Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №188(01.04.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
СОДРУЖЕСТВО НЕПРИЗНАННЫХ ГОСУДАРСТВ НА ПУТИ К ПРИЗНАНИЮ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
НАМ ПИШУТ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Ахиллесова пята

25.03.2008. ИАЦ Кабар (Киргизия)

Альберт Богданов

Водно-энергетические проблемы ЦентрАзии не решить без кооперации

Россия предлагает создать единое научно-техническое пространство. Объединение умов стран Содружества поможет создать наукоемкий рынок, равный европейскому и американскому.

Взаимодействие государств в этой сфере давно назрело и если оно до сих пор не налажено, то эта наша нерасторопность и недальновидность, заявил избранный президент России Дмитрий Медведев. Самым серьезным и больным вопросом для государств Центральной Азии остается энергетика. Именно в этой сфере потребуются новые подходы и внедрение современных технологий. Но нужна еще и политическая воля для налаживания цивилизованных отношений между странами, которые много лет не могут наладить взаимосвязь использования водных и энергетических ресурсов.

Настало время сообща решать жизненно важные вопросы без конфликтов. Например, в обеспечении газом, распределении водно-энергетических ресурсов, заявил "Голосу России" российский сенатор Юрий Осинцев. "Нужно договариваться, искать компромиссы, вести поиск взаимного интереса. В том числе и по стоимости природного газа. Это не должна быть жесткая рыночная цена. Но дотаций не должно быть. Взаимовыгодное сотрудничество предполагает целый комплекс экономических интересов. И надо проработать варианты, когда цены на энергоресурсы должны быть абсолютно нерыночными", - говорит сенатор и добавляет, что в договорах надо обосновать взаимовыгодную стоимость ресурсов на какой-то определенный срок. Это вполне отвечает интересам Кыргызстана, который никак не может договориться с соседями о разумной плате за воду. Это очень сильно затрагивает интересы соседних республик, которые начинают самостоятельно искать выход из ситуации.

Суровая зима и энергетический кризис в Таджикистане подтолкнул его искать новых союзников за пределами СНГ. Только что в Душанбе прошла встреча глав МИД Афганистана, Ирана и Таджикистана, которых объединяет общая история, культура и язык. Но не только это может стать причиной образования персо-язычного альянса, передает Би-Би-Си. РУСАЛ и Таджикское правительство не смогли договориться о завершении строительства Рогунской ГЭС, а Иран был тут как тут: он предложил свою помощь в сооружении второй Сангутдинской и Шуробской ГЭС на реке Вахш. Кроме того, Иран готов финансировать строительство кардиохирургического центра в Душанбе и прокладку железной дороги через Афганистан, что выведет Таджикистан из транспортного тупика, а Афганистан из изоляции. Похоже на то, что на Х1 встрече глав государств-членов Организации Исламская Конференция в столице Сенегала Дакаре Иран и Таджикистан договорились о создании Экономического совета с участием Афганистана. Словом, восточный вектор в политике Таджикистана обозначился. Он готов сотрудничать со всеми, кто обещает реальные инвестиции и взаимовыгодные проекты.

Вне СНГ ищет выгоды и Туркменистан. По сообщению Госинформагенства республики, сегодня 25 марта президент Гурбангулы Бердымухамедов завершает переговоры в Турции, куда идет туркменская электроэнергия, текстиль, хлопок-волокно, нефтепродукты. Похоже на то, что теперь туда пойдет и природный газ по приемлемым для Туркменистана ценам. Если в Турции смогут реализовать проект по строительству подземных газохранилищ и заводов по сжижению газа, то откроются возможности транспортировки голубого топлива в Европу по трубопроводу "Набукко". Все это говорит о том, что десятилетиями испытанные партнеры, входящие в Содружество, не находят в нем удовлетворения. Несмотря на то, что на прошлогоднем ноябрьском заседании Совета глав правительств СНГ перемещение энергоресурсов через границы Содружества было одним из главных вопросов, и Туркмения подтвердила свой выбор в пользу приоритетного сотрудничества с Россией. К сожалению, взаимосвязи внутри СНГ не отличаются прагматичностью, и далеко не всегда опираются на современные политические и экономические реалии и каждый в Содружестве действует сам по себе.

Например, Казахстан, не дождавшись образования международного водно-энергетического консорциума, намерен самостоятельно решить водные проблемы. На заседании правительства, передает "Голос России", премьер Карим Масимов сказал, что сейчас это вопрос национальной безопасности. Потому и решено уже в этом году начать строительство большого внутреннего водоема – Коксарайского. Стоимость проекта - полмиллиарда долларов. Это позволит избавиться от постоянных наводнений на юге Казахстана и нехватки влаги для орошения летом. Для этого и предназначен новый регулятор водных ресурсов. В одиночку вырыть котлован на равнине и построить 45-километровую дамбу водохранилища Казахстану будет непросто. Однако он вынужден начать реализацию проекта. При этом, по замечают казахского премьера, это не противоречит идее создания центрально-азиатского консорциума. Наоборот, строительством нового водоема подтолкнет страны региона активизировать диалог по проблеме скорейшего учреждения так необходимой всем наднациональной организации. Пока же это может создать проблему соседям.

"Существующий водный режим нас не устраивает. Однако строительство водохранилища без согласования и создания общей бассейновой системы Центрально-азиатского региона регулирования связано с большим риском. Чтобы не ошибиться с параметрами, режимом, нужно договориться о межгосударственной системе управления", - заявил "Независимой газете" зам.директора Института географии минобразования Казахстана Игорь Мальковский. Тем не менее, страны продолжают действовать по своему усмотрению. Например, Узбекистан. По сведениям МЧС Казахстана, он с 1993 года в период избытка воды сбрасывает ее излишки. В 2000 году без согласования с соседями начал возводить Арнасайское водохранилище и перекрыл водосбросный тракт в Шардарьинский водоем. Через четыре года, сообщает журналистка Ботагоз Сейдахметова, Узбекистан отказался подписать четырехсторонний протокол по водопользованию между странами региона. В результате в Шардаринском бассейне зимой образуется излишек влаги, которую и сбрасывают в низовья реки Сырдарья и происходит затопление Кызылординской области. В этом году без крова осталось 13 тысяч человек. Репортер приводит слова главного водника Казахстана Анатолия Рябцова: "В этой ситуации вынужденным вариантом минимизации ущерба является строительство емкости, куда зимой можно сбрасывать излишки воды, а летом использовать ее для орошения".

Нынешняя водно-энергетическая система такова, что соседи вынуждены договариваться об отпуске и приеме воды из Кыргызстана и Таджикистана, говорит эксперт по Центральной Азии Андрей Грозин. "Создание наднационального органа управления ресурсами решит эту проблему. Можно выработать преференции, возмещение государствам, которые содержат гидросооружения. Тем более, что эти две страны самые бедные в регионе, и в рамках ЕврАзЭС можно было бы привлечь ресурсы, знания, специалистов, технологии не только этих стран, но и России, которая также заинтересована в развитии энергетики в Центральной Азии". Едва ли кого-то может устроить ситуация, когда с 1991 года межгосударственная торговля электроэнергией снизилась в 3-4 раза. И все потому, что никто не регулирует производство – зимой дефицит, а летом излишки. Проблема еще и в том, что "пока в инвестиционном секторе стран-участниц ЕврАзЭС вектор сотрудничества только обозначается и не стал определяющим для интеграционных процессов. Объем взаимных инвестиций государств Сообщества в общем объеме иностранных капиталовложений в 2005 году составил в Кыргызстане 29%, в Таджикистане - 1,6%", - пишет "Независимая газета".

Словом, использование воды в Кыргызстане стало "ахилесовой пятой". Республика не может защитить свои интересы, и соседи пользуются этим, говорит Президент Курманбек Бакиев. Нынешняя зима показала, что несмотря на громадный гидроэнергетический потенциал Кыргызстана и Таджикистана в 370 млрд. кВтч. в год, в этих странах возник энергетический кризис, а Таджикистан оказался на грани гуманитарной катастрофы. Сейчас, когда энергетические и водные параметры становятся решающим фактором в интеграции стран, край как необходимо сообща решать вопросы рационального использования этих ресурсов. Если оставить все как прежде, то перед регионом неизбежно возникнут проблемы энергетического и продовольственного коллапса. А значит и выживания 50 миллионов людей.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ