Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №188(01.04.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
СОДРУЖЕСТВО НЕПРИЗНАННЫХ ГОСУДАРСТВ НА ПУТИ К ПРИЗНАНИЮ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
НАМ ПИШУТ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Борьба за контроль над газовым экспортом Центральной Азии: раунд остался за Россией

А.Грозин

Богатые газом страны Центральной Азии 11 марта совершили своеобразный переворот во взаимоотношениях как с российским «Газпромом», так и со всеми внешними потребителями среднеазиатского газа. В высотном здании «Газпрома» Россией, Казахстаном, Туркменистаном и Узбекистаном было принято решение о переходе на мировые цены за центрально-азиатский газ с 2009 года.

Это событие следует, во-первых, рассматривать с точки зрения его соответствия российским национальным интересам. А во-вторых, с точки зрения имеющихся сегодня геоэкономических и геополитических категорий. Та спокойная реакция, которую продемонстрировало руководство «Газпрома», а также ведущие российские политики, однозначно указывает на то, что Россия как минимум была своевременно проинформирована о готовящемся коллективном решении. Вообще, смею предположить, наша страна принимала определенное участие в его выработке. Поэтому не следует говорить о каком-то сюрпризе или серьезных потерях для «Газпрома».

Судя по впервые опубликованным 17 марта компанией "КазМунайГаз" конкретным параметрам, цена на газ Центральной Азии при нынешних условиях может составить 290–310 долл. за тысячу кубометров. По словам главы "КазМунайГаз" Узакбая Карабалина, "Мы должны получать максимальную цену за газ, такой ценой является европейская цена".

Определенные проблемы у ведущего российского газового монополиста появятся, поскольку некоторая часть внутреннего газового рынка России «закрывалась» среднеазиатским газом. Однако мы прекрасно знаем, что его основным потребителем до последнего времени была «незалежная» Украина и некоторые другие страны постсоветского пространства. В то же время на европейские рынки газ Центральной Азии шел в небольших объемах. Поэтому очевидно, что в связи с решением о переходе к мировым ценам на центрально-азиатский газ проблемы возникают в первую очередь у традиционных потребителей этого ранее дешевого сырья.

Ситуация на газовом рынке постсоветского пространства меняется кардинальным образом. Ясно, что уже с 2009 года, когда будет применяться рыночная формула расчета цены на газ, экспортируемый государствами Средней Азии, всем придется платить больше. Причем платить будет не Россия. Потому что внутрироссийские проблемы решаются достаточно легко. И у «Газпрома» есть ресурсы для того, чтобы технические шероховатости, связанные с повышением цены, снять «малой кровью». Для этого есть масса возможностей.

Во-первых, очевидно, что те программы развития, которые уже заявлены «Газпромом», будут продолжаться и дальше. Они просчитаны как минимум на полвека вперед. И каких-то катастрофических изменений в газовом балансе российских потребителей в ближайшем будущем не предвидится. Еще ни разу газпромовцы на дефицит денег не жаловались, думаю, они и не собираются этого делать в обозримой перспективе.

Во-вторых, существует пока еще слабо задействованный потенциал других компаний, добывающих газ на российской территории.

А вот нашим украинским друзьям, в конечном счете, действительно есть о чем серьезно задумываться и грустить. Платить прежние деньги (немногим менее $180 за тысячу кубических метров газа) и дотировать свою экономику центрально-азиатским газом с 2009 года у них физически не получится. Эксперты по-разному оценивают среднеевропейскую цену газа. Но все цифры на 2008 год находятся в пределах ценового коридора от $320 до $360 в зависимости от расположения той или иной страны и расходов на транзит.

Повышение до уровня среднеевропейских цен на центрально-азиатский газ больно ударит по украинской экономике и до конца текущего года Ющенко-Тимошенко должны решить, как страна будет жить в условиях среднеевропейских цен на газ. Стоит напомнить, что сейчас экономика Украина на треть зависит от поставок газа извне и зависимость эта из года в год лишь увеличивается. Если сегодня еще есть разделение газа на центрально-азиатский и российский, то с начала 2009 года оно исчезнет - газ в трубе потеряет свою географическую окраску и стоить станет одинаково.

Вследствие повышения цен на среднеазиатский газ, "Газпрому" в следующем году в любом случае придется пересматривать соглашения с Украиной. А сам "Газпром" в 2009 году пересмотрит свою позицию - станет скорее транзитером и цены поднимет для всех. Будет сформировано единое "экспортное окно": обеспечение стабильного поступления газа из Азии по российским трубам в Европу. "Газпрому", вероятно, придется столкнуться со снижением операционной прибыли. Возможно, по деньгам он что-то и проиграет, но выиграет в качестве поставок.

Конкретный масштаб потерь пока подсчитать затруднительно, но ясно, что дешевого центрально-азиатского газа, а с ним и возможности получения сверхприбыли от перепродажи уже не будет. Будет разумная прибыль и прозрачный, лишенный какого-либо «серого» содержания бизнес. К этому так стремилась премьер Украины Юлия Тимошенко. Остается порадоваться за то, что ее ожидания так быстро и полномасштабно воплощаются в жизнь.

Соглашение ломает всю выстраивавшуюся много лет конструкцию позиции официального Киева на переговорах с «Газпромом». Ведь до сих пор главной парадигмой украинской позиции было то, что российский газовый гигант экспортирует в Украину дешевый газ Центральной Азии и более дорогой российский. С начала следующего года «Газпром» нивелирует эту разницу.

Четырехстороннее соглашение выводит отношения между Россией и Центральной Азией в газовой сфере из «неформальной» области «братских» отношений в сферу прагматизма и рыночной экономики.

Украина может попытаться смягчить шок для своей экономики повышением тарифа на прокачку до того же среднеевропейского уровня. Сейчас Украина прокачивает газпромовский газ на Запад, получая $1,5 за прокачку определенного количества газа на определенное расстояние. По среднеевропейским ценам это $4. Но даже в этом случае предполагаемое повышение цены среднеазиатского газа будет компенсировано максимум лишь на треть. Чем заполнять остальные две трети с учетом, мягко говоря, странной ситуации, которая наблюдается на Украине в последние годы, трудно предположить. Может быть, у госпожи Тимошенко есть где-нибудь тайные запасы газа, или Украина собирается прокладывать новую трубу («Белый поток» или какой-нибудь еще). Интересно, что накануне обнародования четырехстороннего решения украинский президент Ющенко съездил в Казахстан за «дешевым газом» и получил вполне здравый ответ: наладить двустороннее энергетическое сотрудничество без учета мнения России не получится. Ну не самолетами же возить газ через территорию России? Прокладывать же новый трубопровод, или пытаться вдохнуть жизнь в проект Одесса - Броды - Плоцк, сейчас, когда страны Средней Азии объявили о переходе на мировые цены, фактически бессмысленно. К тому же нефть Центральной Азии дорожает как и газ и, вскоре, судя по всему, сравняется в цене с российской.

Таким образом, «заявление четырех» обозначило важный факт: Россия полномасштабно выигрывает в стратегическом плане, сохраняя контроль над центрально-азиатским газовым экспортом.

Что способен в свете достигнутого соглашения предпринять Запад?

Поле для маневра у ЕС и США ограничено и быстро сужается. Западные стратеги полагали, что Россия не заслуживает доверия как гарант поставок углеводородов в Европу и США. Условием для признания России «цивилизованной страной» считалось присоединение Москвы к Европейской энергетической хартии, где основной идеей является свободный доступ западных компаний на российский рынок углеводородов и трубопроводной сети.

Теперь затруднительно будет критиковать Россию за то, что она использует «серые схемы» в сфере ценообразования на импортируемый из Центральной Азии и экспортируемый затем в Украину и Европу газ.

Наверное, жаль хоронить проект Транскаспийского трубопровода (ТКТ) на нынешней стадии. Единственным государством, который публично поддержал проект, стал Азербайджан. Поддержав «Транскаспий», Азербайджан даже взялся за разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта (и наверняка 1,7 млн. долл. выделенных на это американским правительством уже без следа «растворились» и их придется списать как непроизводственные расходы).

Впрочем, никто, никогда и нигде позицию Баку по проблеме ТКТ ключевой не считал и не считает. Для Вашингтона и Брюсселя было важнее заручиться поддержкой Астаны и Ашхабада. Последние и должны были стать гарантами заполнения трубы, без которых строить газопровод по дну Каспийского моря нет смысла.

Казахстан и Туркменистан довольно долго колебались на этот счет, что было воспринято Западом, как нежелание Астаны и Ашхабада сотрудничать с Москвой. Предполагалось, что европейцы дадут странам Центральной Азии тарифы более высокие, чем те, которые давал «Газпром».

Похоже, на то что евробюрократы и чиновники Госдепа весьма серьезно ошиблись, недооценив возможности России и «Газпрома». Они, судя по ряду данных, надеялись на то, что россиян «задушит жаба», в силу чего они будут долго и упорно противостоять желанию центральноазиатов поднять цену на газ. Переговоры будут затягиваться, а отношения сторон портиться. Ничего похожего, как мы видим, не произошло. Более того: Москва дает Астане, Ташкенту и Ашхабаду цены даже более высокие, чем абстрактные, повторяемые из года в год предложения многочисленные западные эмиссары.

Что касается европейского энергопроекта "Набукко", то он в новых условиях остается без сырьевого ресурса. Ресурс Азербайджана не является достаточным для такого масштабного трубопровода, а другие Туркменистан, Казахстан и Узбекистан "уходят на европейские трубы" через Россию. Теперь стало ясно, что любые масштабные энергетические проекты в Центральной Азии будут осуществляться посредством транзита по старым и новым трубам "Газпрома".

Для "Набукко" остается лишь один вариант: привлечение иранского газа, но это затруднительно в силу общеизвестных причин. В соседнем Ираке хотя и есть газовые месторождения, но они не разрабатываются и их ввод в эксплуатацию требует много денег и времени, что ставит под угрозу весь проект. У европейцев нет ресурса, и разговоры о "Набукко", скорее всего, постепенно станут затихать. Единственный вариант спасения проекта – договоренность с "Газпромом", но это противоречит самой философии и «Набукко» и ТКТ. Реалистичность альтернативных газопроводов из Центральной Азии в Европу сводится на нет.

Если раньше европейцы и американцы могли пытаться приманить Бердымухамедова, Назарбаева или Каримова высокими ценами на газ, то после того, как Россия согласилась платить эти же деньги, какая бы то ни было экономическая мотивация прокладывать новые трубы полностью отсутствует.

Не думаю, что наши «западные друзья» быстро спишут в утиль свои антироссийские энергетические проекты, но при всей демонстративной заботе о своей энергетической безопасности ни одно европейское правительство (даже наиболее чутко прислушивающиеся к мнению из Вашингтона страны Восточной Европы) не будет выкладывать в два раза большую сумму за тот товар, который оно может купить в два раза дешевле. На поле категорий экономической выгоды всегда побеждает экономика, а не политика. Как бы американцы ни лоббировали свои интересы в новых энергетических проектах.

В силу всех вышеуказанных причин заявление представителей центрально-азиатских национальных нефтегазовых компаний и «Газпрома» следует оценивать как полноценную победу российской энергетической политики. Да, Россия, конечно, понесет определенные затраты, но они, во-первых, будут невелики. А во-вторых, за отстаивание своих национальных и геоэкономических интересов всегда приходится платить. И это следует четко понимать.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ