 годы,  а далее - в рамках аналогичных программ,  которые будут,  в  том  числе  в  силу  закона, приниматься   в   будущем.   При   этом   закон  не  связывает  органы исполнительной власти города  Москвы  обязанностями  по  осуществлению определенного объема финансирования.

     Таким образом,  закон  призван  стать  основой  для   дальнейшего развития  существующих  и  внедрения  новых  механизмов  осуществления поддержки соотечественников за рубежом городом Москвой.  Его  принятие систематизирует  эту  деятельность  и зафиксирует ее осуществление как стабильную задачу. При этом он не потребует дополнительных ресурсов.

              IV. Структура проекта закона города Москвы "О поддержке соотечественников за рубежом органами

                государственной власти города Москвы"

     Проект закона города Москвы  "О  поддержке  соотечественников  за рубежом органами государственной власти города Москвы" должен включать 5 глав и входящие в них статьи.  Первая глава "Общие положения" должна содержать положения, закрепляющие:

     а) систему правовых  актов  города  Москвы  о  соотечественниках.

Предполагается,  что конкретные меры поддержки соотечественников могут быть предусмотрены не только непосредственно в данном законе,  но и  в других   законах  города  Москвы,  содержащих  нормы  об  особенностях положения   соотечественников   в   сферах   общественных   отношений, регулируемых  этими  законами,  а также в принимаемых в соответствии с законом "О поддержке соотечественников органами государственной власти города  Москвы"  и  иными законами города Москвы других правовых актах города Москвы;

     б) цели деятельности органов государственной власти города Москвы по поддержке соотечественников,  а также  принципы  организации  такой деятельности органов государственной власти города Москвы.

     В качестве  целей  деятельности  органов  государственной  власти города Москвы по поддержке соотечественников предлагается указать:

     - оказание,  дополнительно к осуществляемой федеральными органами государственной   власти,   поддержки  и  помощи  соотечественникам  в реализации и  обеспечении  прав  и  свобод  человека  и  гражданина  в соответствии  с  общепризнанными  принципами  и нормами международного права,     международными     договорами     Российской     Федерации, законодательством  Российской  Федерации,  с  учетом  законодательства иностранных государств;

     - использование потенциала соотечественников для реализации задач культурного,  научного,  экономического и социального развития  города Москвы.

     Данный подход    согласуется    с    Федеральным    законом    "О государственной    политике    Российской    Федерации   в   отношении соотечественников за рубежом",  с  одной  стороны,  определившим  цели государственной    политики    Российской    Федерации   в   отношении соотечественников,  заключающиеся в оказании государственной поддержки и помощи соотечественникам в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права,  международными договорами  Российской Федерации,  законодательством  Российской Федерации,  а также с учетом законодательства иностранных государств  в  реализации  и  обеспечении прав   и   свобод   человека  и  гражданина,  а  с  другой  стороны  - устанавливающим право, а не обязанность органов государственной власти субъектов  Российской Федерации оказывать дополнительные к федеральным меры поддержки соотечественников,  то есть предполагающие  возможность собственного  целеполагания  органов  государственной  власти субъекта Российской  Федерации  при  принятии  решения   о   такой   поддержке, связанного  в  том  числе  с  социально-экономическими задачами самого этого субъекта Российской Федерации.

     Применительно к       регулированию      принципов      поддержки соотечественников  органами  государственной  власти   города   Москвы предлагается   указать,   что   поддержка  соотечественников  органами государственной власти города Москвы осуществляется в  соответствии  с принципами  государственной  политики Российской Федерации в отношении соотечественников,  установленными указанным  Федеральным  законом,  а также  следующими  принципами  организации  такой  поддержки  органами государственной власти города Москвы:

     - согласованность     поддержки     соотечественников    органами государственной  власти  города  Москвы  с   поддержкой,   оказываемой федеральными органами государственной власти;

     - финансовая обеспеченность мероприятий,  проводимых в  отношении соотечественников;

     - привлечение  соотечественников  к  участию   в   разработке   и осуществлении поддержки соотечественников;

     - обеспечение равных возможностей соотечественников при  оказании им  поддержки  с  учетом принадлежности к социальным группам и странам проживания;

     - открытость    для   сотрудничества   со   всеми   организациями соотечественников;

     - доступность   информации   об   осуществлении  городом  Москвой государственной поддержки соотечественников;

     - адресность  оказания поддержки соотечественникам и организациям соотечественников исходя из их возможностей и особенностей;

     - взаимосвязь  содержания  мероприятий,  проводимых  в  отношении соотечественников, их организаций с задачами развития города Москвы;

     - межотраслевое   взаимодействие  органов  исполнительной  власти города Москвы при осуществлении поддержки соотечественников.

     При этом  наличие  в  законе  города Москвы принципов организации поддержки соотечественников дополнительно к  принципам,  установленным Федеральным  законом,  не  противоречит федеральному законодательству, так как вновь устанавливаемые принципы касаются именно организационной стороны   той   деятельности,   право  осуществления  которой  в  силу федерального  закона  принадлежит   органам   государственной   власти субъектов Российской Федерации;

     в) лица  и   организации,   на   которых   направлена   поддержка соотечественников. Они были рассмотрены выше;

     г) основные   направления   деятельности   города   Москвы    при осуществлении  государственной  поддержки  соотечественников.  В  этой части  закон  должен  ориентироваться   в   том   числе   на   задачи, сформулированные  в  постановлении Правительства Москвы от 18 сентября 2001 г.  N  844-ПП  "Об  основных  направлениях  работы  по  поддержке соотечественников  за  рубежом",  дополняя  и развивая их.  В качестве таких направлений предлагается указать следующие:

     - оказание  методической  и организационной помощи региональным и международным   деловым,   профессиональным,   молодежным,    женским, парламентским организациям соотечественников;

     - учет  положения   соотечественников   в   странах   проживания, поддержка  общественных  правозащитных  организаций  города  Москвы  и сотрудничество с международными правозащитными организациями;

     - содействие  финансовой  и  материальной  поддержке  организаций соотечественников,  налаживание и развитие всесторонних связей органов государственной     власти     города     Москвы    с    организациями соотечественников;

     - поддержка русского языка,  культуры,  образования, содействие в получении образования на русском  языке  и  повышении  квалификации  в учебных и научно-исследовательских учреждениях города Москвы, оказание поддержки образовательным учреждениям с преподаванием на русском языке в зарубежных странах;

     - экономическое  сотрудничество  города  Москвы  с  организациями соотечественников,   содействие   налаживанию   связей   хозяйствующих субъектов города Москвы с деловыми кругами соотечественников;

     - информационное сотрудничество с организациями соотечественников и  странами  проживания  соотечественников,  поддержка   русскоязычных средств   массовой   информации,   создание  информационно-электронных систем;

     - поддержка социально незащищенных категорий соотечественников за рубежом.

     Вторая глава  "Обеспечение  поддержки  соотечественников"  должна устанавливать:

     а) особенности   программного   метода   осуществления  поддержки соотечественников,  в том числе требования  к  содержанию  программ  в данной    сфере.    Специфика   такой   сферы   деятельности   органов государственной власти как поддержка соотечественников состоит в  том, что   конкретный   набор   мероприятий   в  рамках  заданных  основных направлений,  форм государственной поддержки соотечественников  должен достаточно  гибко варьироваться в зависимости от конкретной ситуации в странах   проживания   соотечественников,    политических    подходов, определяемых    федеральными    органами    государственной    власти, возможностей бюджета города Москвы.  В этой  связи  программный  метод деятельности органов государственной власти города Москвы по поддержке соотечественников  является  приоритетным.   Он   уже   доказал   свою эффективность.  В  тоже  время,  предлагается  закрепить  в законе ряд позиций,  наличие  мероприятий  по  которым   в   программе   является обязательным:  правовая  защита  соотечественников;  социальная защита соотечественников,  в  том  числе  в   области   науки,   образования, здравоохранения;  поддержка  организаций соотечественников;  поддержка русского  языка,  культуры  и  образования;  развитие   экономического переселения соотечественников в Российскую  Федерацию;  информационное сотрудничество с соотечественниками;  научное и экспертное обеспечение поддержки соотечественников;

     б) положения об организационном, финансовом, научном, экспертном, информационном и кадровом обеспечении  деятельности  города  Москвы  в отношении  соотечественников.  Как  отмечалось выше,  одна из основных причин  принятия  закона  -  необходимость  закрепить   сформированную инфраструктуру деятельности по поддержке соотечественников,  чтобы при гибкости состава мероприятий по поддержке соотечественников  закрепить жесткость   инфраструктуры   обеспечения   этой  деятельности.  Данный регулятивный прием применен, в частности, в Законе города Москвы от 28 января  2004  г.  N  4 "О молодежи",  также касающемся межотраслевой и объективно  достаточно  подвижной   по   составу   мероприятий   сферы деятельности, и доказал свою эффективность.

     Законом необходимо   предусмотреть   образование   Правительством Москвы    консультативного    органа,    осуществляющего   координацию деятельности органов исполнительной власти города Москвы,  структурных подразделений  Аппарата  Мэра и Правительства Москвы,  государственных учреждений,  иных организаций,  реализующих мероприятия  по  поддержке соотечественников  и  взаимодействию  с  ними.  В  настоящее время эту функцию   выполняет   Межведомственная   комиссия    по    работе    с соотечественниками за рубежом.

     Организационное обеспечение поддержки  соотечественников,  помимо органов   государственной   власти   города  Москвы,  должно  включать государственные учреждения, осуществляющие функции в области поддержки соотечественников.   Также   важным   представляется  закрепить  формы взаимодействия  с  негосударственными  некоммерческими   организациям, систематически      участвующими     в     осуществлении     поддержки

соотечественников, в том числе возможность оказания им государственной поддержки.  В  осуществлении  поддержки  соотечественников могут также участвовать  иные  государственные  и  негосударственные  организации, включая хозяйствующие субъекты. Элементом организационного обеспечения деятельности по государственной поддержке  соотечественников  является участие   представительств   города  Москвы  за  пределами  Российской Федерации  в  государственной  поддержке  соотечественников.   Законом предлагается   установить,   что  созданные  в  установленном  порядке представительства города  Москвы  за  пределами  Российской  Федерации участвуют в осуществлении поддержки соотечественников,  а порядок этой деятельности и ее координации  уполномоченным  органом  исполнительной власти города Москвы определяется Правительством Москвы.

     Финансовое обеспечение поддержки соотечественников осуществляется в  соответствии  с  федеральным  законодательством и законодательством города  Москвы  и  включает  бюджетную  составляющую  и   привлеченные средства. Предлагается установить, что объем средств на финансирование поддержки соотечественников ежегодно  утверждается  в  бюджете  города Москвы   отдельной  строкой.  В  связи  с  тем,  что  полезный  эффект деятельности по поддержке соотечественников непосредственно для Москвы является  отложенным,  особое  значение  предлагается  уделить  оценке эффективности  использования  финансовых  средств   на   осуществление поддержки  соотечественников.  В  связи  с этим необходимо закрепить в законе,  что Правительство города Москвы  утверждает  критерии  оценки эффективности деятельности по поддержке соотечественников, в том числе оказания содействия финансовой в  материальной  поддержке  организаций соотечественников.  В  обязанности  уполномоченного органа должно быть вменено    привлечение    внебюджетных    средств     на     поддержку соотечественников.

     Для поддержки  соотечественников  определенное   значение   имеет научное   и   экспертное  обеспечение  этой  деятельности.  Оно  может осуществляться   органами   государственной   власти   города   Москвы посредством, в частности:

     - содействия    финансированию    и    организации     совместных научноисследовательских   работ  по  проблемам  соотечественников,  их организаций  учеными  города  Москвы  и   представителями   российской зарубежья;

     - организации   научно-практических   конференций   по   изучению положения соотечественников в странах проживания в прошлом,  настоящем и будущем;

     - организации периодических семинаров  с   участием соотечественников по вопросам  экономического,  научно-технического  и культурного сотрудничества города Москвы и других субъектов Российской Федерации;

     - проведения   информационно-аналитической  работы  по  выработке практических рекомендаций  для  повышения  эффективности  деятельности города Москвы в отношении соотечественников;

     - организации  издания  научных   трудов,   научно-информационных бюллетеней,   освещающих  научные  исследования  в  области  положения соотечественников,  выпуска   аналитических   материалов,   проведения экспертиз  и  опросов  общественного мнения,  организации мониторинга, социологических  исследований  и  статистического  учета   данных   по вопросам, касающимся соотечественников;

     - создания  банка   данных   социологических   и   иных   научных исследований по вопросам, касающимся соотечественников.

     Информационное обеспечение      поддержки       соотечественников осуществляется   органами  государственной  власти  города  Москвы,  в частности, посредством:

     - сбора  и  предоставления  информации для объективного освещения проблем соотечественников в средствах массовой информации, специальных информационных, справочных и иных изданиях;

     - создания и поддержки специализированного общедоступного сайта в сети Интернет по вопросам поддержки соотечественников;

     - формирования банка данных,  содержащего информацию о  проблемах соотечественников,  организаций соотечественников, об опыте реализации программ по поддержке соотечественников.  Доступ  к  указанному  банку данных  должен  быть  обеспечен  всем  органам  государственной власти города  Москвы,  органам   местного   самоуправления   внутригородских муниципальных образований в городе Москве;

     - ежегодного   выпуска   информационных   сборников,   содержащих правовые  акты  и  социологические  материалы  по  вопросам  поддержки соотечественников,  а также выпуска иных информационных  и  справочных материалов     по     проблемам     соотечественников,     организаций соотечественников;

     - организационного,  информационного  и методического обеспечения создания в редакциях средств  массовой  информации  отделов  или  иных структурных  подразделений  по  вопросам соотечественников;  доведения информации   о   нарушении   прав   соотечественников    до    органов государственной власти Российской Федерации;

     - поддержки средств массовой  информации,  освещающих  реализацию связей города Москвы с соотечественниками.

     Кадровое обеспечение поддержки  соотечественников  осуществляется органами   государственной   власти   города   Москвы,   в  частности, посредством:

     - организации   и  финансирования  подготовки,  переподготовки  и повышения квалификации кадров, работающих с соотечественниками, причем речь  идет  не  только  о  государственных гражданских служащих города Москвы,  но и о работниках государственных учреждений  города  Москвы, иных    некоммерческих    организаций,   в   том   числе   организаций соотечественников;

     - подготовки  и  издания  методической литературы для должностных лиц,  включая  должностных  лиц  представительств  города  Москвы   за пределами   Российской  Федерации,  занимающихся  вопросами  поддержки соотечественников,    а    также    для     работников     организаций соотечественников;

     в) положения   об   обеспечении    представительства    интересов соотечественников  в  органах  государственной  власти города Москвы в соответствии со статьей  26  Федерального  закона  "О  государственной политике   Российской   Федерации  в  отношении  соотечественников  за рубежом".

     Третья глава       "Оказание       государственной      поддержки соотечественникам" должна содержать перечень основных  форм  поддержки соотечественников   по   следующим  направлениям:  образование,  язык, культура  и  историческая  память,  правовая   поддержка,   право   на информацию,  социальная  сфера.  Перечень  форм  поддержки не является исчерпывающим.

     В качестве  особой  формы  поддержки  должно  быть также выделено положение   об   экономическом   сотрудничестве   города   Москвы    с соотечественниками  и  их  организациями,  поскольку  в  данном случае взаимодействие  с  соотечественниками  может  приносить  экономическую выгоду   городу   Москве.   Должно   быть   закреплено,   что   органы государственной власти города Москвы содействуют  установлению  связей организаций  города Москвы и хозяйствующих субъектов соотечественников (хозяйствующих    организаций,    созданных    в    соответствии     с законодательством  страны  нахождения,  более  75%  имущества  которых принадлежит  соотечественникам  и   более   75%   работников   которых составляют   соотечественники)  посредством  создания  информационного центра;    организации    проведения    выставок-ярмарок,     открытия торгово-промышленных    центров    по    оптовой   продаже   продукции хозяйствующих субъектов города Москвы;  поддержки создания  совместных предприятий с хозяйствующими субъектами соотечественников;  содействия приобретению оборудования для совместных с  хозяйствующими  субъектами соотечественников предприятий.

     Также предлагается закрепить,  что органы государственной  власти города Москвы обеспечивают создание равных условий в городе Москве для хозяйствующих субъектов соотечественников. Одной из включаемых в закон форм    поддержки   будет   организация   подготовки,   переподготовки специалистов  в  области  предпринимательства  и  экономики  из  среды соотечественников на базе учебных заведений города Москвы.

     Формой поддержки соотечественников согласно  закону  будет  также поддержка  добровольного  переселения  соотечественников на территорию Российской Федерации.  При этом в основном нормы закона в части данной поддержки должны отсылать к городской целевой программе,  определяющей перечень мероприятий по поддержке  соотечественников  (предполагается, что   это   будет   подраздел   в   перечне   мероприятий  программы).

Непосредственно   в   законе    предлагается    установить    перечень соотечественников,   пользующихся   приоритетным  правом  на  оказание поддержки за счет средств бюджета Москвы в добровольном переселении:

     - соотечественники, имеющие специальности, в которых город Москва испытывает потребность;

     - лица,  права которых нарушаются в странах проживания вследствие их принадлежности к соотечественникам;

     - соотечественники   -   ветераны  Великой  Отечественной  войны, участники Битвы под Москвой,  иные категории ветеранов,  лица, имеющие заслуги перед Российским государством и городом Москвой.

     Четвертая глава "Оказание государственной поддержки  организациям соотечественников" должна включать:

     а) приоритеты поддержки организаций соотечественников.

     В качестве таких приоритетов предлагается указать следующие:

     - поддержка  молодежных  организаций  соотечественников  с  целью расширения связей молодых соотечественников с Российской Федерацией;

     - сотрудничество с находящимися за рубежом религиозными  общинами религиозных конфессий, действующих на территории Российской Федерации, с целью  оказания  безвозмездной  помощи  в  приобретении  религиозной утвари  и  литературы,  а  также по укреплению самобытности,  духовных традиций и культуры в установленном порядке;

     - поддержка ветеранских организаций соотечественников;

     - поддержка международных организаций соотечественников.

     При этом  указанные  приоритеты  не препятствуют поддержке других организаций соотечественников;

     б) положения  об учете организаций соотечественников.  Такой учет нужен,  чтобы  более  четко  определить  субъектов  поддержки,   иметь постоянную систему коммуникации с ними.  Осуществлять учет организаций соотечественников,   пользующихся   государственной    поддержкой    в соответствии с настоящим законом,  будет уполномоченный орган. Порядок отбора организаций соотечественников,  пользующихся поддержкой  города Москвы,  а  также  приема,  обработки  и  учета их заявок определяется Правительством  Москвы.  Учет  организаций  соотечественников   должен осуществляться бесплатно;

     в) положения  об  организационной,  консультативной,  финансовой, информационной  и кадровой поддержке организаций соотечественников.  В частности,  по вопросам организационной  и  консультативной  поддержки необходимо      установить,      что     представители     организаций соотечественников,  соотечественники  вправе   обращаться   в   органы государственной  власти  города  Москвы  за  безвозмездным  получением образцов  документов,  необходимых  для  взаимодействия   с   органами государственной  власти  города  Москвы,  методических  рекомендаций о взаимодействии    организаций     соотечественников     с     органами государственной  власти  города  Москвы,  а  представительства  города Москвы за пределами Российской Федерации осуществляют  консультативную и  организационную  поддержку  при создании и деятельности организаций соотечественников.

     Финансовая поддержка  организаций  соотечественников  из  бюджета города Москвы должна осуществляться  путем  финансирования  конкретных проектов,  направленных  на  поддержку  соотечественников,  в пределах выделенных на  эти  цели  финансовых  средств  на  конкурсной  основе.

Уполномоченный  орган  исполнительной  власти города Москвы в порядке, определенном   законодательством,   устанавливает   условия   конкурса проектов  с  учетом  указанных  выше  приоритетов и проводит его.  При проведении  конкурса  должна   учитываться   необходимость   поддержки соотечественников  в зависимости от страны проживания и принадлежности к социальной группе.

Также необходимо     закрепить     положения    об    обязанности уполномоченного   органа   исполнительной   власти    города    Москвы информировать    организации   соотечественников   о   планируемых   и реализуемых  мероприятиях   в   сфере   поддержки   соотечественников.

Информация,  предоставляемая  организациям  соотечественников,  должна отражать проблемы,  в решении которых они  могут  принять  участие,  и предлагать формы этого участия.  Проекты законов и иных правовых актов по  вопросам  прав  и   законных   интересов   соотечественников,   их государственной  поддержки  должны  в  силу норм закона размещаться на общедоступных сайтах в сети Интернет.  При этом необходимо  закрепить, что отзывы на указанные проекты подлежат рассмотрению соответствующими органами государственной власти города Москвы и носят рекомендательный характер.

     В качестве  формы  поддержки  предлагается  установить,  что   по заявкам    организаций    соотечественников    уполномоченный    орган исполнительной   власти   города   Москвы    организует    подготовку,

переподготовку и повышение квалификации кадров этих организаций, в том числе подготовку руководства и активистов,  за  счет  средств  бюджета города  Москвы,  выделяемых  на  эти  цели,  и за счет использования в установленном законом порядке средств заинтересованных организаций.

     Пятая глава  "Заключительные  положения"  будет  содержать только одну статью,  предусматривающую порядок вступления  закона  в  силу  и требования  к  приведению  в  соответствие с ним правовых актов города Москвы.




«Русское слово – связующая нить времён»

В Бюллетене за 15.12. 2007 года, мы уже  говорили о том, что в Москве,19-21 ноября 2007 года прошёл Международный Конгресс писателей русского Зарубежья. Но вот появилась   информация о прошедшем Конгрессе, которая даёт более широко представление о его ходе и выступлениях ряда делегатов.

8.01.2008http://www.rdu.org.ua/news.

Александр Костюнин

С таким названием в Москве в Центральном Доме литераторов (ЦДЛ) (ул. Большая Никитская, д.53) впервые в новейшей истории России прошёл Международный Конгресс писателей русского зарубежья. Конгресс открыл свою работу 19 ноября 2007 г. Организатором форума выступила общественная организация литераторов «Международное сообщество писательских союзов» (МСПС) при поддержке Правительства Москвы.

Конгресс проводился с целью реализации идеи сближения и интеграции в литературно художественный процесс России писателей-соотечественников, а также тех, кто ведёт пропаганду русского слова во всём мире. Форум был призван поднять на качественно новый уровень объединительное движение русскоязычных писателей, консолидировать лучшие творческие силы для решения задач духовного единения россиян и возрождения традиций русской словесности.

В Конгрессе приняли участие литераторы из 18 стран мира. В числе делегатов Конгресса – крупные писатели-соотечественники, проживающие в России и за рубежом, переводчики русской литературы, филологи-слависты. В работе Конгресса приняли участие такие всемирно известные мастера русского слова как Сергей Михалков, Чингиз Айтматов, Олжас Сулейменов, Егор Исаев, Юрий Поляков, Валерий Ганичев, Владимир Бояринов.

***

Начало заседания было необычным. Под музыку Второго концерта Рахманинова, опираясь на трость, поддерживаемый за локоть, шажок за шажком с трудом вышел на сцену и занял место в президиуме Сергей Владимирович Михалков. Трудно сказать, что именно по замыслу организаторов должна была символизировать эта гениальная классическая музыка, но, по мнению самого мэтра русской литературы, высказанному в кулуарах, она «походила на траурный марш».

Автор трёх гимнов СССР и РФ, знаменитый детский поэт Сергей Михалков, которому исполнилось 94 года, открывая мероприятие, назвал Конгресс историческим:

– Понадобились многие годы и огромные усилия, чтобы мы снова встретились в этом зале, где на протяжении 75 лет общались, дружили, ссорились, обсуждали новые произведения и даже немножко выпивали…

Только он произнёс эти слова, свет на сцене погас, и микрофон отключился…

После вынужденного технического перерыва ведущий форума Феликс Кузнецов так прокомментировал ситуацию:

– ЦДЛ перешёл в частные руки, и стоит ли удивляться, что свет погас? Государство, если только оно заинтересовано в поддержке и развитии русского слова, должно проводить и соответствующую политику. Не всё пускать по рыночному ветру.

Эта общая мысль, будучи озвученной, послужила своеобразным камертоном для всех выступающих на Конгрессе.

«Не знаю – петь, плясать ли, улыбка не сходит с губ. Наконец-то и у писателей будет свой клуб». Так в 1928 году поэт Маяковский приветствовал создание первого писательского клуба в Москве. Центральный Дом Литераторов. Этому гостеприимному дому посвящались стихи и книги, здесь «хорошие и разные писатели», имена которых стали гордостью русской культуры, переживали трагические и смешные моменты, здесь всегда кипела жизнь. Расположенный в самом сердце столицы, дом выходит фасадами двух своих зданий на Поварскую и Большую Никитскую (бывшую Герцена) улицы.

И вот, оказывается, он писателям уже не принадлежит…

Но видно пришло время «собирать камни». Сегодня государство и Президент России заинтересованы в поддержке писателей. Лучшим подтверждением этого стала правительственная телеграмма, которую тут же на Конгрессе и озвучили. В ней в частности говорится:

«…Здесь, в столице России, собрались представители разных стран, выдающиеся писатели современности, видные ученые-филологи, слависты. Те, для кого русский язык – язык творческого самовыражения, интеллектуального и дружеского общения. Кто хорошо понимает и высоко ценит значение русского слова, которое на протяжении многих веков ярко, мощно и удивительно красиво «звучит» в мировой литературе. Участникам и гостям вашего Конгресса, проходящего в Год русского языка, предстоит обсудить насущные вопросы сохранения этого поистине бесценного культурного наследия, повышения роли языка как универсального инструмента международного сотрудничества. Убежден, предстоящие встречи, дискуссии будут способствовать укреплению взаимопонимания и доверия, внесут весомый вклад в создание единого литературно-художественного пространства русской словесности».

Выступающие выходили к трибуне один за другим и говорили о русском слове с почтением, страстно, как о наболевшем.

Первый секретарь исполкома МСПС, член-корреспондент РАН Феликс Кузнецов – бодро:

– В дни, предшествовавшие конгрессу, на телеэкранах Европы триумфально демонстрировался телевизионный сериал по роману Л.Н. Толстого «Война и мир», заставляя людей смотреть не футбол, а экранизацию великого русского романа. (Сосед слева недовольно пробурчал: «Потому что такой футбол смотреть невозможно».) Это событие подтверждает, что русская литература – главный вклад русского народа в мировую цивилизацию.

Современник Пушкина и Гоголя, издатель журнала «Московский телеграф» Николай Полевой называл русскую литературу «невещественным капиталом нации». А Герцен говорил, что литература в России – это «вторая власть».

И действительно, такой власти над умами и душами людей, какой обладала русская литература в XIX, да и в ХХ веке, не имела никакая другая литература в мире. Истоки этого могущества – не только в высочайшем даре слова её крупнейших художников, но и в том, что русская литература поднимала и ставила на общественное обсуждение самые трудные и самые важные для людей духовно-нравственные и социальные вопросы. И прежде всего – вопрос о Боге в душе, о смысле жизни и совести.

В чём сила русской литературы? Сила её заключается в том именно, что она всегда была обращена к совести, к Богу, к душе. Помните у Фёдора Михайловича Достоевского: «Ежели Бога нет, значит, и ада нет. А если ада нет, значит, всё дозволено?» Взял топор и убил старуху. Вот весь путь русской литературы – это преграда на пути вседозволенности, это утверждение достоинства и высоты человека.

Двадцать первый век оборачивается вызовом. Вызовом нашей культуре, нашим традициям, в конечном счёте, вызовом человечеству. Жёсткий, грозный вызов сегодня брошен духовно-нравственной сфере человеческой жизни.

Истоки этого вызова – те процессы глобализации, которые в американском варианте идут по миру. В России в девяностые годы эти процессы особенно больно ударили по русской культуре в тот момент, когда она была брошена в бандитский капитализм, в дикий рынок. Культура и литература были полностью отделены от государства. Это и послужило причиной тех искажений, которые сегодня очевидны для всех думающих, честных людей.

Следствием этого является осознание необходимости нового подхода, выработке новых взаимоотношений между государством и культурой. Необходимо понимать, что культура и литература – то, что определяет будущее народа; то, что определяет формирование души народа; то, без чего народ не сможет выжить и существовать. Необходима смена стратегии во взаимоотношениях между государством и культурой.

Суть новой стратегии заключается в том, что государство должно осознать себя не сторонним наблюдателем, не благодетелем даже, а инвестором, внутренне и глубоко во всех формах и видах озабоченного судьбой культуры и судьбой русского слова.

И вот знаком понимания необходимости выработки новой стратегии явилось решение Президента России объявить 2007 год – Годом русского языка. А на II форуме творческой и научной интеллигенции государств участников СНГ, который недавно прошёл в Астане, было предложено 2008 год объявить Годом литературы и чтения в Содружестве.

Людмила Швецова – заместитель Председателя Правительства г. Москва – зачитала приветствие Юрия Лужкова:

«…Ваш представительный форум проходит в Год русского языка, когда Москва, наше Отечество и весь мир с обновлённым чувством восхищения и благодарности обращаются к великой русской литературе как одной из важнейших духовных составляющих русского мира.

Во все века своего бытия и развития наша литература искала и находила ответы на самые глубинные нравственные запросы личности и общества, обращалась поверх любых границ и разделительных барьеров к народному сознанию, сплачивала наше многонациональное государство в его испытаниях и победах.

Москва является естественным и уникальным по силе притяжения центром для всех писателей, пишущих на русском языке. После трагического распада государства и тяжелейших реформ девяностых годов Россия вновь обретает не только экономическую мощь, но и стремление к глубокому культурному самосознанию, бескомпромиссному моральному противостоянию безнравственности, безмыслию и пороку.

Мы благодарны нашим русским писателям и всем художникам слова, филологам, критикам, переводчикам, философам и историкам, в какой бы стране они ни жили, за огромный вклад в строительство русского мира, за труды на ниве русского языка и русской литературы».

Министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов:

– Девяностые годы – это были годы разрыва не только геополитического пространства страны, не только парад суверенитетов, но и кризис духовных, нравственных основ. Эти годы явились следствием тех политических процессов, которые мы сегодня осмысливаем. И поэтому пророчество Дмитрия Сергеевича Лихачёва именно сегодня звучит для нас особо. Он сказал: «В России нацией стала литература». И вот, наверное, это один из тех девизов, один из тех символов, которые будут постоянно витать над нами в дни работы Конгресса.

Нам действительно пришло время «собирать камни», потому что Год русского языка – это государственное признание значимости того единственного пути, который может быть направлен в Храм духовный. Русский язык – это не просто язык, на котором в мире говорит 250 млн. человек, а 164 млн. из них считают его родным. Русский язык – это сокровище мировой, а не только русской культуры. Русский язык – это прежде всего та среда духовного обитания, которая, к сожалению, становится неведомой молодому поколению. Вот этот страшный разрыв поколений, наверное, сейчас и есть самая главная сфера ответственности писательской среды. И здесь Ахматовский девиз: «И мы сохраним тебя русская речь, великое русское слово» – вот именно он отзывается в девизе вашего Конгресса: слово, как связь времён, связь поколений.

Сегодня мы ещё только ищем пути, по которым идти надо, но совершенно ясно, в каком направлении идти нельзя. Мы живём в условиях догматов рыночной экономики. Именно догматов, поскольку культура относится к той сфере рыночной экономики, в которой неучтённость её специфики, неучтённость её потребностей неизбежно вызовет кризис в очень близком будущем. Поэтому сейчас самое время говорить о том, какие потребности культуры являются потребностями нации.

Совершенно ясно, куда не пойдёт рынок, совершенно ясно, чем он не заинтересуется. И не только не заинтересуется, но и будет отодвигать это на периферию жизни. Никогда рынок не наполнит хорошей настоящей здоровой литературой полки общедоступных библиотек. Никогда рынок не откроет путь на кино- и телеэкран настоящим, высокохудожественным, но не коммерческим произведениям искусства. Это должно делать государство. Поэтому компенсаторная функция государства именно в условиях рыночной экономики становится особо важной. Вместо этого мы с трудом произносим неологизм «разгосударствление», который фактически означает «сокращение сферы ответственности государства». В культуре это абсолютно невозможный тупиковый путь. Наоборот, там, где рынок обнаружил свои провалы, именно государство должно выручать, именно государство должно компенсировать.

Мне кажется, определённые шаги в этом направлении уже делаются. В частности, концепция «Президентской библиотеки» – это новое видение будущего не только культурного сообщества, но и всей нашей страны. И сейчас именно здесь нужно делать совершенно определённые шаги. Как пример приведу проект Постановления Правительства, который уже вынесен на рассмотрение. Суть его в том, чтобы сохранить издательство «Художественная литература» как государственное и на его основе создать базу издательского дела, обеспечить финансирование из бюджета и определить те самые приоритеты, определить те самые нравственные основы жизни нового молодого поколения. Это означает долевое финансирование на первом этапе существования издательства, а в дальнейшем систематизированное приобретение и распространение тех тиражей, которые и будут доносить до народа настоящую высокую художественную литературу.

Сейчас мы вступили в полосу больших и возможных перемен. Я хочу, чтобы ваш Конгресс послужил для общества импульсом задуматься и повернуться лицом к тому, что является будущим.

Председатель Союза писателей РФ Валерий Ганичев:

– Уважаемые коллеги, разрешите огласить приветствие человека, известного и у нас в стране, и за её пределами. Об этом свидетельствует недавнее выступление Святейшего Патриарха в Страсбурге на Европейском экономическом сообществе, когда он без ложной толерантности назвал грех – грехом, беду – бедой. И Европа слушала, затаив дыхание. Мне доставляет удовольствие зачитать приветствие, потому что Союз Писателей России является соучредителем Всемирного Русского Народного Собора, главой которого является Патриарх, а Председатель Союза писателей РФ – его заместитель:

«Дорогие братья и сестры, уважаемые соотечественники!

Сердечно приветствую всех организаторов, участников и гостей Международного Конгресса писателей русского зарубежья «Русское слово – связующая нить времён».

Отрадно, что в нынешний год, объявленный в России Годом русского языка, в Москве при деятельном участии мэрии столицы, Международного сообщества писательских союзов, Союза писателей России проходит столь представительный и широкомасштабный писательский форум.

Несомненно, всяческого одобрения и поддержки заслуживает стремление писателей развивать и укреплять добрые отношения и творческие связи между соотечественниками, живущими в разных странах, на разных континентах нашей планеты.

Значение литературного творчества в деле формирования культуры и цивилизации трудно переоценить.

Поэтому роль художника слова, создающего яркие литературные образы, формирующие ментальность каждого человека и всего общества в целом, никогда не потеряет своей значимости.

Надеюсь, что эта важная встреча русских писателей будет иметь историческое значение, поможет лучше понять друг друга и осмыслить цели и задачи, стоящие сегодня перед литературным сообществом, а также послужит укреплению мира и согласия между людьми.

Желаю всем вам, дорогие братья и сестры, помощи Божией в ваших творческих дерзаниях, а настоящему конгрессу – конструктивных дискуссий и плодотворной работы.

Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II»

– Конечно, есть смысл говорить и думать о ценности культуры и языка всегда. Когда И.С.Тургенев, великий мастер и кудесник русского языка, чувствователь его, сказал слово о русском языке, а вернее пропел гимн ему, то было ясно, что этот призыв обращён не только к писателям. Он обратился к русскому языку, как к опоре и надежде, т.е. фундаменту жизни: «Во дни сомнений и дни тягостных раздумий о судьбах нашей Родины…» Я думаю, что это напоминает сегодняшние времена.

Организаторы Конгресса считают себя наследниками великой русской классической литературы, тех, кто считает необходимым сохранять красоту и достоинство русской речи, русского языка, не опуская его до уровня подворотни, пошлости, цинизма, прикрываясь при этом псевдонародностью и, якобы, рачительным отношением к охранительности его.

Скажу откровенно, русскому языку грозит опасность, также как, я думаю, как и другим языкам мира. Сегодня, в начале 21 века – это насаждение иностранных слов, англоязычных слов. Мы не только не выступаем против английского языка. Это было бы глупо, выглядело бы ретроградством в эпоху, когда он имеет мировое значение как язык международного общения. Он для нас важен также как язык великой английской литературы Шекспира, Диккенса, Бернарда Шоу и других великих гигантов английской словесности. Но только невежество и низкопоклонство требует заменять русские слова английскими во всех случаях.

Исторические, нравственные ценности попытались подменить сиюминутной наживой и прибылью. Идеальным устремлениям, свойственным русскому народу и нашей литературе, появилась замена в виде материального. Известно много примеров. Достаточно и одного. Русское слово «убийца» или «убивец» заменено словом «киллер».

Мы не против заимствований технических, экономических или медицинских терминов. Но мы против внесения путаницы, подмены иностранным словом сущностного понятия. Мы поддерживаем усилия французского общества и властей, которые защищают великий французский язык системой законов.

Я вношу предложение от имени секретариата Союза Писателей обратиться к Президенту Путину с предложением принять закон, который объявлял бы русский язык национальной святыней нашего народа. Необходимо придать ему такой статус и на законодательном уровне, обеспечить соответствующие этому статусу уважение и защиту.

На своих пленумах, встречах мы выступали и не раз обращались к власти, обществу, средствам массовой информации с требованиями защитить русский язык, не дать рассосаться ему в потоках иноязычия, сквернословия, модного похабства и словоложества. Достаточно вспомнить, что в 1994 году вместе с Русской Православной церковью мы проводили Собор в защиту русского языка. Журналы «Наш современник», «Москва», «Роман-журнал XXI век», «Литературная газета» – выступали. Иногда казалось: впустую эти выступления. Но наши пламенные речи дошли до слуха властей, и 2007 год был объявлен Президентом Российской Федерации Годом русского языка. Воспользовалось ли наше общество в полной мере этой возможностью? Пожалуй, что нет. А ведь это был по существу национальный проект.

Мы обратились к Правительству с целым рядом вопросов, с целым рядом предложений. Скажу об одном только: о защите буквы «ё». Мелкий вопрос? Нет! Ещё какой крупный! От русского языка отщипывались в результате варваризации языка, а их у нас было три: Петровская, послереволюционная и нынешняя перестроечная, ряд букв. Сейчас покушаются на букву «ё». К нашей великой радости Правительство приняло решение защитить букву «ё». Все обязаны употреблять, во всех изданиях. Можем же? Можем!

Я сейчас прилетел из Дамаска, с Ближнего Востока. Хочу сказать, что это – оазис русского языка. Палестинским обществом созданы сотни школ русского языка. В кафе Дамаска идут оживлённые споры о Пушкине, Достоевском, Гоголе, Шолохове. Это трогает, и умиляет, и требует подвижничества от нас – писателей.

И так ясно, что самая большая, многолетняя инвестиция за пределами нашей страны не газ, не нефть, не лес, не металл, а русская литература, русское слово, которое вправе рассчитывать на самое высокое внимание и внутри страны.

Я приветствую вас, дорогие друзья, коллеги, сеятели русского слова. Всех, кто представляет литературу братских наших народов, и склоняю голову перед теми, кто служит русской литературе.

Ведущий предоставил слово иноку Всеволоду:

– Дорогие друзья, позвольте зачитать приветствие духовного главы всей русской церковной эмиграции Митрополита Лавра. Это знаменательное, знаковое историческое событие, которое раньше было невозможно. Мы понимаем с вами, что дальнейшее возрождение России на путях исторических, в духе дореволюционной России, невозможно без единства народа в Отечестве и в Зарубежье. И поэтому событие, произошедшее в мае: объединение русской православной церкви за рубежом и русской православной церкви, находящейся в Отечестве, событие очень духовно и мистически важное для дальнейшего пути возрождения России.

«Дорогие о Господе устроители и участники Международного конгресса писателей, позвольте поприветствовать вас от лица нашей Русской зарубежной церкви. Вам как служителям слова хорошо известна его великая сила. Множество примеров силы слова приведено в Священном Писании. Именно об этих примерах говорит замечательный русский поэт-монархист Николай Гумилёв:

«В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо Своё, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города».

Но известна вам и великая ответственность тех, кто владеет этим оружием слова, ибо словом можно оживить, но можно и ранить. Сказано в Священном Писании: «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 37).

Желаю вам созидать словом, лечить души людей, честно описывать современность и события прошлого, говорить о вечных истинах. Всё это возможно лишь на путях служения Тому Единому слову, о котором говорится в первых строках Евангелия от Иоанна: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть. В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков». (Иоанн, 1, 1–4).

Отрадно, что ныне в России большое внимание уделяется русской диаспоре. Ваш Конгресс объединил и собрал писателей русского Зарубежья. Наши первые первопроходцы-эмигранты, первые послереволюционные изгнанники действительно не имели никакого другого достояния, кроме русского слова.

И вам, приехавшим из стран Ближнего и Дальнего Зарубежья, вероятно, известна нелёгкая участь служителей русского слова, находящихся в народной среде. Желаю вам с помощью Божьей оставаться на своём поприще, несмотря на все трудности.

Знаменательно, что ваш Конгресс назван: «Русское слово – связующая нить времён» Ведь ныне нашему народу очень важно установить связь с дореволюционной Святой Русью. Нить русского слова и в самом деле связывает все поколения русского народа, связывает прошлое с настоящим, связывает всех нас во Отечестве и в рассеянии сущих.

Божье благословение и помощь да пребудут на трудах вашего Конгресса. И пусть слова, исходящие из-под вашего пера, будут просвещены светом Бога Любви, в чём и будет состоять залог их силы и бессмертия.

Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви

Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр».

Чингиз Айтматов, народный писатель Киргизской Республики:

– Я придаю этому Конгрессу особое значение. Хочу прибегнуть к народному изречению: «Мы все с вами пастухи слова». И поэтому у нас общие заботы, общие страсти, общее пространство, и мы должны делать своё дело. В регионе Центральной Азии русский язык – один из основополагающих языков, содействующий развитию современных национальных культур. Это большая тема, особое исследование. Давно нам уже нужно было так собраться, давно назрела необходимость осмыслить, что происходит с нашими литературами, и прежде всего с русским языком. У подобных мероприятий должна непременно быть преемственность.

Егор Исаев, поэт, лауреат Ленинской премии:

– Дорогие друзья, товарищи, я из того времени, в котором «товарищ» было первым словом в общении. Эта традиция пошла от Пушкина, от «Варяга» и от нашей песни «Степь да степь кругом, путь далёк лежит», «Ты, товарищ мой, не попомни зла». Не люблю кокетливое, артистическое слово «господа». Я сейчас, кроме себя, никого не возглавляю. Возглавляю свою работу, своё дарование или способность контактировать с пером. Можно словом прозы подумать вместе с вами о том, что делается сейчас в сфере литературы и культуры. Но я об этом пишу стихи:

Вначале было слово, да.

Оно сильней и мимики, и жеста.

Насущное, как хлеб и как вода,

И яркое, как тот петух с насеста.

Люблю слова, в которых смысл и вес,

В которых чисто, но отнюдь не голо.

Я сам словесник, но боюсь словес.

Да здравствует пришествие глагола.

Народный писатель Казахстана Олжас Сулейменов– спокойно, уверенно и доверительно:

– Я 17 лет не был вот в этом здании, в этом зале, где кипели страсти. Все Пленумы наши здесь проходили. Какие диспуты устраивали, какие светлые умы здесь вещали с этих трибун. А вот сегодня мы собрались и выяснилось, что ЦДЛ в частных руках, в руках рынка. Когда Сергей Владимирович начал свою речь что-то там отключилось, погас свет. Вот в этих деталях кроется дьявол. Вот этими дьявольскими деталями иллюстрируется судьба нашей литературы.

Когда распались, республики начали активно входить во внешний мир. И рвались связи со вчерашними нашими братскими народами. Сейчас мы, видимо, избегаем этих выражений: «дружба народов». Был такой Орден «Дружба народов» Сейчас просто «Дружбы», уже без народов.

Я очень рад, что заговорили о государственной художественной литературе. Это уже крупный значительный шаг. Таким образом, что-то уже делается. Безусловно, делается. И опыт, накопленный нашей литературой, должен обязательно вылиться в качественные произведения. Мы должны рассказать о нашем времени не этими бульварными книжками, которые заполонили магазины, а весомой, хорошей, серьёзной литературой.

Мы за эти 17 лет в республиках больше занимались политикой, писали статьи, выступали на митингах, успокаивали. Наши народы искали свой путь в будущее, искали национальную идею. И очень часто, чтобы эта национальная идея не выродилась в элементарный национализм, нам приходилось, как говорится, наступать на горло собственной песне, вести оперативную работу, политическую работу. Это отнимало у нас время, но сохраняло наши народы от трагических ошибок, которые не избежали в республиках. Я счастлив, что нам удалось удержать ситуацию. Мы начали по-новому понимать, что такое «независимость», что такое «зависимость». И мы поняли, что независимость не может быть конечной целью развития национально-освободительного и прочих движений.

Независимость – это не тупик, это период, переходный период к эпохе осознанной взаимозависимости. (Аплодисменты.)

Спасибо вам за то, что вы поняли, потому что к этому надо дойти. Потому что словесно никого не убедишь.

Как-то я сказал своему другу: «Все мы кочевники. Мы кочуем навстречу себе, узнаваясь в другом». Мы должны узнавать и узнаём себя только в другом. Сами в себе мы себя не знаем. Таков путь личности. Таков путь развития народа. И вот этот путь должна обобщённо показывать литература.

Направил своё приветствие в адрес Конгресса и Глава Республики Карелия Сергей Катанандов:

«От себя лично и от имени жителей Республики Карелия разрешите приветствовать участников конгресса писателей русского Зарубежья.

Республика Карелия – республика многонациональная. У нас проживают карелы, финны, русские, ингерманландцы, белорусы, украинцы. Представители разных конфессий, вероисповедований. Сохраняя традиции, культуру и язык своих народов, они говорят и пишут на родном языке.

Однако всем нам русский язык помогает сохранить то главное, без чего не может существовать Нация – единую историю и культуру. Карельские писатели собирают и нанизывают редкие северные жемчужины родного языка на нить-основу – глубинную чистоту и сокровенность русского слова – как отражения русской души.

Прозрачные ручейки национальных языков объединяются в единое мощное не иссыхающее русло, наполняя собой, делая великим Русское слово.

Настоящий конгресс тем более важен и значим, что даже вдали от Родины писатели остались верны главным непреходящим ценностям, тем они дороги и интересны русскому читателю.

Приветствую писателей русского Зарубежья, которые сохраняют и обогащают наш великий, могучий, интегрирующий Русский язык.

Воистину: русское слово – связующая нить времён и культур!»

***

Почётно присутствовать на таком авторитетном форуме в качестве участника. Это живая история. Это ориентир. Это информация к размышлению.

За последние десятилетия российские писатели по достоинству могли оценить только две модели взаимоотношений государства и мастеров слова:

Советская, или «вездесущая».

Она включала создание в 1925 году самой страшной в истории русской литературы организации – РАПП, Российской ассоциации пролетарских писателей. Для этой модели был характерен не только тотальный партийный контроль над литературой, но и собственно управление писательским процессом, бытом, работой и личной жизнью писателей. Контролирующие органы меняли свои названия, но не суть, вплоть до развала СССР.

Был единый писательский Союз на всю страну, но деятельность по редактированию слова не ограничивалась только его рамками и выходила далеко за пределы. Писатели не всегда могли похвастаться лояльностью со стороны власти по отношению персонально к каждому, однако в равнодушии её не мог обвинить никто. Авторы начинающие и маститые, эмигрировавшие за границу и не помышлявшие об отъезде, пролетарские и «буржуазные», имеющие за спиной множество публикаций и те, кто на них не рассчитывал: Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Иван Бунин, Алексей Толстой, Сергей Довлатов, Василий Шукшин, Валентин Распутин – каждого власть одаривала знаком внимания. Кому грамоту, спецпаёк, государственную премию, а кому изгнание, пулю в висок, порцию яда либо просто увесистую затрещину.

Модель вторая, Постсоветская – «равнодушная».

Власть была занята разделом природных богатств, ей не было дела до всяких там глупостей. Союзы писателей вырастали по инициативе «снизу», как домны по выплавке чугуна в Китае во время культурной революции (в одной Карелии четыре Союза). Почти полностью отсутствовала финансовая поддержка писательского служения. Поговаривали, что невозможно было донести информацию о своих литературных работах посредством телеканалов, если текст не содержал пропаганды однополой любви или педофилии. (Своего рода «пропуска».)

Однако при всей кажущейся разнице двух моделей – душок у них один: государство относилось к мастерам слова дёшево и сердито.

Неискушённый наблюдатель может возмутиться позицией писательского братства: «Вам и то не нравится, и это… Хватит капризничать!»

Да в общем-то никто и не капризничал. Более того, никто ничего уже и не ждал.

И вдруг…

По просветлённым лицам участников Конгресса, по радостному блеску в глазах, по интересу к докладам я понял, что присутствую при явлении особом в своём роде. Происходило то, о чём ещё вчера никто не мог даже мечтать… При мне закладывалась новая система взаимоотношений власти и литераторов, и власть сделала свой шаг к сотрудничеству первой.

Люди творческие тонко чувствуют любые изменения в политике либо намерения к ним, и они тут же раскрылись, пошли навстречу.

Проект тогда обречён на удачу, когда каждая из сторон осознаёт степень своей выгоды от его успешной реализации. И, судя по всему, власть осознала необходимость участия в судьбе русского слова.

На протяжении восьми лет я работаю на оборонном заводе. Наша продукция – военные противоминные корабли. Они обеспечивают развёртывание стратегических ядерных сил флота (МСЯС).

Какое отношение имеют вопросы нравственности к «оборонке», к управлению производственным процессом? Прямое. Один только труд превращает обезьяну в уставшую обезьяну. Человек – категория нравственная. Я убедился, что известный метод управления: «Кнута и пряника» не эффективен. Это даже скорее не метод управления – это закон дрессировки, и успешно применяется он разве что укротителями при показе на публике вышколенности своих питомцев.

А когда перед тобой люди… Тогда задачи стоят многократно сложнее, чем необходимость прямохождения, тут муштра не поможет. В данном случае требуется совсем иной подход. И я считаю, что, не затронув вопросов нравственности, не удастся добиться устойчивых положительных результатов ни в процессе воспитания, ни в процессе управления крупным производственным коллективом.

Сказанное в равной степени относится и к управлению страной.

Командой нашего общего хрупкого космического корабля под названием «Земля» невозможно управлять джойстиком. Не просто важно – крайне необходимо – чтобы каждый человек осознал степень собственной ответственности за порученное дело; личную заинтересованность в уюте и тепле нашего общего дома.

Тогда, если так, то первым шагом для этого является самоанализ, сочувствие ближнему, терпимость. И по-моему, стоит делать и первый шаг в этом направлении, и второй, и последующие, чтобы люди в состоянии были приподняться над повседневным и стать способными Любить.

А всё это – уже сфера влияния Слова.

Я считаю, что наряду с богатыми природными ископаемыми, неисчерпаемыми народными талантами, чаще обозначаемыми как «людские ресурсы», русское Слово – мощный нематериальный актив.

Убеждён, используя его силу, Россия возродится.

Начался Конгресс едва ли не под музыку траурного марша, а закончился Гимном Русскому Слову. Видно, не беда, если начнут за упокой, главное – кончить за здравие!

Об авторе: Александр Костюнин - Член Союза писателей РФ, и по своей основной работе,Председатель совета директоров стратегического предприятия России – ОАО «Судостроительный завод «Авангард», Член экспертного совета по обороне при Председателе Совета Федерации ФС РФ


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ