Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №188(01.04.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
СОДРУЖЕСТВО НЕПРИЗНАННЫХ ГОСУДАРСТВ НА ПУТИ К ПРИЗНАНИЮ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
НАМ ПИШУТ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

13 марта. Премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский доложил президенту Александру Лукашенко о том, что прирост внутреннего валового продукта республики за январь-февраль 2008 года составил 9,9%, а товарооборот в январе 2008 года достиг 5 млрд. долларов США. Белоруссия, по славам Сидорского, увеличила экспорт продукции машиностроения, сложной техники, а также продукции сельского хозяйства, особенно возросли поставки в Россию, Украину и страны Евросоюза.

14 марта. Министр обороны РБ ген.-п. Леонид Мальцев выразил удовлетворение взаимодействием между вооруженными силами Белоруссии и Индии во время встречи в Минске с начальником Генерального штаба Армии Индии ген. Дипаком Капуром. По словам Мальцева, у Белоруссии и Индии существует хороший потенциал для сотрудничества в таких сферах, как система управления войсками, оружием, оптика, модернизация вооружений и техники.

14 марта. Республика Беларусь уведомила генерального секретаря ООН Пан Ги Муна о введении США дополнительных ограничительных мер экономического характера в отношении предприятий концерна «Белнефтехим».

14 марта. Президент Белоруссии Александр Лукашенко потребовал незамедлительно начать реализацию инвестпроекта «Минск-Сити».

16 марта. Зарегистрированная в Чехии международная молодежная организация «Молодой фронт» заявила о выходе из состава коалиции объединенных демократических сил (ОДС). Лидер организации Дмитрий Дашкевич предложил вместо ОДС создать правоцентристский блок демократических организаций, целью которого станет объединение правых и центристских сил на основе христианских принципов, идеалов независимости, демократии и евроинтеграции Белоруссии.

16 марта. Сойм партии БНФ принял постановление, в котором говорится о том, что партия БНФ выдвинет кандидата в президенты РБ из числа своих членов и в случае необходимости примет участие в определении единого кандидата в президенты от объединенных демократических сил.

17 марта. В Варшаве состоялась встреча премьер-министра Польши Дональда Туска и одного из оппозиционных функционеров белорусской оппозиции Александра Милинкевича. Туск и Милинкевич обсудили внутриполитические проблемы Белоруссии и перспективы подключения ее к Европейской политике добрососедства.

17 марта. Пресс-секретарь Госдепартамента США Том Кейси заявил, что США не рассчитывают, что Белоруссия разорвет отношения и закроет посольство в США. Для нас важно, подчеркнул Кейси, оставить в Белоруссии  высокий уровень диппредставительства и «продолжить давление с целью освобождения Александра Козулина, а также работу по другим правозащитным вопросам».

17 марта. В министерство иностранных дел РБ был приглашен временный поверенный в делах США Джонатан Мур. Белорусская сторона вновь обратилась к представителю США с «настоятельной рекомендацией о сокращении численности персонала посольства США в Минске».

18 марта. Руководитель Офиса ОБСЕ в Минске Ханс-Йохен Шмидт заявил, что руководство Белоруссии приняло очень важное решение о приглашении на парламентские выборы международных наблюдателей со стороны ОБСЕ без ограничения их количества.

19 марта. В Минске открылось тринадцатое заседание двусторонней Белорусско-Литовской комиссии по торговому и экономическому сотрудничеству. Стороны обсудили широкий спектр вопросов торгово-экономических отношений тематики, перспективы дальнейшего взаимодействия в области транспорта, энергетики, спорта и туризма, а также сотрудничества на региональном уровне.

19 марта. Федеральное Собрание России завершило ратификацию протокола с Белоруссией о взимании налогов при оказании услуг.

20 марта. Национальный банк РБ сообщил о том, что совокупный внешний долг Белоруссии на 01.01.08 составил 12,719 млрд. долларов США, увеличившись за 2007 год на 87,4% (5,9 млрд.). В структуре совокупного внешнего долга задолженность органов госуправления за 2007 год выросла в 3,5 раза, превысив 2 млрд. долларов. Весь объем внешнего долга белорусского правительства является долгосрочным.

20 марта. Председатель Центральной избирательной комиссии РБ Лидия Ермошина высказала мнение о том, что президент Александр Лукашенко в 2011 году воспользуется правом в очередной раз баллотироваться на пост главы государства.

20 марта. Белоруссия сняла запрет на импорт мяса из Польши. Белорусские мясокомбинаты получили право ввозить говядину и свинину с аттестованных Россельхознадзором пяти предприятий РП.

20 марта. Начался визит в Минск делегации министерства обороны России. В ходе визита представители российского военного ведомства обсудили с белорусскими коллегами ход выполнения комплексного плана информационного обеспечения военного сотрудничества двух государств на 2007-2010 гг. и меры по дальнейшей активизации взаимодействия в информационной сфере. Был также рассмотрен проект соглашения между министерством обороны РБ и министерством обороны России о создании системы информационного обеспечения военного сотрудничества.

21 марта. Председатель правительства Росси Виктор Зубков на заседании Совета министров Союзного государства заявил о том, что Россия и Белоруссия  намерены определить новый вектор экономического сотрудничества. Премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский отметил, что главными вопросами повестки дня стали дальнейшие шаги по развитию экономической интеграции и формированию единого экономического пространства двух государств.

21 марта. В Минске прошло заседание Совместной консультативной группы по вопросам контроля над вооружениями. Стороны согласовали позиции и совместные действия по вопросам выполнения международных договоров и соглашений в области контроля над вооружениями.

21 марта. «Белгазпромбанк» объявил о том, что ему российским «Газпромбанком» будет предоставлен кредит в объеме 10 млн. долларов США на развитие малого и среднего бизнеса.

21 марта. Заместитель министра экономического развития и торговли России Андрей Белоусов в Минске информировал о том, что цена на поставляемый Россией газ для Белоруссии во втором квартале 2008 года составит 128 долларов за 1 тысячу кубометров.

23 марта. Президент РБ Александр Лукашенко поздравил христиан Белоруссии, празднующих Пасху.Днем позжеЛукашенко по случаю празднования Пасхи по католическому календарю посетил минский архикафедральный костел Имени Пресвятой Девы Марии. Глава белорусского государства встретился там с архиепископом митрополитом Минско-Могилевским Тадеушем Кондрусевичем. Во время посещения костела состоялась беседа Лукашенко и Кондрусевича в формате «один на один», тема которой осталась неизвестной.

24 марта. Премьер-министр РБ Сергей Сидорский на встрече с представителями корейских компаний заявил о том, что министерство промышленности Белоруссии ведет активную работу по изучению возможностей интеграции с автомобильными компаниями Кореи.

24 марта. В министерство иностранных дел РБ был приглашен временный поверенный в делах США в Белоруссии Джонатан Мур. В ходе встречи представитель США, в частности, сообщил о том, что в соответствии с требованием белорусской стороны о выравнивании на паритетной основе численности дипломатических представительств Белоруссии и США на территории друг друга соответствующее количество американских дипломатов покидает республику.

24 марта. По сообщению БТ-1, в Белоруссии была раскрыта американская шпионская сеть, организованная диппредставительством США и состоявшая из белорусских граждан.

25 марта. Белорусские военные специалисты будут принимать участие в создании системы ПВО Венесуэлы, - сообщил заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил Белоруссии Петр Тихоновский.

25 марта. АСБ Беларусбанк и корейская компания Goodmorning Shinhan Securities подписали в Минске меморандум о взаимопонимании в сфере стратегического союза для продвижения взаимных интересов сторон. Сотрудничество предполагает обслуживание торговых отношений между Белоруссией и Goodmorning Shinhan Securities, которая в Корее будет представлять все белорусские проекты, а все корейские в Белоруссии – Беларусбанк.

25 марта. В Минске произошли столкновения оппозиции, вышедшей на демонстрацию по случаю т.н. Дня воли, с силами правопорядка.

25 марта. В Москве в одном из кафе микрорайона Ясенево произошла драка между белорусскими гражданами и гражданами Азербайджана. В результате конфликта три белоруса получили ножевые ранения и госпитализированы в московские больницы.

25 марта. Пресс-секретарь Национального банка Михаил Журавович сособщил БелаПАН о том, что с начала 2008 года впервые за несколько лет физические лица продали банкам наличной валюты больше, чем купили. В частности, за первые два месяца 2008 года белорусские граждане продали банкам 884 млн. долларов США, а купили около 780 млн. долларов. 

26 марта. Комиссар Евросоюза по внешним связям и политики добрососедства Бенита Ферреро-Вальднер потребовала немедленного и безоговорочного освобождения всех задержанных «во время мирной демонстрации» оппозиции 25.03.08 в Минске.

26 марта. В Пекине состоялось торжественное открытие китайско-белорусского центра культурных обменов. Посол РБ в Китае Анатолий Тозик на церемонии открытия центра отметил, что впервые создана общественная организация, которая будет помогать государственным органам укреплять и развивать братские отношения между двумя странами и народами. Тозик выразил надежду, что центр будет оказывать информационную поддержку китайским и белорусским компаниям, которые хотят сотрудничать в торгово-экономической и инвестиционной областях.

26 марта. Всемирный золотой совет (World Gold Council) информировал о том, что золотой запас в государственном резерве Белоруссии составил 20,1 тонны.

27 марта. В Минске прошло заседание межведомственного координационного совета по вопросам приграничного сотрудничества с сопредельными странами. Были рассмотрены  программы в рамках Европейского инструмента добрососедства и партнерства «Польша - Украина – Беларусь» и «Латвия - Литва – Беларусь».

27 марта. По информации БЕЛТА совместное белорусско-германское ЗАО «МАЗ-МАН» до конца 2008 года перейдет на выпуск собственных моделей грузовиков с дизельным двигателем MAN семейства D-20.

27 марта. Президент РБ Александр Лукашенко заявил о том, что санкции США в отношении Белоруссии должны быть компенсированы диверсификацией экспорта. «Мы не можем быть завязаны только на Россию, Евросоюз и США», - подчеркнул глава белорусского государства.

27 марта. Заместитель председателя Парламентского собрания Союза Беларуси и России, заместитель председателя Совета Федерации ФС России Александр Торшин заявил, что депутаты ПС готовы к рассмотрению Конституционного акта Союзного государства. Но для этого нужно иметь согласованный текст, пока его нет, - констатировал Торшин.

1 апреля. В соответствии с белорусско-российскими договоренностями пошлина на поставляемую в Белоруссию из России нефть с этой даты повышена до 113,9 долларов США за 1 тонну (в феврале-марте - 111,8/ т).




Минск обострил отношения с США

Александр Фадеев

В ответ на введение Соединенными Штатами дополнительных ограничительных санкций в отношении белорусского концерна «Белнефтехим» Минск объявил о временном отзыве из Вашингтона для консультаций посла РБ Михаила Хвостова. Одновременно белорусская сторона настоятельно рекомендовала послу США Карен Стюарт временно покинуть территорию страны, а госдепу почти вдвое сократить штат дипмиссии в Белоруссии. Обе эти рекомендации (в Вашингтоне их предпочитают называть требованиями) в течение двух недель были выполнены государственным департаментом США, который в ответ временно приостановил выдачу американских виз белорусским гражданам и начал консультации с руководством ЕС по белорусской проблеме.

Напомним, что бывший министр иностранных дел, «самый блестящий дипломат Белоруссии» (по оценке Лукашенко) Михаил Хвостов был в свое время отправлен главой белорусского государства послом в США для решения важнейшей внешнеполитической задачи - нормализации отношений с этой страной. В силу специфики белорусской политики на международной арене Хвостову, как представляется, были предоставлены особые полномочия и самостоятельность действий на североамериканском континенте. В сущности, белорусский посол в Вашингтоне подотчетен только президенту РБ Александру Лукашенко, а что касается главы внешнеполитического ведомства РБ Сергея Мартынова, то он был ориентирован белорусским лидером на реализацию главного плана - по выводу отношений Белоруссии с Евросоюзом на более высокий уровень «полноценного сотрудничества». Улучшение отношений с ЕС рассматривалось государственным руководством РБ как приоритетное направление внешней политики.

Для дипломатической миссии Республики Беларусь в США главным являлось не допустить применения исполнительной властью этой страны каких-либо санкций против Белоруссии, включая финансовые и экономические. Отношения с Вашингтоном были крайне обострены в связи с раскручиванием США проблемы соблюдения принципов демократии, гражданских прав и свобод политическим режимом Александра Лукашенко. Вторым раздражающим моментом была тема торговли Белоруссией оружием в обход международных договоренностей, которую американская администрация неоднократно поднимала. Использовали США и другие поводы для организации перманентного международного давления на Белоруссию, например, вопрос об ограничении прав белорусских профсоюзов. Вместе с тем дипломатическим агентам РБ длительное время удавалось препятствовать принятию Конгрессом США правовых актов антибелорусской направленности, способствовать признанию госдепом США успехов правительства РБ в противодействии торговли людьми. Кроме того, белорусскому посольству удавалось убеждать североамериканскую сторону продлевать т.н. режим нормальных торговых отношений, допускать на рынок США поставки отдельных групп белорусских товаров (текстиль, стеклоткани, карбамидно-аммиачную смесь).

Однако за последние годы активные дипломатические действия Минска в США не только не привели к повышению планки отношений (белорусской стороне, например, не удалось организовать ни одного визита на высшем или высоком уровне), но, наоборот, они последовательно ухудшались.  Белоруссия, с одной стороны, всячески подчеркивает, что не стремится к эскалации напряженности с США, свертыванию дипломатических отношений, но с другой – фактически выдвигает требование полной отмены экономических антибелорусских санкций, введенных Вашингтоном. Белорусский президент вдруг обратил внимание, что США, расширив в марте т.г. санкции в адрес «Белнефтехима», в очередной раз показали свое циничное отношение к международному праву, нарушили свои обязательства. Введение дополнительных санкций в Минске расценивается как недружественный шаг, свидетельствующий об отказе США от взятых ранее двусторонних и многосторонних обязательств (имеется  в виду Устав ООН, Хельсинкский заключительный акт (1975), Меморандум о гарантиях безопасности Республики Беларусь в связи с отказом от обладания ядерным оружием (1994), резолюции Генеральной ассамблеи ООН 62/183, 62/162 и др.). Министерство иностранных дел РБ заявило, что американская администрация стремилась причинить белорусскому народу и государству максимальный ущерб ради подчинения Белоруссии интересам США.

Вашингтон в ответ акцентировал внимание на том, что Белоруссия избрала конфронтацию и изоляцию «вместо пути взаимодействия и демократических реформ», нарушила некие (секретные?) договоренности о политзаключенных. При этом конкретизируются условия по соблюдению белорусской стороной прав человека и основополагающих свобод, при которых отношения с Минском будут «разморожены», в частности выдвигается требование освобождения известного политзаключенного, вице-кандидата на пост президента РБ Александра Козулина.

Что касается апелляции президента РБ Александра Лукашенко к международному праву, необходимости его соблюдения Вашингтоном то, заметим, она ничтожна, поскольку США довольно регулярно и на протяжении многих лет нарушают нормы ООН и принципы международного права. Стоит при этом вспомнить войну в Персидском заливе (1991), воздушную разведывательно-ударную операцию против Сербии (1999) с последующим вторжением под флагом НАТО в Косово-Метохию и изгнанию оттуда сербов, агрессию против Ирака… США игнорируют  международный суд, Киотский протокол, Договор по ПРО, Конвенцию по противопехотным минам, Договор по запрещению ядерных испытаний, принцип неприменения смертной казни, принцип государственного суверенитета и многое другое.  Что наиболее опасно для Минска – США впервые в истории на опыте Ирака опробовали методику демонтажа неактивного тоталитарного режима с помощью военного вторжения и, практически, без опоры на внутренние группы сопротивления.

Выстраивая американское направление внешней политики Белоруссии, Лукашенко старался избегать резкой критики политики США и, очевидно, полагал, что американцы будут закрывать глаза на авторитарный характер его правления пока руководимая им республика усиленно демонстрирует многовекторность своей внешней политики, желание вступить в ЕС и, главное, тормозит процесс построения союзного государства с Россией. Белорусский лидер здесь допустил, скорее всего, роковую ошибку, поскольку американцы сегодня окончательно уверовали в свою силу и технологические способности организовывать в случае надобности «цветные» революции (последняя попытка в Армении), госперевороты (это относительно дешевые варианты), а при слабости внутренней оппозиции и стремительные военные операции (более дорогой вариант) в попавших в поле их интересов странах. В современном, быстро меняющемся, турбулентном мире долго, годами выстраивать отягощающие их демократический имидж, но отвечающие американским целям и задачам отношения с какими-либо диктаторами или авторитарными руководителями государств в Вашингтоне уже не хотят.  Вмешательство США во внутренние дела различных государств усиливается и становится все навязчивее, оно стало повседневным атрибутом американской политики на международной арене.

Для США моральные и этические соображения не важны, важна готовность правительств других стран идти на постоянные уступки и следовать в кильватере американской политики. То есть как раз то, что белорусский режим делать не спешит. Поэтому Вашингтон пытается усиливать свое давление на Минск по всем направлениям. В борьбе с «последним диктатором Европы» США откровенно рассчитывают на помощь Евросоюза. Недаром глава дипмиссии США в Белоруссии Карен Стюарт, вынужденная покинуть Минск, в первую очередь нанесла визит руководству ЕС в Брюсселе. После этих встреч Стюарт подчеркнула, что позиции Вашингтона и Брюсселя по отношению к режиму Лукашенко очень близки и скоординированы в том, «что касается стратегического подхода» и «общей цели», хотя в наличии и определенные расхождения в тактике.

Между тем надежды белорусской стороны нормализовать политический диалог и перейти к полноценному сотрудничеству с ЕС так и не оправдались. Об этом говорится открыто, причем, министр иностранных дел РБ Сергей Мартынов дает весьма пессимистический прогноз – быстрого и позитивного изменения отношений Белоруссии с Евросоюзом на фоне недостатка доверия друг к другу ожидать не стоит. Напряженности добавил и январский (2008 года) таможенный конфликт на польском участке границы с ЕС. Белорусское предложение о разработке системы мер, по обеспечению нормального функционирования границы Евросоюза с Белоруссией, Брюссель пока оставил без ответа, продемонстрировав, что у ЕС много других, более важных текущих проблем и сфер деятельности.

Приходится констатировать, что приоритетное направление белорусской внешней политики, которым республику его правительство вело, как минимум, шесть последних лет, оказалось провальным. Минск по оценке собственного внешнеполитического ведомства оказался в ситуации практически полного отсутствия контактов в рамках ЕС. Но министерство иностранных дел РБ по-прежнему твердо уверено, что единственный выход – активно двигаться именно в западноевропейском направлении, разработав некую новую стратегию в отношении Евросоюза. Ранее, напомним, суть выстраивания политики Белоруссии к ЕС заключалась в стремлении побудить последний отказаться от политизации «белорусского вопроса» и перейти к прагматичному сотрудничеству.    

К сожалению, в Минске пока не осознали, что  Белоруссия с недавнего времени оказалась в крайне опасной пограничной зоне между мощными конкурентами, главными акторами международной политики: ЕС и Россией, НАТО и Россией, в силу уже этого обстоятельства делающей ее уязвимой, объективно ограничивающей государственный суверенитет. Интересы и безопасность малого государства – Белоруссии – стали вторичными, по большому счету никого на Западе не интересующими. Напротив, правящий класс Белоруссии почему-то уверовал в возможность легкого извлечения выгоды и политических дивидендов из своего нового положения. Более того, глава белорусского государства стал предлагать (не бескорыстно) территорию своей страны под плацдарм для продвижения интересов некоторых богатых и влиятельных восточных стран – Китая, Японии, Саудовской Аравии.  Излишне при этом подчеркивать тот очевидный факт, что ни Брюссель, ни Москва, ни Вашингтон образование такого плацдарма в центре Европы, мягко говоря, приветствовать не будут.

Обострение отношений Белоруссии с США высветило и еще одну застарелую проблему – отсутствие согласованной внешней политики Минска с Россией. А между тем это предусмотрено Договором о создании Союзного государства 1999 года. Белорусское руководство, как представляется, информировало российскую сторону об отзыве своего посла в Вашингтоне и других предпринятых в этой связи шагах постфактум. При этом оно поставило в сложное положение Москву, обратившись к ней за поддержкой. После затянувшейся паузы премьер-министр России Виктор Зубков во время своего визита в Минск осторожно квалифицировал введение американских санкций против «Белнефтехима» как «политизированный шаг», который трудно вписывается в международно-правовой контекст межгосударственных отношений. Оба российских президента пока предпочли не комментировать  белорусско-американский конфликт.




Союзный договор остается проектом

Владислав Лосев

2 апреля, в который уже  раз, на просторах Союзного государства отмечается день единения народов Белоруссии и России. Вновь из уст белорусских, российских и союзных чиновников и депутатов звучат речи о необходимости углубить, расширить и ускорить союзное строительство. Но, увы, «воз» белорусско-российской интеграции, похоже, прочно застрял на полдороге.

А ведь действующий Договор о создании Союзного государства при всех его недостатках предполагает возведение реального финансово-экономического фундамента под здание общей белорусско-российской государственности. Предусматривает Договор формирование и системы государственного управления (правительство, парламент), суда, общесоюзных партий и общественных объединений, а также уполномоченного по правам человека. В общем, планы и задачи были начертаны грандиозные.

Что же мы имеем на нынешний день? Вместо полноценного избираемого союзного парламента в настоящее время законодательной деятельностью занимается Парламентское собрание Союза Белоруссии и России, которое является не более чем консультативно-совещательным органом.

Причем даже в этом качестве  союзные парламентарии могли бы в значительной мере содействовать ускорению объединительных процессов. Но для этого депутаты должны обладать реальным политическим весом, самостоятельностью и инициативой. А как раз этих качеств, по крайней мере у белорусской части союзных парламентариев, и не хватает. Депутаты белорусского парламента слишком зависят от мнения чиновников Администрации президента РБ и, фактически, не самостоятельны в своих решениях.

Справедливости ради стоит заметить, что депутатов никто не принуждал к такой зависимости. Народные избранники по собственной воле избрали позицию политической безынициативности. По-видимому, они полагают, что так удобней в белорусских условиях. Хотя самому  Александру  Лукашенко вряд ли полезен такой всеобщий «одобрямс». В любом случае в современной политике подобные подходы однозначно воспринимаются как дурной тон. Как бы там ни было, но Парламентское собрание так и не стало «мотором» интеграции, а является всего лишь пассивным статистом.

Теперь рассмотрим такое учреждение как Совет Министров Союзного государства, которое назвать правительством можно только условно. Работа его носит сессионный характер и текущими вопросами союзного строительства Совмин СГ, по сути, не занимается. Вопросы,  выносимые на  союзный Совмин, готовятся на уровне национальных правительств, а затем просто утверждаются на заседаниях, обычно продолжающихся  не более полутора часов.

Основной провозглашенной задачей союзного правительства является создание единого экономического пространства, которое  в первую очередь должно иметь общие правила игры для белорусских и российских субъектов хозяйствования на всей территории Союзного государства. Однако говорить об этом еще крайне преждевременно. Несмотря на постоянные заверения исправить положение дел, белорусская сторона продолжает накладывать ограничения на деятельность российских компаний в республике и на ввоз продукции российских производителей на территорию Белоруссии. Это касается в первую очередь морепродуктов, рыбы, табака, сельхозмашин, автобусов и дорожной техники.

Одним из инструментов по недопущению российских товаров и компаний на белорусский рынок является существующая в Белоруссии система государственных закупок. В большинстве случаев тендеры носят непубличный характер, проводятся формально, соревновательность между участниками конкурсов отсутствует, и победители заранее предопределены. Предпочтение отдается белорусским предприятиям и о каких-либо равных условиях для россиян на белорусском рынке говорить не приходится.

Существуют  серьезные расхождения и по вопросам таможенных пошлин. Например, до недавнего времени по 64 позициям ставки вывозных таможенных пошлин в Российской Федерации были ниже, чем в Республике Беларусь.

По ввозным таможенным пошлинам более половины расхождений касаются изделий легкой промышленности: текстиля, тканей, готовых текстильных изделий, пряжи, шерсти и одежды. В отношении этих товаров Белоруссия в торговле с Евросоюзом  применяет значительно более низкие ставки, чем Российская Федерация.

Большие  различия имеют место в размерах ввозных ставок на продукцию сельского хозяйства: молоко, масло, сыры (в РФ ставки ниже), мясо, сахар (в РФ ставки выше). Существенные расхождения в ставках наблюдаются также по легковым автомобилям, седельным тягачам, автобусам и другой автомобильной технике. В общем работы в направлении единого таможенного пространства также непочатый край. 

Накопившиеся  вопросы предполагалось разрешить на состоявшемся в Минске 21 марта заседании Совета Министров Союзного государства. Насколько это намерение удалось осуществить, судить пока не берусь. Но по итогам заседания  глава белорусского правительства Сергей Сидорский оптимистично заявил, что удалось «вплотную подойти к решению вопросов проведения таможенного контроля и процедур на внешней границе Союзного государства».

Но все же, несмотря на существующие и периодически возникающие препоны,  белорусско-российские экономические связи поступательно развиваются. Как сообщил глава союзного Совета Министров  и премьер-министр правительства Российской Федерации Виктор Зубков, за последние  четыре года объем взаимного товарооборота возрос в 2 раза и достиг в 2007 году 26 миллиардов долларов. Цифра эта конечно впечатляет, но сама по себе все же не является показателем «продвинутости» экономической интеграции Белоруссии и России, ведь основной прирост товарооборота в прошлом году достигнут за счет повышения цен на энергоносители.

Помимо собственно белорусско-российских  связей реализуется еще целый ряд союзных программ различной направленности. По словам белорусского премьер-министра Сергея Сидорского более 90 процентов бюджета Союзного государства тратится на выполнение совместных программ, список которых постоянно обновляется.

К примеру, на упомянутом заседании Совмина Союзного государства были подведены итоги выполнения программ по спецхимволокнам, гидрометеорологии, «БелТрансген» и «Космос СГ». Кроме того, был утвержден ряд новых программ, в том числе по борьбе с преступностью, обеспечению безопасности Союзного государства  в новых  экономических и геополитических условиях, а также программа согласованных действий в области внешней политики на 2008 – 2009 годы.

Союзные программы могли бы стать действенным рычагом продвижения белорусско-российского интеграционного проекта, но на своем пути они сталкиваются по меньшей мере с двумя серьезно тормозящими факторами.

Во-первых, это чрезвычайно забюрократизированный, сложный и многоступенчатый порядок утверждения союзных проектов. Как правило, этот процесс длится не один год, что, несомненно, отрицательно сказывается на их актуальности.

Во-вторых, до сих пор отсутствует юридическое определение  такого понятия, как союзная собственность. Неурегулированность этого вопроса приводит, в частности, к тому, что неосвоенная по каким-либо причинам часть денег,  выделенных на союзные проекты, возвращается в национальные бюджеты. И для того, чтобы их вновь направить на выполнение означенных проектов  приходится проходить длительные бюрократические процедуры.

Не секрет, что в современном обществе успех любого политического проекта  определяется его информационным обеспечением. Формально не забыли об этом и архитекторы союзного строительства. В бюджете Союзного государства предусмотрена специальная статья на развитие союзных СМИ. Деньги эти тратятся, но толку от этого очень не много.

Взять хотя бы деятельность Телерадиовещательной организации Союзного государства, председателем которой является актер, режиссер и телеведущий Игорь Угольников. Официально ТРО определяется  как информационно-публицистический телеканал, но на деле какого-либо заметного информационного влияния на белорусскую и российскую аудитории он не оказывает. Собственно, даже о существовании ТРО (в отличие от Евросоюзовского канала «Евроньюс») большинство граждан Союзного государства ничего не знают. И это не удивительно. Ведь продукция ТРО исчезающее незаметна в достаточно насыщенном информационном пространстве Белоруссии и России.

Нельзя же считать серьезным вкладом в информационную поддержку союзного проекта, выходящий раз в неделю по субботам (в 11-40 по местному времени) на  Втором национальном телеканале 20-ти минутный тележурнал «Союз» и еженедельную радиопрограмму  «Беларусь-Россия: грани становления Союзного государства» (Первый национальный канал Белорусского радио, воскресенье, 12-05 по местному времени).

Кроме того, летом текущего года ТРО начнет съемки полнометражного художественного фильма «Брестская крепость», который должен выйти на белорусские экраны в День 65-летия освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков 3 июля 2009 года.

Помимо электронных СМИ, к которым еще относятся два сетевых ресурса, – Сайт Парламентского Собрания Союза Белоруссии и России и Информационное агентство «Союз-Инфо», – издаются  газета «Союзное вече» (орган Парламентского собрания Союза Белоруссии и России), еженедельный вкладыш в «Российскую газету» и «Советскую Белоруссию»  «Союз. Беларусь — Россия» (орган Совета Министров Союзного государства) и журнал «Союзное государство».

Как видно, информационные возможности Союзного государства весьма ограничены, а если к этому добавить то, что белорусские государственные СМИ, в первую очередь газета Администрации президента РБ «Советская Белоруссия» и белорусские телеканалы,  параллельно проводят по сути   антироссийскую информационную политику, то результат от деятельности ТРО  и других союзных СМИ сводится к нулю.

Конечно, многое при желании можно изменить. Но как раз желание или, по-иному, политическая воля у нынешней белорусской верхушки напрочь отсутствует. Более того, властями ведутся сомнительные идеологические игры, направленные на оправдание и романтизацию антироссийских коллаборационистов времен германской оккупации Белоруссии в 1918 году. Ведь нельзя же строить Союз с Россией и одновременно прославлять тех, кто не только эту самую Россию ненавидел, передав эту ненависть своим детям и внукам, но и активно боролся против нее.

Так, 22.03.08 «Советская Белоруссия» опубликовала «круглый стол» «БНР: поверх барьеров», в ходе которого участники и сам главный редактор Павел Якубович, не просто обеляли деятелей из Рады БНР (т.н. «белорусской народной республики»; Рада БНР объявила о независимости от России 25 марта 1918 года), а представляли их национальными героями. На другой день уже Первый канал Белорусского телевидения (БТ-1) в самое «смотрибельное» время показал получасовой репортаж о «трагической судьбе» германских приспешников из Рады БНР. Оппозиционные СМИ распространили обращение ныне живущей в Канаде председателя Рады БНР в изгнании Ивонки Сурвиллы, в котором она обвинила Москву ни много ни мало «в истреблении белорусов». «Уничтожала Москва наш народ и одновременно убеждала наших подневольных людей, которые не имели доступа к правде, что она является тем «братским народом», без опеки которого он не может обойтись. Белорусский народ понимает, что нет будущего без свободной и независимой державы.  Он вспомнит слова Кастуся Калиновского, который предупреждал нас, что заживем мы спокойно и счастливо только когда москалей не будет над нами и откажет холуям на службе у чужаков в праве решать нашу судьбу».

Похоже, что белорусская верхушка безответственно заигралась. А союзное строительство из-за патологической боязни минского официоза оказаться в пресловутой зависимости от Москвы тем временем все больше заходит в тупик.

Где же выход из двусмысленного положения, в котором оказался союзный проект? Для начала нужно разрушить келейность союзного строительства. И первым шагом в этом направлении могли бы стать совместные парламентские слушания по актуальным вопросам строительства Союзного государства, которые позволили бы разобраться в реальных причинах черепашьего шага белорусско-российской интеграции.




Старые проблемы для нового правительства

БР. 24-31.03.08

Татьяна Маненок

Беларусь и Россия сохраняют около двух десятков принципиальных разногласий во взаимной торговле.

Однако в ходе заседания союзного Совмина 21 марта стороны не приняли каких-либо серьезных решений по данному вопросу. Масштабная повестка заседания союзного Совмина включала 23 вопроса. Среди них — ценовая политика, проблемы субсидирования агропромышленного комплекса, ход выполнения и принятие новых союзных программ и т. д.

По данным "БР", в ходе этого заседания в Минске российская сторона намеревалась обсудить и целый ряд достаточно острых вопросов, касающихся торгово-экономических отношений ближайших союзников.

Однако работа Совмина завершилась в рекордно короткое время. Рассмотрение всех вопросов, включенных в повестку, завершилось в течение часа. По данным информированного собеседника, и на этот раз стороны лишь констатировали наличие принципиальных разногласий в торгово-экономическом сотрудничестве и договорились продолжить работу по их устранению.

Торговые отношения между Беларусью и Россией уже год регулируются подписанным 23 марта 2007 года межправительственным соглашением. Напомним, что именно этот документ должен был снять ряд накопившихся проблем, которые провоцировали "торговые войны" между ближайшими союзниками.

Однако и спустя год в Беларуси действуют, как считает российская сторона, 20 мер различного характера, препятствующих продвижению российской продукции на белорусский рынок. Они в первую очередь связаны с порядком осуществления в стране государственных закупок, субсидированием и с общей системой ограничения импорта разнообразными административными способами.

Несмотря на прилагаемые усилия, российская сторона констатирует, что крайне медленно решаются вопросы по отмене запрещенных в понимании ВТО субсидий по предоставлению национального режима в сфере государственных закупок и по отмене мер нетарифного регулирования. Не урегулированы вопросы ввоза в Беларусь российского табака, рыбы, морепродуктов и продуктов их переработки, закупок сельхозтехники и автобусов российского производства.

Эксперты отмечают, что формально Минск выполнил многие из взятых на себя обязательств. Однако фактически одни запретительные меры в отношении российских товаров были заменены на другие. Так, квотирование табачных изделий и рыбной продукции было заменено, по мнению российской стороны, весьма экзотическими мерами — институтом специмпортера. В России институт специмпортеров не распространен, за исключением одного предприятия — "Газпрома", обращают внимание эксперты.

Москва считает, что это меры нетарифного регулирования, то есть инструмент по недопущению российских товаров на белорусский рынок.

Российская сторона не устает доказывать торговым партнерам, что существующая в Беларуси система госзакупок поощряет отечественного производителя и ограничивает участие в них российских компаний.

Россияне давно обращают внимание белорусов еще на один вопрос — о принципах и правилах применения субсидий, в том числе в сельском хозяйстве. По итогам 8 раундов переговоров стороны так и не смогли договориться по принципиальным вопросам. В итоге подписание соглашения снова откладывается, хотя первоначально сделать это планировалось еще в октябре 2007 года, а затем срок перенесли на март нынешнего года.

В числе новых претензий — введение в Беларуси института специмпортера на ввоз алкогольной продукции.

Помимо этого, Москва настаивает на отмене Беларусью взыскания неналоговых отчислений с совместных компаний в правительственные фонды.

Речь идет о том, что в Беларуси, согласно правительственным решениям, введен высокий процент неналоговых отчислений со стороны коммерческих структур в ряд государственных фондов.

К примеру, в прошлом году ОАО "Белтрансгаз" перечислило в инновационный фонд Минэнерго Беларуси около 19% от себестоимости продукции и услуг, что составило порядка 70 млн. USD. Москва считает эту меру недопустимой, поскольку в созданном на базе "Белтрансгаза" совместном предприятии "Газпрому" уже принадлежит 25%.

"Мы считаем это серьезным ущемлением интересов "Газпрома", который является миноритарным акционером "Белтрансгаза", — заявил журналистам 21 марта замминистра экономического развития и торговли РФ Андрей Белоусов.

По его словам, Правительство РФ будет подробно изучать с юридической точки зрения аргументацию Беларуси по введению неналоговых отчислений в размере 19% на продукцию "Белтрансгаза" на соответствие таких сборов двусторонним соглашениям.

Он отметил, что это противоречит действующим соглашениям между Россией и Беларусью в сфере торгово-экономического сотрудничества.

Касаясь введенных аналогичных отчислений для Мозырского НПЗ, который вынужден был ранее перечислить 100 млн. USD в целевой бюджетный фонд Беларуси, А. Белоусов заметил, что эта ситуация более сложная, так как она сложилась в начале 2007 года, когда между Россией и Беларусью еще не было заключено соглашения, касающегося взаимной торговли.




Дипломатический «бунт на коленях»

18.03.2008. Третий путь

Андрей Суздальцев

Все идет по плану. А. Лукашенко не пойдет навстречу России. Но он пока не готов открыто повторить путь Мазепы. Силенок мало. Нужны кредиты и подтверждение льготных поставок энергоносителей. Это даст самое дорогое – время. Потом можно будет «перехватить» на Западе, который никуда не денется … тянуть время и одновременно вырвать у Москвы кредит и льготный газ. Задача-max: наладить отношения с Д.Медведевым. Добиться, чтобы первый визит за рубеж третий президент России совершил в Минск. … Но и Москва не дремлет. Ей нужны доказательства, а не поклоны и заверения в преданности.

А. Лукашенко находится на тактической стадии диалога с Западом (1); А. Лукашенко должен во что бы то ни стало наладить отношения с Д. Медведевым (2); А. Лукашенко необходимо срочно найти доводы (доказательства) его лояльности Москве (3); А. Лукашенко ищет возможности сохранить «ливийский» вариант его отношений с Западом, предоставляющий ему возможность «новой легитимности» и поддержку со стороны Запада его пожизненной власти в Беларуси (4).

5 марта А. Лукашенко пошел в наступление и в телефонном разговоре с вновь избранным президентом России буквально вырвал у него обещание посетить Минск. Белорусский президент физически опередил Назарбаева, что является несомненным успехом белорусского руководства.

Стоит отметить, что, конечно, не РБ сейчас на повестке дня российского руководства на постсоветском пространстве. Растет значение контроля, а также доминирования России в Центральной Азии. Вопросы о начале строительства Прикаспийского газопровода, присоединения Астаны к «Сарматии», проектировании Транскаспийского газопровода и придание ему статуса восточного ответвления планируемого Nabukko, привлечения газа Центральной Азии в «Южный поток», роли Китая в регионе, расширении влияния НАТО в регионе, внутриполитической стабильности и геополитической ориентации Ташкента, неумолимом разрушении государственных институтов Киргизии, начале строительства газопровода в Китай и т.д. и т.п. Любая из данных проблем носит серьезное геополитическое, военно – стратегическое и экономическое значение для России. Безусловно, Беларусь в этом плане менее интересна и не столь важна для российского руководства. А. Лукашенко, тем не менее, успел выйти на перехват…

Сейчас белорусское руководство составляет комплексный план приема «дорогого Дмитрия Анатольевича», расписывая поручения по ведомствам и отделам АП РБ. Из пыльных папок достаются длинные списки всего, что Россия «должна», а лучше «обязана» срочно «поставить», «предоставить», «обеспечить» и, в итоге, «признать обоснованность белорусских требований…».

Условия создания постоянного диалога с третьим федеральным президентом созданы. Но это было самое простое «задание». Осталось еще два дела, призванных решить проблемы с Москвой: создание подходящего внешнеполитического и внутриполитического фона (1) и подготовка комплекса противоречащих друг другу аргументов (2).

Стоит напомнить, что Киев так и не подписал с «Газпромом» соглашения о выходе к 2011 году на рыночные цены в импорте энергоносителей. В итоге Ю. Тимошенко имеет шанс повторить на ближайших президентских выборах успех А. Лукашенко в 2006 году, чье переизбрание белорусским электоратом было обусловлено пролонгацией цен на газовый импорт 2005 года на 2006 год.

Союзное Государство России и Беларуси имеет энергетическую основу. Долгое время казалось, что без интеграционного «прикрытия» обеспечить российскую энергетическую дотацию экономики Беларуси невозможно. Успех Ю. Тимошенко опроверг данный тезис на практике.

Воспользуется ли А. Лукашенко украинским опытом? Попытаемся ответить на этот вопрос.

Превращение А. Лукашенко в белорусского Мазепу зависит не только от его политической воли, но и от Запада. Между тем, Европа и США, убедив себя, что Минск уже полностью «созрел», вступили друг с другом в конкуренцию за лавры «демократизаторов» «последнего диктатора Европы». Белорусские власти почувствовали, что между Брюсселем и Вашингтоном вспыхнула ревность за благосклонность Минска, о чем совершенно справедливо заявил 7 марта белорусский сенатор Н.Чергинец. В итоге началась гонка «доброго» и «злого» «следователей».

С одной стороны, 7 марта в Брюсселе подписано Соглашение между правительством Республики Беларусь и Комиссией Европейских сообществ об учреждении, привилегиях и иммунитетах представительства Еврокомиссии в Беларуси, что фактически завершает процедуру открывания посольства (без кавычек) ЕС в Минске.

С другой стороны, США, всеми силами стремясь подтолкнуть Минск к знаковым продемократическим действиям (в данном случае скорейшее освобождение А. Козулина), на прошлой неделе предоставили белорусским властям повод для объявления официального Минска жертвой американских санкций – в ночь с 5 на 6 марта были опубликованы расширенные толкования уже введенных в ноябре 2007 года санкций против иностранных представительств государственного концерна «Белнефтехим». Спешка Белого Дома связана не только с подозрениями в адрес европейцев, уже щеголяющих в мантиях «демократов – мичуринцев», но и с крайним дефицитом позитивных внешнеполитических новостей для республиканской партии, определившейся с кандидатом на президентских выборах 2008 г.

Автор этих строк с подозрением относится к информации, что «дополнительные ограничительные меры экономического характера в отношении предприятий концерна «Белнефтехим» (терминология МИДа РБ) «тянут» на миллиард долларов США. Но в данном случае это было уже не столь важно, так как у официального Минска появилась возможность предоставить Москве «доказательства» своей лояльности. 6 марта А. Лукашенко в срочном телефонном разговоре поспешил выложить «доказательства» В. Путину.

История потребовала продолжения и 7 марта разразился белорусско – американский дипломатический кризис низкой интенсивности, очень напоминающий инсценировку. Отозвав своего посла из Вашингтона естественно, «для консультации» официальный Минск снова претендует на место в истории дипломатии – белорусские власти «предложили» послу США «покинуть» Минск. Если данный «бунт на коленях» необходимо считать «ответными шагами Беларуси», «которые будут носить жесткий характер», то американский посол, поспешивший заявить, что никуда из белорусской столицы ехать не собирается, рискует приобрести имидж «агрессора против суверенной Беларуси».

Между тем, политика Запада в отношении режима А. Лукашенко, несмотря на тактические расхождения между Брюсселем и Вашингтоном, приобретает стройность и доступную ясность. В этом плане статья господина Оллнатта (главный редактор англоязычного сайта 'Радио Свободная Европа/Радио Свобода') «Добрая воля Белоруссии» не могла остаться незамеченной. Она позволила лишний раз убедиться в следующем:

- В Европе и США существует понимание, что А. Лукашенко продолжает находиться только на стадии тактических шагов по сближению с ЕС и пока не имеет политической воли для разрыва с Москвой.

- Запад должен неустанно подталкивать А.Лукашенко к демонтажу его политических связей с Россией, сохраняя экономические (брать на содержание Минск Западу ни к чему). В этой связи, традиционное стремлении А. Лукашенко играть на противоречиях между Востоком и Западом стоит поддерживать, так как данная практика не несет какого-либо ущерба ЕС и США, а направлена исключительно против Москвы.

- А. Лукашенко должен выполнить свои обязательства по освобождению политических заключенных, так как успех демократизации в РБ уже анонсирован в западном политическом мире.

- Запад готов поддерживать А. Лукашенко, так как никакой серьезной силы белорусская оппозиция не представляет. Запад учитывает широкую популярность А. Лукашенко в среде белорусского населения (что-то не слышно сторонников пресловутого «диалога» с А. Лукашенко из рядов белорусской оппозиции – весь 2007 год едва не в ногах валялись у белорусского президента, а в итоге получили удар с «тыла»).

Последний вывод ключевой: создание из РБ европейской Ливии с несменяемым белорусским «полковником Каддафи», в данном случае «майором», является хорошо просчитанным шагом и связан, конечно, с проблемами России и Запада. Интерес ЕС к Беларуси состоит в задаче создания надежного транзитного кордона против российской энергетической экспансии в Европу. Минск и Киев должны утопить в транзитном «болоте» экспортный потенциал «Газпрома», освободить Брюссель от необходимости экономически поддерживать свое «европейское пограничье».

Без России и Ирана энергетические проблемы Европы неразрешимы, но Россия нужна ЕС не в качестве равноправного партнера, а энергетической колонии. Восточной Европе уготована роль колониальной стражи. Однако Запад будет спешить – влияние России на постсоветском пространстве растет. Впервые за последние пятнадцать лет это влияние начинает приобретать идеологический характер.

А. Лукашенко как раз не склонен спешить, хотя его и подталкивают со всех сторон. Пока время работает на него: некоторое время новая российская администрация будет занята своими внутренними проблемами, успех Ю. Тимошенко создал прецедент и подкрепил в окружении А. Лукашенко сторонников «ухода на запад», впереди тендер на строительство АЭС и т.д. Белорусский президент будет до последнего оттягивать момент окончательно «прояснения» отношений с Москвой, стимулируя международные скандалы, а также организовывая демонстрации лояльности и публичные выражения преданности…

(сокращенный вариант)




Конец относительной либерализации

26.03.2008. Время новостей

Ольга Томашевская

Столкновениями с милицией увенчалась прошедшая вчера в Минске акция протеста оппозиции, посвященная 90-летию провозглашения Белорусской народной республики. Организаторам не удалось договориться с городскими властями о маршруте демонстрации. Минская мэрия разрешила провести шествие по удаленным от центра города улицам. Это не устроило оппозицию, которая решила в соответствии с ранее объявленными планами собраться на расположенной в центре площади Якуба Коласа.

Площадь была оцеплена милицией еще до начала акции. Демонстранты, подошедшие к площади с разных сторон, оказались разделены на несколько групп. Одна из них, численностью до тысячи человек, двинулась по центральному проспекту Минска в направлении главных административных зданий — рабочей резиденции президента и Дома правительства.

На пути следования группу несколько раз рассекали сотрудники правоохранительных органов. Демонстрантов выхватывали из толпы и заталкивали в милицейские машины, в том числе с применением силы. В итоге колонна была рассеяна. Под вечер белорусские независимые интернет-издания сообщали о нескольких десятках задержанных.

Второй части оппозиционеров, оказавшейся в начале акции с другой стороны от площади Якуба Коласа, удалось провести митинг на площадке возле Академии наук. По оценке милиции, там собралось около 400 человек.

«Власть боится движения демонстрантов по направлению к зданию администрации президента. Поэтому жесткие действия были предопределены», — сказал «Времени новостей» белорусский оппозиционер Николай Статкевич. Лидер Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько обратил внимание нашей газеты на то, что во время проходивших минувшей осенью и зимой акций протеста действия силовых структур были мягче. Тогда Минск прилагал усилия, чтобы наладить отношения с Западом.

Но теперь Беларусь находится в состоянии дипломатического конфликта с США. «Нервозность внешнеполитической ситуации, в которой оказался Минск, наложила отпечаток на внутреннюю политику. Похоже, белорусское руководство хотело показать, что период относительной либерализации закончился», — сказал «Времени новостей» г-н Лебедько.




Лукашенко разгромил армию, КГБ и милицию

19.03.2008. БДГ

Выступая на совещании по вопросу укрепления обороноспособности, правопорядка и безопасности государства Александр Лукашенко рассказал о переделе политической карты Европы, обвинил офицеров в желании решать исключительно свои тыловые вопросы и пригрозил, что предателям пощады не будет.

О санкциях США в отношении концерна «Белнефтехим"

— США, нарушив свои обязательства по меморандуму и гарантиям безопасности в связи с присоединением Беларуси к Договору о нераспространении ядерного оружия, ввели, а затем расширили санкции в отношении предприятий «Белнефтехима». Тем самым США показали в очередной раз свое циничное отношение к международному праву.

"Мы это сделали (вывели с территории страны ядерное оружие. — «Салідарнасць»), подписали меморандум и тогда США, Россия и другие государства клятвенно заверяли, что за этот гуманный поступок они будут поддерживать нашу страну и ни в коем случае не применять каких-то мер в экономике. Что мы видим на самом деле? При чем здесь «Белнефтехим», при чем здесь демократизация?"

Для страны санкции абсолютно не убийственны. Жили мы до этого, сейчас живем в условиях их санкций и жить будем. Но дело в том, что вокруг страны нагнетается обстановка.

О независимости Косово, двойных стандартах и ПРО

— В ближайшее время мы можем оказаться в новой, более напряженной обстановке в мире и вокруг Беларуси, что требует адекватного реагирования с учетом наших национальных интересов и безопасности нашего государства и нашего народа. Фактически решен вопрос о размещении вблизи наших границ элементов американской системы ПРО, что подрывает стратегическую стабильность.

Прецедент с объявлением независимости Косово ярко продемонстрировал двойные стандарты многих государств. Появилась новая реальная угроза одностороннего пересмотра границ, передела политической карты Европы, опасность сепаратизма становится актуальной для многих стран. Как мы знаем по недавним событиям, возникла фактически еще одна горячая точка на карте планеты. Сегодня в Косово фактически идут бои. Все это ведет к изменению современной архитектуры европейской безопасности.

О снижении боеготовности Вооруженных сил

— Поступающая мне информация свидетельствует, что не все благополучно в нашем военном ведомстве. До настоящего времени имеются нерешенные проблемы в боеготовности Вооруженных сил, обеспечении надлежащих условий хранения вооружений и военной техники, организации кадровой и воспитательной работы в армии. Из года в год снижается укомплектованность войск офицерским составом, по-прежнему не обустроены военные городки, плохо с хранилищами для техники и боеприпасов, невысоким остается уровень подготовки командного состава. Больше всего меня беспокоит, что офицерский корпус больше говорит не об обороноспособности нашего государства и готовности защищать страну, а о тыловых вопросах. Таких офицеров я как минимум не понимаю. Подтверждаю,что каждый должен жить нормально, но ни у одного офицера это не должно быть на первом плане. Поэтому я сегодня жду от министра обороны оценки реального состояния Вооруженных сил, их проблем и перспектив развития.

О коррупции в силовых ведомствах

— Судебные процессы над таможенниками, пограничниками, высокопоставленными военными чиновниками, представителями МВД, КГБ стали обычным явлением. Должностные лица, призванные бороться с преступностью, сами становятся преступниками. Волна уголовных дел, связанных с коррупцией, захлестнула министерство обороны. В 2007 году произошел двукратный рост коррупционных дел, совершенных офицерами Вооруженных сил. Если в 2006 году таких преступлений было совершено 5, то в 2007 — уже 13. И это то, что выявлено.

Не успели до конца разобраться с махинациями по закупке топлива, как появилась целая плеяда новых «героев»… Что характерно — одни руководители, все полковники. Кто будет следующий? Может, уже до генералов доберемся? Как могло случиться, что начальник управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми УВД Миноблисполкома Тихомиров, начальник управления уголовного розыска УВД Гомельского облисполкома Лосев, заместитель начальника управления по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий Главного управления МВД Новиков, командир роты гродненского отдела департамента охраны МВД Сергейчик длительное время безнаказанно совершали преступления, находясь на службе?

Даже на сотрудников КГБ возбуждены уголовные дела по обвинению в коррупции: в отношении бывшего начальникауправления по борьбе с оргпреступностью Михолапа и действующего на момент ареста начальника управления кадровой и идеологической работы Метелицы…Имейте в виду: пощады к таким предателям своего дела никакой не будет. Вы наносите страшный ущерб государственным органам власти и всей системе правоохранительных органов.

Только по одному, расследованному Генеральной прокуратурой уголовному делу по незаконному перемещению товаров через бывшую таможню Западный Буг, выявлено 319 эпизодов преступной деятельности, ущерб составил свыше 20 млрд. рублей. Материалы в отношении 23 таможенников направлены в суд. Вместо координации и совместной борьбы с преступностью на границе сотрудники правоохранительных органов объединяются для преступной деятельности. По уголовным делам, возбужденным в отношении трех преступных организаций с участием работников гродненской региональной и бывшей таможни «Западный Буг» проходит более 100 сотрудников таможни, 5 сотрудников КГБ и 4 офицера министерства внутренних дел. Выявленные на сегодняшний день ущерб от их преступной деятельности превышает 40 млрд. рублей.

О провалах в борьбе с преступностью

— В обеспечении общественной безопасности вам так и не удалось решить главную задачу — преодолеть опасную тенденцию развития криминогенной обстановки, добиться перелома в борьбе с организованной преступностью, коррупцией, экономическими преступлениями.

Оперативная обстановка с 2001 года ухудшается, преступные посягательства растут количественно и качественно. За последние шесть лет уровень преступности в расчете на 100 тысяч населения вырос на 70%, количество потерпевших в результате совершенных преступлений возросло более чем в два раза, число погибших и раненых в криминальных происшествиях превысило 40 тыс. человек. За последние шесть лет рецидивная преступность возросла в 2,3 раза, в быту — почти в 3,5 раза, в состоянии алкогольного опьянения — в 2,3 раза. Сохраняется высокий уровень аварийности и гибели людей на дорогах, снижается активность в противодействии незаконному обороту наркотиков. Количество официально зарегистрированных наркоманов увеличивается каждый год в среднем на 800 человек, на учете в учреждениях Минздрава состоит около 10,5 тыс. наркоманов. В то же время количество выявляемых преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков постоянно снижается. Наркотики в большинстве случаев у нас стали утекать через министерство здравоохранения и работников этой сферы. Многие факты нашим уважаемым правоохранительным органам известны. Если не все. Но руководство МВД это пока не беспокоит.

Как могло случиться, что «морозовская» группировка долгое время бесчинствовала на глазах у милиции, прокуратуры и КГБ? Эти факты говорят о серьезных провалах и проблемах, укоренившихся внутри наших силовых ведомств.




Налоговое давление на белорусскую экономику: хроническая гипертония

26.03.2008. Белорусские новости

Елена Новожилова

На фоне заявлений чиновников о «продолжающемся сокращении налоговой нагрузки» не слышащая сего нагрузка все растет и растет. В минувшем году фискальный прессинг на экономику в Беларуси вырос на 1,6% в сравнении с 2006-м, составив 47,3% ВВП. Едва ли возможно рассчитывать на конкурентоспособность отечественных товаров при таком положении дел.

Рост налоговой нагрузки, с учетом отчислений в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты (ФСЗН), в сообщении пресс-центра Министерства по налогам и сборам (МНС) объясняется опережающим ростом налоговых доходов (темп роста в сопоставимых ценах к уровню 2006 года — 113,4%) к росту ВВП (темп роста — 108,2%).

Для сравнения, общая налоговая нагрузка на российскую экономику составляет около 36% ВВП, что, по оценке, президента Путина, «очень много», а потому поставлена задача уже к 2009 году довести налоговую долю в ВВП до 33,7%.

Структура налоговой нагрузки на экономику Беларуси в 2006-2007 гг.

 наименование показателя

 2006 год

 2007 год

 отклонение, (+/-)

 Налоговая нагрузка с учетом отчислений в ФСЗН, в % к ВВП

 45,7

 47,3

 1,6

 Налоговая нагрузка без учета отчислений в ФСЗН, в % к ВВП

 34,0

 35,6

 1,6

 Косвенные налоги, в % к ВВП

 17,8

 16,5

 -1,3

 Прямые налоги, в % к ВВП

 9,2

 9,3

 0,1

 Смешанные налоги, в % к ВВП

 4,1

 2,9

 -1,2

 Прочие налоговые доходы, сборы, пошлины

 2,9

 6,9

 4,0

 Отчисления в ФСЗН, в % к ВВП

 11,7

 11,7

 -

С наибольшей силой на экономику Беларуси давят косвенные налоги: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпроизводителей и налог с пользователей автомобильных дорог, т.е. платежи из выручки от реализации продукции, налог с продаж.

В прошлом году их удельный вес в ВВП составил 16,5%, что меньше, чем в 2006-м на 1,3%. Это обусловлено отставанием темпов роста поступлений косвенных налогов (темп роста — 100,7%) по отношению к динамике ВВП, поясняют в МНС.

За счет НДС сформировано 54,6% всех косвенных доходных источников, — снижение удельного веса в ВВП на 0,3% — до 9%.

Доля акцизов в ВВП снизилась на 0,4%, составив 3,2%, что в министерстве связывают со снижением поступлений акцизов на автомобильное топливо «по причине сокращения объемов импорта нефтепродуктов».

Удельный вес в ВВП платежей из выручки от реализации снизился с 3,7% в 2006 году до 3,1% в 2007-м, — сказались, в частности, меры по минимизации последствий роста цен на энергоносители.

Вторые по силе прессинга — прямые налоги, в составе которых налоги на прибыль и доходы, подоходный налог, целевые сборы из прибыли, налог на недвижимость, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

Удельный вес прямых налогов в белорусском ВВП по сравнению с 2006 годом возрос на 0,1%, составив 9,3%.

Около 80% прямых налогов занимают налог на прибыль и подоходный налог с физлиц. По сравнению с 2006-м их совокупные поступления выросли почти на 9%, а удельный вес в ВВП увеличился на 0,1% — до 7,4%.

В основе усиления роли прямых налогов в бюджетном процессе, по мнению представителей налогового ведомства, «лежит положительная динамика макроэкономических показателей: прибыли организаций и реальных денежных доходов населения».

Удельный вес в ВВП смешанных налогов сократился на 1,2%, остановившись на уровне 2,9%, что, в первую очередь, связано с отменой в минувшем году единого платежа от фонда заработной платы, который в 2006-м обеспечивал 0,9% ВВП.

По сравнению с 2006 годом удельный вес «прочих налоговых доходов, сборов и пошлин» в ВВП вырос на 4%, едва не дотянув до 7% (6,9%). Столь стремительную динамику в МНС объясняют ростом в 2,7 раза доходов от внешнеэкономической деятельности, которые в группе «прочих налоговых доходов» занимают 95%. При этом удельный вес доходов от внешнеэкономической деятельности в ВВП возрос с 2,6% в 2006 году до 6,5% в 2007-м.

Львиную долю внешнеэкономических доходов составляют таможенные пошлины, общий рост которых в значительной степени связан с повышением ставок таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты до российского уровня.

Вступая в новый год, министры экономического блока в один голос обещали: будет продолжена оптимизация налоговой системы и сокращение фискального бремени. По заявлению главы Минэкономики Николая Зайченко, сделанному при рассмотрении проекта закона о бюджете-2008, налоговая нагрузка на экономику в этом году сократится на 0,1% (!), — «это очень важный шаг». По мнению начальника главного управления налоговой политики и доходов бюджета Минфина Александра Козлякова, государство идет на «беспрецедентные меры по снижению налоговой нагрузки»: за последние три года уже отменены 12 налоговых платежей в бюджет, еще 5 отменены с 1 января 2008-го.

На летней встрече с журналистами замминистра по налогам и сборам Василий Каменко также заверял, что налоговая нагрузка сокращается и будет сокращаться: «Мы из года в год отказываемся от сбора целого ряда косвенных оборотных налогов». Для оценки же истинной фискальной нагрузки на плательщиков, полагает он, ссылаться на долю налогов в ВВП некорректно: «Удельный вес налогов в ВВП не всегда складывается из платежей предприятий. Очень много у нас поступает и по линии Министерства финансов, куда напрямую зачисляются доходы от реализации неэффективно используемого государственного имущества. Налоговая нагрузка с реальных плательщиков сокращается и впредь будет сокращаться. Но валовый сбор налогов мы сократить не планируем — есть и другие источники у государства, помимо доходов от предпринимательской деятельности. Приватизация, например».

С нынешнего года действительно отменены пять обязательных платежей, однако, по замечанию Минфина, «выпадающие доходы бюджета будут частично компенсированы увеличением прогнозной суммы налога на прибыль».

Именно в этом дополнении, считает экономист Ярослав Романчук, кроется «ключевая ментальная и идеологическая проблема белорусского правительства. Оно для виду сокращает некие мелкие налоги и платежи, но так, чтобы не снизить доходную часть бюджета. До тех пор, пока это противоречие не будет разрешено, декларации о снижении налоговой нагрузки будут блефом».




Стимул для экспорта услуг

14.03.2008. Экономическая газета

Анна Радюк

Госдума РФ ратифицировала 7 марта 2008 г. Протокол между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг, подписанный в Минске 23 марта 2007 г.

Напомним, что с 1.01.2005 г. вступило в силу межправительственное белорусско-российское Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг. Этот документ обеспечил переход во взаимной торговле двух стран на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения. В настоящее время его положения применяются в отношении перемещаемых товаров.

Что же касается выполнения работ и оказания услуг, то порядок взимания косвенных налогов по ним должен быть оформлен отдельным Протоколом, который является неотъемлемой частью Соглашения.

Белорусский парламент ратифицировал этот документ еще летом прошлого года (Закон от 16.07.2007 № 259-З). Его вступление в силу* позволит в торговле между двумя странами при взимании косвенных налогов применять единый принцип страны назначения не только по товарам, но и по работам и услугам.

В настоящее время и в Беларуси, и в России НДС взимается при выполнении работ, оказании услуг, местом реализации которых является соответственно территория РБ либо территория РФ. При этом лицо, производящее эти работы и услуги, обязано исчислять и уплачивать НДС в бюджет страны, резидентом которой оно является. Если же работы и услуги оказывает нерезидент, налог за него в ряде случаев уплачивает заказчик. Место реализации при этом определяется в нашей стране статьей 33 Общей части Налогового кодекса РБ, в России — ст. 148 главы 21 Налогового кодекса РФ.

Согласно Протоколу взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг будет осуществляться, как и сегодня, в государстве, территория которого признается местом их реализации. В зависимости от вида выполняемых работ и оказываемых услуг место реализации будет определяться по трем критериям: по месту фактического выполнения (оказания) работ и услуг; по месту регистрации лица, их приобретающего; по месту регистрации налогоплательщика, выполняющего работы (услуги).

Налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы по тем работам и услугам, местом реализации которых будет признаваться территория Беларуси, будут определяться в соответствии с национальным законодательством.

В статьях 3 и 4 Протокола оговорен порядок налогообложения работ и услуг, связанных с недвижимым и движимым имуществом, транспортными средствами, услуг в сферах культуры, искусства, образования и обучения, физической культуры, туризма, отдыха и спорта, а также оказания консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, получении, передаче, переуступке патентов, лицензий, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, торговых марок, товарных знаков, знаков обслуживания, авторских, смежных прав или иных аналогичных прав, при аренде и лизинге движимого имущества и др.

В целях устранения двойного налогообложения Протоколом определены особенности налогообложения услуг по производству товаров из давальческого сырья и материалов, работ и услуг по ремонту, модернизации, переоборудованию транспортных средств, а также работ по изготовлению продукции, выполняемой по договорам подряда.

Сейчас при выполнении таких работ и услуг на территории РБ по заказам резидента РФ должен поступать НДС по месту их выполнения в бюджет Беларуси (по нашему законодательству). Но при ввозе продуктов переработки либо отремонтированных транспортных средств на территории РФ налог подлежит повторному удержанию в бюджет РФ на основании норм налогового законодательства этой страны. Такой порядок не стимулирует привлечение российских заказчиков в РБ.

Протокол предусматривает, что при выполнении таких работ и оказании услуг применение нулевой ставки НДС (соответственно обложение налогом продуктов ремонта и изготовления) будет производиться в том государстве, на территории которого они вводятся, т. е. единый принцип продвижения товаров по стране назначения, чтобы избежать всяких двойных трактовок.

Министр финансов Николай Корбут, выступая в парламенте, отметил, что благодаря переходу в торговле с РФ на принцип взимания косвенных налогов по стране назначения в госбюджет ежегодно дополнительно поступает около 1 трлн. Br. По его словам, значительную выгоду получили и отечественные предприятия, чья продукция стала поставляться в Россию с нулевой ставкой НДС. Это повысило их конкурентоспособность и экспортный потенциал. А вступление в силу Протокола создаст дополнительные условия по развитию экспорта работ и услуг.




Государство должно обеспечивать равнодоступность всех товаров и услуг

23.03.2008. БЕЛТА

Уровень благосостояния является самым справедливым критерием социальной поддержки. Такое мнение высказала 23 марта в эфире Первого национального телеканала заместитель главы Администрации президента Республики Беларусь Наталья Петкевич.

По ее словам, в Беларуси льгота стала восприниматься как награда за заслуги не только самому человеку, но и членам его семьи. "Но ведь льгота - это помощь, поддержка тому, кто в ней нуждается, независимо от того, к какой категории человек относится. Пенсионер пенсионеру рознь, и студент студенту рознь", - считает Наталья Петкевич.

Она отметила, что отмена льгот - это объективно болезненный процесс, кото-рый необходимо пережить. "Но мы почему-то упускаем из вида то, какую реальную социальную помощь каждому гражданину оказывает и продолжает оказывать государст-во", - подчеркнула Наталья Петкевич.

"Покупая талон на проезд за полную стоимость, мы отнюдь не оплачиваем реальную стоимость проезда. Государство оплачивает колоссальный процент комму-нальных и медицинских услуг, стоимость детских садов и учебников. Это все то, что реально стоит во сто крат выше", - добавила заместитель главы Администрации президента.

Она убеждена, что адресная помощь более уважительна к нуждам конкретного человека, который получает конкретную денежную сумму и вправе воспользоваться ею, как считает нужным. "Президент Беларуси определил очень точную и правильную формулу взаимоотношения власти и человека: государство - для народа, а человек - во благо своего отечества", - резюмировала Наталья Петкевич.

Государство должно обеспечивать равнодоступность всех товаров и услуг. "У государства возникает необходимость обеспечить равнодоступность всех товаров и услуг в стране. Это не означает, что должна быть уравниловка, но главное, чтобы у каждого человека была возможность приобрести товары или услуги", - сказала Наталья Петкевич.

По ее словам, такая равнодоступность обеспечивается государством в различных формах. Во-первых, государство должно дать возможность гражданам работать и зарабатывать. Во-вторых, необходимо сделать так, чтобы не было дефицита товаров и услуг. В-третьих, если человек находит в тяжелой жизненной ситуации, то государство должно ему помочь, независимо от того, какого он возраста, к какой социальной категории относится, и даже независимо от его заслуг перед страной. "Именно в этом заключается принцип социальной справедливости. Государство должно заботиться о каждом своем гражданине", - подчеркнула заместитель главы Администрации президента.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ