Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №184(01.02.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Круглый стол «Глобальные и национальные аспекты православной миссии. Церковное единство России и Украины  как условие выживания восточнохристианской цивилизации»



Выступление Ю.Болдырева, заместителя председателя всеукраинского объединения «Путь Православных»

В  ХХ веке борьба с христианством тождественна борьбе с православием, идет ли речь о разрушении большевиками - ленинцами православных храмов и массовых убийствах православного духовенства и верных на Соловках и в Бутово, о расколах, терзающих Вселенское Православие или о новых варварах - агарянах, повторяющих преступления большевиков на  земле Косова.

Борьба эта не прекращается ни на день и щедро финансируется как  исламскими фундаменталистами, так и баптистской Америкой.

К сожалению, недавно пережитые расколы в Эстонии и Украине мало чему научили. По-прежнему, среди православных находятся люди, из честолюбия и ради сохранения приятельских и полезных для себя  отношений со светской властью, готовые принести в жертву единство Церкви.

Цель этих заметок показать некоторые внутренние пружины борьбы против Украинской Православной Церкви под видом ее огосударствления и поместности, предпринимавшиеся греко-католическим лобби и высшими должностными лицами украинского государства.

В 1996 году во время работы над текстом действующей ныне Конституции Украины происходили весьма показательные процессы.

В преамбуле Конституции есть фраза: "Украина является демократической, правовой и социальной державой".

Была группа депутатов, которые хотели в этот перечень характеристик украинского государства вставить еще одно слово "православная". Большинство в этой группе составляли греко-католики - Косив, Кендзер, Юхновський, Хмара.

Это настораживало. Зачем людям, принадлежащим к другой конфессии или вообще неверующим продвигать такую идею? Из общения с ними удалось узнать, в чем состоял их план. Они хотели записать в преамбулу Конституции слова "православна держава" для того, чтобы предоставить государству возможность навязать церкви свои правила игры, и под лозунгом создания государственной поместной церкви рассчитывали объединить в одну организацию не только все деноминации, называющие себя православными, но и униатов.

Именно поэтому депутаты греко-католики являлись проводниками идеи.  "Мы при Советском Союзе под вами были.  Теперь вы под нами будете", - говорили они.

Реализация этого плана превратила бы православных в униатов, как бы они себя после этого ни называли, и что бы ни было записано в  Конституции.

Таким образом, в 1996 году группой народных депутатов Украины, греко-католиков, представлявших интересы УГКЦ предпринималась серьезная попытка создания конституционной базы для воплощения идеи "православной украинской поместной церкви", следы этих усилий можно найти в архиве Верховной Рады.

Вне всякого сомнения, это не было самодеятельностью, было согласовано со священноначалием УГКЦ, следовательно, и с Ватиканом.

Очевидно, что все  усилия, которые на протяжении 16 лет независимости прикладывает украинский  истеблишмент в направлении создания поместной церкви, предусматривают конечной целью переход украинской поместной церкви под "крышу" Ватикана. Им бы очень хотелось от "немытой России", как сказал Лермонтов, уйти к умытому Евросоюзу. Там от Ирландии до Италии всюду католики.

И сами украинские политики и их кураторы информзависимы, а Папа всегда в топ-десятке мировых лидеров, репортажи из Ватикана всегда в теленовостях, а телевидение  формирует общественное мнение.

В религиозные праздники в украинском телеэфире католические богослужения транслируют почти в том же объеме, что и православные, хотя более 73% населения Украины позиционирует себя как православные, а греко и римо католиков вместе чуть больше 9%.

Предыдущий Президент Украины Леонид Кучма пригласил в Украину и с помпой встречал Папу Римского Иоанна-Павла   , а Святейшего Патриарха Алексия II, Святейшего Патриарха Феофила, Святейшего Патриарха и Папу Феодора,  других православных Патриархов никому и в голову не придет приглашать.

С точки зрения украинских Президентов, Папа Римский - это глава государства, столь же влиятельный, как лидеры большой восьмерки, потому что его показывают в теленовостях так же часто, как и лидеров большой восьмерки.

То, что Патриарх Алексий возглавляет крупнейшую Православную Церковь, Патриарх Феофил радеет о Гробе Господнем, а Патриарх и Папа Феодор  самый успешный современный миссионер - так далеко их мысли не распространяются.

Это еще одно подтверждение того, что украинскую власть интересует своя "поместная церковь" не как тело Христово, а как инструмент форматирования сознания населения страны под выполнение задач, поставленных этой компрадорской власти их иноземными кураторами, далекими не только от церковной жизни, а от самой веры в Бога.

В настоящее время усилилось давление Администрации Президента Украины и членов его семьи на УПЦ с целью создания поместной церкви. Тем людям в нашей церкви, кто готов поддержать эту идею, кажется, что после разрыва с РПЦ давление на них со стороны властей прекратится, их церковная жизнь войдет в нормальную колею.

Такие настроения наиболее распространены среди духовенства и мирян четырех епархий Ровенской и Волынской областей, где противостояние с раскольниками из, так называемого, Киевского Патриархата носит наиболее острый характер. В отличие от Галиции, где вся местная и региональная власть униатская и поэтому надежды на нейтралитет и, тем более, помощь с их стороны нет, на Ровенщине и Волыни местные чиновники называют себя православными и поэтому духовенству и верующим 16 лет приходится выбирать между каноничностью и контактом с местной властью.

Именно из этих регионов происходит значительное количество священников и монахов, включая епископат нашей Церкви, что сложилось исторически, как результат менее продолжительных по времени репрессий в отношении верующих со стороны коммунистической власти, и, следовательно, большей престижности церковного образования и церковной карьеры среди местной молодежи.

В то же время, именно здесь наиболее закаленное в борьбе с раскольниками духовенство и миряне. Именно здесь нашу Церковь называют Православной или Христианской, а раскольников украинской.

Если в эпоху 1го Президента Украины Л.Кравчука, находившегося в близких личных отношениях с Филаретом (Денисенко), давление на каноническую церковь было грубым и наглым, и поэтому вызывало естественное сопротивление, при 2м Президенте Л.Кучме создание поместной церкви лишь декларировалось из соображений ложно понимаемой патриотичности, то сегодня при 3м Президенте В.Ющенко давление и угрозы на уровне  местной власти, сопровождаемые захватами наших храмов и неисполнением судебных решений, если они приняты в пользу УПЦ,  сочетаются с пряниками обещаний, раздаваемых Президентом, его братом и главой его администрации.

Чего стоят эти медовые сласти, можно увидеть на примере захвата храма УПЦ в Хоружевке, родном селе нынешнего Президента.

После того, как во второй половине сентября 2007 года братья Виктор и Петр Ющенко были допущены в русский Пантелеимонов монастырь на святой горе Афон, где их причастил Святых Христовых Тайн Блаженнейший митрополит Владимир, и они, конечно же, отреклись от раскола и пообещали блюстись, терпения им хватило только на две недели.

Уже в октябре Петр Ющенко руководил захватом храма в своем родном селе. Того самого храма, где 3 года назад священник нашей Церкви отпевал их усопшую мать.

После такого кощунства ни среди мирян, ни среди священства, ни, тем более, среди епископата, думаю, не осталось желающих связывать судьбу нашей Святой Церкви со столь вероломными особами.

Господь вразумит и поможет.




Материалы СМИ

Во вступлении Украины в НАТО и расколе Православной церкви в стране заинтересованы одни и те же силы - депутат Госдумы

31.01.2008, Интерфакс

Москва. 31 января. ИНТЕРФАКС - Первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин считает, что отделения Украинской православной церкви от Московского патриархата добиваются политические силы, заинтересованные во вступлении Украины в НАТО.

«Синхронное появление письма о присоединении Украины к НАТО и церковный раскол - это звенья одной цепи, и их цель - прервать общую судьбу, цивилизованную миссию России и Украины», - заявил К.Затулин в четверг в Москве на заседании круглого стола, приуроченного к XVI Рождественским чтениям.

Между тем, по мнению депутата, именно "единство нашего православия, факт общности нашей церковной судьбы" остаются единственной неразрывной связью между Россией и Украиной и гарантией того, что между народами двух стран никогда не может развязаться война.

Однако, отметил К.Затулин, сегодня Русская и Украинская православные церкви стоят на пороге «исторического расхождения», которому активно способствуют представители как политических, так и церковных властей Киева.

Сегодня, по его мнению, в рядах священноначалия Украинской церкви появилась группа так называемых «неизбеженцев», то есть тех, кто считает неизбежным ее автокефалию, отделение от Московского патриархата. Эта группа, считает депутат, представлена в основном молодыми священнослужителями, которые рассматривают идею автокефалии как «вопрос личного карьерного роста» и, таким образом, «идут на поводу у политиков, пожелавших заиметь у себя под боком поместную Церковь».

К.Затулин также выразил надежду на то, что священноначалие Русской православной церкви будет более активно участвовать в поддержании неразрывных исторических связей с украинским православием.

Единство русского православия под угрозой

Олег Горбунов

Украинская Православная Церковь Московского Патриархата стоит на пороге нового раскола. К такому единодушному выводу пришли практически все участники круглого стола «Православная миссия. Глобальные и национальные аспекты. Церковное единство России и Украины как условие выживания восточнохристианского мира», проводившегося Институтом стран СНГ совместно с Союзом православных граждан 31 января в Москве.

Стоит ли вообще светским людям обсуждать церковные вопросы? Директор Института стран СНГ, депутат Госдумы РФ Константин Затулин утвердительно ответил на этот вопрос. Причина в том, что на практике, по его мнению, иногда сложно отделить друг от друга вопросы светские и духовные. Разделение Церквей нередко приводило к межнациональным конфликтам. Так было с сербами и хорватами. Ранее это был практически единый народ с единым языком, однако из-за того, что у них была разная вера (сербы – православные, хорваты – католики), возникла напряженность в отношениях этих народов, которая, в конце концов, привела к кровавому конфликту в 1990-х гг. Та же конфликтность появилась и на Западной Украине, когда там возникли униаты. Сейчас, разумеется, трудно себе представить конфликт между русским и украинским народами. Это невозможно потому что их объединяет единая Русская Церковь, в которую входит и Украинская Православная Церковь. Именно церковное единство препятствует межгосударственным конфликтам. Однако в настоящее время ситуация вокруг УПЦ ухудшается. Среди духовенства Церкви уже сформировалась группа сторонников автокефалии (то есть отделения УПЦ от Московского Патриархата), самым активным из которых является Александр Дробинко, епископ Переяслав-Хмельницкий. Печальным фактом в этом свете является то, что на Архиерейском соборе УПЦ 21 декабря 2007 г. было осуждено т. н. «политическое православие», а именно: деятельность Союза православных граждан Украины и его лидера Валерия Каурова. И это притом, что именно он являлся и является до сих пор самым последовательным защитником православных храмов от их захвата раскольниками. Путем подобных заявлений наносятся удары по самым активным сторонникам единства РПЦ. Одесское духовенство, поддерживающее идею единства Церкви, постоянно подвергается словесным нападкам со стороны епископа Александра (Драбинко). Так, когда священники из Одесской епархии осудили всякие попытки оправдания предательства гетмана Мазепы и снятия с него анафемы, он заявил, что они не могут судить об этом, так как в том время не существовало Одесской епархии. Интересно, значит, сам епископ Александр (Драбинко)  существовал тогда?! Однако он не является единственным защитником идеи оправдания мятежного гетмана. Когда украинские власти назвали улицу, на которой стоит Киево-Печерская лавра, принадлежащая УПЦ, в честь Мазепы,  Архиерейский Собор УПЦ принял в ответ резолюцию. Ее текст просто удивляет. Предатель, воевавший за присоединение к своим владениям Витебской области, именуется здесь «великим» человеком. Также утверждается о необходимости постановки памятника ему и переименовании другой улицы в его честь вместо той, на которой находится лавра.

Есть и другие примеры того, что влияние сторонников автокефалии в Церкви значительно. Они, как отметил Затулин, пользуются поддержкой государства. Даже сам митрополит Киевский Владимир, глава УПЦ, признал Голодомор (то есть гибель крестьян в процессе коллективизации) 30-х гг. XX в. геноцидом, на чем уже давно настаивает «оранжевая» украинская власть. Они как-то забывают, что русские и казахи пострадали от этого голода не меньше (если не больше), чем украинцы.

В  УПЦ есть и те люди, которые считают ее отделение неизбежным, «неизбеженцы». Это играет на руку тем, кто пытается сделать раскол действительно неотвратимым. Цель этих людей – разорвать все связи Украины с Россией, как уже разорваны экономические связи. И недавнее письмо к генеральному секретарю НАТО, подписанное президентом Виктором Ющенко, премьер-министром Юлией Тимошенко и председателем Верховной Рады Арсением Яценюком, и церковные вопросы – звенья одной цепи. В РПЦ такое положение вещей, к сожалению, пока не вызвало адекватной реакции.

Затулин подвел итог своему выступлению заявлением, что мы сейчас стоим на пороге исторического разрыва и делается он келейно. И потому вопрос о единстве Церкви нуждается во мнении мирян. 

Вопросу, насколько вообще канонична идея автокефалии Украинской  Православной Церкви уделил внимание глава «Византийского Клуба» Аркадий Малер. Главным доводом украинских автокефалистов является то, что Украина и Россия – отдельные государства. Но, таким образом, смешивается несовместимое – светская и духовная сфера жизнедеятельности общества. Только Церковь может дать своей части автономию либо полную независимость. Автономия предоставляется исключительно лишь при большом культурном и национальном различии народов-носителей религии, а автокефалия – лишь, если новообразуемая Церковь находится слишком далеко от центра, что препятствует сообщению между частями единой Церкви. Так, было, например, с обретением независимости Американской православной церкви. Однако это не соответствует ситуации с УПЦ. На основании того, что украинцы – отдельный от русских народ ей правомерно было предоставлено широкое самоуправление.  Вместе с тем, между нашими народами нет никакой естественной границы: все мы  – восточные славяне, «Русь»  с общей историей и культурой. Пример единства украинцев и русских – реакция на решение Конституционного суда Украины об обязательном переводе либо субтитрировании всех иностранных (в том числе и русских) фильмов на Украине. После воплощения в жизнь этого решения резко сокращается количество посетителей украинских кинотеатров. Такова естественная реакция на украинизацию населения со стороны «оранжевых» властей.

Некоторые участники круглого стола представили «взгляд изнутри» на ситуацию с новым расколом украинского православия. Василий Анисимов, глава пресс-службы УПЦ, признал, что различие во мнениях о судьбе УПЦ внутри духовенства есть. Существует версия, что такому положению вещей способствуют действия украинских властей по лоббированию создания «единой поместной Церкви». Этот проект стал едва ли не самым главным для Ющенко, так как он понимает, что не сможет до новых президентских выборов закончить ни один проект, кроме этого. Однако Ющенко не единственный в украинской истории президент, давящий на Церковь. На протяжении более чем 16 лет (то есть с момента провозглашения независимости Украины) на УПЦ оказывается давление со стороны государственных органов с тем, чтобы духовенство окончательно порвало все связи с Московским Патриархатом. Но, несмотря на это, Церковь пока остается частью РПЦ.

Не все, правда, с этим готовы мириться. «Патриарх» раскольников Филарет Денисенко говорил, что в УПЦ есть группа «патриотов», выступающих за отделение от Русской православной церкви. По мнению Анисимова, делается это как по замыслу спецслужб, желающих перессорить союзников – духовенство УПЦ и отвлечь их от действительно важных опросов. Недавно в Луцке образован экзархат униатов. Внимание к этому оттесняется на второй план внутренними конфликтами в УПЦ, и действительно важным вопросам, по его словам, не уделяется достаточно внимания.  

С другой стороны, представитель одесского духовенства протоиерей Олег Мокряк,,  председатель Отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Одесской епархии, считает, что проблема раскола УПЦ никак не может быть второстепенным вопросом. По его мнению, сейчас решается история Церкви. Одесская епархия со своей стороны всегда останется верна единству РПЦ. Однако сама Московская Патриархия крайне мало внимания уделяет проблеме нового раскола и не предпринимает шагов по укреплению единства Украинской Церкви с Русской. Хотя этой цели подчинена деятельность СПГУ и его лидера Каурова, который, по словам отца Олега, душу отдает за Церковь. Тем более незаслуженно его деятельность подверглась критике со стороны последнего Архиерейского собора УПЦ. Тогда как те, кто очерняет своей деятельностью образ Церкви, в частности тем, что выступают за канонизацию царя Ивана Грозного и Григория Распутина, – организация «Новороссия», объединение «православных казаков» – именно они получают награды от представителей Киевской Митрополии.

Отец Олег согласился с выступившим ранее заместителем председателя всеукраинского объединения «Путь Православных» Юрием Болдыревым в том, что одни претензии к священству УПЦ  Московского Патриархата не помогут. Нужна Соборная молитва всего духовенства о единстве Церкви и реальные дела по укреплению этого единства. К тому же Болдырев подчеркнул необходимость особого социального проекта для сохранения этого единства.

Однако, по мнению игумена Кирилла (Сахарова), московского священника  Русской Православной Церкви, украинская автокефалия имеет слишком много шансов состояться. Сейчас стоит лишь вопрос, как быть до и после провозглашения автокефалии? Если бы он сам был священником УПЦ, то, несомненно, занимался бы, по его словам, выработкой общерусского сознания у паствы и ее сплочением.   Деятельность Каурова игумен Кирилл оценил очень высоко, а решение Архиерейского собора, направленное против него, определил как наносящее удар по митрополиту Агафангелу, главе Одесской епархии, самому активному стороннику единства Украинской и Русской православной церквей. Ведь Кауров уже давно пользуется поддержкой митрополита в деле противостояния новому расколу. Также на украинских священников, по мнению Сахарова, оказывается давление с целью не использовать свое право апелляции в Московский Патриархат на действия украинских церковных властей.

По мнению игумена Кирилла, если отделение УПЦ состоится, то следует ожидать усиления униатов на Украине. Раскольнический «Киевский Патриархат» во главе с  Филаретом Денисенко будет активно добиваться расширения своей паствы за счет южных российских областей, где проживает много украинцев. Таким образом, разногласия в УПЦ в любом случае ослабят положение канонического православия на Украине. Сейчас, кроме всего прочего, для спасения единства РПЦ Московскому Патриархату необходимо поддержать митрополита Агафангела в его труде по защите канонического православия на Украине.

Кирилл Фролов, заведующий отделом Украины Института стран СНГ, согласен с некоторыми выводами отца Кирилла. По его мнению, сейчас готовится к реализации проект т. н. «Великорусской церкви», которая будет лишена своей паствы в Белоруссии и на Украине (с прилегающими российскими областями). Изнутри единство РПЦ подрывают «диомидовцы» - сторонники епископа Диомида, ставшего известным после письма с острой критикой современного священноначалия РПЦ. Проект «расчлененной» Церкви будет непременно поддержан либеральными СМИ. Таким образом, и вопрос автокефалии УПЦ, и критика Патриарха внутри РПЦ – звенья одной цепи. Ответом православного духовенства может быть  работа с молодежью и активная миссионерская деятельность. В молодежи вообще много потенциальных сторонников единства Святой Руси. Именно посредством молодежных проектов можно противостоять таким явлениям как «оранжевая революция» 2004 года, которая тоже осуществлялась руками молодежных активистов. Большим недостатком УПЦ на сегодняшний день является, по мнению Фролова, то, что нет центров подготовки гуманитарной элиты, в частности церковных журналистов, политиков, педагогов. Проблема может решаться посредством организации молодежных лагерей под покровительством Церкви, например  в Крыму, на месте крещения князя Владимира. Это должно сопровождаться расширением православного миссионерства, необходимость которого обуславливается противостоянием различным заблуждениям. Одними из таких заблуждений являются, по мнению Фролова, «оранжизм» (в том числе и церковный) на Украине и осуждение активной деятельности православных на общественном поприще. Это касается и нападок на СПГУ. Но недостаточно критиковать только УПЦ. Ведь Синод УПЦ просил Москву открыть в столице России подворье Киево-Печерской Лавры, но это не было сделано, а ведь Киевская Лавра-сакральный центр Русской Церкви и ее московское подворье было бы важным фактором церковного единства.

Их причина, по мнению сопредседателя Союза, главы Народного движения «Навстречу людям» Виталия Чернова, коренится, в частности, в относительно малом количестве правдивой информации о самом СПГУ. Ведь он в основном занимался тем, что охранял православные храмы от незаконных захватов, а не «раскручивал» себя.

Итак, большинство участников круглого стола сошлись во мнении, что, во-первых, угроза искусственной автокефализации УПЦ существует и  на своем Соборе летом 2008 года может быть предпринята попытка принять решение об автокефалии, новый Устав УПЦ является шагом в этом направлении.  Во-вторых, активно против этого выступает только духовенство Одесской епархии и Союз православных граждан Украины. РПЦ пока не противодействует надвигающейся катастрофе. Поэтому сторонники единства и подвергаются жесткой критике церковных автокефалистов. В-третьих, есть потребность развивать миссионерскую деятельность для укрепления православия на Украине в целом и борьбе с различными заблуждениями, коим и является автокефалия. И, наконец, в-четвертых, еще осталось время для того, чтобы привлечь общественное и церковное внимание к проблеме нового раскола.

Актуальной исторической миссией  Русской Православной Церкви теперь является активное участие в решении этого вопроса, так как УПЦ – все еще часть единой Церкви, обеспечивающей духовную целостность русского и украинского народов.

"Автоматически к нам потянутся". Проблемы Украинской Православной Церкви Московского патриархата обсудили в рамках Рождественских чтений участники круглого стола в Консервативном клубе

01.02.2008, Портал-Credo.RU

Николай Климов

Проблемы Украинской Православной Церкви Московского патриархата, связанные, по мнению организаторов, с инспирируемыми извне намерениями создать Украинскую Автокефальную Православную Церковь, независимую от Московского патриархата, стали главной темой заседания круглого стола, который состоялся 31 января в Москве в Консервативном клубе (ул. Садовническая, 61). Вначале планировалось провести по этой теме секционное заседание в рамках ХVI Международных Рождественских образовательных чтений, но этого не произошло.

Среди собравшихся в кафе клуба, где проходил круглый стол, были  священнослужители, церковные активисты, руководители общественных организаций Москвы, а также значительная группа гостей с Украины – представители церковного руководства Украины, священники Черниговской, Ровенской, Киевской, Одесской епархий УПЦ МП. Всего около 50 человек.

Открывая заседание, заведующий отделом Украины Института стран СНГ Кирилл Фролов пояснил, что председательствовать должен архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов), глава Миссионерского отдела РПЦ МП, который в данный момент занят в одной из секций Рождественских чтений и прибудет на их сбор к 12 часам. (Но ни к 12 часам, ни позже владыка Иоанн не приехал). Предстоит обсудить, сказал К. Фролов, тему, подготовленную для несостоявшейся секции на Рождественских чтениях: "Православная миссия. Глобальные и национальные аспекты. Церковное единство России как условие выживания восточнохристианского мира".

Касаясь первой части темы, К. Фролов сказал, что наибольшее заблуждение нынешнего православного сообщества – это автоматически существующее сознание, что поскольку открываются новые церкви, то все "автоматически к нам потянутся". 2008-ой год – год 1020-летия Крещения Руси, но об этом нигде не упоминается. А это повод для усиления миссионерской работы, подчеркнул оратор.

Нынешняя ситуация в Украине, когда возникла реальная угроза отделения украинского Православия от Московского патриархата, возникла, по мнению оратора, в результате антироссийской деятельности униатского духовенства, к чему немало усилий приложил униатский митрополит Андрей Шептицкий ещё в начале ХХ века.

Выступившие на заседании круглого стола представители УПЦ МП с тревогой говорили об угрозе отделения от единой РПЦ, возможном расколе, отмечая, что и часть епископата также подвержена этим настроениям. Исполнительный секретарь Синодального отдела УПЦ МП по взаимодействию с вооружёнными силами Украины Виктор Кулакевич, капитан 1-ого ранга запаса, выступая, сказал, что в их стране "происходит бурное возрождение униатства", общество всё более ориентируется на Запад. Ежегодно за границу в НАТО-вские военные училища выезжают 150 офицеров. В Украине, по словам выступающего, 41 епархия УПЦ МП, 12 тысяч приходов, 180 монастырей. В приходе, в котором состоит Кулакевич, 80 процентов не согласны с разделением единой Русской Церкви, но, полагает он, автокефалия всё же будет неизбежна. Одна из причин – священники не знают украинского языка. В частном разговоре с автором этого репортажа В. Кулакевич назвал и такую причину: население Украины уменьшается, прихожан становится меньше, содержать храмы – труднее. А с созданием Поместной Украинской Православной Церкви число прихожан увеличится за счёт автокефалистов.

О нынешней ситуации в УПЦ МП подробно говорится в январском номере газеты "Союза православных граждан Украины" "Православный телеграфъ", экземпляры которого были розданы участникам Круглого стола. В опубликованном в нём Обращении духовенства Одесской епархии к предстоятелям РПЦ России и Украины, озаглавленном "Каноническая автокефалия УПЦ – измена Православию!", - говорится: "…духовенство Одесской епархии выражает беспокойство по поводу усиливающихся попыток определённой части епископата УПЦ начать постепенный переход в направлении отделения от Московского Патриархата. Так, на сайте "Православие в Украине", редактируемом епископом Александром (Дробенко), активно пропагандируется эта тема, а также проводится опрос посетителей на тему их отношения к отделению УПЦ от Московского Патриархата". Под обращением подписались наместники всех Одесских мужских монастырей, двух женских монастырей, а также настоятели храмов и клирики Одесской епархии. Всего 56 подписей.

Перед участниками Круглого стола выступил заместитель председателя Комитета по делам соотечественников Госдумы РФ, директор Института стран СНГ Константин Затулин. Он выразил сожаление, что "организаторы Рождественских чтений в самый последний момент отменили эту секцию". По мнению оратора, в инспирировании раскола РПЦ МП, отделении УПЦ от Московского патриархата заинтересованы политические силы, те же, что и склоняют Украину к вступлению в НАТО. К.Затулин в связи с обсуждаемой темой напомнил о роли в истории Украины гетмана Мазепы, сопоставив его с личностью генерала Власова – также предателя своего народа. С укором оратор заявил, что "мы разорвали экономическое пространство, военно-политическое пространство и сейчас стоим на пороге нового разрыва".

Ряд выступивших на заседании священников высказались о необходимости усиления миссионерской работы. Игумен Сергий (Рыбко) рассказал о своём опыте миссионерства среди молодёжи, склонной к современной музыке. Он регулярно выступает на концертах, других молодёжных сборах с беседами и проповедями на доступном для молодой аудитории языке. Полтора месяца назад, по его словам, он был приглашён в Санкт-Петербурге для выступления в спорткомплексе, где проводилась акция против наркотиков. Перед собравшимися – их было около 12 тысяч – выступали врачи и другие специалисты с назидательными речами. Публика встречала их криками, свистом, бросали бутылки. Когда же на сцену вышел игумен в монашеском одеянии, все притихли, внимательно слушали, а после выступления подходили к священнослужителю с вопросами, благодарили за беседу, некоторые просили благословения. Хотя у него много и других дел, он считает, что встречи с молодёжью надо проводить. Церковное руководство это одобряет. Неожиданно для участников круглого стола о. Сергий затронул тему освоения космоса. В XXI – XXV веках, считает он, будут продолжаться космические полёты, и надо будет посылать космические корабли с православной идеей, чтобы создать Вселенскую Православную Церковь.

О своих, тоже грандиозных, планах миссионерства поведал участникам заседания настоятель московского храма Пророка Даниила на Кантемировской иерей Даниил Сысоев, кандидат богословия, автор многих богословских работ, в том числе и по миссии Церкви. Он рассказал, что при его храме действуют миссионерские курсы для священников и церковных активистов. Подготовлено уже 25 миссионеров, которые приступили к делу. Некоторые выехали в Киргизию для евангелизации местного населения. В марте будет проведён новый набор – тоже в количестве 25 человек. В последующих планах – создание при своём храме миссионерского центра, который буде располагаться в трёхэтажном здании общей площадью 9000 квадратных метров, а подготовленные миссионеры поедут в страны Африки и Азии.

О благотворительной деятельности, помощи православным храмам, миссии среди делового мира рассказал в своём выступлении председатель Российского клуба православных меценатов Андрей Покровский.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ