Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №51(01.05.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ЗАКАВКАЗЬЕ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ФОРУМ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Проблемы российского образования в Казахстане

А.В.Зубарев, председатель ассоциации филиалов российских вузов в г.Павлодаре, Казахстан

 

Проблемы Российского образования в РК обусловлены в первую очередь отсутствием демократических способов межэтнического регулирования в многонациональном государстве каковым является до сегодняшнего дня Казахстан. Ни один из четырех общепризнанных демократических способов межэтнического регулирования в государственном устройстве не был использован: ни федерализм, ни право на пропорциональное представительство во властных структурах, ни право нацменьшинств, ни участие во властных структурах через коалиционные соглашения.

Использование унитарного принципа государственного устройства страны с этнически неоднородном населением неизбежно привело к ущемлению прав человека ни титульной нации в том числе и в области образования.

Унитарный принцип государственного устройства подразумевает что нетитульным нациям идентифицировать себя по титульной казахской нации также и в области образования. Российский образовательный стандарт для русских в Казахстане не просто образовательная услуга, а это неотъемлемая часть их культуры, истории, право на свою национальную самобытность, которая учтена и отражена в российском образовательном стандарте.
Содержание казахстанского или иного не российского образовательного стандарта, излагаемого на русском языке, отнюдь не означает для русского народа ту идеологию и систему ценностей которые реализуются в избранной русским народом религии и его социальном устройстве.

Изложение казахстанского образовательного стандарта на русском языке в школе не делает эту школу "Русской национальной школой". Треть земного шара говорит на английском языке, но это не означает, что все говорящие на английском "английские джентельмены и леди". По этому право выбора образовательного стандарта учитывающего национальную самобытность и национальное самосознание - неотъемлемое право русских на свою индивидуальность, историю и традиции.

Глобализации современного мира оказывает влияние на характер функций и государства и права. В условиях глобализации современный Казахстан да и многие другие страны СНГ и Балтии вынуждены проводить интернационализацию своего права посредством рецепции (заимствования крупных массивов права у других государств), гармонизации ("сближение") и унификации (введения единообразных норм) своего права.

Однако заимствование основных или модельных законов все же не мешает Казахстану принимать законы, подзаконные акты или постановления правительства противоречащее отдельным статьям Конституции или Гражданского кодекса (ГК) в том числе и в сфере образования. Например, статья 43 ГК РК и статья 52 КГ РФ практически идентичны, а вот отдельные статьи закона "Об образовании" РК от 1999 г., как и постановления правительства РК № 1174 от 1996 г. противоречат этим статьям ГК РК и фактически вводят запрет на российское образование на территории республики.

Так одним из способов контроля за деятельностью и качеством подготовки специалистов с высшим образованием для филиалов российских вузов выдвигается дополнительное требование - наличие у этих филиалов, помимо российской лицензии на право ведения образовательной деятельности, еще и казахстанской. То есть, выдвигается требование выполнения в этих филиалах не только государственного образовательного стандарта Российской Федерации, но и "общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан". Учитывая, что между Казахстаном и Россией нет соглашения о единых образовательных стандартах, перед этими филиалами возникает дилемма: какой государственный образовательный стандарт выполнять филиалу российского вуза - российский или казахстанский? А, следовательно, какой диплом получит специалист - российский или казахстанский?

Наличие договора между Казахстаном и Россией о признании и эквивалентности дипломов в сфере высшего образования отнюдь не означает их тождественность или идентичность. Один доллар США эквивалентен на валютной межбанковской бирже 140 казахстанским тенге по сегодняшнему курсу, однако, эти две национальные валюты не идентичны, так как обладают разной степенью ликвидности. Поэтому легализация казахстанского диплома в России, т. е. признание и установление эквивалентности осуществляется Министерством общего и профессионального образования РФ на основе проводимого им экспертного заключения о соответствии содержания образования. И только в случае положительного экспертного заключения выдается им свидетельство об эквивалентности, т. е. документ, легализующий казахстанский диплом в России (ФЗ РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" ст. 23).

Филиал российского вуза в Казахстане - это иностранный инвестор, предлагающий свой образовательный стандарт на рынке образовательных услуг. В широком смысле термин "образовательный стандарт" фактически является синонимом "качество образования". Это "качество образования" нашло свое отражение в русском народе, создавшем свою науку, свой технический язык, свою знаменитую на весь мир систему высшего и среднего образования. Еще С. С. Уваров (министр просвещения при Николае I) не уставал повторять, что русская наука - продукт национального духа и западного просвещения.

Основанием для приостановления деятельности филиалов российских вузов в Республике без решения суда (фактический запрет на получение государственного образовательного стандарта РФ) казахстанская прокуратура посчитала принятие нового Закона "Об образовании" от 16 июня 1999 г., где в ст. 12 п. 4 говорится: "Международные и иностранные учебные заведения или их филиалы, созданные на территории РК, подлежат лицензированию на таких же условиях, что и учебные заведения РК". Но в этой же статье п. 5 разъясняется, что "для получения лицензии необходимы следующие документы:.. 5) рабочие учебные планы".

Рабочие учебные планы разрабатываются на основе "общеобязательных стандартов образования РК", но никак не России. "Положение о филиале" российского вуза строго регламентирует выполнение Госстандарта образования Российской Федерации, а не Республики Казахстан! Несмотря на то, что филиал иностранного юридического лица на территории РК является субъектом международного права, и разрешение возникающих спорных вопросов должно решаться на межгосударственном уровне, местные органы прокуратуры в своем предписании без решения суда приостановили деятельность филиалов и представительств российских вузов в Казахстане именно в период набора абитуриентов до получения ими казахстанских лицензий.

Фактически органы казахстанской прокуратуры потребовали от филиалов изменить свой юридический статус: из филиала российского вуза стать юридическим лицом с лицензией РК и обеспечить выполнение "общеобязательного стандарта образования РК". А ведь ст. 3 п. 2 Гражданского Кодекса РК (имеющего силу конституционного закона) гласит: "нормы гражданского права, содержащиеся в законодательстве РК и противоречащие нормам настоящего кодекса, могут применяться только после внесения в кодекс соответствующих изменений". Нормы же настоящего кодекса в ст. 43 ГК РК указывают, что "филиалом (представительством) является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функций представительства". Из этого следует, что филиал российского вуза в Казахстане обязан выполнять в соответствии с положением о филиале "все или часть его функций" юридического лица, то есть головного вуза, и следовать Госстандарту образования РФ, а не РК. Указ президента РК (имеющий силу Закона) от 17 апреля 1995 г. "О лицензировании" в ст. 1 п. 2 это подтверждает: "Не регулируются настоящим Законом отношения, связанные с выдачей лицензий в рамках заключенного между гражданами и (или) юридическими лицами лицензионного договора". Рамки заключенного договора между юридическим лицом и его подразделением определены "положением о филиале", регулирующем их правоотношения. Более того, ст. 10 п. 1 вышеназванного Указа уточняет, что лицензированию подлежит "деятельность учебных заведений, дающих среднее, среднее специальное и высшее образование с правом выдачи дипломов по конкретным специальностям". Филиал юридического лица не обладает правом выдачи дипломов по -специальностям. Этим правом обладает юридическое лицо, то есть головной вуз.

Филиал российского вуза, зарегистрированный на территории РК, не является юридическим лицом, а поэтому согласно ст. 21 п. 2 Закона РК от 27 декабря 1994 № 266 "Об иностранных инвестициях": "Филиалы и представительства с иностранным участием не являются юридическими лицами и действуют на основании положений о них. утверждаемых предприятием с иностранным участием". Из статьи № 8 этого Закона следует: "Акты государственных органов и их должностных лиц, принятые в нарушение законодательства РК и ухудшающие д правовое положение иностранного инвестора, не имеют юридической силы". |Требование должностных лиц РК к филиалу российского вуза получить казахстанскую лицензию (читай, обеспечить выполнение еще и казахстанского стандарта) ухудшает его правовое положение и нарушает основной Закон рыночной экономики - Закон о добросовестной конкуренции и изменяет (ухудшает) его "качество образования", и самое главное, отменяет основной документ, регламентирующий его деятельность "положение о филиале".

Следовательно, ст. 12 п. 4 Закона РК "Об образовании" гласит, что "Международные и иностранные учебные заведения или их филиалы, созданные на территории РК, подлежат лицензированию на таких же условиях, что и учебные заведения РК", но только в том случае, если они хотят выдать диплом РК, а не другого государства. В противном случае это противоречит "Декларации прав человека" ООН ст. 27, Конституции РК ст. 30 п. 4, Гражданскому кодексу РК ст. 3, 43, Законам РК "О лицензировании" ст. 1 п. 2, ст. 10 п. 1, "Об иностранных инвестициях" ст. 21 п. 2, "Об образовании" ст. 12 п. 5. Лицензирование же образовательной деятельности без права выдачи диплома (что и пытаются представить местные власти) нарушает Конституцию РК ст. 20 п. 2 "Каждый имеет права свободно получать и распространять (без лицензии) информацию (читай образовательную) любым не запрещенным Законом способом".

Государство, в котором отсутствуют четкие и стабильные правила игры между человеком и властью, не может называться правовым. Такие действия со стороны казахстанских властей усилили миграцию русскоязычного населения из Казахстана. Особенно это сказалось на росте числа студентов, уезжающих из филиалов российских вузов в их головные, в Россию. Нет сомнений в том, что в канун окончания учебного года и предстоящего набора абитуриентов, казахстанские власти в очередной раз начнут инициировать вопрос о законности пребывания филиалов российских вузов на территории суверенного Казахстана, тем самым, усиливая эмиграцию русских. Поданным Федеральной миграционной службы (ФМС) России Казахстан является лидером среди стран СНГ по миграции русскоязычного населения из РК в Россию. За период государственной суверенизации Казахстан уже покинуло около 3 млн человек.

Эмиграция - это не только отток людских ресурсов, это утечка финансового капитала и бегство интеллектуальной собственности из Казахстана, т. е. снижение экономического потенциала Республики.

Следует отметить, что борьба с российским образованием в Казахстане ведется со дня приобретения им государственного суверенитета, т. е. задолго до принятия Закона "Об образовании" от 16 июня 1999 г. Такие явные дискриминационные меры к российскому образованию являются лишь следствием сегодняшней казахстанской внутренней политики. Поставленные во главу государственной идеологической доктрины приоритеты "национальной (этнической) идентификации и национальной территории" предопределили и принцип государственного устройства Казахстана - унитарный. Уже в преамбуле Конституции РК эти приоритеты нашли свое отражение. Если личные свободы защищают автономию индивидуума, то вышеназванные способы регулирования межэтнических отношений защищают интересы этнических групп через их автономию. К сожалению, значительная часть казахской правящей политической элиты воспринимает эти демократические способы регулирования как элементы сепаратизма и посягательства на государственный суверенитет РК. А ведь суверенитет принадлежит не политической элите или президенту, а гражданам, их этническим группам, которые делегируют часть своих полномочий для обеспечения и сохранения их суверенитета. Поэтому право выбора образовательного стандарта казахстанского или российского должно оставаться за гражданами. Это их суверенное право, которое существует до тех пор, пока его отстаивают и защищают. В Казахстане же первична власть и у граждан ровно столько прав, сколько соблаговоляет им дать власть, а не сколько ей согласились передать граждане.

Неприятие демократических способов регулирования межэтнических отношений ограничивает права человека в выборе образования, усиливает миграцию русских из республики, снижает ее экономический потенциал, делает невозможным реализацию принципов рыночной экономики, демократии и лишает Казахстан его исторической перспективы.

Представительство российских вузов в Литве

Ольга.Горшкова, член Совета соотечественников при Госдуме РФ, Председатель Литовского Славянского общества "Милосердие-Надежда", член Президиума "Союза русских Литвы", зам. директора представительства Московского Гуманитарного университета в Литве

На заседаниях Совета соотечественников при Государственной Думе Российской Федерации неоднократно обсуждались вопросы, связанные с проблемами функционирования в государствах СНГ и Балтии представительств российских вузов и создания базовых высших учебных заведений для обучения соотечественников за пределами России.

Однако последнее время вызывает обеспокоенность неуправляемый рост в государствах Балтии числа представительств российских вузов, стремящихся заработать на зарубежных студентах, не предоставляя при этом качественного уровня обучения, учебного материала, необходимых правовых гарантий. Ссылки подобных представителей на ведущие государственные российские вузы, наносят ущерб авторитету российской высшей школы за рубежом, создают напряженность с представителями властей из-за явного нарушения местного законодательства.

Во избежании встреч с официальными властями, офисы подобных представительств, как правило, не имеют вывесок, а значит, существуют полу подпольно

На образовательном рынке Литовской Республике с конца 90-годов наблюдается значительное увеличение числа учебных центров, представляющих, по их утверждению, интересы высших школ России, (по нашим данным, в основном -негосударственные) предлагающие по заочно-дистанционной форме получить высшее образование и диплом государственного российского образца. Все они в своем стремлении завоевать студентов мало заботятся о дальнейшей перспективе своего развития, инвестировании средств, внедрении новых образовательных технологий, законности деятельности, дискредитируя идею в целом и работу официального представительства государственного российского вуза в Литве -Московского государственного индустриального университета, ориентированного на поддержку соотечественников за рубежом и работающего в Литве через учебный центр “Рутения”.

Учебный центр “Рутения”, представительство Московского государственного индустриального университета в Литовской Республике - базового вуза Российской Федерации по обучению соотечественников за рубежом с использованием заочно-дистанционной формы. На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.94 г. № 1064 “О мерах по поддержке соотечественников за рубежом”. Госкомитет РФ по высшему образованию назначил МГИУ (в то время Московский автомобилестроительный институт) головным вузом по организации дистанционного обучения соотечественников за рубежом. При вузе был создан Институт дистанционного образования (ИДО МГИУ), координирующий все вопросы, связанные с обучением соотечественников. В Латвии, Эстонии и Литве были открыты учебные центры с общим названием - “Рутения”, (Россия - лат.).

В Литве, “Рутения” начала свою деятельность в 1995 году, как некоммерческая организация. Первые 150 студентов в городе Висагинасе приступили к бесплатной учебе при полном финансировании со стороны России (обеспечение литературой, работа московских преподавателей), но после прекращения финансирования в 1996 году, организация была перерегистрирована в коммерческую и введена минимальная оплата за обучение, которая и сегодня, по сравнению с другими вузами, является незначительной. В 1998 году головной центр переехал в город Вильнюс, были созданы филиалы в Клайпеде и Каунасе.

“Рутения”, как составная часть русской общины, всегда активно сотрудничала и сотрудничает с русскими общественными организациями, является спонсором отдельные благотворительные программы. С 2001 года “Рутения” совместно со Славянским фондом милосердия и Союзом русских Литвы, в городах Вильнюсе, Висагинасе и Диджясалисе открыла бесплатные юридические консультации для населения, а в октябре 2001 года - информационно-образовательный центр в Висагинасе. (библиотека, бизнес-инкубатор, помещения для работы общественных организаций). Планируется открытие аналогичного центра в Вильнюсе. Всего в “Рутении” на начало 2002 года - 910 студентов-слушателей.

21 марта 2000 года был принят Закон Литовской Республики о высшем образовании, согласно которому было дано право регистрировать негосударственные высшие учебные заведения, как официальные филиалы и представительства государств, соответствующих евроатлантической интеграции Литвы. Словом, Закон не позволял вузам Российской Федерации участвовать в этом процессе. Благодаря усилиям депутатов Сейма Литвы от политической партии Союз русских, ряда русских неправительственным организациям, администрации и студентов “Рутении” и меня лично, была подготовлена поправка к Закону, открывающая российским вузам путь на литовский рынок образовательных услуг. В начале 2001 года поправка была принята. Учебный центр “Рутения” первым воспользовался этой возможностью и предоставил в Министерство образования документы на получение лицензии негосударственного вуза Литвы. После прохождения необходимых инстанций, документы были возвращены на доработку (т.к. очередная поправка к закону выдвинула новые требования к желающим получить лицензию - подготовка программы магистратуры.) В сентябре 2001 года “Рутения” повторно подала документы в Министерство образования и науки, которые должны пройти несколько этапов и получить заключительный вердикт Правительства Литвы. В настоящий момент документы возвращены повторно в связи с очередным изменением отдельных статей закона Литовской Республики о высшем образовании. По существу замечаний нет, однако не всех устраивает присутствие в Литве представительства российского вуза и употребление русского языка, в качестве языка преподавания (хотя в отдельных случаях Закон позволяет) Совместно с литовскими парламентариями от Союза русских Литвы проведены консультации с министром образования и науки Литвы, с его заместителями и советником премьер министра по вопросам образования и культуры, а также с директором Департамента национальных меньшинств и миграции при Правительстве Литовской Республики. Были высказаны взаимные пожелания и предложения, а также прозвучали заверения, что литовская сторона, будет способствовать созданию негосударственного вуза, представляющего интересы российских высших учебных заведений.

Из всех работающих в Литве в области высшего образования учебных центров, только два изъявили желание узаконить свою деятельность и получить лицензию негосударственного вуза Литовской Республики. Это - “Рутения” и Балтийский русский институт.

Балтийский русский институт - это представительство в Литве негосударственного коммерческого вуза Латвии, созданного в Риге в начале 90- годов в результате принятия в Латвии закона о языке и раскола преподавательского состава рижского университета. Это был период, позволяющий в Латвии открывать негосударственные вузы, чем и воспользовались учредители. В конце 90 годов Балтийский русский институт начал свою работу в Клайпеде, а затем в Вильнюсе. Из-за высокой стоимости обучения БРИ не пользуется популярностью, количество студентов резко отличается от количества студентов в “Рутении”. Кроме того, диплом об окончании БРИ действителен только в государствах Балтии. Как в “Рутении”, так и в Балтийском русском институте есть молодые люди, получающие стипендии Мэра города Москвы.

В конце 90 годов в литовской прессе стали все чаще появляться объявления, с предложениями учиться в представительствах российских вузов и возможностью, не выезжая за пределы Литвы, получать дипломы государственного образца. Игнорируя местное законодательство, а подчас под видом русской неправительственной организации (как, так называемая, молодежная организация “Эурика”) они приглашают молодежь получать высшее образование, привлекая их низкими ценами и российским дипломом.

Совершенно очевидно, что за всем этим скрывается стремление заработать на авторитете российской науки и этот процесс с каждым годом становится все более неуправляемым. Все большее количество российских вузов ведут подпольный набор студентов, вызывая тем самым негативное отношение Министерства образования и науки к проблеме в целом. Речь идет о таких малоизвестных нам вузах как:

Московский психолого-социальный институт (негосударственный вуз), организующий свою деятельность под видом благотворительности, под эгидой молодежной общественной организации “Эурика” (по местному законодательству общественная организация не может заниматься коммерцией) и взимающая со студентов плату за обучение под видом благотворительных или членских взносов. Отсутствуют договора с декларируемым партнером, студенческие билеты, зачетные книжки, учебные программы и т.д.

Организация создана в середине 1999 года, имеет статус городской. Инициатором создания стала Ситник Елена, бывшая работница и студентка “Рутении” (так и не получившая высшего образования) и уволенная за неэтичное поведение и злоупотребление служебным положением. Используя полученный опыт работы в “Рутении”, в стремлении заработать, она занимается незаконной деятельностью во вред общему делу. Как выяснилось, “студенты” не могут получить академических справок, подтверждающих их принадлежность к вузу. Об этом - газета “Республика” 19 февраля 2002 года.

Кроме того, свои услуги в Литве предлагают: Московский экономико-лингвистический институт, Московский новый юридический институт. Московский институт экономики, статистики и информатики и Международная высшая школа (Международный Университет).

Московский экономико-лингвистический институт (негосударственный российский вуз) - создан на базе учебного центра “Интенсив”, занимавшегося курсами повышения квалификации.

Начал свою деятельность, как представитель российского вуза в 2000 году. Директор центра Клышко Татьяна Борисовна.

Московский новый юридический институт-негосударственный вуз) Директор В.Лазинка. Рекламируется редко. Занятия не организует, материал практически не выдает, за дополнительную плату предлагает студентам сдавать сессию в Москве, прибыв по адресу г. Юбилейный, Студенческий проезд 9. Во время рейда, организованного депутатами Сейма Литвы, руководители не сумели показать договор с головным вузом и вразумительно объяснить по какому принципу работают с вузом и студентами.

Московский институт экономики, статистики и информатики– периодически рекламируется в Висагинасе, Паневежисе, Шяуляй и Вильнюсе. Контактные телефоны - квартирные. Местонахождение - не установлено.

Международная школа - предлагает государственный российский диплом, впервые появились летом 2001 года. Работают по адресу ул. Пилимо 36. Руководят т.н. центром Гореликов Виктор и Бобровская Ирина. Информация о их деятельности скудная. Центр вывески не имеет, качественного обучения (консультаций) не организует

Ни один из вышеназванных вузов не стремится к получению лицензии негосударственного вуза.

Для упорядочения этого процесса необходимо участие России, ее заинтересованность, последовательность и контроль за деятельностью представительств высших учебных заведений за рубежом.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ