Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №184(01.02.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Путь к катастрофе. Имеет ли руководство Киргизии план?

15.01.2008. Белый пароход (Киргизия)

Сергей Кожемякин

До недавнего времени можно было услышать: руководство страны не имеет четкой программы развития страны. Начинает действовать, лишь когда петух куда следует клюнет. Да и то – без намеченного плана, как придется. Абы как, в общем. Так оно, наверное, и было. Но вот 10 января президент выступил в парламенте с посланием. Говорил долго, больше часа. Затронул буквально все проблемы страны, рассказал, как их решать, дал ясные ориентиры – куда и зачем двигаться Кыргызстану. Короче, озадачил депутатов и министров самой настоящей программой. Только вот программа эта такова, что дурно становится. У власти появился план. Но реализация этого плана, не побоюсь преувеличить, способна привести общество к одному итогу – к нищете и хаосу, к коллапсу государства.

КАК ХОЗЯИНА ВСТРЕЧАЛИ

Раньше можно было выдвинуть оправдание: мол, не ведают, что творят, простим им, неразумным, ошибки и прегрешения. Теперь же спрос с власти должен быть суров. Это уже не глупые дети, которые могут совершить проступок по незнанию. Это зрелые правонарушители. Они осознают все свои действия, но, тем не менее, выбрали такой путь. Путь деградации и скатывания страны в пропасть. Но сначала о внешнем антураже, в котором состоялось это судьбоносное событие. Контраст по сравнению с выступлениями Бакиева перед прежним составом Жогорку Кенеша просто разительный. Его можно выразить короткой фразой: народные избранники встречали не соперника, а Хозяина. Да, именно Хозяина, который посадил их в депутатские кресла и манипулирует, как кукловод марионетками. Парламентарии не задерживались и, как штык, явились к сроку. Причем практически в полном составе – 87 из 90. Еще бы! Как можно обидеть Главного и пропустить столь эпохальное выступление! Кстати, равно как и министры нового правительства. У них сегодня ответственный день – вроде как посвящение в должность. А выражается это посвящение в принесении клятвы "народу и президенту". Члены правительства толпятся, волнуются, суетятся. Как студенты перед экзаменом.

Собрались, быстренько разобрались с мелкотой вроде поздравления Николая Байло с 60-летним юбилеем и клятвы Розы Отунбаевой добросовестно исполнять депутатские обязанности. Все, ахтунг! Едет президент! Спикер Мадумаров спешит его встречать, в зале воцаряется могильная тишина. Не шелохнется парламентарий, внутренне готовится к священной проповеди. Дождались! Курманбек Салиевич входит в зал заседаний. Все дружно встают. Мадумаров берет слово. В повестке дня – три вопроса. Во-первых, оказание помощи пострадавшим от землетрясения на Юге. Во-вторых, клятва премьер-министра и остальных членов правительства. И, наконец, послание президента. Но что там какое-то стихийное бедствие, какие-то пострадавшие по сравнению с куда более важными вопросами! Волевым решением депутаты передвигают первый вопрос в самый конец. Хорошо, хоть министров не передвинули – дали-таки принести клятву. Ничего особо интересного тут не было. Заверения работать во благо страны министры, в большинстве своем читали, не отрываясь от бумажки. Исключение составили лишь министр обороны Исаков и транспортник Сулайманов. А вот главный промышленник и энергетик, и по совместительству большой друг нашей редакции Сапарбек Балкибеков немножко оконфузился, лишь с четвертого захода осилив слово "мыйзамдарды". Отчитавшись, депутаты шли на поклон к президенту – как я понял, подносили клятву в письменном виде. Некоторые прямо-таки вбегали по ступенькам. Разве что сановную туфлю не лобызали. Кстати, приглашал очередного министра к трибуне спикер. Со словами: "Для дачи клятвы слово предоставляется…". И так далее. Не знаю, как у других, а у меня эта фраза вызвала такие ассоциации: "Для дачи показаний слово предоставляется…". Впрочем, кто знает, может, этим все и закончится…

ОБЫКНОВЕННАЯ НЕПОРЯДОЧНОСТЬ

На часах 10.13. Клятвы подошли к концу. На трибуну выходит Курманбек Бакиев. И сразу огорошивает сенсационным признанием. Оказывается, жить в Кыргызстане становится лучше день ото дня! "Мы имеем хороший задел по всем направлениям в экономическом и социальном развитии, - заявил он. – Позитивным результатом реформ за последний год стал рост экономики. У нас хорошие макроэкономические показатели, свидетельство чему – рост ВВП на 8 процентов. Быстро развивается горная промышленность и энергетика, растут инвестиции в сельское хозяйство". А еще повышаются зарплаты и пенсии, "из года в год" увеличивается количество построенных школ, растет поддержка объектов культуры. Конечно, может, с седьмого этажа "Белого дома" и лучше видно, вот только если отбросить политес (да и корректность здесь соблюсти сложно), то все вышесказанное достойно одного определения: наглое вранье. В разы поднялись цены, рост зарплат и пенсий не поспевает за инфляцией, а нам из уст главы государства заявляется о полной и безусловной благодати. Где он – рост экономики? Открытие швейной мастерской на десять человек – это не рост, тем более, если на ладан дышат десятки еще выживших производств, если национальные богатства продолжают разбазариваться сомнительными личностями и компаниями. От таких "реформ" народу только хуже. Рост есть – но рост благосостояния и без того небедных толстосумов. Ведь это яснее ясного: в стране, где толком ничего не производится, обогащение меньшинства возможно только за счет обеднения большей части населения. Путем перераспределения богатств страны. Причем не в пользу обычных, честных граждан. А как достигнут "рост ВВП" и наполнение госбюджета (даже если верить официальным заявлениям, к слову, вызывающим много сомнений)? Опять-таки за счет наших с вами страданий – роста цен. Выросли цены – увеличился объем движения денег в стране (что и показывает уровень ВВП), выросли цены – немного увеличились налоговые поступления в казну. Какая от этого большинству польза? Никакой, а цифры есть. Руководство меж тем на них – этих мертвых цифрах и основывается. До живых людей и их положения ему дела нет.

Сознание представителей власти расщеплено и искривлено. Народ живет хуже и хуже – нам твердится о росте экономики. Более того! В своем послании вслед за жизнеутверждающими реляциями Бакиев отметил "проблемы, которыми вам (то есть депутатам и министрам) придется заняться". Одного перечисления этих проблем достаточно, чтобы понять: о каких бы то ни было достижениях говорить рано и просто глупо. Среди них – "рост цен и высокий уровень инфляции", "повышение в наступившем году цен на энергоресурсы, крайняя чувствительность нашей экономики к колебаниям на мировом рынке", "устойчивая деградация инфраструктуры, 80-процентный износ ЖКХ, энергетических линий и объектов, дорог", "кадровый голод, отсутствие четкого механизма воспроизводства квалифицированных кадров", "отсутствие реальных позитивных подвижек в социальной сфере" (а вспомните, что говорилось чуть выше!), "дисбаланс в развитии регионов" и многое другое. Создается впечатление, что текст послания для Курманбека Салиевича писали два совершенно разных человека. Причем писали абсолютно отдельно друг от друга, не читая то, что накропал товарищ. Здесь же явное противоречие! Да, все эти проблемы есть, и с каждым годом они все более усугубляются, власть их решить не может и даже серьезно не пытается это сделать. Президент это признает – и одновременно утверждает о прорывах по всем фронтам.

Осознавать стоящие перед страной проблемы, конечно, важно. Но одно дело – осознание проблем, и совсем другое – предлагаемые для их решения методы. Методов этих Бакиев озвучил немало. Здесь и начинается самое интересное. Это – костяк президентского послания и источник тревоги, озвученной мною в начале статьи. Как видит глава государства дальнейшее развитие Кыргызстана, по каким путям оно должно идти? Остановимся на самом важном. "Сегодня надо решительно пойти на ускорение процесса завершения приватизации и разгосударствления оставшихся объектов государственной собственности, - выдал Бакиев. – Для этого необходимо признать итоги предыдущих этапов приватизации завершенными и начать новый этап… Нужен эффективный собственник. Я как человек, который многие годы работал управленцем, могу вам сказать: в хозяйствующих субъектах самый неэффективный собственник, самый неэффективный управленец – это государство. А где управляет частник, где акционерное общество – там совсем другие результаты". В целом это элементарная непорядочность. Ведь не полные же идиоты граждане, чтобы не видеть своими глазами, какой "неэффективной" была советская экономика (с государственной собственностью на средства производства), когда тот же Кыргызстан в изумительно короткий срок прошел путь от глубин патриархальщины до современного развитого общества, и сколь "эффективными" были годы независимости, когда, по сути, был проделан обратный путь – к развалу и нищете. При этом сам президент признал, что в большинстве случаев приватизация приводила не к улучшению производства, а к распродаже оборудования и полной остановке предприятий. Одновременно призывая к "признанию этих итогов" и продолжению приватизации. Логика отсутствует напрочь…

КУДА НАС ВЕДУТ?

Кстати, стоит отметить, что нам предлагается не просто присутствие частной собственности в экономики, а ПОЛНОЕ разгосударствление последней. Это либо элементарная глупость, либо злой умысел, имеющий целью нагреться на приватизации. Даже в благополучных странах Запада государственная собственность никогда полностью не отрицалась, а доля государственных расходов в валовом национальном продукте занимает от 32 процентов (в США) до 60 (во Франции и Швеции). Общества же, находящиеся в состоянии кризиса (как Кыргызстан), просто не в состоянии решить многочисленные проблемы на рыночных рельсах. Это нонсенс. Частник никогда не добьется решения озвученных в послании общенациональных проблем. Это способно сделать только государство, страна с высокой долей госсобственности (одними налогами не обойтись). Или Бакиев ничего не слышал, как справлялись с кризисами США при Рузвельте, Франция при де Голле, послевоенная Япония, Советский Союз, современный Китай? Путем усиления роли государства! Я не говорю уже о том, что менталитет нашего общества отрицает тотальный рынок.

Противоречие в послании следует за противоречием. Президент говорит, что необходимо срочно модернизировать дороги и коммуникации, энергетические и ирригационные объекты, повысить государственные (!) инвестиции в аграрный сектор, ветеринарию, своими силами достроить Камбарату-2 и так далее. Но ведь это чисто государственные проекты, рынок здесь бессилен! Или призыв к развитию регионов. Предприниматель делает лишь то, что приносит ему прибыль. Провести электричество или газ в отдаленное нарынское село экономически неэффективно, поэтому этим должно заниматься государство. Где правительство найдет деньги (и немалые!) на решение всех этих задач, если полностью уйдет из экономики? Из налоговых поступлений? Но и налоги Бакиев призывает уменьшать, "чтобы бизнесу дышалось хорошо". Господа белодомовцы, вы уж разберитесь с приоритетами, вас любой подросток осмеет!

Видно было, что во время выступления каша в голове оратора царила полная. Вроде где-то там, в глубине, сидит здравый смысл, но он полностью перечеркивается идеями, от которых даже у самых махровых либералов волосы встанут дыбом. "Обеспечение надежных прав собственности", "пересмотр Трудового кодекса с целью защиты работодателей" - все эти цели направлены на защиту прав и обогащение небольшой кучки богачей в ущерб всему остальному населению. В целом послание и отражало именно их интересы – интересы крупных собственников. А что же простые смертные? Для них озвученные президентом цели равноценны смертному приговору. Судите сами: Бакиев предлагает снизить ставки социальных отчислений в бюджет и вернуться к прежнему пенсионному возрасту. "Нормально было – 63 и 58 лет. А что такое 60 лет? – вопрошал он. – Самый возраст для работы! А мы хотим всех поскорее отправить на пенсию". И в качестве примера привел свои впечатления от поездки в США, где кыргызстанских гостей возила на бусике 75-летняя безногая женщина. "Как это прекрасно!" - восхищается президент. Ну не издевательство ли? Какова продолжительность жизни в США и у нас? Каков уровень потребления там и в Кыргызстане? Сравнивать и призывать сделать это только потому, что "так заведено у них", абсолютно неразумно. Да и смею сделать предположение, что так приглянувшаяся Бакиеву старушка и рада бы уйти на пенсию, но вынуждена продолжать работать. С пенсиями в Штатах тяжело. Так царит принцип: "Корми себя сам". Видимо, и у нас власть мечтает сбросить с себя бремя пенсионеров. Выживайте сами!

Однако пострадают не только пенсионеры. Бакиев настаивает на "решительных реформах" в социальной сфере, поскольку "сложившаяся практика не соответствует потребностям рынка и несет значительную финансовую нагрузку на бюджет". Надо же, а я думал, что главное в социальной сфере – соответствовать потребностям людей. Оказывается, и здесь должен править рынок. Исходя из этого посыла, президент призвал минимизировать роль государства в социальных услугах. То есть сделать их полностью платными. В том числе высшее образование и медицинское обслуживание. "В практическом здравоохранении следует начать внедрение рыночных принципов оказания медицинских услуг", - сказал Бакиев и… привел противоположный пример: в больницу привозят умирающего, а врачи требуют с него деньги. Мол, разве так можно?! Но ведь ты только что призывал узаконить именно эту практику! Что за бред!

Вот такой нам предлагается план. Его осуществление не принесет Кыргызстану и его жителям ничего хорошего. Лишь углубит социальное неравенство, ввергнет большую часть населения в еще большую бедность, приведет страну к национальной катастрофе. Не больше не меньше.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ