Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №188(01.04.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
СОДРУЖЕСТВО НЕПРИЗНАННЫХ ГОСУДАРСТВ НА ПУТИ К ПРИЗНАНИЮ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
НАМ ПИШУТ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Выдержки из стенограммы заседания Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками от 20 марта 2008г.

Вопрос «О практике приобретения российскими соотечественниками гражданства Российской Федерации в упрощённом порядке и путях законодательного решения возникающих проблем».

Председательствующий (Островский А.В.)  Добрый день, уважаемые коллеги. Приветствую как членов нашего комитета, так и всех приглашённых на наше заседание. Сегодня у нас три вопроса в повестке заседания.

Первый вопрос - он самый значимый из трёх и для сегодняшнего заседания, и, в принципе, в плане работы нашего комитета. И мы его считаем в комитете одним из самых приоритетных направлений работы. Сформулирован вопрос следующим образом: "О практике приобретения российскими соотечественниками гражданства Российской Федерации в упрощённом порядке и путях законодательного решения возникающих проблем". Данной темой в комитете занимаются все члены, но как бы старшим, если так можно сформулировать, по данной проблематике является член комитета Владимир Степанович Никитин. В этой связи он провёл очень серьёзную работу по подготовке данного комитета и по тем предложениям, которые будут сегодня им и содокладчиками сформулированы. Из содокладчиков по данному вопросу сегодня у нас присутствуют и будут выступать: заведующий отделом диаспор и миграции Института стран СНГ госпожа Докучаева; председатель Комитета гражданское содействие, член правления общества "Мемориал" госпожа Ганушкина; председатель правления региональной общественной организации защиты прав мигрантов госпожа Зисман; и депутат Законодательного Собрания Калужской области господа Котляр.

Прошу вас, Владимир Степанович, доложите нам, пожалуйста, суть вопроса.

Никитин В.С.  Уважаемые коллеги, подкомитет по миграционной политике внёс данный вопрос на ваше рассмотрение по следующим причинам. Многолетняя практика показала, что предусмотренный в российском законодательстве упрощённый порядок приобретения гражданства настолько сложен и нечётко прописан, что явно не выполняет предусмотренные цели. Он практически тормозит возвращение в Россию многих из тех, кто по сути являются уже гражданами России или стремятся приобрести гражданство России по праву крови, по праву почвы, происхождения и преданности стране. В результате поставленные Президентом России задачи: использовать потенциал российских соотечественников для решения демографической проблемы и пополнения страны квалифицированными ресурсами, решаются плохо. Надежда на государственную программу содействия добровольному переселению соотечественников в Россию пока не оправдалась. В 2007 году вместо планируемых 50 тысяч переехало несколько сот семей, несмотря на то, что выделены были 4,6 миллиарда рублей.

Конечно, трудно привлечь в Россию новых переселенцев, когда не решены проблемы со старыми переселенцами, а их по экспертным оценкам от 1 до 5 миллионов человек, причём многие являются здесь настоящими изгоями. В Государственную Думу поступают тысячи писем, подтверждающие это. И мы подготовили для вас, коллеги, краткий обзор этих писем. Посмотрите, пожалуйста, он есть в справочном материале. В каждом письме крик души, мольба о помощи, требования к законодателям, судьям немедленно восстановить справедливость, прекратить унижения человеческого достоинства соотечественников, создать эффективный закон, простой и понятный, позволяющий российскому народу реализовать своё право на гражданское и духовное единство.

Я приведу только один пример, это письмо Капаладзе Марины Геннадьевны, она обращается к нам, к депутатам.

"Я, Капаладзе Марина Геннадьевна, 1966 года рождения, по национальности русская, до замужества Бурина, родилась в городе Кутаиси Грузинской ССР, с 1993 года проживаю в Москве. Обстоятельства, сложившиеся в Грузии, вынудили меня покинуть её. У меня несовершеннолетняя дочь Анна.

С 1998 года дочь учится в средней школе. В этом году она заканчивает школу, ей отказывают в выдаче аттестата, так как у нее нет российского гражданства и паспорта. В 2005 году я получила визу на год. После этого выдачу виз прекратили. Я обращалась в миграционную службу для получения российского гражданства, но мне отказали. Обосновывают это тем, что у меня нет оснований. Но я не понимаю, какие основания нужны русскому человеку, чтобы стать полноправным гражданином. В данный момент я не могу устроиться на работу. Моего ребенка выгоняют из школы. Дочь 16 лет уже прожила в России, не знает ни единого слова на грузинском языке. Хочет продолжать образование, но как она может это сделать без документов?

Я - отчаявшаяся мать, обращаюсь к вам за помощью. Неужели в таком огромном великом государстве не найдется места двум несчастным женщинам? Неужели нам нужно поставить крест на своем будущем, а может быть и жизни. В Грузию мы вернуться не можем, так как у нас там ничего и никого нет. Неужели мы должны жить как изгои, чужие среди своих? Услышьте, пожалуйста, нас, услышьте нашу боль. Нам не к кому больше обратиться. Помогите, пожалуйста, окажите нам содействие в получении российского гражданства."

Есть там и письмо Владимира Красноярцева из Ферганы, где он показывает бездушное отношение к нашим соотечественникам, желающим получить гражданство со стороны российских дипломатов в Узбекистане.

Очень тревожит, что взят курс на привлечение в Россию трудовых мигрантов, дешевой рабочей силы, а не на возвращение российских соотечественников. Это подтверждает динамика приобретения гражданства. Посмотрите, число соотечественников, получивших его, с каждым годом снижается. В 2005 году 484 тысячи получило, в 2006 - 372 тысячи, в 2007 - 260 тысяч. А политика выделения квот тоже подтверждает, что квоты для российских соотечественников,  их приезда, значительно ниже в разы, чем для трудовых мигрантов. На 2008 год квота для трудовых мигрантов составляет 2 миллиона человека, а для приезда соотечественников - 141 тысяча. Сравните.

Это коренным образом отличается от миграционной политики стран дальнего и ближнего зарубежья. Мы обратили внимание, что сейчас во многих странах дальнего и ближнего зарубежья интенсивно ведется работа по совершенствованию их законодательства о гражданстве в части именно введения упрощенного порядка его приобретения по праву крови, по праву наследования, по праву преданности страны. Ярким примером являются действия Израиля, Турции, Грузии, Румынии, Молдовы, Венгрии.

В Израиле сейчас решают предоставлять гражданство независимо от еврейского происхождения всем прослужившим больше одного года в армии обороны Израиля. Турция приняла специальный закон по облегченному получению гражданства турками-месхетинцами. В Грузии разрабатывается закон, по которому грузины, проживающие в Турции, при желании автоматически получат грузинское гражданство, а их более 3 миллионов. Румыния автоматически предоставляет гражданство гражданам Молдовы, и 900 тысяч молдаван уже приняли это гражданство. Молдавия в свою очередь, заявила о льготном предоставлении молдавского гражданства молдаванам Румынии. Акт о венгерском гражданстве очень символично начинается со слов: с целью сохранения моральной важности венгерского гражданства и укрепления привязанности венгерских граждан к Республике Венгрия.  И первым номером в Венгрии стоит получение венгерского гражданства по происхождению.

Почему у нас в России все не так? Вот именно по этой причине комитет и вынес сегодня вопрос на рассмотрение. Надо найти нам ответы. Для глубокого изучения данной темы и подготовки материалов для рассмотрения депутатами подкомитет привлек большую группу экспертов из числа ученых, юристов, практикующих адвокатов, руководителей переселенческих организаций, правозащитников, около 30 человек. С их помощью проведён анализ писем, выявлены основные категории переселенцев, ущемленные в правах, определены причины появления препятствий мешающих упрощенному приобретению гражданства, и намечены пути и сформулированы предложения по решению возникающих проблем.

В ходе этой работы практически сформировался дееспособный экспертно-консультативный совет подкомитета, состав которого мы и предлагаем утвердить сегодня решением комитета. Главная задача сегодняшнего рассмотрения на наш взгляд, это дать старт совместной, дружной работе законодателей, правоприменителей, судебных органов, общественных организаций и определить алгоритм совместных действий по выработке согласованных поправок в действующее законодательство и по осуществлению конкретных действий для их принятия.

Исходя из этих целей и задач, нами подготовлен представленный вам проект решения комитета, к которому приложены предложения о внесении поправок в федеральные законы о гражданстве, о правовом положении иностранных граждан в России и в утвержденное указом президента положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства.

Также вам представлен перечень документов, составляющий правовую основу приобретения гражданства Российской Федерации и легализации лиц без гражданства в виде статей Конституции, трёх федеральных законов, указа президента, двух международных соглашений, шести постановлений правительства, двух приказов МВД, постановление Конституционного Суда, инструктивного письма заместителя Председателя Верховного Суда.

В такой сложной многослойной правовой базе очень трудно разобраться даже профессиональным юристам, а соотечественникам тем более.

Имеется в справочном материале историческая справка о практике приобретения гражданства в упрощенном порядке в Российской империи, СССР и Российской Федерации, а также информация о том, как это делается в зарубежных странах.

И имеются заключения экспертов, обосновывающие несовершенство существующего российского законодательства и правоприменительной практики в этой сфере.

Я хочу выразить сегодня благодарность аппарату комитета в лице Лазутовой Марии Николаевны, Тарасовой Валентины Прохоровны и Поляковой Елены Евгеньевны, которые помогли быстро и четко выполнить эту работу.

На основе этих материалов подкомитет выработал  свою версию ответов на вопрос: что происходит? и что делать? (Кто виноват, мы уже не говорим). Она изложена в докладе подкомитета, который представлен депутатам. Я суть его коротко изложу.

Мы предлагаем комитету признать несовершенство федеральных законов о гражданстве Российской Федерации и правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации в отношении реализации возможности российских соотечественников в упрощенном порядке получить гражданство, в связи с тем, что они не обеспечивают эффективного достижения декларируемой цели.

Главная цель упрощенного порядка в любой стране - быстрее, без больших физических, материальных и духовных затрат установить устойчивую правовую связь соотечественников с государством и дать юридическую основу для распространения на них в полном объеме прав и свобод, а также несение обязанностей предусмотренных Конституцией.

У нас эта цель не достигнута в полной мере. Практика, как критерий истины, показала несовершенство нашего упрощенного порядка, изложенного в статье 14 закона о гражданстве. Фактически эффективно работает только одна из шести частей статьи - это четвертая часть. Благодаря ей, действительно, гражданство в упрощенном порядке смогли получить соотечественники, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Россию и зарегистрированные по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 года или получившие вид на жительство. Остальные пять статей оказались менее эффективными.

И несовершенство законодательства, оно выражается в отсутствии должной концептуальной преемственности прежнего закона 1991 года и нового закона 2002 года "О гражданстве".

В неполном соответствии федерального закона 2002 года Конституции Российской Федерации, в частности, части 3 статьи 6, противоречие между федеральным законом и положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства, утверждённым указом президента.

Надо сказать, что усложнило ситуацию и принятие Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", который ввёл новые правила и понятия такие, как: разрешение на временное проживание, вид на жительство, которых не было ранее.

Подкомитет, изучив проблему, пришёл к выводу, что одна из главных причин препятствий приобретения гражданства состоит в том, что новый закон "О гражданстве" принятый в 2002 году под впечатлением борьбы с международным терроризмом и нелегальной миграцией, что, конечно, необходимо, не в полной мере учитывает принцип непрерывности российской государственности.

Если принятый в 1991 году сразу после разрушения СССР закон "О гражданстве Российской Федерации" вернулся к упрощённому порядку приёмов гражданства, назвав его приобретением гражданства Российской Федерации в порядке регистрации. В нём была статья № 13, она называлась: "Признание гражданства Российской Федерации". В результате этого каждый бывший гражданин СССР, родившийся в России или имевший на момент своего рождения хотя бы одного родителя, постоянно проживавшего в России, был признан гражданином Российской Федерации 6 февраля 1992 года. А постановлением Верховного Совета от 17 июня 1993 года действия статьи 13 распространялись и на военнослужащих, давших присягу на верность бывшему Советскому Союзу и Российской Федерации.

Так вот в новом законе он отказался от регистрации, как способа приобретения российского гражданства по признанию. В результате в определённой степени был впервые в нашей истории нарушен принцип непрерывности российской государственности. И это уже принесло и приносит много бед бывшим гражданам СССР, несмотря на то, что в законе определён порядок упрощённого приобретения гражданства.

Процедура приобретения гражданства в целом изложена во второй главе закона "О гражданстве". Она состоит из шести частей, и статья 11 чётко определяет что "гражданство России приобретается всего по трём основаниям: по рождению, в результате приёма и в результате восстановления". То есть в действующем законе нет такого основания приобретения гражданства, как по признанию. А ведь именно это основание является приоритетным в законодательстве большинства других стран.

Для получения гражданства же в общем порядке в России нужно прожить пять лет и, затем сдать ряд экзаменов, пройти сложную, очень сложную процедуру.

В целом несовершенство и недостаточная взаимосвязанность, нечёткость законодательной базы создали условия для существования и такой же правоприменительной практики. Правоприменительные органы, ссылаясь на букву закона, до неузнаваемости изменили его дух и вместо укрепления правовой связи соотечественника с Родиной часто делают его изгоем в своём отечестве.

Да, сразу хочу сказать, что попытки исправить предложения были, принимались решения Конституционным Судом, Верховным Судом, депутаты, в частности, вот наш коллега Константин Фёдорович вносил поправки. Но проблема требует комплексного, системного подхода. И эксперты выделили целый перечень проблем, которые необходимо решить.

Во-первых, это то, что в правоприменительную практику прочно вошло такое нарушение конституционного права, как непризнание уроженцев России, не утративших российского гражданства гражданами Российской Федерации.

Это привело к созданию трёх проблемных групп соотечественников. 

Во-первых, кто у нас страдает? Это лица, признанные гражданами России законом 1991 года, но по разным причинам не оформившие гражданство до вступления в силу закона о гражданстве 2002 года.

Во-вторых, это большой отряд военнослужащих Советской Армии и членов их семей, служивших за пределами СССР и бывших союзных республик. Даже на подлодке "Курск" шесть офицеров не имели «правильно оформленного» гражданства Российской Федерации.

В-третьих, это уроженцы России, на период распада СССР проживавшие в государствах Балтии и СНГ и вынужденные при обмене советских паспортов получить национальные паспорта государств проживания часто не по своей воле. И российскими органами власти, ведающими вопросами гражданства, не учитывается, что на момент вступления в силу законов о гражданстве государств СНГ и Балтии, уроженцы России не были лицами без гражданства, потому что они были гражданами Российской Федерации по рождению. И действие, когда им отказывают в выдаче, в приобретении гражданства, противоречит Конституции, части третьей статьи 6 Конституции, согласно которой гражданин России ни при каких обстоятельствах не может быть лишен своего российского гражданства. А также в соответствии с частью второй статьи 6 действующего закона о гражданстве, гласящей, что "приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации". Вопреки этому всё равно те, кто получил другое гражданство, испытывают большие трудности в приобретении или в восстановлении российского гражданства.

Следующая проблема, это невозможность воспользоваться правом на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке иностранным гражданам из числа бывших граждан СССР, постоянно проживающих в Российской Федерации, но не имеющих регистрации по месту жительства и разрешения на временное проживание или вида на жительство. Тем самым порождена ещё одна проблемная группа - это соотечественники, проживающие в России после принятия закона о правовом положении иностранных граждан, они попали в разряд временно пребывающих или обязанных покинуть территорию Российской Федерации по истечении 90 суток с момента вступления в силу закона или получения миграционной карты. Вот это новое регулирование, введенное законом о правовом положении, лишило их возможности легально работать и вытеснило в серый рынок труда. В результате, у нас появилась многочисленная группа нелегалов, и эта проблема, несмотря на прямое поручение Президента Российской Федерации, данное ещё в 2003 году, не решена до сих пор.

Четвертая проблема состоит в том, что законодательно не решена проблема документирования лиц без гражданства, которые, хочу подчеркнуть, стали таковыми уже на территории Российской Федерации путем изъятия паспортов и по другим причинам. В российском законодательстве не решен вопрос о едином документе, удостоверяющем лицо без гражданства. Вот это четвёртая группа соотечественников, которая находится в безнадежном состоянии, потому что она не может оформить ни поставки на миграционный учёт, что является обязательным, ни разрешение на временное проживание, даже если и имели бы на это основание, ни вида на жительство, пусть к которому лежит через разрешение на временное проживание. Человек и его семья просто находятся в социальном тупике, из которого даже назад выхода нет, потому что они там, откуда выехали, уже никто.

Пятую проблемную группу составляют дети, которые достигли совершеннолетия в России, но не имеют подтверждения российского гражданства. Они не могут получить ни свидетельства о рождении, ни паспорта, ни аттестата.

Шестая проблемная группа - это ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР, но не проживающие в данный момент на территории России. Их осталось не так много, но обида на страну, отказавшуюся от них, она передается их потомкам.

И шестое. Это излишне усложнено упрощённое приобретение гражданства для нетрудоспособных лиц, имеющих дееспособных детей, проживающих на территории. Не понятно почему, но в положении, утверждённое указом президента, установлено ограничение по возрасту для пенсионеров по старости. Даже при наличии вида на жительство они могут подать заявление о приёме в гражданство только, вдумайтесь, по достижении 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Это определено подпунктом "г" пункта 14 положения, утверждённого указом президента. Такого ограничения нет в законе, и нужно привести положение в соответствие с законом.

И последнее. Это, конечно, квотирование выдачи разрешений на временное проживание. Оно является значительным препятствием в легализации соотечественников наших в России. Квота определяет количество разрешений, которое может быть выдано в субъекте Федерации, и устанавливается каждым субъектом самостоятельно. Квоты очень маленькие. На этот год на Москву, по-моему, полторы тысячи всего выделено. Вы представляете, это... А в других ещё меньше, в субъектах Федерации. Люди стоят в очереди годами и не могут получить из-за этих квот гражданство.

Предложения наши. Суть предложений подкомитета. Во-первых, восстановить в Федеральном законе "О гражданстве" такое основание для приобретения гражданства, как в результате признания. И чётко обозначить лиц, имеющих на это право в специальной статье, статье 11. Это позволит облегчить оформление гражданства первым трём проблемным группам.

Второе. Поддержать поправку депутата Затулина в Закон "О гражданстве", в часть 4 статьи 14, заменяющей требование о постоянной регистрации по месту жительства требованием о постоянном проживании в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года. Вообще это определено в Конституции Российской Федерации. Нужно привести в закон в соответствие с Конституцией. Это позволит облегчить судьбу лиц из четвёртой проблемной группы.

И следующее. Внести поправки в закон "О правовом положении граждан", чтобы облегчить судьбу лиц без гражданства. Ввести новое название статьи 37, мы предлагаем, назвать её "Правовое положение иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в СССР до вступления в силу данного закона". И предлагается разработать указ президента "О временном удостоверении личности, лица без гражданства в Российской Федерации" и соответствующее постановление правительства. Ну, чтобы облегчить участь нетрудоспособных мы предлагаем внести поправку в закон и изменение в положение о порядке. И также распространить действие государственной программы по оказанию содействия добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на соотечественников, прибывших на постоянное жительство в Российскую Федерацию ранее.

Доклад закончил. Если можно, сразу нам экспертов послушать, что, может быть, они снимут часть вопросов, которые у вас возникли после моего доклада.

Председательствующий.Спасибо большое, Владимир Степанович, за очень хорошо подготовленный и содержательный доклад.

Выступление руководителя Межкомиссионной рабочей группы по международной деятельности Общественной палаты, президента Фонда «Русский мир» В.А.Никонова

Председательствующий  (Островский А.В.).  Вячеслав Алексеевич Никонов - руководитель Межкомиссионной рабочей группы по международной деятельности Общественной палаты.

Никонов В.А. Спасибо большое, Алексей Владимирович. Но я ещё надену на себя шляпу президента Фонда "Русский мир", и с этими двумя шляпами постараюсь выступить.

Я, честно говоря, ни в одной из этих шляп не понимаю логики ограничительной практики получения российского гражданства. 100 лет назад на территории Российской империи проживали 170 миллионов человек, всё население планеты было около миллиарда. Каждый седьмой гражданин планеты, житель планеты был гражданином Российской империи, каждый седьмой.

Сегодня наше население - 142 миллиона человек. Гражданином Российской Федерации является один из 50-ти. Тенденция на убывание. Но при этом, если мы возьмём русский мир в целом, причём толкуя его очень расширительно, может оказаться, что это где-то один из 20-ти, один из 25-ти. Это уже не такая трагедия. ХХ век действительно для русского мира был трагичным с этой точки зрения. Сейчас задача наша, нации, задача выживания нации заключается в собирании, причём если не земель, что, вероятно, не очень реалистично, то людей.

Кроме того, у нас демографический провал. Даже если удастся реализовать планы по стабилизации общей численности населения, это удастся сделать только за счёт увеличения количества людей пенсионного возраста, если нам удастся повысить продолжительность жизни, и за счёт увеличения количества людей, количества детей, если удастся увеличить рождаемость. При этом нас в любом случае, при любом сценарии ждёт огромный демографический провал в количестве людей трудоспособного возраста. Это огромная экономическая проблема.

Кроме того, сейчас Российская Федерация - это уже не 1/6 часть суши, но всё-таки 1/8. Причём на этой 1/8 находится приблизительно 40 процентов всех мировых ресурсов. Никогда в истории человечества не было такого несоответствия между размерами и значимостью территорий и незначительностью населения, которое на нём проживает. Мы просто не удержим даже с нынешним количеством населения нашу территорию. Это просто невозможно будет сделать.

С этой точки зрения ограничение на гражданство мне представляется не только необоснованным с точки зрения прав человека, негуманным, и так далее. Это просто самоубийство для нашего государства. И для России, и для русских в широком смысле, как нации.

Конечно, собирать можно по-разному. Я хотел бы обратить внимание законодателей на то, что существуют, например, некие промежуточные формы между гражданством и совсем уж негражданством. Есть такая вещь, карта поляка. Карта поляка является документом, подтверждающим принадлежность к польскому народу.

Лицо, обладающее картой поляка, может бесплатно получить долгосрочную визу на пребывание, дающее право на многократное пересечение границы Республики Польша. Может легально работать на территории Республики Польша без необходимости получать разрешение на работу. Может заниматься в Польше предпринимательской деятельностью на таких же основаниях, как польские граждане. Может пользоваться в Польше бесплатной системой образования на основном, среднем и высшем уровне на таких же началах, как польские граждане, и одновременно обращаться за финансовой помощью и стипендиями, предназначенными для иностранцев, обучающихся в Польше. Может в срочных случаях пользоваться бесплатной системой здравоохранения в Польше на таких же основаниях, что и польские граждане. Может пользоваться 37-процентной скидкой на железнодорожный проезд на территории Польши. Может бесплатно посещать государственные музеи в Польше. Имеет право в первоочередном порядке стараться и получить финансовые средства, предназначенные на поддержку поляков за границей, из бюджета польского государства или из бюджета местного самоуправления на уровне гмины. Причём для получения карты поляка надо в присутствии консула Республики Польша предоставить письменную декларацию, которая докажет, что по крайней мере один из родителей, бабушка или дедушка или же прабабушка и прадедушка были по национальности поляками или имели польское гражданство. Или же представить письменную справку от польской организации, подтверждающую его активное участие в деятельности в пользу польского языка и культуры или польского национального меньшинства в течение, по крайней мере, последних трёх лет.

Для меня очевидно, что Польша собирает свой народ. Наше законодательство - это законодательство народа, который хочет построить забор от своих соотечественников, в том числе от русских. (Отвечает на реплику из зала:  Польша - не моноэтническое государство. ...Мы не менее моноэтническое государство, чем Польша, могу вам сказать, для справки.)

Вообще, говоря: «русский мир», - мы исходим из чего? Русский мир - не этническое понятие, это не понятие «крови». Это во многом самоощущение, это во многом самоидентичность, причем проявленная самоидентичность, это желание проявлять эту идентичность. Мы тут говорили, в принципе, о непрерывности российской государственности. Тоже у меня здесь есть даже вопрос к тем поправкам, которые предлагаются, а почему, собственно, вот эта дата 30 декабря 1922 года? Для меня это вообще не понятная дата. Ну а чем плох граф Шереметьев или князь Трубецкой, или князь Лобанов-Ростовский - замечательные люди, которые много делают для нас, для нашей страны, для соотечественников, и так далее, и так далее? Почему, собственно, на них это не распространяется? Они что, виноваты, что в 1922 году их родители уже не были на территории Российской Федерации? Они несколько раньше покинули, если бы не покинули, у них были бы проблемы.

И почему, я действительно не понимаю этой логики, почему эти люди должны отказываться, скажем, от французского гражданства для того, чтобы получить гражданство российское? Почему? Чем это объясняется? Я понимаю, я просто в связи с этим хочу сказать, что норма о том, что надо обязательно отказываться от гражданства другой страны для получения российского гражданства, это норма, не позволит нам решить главные задачи собирания русского мира. Потому что эти люди, которые там живут в третьем поколении во Франции, которые являются русскими по духу, по культуре, может быть, более русскими, чем мы с вами, и говорят по-русски. И они не откажутся от гражданства той страны, в которой они родились, выросли.  То же касается огромного количества людей следующих волн эмигрантов. А ведь это огромные волны, это огромные волны. Русский мир зарубежный, он сейчас сопоставим с русским миром внутри Российской Федерации по своим размерам, сопоставим. Это те же огромные цифры.

Поэтому я считаю, что, конечно, надо возвращаться к закону о гражданстве. Здесь я не буду говорить о деталях, здесь, безусловно, законодателям и карты в руки. И вот то, что сказал Константин Федорович, это очень важно. Вот эта карта поляка, о которой мы говорили, она распространяется только на страны СНГ и Балтии, кстати, но не на страны Европейского союза, которые, естественно, не хотят, чтобы поляки им устанавливали возможность там как статуса поляка, который проживает у них и является гражданином другой страны. То есть при подготовке нашего закона о гражданстве очень важно взаимодействие с другими странами, как они посмотрят на те процедуры предоставления гражданства, которые будут у нас, насколько это будет вмешательством или невмешательством в их внутренние дела. Иначе, приняв закон о гражданстве, мы можем создать проблемы для наших соотечественников, которые живут в соответствующих странах и этот момент, конечно, надо учитывать.

Что же касается Общественной палаты, то ее роль заключается в том, что мы готовы поддержать на общественном уровне, на уровне общественных слушаний обсуждение этой темы. Я с удовольствием включу ее в план работы нашей межкомиссионной рабочей группы. В этом составе палаты нет комиссии по международному сотрудничеству, но участвуют все комиссии. И есть межкомиссионная группа, в состав которой входит половина палаты и которая, собственно, занимается вопросами международного сотрудничества. И мы готовы это дело обсуждать. И, конечно, мы готовы будем принять участие, как Общественная палата, в экспертировании соответствующих поправок к закону, как это и предусмотрено законом об Общественной палате. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо, Вячеслав Алексеевич.

Выступление первого заместителя председателя комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками, члена Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом К.Ф.Затулина.

Председательствующий.(А.В.Островкий) … Предоставляю слово Константину Фёдоровичу Затулину для выступления и потом все коллеги могут высказаться тоже.

Затулин К.Ф. Уважаемые коллеги!

Если говорить по существу, то существо дела прозвучало в наиболее ясной форме в выступлении Вячеслава Никонова. Невозможно объяснить, –по каким, собственно говоря, основаниям в сегодняшней нашей ситуации мы ограничиваем, стараемся создать дополнительные сложности на пути приобретения российского гражданства или его признания. Более того, в связи с введением в действие нового законодательства по гражданству, была введена практика изъятия паспортов. И есть цифры этого изъятия, – по крайней мере, в докладе уполномоченного по правам человека. Цифры эти это, конечно, не миллионы. Но мы с вами можем только догадываться, сколько было попыток изъятия, которые не были осуществлены по известным причинам – потому, что откупились.

Мы создали в результате введения этого законодательства очень серьёзную коррупционную кормушку. Ну даже это не главное. Мне кажется, что мы все ходим вокруг и не говорим о том, а что собственно является сегодня заблуждением, – мне оно представляется заблуждением, – но, тем не менее, руководящим заблуждением при проведении этой нашей политики?

Я вижу два заблуждения: первое заблуждение социально-экономического свойства. Оно формулируется следующим образом: если мы широко распахнём сейчас для всех желающих возможности получения российского гражданства, вот нам сейчас пришлют пенсионеров, больных, увечных. Существует некий заговор или, по крайней мере, корыстный мотив, связанный с приобретением российского гражданства. Мы де обременим Российскую Федерацию людьми, которые, не сегодня, завтра, а,  может быть, уже сегодня являются пенсионерами, мы возьмём на себя грандиозные обязательства, мы как государство, которое имеет свою пенсионную и прочую системы. И раз мы сделаем их гражданами, то соответственно должны будем растягивать на этих людей свои возможности, детские сады, больницы, всю социальную инфраструктуру и так далее.

Уверяю вас, что из того, что я знаю, это одна из самых основных причин, из-за которых речь идёт о том, что нужно всё-таки очень дозированно предоставлять гражданство Российской Федерации.

Вторая причина – это, мне кажется, в этом случае, ложное понятое чувство гордости: что же это за гражданство такое, которое так легко получить. Если его легко получить, значит, его не будут ценить. Будет что-то похожее на брак в Лас-Вегасе. Захотел, получил, захотел, вышел. Самое главное: получил права, но не хочешь при этом брать на себя обязанности, потому что не служишь в армии (вышел из этого возраста или не находишься на территории России), не платишь налоги в российскую казну, да еще может быть, будешь претендовать на получение пенсии по достижению пенсионного возраста.

Я вам добросовестно перечислил всё то, до чего я докапывался,  добивался в общении с людьми, когда я пытался ставить вопрос о необходимости широкого подхода к получению гражданства. Эти обстоятельства довлеют, они превращаются  в ведомственные инструкции, в законодательные нормы и так далее.

Прежде всего хочу сказать, что связь с государством, связь с Россией не сводится только к налогам или службе в армии, особенно в мирное время. Я не буду говорить об известных, может быть сусальных историях о евреях миллионерах, которые брали в руки ружьё и приезжали в Израиль для того, чтобы защищать его во время войны Судного дня или ещё в какие то времена. Но, во всяком случае, известно, что сам факт гражданства обязывает человека с честью, совестью, с моралью помочь своему государству в трудный момент. Является это уважаемой стороной дела для нас, когда мы рассуждаем о гражданстве Российской Федерации для граждан, которые всё равно будут жить за рубежом? Должно являться.

Я не понимаю, почему мы не только ставим препоны упрощенному получению гражданства, но и занимаемся исследованиями, а правда ли, что эти люди, которые живут у нас на самом деле граждане или, может быть, были допущены злоупотребления в связи с тем, что они получили эти паспорта 10 лет назад? Я бы направил энергию в какое-то другое русло. На самом деле граждане Российской Федерации – это самый важный ресурс, который есть у России, самое главное ее богатство. И с этой точки зрения все эти сиюминутные, хоть и  очень важные тактические обстоятельства, они меркнут перед этим самым основным.

Я не понимаю, почему мы требуем выхода из чужого гражданства для получения гражданства России. Если бы мы этого не требовали, то сегодня у нас было бы ох как больше возможностей спрашивать с некоторых соседних государств о проводимой там политике. Яркий пример - это Украина, Крым, Севастополь, можно другие примеры привести. Да, люди, живущие сегодня в Крыму или живущие сегодня на Украине, не готовы отказываться от украинского гражданства. И не должны отказываться, иначе они просто будут поставлены на грань выживания, они не смогут получить ни социальной помощи, ни на работу устроиться и так далее. Но они с удовольствием получили бы второе гражданство – гражданство Российской Федерации.

Мы вели такую работу в 90-е годы, когда консульская группа Министерства иностранных дел России работала в Симферополе и там выстроилась очередь. Посчитали тогда, что нужно 150 лет для того, чтобы всех желающих обеспечить гражданством Российской Федерации. Украина была против того, что мы делали. В конце концов, по ее настоянию эта консульская группа свернула свою работу. А в чем была проблема? Дело в том, что когда приходили в Симферополе к этой консульской группе сдавать документы на российское гражданство, их смотрели, и если они отвечали нормам нашего тогдашнего законодательства о гражданстве, людям ставили отметку в советский паспорт о  том, что они являются гражданами Российской Федерации, или выдавали соответствующие документы, не требуя от них удостоверения, что они вышли из украинского гражданства.

Украина была против, потому что она считала, что таким образом от нее сбегают подданные. Но это беспокойство Украины мы не обязаны были учитывать.

Фактически теперь мы сдались и стали придерживаться иной практики в результате принятия новых законодательных актов по гражданству. На мой взгляд, мы сейчас нуждаемся в том, чтобы очистить все эти наши авгиевы конюшни от наносного и вернуться к первоначальному смыслу в вопросе о гражданстве, в вопросе о развитии гражданства Российской Федерации. Давайте поймем, что в наших интересах, чтобы граждан было больше. Давайте поймем, что не все граждане могут одновременно находиться на территории Российской Федерации, но даже если они находятся за пределами России, это тоже неплохо. Давайте поймем, что издержки от этого гораздо менее важны, чем плюсы от этого.

Всё ведь зависит от приоритетов. Стакан наполовину пустой или наполовину полный? Все зависит от нашего подхода к этому вопросу. Или наш приоритет заключается в том, что мы обеспокоены, как бы во вред России не использовали факт приобретения человеком гражданства России. Или мы всё-таки считаем, что с приобретением каждого нового гражданина возможности Российской Федерации возрастают. Вот разные философии. Если мы определимся  с философией, нам проще будет дальше рассматривать все эти вопросы.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ