Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №51(01.05.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ЗАКАВКАЗЬЕ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ФОРУМ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ЗАКАВКАЗЬЕ



Хроника

15 апреля. В связи с высадкой 12 апреля в селе Ажара Кодорского района 80 российских десантников Э.Шеварднадзе заявил, что мирное разрешение этого инцидента произошло благодаря не только "разумным решениям" Москвы, но и мировому сообществу, которое в оперативном порядке отреагировало на действия российских миротворцев. (Десантники были выведены из Кодорского ущелья 14 апреля). Э.Шеварднадзе подчеркнул, что "разрядить ситуацию" удалось в результате беседы с Путиным, который принял "единственно верное решение в сложившейся ситуации". "Решение Владимира Путина вывести подразделение из Кодорского ущелья приветствовали не только в Тбилиси, но и во всем мире".

15 апреля. Как заявил министр обороны России С.Иванов, миротворческие силы СНГ будут продолжать патрулирование в зоне грузино-абхазского конфликта в соответствии с мандатом. По его словам, российские миротворцы в ходе патрулирования в Кодорском ущелье установили ряд нарушений со стороны грузинских вооруженных сил. Наблюдатели заметили там от 150 до 200 военнослужащих Грузинской национальной гвардии и около 100 вооруженных местных жителей. Об этих нарушениях сообщено представителю ООН. Как подчеркнул министр, Э. Шеварднадзе признал факт нарушений и пообещал в ближайшее время их устранить.

15 апреля. По сообщению агентства "Интер-Пресс", Министр Грузии по особым делам Малхаз Какабадзе назвал "абсолютно безосновательными" требования абхазской стороны об открытии поста российских миротворцев в селе Ажара в качестве условия возобновления грузино-абхазских переговоров. По его словам, взятые, согласно протоколу от 2 апреля обязательства о выводе подразделений Министерства обороны из Кодорского ущелья, грузинская сторона выполнит с "учетом безопасности местного населения".

15 апреля. После встречи в Москве 11-13 апреля со спецпредставителем российского президента по абхазскому вопросу Валерием Лощининым возвратившийся в Тбилиси Малхаз Какабадзе заявил, что в основу "действий Москвы" по урегулированию абхазской проблемы ляжет заявление российского президента от 12 октября прошлого года, а также идеи, высказанные на встрече президентов двух стран 13 ноября прошлого года в Москве и во время алма-атинского саммита лидеров стран СНГ, а также встречи секретарей Совета безопасности Кавказской четверки 9-11 марта этого года в Сочи.

15 апреля. И.о. министра обороны Абхазии Гиви Агрба заявил, что если грузинские части не выйдут из Кодорского ущелья в течение 14 дней, то туда будут введены абхазские войска.

15 апреля. Правоохранительные силы Карачаево-Черкесии взяли под контроль районы, граничащие с Грузией. Операция прошла в рамках осуществления комплексного плана взаимодействия правоохранительных сил Карачаево-Черкесии с пограничниками, утвержденного координационным советом на весенне-летний период 2002 года.

15 апреля. Консульские службы Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана и Грузии, аккредитованные в РФ, выразили озабоченность по поводу активизации группировок скинхедов в Москве. В письме, направленном в департамент консульской службы МИД РФ, представители консульств семи государств СНГ сообщают, что "в последнее время получают от своих граждан, находящихся в Москве, обращения по поводу заявлений и действий представителей экстремистских молодежных объединений, более известных как скинхеды".

15 апреля. Замминистра обороны Абхазии Гиви Аргба уведомил в письме главу миссии военных наблюдателей ООН Аниса Баджву, что Абхазия возвращает тяжелое вооружение в Кодорское ущелье. Это вызвано тем, что “грузинская сторона не выводит свои подразделения” из Кодори.

16 апреля. Оценивая события 12-13 апреля в Кодори, Э.Шеварднадзе заявил, что Грузия должна находиться в постоянной готовности, так как "страна не застрахована от более сложных ситуаций".

15 апреля. В Баку подписан протокол о сотрудничестве между Азербайджаном и Пакистаном в оборонной и военной сферах подписан. Документ принят по итогам переговоров министра обороны Азербайджана, генерал-полковника Сафара Абиева и секретаря обороны Пакистана, генерал-лейтенанта в отставке Хамида Наваза Хана. Стороны условились продолжить подготовку азербайджанских кадров в военных образовательных учреждениях Вооруженных сил Пакистана, а также договорились определить возможности сотрудничества в военно-технической области. Относительно армяно-азербайджанского конфликта, Абиев заявил, что Вооруженные силы Азербайджана “в любой момент готовы освободить оккупированные земли, для чего ведется серьезная подготовка”. Со своей стороны, Хамид Наваз Хан отметил совпадение позиций двух стран в борьбе с терроризмом и сепаратизмом и сказал, что Исламабад поддержит Аззербайджан в вопросе урегулирования карабахского конфликта. Он высоко оценил поддержку Азербайджаном позиции его страны в кашмирской проблеме.

16 апреля. Глава МИД Грузии Ираклий Менагаришвили сказал, что, "грузины отчетливо представляют, что абхазы не будут жить с ними в одном государстве, если их туда попытаются загнать силком". Тбилиси не собирается решать конфликт с Сухуми силовым способом. Касаясь инцидента с высадкой российских миротворцев в Кодорском ущелье 12 апреля, Менагаришвили отметил: "Мы считаем инцидент исчерпанным, но у нас остались вопросы". Он заявил, в частности: "Договоренности у российских военных с нами о переброске миротворцев в Кодорское ущелье не было, как не было договоренности и, соответственно, одобрения со стороны миссии ООН".

16 апреля. Как заявил Э. Шеварднадзе, Грузия вывела все свои подразделения национальной армии из Кодорского ущелья Абхазии. Там остаются только грузинские пограничники, поскольку их вывод не регламентирован. По его мнению, официальный Тбилиси выполнил все взятые на себя обязательства.

16 апреля. Координатор госдепартамента США по вопросам содействия странам бывшего СССР Уильям Тейлор заявил в Вашингтоне, что администрация Дж. Буша получила одобрение конгресса США и увеличивает содействие Азербайджану "в области безопасности". США планируют также расширить содействие Азербайджану в таких областях как "отслеживание финансовых потоков, идущих к террористическим группам", борьба с отмыванием денег, коррупцией, а также усиление охраны границ. "Наши военные теперь снова могут работать с военными в Азербайджане в рамках войны с терроризмом и могут обеспечивать переброску американских вооруженных сил и американского тылового обеспечения через коридор, ведущий к Центральной Азии".

16 апреля. Э. Шеварднадзе на встрече с первым заместителем председателя Государственной Думы РФ Любовью Слиской, прибывшей с группой российских парламентариев в Тбилиси, напомнил о сотрудничестве России и Грузии за последнее десятилетие. Он подчеркнул, что Россия и Грузия должны добиться восстановления традиционных братских и дружеских контактов. "Давайте вместе искать выход".

16 апреля. Президент Армении Р. Кочарян подписал указ о назначении Армена Смбатяна послом Армении в Российской Федерации. Армен Смбатян с 1995 года занимал пост ректора Ереванской государственной консерватории. В 1996-1998 гг. был министром культуры Армении.

17 апреля. Замминистра обороны Абхазии Гиви Аргба, что грузинская сторона "не только не выводит свои войска, но и наращивает свое присутствие". На сегодняшний день там продолжают находиться вооруженные подразделения грузинских сил общей численность до 900 человек. По данным Сухуми, в Кодорском ущелье среди вооруженных формирований Грузии находятся и так называемые "лесные братья", а также чеченские боевики.

18 апреля. По сообщению агентства "Интер-Пресс", и.о.начальника штаба российских миротворческих сил Константин Ротт в событиях 12-13 апреля в Кодорском ущелье обвинил грузинскую сторону. По его утверждению, население ущелья "с пониманием отнеслось” к российскому десанту и вывод десантников из ущелья осуществился “лишь благодаря" воле того, кого "ввел в заблуждение президент Грузии Эдуард Шеварднадзе". Согласно заявлению К. Ротта, грузинская сторона не выполняет обязательств подписанного 2 апреля в Тбилиси протокола по выводу из Кодорского ущелья военных формирований Грузии. По информации Ротта на сегодняшний день в ущелье находятся до 600 вооруженных лиц из числа переодетых в гражданскую форму пограничников, военнослужащих национальной гвардии и местного населения.

18 апреля. Глава российского МИД Игорь Иванов считает, что Россию и Грузию разделяют лишь подходы к проблеме борьбы с терроризмом. "Не вина российской стороны в том, что Тбилиси до сих пор не может принять решение, касающееся совместной борьбы против терроризма".

18 апреля. Глава МИД Армении Вардан Осканян обеспокоен возможной депортацией армян из Краснодарского края РФ. На пресс-конференции в четверг в Ереване Осканян отметил, что, если "вчера говорилось о возможной депортации армян из Краснодарского края, то сегодня уже предпринимаются определенные шаги". Министр сказал также, что в Ереване приветствуют “позицию руководства Российской Федерации, однозначно осудившего последние развития в Краснодаре”. Пресс-секретарь президента Армении Ваге Габриелян сообщил, что "к решению этой острой проблемы уже подключены посол России в Армении и армянский посол в Москве".

18 апреля. В распространенном заявлении министра по особым поручениям правительства Грузии Малхаза Какабадзе говорится, что "грузинская сторона полностью выполнила обязательства, взятые в соответствии с Московским соглашением от 14 мая 1994 года и Протоколами от 17 января и 2 апреля 2002 года".

18 апреля. Русская Православная церковь выступила с осуждением имевших место в Краснодарском крае актов вандализма в отношении армянских могил, выразив солидарность и поддержку Армянской Апостольской церкви и ее пастве.

18 апреля. Россия приостановила поставки электроэнергии в Грузию. С начала 2002 года грузинская сторона неоднократно нарушала платежную дисциплину при поставках российской электроэнергии в Грузию, в частности, последний платеж грузинской стороной осуществлен за поставки электроэнергии в декабре 2001 года.

19 апреля. Президент Союза армян России Ара Абрамян выступил с официальным заявлением в связи с актом вандализма в Краснодаре. Он потребовал привлечения к судебной ответственности губернатора Краснодарского края и других соучастников этих преступных действий".

19 апреля. Премьер-министр Абхазии Анри Джергения отметил, что Грузия до сих пор не вывела свои вооруженные формирования из Кодорского ущелья. "Абхазия с этим смириться не может". По его словам, грузинская сторона по-разному пытается объяснить присутствие своих вооруженных сил в районе - необходимостью охраны линий электропередач, защиты местного населения. "Но речь о другом - Грузия хочет использовать Кодорское ущелье в качестве плацдарма для наступления на Абхазию".

19 апреля. Э.Шеварднадзе заявил, что "никаких планов нападения или начала военных операций в Абхазии Тбилиси не разрабатывает".

19 апреля. Как заявил премьер Абхазии А.Джергения, прибытие представителей США в Грузию объяснялось в Тбилиси намерением провести антитеррористическую операцию в Панкисском ущелье, однако информация о ее ходе нигде не появляется. По мнению А.Джергения, информации нет потому, что "никто и не собирался заниматься этой операцией".

19 апреля. На закрытом заседании возглавляемого оборонного комитета Совета Федерации с участием представителей Минобороны и МИД РФ обсуждалась обстановка в Кодорском ущелье. Как заявил председатель оборонного комитета Совета Федерации Виктор Озеров, Грузия не придерживается взятых на себя обязательств в Кодорском ущелье, и сам факт присутствия грузинских пограничников в этом регионе "является нарушением договоренностей между Грузией и Абхазией о демилитаризации Кодорского ущелья. "Вывод о том, что Грузия нарушает договоренности о демилитаризации Кодорского ущелья, мы сделали после представленной нам министерством обороны и МИДом информации". По его словам, сенаторы убедились в том, что российские миротворцы, "напротив, действуют в Кодорском ущелье исключительно в рамках своего мандата".

22-25 апреля. В Азербайджане прошли Дни культуры РФ. Одновременно началась неделя российского кино. Стороны подписали протокол о сотрудничестве между министерствами культуры двух стран на 2003 год.

22 апреля. Э.Шеварднадзе заявил, что "американская сторона не изменила своего решения о направлении в Грузию своих военных специалистов для подготовки вооруженных сил Грузии к антитеррористической деятельности". Он считает, что грузино-американское военное сотрудничество не является основанием для противостояния с Россией. "Руководство России не против этого сотрудничества".

22 апреля. Э.Шеварднадзе отрицал, что в Кодорском ущелье находятся грузинские вооруженные формирования. По его словам "в настоящее время в Кодорском ущелье нет никаких формирований вооруженных сил Грузии, там находятся только пограничники". Вместе с тем президент признал, что в Кодорском ущелье "есть небольшая группа людей, охраняющих проходящую через этот регион стратегически важную линию электропередач, по которой электроэнергия поступает из России в Грузию и Турцию".

22 апреля. Как сообщили в МВД Грузии, инструкторы из специальных подразделений МВД Великобритании будут готовить личный состав антитеррористического спецназа грузинского МВД. "Договоренность об этом с британскими коллегами достигнута министром внутренних дел Грузии Кобой Нарчемашвили на переговорах в Лондоне".

23 апреля. В интервью газете “Московские новости”, Э.Шеварднадзе заявил, что Грузия не намерена размещать американские военные базы на территории страны. "Учитывая наше географическое положение, мы будем стремиться к статусу нейтральной страны". Месяцем ранее, 24 марта, Э.Шеварднадзе подтверждал намерение Грузии вступить в НАТО.

24 августа. По заявлению Г.Алиева, правовой статус Каспия должен быть выработан на основе международной признанной нормы - срединной линии. Однако, как отметил Алиев, на саммите прикаспийских государств в Ашхабаде, президент Туркмении Сапармурат Ниязов проводил “линию раздельно, так как он представляет это нужным". В связи с этим между делегациями возникли споры, которые не удалось разрешить, поэтому не было подписано никакого итогового документа.

24 апреля. Как заявил министр иностранных дел Абхазии С.Шамба, грузинская сторона не вывела, а наоборот нарастила свои силы в Кодорском ущелье. В результате ситуация в Кодорском ущелье "усугубляется и обостряется".

24 апреля. Спецпредставитель президента РФ по грузино-абхазскому конфликту, первый замглавы МИД РФ Валерий Лощинин заявил, что Россия поставляет военную технику в Абхазию только миротворцам. Комментируя по просьбе журналистов заявление грузинского посла в России о том, что "военная техника, находящаяся на вооружении у Абхазии поставляется из России", Лощинин сказал: "Не обращайте внимания".

25 апреля. Министр финансов Грузии Зураб Ногаидели сообщил, что правительство Грузии рассматривает вопрос о взимании арендной платы за дислокацию на территории страны российских военных баз. По мнению министра, этот вопрос не должен вызвать негативной реакции Москвы, так как "он не выходит за рамки цивилизованных отношений между двумя странами". Министр сообщил, что Грузия не снимает с повестки дня и вопрос о ее доле вооружений и военного имущества бывшего СССР, выделенного в начале 90-х годов Ташкентским соглашением.

25 апреля. Г.Алиев отметил, что у Москвы и Баку есть возможность выполнить все подписанные между сторонами соглашения. "Отношения России и Азербайджана интенсивно развиваются в хорошем направлении, в Азербайджане этому рады".




К вопросу о стабильности в Закавказье

Ф.Станевский.

Несметное число факторов определяют развитие обстановки в Закавказье, влияют на отношения России с Азербайджаном, Арменией, Грузией. Многие из них неподконтрольны ни Москве, ни столицам закавказских государств. Если к главным чертам нестабильности относится неясность будущего в результате хаотичного развития тенденций, нередко сталкивающихся и противоборствующих, то нестабильность в Закавказье – непреложный факт. Ослабление центральной власти в СССР, затем распад Советского Союза и последовавшее за ним резкое ослабление России со всей неизбежностью сопровождались разрушением старых основ устойчивости, в то время как создание нового фундамента для нормальной жизни в регионе – весьма длительный процесс. Появились новые, причём мощные полюсы притяжения для стран Закавказья – США, Турция, НАТО, Евросоюз. Получила развитие борьба за влияние в регионе с участием, помимо основных центров силы, целого ряда международных финансовых институтов, транснациональных кампаний, а также стран, прилегающих к региону – Ирана, Саудовской Аравии, Израиля и даже Румынии, Украины, Болгарии. Очевидна в целом профилирующая тенденция к укреплению позиций Соединённых Штатов. Однако США до сих пор не сумели показать, что их появление в регионе сопровождается стабилизацией и улучшением условий жизни населения. Более того, складывается противоположное впечатление: Грузия, бюджет которой в большой мере формируется США, МВФ и Всемирным банком, а руководство страной плотно опекается американскими советниками, находится в состоянии полуразрухи, из которой не видно выхода. Рост массовых антиамериканских настроений становится характерным явлением и для этого региона. Ставка США на демократизацию стран региона по своим образцам грешит противоречивостью, недоучётом региональной специфики. Яркий пример дала та американская проповедь свободы совести, которая уже привела к распространению сектантства на Южном Кавказе, проникновению сект даже в мусульманский Азербайджан. Оно ослабляет традиционные конфессии, а вместе с тем подрывает основы становления новых государств, поскольку традиционное христианство и сотрудничающий с властью ислам представляют собой редкий для региона фактор, цементирующий общество.

Ещё не вполне выявила в Закавказье себя взрывная сила исламского экстремизма, хотя ваххабизм, как и другие крайности мусульманства находятся здесь в тлеющем состоянии и могут вспыхнуть, если будет подпитка и задуют новые ветры. Это относится не только к Азербайджану, но и к Восточной Грузии. К сожалению, нет уверенности и насчёт светского будущего Турции. У всех на памяти сгоревший как спичка шахский режим Ирана, казалось бы полностью подконтрольный Соединённым Штатам.

Крупный фактор нестабильности – слабость опыта самостоятельного государственного строительства в закавказских странах. По сути, все три страны впервые занимаются этим исключительно трудным делом. Опыт многовековой давности, как и неудачный опыт 1918-20 гг., мало что даёт. Мы рассматриваем перспективу хрупких государств. В таких условиях передача верховной власти, предстоящая и в Азербайджане, и в Грузии, – процесс исключительной деликатности.

Дело осложняется трудностями централизации власти в Грузии. Азербайджану, как и Армении, нужна стабильность по соседству. Она, однако, трудно достижима. Есть немалая вероятность того, что в Грузии воспроизведёт себя историческое клише разрозненности и противоборства между отдельными центрами власти.

Едва ли не в первую очередь исключительную сложность стабилизации в Закавказье предопределяет на редкость разнообразный этнический состав региона.Наладить устойчивое сосуществование многочисленных народов и этнических групп всегда труднее, чем его разрушить. До балканизации региона рукой подать, в то время как не видно, где пролегает та дорога, которая ведёт к урегулированию трёх наиболее крупных конфликтов на территории региона – карабахского, абхазского и юго-осетинского. Между тем опыт югославского кризиса ясно говорит, что ни США, ни НАТО, ни Западная Европа не в состоянии надёжно урегулировать конфликт. Это также и вне возможностей России. Иначе говоря, международное сообщество не располагает ни методологией, ни средствами урегулирования конфликтов. В частности, операции по принуждению к миру до сих пор ни разу не дали существенного результата. Сомнительно, чтобы долговременный результат мог бы быть следствием применения силы на Южном Кавказе. Как невозможно считать результатом нынешнее положение, по понятным причинам не удовлетворяющее Азербайджан.

Неясность перспективы Азербайджана, а вместе с тем его отношений с Россией, во многом обусловлена тупиковостью в карабахском урегулировании. Итоги Ки Уэста, поначалу воспринятые с надеждой, не оправдали ожиданий. Стало очевидно, как в период отставки Левона Тер-Петросяна с поста президента, что ни официальный Ереван, ни официальный Баку не готовы к взаимоприемлемым компромиссам, поскольку к ним не готово массовое сознание ни в Армении, ни в Азербайджане. В этом есть неизбежность, связанная не со злой волей кого бы то ни было, но с объективным фактом распада СССР.

Международное сообщество ещё не вполне осознало факт, выявившийся и на Балканах, и в Закавказье, и в России: для национальных меньшинств вовсе небезразлична форма государства, в котором они живут. Это два вовсе неодинаковых статуса: быть автономией в составе республики, которая в свою очередь является частью более крупного государственного формирования и быть автономией в составе республики – высшего арбитра. Союз уравнивает права меньшинства с правами любого республиканского большинства. Республика – подчёркивает неравенство уже самим наименованием. Россия нашла компенсацию в виде второго своего названия – Российская Федерация. Для Азербайджана и для Грузии это трудная проблема: велик соблазн, которому особенно легко поддаются грузинские руководители, искать причины конфликтов и собственных неудач в действиях России.

Иначе говоря, карабахский, абхазский, юго-осетинский конфликты ещё длительное время могут мешать стабилизации в Закавказье, отрицательно воздействовать на азербайджано-российские, грузино-российские отношения, вызывать недопонимания между Арменией и РФ. В Грузии и Азербайджане вряд ли будут исходить из того, что именно Россия более других третьих государств заинтересована в нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией, урегулировании закавказских конфликтов и стабилизации региона. Между тем это факт. Во-первых, потому что Россия не новая сила на Южном Кавказе. Россия – фактор стабильности в регионе, которая была нарушена процессами, получившими развитие помимо её воли. Во-вторых, потому что РФ в отличие от Турции, от США, Евросоюза ничего не выиграла ни геополитически, ни экономически от дестабилизации в Закавказье, и в принципе не могла ничего выиграть от хаоса в регионе, где она пользовалась наибольшим влиянием. В-третьих, потому что дестабилизация на Южном Кавказе неизбежно подрывает устойчивость на юге России. Было бы неоправданной иллюзией рассчитывать, что формирующееся общественное мнение Азербайджана выдержит информационный, а точнее сказать пропагандистский напор западных и турецких СМИ по вопросам, связанным с политикой России. Ещё иллюзорнее надежды на отказ грузинского руководства от того пропагандистского подхода, по которому во всех бедах Грузии виновата Россия. На недружественное РФ давление податлива и часть армянских СМИ. В последнее десятилетие позиции России в Закавказье слабели под разговоры об её неоимперских устремлениях. Одновременно, под те же обвинения в адрес России в неоимперских амбициях, укреплялись позиции США и Турции. Как будто имперские домогательства сопряжены со свёртыванием присутствия, а не с экспансией. Между тем именно такой логикой объясняются многие претензии к России на Южном Кавказе.

Здесь мы вновь возвращаемся к одному из ключевых факторов, обуславливающих нестабильность в регионе. Речь идёт о внедрении в Закавказье некавказских государств. Сложный комплекс взаимосвязей и взаимозависимостей, определяющий баланс сил на Кавказе, неизбежно нарушается в результате всё более массированного проникновения в регион посторонних ему сил. Закавказье привлекает Соединённые Штаты и географическим положением, т.е. с геополитической точки зрения, и как мост для транспортировки центральноазиатских и каспийских природных ресурсов, в первую очередь углеводородных. В рамках той логики, что США граничат со всеми странами, где добывается нефть, в нашем случае с Азербайджаном, остаётся не много места для учёта Соединёнными Штатами интересов закавказских государств. Азербайджан как нефтедобывающая страна и Грузия как страна нефтяного транзита становятся объектом столь пристального внимания администрации США, что стирается грань между вниманием и давлением. Это касается весьма существенной темы – предстоящей смены власти в Азербайджане и Грузии. Большой вопрос, насколько для США приемлема та замена, которую готовит себе Гейдар Алиев. И самое главное – какие шаги могут предпринять США, чтобы обеспечить наиболее приемлемый для себя вариант. В Грузии американская администрация, вряд ли удовлетворённая неспособностью Э.Шеварднадзе решать внутренние проблемы, похоже, после некоторых колебаний решила утихомирить правую, проамерикански настроенную оппозицию президенту. Вашингтонская ставка на Э.Шеварднадзе остаётся центральной. Но и до 2005 года, когда нынешний президент должен будет покинуть свой пост, остаётся не много времени. Кого в США захотят видеть его преемником, учитывая, что Грузия ключевая для них страна на Южном Кавказе, где, однако, весьма трудно удержать власть? Или Э.Шеварднадзе подскажут подправить Конституцию? Помощники в этом деле уже сыскались. Поскольку у нынешнего президента ещё три года в запасе, он ещё долго может заявлять о твёрдом намерении уйти в отставку. Таким заявлениям цена не велика. С американской стороны уже делались заявления насчёт помощи официальному Тбилиси в проведении выборов. А что предпримет Россия? Ничего как в 2000 году? И как в предвыборную пору будет выглядеть треугольник США – Грузия – Россия?

Эти же вопросы возникают и применительно к Турции. При всех внешне весьма доброжелательных отношениях между нынешним руководством Азербайджана и властями Турции, проблемы между ними были и остаются. Началось с поддержки Турцией А.Эльчибея при некоторой подозрительности к Г.Алиеву. Ныне очевидно недовольство Анкары укрепляющимися связями Азербайджана и России, среди прочего, фактом российско-азербайджанского соглашения по Габалинской РЛС. Различия интересов между Турцией и Азербайджаном заметны, и в первую очередь, что касается отношений с Россией. Но существенны и возможности Турции воздействовать на развитие обстановки в Азербайджане. Они могут возрасти в случае отхода Г.Алиева от руководства страной. Предпосылки были созданы в предшествующий период, когда Турция де-факто получила доступ к контролю над азербайджанскими вооружёнными силами.

Трудно просматриваются возможности Ирана в Азербайджане. Но то, что они есть, не вызывает сомнения. Тегеран активно использует иранских азербайджанцев в дипломатии на Южном Кавказе, тем более логично ожидать их использования по другим направлениям – по линии спецслужб, общественных и религиозных связей. Любого рода нестабильность в стране откроет новые люки, через которые туда устремятся носители иранских, как и турецких интересов, силы, представляющие экстремистские тенденции ислама, способные шире раскачать противоречия сегодняшнего Азербайджана.

Несколько устойчивее выглядит на сегодня перспектива внутреннего развития Армении. Оппозиция президенту Р.Кочаряну раздроблена. При всей в целом довольно ограниченной популярности президента он имеет пока наибольшие шансы выиграть предстоящие через год президентские выборы в Армении. Очевидна активизация США на армянском направлении, интенсивная работа Вашингтона с официальным Ереваном, в том числе через влиятельную армянскую диаспору в Соединённых Штатах. Вопрос во многом в том, сумеют ли американские политики и дипломаты убедить армянских руководителей в том, что именно США способны гарантировать безопасность Армении перед лицом Турции. В том духе, что Армении не нужна Россия, на которую в Ереване не смогут положиться после российского ухода из Грузии; в любом случае США удержат Турцию. Это лукавство: ни США, ни НАТО не создали особых гарантий безопасности для Греции. Именно Турция – центральная американская опора в регионе.

Что означает внедрение в Закавказье нерегиональных государств, более всего иллюстрирует быстрое сближение Грузии, в том числе военное, с Турцией и Соединёнными Штатами. В целом, политика Э.Шеварднадзе, публично назвавшего Грузию северной частью ареала Турции и НАТО, стала одним из серьёзных дестабилизирующих факторов на Южном Кавказе. По сути, Грузия при нынешнем руководстве подталкивает и Азербайджан, и Армению в сторону от России. Грузинскому лидеру принадлежит также гипотеза отдельного от РФ южнокавказского пространства, смыкающего воедино для США и Турции Закавказье и Центральную Азию. В таком контексте становится понятной линия грузинского руководства на сотрудничество с полевыми командирами из Чечни. Если Россия не сумеет воздействовать на Грузию так, чтобы она вернулась к дружественной политике в отношении РФ, то становится проблематичным успех любых наших усилий по укреплению связей не только с Азербайджаном, но и с Арменией.

Россия упустила время, когда она могла сохранить неоспоримый авторитет в Закавказье и первенство в регионе среди крупных государств. Реалистическая программа-максимум ныне – остановить тенденцию к вытеснению России с Южного Кавказа, обеспечить защиту российских интересов, связанных с её безопасностью. В обозримом будущем США будут наращивать здесь своё присутствие, в том числе через Турцию и НАТО, и вряд ли уйдут из региона. России предстоит бороться за то, чтобы США считались с ней, в первую очередь в связи с перспективой расширения НАТО на Закавказье.

Наши проигрыши до недавних пор были результатом хаоса в российском руководстве, безразличия российских властей к защите интересов страны в регионе, отсутствия внятной кавказской политики, более того – единого координирующего центра в отношении политических и экономических действий в Закавказье. Вытеснение Росси из Закавказья было в немалой мере следствием того в сущности удивительного обстоятельства, что российские руководители, как оказалось, нередко весьма слабо представляли себе складывавшуюся в регионе обстановку, позволяли опытным закавказским лидерам легко переигрывать себя по жизненно важным для РФ вопросам. Положение меняется, более того, оно в ряде вопросов уже изменилось.

И всё-таки, насколько мне известно, политика в отношении Закавказья до сих пор не сформулирована. Её цели не прояснены, задачи не поставлены. Нет и общей концепции действий применительно к региону и по каждой стране в отдельности. Самое главное: не собраны воедино те средства, которыми располагает Россия, чтобы использовать их для защиты российских интересов.

С чем связаны российские возможности?

Наша проблема в том, сумеем ли мы организоваться. Россия располагает значительными средствами. В сфере политической, на уровне президента и МИД они теперь уже дают результат. Заметно улучшение отношений с Азербайджаном. России необходим деятельный Совет безопасности, который при С.Б.Иванове начал выполнять функцию проводника единой политики всех ведомств и российских регионов на Кавказе, но при В.Б.Рушайло, похоже, вновь теряет её.

Должна быть выработана единая внешнеэкономическая линия в Закавказье, нюансированная применительно к каждой из трёх стран. У нас в руках без преувеличения огромные возможности, которые дают тесные связи по церковной и конфессиональной линии, между деятелями культуры и науки, в спортивном мире, вообще исключительно плотная ткань контактов на уровне личных отношений. Единой и вместе с тем учитывающей специфику наших связей со странами Закавказья должна быть политика в области иммиграции. Во главу угла предстоит поставить вопросы отношений с национальными организациями выходцев из закавказских стран в России. Мы совершили бы непростительную ошибку, если бы не использовали естественную функцию этих организаций служить мостом между Россией и Закавказьем.

Обстановка в Закавказье отличается нестабильностью. Действует длинный ряд факторов, неблагоприятных для России. Однако у неё есть и возможности, причём немалые, обеспечить защиту своих интересов в регионе.


Речь Президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева на саммите глав Прикаспийских государств

АРМЕНИЯ



,
24 апреля 2002

Послание Президента Армении Роберта Кочаряна ко Дню памяти жертв геноцида

24.04.2002. Арменпресс

В связи с днем памяти жертв геноцида армян президент Армении Роберт Кочарян направил послание соотечественникам, в котором говорится:

Дорогие соотечественники!

Сегодня весь армянский народ, как и каждый год, чтит память жертв геноцида армян. В этот день в 1915 году арестами армянской интеллигенции и духовенства в Османской Турции начало осуществляться государственно организованное преступление, которое должно было стать самой трагичной страницей в истории армянского народа. Было поставлено под вопрос будущее целого народа, создавшего на своей родной земле тысячелетнюю цивилизацию и культуру.

Все части армянства до сегодняшнего дня несут на своей судьбе тяжелую печать трагических событий начала прошлого века.

Следование курсом международного признания геноцида армян в повестке дня внешней политики Республики Армения является выражением законных требований и ожиданий армянского народа. Все части армянского народа, проживающие на Родине и во всем мире, сегодня продолжают ожидать признания и осуждения этого преступления, совершенного против человечества. Это не выражение чувства мести, а озабоченность тем, чтобы исключить повторение подобных преступлений.

Сегодня мы склоняем голову перед памятью наших жертв с глубокой уверенностью в неизбежности восстановления исторической справедливости. Мы с верой смотрим в будущее, на процветающий завтрашний день нашей страны и государственности, который все армянство будет созидать общими усилиями и преданностью".

Сегодня с раннего утра началось нескончаемое шествие ереванцев к Мемориальному комплексу памяти жертв геноцида армян в Цицернакаберде. Вместе с ними склонили головы у вечного огня прибывшие со всех концов света гости столицы, аккредитованные в Армении иностранные дипломаты, представители международных организаций, СМИ разных стран, в том числе тележурналисты из Турции, которые делали съемки для CNN.

В 11 часов почтить память жертв геноцида пришли руководители государства: президент Армении Роберт Кочарян, председатель Национального собрания Армен Хачатрян, премьер-министр Андраник Маркарян, председатель Конституционного суда РА Гагик Арутюнян, а также президент НКР Аркадий Гукасян, мэр Еревана Роберт Назарян, депутаты НС, члены правительства, которые минутой молчания почтили память жертв геноцида.

Со своей свитой в Цицернакаберд прибыл также Католикос Всех Армян, Его Святейшество Гарегин Второй.

К мемориалу были возложены венки от имени президента, Национального собрания, правительства, Конституционного суда РА, Католикоса, многочисленных учреждений и организаций.

Была отслужена траурная литургия.

Мы всегда должны чтить память жертв геноцида. Но мы также должны смотреть в будущее, думать о завтрашнем дне Армении, о будущих поколениях армян, которые не должны иметь комплекса жертвы, - сказал журналистам председатель НС РА Армен Хачатрян.

По словам министра иностранных дел РА Вардана Осканяна, "мы не можем отказаться от деятельности по признанию геноцида армян - этот вопрос всегда будет в повестке дня. Мы будем добиваться того, чтобы геноцид армян получил всеобщее признание".

“Сегодня все мы испытываем грустные чувства, поднимаясь в Цицернакаберд, - сказал Чрезвычайный и Полномочный посол России в Армении Анатолий Дрюков. - Мы должны сделать все, чтобы подобное в мире никогда не повторилось”

...Проходят тысячи, десятки тысяч людей - и стар, и млад, армяне из диаспоры, иностранные граждане и туристы - и все они склоняют голову у вечного огня и возлагают цветы к памятнику полутора миллионам невинных жертв геноцида армян.


ГРУЗИЯ



ИноСМИ.Ru,
16 апреля 2002

В адрес Шеварднадзе по всей Грузии слышны одни проклятия

Ночь для города кажется слишком уж длиной. Она окутывает Тбилиси, словно громадной шалью, и пока еще скрывает все до последнего уголка и мельчайшей щели. Под этим плотным покровом скрыты дома, церкви, крутые улицы. Не заметна даже мраморная белизна статуи поэта Ильи Чавчавадзе, а там, на противоположном берегу Мтквари в лунном свете лишь угадывается громадная фигура Давида Агмашенебели - короля всех грузинских королей - на своем железном коне. В ночном небе видны только серьезные черты лица поэта Руставели: на него падает свет рекламы Макдональдса. Где белый, а где и красно-белый.

В Тбилиси, который здесь известен лучше как Тифлис, - ночь. На центральной улице - проспекте Руставели, - которой с ее неоновой рекламой нет необходимости беспокоиться по поводу темноты, хихикают ночные бабочки, любовные парочки. За деревянными прилавками мерзнут владельцы киосков, торговки семечками дрожат, сидя на своих мешках. По проспекту медленно, шаркающей походкой бредут нищие, жалобно протягивая руки, пока не появляется полиция, грубо разгоняющая их.

Лишь далеко заполночь закрываются на проспекте Руставели обменные пункты, небольшие магазинчики, магазины фототоваров, однако до ночного покоя в городе еще далеко. Даже в кабинетах залитого светом здания парламента в ночи горит еще свет, можно увидеть ходящих по комнатам людей.

До самого утра у казино паркуются "Мерседесы" и "БМВ", охраняемые мускулистыми мужчинами, долго говорящими по телефону. Вдоль улицы ожидают клиентов блондинки. Крашеные ли у них волосы или это уроженки Кахетии - района виноделия, - где у женщин волосы как лен, в темноте для мужчины на одну ночь сказать трудно. Сразу за углом, в "Дублине", оркестр играет песни 60-х годов.

В Тбилиси - ночь, и в какой-то момент отключают свет. Давно выползла из-за облаков луна; до того, когда встанет солнце, еще далеко. Пока в шикарном "Дублине" и других кабаках запускают генератор, который вернет не только свет, но и тепло, у гостей пропадает желание танцевать. Теперь в темноте оказывается и проспект Руставели, он становится таким же темным, как и другие улицы, ходить по которым ночью небезопасно. Не только потому, что каждое разбойное нападение в Тбилиси заставляет жителей делать трезвые выводы в отношении своего города. Страшнее, чем потенциальные бандиты и негодяи, глубокие ямы и стремящиеся к свету корни старых деревьев, вспарывающие асфальт и образующие небольшие холмики.

То, что света нет ночью, к этому за десять лет жители привыкли. Хуже, когда отключают свет днем, когда перестают работать компьютеры, замолкают телефоны, отключается отопление и в комнаты заползает холод. Иногда свет отключают каждый день и каждую ночь на протяжении целой недели, иногда только ночью, а иногда даже на целый день. "Когда отключение света осуществляется по системе, - говорит Григорий, - к этому можно подготовиться. Но все, очевидно, лишь дело случая". Григорий водитель такси.

Когда отключают электроэнергию, в квартире Григория так же холодно, как и на улице. То же самое и в других в двухстах семи квартирах жилого дома на окраине Тбилиси, где живет Григорий. Света там и без того нет уже больше двух лет. На лестничной площадке из стены бесполезно торчит кабель. Раньше, когда становилось слишком холодно, Григорий, чтобы не думать об этом смотрел телевизор. С того времени, как подача электроэнергии была прекращена, он находит выход только в чаче - крепкой водке. Ее Григорий пьет перед обедом, после обеда он спит, а ночью развозит пассажиров. Когда есть деньги на бензин, тогда отправляется в аэропорт. Удача, когда прилетают туристы, которые до этого никогда не бывали в Грузии. С них он может взять за поездку двадцать долларов. Это в четыре раза больше, чем платят грузины. Удача также то, что у него есть свое такси - старая "Лада", которой пятнадцать лет. Он купил ее сразу после распада Советского Союза, когда Грузия резко порвала отношения с Россией. Только давление широких слоев населения вынудило грузинского президента Шеварднадзе стать членом СНГ. Иными словами, Григорий купил свою "Ладу" в той Грузии, которая находилась в эйфории от чувства своей новой свободы. "Хорошо, что я это сделал. В ином случае сегодня у меня не было бы вообще никаких денег". Кроме того, говорит он, его такси выражает состояние, в котором находится страна. Передний бампер - "это наше правительство" - держится на веревке, стекла - "это наша экономика" - больше не поднимаются, мощность двигателя - "это грузины" - позволяет развивать скорость 30 километров.

Улицы Тбилиси крутые, они падают вниз к реке и снова ползут от нее вверх. За бывшей площадью имени Ленина, памятник которому был повален в 1990 году, широкий проспект Руставели разветвляется в маленькие, петляющие улицы, которые, в свою очередь, снова разбегаются улочками: старый город. На домах окна заколочены, дверей нет. Старый город - это место, которое следует избегать, прежде всего, по ночам, когда отключают свет.

В такие ночи грузины охотно говорят о своем несчастье быть грузинами. "Счастье и Грузия, - говорит скульптор Ираклий, - несовместимые вещи". Ираклий знает это по собственному опыту. Вскоре после того, как страна стала независимой, он мечтал о славе. В то время он строил по заказу города фонтан с фигурами из "Маленького принца". Но потом город не заплатил за фонтан, и Ираклий разобрал его, чтобы хотя бы продать металл в Турцию. Но прежде чем он нашел покупателя, металл стащили. "Могу ли я быть счастливым? - задается он вопросом. - Я беден. И когда рано утром я вернусь домой, придет полицейский и скажет мне, дай мне сто лари. А почему ты хочешь получить от меня сто лари, у меня ведь ничего нет. И полицейский скажет: у меня тоже нет ничего, но я полицейский".

От темы о полиции, коррупции, политике не такой уж длинный теперь путь и до фигуры Шеварднадзе. Говорить о нем, значит услышать, где бы ты ни был в Грузии, бесконечные проклятия и ругательства. Ираклий тоже поминает президента самыми непотребными словами.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2020 Институт стран СНГ