Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №185(15.02.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


А за роскошь пусть платят налог!

08.02.2008. Республика (Казахстан)

Мухамеджан Адилов

Президент предложил разобраться с инвесторами и заставить богатых чиновников поделиться с бедным населением

В этом году президент выступил с посланием как никогда рано. Видимо, дела в стране обстоят совсем не так уж благостно, как нам пытается рассказать правительство, и глава государства решил, что дальше тянуть с обещаниями к народу нельзя. Так или иначе, в среду на совместном заседании палат парламента он озвучил свое видение ситуации и обрисовал первоочередные задачи, стоящие перед государственным аппаратом.

Позволим себе заметить, что, хотя на трибуне находился тот же человек, что и почти год назад, это уже не был Назарбаев – победитель и творец экономического чуда. Да и сам текст послания свидетельствует о резком падении уровня президентских спичрайтеров. Или, может, им просто все труднее сочинять «конфетку» на фоне нарастающих социальных, экономических и политических проблем в стране.

Двое мыслили, один прочитал

Нынешнее послание традиционно состоит из четырех частей: экономической, политической, социальной и внешнеполитической. Но они неравноценны.

Экономическая начинается с постановки задачи «активизировать внутренние инвестиционные ресурсы» и описывает, как Нурсултан Абишевич себе это представляет: через усиление роли государственных холдингов, институтов развития и социально-предпринимательских корпораций. Вопрос только в том, насколько подобные квазигосударственные структуры смогут подменить частных инвесторов не столько по объемам вкладываемых средств, сколько по качеству управления инвестициями и активами? Ведь до настоящего времени эффективность гигантских бюджетных вложений в различные проекты не подтверждена экономически, прозрачность финансовых потоков крайне низка, а поэтому должно пройти несколько лет, прежде чем можно будет делать обоснованные выводы об эффективности государства как инвестора.

Но больше всего поражают внутренние противоречия в этой части выступления Назарбаева. С одной стороны, глава государства фиксирует проблему – ухудшение мировой конъюнктуры и ее следствие – отток финансовых ресурсов с внутреннего рынка Казахстана. С другой – ставит перед государственными органами задачу увеличения казахстанской доли в крупных добывающих проектах, другими словами – вытеснения иностранных инвесторов.

Возможно, это действительно необходимо для «обеспечения выхода на международный рынок с готовой продукцией с высокой долей добавочной стоимости», но выглядит странно, поскольку противоречит насущной задаче увеличения притока прямых и портфельных инвестиций в страну в условиях, когда банковский сектор вынужден сократить внешние заимствования, а кредит сильно подорожал.

Однако это только «цветочки». «Ягодки» же заключаются в том, что сначала президент фактически потребовал от правительства крупных государственных расходов на выкуп долей в стратегически важных проектах, развития электроэнергетики, железнодорожной и автомобильной инфраструктур, причем даже перечислил конкретные проекты, на которые нужно тратить и бюджетные деньги.

Затем поручил дальше поддерживать сельское хозяйство и реализовывать программу «30 корпоративных лидеров», где также задействованы госинвестиции. А завершил все это поручением правительству «временно, до преодоления проблем в финансовом секторе, сократить государственные расходы по всем направлениям и программам, кроме социальных».

Объяснить подобное двоемыслие можно только тем, что разделы по экономике и финансам писали разные люди, а те, кто обобщал их, сделали это формально. Нурсултан Назарбаев же прочитал подсунутый ему текст, не слишком вникая в содержание.

Что стоит за оговорками и неточностями?

Впрочем, в экономической части послания оговорок и неточностей в формулировках хватает. Например, говоря о программе «30 корпоративных лидеров», Нурсултан Абишевич сказал, что «ее реализация способствует практическому развитию несырьевого сектора экономики». А потом перечислил конкретные проекты: третий Жанажолский газоперерабатывающий завод, горно-обогатительные комбинаты и медеплавильный завод в Актюбинской области, алюминиевый завод и завод по производству хлора и каустической соды в Павлодарской области, сортопрокатное производство и производство металлургического кремния в Карагандинской области, первый интегрированный газохимический комплекс в городе Атырау, газоперерабатывающий завод на базе месторождения Карачаганак, новый алюминиевый завод в Костанайской области.

Если бы глава государства назвал их проектами с более высокими уровнями переделов, с этим можно было бы согласиться, но относить их к несырьевым – извините.

Много вопросов вызывает указание президента холдингу «Самрук» и региональным СПК «принять конкретные меры по эффективному развитию и повышению конкурентоспособности горно-металлургической отрасли». Поскольку для этого им поручено «разобраться и начать конкретно управлять государственными пакетами акций существующих горно-металлургических компаний, а также взять на себя права недропользования разведанными месторождениями черных и цветных металлов, включая редкоземельные». То есть фактически Нурсултан Назарбаев дал отмашку разобраться с группой Машкевич – Ибрагимов – Шодиев, поскольку из ведущих корпораций только в ЕПА сохранился государственный пакет акций.

Что же касается прав недропользования, то они нужны, если есть инвестиции и инвесторы, готовые взяться за проект. А просто передача институтам развития прав на недра будет означать очередной этап перераспределения экономического влияния без ощутимого для страны положительного результата.

Говоря об агропромышленном комплексе, президент поставил перед правительством пять задач: обеспечить продовольственную безопасность страны, сосредоточить усилия на тех секторах сельского хозяйства, которые работают на экспорт, развивать животноводство, «принять дальнейшие меры для системной поддержки сельского хозяйства на всех уровнях» и обратить особое внимание на переработку сырья. Нельзя отрицать важность этих поручений. Но нельзя не обратить внимания и на их формальный и слишком общий, для нынешней тревожной ситуации на рынке продовольственных товаров, характер.

Сказал то, что сказал…

После сельского хозяйства Нурсултан Абишевич перешел к макроэкономической политике и ее приоритетам, хотя по логике этот раздел должен быть первым в экономической части послания. Похоже, спичрайтеры макроэкономическими считают только вопросы финансового и банковского секторов, денежного обращения инфляции, а президент пошел у них на поводу. В этой части послания можно выделить скорое усиление роли Агентства финансового надзора, которому вместе с Нацбанком и Министерством финансов президент поручил повысить конкурентоспособность и устойчивость финансовой системы страны, «особенно банковского сектора».

Судя по всему, коммерческим банкам предстоит пережить то же самое, что творится сейчас с иностранными инвесторами, – тех не мытьем, так катаньем вынуждают продавать пакеты акций или сами предприятия государству или его агентам. Об этом свидетельствуют следующие слова президента: «Государственная поддержка не может быть односторонней, и банки должны взять на себя свою часть рисков. Если акционеры банков не желают или не способны привлекать дополнительные ресурсы для своего развития, то государство должно быть готово предпринять необходимые меры».

Если против первого предложения вряд ли кто, включая самих банкиров, будет возражать, то второе вызывает много вопросов. Значат ли слова Назарбаева, что речь идет уже не о том, что банки должны выстоять под финансовыми ураганами, приходящими к нам с мирового рынка, а обязаны наращивать заимствования любым способом, чтобы восстановить прежний уровень кредитования экономики? И что последует, если это указание не будет выполнено? Государство начнет регулятивно вмешиваться, вплоть до установления внешнего контроля над БВУ?

Далее президент долго говорил о необходимости продолжения структурных реформ финансовой системы, разработки и принятия нового Налогового кодекса, снижения налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса, усиления борьбы с инфляцией и т.д. В принципе все правильно, за исключением одного – произносится все это уже не в первый раз и без результата.

Но и здесь глава государства допускал досадные ляпы. Например, говоря о необходимости сократить все бюджетные расходы, кроме социальных, он обосновал это указание правительству так: «Все, что может подождать, должно быть приостановлено. Это касается и всех регионов. Такая экономия будет способствовать снижению давления на инфляцию, а также увеличит резервы страны на случай возможного снижения цен на энергоносители и сырьевые ресурсы». Понятно, что он хотел сказать «снижению темпов инфляции», но сказал то, что сказал.

А завтра лучше, чем вчера?

Политический раздел послания нет смысла ни пересказывать, ни комментировать. Все это – «старые песни о главном». Стоит только упомянуть, что глава государства поручил своей администрации «провести административную реформу в правоохранительных органах, а также во всех организациях, подотчетных президенту страны», а народно-демократической партии «Нур Отан» принять активное участие в разработке и реализации новой кадровой политики и подборе кадров для системы государственного управления. Здесь же Нурсултан Абишевич выразил мнение о необходимости разработки нового Бюджетного кодекса.

Наиболее выразительной и заметной стала социальная часть послания. В ней Назарбаев выскочил за рамки 2008 года и дотянулся до 2012 года, когда предстоят очередные выборы Мажилиса парламента и главы государства. Похоже, что в текущем году президенту нечего обещать народу, и поэтому он попытался заменить обещания рассказами, как будет хорошо через несколько лет. Если бы инфляция в Казахстане измерялась 2-3% в год, то озвученные Назарбаевым цифры впечатлили бы. Так, к 2012 году средний размер пенсий и зарплаты бюджетников должен вырасти в 2,5 раза, в том числе в 2009 и 2010 годах на – 25%, в 2011 году – аж на 30%.

Далее последовал рассказ о жилищной программе, строительстве школ и медучреждений. В общем, ничего нового, кроме обещания предварительных жилищных займов госслужащим и работникам бюджетной сферы под 4% годовых. А завершил президент свое традиционное послание народу Казахстана спичем о внешнеполитических успехах страны, включая взятие кресла председателя ОБСЕ в 2010 году.

…Таким образом, ситуация в Казахстане по сравнению с предыдущими годами изменилась сильно, и не в лучшую сторону, но это слабо отразилось в послании президента. Нурсултан Назарбаев еще раз продемонстрировал, что у него нет новой политики применительно к новым условиям, а все, что он говорит, – это перепевы, повторения и вариации старого. Да и мало поставить перед страной и правительством новые цели и задачи, главная проблема управления – это проблема адекватных средств, инструментов. А вот про них не сказано ни слова. И в этих условиях гражданам остается надеяться только на себя. Что, кстати, и продемонстрировали совсем недавно трудовые коллективы двух крупнейших сырьевых гигантов – «Миттал Стил Корпорейшн» и «Казахмыса».

Комментарий в тему

После выступления президента мы поинтересовались у министра финансов Болата Жамишева, что означают, по его мнению, «адекватные меры» со стороны правительства, о которых говорилось в послании.

– Мы обязаны адекватно реагировать, – ответил нам глава Минфина. – Не только правительство, я имею в виду вообще всех субъектов экономической деятельности. По той причине, что выбора нет. Адекватное реагирование – это создание запасов, что и было сделано, с тем чтобы в нужное время провести какие-то продовольственные интервенции, то есть снизить риски увеличения цены просто из-за ажиотажного спроса. Настроение населения тоже формирует инфляцию. Адекватное реагирование – это в том числе и покрытие тех расходов, которые должно будет нести население, прежде всего социально уязвимое ввиду возросших цен. То поручение, которое дано президентом по увеличению социальных выплат, это тоже мера реагирования.

Вопрос, который логично последовал, «где же были адекватные меры, когда наша экономика фактически сдалась без боя американскому кризису», министра возмутил, но тем не менее он объяснил, что меры были приняты. Правда, они, оказывается, не должны были уберечь нас от проблем.

– Если вы имели в виду, что адекватное реагирование – это вообще исключение каких-либо последствий влияния извне на экономику, я бы вам порекомендовал снять розовые очки, – «открыл нам глаза»

г-н Жамишев. – В жизни, к сожалению, так не бывает.

Как бывает в жизни, мы все убедились, что называется, на собственной шкуре. А в этом году экономисты прогнозируют новые финансовые колебания на международных финансовых рынках. В марте американские банки подобьют балансы и, возможно, прикроют еще несколько кредитных линий. Плюс новый скачок цен на нефтепродукты. И нам снова потребуются «адекватные меры».


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ