Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №184(01.02.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КАЗАХСТАН



ExxonMobil рулит!? Кому достался казахстанский Кашаган

16.01.2008. Gazeta.kz

Дмитрий Перцев

В Казахстане завершен скандальный переговорный процесс по проекту разработки месторождения Кашаган.

При "своем" остались все - и компании, и государство. Кому достались условия выгоднее - покажет время. Пока же Национальной нефтегазовой компании "КазМунайГаз" (КМГ) разрешили увеличить свою долю в проекте до 16,81% и в два раза - в прибыльной продукции.

В свою очередь, Казахстану пришлось выполнить одно из главных требований американской компании ExxonMobil - увеличить срок действия Соглашения о разделе продукции (СРП) на 4 года.

Таким образом, подписанное в 1997 году СРП сроком на 40 лет, продлено до 2041 года.

Нешуточный, дорогой и долгий спор между акционерами Agip KCO и правительством Казахстана был завершен в канун понятного только выходцам из СССР праздника "Старого Нового года", аккурат в ночь с 13 на 14 января.

По информации КМГ, около 4 часов утра 14 января, после угроз о расторжении СРП и разбирательств в арбитраже, члены Консорциума поставили свои подписи под текстом нового меморандума о взаимопонимании.

Как подчеркивается в сообщении пресс-службы нацкомпании, "новый меморандум, реализующий положения меморандума, подписанного 20 декабря 2007 года, подтверждает соглашения, основанные на достигнутых договоренностях в декабре, в отношении экономических изменений в СРП и операционной модели будущих нефтяных операций на Кашагане".

Новый меморандум, по информации национальной компании , "закрепляет согласие всех коммерческих участников консорциума осуществить передачу доли в адрес дочерней организации "КазМунайГаза", которая доведет ее долю участия в СРП до уровня крупнейших участников по состоянию на 1 января 2008 года".

В результате долгих споров акционеры пришли к единому мнению о передаче части своих долей для увеличения доли КМГ до 16,81%, чему особо упорно из всех участников консорциума сопротивлялся ExxonMobil.

Для доведения КМГ до статуса "крупного участника проекта" каждому участнику Консорциума придется расстаться как минимум с 1,46% долей.

В настоящее время состав участников Agip KCO выглядит следующим образом: Eni, Total, ExxonMobil, Shell - по 18,52% долевого участия, ConocoPhillips - 9,26%, Inpex и КазМунайГаз - по 8,33%.

Стоимостью увеличения доли и основными подробностями о ходе переговоров с журналистами любезно поделился министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Сауат Мынбаев.

По его словам, стоимость более чем 8% доли в проекте составит $1,78 млрд. "Мы достигли договоренности, что Казахстан на пропорциональной основе у всех существующих акционеров проекта купит дополнительную долю, и в результате долевое участие Казахстана в проекте составит 16,81%", - пояснил он.

"Поскольку это было пакетным решением, мы договорились, что цена за покупаемую долю составит $1,78 млрд. плюс проценты, которые будут начислены на эту сумму до момента платежа. Платеж будет осуществлен после начала добычи нефти тремя траншами", - отметил министр.

"Кроме выкупа доли, мы говорили также о возможном пакете денежных потоков в пользу Казахстана. Сумма денежных потоков составляет около $5 млрд. Это так называемые net present value".

"Ясно, что это сумма, выплачиваемая в пользу Казахстана в течение всей жизни проекта. А проект рассчитан до 2041 года, поэтому сумма составит около $20 млрд.", - подчеркнул Мынбаев.

Деньги хоть и нешуточные, но растянутые на 44 года вперед и вполне "подъемные", считают российские аналитики. Кроме того, как отмечает аналитик Инвестиционной Компании "Велес Капитал" Дмитрий Лютягин, "увеличивать на 4 года срок действия Соглашения будет очень невыгодно Казахстану. Потому, что это снизит прибыли как КМГ, так и республики в целом".

Между тем, еще одним из важных пунктов новых договоренностей стало решение о фактической смене оператора консорциума. "Строго говоря, оператор меняется. Будет новая операционная компания, которая будет создана всеми участниками консорциума, но Eni будет ответственна за доведение опытно-промышленной стадии до стадии завершения, но под контролем новой операционной компании", - сказал Мынбаев на пресс-конференции.

По его словам, будет реализована новая операционная модель, "с участием всех существующих участников консорциума и со значительно возросшей ролью национальной компании".

Каким образом в дальнейшем будут распределены функции различных участников проекта, министр не уточнил, но отметил, что "это предмет дальнейших переговоров без каких-то принципиально спорных моментов". "Это является предметом уточнения до мая", - подчеркнул Мынбаев.

Между тем, как отметил в ходе пресс-конференции глава Минэнерго, сроки начала промышленной добычи на месторождении немного сдвинутся. Мынбаев предполагает, что добыча начнется к концу 2011 года, а не к началу, как намечалось ранее. "Мы полагаем, что бюджет первой фазы проекта будет определен к марту этого года. Там будут даны окончательные сроки начала добычи", - пояснил министр, подчеркнув при этом, что сдвиг произошел оправданно, "поскольку эти полгода мы потратили на дискуссию".

Оптимизм главы МЭМР поддержал и президент страны Нурсултан Назарбаев. 14 января он встретился с представителями компаний-участниц Северо-Каспийского проекта.

В который раз Н. Назарбаев напомнил нефтяникам, что казахстанская сторона "придерживалась верности заключенным контрактам по СРП, однако в связи с переносом сроков получения первой нефти на Кашагане бюджет республики теряет значительные средства".

"Теперь этот баланс справедливости восстановлен", - считает президент страны. "Я думаю, что наша сторона тоже должна быть удовлетворена принятым решением. Ко всем компаниям, которые вы представляете, казахстанское правительство и я лично - относимся с большим уважением. Хорошо, что в результате такого компромисса мы остались друзьями, партнерами и будем вместе работать", - подчеркнул глава государства.

По мнению Н. Назарбаева, за последние несколько месяцев "прошли очень сложные переговоры, которые привлекли внимание всей мировой общественности и средств массовой информации".

"В результате многораундовых тяжелых переговоров казахстанская сторона отстояла свои интересы. Компания "КазМунайГаз" увеличит свою долю в проекте в два раза, что приведет к удвоению прибыли в будущем. Я думаю, что это хорошая новость для нашей страны", - подчеркнул Н. Назарбаев. Таким образом, по словам президента, "КазМунайГаз" становится крупной компанией по меркам мирового нефтяного сообщества и сможет привлекать еще больший объем инвестиций. "Сегодняшняя встреча говорит о том, что все пришли к общему знаменателю. Мы не допустили разрыва контракта, что могло бы быть, если бы мы не договорились. И компании-инвесторы довольны результатами проведенных переговоров, и казахстанская сторона тоже", - подчеркнул президент.

Между тем, оптимизм правительства Казахстана о якобы "выигранном деле" не совсем поддерживают аналитики.

По мнению аналитика инвестиционной компании "Атон" Артема Кончина, "смена оператора не ускорит проект и не приведет ни к чему хорошему. Это еще больше увеличит срок реализации проекта. Это будет шагом назад. Привезти сейчас в проект кого-то нового будет очень сложно".

В то же время, по мнению аналитика, в случае если КМГ, являясь национальной компанией, станет оператором данного проекта, то это "может решить многие проблемы консорциума".

Основными кандидатами на место оператора проекта являются Total, ExxonMobil и КМГ. Топ-менеджмент последнего не раз признавался в том, что опыта реализации морских проектов никогда не имел. В то же время французская Total и американская ExxonMobil имеют куда больше шансов побороться, или договориться о статусе в проекте.

Ранее представители Total заявляли о желании создать альянс для операторства на гигантском Кашагане. Однако никогда не озвучивали возможного партнера.

Между тем, мнение исполнительного директора Total SA подчеркивает лояльное отношение компании к правительству страны. В частности, как заявил главный исполнительный директор Total SA Кристоф де Маржери, участники проекта Кашаган в Казахстане платят высокую цену за отсрочку начала добычи на месторождении. "Когда срок начала работ отодвигается на три года, расходы компаний также возрастают в три раза. Мы не можем ожидать, что правительство Казахстана скажет нам спасибо за это", - заявил К. Марджери.

Глава Total также отметил, что компании-участники проекта, "никогда не должны забывать, что государство является главным акционером в нем. Если мы не ведем себя должным образом, то должны платить за это".

Хотя, по мнению аналитика ИК "Файненшл Бридж" Дмитрия Александрова, расторжение СРП, хоть и выглядело как угроза, действительно было возможным. "Однако и после этого вряд ли стоит ожидать значительных изменений в составе участников нового проекта", - говорит аналитик. "Определенные имиджевые потери Астана в случае разрыва СРП, несомненно, понесла бы, но в данном случае игра стоит свеч, и республике было необходимо идти до конца. У ExxonMobil сейчас и в России не очень простая ситуация по "Сахалину-1", поэтому можно и нужно было дожать американцев", - считает г-н Александров.

Что произошло в итоге и кто кого "дожал" остается большим вопросом. Можно лишь предположить, что это не последний дележ акций, изменений условий и смены статусов.

"Подписание нового меморандума подчеркивает сильные позиции КазМунайГаза, соответственно, и позиций правительства Казахстана в проекте", - говорит аналитик ИК "БАРРЕЛЬ" Сергей Юров.

"Однако, как я уже не раз предполагал, я все же думаю, что только на данном увеличении доли в проекте КМГ не остановится. Следующим шагом нацкомпании станет требование увеличить свою долю как минимум до 25%, далее, быть может, до 51%", - подчеркивает аналитик.

Д. Александров же считает, что по итогам данных переговоров, "становится понятен новый стиль во взаимоотношениях официальных властей Казахстана с иностранными сырьевыми компаниями".

Стиль, выбранный Астаной, является "достаточно жестким", полагает он. "Но надо помнить, что в других регионах, например в Латинской Америке, условия гораздо хуже. Казахстан же пока не предъявляет в качестве обязательного условия продажу всего сырья госкомпании и для самой госкомпании не требует долю в 51% и выше. Поэтому пока позиция Астаны все же является вполне конструктивной", - подчеркивает представитель ИК "Файненшл Бридж".




Кашаган разморозили

17.01.2008. Gazeta.kz

Оксана Мартынюк

Споры Казахстана и западных корпораций о виде и размере компенсации за отсрочку добычи нефти на Кашаганском месторождении завершились.

Шквал уголовных дел, природоохранных, налоговых, противопожарных и иных претензий государственных ведомств к инвесторам, помноженный на угрозу разорвать контракт, подвиг иностранцев на уступки.

Астана блефовала, но нащупала слабую точку. Западные партнеры ясно понимали, что Ак Орда не пойдет на расторжение контракта. Но достаточно подобного заявления, чтобы курс акций компаний -участников проекта на фондовых биржах серьезно пошатнулся. А это ни один миллиард убытков.

Казахстанский вариант "национализации" нефтяных активов продемонстрировал свою эффективность. Получен определенный результат. Не весь пакет требований Официальной Астаны был удовлетворен, но, тем не менее, достигнутый результат является значительным.

Казахская доля

Национальная компания "КазМунайГаз" (КМГ) получила право увеличить свой пакет акций в международном консорциуме Agip KCO, как компенсацию партнеров Казахстану за увеличение срока ожидания нефтедобычи и стоимости проекта.

В минувшие выходные КМГ и иностранные дольщики подписали Меморандум о взаимопонимании, содержащий различные договоренности. В частности, документ "закрепляет согласие всех коммерческих участников консорциума осуществить передачу доли в адрес дочерней организации "КазМунайГаза". В том числе, согласился на это и "Эксон-Мобил".Таким образом, доля КМГ вырастет с 8.33% до 16.81%, за что компания должна будет заплатить шести иностранным акционерам вкупе $1.78 млрд несколькими траншами после начала добычи. Правда, Казахстан не получил блокирующий пакет в проекте в 30%, как требовал ранее. Но платеж будет осуществлен с отсрочкой только после начала добычи нефти, тремя траншами.

Agip KCO осваивает нефтегазоконденсатное месторождение Кашаган и другие менее крупные по запасам залежи на северо-востоке Каспийского моря. Производство углеводородов, по прогнозу консорциума, откладывается еще дальше, чем было в последней заявке Agip KCO (на 2010 г) - на конец 2011 г. А размер необходимых инвестиций возрастает с $57 млрд, но не до $136 млрд, как было в заявке Agip KCO.

Сумма снижена на три десятка миллиарда за счет снятия с проекта мероприятия по Полномасштабной Фазе Освоения Кашаганского месторождения (ПФО). Участники решили сначала разобраться с Опытной-промышленной разработки Кашагана (ОПР).

"КазМунайГаз" также претендовала на статус сооператора в Agip KCO, но не получила его. Тем не менее, распределение влияния на проект изменилось. Хотя нынешний оператор - итальянский Eni - будет нести ответственность за развитие проекта ОПР, руководить участники будут коллегиально. То, есть восстанавливается по предложению компании "Шелл" первоначальная схема управления проекта - через компанию ОКИОК. Такая усложненная схема консорциума в консорциуме будет действовать до 2015 года. До завершения опытно-промышленной разработки Кашагана.

Так что, в долгосрочной перспективе КМГ, скорее всего, вернется к борьбе за власть над проектом. Но будет ли эффективной такая схема управления и без того довольно плохо управляемая, покажет время. Смогут ли также иные западные участники и КМГ постепенно возвратить активы проекта у итальянского Eni, перехваченные им сразу после избрания оператором проекта в 2002 году? Тогда итальянцы поставили их на свой баланс в виде дочерней компании. Это выяснится в недалеком будущем, когда будет завершено операторство Eni над проектом ОПР.

Астане также пришлось отказаться от требования изменения контрактного условия по увеличению профит-ойла с 10 до 40%. Тем самым контракт Северо-Каспийского проекта в виде СРП остался неизменным.

Взамен Казахстан получит штраф - от 2 до 4 млрд. И будет получать те бонусы, которые полагались, если бы добыча нефти началась в 2008 году. В зависимости от хода проекта и мировой цены на нефть, сумма таких платежей может достичь от 5,5 до 10 млрд. долларов (включая около $5 млрд упущенной прибыли).

Ложка дегтя

Тем не менее, достигнутые соглашения не снимают технологических и геологических проблем разработки Кашаганского месторождения. А они очень серьезны. Начиная от отсутствия разработанных технологий для подобного месторождения, являющегося беспрецедентным в истории мировой нефтяной промышленности, и, заканчивая отсутствием экспортного нефтепровода для Кашаганской нефти.

Достаточно будет отрицательного результата при закачка газа в пласт, чтоб весь проект был остановлен - от ключевого момента морской части проекта. Огромное содержание сероводорода в нефти (19% на Кашагане до 30% на Актоты), при отсутствии разрешения на ее сжигание по экологическим мотивам, делает проект нерентабельным.

Как минимум половина расходов случится на решение проблемы серы и газа. Слишком радужными выглядят надежды руководства страны на то, что после подписанного меморандума о взаимопонимании на КМГ "польется дождь льготных ссуд", а Кашаган станет отправной точкой для их получения.

Рейтинговые агентства не спешат выводить КМГ из дефолтного рейтинга. По крайней мере, пока.




Какова экономическая цена председательства в ОБСЕ?!

21.01.2008. zonakz.net

Амиржан Хасенов

Всякая политика пахнет нефтью. Это определение нашло наиболее полное воплощение во внешнеполитической деятельности Астаны именно в прошлом, 2007 году. Казахстан добился права председательствовать в ОБСЕ. Правда, не в 2009-м, как он этого добивался в течение нескольких лет до этого, а в 2010 году. Таким образом, страна достигла своей самой крупной цели в политике, направленной на достижение признания в мире. Но в качестве ответа на это ей, по всей видимости, пришлось пойти на ряд таких шагов, которые, так или иначе, предполагают увеличение возможностей доступа к казахстанской нефти для Запада.

В частности – для слабых еще в экономическом отношении государств Восточной и Юго-Восточной Европы, входивших в прошлом в социалистический лагерь и сделавшихся теперь уже членами Европейского Союза. Все бы ничего, да только такие шаги Казахстану зачастую приходится делать вразрез с интересами России - своего главного стратегического политического и экономического партнера. Так что у нашей страны все чаще и чаще получается превалирование политики, пахнущей нефтью, над традиционной добрососедской политикой, проверенной временем.

Всего лишь один пример. Прошлой весной, когда Кремль вел интенсивные переговоры с руководством Болгарии и Греции по заключению соглашения о строительстве нефтепровода Бургас-Александропулос и по запуску этой сделки, стала параллельно и интенсивно продвигаться идея реализации двух аналогичных проектов. За первым из них, предполагающим налаживание прокачки нефти по маршруту Одесса-Броды-Плоцк, стояли Украина и Польша. А за вторым, связанным с планами строительства и эксплуатации трубопровода Констанца–Триест, - Румыния, Сербия, Хорватия и Словения.

Но что самое главное в данном случае – это то, что поборники всех трех этих проектов связывали свои планы с казахстанской нефтью. Причем – в значительной мере.

И вот что еще обращает на себя здесь внимание. Приходить эта нефть к расположенным на западном побережье Черного моря начальным портам названных трубопроводных проектов может, главным образом, через российский Новороссийск из Казахстана по трубопроводу КТК. То есть проходит она сначала по территории России. Следовательно, у проекта Бургас-Александропулос с российским участием шансы на то, чтобы заручиться поддержкой Казахстана, казалось бы, выглядят куда предпочтительней, чем у двух других маршрутов.

Такое логическое предположение поначалу вроде бы оправдывалось. На энергетический саммит, посвященный вопросам реализации проекта Одесса-Броды-Плоцк и состоявшийся 11 мая 2007 года в польском городе Краков, глава Казахстана не поехал, хотя ранее на встрече руководителей Украины и Польши говорилось о данном казахстанской стороной согласии на участие в этой встрече.

Вместо этого 12 мая президент РК Н.Назарбаев встречался с главами России и Туркменистана и обсуждал совсем другой проект. Имеется в виду Прикаспийский газопровод. Казалось, политика проверенного временем партнерства и традиционного добрососедства неоспоримо берет верх над политикой, движимой только запахом нефти.

Но не тут-то было. Продолжалось обсуждение вопроса председательствования Казахстана в ОБСЕ и параллельно наблюдалось потепление отношения страны к тем двум другим, вроде как отвергнутым ею проектам. И вот что еще обращает на себя внимание.

В тот период на Западе секрета из присутствия при соответствующих переговорах формулы “энергоносители в обмен на право председательствования в ОБСЕ” не делали. Об этом свидетельствует следующая цитата из английского журнала “Economist”: “Председательство в состоящем из 56 государств-членов ОБСЕ меняется каждый год. Сейчас место председателя принадлежит Испании. Следующая – Финляндия. Казахстан отчаянно стремится получить этот пост в 2009 году. “Уступка Казахстану того, чего он хочет, - доказывают такие поддерживающие его страны, как Германия, - поспособствовало бы открытию доступа в самую важную и многообещающую страну Центральной Азии. Это послужило бы интеграции Казахстана в сердцевину европейских структур безопасности и, быть может, принесло бы казахскую поддержку для газопровода напрямую из Центральной Азии в Европу, в обход России”.

Тот есть от Казахстана хотели углеводородов не просто так, а в обход России и в пику ей. Получается примерно так: хочешь с нами дружить и пользоваться нашей багосклоностью – сделай что-нибудь против своего нынешнего ближайшего друга.

Как конкретно проходили переговоры, ясное дело, не известно. Но, в конце концов, за поддержку кандидатуры Казахстана относительно ОБСЕ выступили все члены этой организации, кроме США, Великобритании и Чехии.

Тому, видимо, может быть найдено свое объяснение. Американцы с британцами достаточно далеки от энергетических забот стран Восточной и Юго-Восточной Европы. А Чехия, хотя она тоже бывшая социалистическая страна, всего несколько лет назад вошедшая в ОБСЕ, ни в один из выше названных проектов, предполагающих использование казахстанской нефти, не вовлечена. Так же она не фигурирует в числе участников газопроводного проекта Евросоюза по маршруту Центральная Азия- Турция–Болгария–Румыния–Австрия, за осуществление которого берется консорциум “Nabucco Gas Pipeline GmbH”.

Но, несмотря на возражения этих трех государств, уже за несколько месяцев до рассмотрения вопроса председательства Казахстана в ОБСЕ оставалось мало сомнений в том, что он решится в целом положительно. Что, собственно, и произошло.

Но какова, образно говоря, цена, которую Казахстан должен за это платить? Ясного ответа на такой вопрос нет. Но обращает на себя внимание то, что Астана в последнее время проявила предметный интерес к участию в трубопроводных проектах как Одесса-Броды-Плоцк, так и Констанца–Триест.

Причем в последнем случае наблюдается очевидный прогресс. Особенно – в румынском направлении. В конце августа 2007 года “Ромпетроль”, вторая по важности нефтяная компания Румынии, уступила 75 процентов своих акций “КазМунайГазу”, открыв, таким образом, для казахстанской национальной нефтяной структуры доступ на европейский энергетический рынок. Так, во всяком случае, было объявлено в Европе. В частности же говорилось, что “КазМунайГаз”, благодаря этой сделке, удваивает свои мощности по нефтеочистке и переработке сырья и получает доступ к 630 заправочным станциям, которые принадлежат группе “Ромпетроль” и располагаются в семи европейских странах – от Грузии до Франции. Такие данные указаны в совместном коммюнике двух компаний.

Но, конечно же, национальную компанию из далекой центрально-азиатской страны даже в Румынию, являющуюся одной из наиболее слаборазвитых государств Евросоюза, пустили не за красивые глаза. Указанный 75-процентный пакет был продан “КазМунайГазу” за 2,71 млрд. долларов. Сама же группа “Ромпетроль” в целом при переговорах по этой сделке была оценена в 3,616 млрд. долларов.

Но и это, видимо, не все. Главное, что в рассматриваемом случае от Казахстана, если называть вещи своими именами, хотели, - это принятие страной обязательств по проекту Констанца–Триест.

Пока Астана по этому вопросу не пошла на уступки, сделка “Ромпетроля” и “КазМунайГаза” находилась на рассмотрении на предмет утверждения Европейской Комиссией по энергетике. Тянула с конкретным шагом казахстанская сторона. Тянула с утверждением вышеназванной сделки Европейская Комиссия.

И вот в конце ноября Астана на самом высоком уровне заявила о заинтересованности Казахстана в участии в проекте панъевропейского нефтепровода Констанца–Триест. Этот нефтепровод протяженностью 1319 км планируется протянуть от румынского черноморского порта Констанца через Сербию, Хорватию, Словению к итальянскому порту Триест. То есть по пути казахстанской нефти в высокоразвитую Западную Европу доступ к ней должны получить почти все прежние балканские социалистические республики. Предполагается ввести этот трубопровод в эксплуатацию довольно скоро - в 2011–2013 годах.

Почти сразу же после заявления Астаны по этому проекту Европейская Комиссия быстренько утвердила сделку о покупке “КазМунайГазом” 75-процентного пакета акций “Ромпетроля”. Следовательно, вопрос с обязательствами Казахстана по поставкам нефти в Румынию можно назвать уже решенным.

Так же попутно наша страна изъявила готовность участвовать в работе нефтепровода Одесса–Броды. Какое от нее требуется участие в данном случае – и козе, что называется, понятно. Но Казахстан идет даже дальше требуемого минимума. Он выступает уже за то, чтобы этот нефтепровод был продолжен до Гданьска, то есть до побережья Балтики. Также Казахстан выказывает желание взять на себя финансирование 52-километрового участка трубопровода Одесса–Пивдены, а также построить на станции Пивдены нефтяной терминал.

В общем, политика, менее всего соответствующая коренным экономическим и стратегическим интересам Казахстана и движимая только запахом нефти, набрала разгон. Где будет остановка – неизвестно.




Рахата Алиева заочно осудили на двадцать лет

16.01.2008. Немецкая волна

Анатолий Вайскопф

45-летний бывший посол Казахстана в Австрии Рахат Алиев, согласно приговору, который огласил судья Нурдилла Сеитов, заочно приговорён к 20-ти годам лишения свободы в колонии строго режима с конфискацией имущества.

В Алмалинском районном суде города Алма-Аты поздним вечером завершилось оглашение приговора по делу бывшего зятя президента Назарбаева Рахата Алиева. Согласно приговору, который огласил ставший известны за последние два месяца судья Нурдилла Сеитов, Рахат Алиев заочно приговорён к 20-ти годам лишения свободы в колонии строго режима с конфискацией имущества.

Никаких сюрпризов

В принципе ничего неожиданного не произошло. Приговор, который огласил судья Алмалинского районного суда города Алма-Аты, один к одному повторяет заключительное обвинение, ранее выдвинутое прокурорами в адрес ещё год назад всемогущего экс-зятя Нурсултана Назарбаева. Решением суда Рахат Алиев признан виновным в похищении и насильственном удержании людей, хищении чужого имущества в особо крупных размерах, подделке государственных документов и даже в создании организованной преступной группы. По этой причине Нурдилла Сеитов заочно приговорил Рахата Алиева к 20 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строго режима и конфискации имущества.

Большие сроки заключения для людей из окружения Алиева

Не менее суровые наказания ждут и тех, кто в течение многих лет находился в его ближайшем окружении. Так, бывший председатель Комитета национальной безопасности Казахстана Альнур Мусаев, которого многие эксперты считают главным стратегом бывшего зятя Назарбаева, заочно приговорён к 15 годам пребывания в колонии строго режима. 18 лет лишения свободы ждут «правую руку» Алиева – Вадима Кошляка. Он, как и Альнур Мусаев, в настоящий момент по-прежнему находится вместе с Рахатом Алиевым в Австрийской Республике. Более того, по 10 лет колонии строгого режима получили ещё двое приближённых Рахата Алиева. Речь идёт о помощнике экс-посла Казахстана в Австрии Тулегене Имашеве и телохранителе Викторе Сапожникове. Однако, возможно, им удастся избежать знакомства с прелестями исправительных учреждений Казахстана, поскольку Венский суд отказал Астане в их экстрадиции.

Согласованный приговор

Как уверены комментаторы форумов в казахстанском сегменте Интернета, приговор Алмалинского районного суда является чисто номинальным. Всё уже давно было расписано в Администрации Президента страны. И если там принято решение заочно осудить Рахата Алиева на 20, а Альнура Мусаева на 15 лет лишения свободы, то так тому и быть.

Тем не менее, процедура оглашения приговора была соблюдена полностью. Начиная с 15 часов дня и до 21 вечера, судья Алмалинского районного суда города Алма-Аты рассмотрел все 67 томов по делу Рахата Алиева и вынес свой окончательный вердикт всем 24-м приближённым бывшего зятя Назарбаева.

Внимание к делу ослабло

Следует отметить, что особого ажиотажа решение Нурдиллы Сеитова в обществе не вызвало. Достаточно сказать, что подавляющее большинство средств массовой информации Казахстана решило оставить эту «горячую» новость на следующий день. Впрочем, чему удивляться, ведь уже к началу декабря у людей, внимательно следящих за судебным процессом, стали возникать весьма резонные вопросы. Например, каким образом у скромных клерков далеко не самого крупного в стране банка, которых «потрошил» Рахат Алиев, на руках оказались сотни тысяч долларов и евро? Соответственно, не получив ответа на такие достаточно простые вопросы, интерес большинства казахстанцев к судебным заседаниям по делу экс-зятя Назарбаева заметно упал. Хотя, может именно этого и желали те, кто уже заранее признал Рахата Алиева виновным.

Напомним, что вскоре ожидается вынесение приговора по другим обвинениям, вынесенным в адрес бывшего посла Казахстана в Австрии.




Неожиданная рокировочка

25.01.2008. Республика (Казахстан)

Мухамеджан Адилов

Адильбека Джаксыбекова отправили «поднимать» партию «Нур Отан», а Кайрата Келимбетова – руководить Администрацией президента

Похоже, что последние события на мировом финансовом рынке убедили президента – полномасштабного кризиса не избежать, и он начал перестраивать свою команду сообразно новым условиям и задачам момента. Если проанализировать последние перемещения чиновников, то можно увидеть много интересного.

На сегодняшний день глава государства располагает четырьмя основными штабами, каждый из которых отвечает за свой блок: администрация главы государства контролирует государственный аппарат, правительство управляет экономикой, Нацбанк в координации с АФН отвечает за финансовый сектор, а на политсовет НДП «Нур Отан» президент пытается переложить регулирование внутриполитической жизни страны.

В связи с этим совершенно логичным выглядит перемещение Адильбека Джаксыбекова в первые заместители председателя правящей партии. Кому как не ему, отвечавшему за все внутриполитические процессы 2005-2007 годов, включая выборы президента и парламента, можно поручить превратить «Нур Отан» из груза на плечах Назарбаева в опору президента? Не зря же глава государства на днях лично провел расширенное заседание политсовета партии и поставил перед своими подчиненными по «Нур Отану» столько новых громадных стратегических задач.

Руководителем же Администрации президента, который должен координировать работу госаппарата и обеспечивать ее слаженность, глава государства назначил экономиста Кайрата Келимбетова. Хотя бывший министр экономики и бюджетного планирования, а в последнее время председатель фонда «Казына», выглядит не столь мощным менеджером, как некоторые другие, на новой должности ему предстоит быть скорее главным консультантом, советником и помощником Нурсултана Абишевича при принятии социально-экономических решений, нежели самостоятельным управленцем.

Переход Армана Дунаева из Агентства финансового надзора в фонд «Казына» может расцениваться двояко – или как заполнение вакансии, образовавшейся после повышения Кайрата Келимбетова, или, наоборот, перемещение с целью укрепления руководства АФН. Похоже, что верно последнее: Елена Бахмутова давно выглядела энергичнее и сильнее характером, нежели ее непосредственный шеф, что в условиях быстроразвивающегося финансового кризиса и необходимости принимать неприятные решения приобретает немалую ценность. По этой же причине можно прогнозировать и уход председателя Нацбанка Анвара Сайденова. Скорее всего, задержка только за тем, что кресло для него еще занято.

Таким образом, единственный штаб, не получивший нового руководителя, это правительство. И, судя по назначению Кайрата Келимбетова руководителем администрации, премьер-министром, скорее всего, станет его заклятый оппонент – бывший глава Инвестиционного фонда. Известна любимая практика президента – заставлять непримиримых врагов работать вместе или в параллельных структурах, чтобы, во-первых, старались, во-вторых, приглядывали друг за другом, в-третьих, конкурировали между собой за поддержку главы государства.

Ну и, кроме того, нельзя не признать, что бывший председатель правления Инвестиционного фонда Казахстана Зейнулла Какимжанов зарекомендовал себя как грамотный управленец, сильный экономист и – что немаловажно – кризис-менеджер. Все остальные претенденты на эту должность просто не соответствуют сложности текущего момента по силе характера и умению самостоятельно работать в сложных условиях, а если и соответствуют, то не пользуются доверием Нурсултана Абишевича.

Среди прочих назначений, озвученных в среду, можно отметить еще перевод в Астану акима Акмолинской области Мажита Есенбаева, одного из многоопытных, осторожных и грамотных менеджеров, хорошо себя проявивших в бурные 90-е годы прошлого столетия. Так что не исключено, что кресло председателя Агентства по защите конкуренции окажется для него транзитным.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ