Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №183(15.01.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Итоги визита В. Путина в Минск подводить рано

Отдел Белоруссии Института стран СНГ

В середине декабря 2007 состоялся первый официальный визит президента России Владимира Путина в Минск. Сам факт прилета Путина в Минск в период развернувшейся в России кампании по выбору главы государства вызвал у ряда аналитиков и представителей СМИ повышенный интерес.

С одной стороны такое внимание к переговорам президентов России и Белоруссии, а также к заседанию Высшего государственного совета Союзного государства объяснялось высоким с точки зрения дипломатической практики уровнем визита, что нередко предполагает подписание какого-то исключительно важного для судеб стран документа. Ведь, действительно, трудно было поверить, что президент России семь лет выжидал, готовился и направился в Минск только с целью  подписать в соответствии с повесткой заседания ВГС т.н. бюджет Союзного государства на 2008 г. И в виду символичности этого документа-сметы с  относительно небольшим объемом средств – чуть более 4 млрд. руб., и исходя из того обстоятельства, что даже такие минимальные средства из-за бюрократических проволочек и других причин не востребованы потенциальными участниками союзных программ. По данным Счетной палаты России, например, расходная часть союзного бюджета на реализацию программ и подпрограмм за 9 месяцев 2007 года была исполнена менее чем на половину бюджетных значений.

С другой - отдельные международные агентства, журналы, российские аналитики и представители СМИ попытались связать встречу двух лидеров с якобы существующим в недрах кремлевской администрации планом «трудоустройства» уходящего в 2008 году со своего поста Путина в качестве президента Союзного российско-белорусского государства.

Последнее соображение накануне минской встречи было подогрето распространенной на волнах радиостанции «Эхо Москвы» информацией со ссылкой на источники в администрации Александра Лукашенко о том, что на заседании ВГС Союзного государства в столице Белоруссии должен быть утвержден проект Конституционного акта, предполагающий введение поста союзного президента, специально предназначенного для Владимира Путина. Несмотря на то, что пресс-служба российского президента оперативно опровергла это сообщение, подобные слухи были некоторыми журналистами и аналитиками подхвачены и активно муссировались в электронных и печатных СМИ вплоть до возвращения Путина в Москву. При этом их плохо скрываемые фобии по поводу потенциального лидерства Владимира Путина в новом государственном образовании заслоняли очевидный факт намеренного использования дезинформации для введения в заблуждение общественного мнения.

Нельзя исключать того, что источники слухов располагались в лагере белорусской оппозиции, предполагать же утечку подобной информации из президентской администрации РБ было бы абсурдно. В любом случае  решающее значение  в распространении подобных домыслов и дезинформация сыграла позиция руководителей некоторых средств массовой информации. Так, главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов даже после визита Путина в Минск (19.12.07) упрямо утверждал, что  готовится «аншлюс Беларуси в виде союзного государства, Беларусь станет частью некого государства, которое на самом деле является РФ».

 В интервью американскому журналу "Тайм" российский президент, в частности, вынужден был отреагировать на приписываемое ему отдельными экспертами тайное стремление выстроить союзную карьеру за счет поглощения Белоруссии «империалистической» Россией. Возможность создания Союзного государства в будущем Владимир Путин отрицать не стал. Но российский лидер при этом подчеркнул, что «такие фундаментальные вопросы не могут быть привязаны к интересам конкретных лиц». Кроме того, Путин заявил о нежелании инкорпорировать другие государства в состав России, поскольку это создает только дополнительную экономическую нагрузку. Навязывание же каких-то новых государственных образований, по мнению Владимира Путина, является совершенно бессмысленным, «если на то нет воли, собственно, народа той или другой страны». Президент РФ прямо предостерег те страны СНГ, включая Белоруссию, которые пытаются в рамках различных МПО с участием России получать от нее какие-либо односторонние экономические преференции без взятия на себя соответствующих обязательств. Если Россия  в чем-то кому-то помогает, подчеркнул Путин, «мы исходим из того, что мы получим адекватную компенсацию, просто пока ее не видно».

Собственно единого проекта Конституционного акта, подготовленного и согласованного рабочими группами сторон, входивших в комиссию по подготовке КА, на момент встречи Путина с Лукашенко не существовало. Белорусская рабочая группа по подготовке проекта Конституционного акта после отставки Владимира Коноплева с поста председателя Палаты представителей Национального собрания РБ вообще длительное время пребывала без руководителя. Сменившего Коноплева на посту спикера нижней палаты белорусского парламента Вадима Попова в Минске «забыли» утвердить в роли главы рабочей группы от Белоруссии, поскольку самим проектом никто в последний период там не занимался. Только через несколько дней после отлета Владимира Путина из Минска Попов разобрался в белорусском варианте проекта и сделал заявление о том, что в данном документе нет ни поста союзного президента, ни поста вице-президента Союзного государства. Вместе с тем Вадим Попов проговорился о том, что на прошедшем в Минске 14 декабря заседании ВГС Союзного государства (несмотря на уверения пресс-служб глав государств о том, что политических тем на заседание не выносилось) все-таки рассматривался вопрос об изменении состава совместной комиссии по подготовке проекта Конституционного акта. В частности, было дано поручение совместной  комиссии доработать предложения экспертов с тем, чтобы Высшему государственному совету СГ был представлен «однозначный документ без всяких оговорок».

Заметим, что белорусское общество ждало от переговоров двух лидеров значимых результатов, полагая, что встреча в верхах станет этапным в белорусско-российских отношениях, положит конец бесконечной неопределенности в вопросах воссоединения Белоруссии с Россией. Однако диалог двух президентов и заседание ВГС видимых радикальных изменений в процесс интеграции России и Белоруссии не внесли. Заметными итогами минской встречи можно считать лишь договоренность об оформлении  межправительственного  соглашения по предоставлению Россией Республике Беларусь стабилизационного кредита в объеме 1,5 млрд. долларов США и заверение президента Владимира Путина о том, что Россия будет пытаться минимизировать негативные последствия для Белоруссии в связи с повышением цен на импортируемый газ.

Межправительственное соглашение по кредиту было действительно подписано позже (20.12.07) в Москве. Россия и ранее была готова предоставить Белоруссии подобный кредит, но белорусское правительство не устраивало предложенная российской стороной рыночная процентная ставка. Высшие республиканские руководители уверяли, что легко смогут получить крупный кредит на льготных условиях от других стран. Поэтому Минск до последнего тянул с решением по предложению России, надеясь, как представляется, что Александр Лукашенко привезет из своего первого официального визита в Каракас согласие на предоставление долгожданного кредита под низкий (или нулевой) процент. Однако Венесуэла отклонила просьбу Белоруссии о льготном кредите в запрашиваемом объеме, хотя президент БРВ Уго Чавес во время относительно недавнего посещения Белоруссии обещал Лукашенко помочь в данном вопросе. Иллюзии белорусских чиновников рассеялись. В результате Минск оказался в безвыходном положении и с огромной прорехой в республиканском бюджете. Российское правительство, «учитывая сложившиеся взаимоотношения между Белоруссией и Россией в рамках Союзного государства», пошло навстречу братской стране. Ей  был предоставлен столь крупный кредит на весьма выгодных (пусть и рыночных) условиях – на 15 лет с пятилетней отсрочкой первого платежа по ставке Libor плюс 0,75% годовых. Кроме того, министерство финансов России выразило готовность выделить Белоруссии в 2008 году дополнительно еще 2 млрд. долларов в качестве кредита.

Что касается цен на поставляемый Россией в Белоруссию природный газ, то это – крайне болезненный вопрос для белорусской экономики. Но и в этом аспекте торгового партнерства российская сторона в ущерб своим интересам обязалась, несмотря на форсмажорные обстоятельства, связанные с неожиданным и резким повышением цены на закупаемый ею туркменский газ (в среднем до 140 долларов за 1 тыс. куб.), сохранить вплоть до 2011 года для союзной Белоруссии формулу определения цены, предусмотренную в контракте «Газпрома» с «Белтрансгазом» от 31.12.2006. Гарантии выполнения Россией этого соглашения означают плавное повышение цен на газ для Белоруссии в среднесрочной перспективе. Все заверения российской стороны по проблеме цены поставок газа, озвученные президентом РФ в Минске в отсутствие руководства «Газпрома», были подтверждены на встрече 21 декабря 2007 г. в Москве главы «Газпрома» Алексея Миллера с вице-премьером РБ Владимиром Семашко. С формальной стороны  сам факт этих переговоров и подтверждение топ-менеджментом «Газпрома» приверженности контракту от 31.12.06 имеют важное значение, поскольку эта российская корпорация не является государственной. В результате московской встречи Миллера с Семашко было окончательно определено, например, что в первом квартале 2008 года,  газ из России будет экспортироваться по выгодной для РБ цене - 119 долларов за 1 тыс. куб.

Интересно и другое – белорусская радикальная оппозиция довольно истерично, если не панически, встретила само известие о «неожиданном решении Путина» посетить Минск. Оппозиционные СМИ пестрели заголовками о грядущем поглощении «имперским медведем беззащитной Беларуси». В оценке прошедшей встречи  разброс мнений в оппозиционной среде достаточно широк.  Так, оппозиционный политолог Виктор Чернов полагает, что «белорусский лидер на этот раз переиграл лидера российского, что называется, в одну калитку. Кремль, судя по всему, решил перестраховаться накануне президентских выборов». А его коллега Валерий Карбалевич вообще считает, что раз Путин приехал в Минск, а не Лукашенко в Москву, то и в роли просителя выступал российский президент.

Газета администрации президента РБ «Беларусь сегодня» не только в очередной раз утверждала, что Россия вынуждена учитывать железную позицию Лукашенко - «Беларусь ни при каких обстоятельствах не намерена торговать своим суверенитетом», но и распространила версию о том, что Лукашенко не поехал «как робкий вассал, встречать сюзерена к трапу самолета, а предпочел хороший белорусский парок в силичской бане, где вполне по-русски отхлестал Владимира Владимировича березовым веничком».

В этих  мнениях в полной мере отражается присущая белорусским политическим кругам (не важно, оппозиционным или пропрезидентским) т.н. «белорусоцентричность», которая предполагает, что белорусский вопрос является центральным для российской политики и что отношения с Лукашенко могут сыграть едва ли не определяющую роль в избирательных предпочтениях российских граждан.

Однако большинство оппозиционных аналитиков и политических деятелей крайне отрицательно относятся к  достигнутым договоренностям, так как понимают, что белорусская власть, пусть и с неохотой, все же встает на путь реального формирования единого экономического пространства и,  следовательно, вынуждена будет снимать преграды перед российским капиталом. А за реальной экономической интеграцией неизбежно последуют и политические изменения. Подобные же перспективы   вводят лидеров оппозиции в состояние сильнейшей нервозности.  Председатель партии БНФ Винцук Вечорко по поводу получения Республикой Беларусь российского займа заявил, например: «И этот полуторамиллиардный кредит и объявленные Кудриным последствия  – означают все более сужающуюся петлю на шее белорусской экономики. Мы можем только предположить, какую страшную для белорусской независимости, для мира на нашей земле цену согласилась заплатить России нынешняя власть за эти серебреники».

Антироссийская оппозиция испугалась и одновременно активизировалась. Один из лидеров Белорусского народного фронта (БНФ) Вячеслав Сивчик заявил, например, что боится этого визита, «так как никто не знает  для чего Путин едет в Минск. Этого не знают ни во властных, ни в оппозиционных кругах». Оппозиционные партии попытались объявить срочную мобилизацию своих сторонников и вывести вечером в первый день визита российского президента на центральную Октябрьскую площадь Минска якобы  возмущенные «имперским наступлением» массы. Но в самом мероприятии приняло участие только несколько десятков человек, которые в считанные минуты были рассеяны минским ОМОНом.

Событие незначительное, но на него оперативно отреагировал госдепартамент США, возмутившись «чрезмерным» насилием со стороны милиции.  Откликнулась на антироссийскую акцию и газета президентской администрации «Беларусь сегодня», которая с особой тщательностью распространила почти пятисоттысячным тиражом утром 14 декабря сообщение о том, что  накануне в центре Минска состоялась  «демонстрация против приезда Путина» и что милиция провела задержание участников оппозиционного действа. Недовольство из-за океана действиями белорусских правоохранителей и соответствующая реакция по этому поводу оппозиционных СМИ – это, как видится,  в порядке вещей. Но вот информационное обеспечение  политического шабаша, проходившего под лозунгом «Нет союзу с Россией!», со стороны крупнейшей президентской газеты наводит  на определенные размышления, в свете которых не кажется удивительным то, что на прошедшем в декабре съезде БНФ была выражена неофициальная поддержка несговорчивой позиции Александра Лукашенко относительно Российской Федерации.

Следует отметить, что уже длительное время идет процесс ползучего сближения власти и прозападной оппозиции по вопросу объединения с Россией. Вот, к примеру, что заявил по поводу возможного принятия Конституционного акта один из рьяных сторонников Александра Лукашенко депутат Палаты представителей  Национального собрания РБ Сергей Костян,  который вхож в самые высокие кабинеты: «Я полагаю, что Конституционный Акт  Союзного государства вряд ли когда-либо будет принят, Тот курс, который проводит Россия по отношению к Беларуси, не ведет к принятию такого важного документа» (Экспресс новости. 13.12.07)

Нынешняя белорусский правящий режим реально запускать механизм воссоединения с Россией, похоже,  не собирается, хотя и вынужден признавать, что без стратегического партнерства с Россией Белоруссия, в лучшем случае, будет влачить жалкое существование. Но ведь стратегическое партнерство и создание общего государства – это далеко ни одно и то же. Александр Лукашенко уже объявлял о том, что отношения между Белоруссией и Венесуэлой, Белоруссией и Китаем вышли на уровень стратегического партнерства, белорусский президент предлагал стать стратегическим партнером для ОАЭ, Японии… Многовекторность внешней политики Минска позволяет белорусской «горке» активно искать путей сближения с Брюсселем, а главе государства делать заявления, что Белоруссия готова к вступлению в ЕС больше, чем Польша.

В целом официальный визит президента России Владимира Путина в столицу Белоруссии подтвердил, что Кремль остается сторонником не только дружественных, особых отношений с Белоруссией, но и создания Союзного государства, выдвигая на первый план консолидацию и кооперацию в экономической сфере. При этом сам интеграционный процесс, по мысли Путина, должен служить интересам и ожиданиям граждан двух государств, способствовать реализации в этих целях совместных социальных программ. Переговоры двух президентов, вне всяких сомнений, позволили сторонам продвинуться в деле понимания плана дальнейших действий по сближению своих позиций.

Вместе с тем, пока не удалось, как представляется, выработать схему построения совместных институтов, позволяющих на данном этапе двусторонних отношений сочетать межправительственные отношения с интеграционными, союзными. Не пришли стороны и к утверждению механизма принятия решений, позволяющего отстаивать национальные интересы и одновременно развивать область общего интенсивного сотрудничества, поступаясь при этом какими-то вполне конкретными национально-государственными полномочиями. Все это заставляет думать, что в создании Союзного государства быстрого продвижения ждать не стоит. В то же время нельзя исключать и того, что диалог глав государств в Минске позволил выработать определенную, основанную на политическом компромиссе программу мер, направленную на придание нового импульса интеграции России и Белоруссии. Поэтому подводить итоги минской встречи явно преждевременно.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ