Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №183(15.01.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

УЗБЕКИСТАН



В Узбекистане в воскресенье пройдет голосование по выборам президента республики

23.12.2007. РИА "Новости"

Абу-Али Ниязматов

ЦИК Узбекистана зарегистрировал четверых кандидатов в президенты: от Либерально-демократической партии Узбекистана - действующего президента страны Ислама Каримова, от Народно-демократической партии Узбекистана - Аслиддина Рустамова, от Социал-демократической партии - Дилорам Ташмухамедову и от инициативной группы избирателей - Акмаля Саидова.

Ранее две политические партии Узбекистана - "Миллий тикланиш" и "Фидакорлар" заявляли о своем участие в президентской гонке, однако не смогли набрать нужного количества подписей - 5% от общего количества избирателей или более 800 тысяч подписей.

В президентских выборах примут участие более 16 миллионов избирателей.

По данным ЦИК, всего по республике образовано 8 тысяч 266 избирательных участков, в том числе 43 за рубежом.

За выборами президента Узбекистана наблюдают 264 зарегистрированных ЦИК иностранных наблюдателей, в том числе, от СНГ -78, ОБСЕ -26, ШОС -3, ЕврАзЭС -2, Организации исламской конференции (ОИК) - 6 человек.

Кроме того, за выборами осуществляют мониторинг более 23 тысяч местных наблюдателей - представителей участвующих в выборах политических партий и одной инициативной группы избирателей.

По словам главы ЦИК Мирза-Улугбека Абдусаламова, со дня начавшейся 18 ноября предвыборной агитации кандидатов в президенты "всем им предоставлялись равные время и права в средствах массовой информации".

Кандидату от инициативной группы был предоставлен общественный печатный орган для предвыборной агитации, политические партии использовали свои органы печати.

Кроме того, для агитации кандидатов были использованы другие СМИ республики.

По данным ЦИК, в Узбекистане не отмечалось нарушений выборного законодательства.

По словам Абдусаломова, все запланированные мероприятия, касающиеся выборов президента, проводятся в полном соответствии с действующим законодательством.

"Центризбирком, окружные и участковые избирательные комиссии принимают все меры для обеспечения законности, гласности и справедливости выборов президента республики, а также создания всех необходимых условий для участия в выборах избирателей и их свободного волеизъявления", - сказал глава ЦИК.

Центризбирком Узбекистана запретил пикеты и манифестации накануне и в день выборов президента, а также агитацию и пропаганду в печатных СМИ и на телевидении.

Кроме того, ЦИК напомнил, что в течение пяти дней до и в день голосования запрещается опубликование результатов опроса общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных связанных с ними исследований. Также запрещается размещать их в информационно-телекоммуникационных сетях.

О соответствии предвыборных мероприятий законодательству отмечалось и в заявлении миссии наблюдателей от СНГ.

"Штаб миссии наблюдателей от СНГ констатирует, что предвыборные мероприятия реализованы в сроки, установленные законодательством, в стране созданы необходимые условия для международного наблюдения", - сказал журналистам глава миссии Владимир Гаркун.

По его словам, при посещении участковых избирательных комиссий в пяти областях и столице республики, миссия отметила "открытый и прозрачный характер работы комиссий, отсутствие препятствий в деятельности наблюдателей".

"Подготовка помещений для голосования, работа со списками избирателей, а также их оповещения о дне, времени и месте голосования ведется в соответствии с календарным планом мероприятий по подготовке и проведению выборов президента Узбекистана, утвержденным ЦИК страны", - отметил Гаркун.

Кроме того, Гаркун указал, что в республике созданы условия для внутреннего наблюдения за ходом выборов и проведением голосования.

"Все партии и инициативная группа, участвующие в избирательном процессе, получили возможность аккредитовать своих представителей в качестве наблюдателей", - отметил руководитель штаба миссии от СНГ.

Предварительные итоги выборов президента Узбекистана будут объявлены 24 декабря на брифинге, организованном ЦИК Узбекистана.

В соответствии с законодательством, в случае, если в выборах участвуют более двух кандидатов и если ни один из них не получает более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, проводится повторное голосование, в котором принимают участие два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов.

Выборы считаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 33% избирателей, внесенных в списки избирателей.

Выбранный президент Узбекистана вступает в должность с момента принесения присяги на заседании Олий Мажлиса (парламента) не позднее двух месяцев со дня официального объявления ЦИК результатов выборов президента.




Узбекистан и Каримов: выборы без выбора

24.12.2007. Gazeta.kz

Акрам Асроров

Президентские выборы 23 декабря в Узбекистане еще раз показали, что Западу придется смириться с наличием стран, нестандартно трактующих и практикующих демократию.

Сценарий президентских выборов в Узбекистане был расписан заранее. Трудно ожидать, что в этой центрально-азиатской стране возможны потрясения типа грузинских, киргизских или украинских.

Как и ожидалось, у власти остался Ислам Каримов, а его оппоненты по президентским выборам остались не у дел. Однако предсказуемость сюжета вовсе не говорит о потере интереса к Узбекистану как стране в целом.

Процесс "свободного волеизъявления народа" интересен с точки зрения влияния его итогов на обстановку внутри страны. Не менее важно понять, как президентские выборы скажутся на обстановке вокруг Узбекистана.

Нынешнюю ситуацию внутри страны можно охарактеризовать шахматным термином цуцванг. Это когда в довольно сложной ситуации один из шахматистов делает вынужденные ходы. Современный Узбекистан и есть страна, вынужденная делать ходы, не всегда продиктованные логикой игры.

Уйдя из-под опеки США, Узбекистан обязан идти в фарватере интересов России. Есть даже подозрения, что многие из этих натужных решений сильно не нравятся руководителям страны.

Майские события 2005 года в Андижане как бы поделили современную узбекскую историю на две части - история до андижанских событий и история после них. До весны 2005 года Узбекистан был крепко привязан к американской внешнеполитической доктрине, а аренда американцами узбекского аэродрома Ханабад стала символом данной зависимости.

Понимание пришло вовремя

К личности Ислама Каримова внутри страны относились в разные времена по-разному. В начале 90-х годов прошлого века, в период развала Советского Союза и образования множества независимых государств, он стал лидером страны, верно оценившим обстановку и принявшим правильные решения. Поначалу Узбекистан представлял собой страну, где рыночные реформы проводились обдуманно и планомерно.

Ни для кого не секрет, что появившиеся в то время первые признаки рыночной экономики - неорганизованные оптовые рынки Узбекистана - стали местом массового паломничества жителей близлежащих государств.

Свобода экономической жизни шла параллельно со свободой в политической жизни. Как раз в 1992 году в Узбекистане состоялись на то время самые демократические президентские выборы. Тогда Исламу Каримову оппонировал оппозиционный лидер Мухаммад Солих.

Специфика тех выборов в том, что в борьбе за высшее в стране кресло столкнулись непримиримые политические антиподы. Ислам Каримов из бывших советских аппаратчиков, за которым тогда стояла государственная машина, Мухаммад Солих представлял партии "Эрк" и "Бирлик".

Опыт аппаратной работы пригодился Каримову. Сразу после победы Каримова на президентских выборах 1992 года, в кратчайшие сроки обе оппозиционные партии были объявлены вне закона, их лидеры отправлены в политическую ссылку, а разногласия среди оппозиционеров стали визитной карточкой узбекской политической оппозиции.

Выборы 1992 года нужны были Каримову, чтобы утвердиться во власти. Он пошел на эксперимент вынужденно, но сознательно, понимая, что зарождающееся тогда в обществе политическое брожение могло стать роковым обстоятельством для него лично и для представляющей его государственной машины. Только победа на президентских выборах могла дать ему возможности укрепить власть и покончить с реальной политической оппозицией.

И тогда, и сейчас мало кто верил в то, что выборы пройдут объективно. Просто в 1992 году оппозиция в лице Солиха выглядела реальной, но не сильной. В 2007 году оппозиции фактически не существует. Есть все основания полагать, что в 1992 году Каримов хотел договориться с оппозицией. По непроверенной информации, сразу после президентских выборов он предлагал Солиху должность премьер-министра и несколько министерских портфелей в узбекском правительстве. Однако оппозиция не приняла предложения Каримова. Поэтому ответственность за все, что произошло с тех самых пор в Узбекистане, несут в равной степени и власти, и оппозиция.

Вслед за политикой - и экономика

Достаточно бросить беглый взгляд на те события, чтобы понять: политика потянула за собой экономику. Политическая оппозиция была фактически разгромлена, а вслед за этим были предприняты непонятные с точки зрения логики шаги в экономике. С целью подмять под себя хозяйственную жизнь в стране, власти ввели государственное регулирование во всех сегментах узбекской экономики.

Без свободы хозяйствования нет реальной рыночной экономики. Узбекские власти попытались выстроить государственный капитализм, где командовать бизнесом и темпами его развития должны государственные органы через силовые структуры как инструменты своего влияния.

В конечном счете, получился уродец-гибрид, который не может эффективно развиваться, а любые действия на рынке жестко отслеживаются властями.

Государственный капитализм своими основными чертами напоминает социализм, который так и не преобразовался в рыночную структуру. По сути, в Узбекистане попытались законсервировать экономику советского образца. Управление экономикой сверху, жесткая централизация всей хозяйственной жизни привели к тому, что большая часть бизнеса ушла в тень, а доля теневой экономики, по различным оценкам, на сегодняшний день составляет почти 2/3 реальной. Удивительно и то, что на определенном этапе своего развития Узбекистан вообще перестал реформировать старую систему хозяйствования, уповая на то, что она дееспособна.

Экономические законы стали игнорироваться, в силу чего конкуренция на рынке превратилась в формальность. Все в стране было подчинено государственным интересам, которые не учитывали, а порой открыто игнорировали интересы бизнеса. Государство сосредоточило в своих руках ресурсы страны, тогда как бизнес должен был эти ресурсы поставлять.

Фактор стабильности

Зомбирование населения, которое продолжается в течение долгого периода времени, дало свои плоды.

Через СМИ и телевидение говорилось о том, что на смену нынешнему президенту может прийти лишь радикал от религии. Поэтому следующий этап отношения к Каримову можно назвать периодом молчаливого согласия. Узбекское общество, которое уже почти второе десятилетие не видит иной альтернативы, начинает воспринимать президента как фактор стабильности.

Любой вариант ухода Каримова из политической жизни воспринимается жителями Узбекистана как автоматический приход к власти радикальных элементов под зеленым знаменем ислама. Причем, перспектива, как правило, рисуется довольно удручающая. Полный отход от светского развития, переход страны в стан исламских государств типа Пакистана.

Справедливости ради стоит заметить, что такой сценарий развития событий вполне может осуществиться на практике.

Так, например, "Исламское движение Узбекистана" ставит перед собой цель устранить от власти Каримова, ввести в стране правила и нормы шариата. При этом радикализм подобного рода движений и течений по прошествии времени лишь усугубляется.

Сейчас Каримов реально контролирует страну. С этим нельзя не согласиться. Причем, ключевым фактором в перемене настроений людей стали андижанские события 2005 года. Именно тогда жители Узбекистана поняли, что декларируемые с высоких трибун лозунги о внутриполитической стабильности - не пустые слова. Каримов продемонстрировал, что ради внутриполитической стабильности он может решиться на любые действия, вплоть до насильственных. Все те, кто надеялся, что он проявит мягкотелость и нерешительность, оказались не правы. Андижан показал, кто в доме (стране) хозяин.

Каримов довольно жестко разобрался с мятежом, а своими последующими действиями продемонстрировал Западу, что не потерпит никакого внешнего вмешательства в дела Узбекистана. Внутренние и внешние политические оппоненты, в свою очередь, извлекли урок из Андижана: насильственные действия ситуацию в стране не выправят. Каримов еще раз убедил вашингтонских и брюссельских стратегов в тщетности их попыток организовать в Узбекистане "цветную революцию".

Между тем политическую оппозицию внутри страны раздирают противоречия, имеются подозрения, что она контролируется узбекскими спецслужбами. Также раздробленной выглядит узбекская оппозиция, нашедшая пристанище в западных странах. Потому в условиях, когда место официальной оппозиции внутри страны занимает радикальный ислам, есть смысл говорить о Каримове как о факторе стабильности. Пока он сидит в президентском кресле, Узбекистан не будет разорван на части. Ни для кого не секрет, что противоречия между жителями Ферганской долины и континентальным Узбекистаном, Каракалпакстаном и центром, Бухаро-Хивинским регионом и Ташкентом, потенциально очень опасны.

Эти центробежные силы способны сломать нынешнюю структуру страны. Каримов как раз и выступает гарантом того, что страна не развалится на части, а будет находиться под жестким контролем со стороны центра. Можно сказать, что спустя почти три года после андижанских событий, Узбекистан прошел точку невозврата. Это означает, что любые реальные политические и экономические реформы способны взорвать страну изнутри.

А так как клапан под названием Узбекистан находится в самом сердце центрально-азиатского котла, в итоге может пострадать весь регион.




Каримов вне конкуренции

24.12.2007 rbcdaily.ru

Денис Жуйков

Президентские выборы в Узбекистане прошли без сенсаций

Вчера в Узбекистане прошли президентские выборы. Сенсации не произошло - со значительным отрывом от своих конкурентов победил действующий президент страны Ислам Каримов, баллотировавшийся, вопреки конституции, в третий раз. Интриги из выборов не получилось, правда, теперь, по словам экспертов, главной политической темой для Узбекистана станет вопрос о преемнике, на кандидатуру которого до сих пор никто из узбекской элиты претендовать не может. Внешнеполитический курс страны пока также остается неизменным.

Основными конкурентами Ислама Каримова выступали Аслиддин Рустамов (Народно-демократическая партия Узбекистана), Акмаль Саидов (кандидат от инициативной партии граждан), а также Дилором Тошмухамедова (партия "Адолат"). Однако реальную конкуренцию Исламу Каримову никому из них составить не удалось.

Эксперты уверены, что после выборов президент Каримов займется активным поиском подходящего преемника. "Если допустить, что здоровье г-на Каримова действительно ухудшилось, как об этом писали, то первое, чем он будет заниматься, - искать преемника. Среди возможных кандидатур называют и Гульнару Каримову (дочь Ислама Каримова), и небезызвестного в России бизнесмена Алишера Усманова. Но все это варианты с очень большим допуском. Преемника придется готовить, пока же фигуры, устраивающей и большинство элиты страны, и президента Каримова, просто нет", - отметил в беседе с РБК daily директор Евразийского центра политических исследований Рустем Лебеков.

Сохранение статус-кво в политической и экономической жизни страны также станет основной задачей Ташкента. "После событий в Андижане даже у тех, кого с натяжкой относили к реформаторам, желание экспериментировать в Узбекистане отбило напрочь. Более того, после Андижана стало ясно, что социальный фактор в политической борьбе также использовать будет нельзя", - говорит заведующий отделом Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин. Узбекистан, по его словам, скорее всего, продолжит прежний экономический курс с постепенным, но достаточно медленным реформированием экономики.

Внешняя политика также останется явно не западно-ориентированной, а, значит, Ташкент может ожидать критики и обвинений в свой адрес со стороны Евросоюза и США. "Запад вряд ли признает справедливыми и честными эти выборы в Узбекистане. Критика Каримова за авторитаризм, ущемление гражданских свобод и преследование инакомыслящих будет нарастать", - полагает директор Института стратегических оценок и анализа Вагиф Гусейнов. Правда, подобная ситуация не отвечает экономическим интересам ни Ташкента, ни Запада, которые "стоят выше" неудавшейся попытки скинуть президента Каримова. "И со стороны Узбекистана, и со стороны Запада будет идти осторожный зондаж, - говорит г-н Грозин. - Однако ни европейцы, ни американцы не готовы вести серьезный диалог с действующим пре­зидентом, которого они считают "хромой уткой". Серьезный разговор начнется позже".




Каримов — единственная фигура, способная сдержать в Узбекистане фундаментализм

26.12.2007. KM.RU

Андрей Грозин

На днях в Узбекистане прошли президентские выборы, на которых, как и ожидалось, убедительную победу одержал нынешний глава государства Ислам Каримов. Естественно, эти выборы оказались лишены какой-либо интриги. Несмотря на то что де-факто были соблюдены все демократические нормы, а использование административного ресурса носило достаточно дозированный характер.

Ислам Каримов, конечно, контролирует все процессы, протекающие в Узбекистане и вокруг него. Но получил он поддержку потому, что действующий президент устраивает подавляющее большинство населения страны. Здесь никто не желает каких-то кардинальных перемен. Потому что в массовом сознании они воспринимаются населением Узбекистана как предвестники возможных потрясений.

Особенно эти настроения усилились после известных событий 2005 года в Андижане. До этого многие в Узбекистане воспринимали традиционную риторику властей о необходимости борьбы с вооруженным исламизмом как своеобразную политическую демагогию. А после Андижана все наглядно убедились в том, что опасность такого рода мятежей действительно существует. И адекватно ответить на подобного рода вызов тогда смог только Каримов.

В Узбекистане ни для кого не является секретом, что если бы на тот момент у власти находился другой человек, вполне реальным был бы сценарий распада этой страны на несколько анклавов. Во всяком случае, Ферганская долина отделилась бы от основной территории. Кроме того, в те дни часть высокопоставленных силовиков, мягко говоря, оказалась не на должном уровне. И если бы не активные действия президента, подобного рода мятежи могли вспыхнуть и в других регионах Узбекистана. По большому счету все к тому и шло. Так что люди убедились в том, что опасность серьезных потрясений для страны существует. А во-вторых, в том, что наиболее адекватной фигурой, способной локализовать подобного рода вызовы, является на сегодня только Каримов. Плохо это или хорошо, но это данность. По крайней мере ни одной фигуры, которая могла бы стать полноценной альтернативой действующему лидеру, в Узбекистане не наблюдается.

Да, есть несколько человек, которых называют фаворитами президента. Но по сумме своего влияния на элиты и общество, по тем ресурсам, которые они контролируют, эти политики серьезно уступают действующему президенту. Поэтому для Узбекистана и его соседей Каримов является наиболее приемлемой фигурой. Это слишком сложное и большое (к тому же отягощенное значительным количеством социальных и экономических проблем) государство, чтобы не обращать внимание на протекающие в нем процессы. Проще говоря, Узбекистан — это не Киргизия.

Здесь проживает более половины населения всего центральноазиатского региона. Это государство, которое располагает очень серьезными ресурсами, в первую очередь энергетическими. Это касается и газа, и урана, в меньшей мере нефти. Кроме того, в Узбекистане есть хлопок и золото. Наконец, эта страна обладает очень серьезным геополитическим положением. Узбекистан, по сути дела, находится в центре Центральной Азии. И от того, принимает он или нет участие в конкретных проектах (транспортных, интеграционных и энергетических), зависит, будут ли они реализованы.

По большому счету сегодня Узбекистан де-факто является вторым региональным центром в постсоветской Азии наряду с Казахстаном. Что бы Астана ни утверждала насчет своего лидерства, в силу самого своего положения и демографического веса Узбекистан является государством, не уступающим Казахстану по своей влиятельности в Центральной Азии.

После избрания Каримова кардинально в краткосрочной перспективе ничего не изменится. Следующий его президентский срок будет потрачен на выстраивание модели преемственности власти. Все-таки узбекскому лидеру сейчас уже 69 лет. И на четвертый срок он уже вряд ли пойдет. Потому что существуют определенные биологические ограничители, которые никому никогда не удастся обойти. Понятно, что Ислам Каримов сейчас будет выстраивать механизм бесконфликтной передачи власти будущему лидеру. Он будет его постепенно продвигать, пробуя различные варианты. И, возможно, различных людей. То есть ближайшие пять-семь лет (если, конечно, не случится каких либо форс-мажоров, как в Туркмении год назад) будут потрачены на выстраивание модели максимально комфортного перехода власти с сохранением той политической системы, которая сложилась в республике после обретения этим государством независимости. Я думаю, что именно этим транзитом и будет занята вся узбекская элита в ближайшее время. Поэтому ни России, ни ближайшим соседям Узбекистана ожидать каких-то серьезных внешнеполитических переориентаций не стоит.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ