Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №185(15.02.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Туркменистан бьет Россию ее же оружием. Бердымухаммедов выступает в роли джокера

06.02.2008. Eurasianet

Стефан Бланк, профессор Военного колледжа армии США

Появляясь на публике, руководитель Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов обычно напускает на себя крайне серьезный вид, приличествующий человеку, возглавляющему одно из самых репрессивных государств в мире. А вот в Большой энергетической игре, развернувшейся в Каспийском бассейне, Бердымухаммедов выступает в роли джокера – этакой неожиданной карты, которая в любой момент может изменить всю расстановку сил. Российскому руководству, в руках которого оказалось больше всего козырей в этом каспийском соревновании, подобная способность Бердымухаммедова сталкивать противников лбами стала внушать уже не просто беспокойство, а довольно серьезную озабоченность.

Туркменистан является для России одним из важнейших поставщиков газа. И хотя туркменский лидер неоднократно выражал Москве свою лояльность и обещал использовать Россию в качестве своего главного канала энергоэкспортных поставок, Кремль совсем не убежден в искренности его слов. И действительно, в последнее время Бердымухаммедов приложил немало усилий для того, чтобы состоялся трубопровод в Китай. В последние недели в Ашгабате побывала целая череда американских и европейских официальных лиц, так что, возможно, он все-таки примет на себя официальные обязательства и в отношении транскаспийского трубопровода. [Для получения дополнительной информации см. архив рубрики "Взгляд на Евразию"].

Как минимум, независимость Бердымухаммедова свидетельствует о слабости Москвы, являясь показателем того, что Владимир Путин утрачивает свои рычаги воздействия. Не может больше этот незаметный с виду руководитель заставить дрогнуть такого лидера центральноазиатской страны, как Бердымухаммедов, бросив на него один из своих знаменитых взглядов. В нынешнем 2008 году человека 2007 года могут поджидать неприятные сюрпризы.

Возможно, сейчас настал тот самый переломный момент, когда Россия начинает нуждаться в Туркменистане больше, чем Ашгабат в России. Если это на самом деле так, то российский карточный домик в этой энергетической игре вполне может рассыпаться.

В очень большой мере все будет зависеть от того, какими запасами природного газа на самом деле располагает Туркменистан. Ни один человек в мире – за исключением Бердымухаммедова и, возможно, узкого круга лиц в самом Ашгабате – доподлинно этого не знает. Туркменистан никогда не обнародовал результаты экспертных оценок, находящимся же в открытом доступе данным ни у кого доверия нет. Недавно Бердымухаммедов дал понять, что намерен пригласить независимых экспертов, которые подсчитают имеющиеся запасы. Если он выполнит это обещание, то вполне может оказаться, что Туркменистан располагает достаточными резервами, чтобы заполнить три экспортных трубопровода. В конце концов, зачем ему делать все эти публичные заявления, если он не знает наверняка, что Туркменистан способен выполнить все свои обещания?

Если Туркменистан действительно утопает в газе, то тогда именно России придется испытывать теперь муки беспокойства и неуверенности. На данный момент Россия практически контролирует экспорт энергоносителей из Туркменистана. Если Ашгабат располагает возможностью заполнить экспортную трубу в Китай плюс Транскаспийский газопровод в придачу, то это опрокидывает все планы России по монополизации рынка.

И все потому, что объемы добываемого в России газа не позволяют ей самостоятельно обеспечить потребности в газе потребителей на внутреннем рынке и выполнить свои экспортные обязательства перед странами СНГ и ЕС. России нужны поставки туркменского газа, иначе ее экономическая модель перестанет работать. До сих пор Кремлю удавалось закупать туркменский газ по самым низким ценам, чтобы затем по льготным ценам поставлять его отечественным потребителям и по таким же льготным ценам осуществлять поставки в страны СНГ. Большую часть добываемого в самой России газа Москва экспортирует в ЕС, который платит за это немалые суммы в евро.

Если Москва больше не сможет приобретать дешевый туркменский газ, то ей придется выбирать из нескольких малопривлекательных возможностей: или поднимать свои льготные расценки до уровня рыночных цен на газ (перспектива, к которой Кремль питает явное отвращение), либо российское правительство может реформировать свою экономику. Совершенно очевидно, что этот вариант устраивает его не больше, чем решение поднять цены. Или – еще хуже – Москве придется сократить объем поставок российского газа на зарубежные рынки в целях удовлетворения спроса на газ внутри страны.

На настоящий момент у России есть три категории потребителей, которым она поставляет газ: это внутренний рынок, страны Европы и Восточной Азии. По собственному вынужденному и запоздалому признанию, в условиях растущего спроса среди потребителей всех этих трех категорий страна не может добывать достаточно энергоресурсов для обеспечения всех потребностей – особенно еще и потому, что собственный крайне неэффективный рынок потребляет такое количество энергоресурсов, как будто живет одним днем без оглядки на будущее. Хоть России и признала стоящую перед ней дилемму, но она еще будет пытаться скорректировать сложившуюся ситуацию путем повышения цен. При всем этом Кремль молчаливо осознает, что экономическая система страны еще не встала на ноги, и российское общество просто не вынесет потрясения, если ему придется платить реальную стоимость энергоносителей. Таким образом, у российского руководства нет иного выхода, кроме как субсидировать свою неэффективную систему, бедственное положение которой в последние годы успешно маскировал взлет цен на энергоносители.

Россия так мастерски блефует, что лишь немногие понимают, какие отчаянные усилия приходится прикладывать российским властям. Реальность же такова, что в отчаянной попытке сохранить статус кво Москва отстегивает Туркменистану деньги в надежде еще на какое-то время купить лояльность Ашгабата.

Однако проблема для Москвы заключается в том, что Бердымухаммедов – гораздо более ловкий игрок, чем его предшественник, Сапармурат Ниязов. Может даже показаться, что Бердымухаммедов знает секрет, как найти самое больное место и использовать это с максимальной для себя выгодой.

То, что Туркменистан начал действовать против Москвы ее же оружием, со всей очевидностью проявилось в ноябре прошлого года, когда российский премьер Виктор Зубков отправился к Бердымухаммедову в Туркменистан. Предположительно, целью его поездки было добиться подписания окончательного договора о модернизации Прикаспийского трубопровода. В случае введения этого трубопровода в эксплуатацию, он может окончательно закрепить доминирующее положение России в сфере экспорта туркменских энергоресурсов. [Для получения дополнительной информации см. архив рубрики "Взгляд на Евразию"].

Вместо того, чтобы склониться перед Кремлем, Бердымухаммедов сам начал диктовать условия России. Когда переговоры закончились, то оказалось, что Россия согласилась на серьезное повышение закупочных цен на туркменский газ.

Одна из главных причин, почему Россия пошла на это, состоит в расчетах Кремля переложить бремя повышения цен на своих потребителей, а именно на Украину и ЕС. Но такой подход будет работать лишь до тех пор, пока у покупателей не будет реальных альтернатив поставкам российского газа. Если же такие возможности появятся, особенно в виде подключенной к "Набукко" ветки транскаспийского трубопровода, по котой можно будет прокачивать туркменский газ в обход России, перед Москвой встанет большая экономическая проблема.

С целью гарантировать себя от возможного вероломства со стороны России, Бердымухаммедов провел энергичные чистки в своем окружения среди лиц, имеющих доступ к информации первостепенной важности, а также тех, кто был замечен в излишне тесных контактах с Москвой. В результате всего этого у Кремля не осталось доверенных друзей в Ашгабате. Так в случае с Туркменистаном старая тактика КГБ по созданию "пятой колонны" оказалась недоступной для тех, кто ныне заседает на Лубянке.

Хотя Россия все еще получает большую часть туркменского газа, что по-прежнему дает ей возможность разыгрывать из себя верховного владыку этого газа, за подобную возможность приходится расплачиваться все более дорогой ценой, в том числе и все более ожесточенным соперничеством с Китаем, ЕС и Соединенными Штатами. Если же соперники России добьются в Туркменистане реальных успехов, то расходы Москвы будет расти и впредь.

Очевидно, что при Бердымухаммедове Туркменистан активно использует все возможности для заключения экспортных соглашений. Если эта тенденция сохранится, то США и Европейский союз могут получить великолепную возможность разладить работу энергоэкспортной машины России. В то же самое время Соединенным Штатам и ЕС, с одной стороны, и Туркменистану, с другой стороны, предоставляется возможность установить такие энергетические отношения, в которых все стороны выйдут победителями.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ