Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №183(15.01.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Чьи вы, хлопцы, будете?

2.12.2007, журнал «Русский век»

Войны за историю в странах СНГ направлены против России

Сегодня на постсоветском пространстве идут  войны за историю, которые имеют ярко выраженную антироссийскую направленность. За редким исключением Россия представляется как колонизатор, а период нашей совместной жизни – как темная и мрачная страница. «Нас беспокоит, что растет поколение, не знающее нашей общей истории и не умеющее ценить историческую дружбу между нашими народами, - заявил директор Института стран СНГ Константин Затулин. -  Мы бы не хотели, чтобы представители этого поколения выросли манкуртами или янычарами».  

Эти горькие слова прозвучали на конференции по вопросам школьных учебников в странах ближнего зарубежья. Она была организована в Москве Институтом стран СНГ при поддержке МИД РФ. В форуме участвовали дипломаты, эксперты, ученые и учителя из России и стран СНГ, Прибалтики.  Именно там, в бывших союзных республиках,  все эти годы  предпринимаются попытки переписать прошлое.  Министр иностранных дел России Сергей Лавров в послании участникам конференции отметил, что  объективность исторического наследия приобретает особое значение на фоне непрекращающихся попыток исказить факты в угоду политической конъюнктуре, и выразил надежду, что в ходе открытого обмена мнениями удастся найти ответы на не простые вопросы, связанные с преподаванием нашей общей истории.  

Подмена фактов политической конъюнктурой заводит горе-историков в такие дебри, где  реальные события искажаются до неузнаваемости. Организаторы представили участникам конференции целый справочник по ошибкам в учебниках наших соседей. Украинские историки в поисках корней ушли далеко в глубь веков и вдруг обнаружили, что завоеватель Рима гунн Атилла на самом деле был…украинцем! А гетман Мазепа, предавший Петра I в Северной войне, в новой трактовке подается не иначе как национальный герой и верный союзник шведов в борьбе с злокозненной Россией. Среди героев даже националисты, которые воевали на стороне фашистов с СССР. А ведь на той страшной войне сложили головы миллионы советских солдат – украинцев.

Прибалты тоже глубоко копают. В изданных в Таллине школьных пособиях утверждается, что князь Олег в 907 году взял Константинополь исключительно благодаря… отваге сотни эстонцев, сражавшихся в его войске. О том, что никакой Эстонии в то время и в помине не было, авторы умалчивают. В латвийском учебнике по истории среди героев войны опять же союзники фашистов, латышские легионеры СС. Хотя известно, что именно из этих «героев» формировались карательные отряды, ведущие “бои” исключительно с мирным населением. А страшный концлагерь в Саласпилсе, где было уничтожено сто тысяч человек, в том числе 12 тысяч детей, в учебнике назван «исправительно-трудовым»…

Практически во всех вновь образованных независимых государствах история нового времени переписывалась по очень простой схеме. Из советских учебников изымались разделы, где говорилось о дружбе народов или о положительной роли СССР в развитии бывшей союзной республики, и вписывались новые - о колониальной сущности России и СССР, угнетении и борьбе за независимость. В результате воплощения этой идеологизированной, продиктованной политической конъюнктурой схемы  весь наш общий период истории стал представляться как нечто  совершенно темное, унылое  и мрачное.

В прошлом году Институт стран СНГ провел опрос исследование российской диаспоры в Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Молдове, Украине, а также в Приднестровье и Южной Осетии. Нашим соотечественникам среди прочих задавался вопрос, как они оценивают преподавание истории в местных школах. Выяснилось, что среди названных государств СНГ только в Армении и Белоруссии большинство согласно с трактовкой исторических событий и, в частности, отражением  отношений с Россией в школьных учебниках.  В Казахстане голоса распределились практически поровну. В Молдавии 73% не удовлетворены отражением событий в учебниках истории и российско-молдавских связей, и только около 10% все устраивает. На Украине, соответственно,  65% удовлетворены и 16% не удовлетворены трактовкой нашей совместной истории.

Что, может быть, самое тревожное: ответы сильно отличаются в зависимости от возраста. Чем моложе опрошенные, тем меньше их интересует качество учебных пособий.  Среди молодежи до 24 лет всего 18 процентов не устраивает то, как преподается история. Среди людей в возрасте 25-34 года недовольных 42%, в возрасте 35-54 года -  43%. То есть, если старшее поколение помнит совместные годы жизни и делает соответствующие выводы, то молодежь в силу возраста такого опыта не имеет  и не редко принимает на веру даже те дикие опусы из конъюнктурных учебников, которые только что цитировались.

Не трудно представить, чем это может обернуться для нас с вами и для бывших союзных республик – ныне независимых государств. В докладе на конференции Константин Заталин сделал такой вывод: «Если сейчас,  в этот момент мы не попробуем объединить усилия в борьбе с фальсификацией истории, то мы проиграем будущее нашего пространства и проиграем всякую возможность идейно, нравственно, если хотите, обосновать любые попытки интеграции, все равно на каком бы уровне они не совершались - на политическом, военном, оборонном, экономическом. Если сегодня молодому поколению доказать, что все недавнее прошлое, это сплошная череда несчастий, а напротив предметом гордости для каждого украинца должна быть Канатопская битва и гетман Мазепа, то в таком случае заранее ясно, каково будет отношение этого молодого человека к России и к сегодняшним обстоятельствам российско-украинским отношениям. Я взял, в данном случае, Украину в качестве примера, но мы можем поставить на ее место Украины любую другую страну - Грузию, Казахстан, Туркменистан и так далее».

Давайте признаем, что предостережение очень своевременное. Всякий здравомыслящий человек прекрасно понимает, чем чреваты попытки фальсификации реальных событий и возбуждения национальной розни. Известный политик однажды обронил фразу «войну начинают историки», которая стала крылатой. Надо отметить, что все участники конференции признавали, что историческое образование формирует личность, ее нравственные основы, национальное сознание. То есть никто не подвергает сомнению  значение, которое имеет предмет истории в жизни отдельных людей и целых государств. Дело за тем, чтобы именно это понимание  и чувство ответственности стало научной и гражданской позицией авторов учебников по истории на постсоветском пространстве.

Желание продлить свою историю характерно для народов, которые впервые обрели государственность, но на пути к национальной самоидентификации нельзя поступаться истиной.  Да, взаимоотношение России с соседями порой складывались не просто, но это не повод, чтобы заниматься искажением фактов в угоду политической конъюнктуре. Российские участники конференции призвали соседей выработать общие позиции по принципиальным, в том числе конфликтным моментам нашей истории. Надо надеяться, призыв будет услышан. В наших общих интересах давать событиям объективную и вместе с тем такую оценку, которая не приводила бы к разрушению традиционных отношений дружбы и сотрудничества между нашими народами.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ