Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №184(01.02.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Тайны политического закулисья Молдавии

28.01.2008. AVA. MD (Кишинев)

Вальтер Димитров

Непредвзятый анализ ситуации, сложившейся к настоящему времени в сфере внутренней и внешней политики страны, даёт основание сделать вывод, что президент Молдавии Воронин далеко не так самостоятелен, как это кажется его политическим оппонентам. Он, в частности, не формирует единолично политический курс государства, а является таким же послушным исполнителем воли скрывающихся за кулисами всемогущих «кукловодов», как Василий Тарлев или Марианн Лупу.

По мнению оппозиции,  в Молдавии нет реального разделения властей, а все рычаги власти  сосредоточены в руках одного единственного  человека – президента страны  и  лидера правящей ПКРМ Владимира Воронина.

На первый взгляд, эти утверждения оппозиции кажутся вполне соответствующими молдавской политической действительности, поскольку ни парламентское (коммунистическое) большинство, ни сформированное этим большинством «по списку президента» правительство Василия Тарлева не принимают ни одного сколько-нибудь важного решения без одобрения со стороны Владимира Воронина. Более того, сами эти решения, как правило, готовятся в аппарате президента, а потому принимаются и исполняются  практически безо всякого обсуждения.

Однако, при более пристальном изучении скрытой от глаз широкой общественности сложной конструкции молдавского «механизма власти» и объективной оценке подлинной, а не мнимой эффективности той его части, которую принято именовать «президентурой»,  возникают весьма большие сомнения в том, что абсолютно все рычаги власти находятся только в руках Воронина.

Непредвзятый анализ ситуации, сложившейся к настоящему времени в сфере внутренней и внешней политики страны, даёт основание сделать вывод, что президент Молдавии Воронин далеко не так самостоятелен, как это кажется его политическим оппонентам.  Он, в частности, не формирует единолично политический курс государства, а является таким же послушным исполнителем воли скрывающихся за кулисами всемогущих «кукловодов», как  Василий Тарлев или Марианн Лупу.

В качестве этих «кукловодов» выступают сегодня наиболее авторитетные лидеры нескольких, наиболее мощных,  групп влияния, которые разделили сегодня между собой основные сферы интересов.

В области внутренней политики Молдавии доминирующая роль принадлежит советнику президента Марку Ткачуку. Тщательно оградив в свое время Владимира Воронина от влияния со стороны известных в стране политических аналитиков и экспертов -  Сергея Назария  и Виктора Дораша, создав вокруг него информационный вакуум, он затем полностью подчинил своему влиянию президента,  фактически превратив его в «говорящую куклу», покорно озвучивающую очередные сентенции своего советника.

С отдалением от Воронина умного и прозорливого Сергея Назария было утрачено влияние на президента патриотически настроенной, лояльной по отношения к России, части молдавского общества, прежде всего, убежденных сторонников развития и укрепления молдавской государственности, в том числе и той группы ПКРМ, лидером которой является Виктор Степанюк.

Общественности Молдавии хорошо известна патологическая неприязнь Марка Ткачука к Виктору Степанюку. Поэтому нет ничего удивительного в том, что этот негатив был постепенно перенесен и на всех тех молдавских государственников, которые формировались вокруг идеолога ПКРМ.

«Группа Степанюка» сегодня оказалась  в очень непростой ситуации. С одной стороны, унионисты и румынофилы всех мастей упорно пытаются налепить на её лидеров и сторонников ярлык «примитивных молдовенистов».

С другой стороны, собственные «боевые товарищи» в высшем руководстве Партии коммунистов  не менее упорно стараются подальше отодвинуть их от властных рычагов, всячески затруднить и ограничить пропаганду идей молдавской независимой государственности и молдавского патриотизма.

Несомненно, всё это является нелегким испытанием, как для самого Виктора Степанюка, так и для всех тех, кто разделяет и поддерживает его идеологическую платформу.

Важнейшее направление идеологической работы, без которой немыслимо упрочение основ национальной государственности Молдавии,  длительное время не относилось к приоритетам политики коммунистических властей, чем с немалым успехом воспользовались тайные и явные враги молдавского государственного суверенитета. 

Только в самое последнее время, в связи с назначением Виктора Степанюка первым вице-премьером правительства, в этой области начали  намечаться некоторые перемены.

Что касается «выдавливания» Виктора Дораша из президентуры, то тут удар был нанесен как по всем тем, кто выступал за честный и свободный диалог с оппозицией, так и по тем, кто убеждал президента Воронина в жизненной необходимости для Молдавии  более широкого развития и укрепления связей  с Россией.

Кроме этих явных и всем известных причин,  которые, как говорится, лежат «на поверхности», имеется и скрытая от глаз общественности, «подводная» часть конфликта, разыгравшегося   между Ткачуком, с одной стороны,  и  Назария с Дорашем, с другой.

В первую очередь, поведением Ткачука в этом конфликте руководило его страстное желание изолировать «вождя» Воронина от любого влияния со стороны грамотных и компетентных людей, которые могли составить лично ему опасную конкуренцию. Решив задачу «изгнания» Назария и Дораша из ближнего окружения Воронина, болезненно самолюбивый и догматичный Марк Ткачук взял под свой полный контроль вначале всю сферу внутренней политики страны, а затем стал  всё чаще и массированнее вторгаться и в сферу  внешней политики, корректируя её в соответствии со своими собственными шаблонами. 

В итоге именно Марк Ткачук сегодня  решает и определяет, где, что и как должен говорить и делать Владимир Воронин. Используя власть и авторитет президента в своих интересах, Ткачуку удалось создать в стране мощный информационный холдинг, в который входят несколько влиятельных газет, телеканалов и радиостанций, которые под его руководством на протяжении последних 5-ти лет формируют всю информационную повестку дня в Молдавии. Это очень сильный и эффективный рычаг идеологического воздействия на общественное мнение, которым Ткачук активно пользуется.

Ткачук сумел окончательно рассорить Воронина с оппозицией и, тем самым, наглухо изолировать его от любых политических контактов и союзов внутри Молдавии. Пожинать горькие плоды этой безответственной политики приходится президенту, но Ткачука это слишком мало волнует.  Он упивается тем, что разделил Молдавию на две части новой «берлинской стеной».

Теперь для него существуют только  «МЫ» (то есть, Воронин, Ткачук и все те, кто их безоговорочно поддерживает)  и  «ОНИ» (все другие политики, которые осмеливаются возражать Ткачуку и Воронину,  и та часть общества, которая их поддерживает). В искусственно созданной им в стране ситуации «стенка на стенку», Ткачук чувствует себя наиболее комфортно, поскольку она полностью соответствует его концепции «Разделяй и властвуй!»

Нельзя не заметить, что, упорно формируя в глазах Воронина убийственно негативный имидж всей молдавской оппозиции,  Ткачук палец об палец не ударил для того, чтобы создать позитивный имидж правящей Партии коммунистов. 

И это тоже важный элемент его политики. Всё дело в том, что Ткачук вовсе не связывает свою судьбу с ПКРМ. Судьба этой партии для него не имеет никакого значения.  Для него важен только лично подконтрольный ему Воронин и его уникальная роль всевластного и мудрого молдавского «кардинала Ришелье» при нём. А все остальное для Ткачука совершенно несущественно. Так, преходящие моменты.

Эта ущербная политика уже аукнулась Партии коммунистом заметным снижением электоральной поддержки на парламентских выборах весной 2005 года, проигрышем на выборах башкана в Гагаузии и довольно ощутимыми потерями на местных выборах в большинстве регионов Молдавии, в том числе и в муниципии Кишинев.

Ткачук сыграл весьма негативную роль и в развитии отношений Молдавии с Россией. Именно он стал инициатором нанесшей стране огромный политический и экономический ущерб антироссийской кампании после провала «меморандума Козака». Эта кампания, как известно, привела к  многомиллионным убыткам ведущих молдавских компаний, до того успешно работавших на российских рынках. Конечно, публичную ответственность за это несет сам президент Воронин. Но заставил его играть эту назавидную роль Марк Ткачук.

Известно, что Марк Ткачук является одним из главных апологетов политики воинственного отношения Молдавии к Приднестровью. Это, во многом, его личная заслуга, что приднестровцы сегодня столь враждебно настроены по отношению к официальному Кишиневу. Та разнузданная кампания нападок на Приднестровье, которую официальный Кишинев под руководством Ткачука вел и продолжает вести в СМИ, не могла не вызвать соответствующей ответной реакции с их стороны.

Все это дает основание сделать вывод, что президентский советник Марк Ткачук является одним из самых влиятельных лидеров «партии войны» в Молдавии, которая считает своими врагами всю молдавскую оппозицию, а также Россию, Приднестровье, а в последнее время  и Румынию.

Вторым центром влияния  на президента Воронина являются его экономический советник Олег Рейдман, сын президента – бизнесмен Олег Воронин, также ближайшее бизнес-окружение сына президента. Эта группировка старается «не высовываться» и не привлекать к себе общественное внимание, практически не вмешивается во внутреннюю и внешнюю политику. Сфера её интересов – экономика, а через неё - личный бизнес. Тот самый бизнес, в котором у неё есть свои собственные  интересы. В первую очередь, это банковский сектор, авиация, железнодорожные и автомобильные перевозки, фармацевтика, торговля (импортными товарами), металлы, строительство и т.д. Сегодня эта группа практически держит под своим полным и неослабным контролем деятельность правительства Василия Тарлева, вынужденного играть по установленным ею правилам.

Есть в Молдавии ещё одна группа влияния. Она, конечно,  менее заметна, но ее роль от этого ничуть не уменьшается. Это посольства США и ряда стран  Евросоюза в Кишиневе.  Сфера их интересов – внешние связи Молдавии, а также Приднестровье.  Задача, которую они решают – упорное выдавливание российского военного присутствия из Молдавии, полное подчинение этой страны своему влиянию и превращение её в форпост НАТО на Востоке. 

Всё сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что лидер правящей ПКРМ, президент Молдавии Владимир Воронин во многом не является самостоятельной политической фигурой. Отсюда, по большому счёту, и его непредсказуемость,  и постоянные колебания.  Отсюда же, естественно, и все  многочисленные проблемы Молдавии.

Однако это не означает, что сам Воронин не вносит свой собственный вклад в эту «политику хаоса», организованную названными выше группами влияния. К сожалению, вносит. Но, тем не менее, самый значительное влияние на неё оказывается со стороны тех «кукловодов», которые полностью подчинили его своему влиянию.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ