Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №51(01.05.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ЗАКАВКАЗЬЕ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ФОРУМ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН



Хроника

18 апреля. Бывший король Афганистана Мохаммад Захир Шах, возвратился в Афганистан, спустя 29 лет изгнания. Он заявил, что не собирается требовать восстановления монархии. "Я приехал сюда не для того, чтобы пытаться восстановить монархию, но хочу быть ближе к моему народу и помочь ему решить проблемы последних трех десятилетий", - заявил он в интервью местной прессе.

Экс-монарх сказал, что намерен провести остаток своей жизни с афганским народом.

19 апреля. Вопросы, связанные со строительством газопровода из Туркменистана в Афганистан и Пакистан, будут обсуждаться на встрече лидеров трех государств, которая состоится в начале мая текущего года в Ашхабаде.

Как передает корреспондент РИА "Новости", договоренность об этом была достигнута в пятницу в ходе телефонного разговора между президентом Туркмении Сапармурадом Ниязовым и главой временной администрации Афганистана Хамидом Карзаем.

Газопровод длиной 1 тыс. 460 км планируется построить по маршруту Довлетабад (Туркмения) - Кандагар (Афганистан) - Мултан (Пакистан) и при удачном стечении финансовых и политических обстоятельств в Индию. Пропускная способность трубопровода должна составить 15 млрд. кубометров в год с перспективой расширения до 20 млрд. На строительство требуется 2-2,5 млрд. долларов.

22 апреля. В Ташкенте под председательством заместителя Премьер-министра Рустама Азимова состоялось заседание Комиссии по реформированию экономической, финансовой и банковской сфер, развитию и укреплению рыночных принципов и механизмов Межведомственного координационного совета по реформированию и инвестициям при Президенте Узбекистана.

На заседании был обсужден разработанный Центром эффективной экономической политики при Минмакроэкономстате проект доклада "О программе структурных преобразований в Республике Узбекистан на период до 2010 года".

Ее реализация обеспечит прогрессивные сдвиги в структуре экономики и создаст условия и предпосылки для устойчивого экономического роста. Доля промышленности в структуре ВВП увеличится почти в два раза. Рост малого и среднего бизнеса составит до 50% от ВВП, доли экспорта – до 30% от ВВП.

Среднегодовые темпы прироста ВВП в течение 2002-2010 годов прогнозируются на уровне 6-8%, промышленности – 10-11%, сельского хозяйства – 6% и услуг – 8%. Прирост инвестиций в основной капитал в среднем в год составит 8-9%.

22 апреля. Рабочая группа по Каспию на уровне заместителей глав МИД прикаспийских государств - России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркмении провела в Ашхабаде заключительное заседание накануне саммита "каспийской пятерки". В ходе заседания представители президентов "пятерки" по Каспию окончательно согласовали основные документы, которые были вынесены на рассмотрение встречи в верхах, запланированной на 23-24 апреля в столице Туркмении (условно называемый пока "Декларацией"). Эксперты особо отметили, что было бы "большой ошибкой" считать этот документ "итоговым по статусу Каспия", так как речь идет об "обмене мнениями по широкому кругу вопросов – общей международной и региональной проблематике, в том числе и проблеме нового правового статуса моря". "Предстоящий саммит призван приблизить стороны к решению вопроса по статусу моря и дать четкие указания, как дальше вести переговоры по этой проблеме", - подчеркивают эксперты.

22 апреля. Лидер Ирана Али Хаменеи поддержал и одобрил идею укрепления регионального сотрудничества Ирана, Китая и Индии, а также всех среднеазиатских государств. Об этом он заявил на встрече с председателем КНР Цзянь Цзэминем. Хаменеи отметил, что устойчивой политикой Ирана в отношениях с Китаем является расширение и укрепление связей с использованием всех имеющихся возможностей.

Затрагивая международные вопросы и ближневосточный кризис, Хаменеи подчеркнул, что "США, обеспечивая себе военное и политическое господство, преследуют целью навязать всем свою волю и точку зрения на все проблемы мира, что несет большую опасность для мирового сообщества". По мнению иранского лидера, "игнорирование Вашингтоном продолжающихся убийств израильской армией беззащитного палестинского народа и есть терроризм". "Сегодня главная моральная задача всех стран заключается в поддержке и оказании помощи безоружному и многострадальному палестинскому народу", - подчеркнул Хаменеи.

Председатель КНР Цзянь Цзэминь в свою очередь позитивно оценил развивающееся ирано-китайское сотрудничество в транспортной, энергетической, промышленной и других областях. Он отметил схожесть позиций по большинству из международных проблем.

Глава китайского государства согласился, что в мире растет несогласие с политикой силы и навязыванем своего мнения со стороны Вашингтона. Касаясь ближневосточного кризиса, председатель КНР заявил, что "Израиль должен в кратчайшие сроки покинуть оккупированные палестинские территории, а народ Палестины определиться и быть государстом, признанным в правовом отношении".

Цзянь Цзэминь находился с четырехдневным (19-22) официальным визитом в Иране.

22 апреля. На полигоне "Сарышаган" в Казахстане прошли стратегические учения "Щит Родины-2002". Подобных крупномасштабных военных мероприятий в истории независимого Казахстана еще не проводилось. В них было задействовано около 7 тыс. военнослужащих, до 1 тыс. единиц боевой техники, 30 самолетов, 9 вертолетов. Впервые совместно были применены системы высокоточного оружия "Точка-У" и "Смельчак", а также фронтовая авиация (СУ-25, СУ-27, СУ-24 ), РСЗО "Ураган", комплексы ПВО С-200 и С-300.

"Сарышаган" является уникальным центром для проведения военных маневров и стрельб. Такого полигона нет ни в одной из стран СНГ. Здесь можно проводить пуски ракет из всех типов зенитно-ракетных комплексов, поражать цели на максимальной высоте и на большой удаленности от исходных позиций.,

Учения посетил Президент Казахстана, Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Н.Назарбаев.

22 апреля. В урне, находящейся рядом с правительственной трассой столицы (Астана), был обнаружен подозрительный пакет. Как сообщается в пресс-релизе, распространенном Комитетом национальной безопасности, в нем находилось самодельное взрывное устройство с часовым механизмом. Чтобы избежать взрыва, оно было ликвидировано при помощи водного разрушителя. Никто из саперов не пострадал. Фрагменты находки переданы на взрыво-техническую экспертизу. По данному факту начато следствие.

В КНБ республики отметили, что в связи с находкой взрывного устройства идет отработка различных версий, в том числе и связанных с попыткой совершения теракта.

22 апреля. На заседании правительства Казахстана министр энергетики и природных ресурсов республики Владимир Школьник заявил, что РК планирует провести переговоры с Россией об увеличении объемов транзита нефти в дальнее зарубежье по российской территории. По его словам, в настоящий момент между двумя государствами уже существуют предварительные договоренности по решению данной проблемы, и предполагается, что к 15 мая с.г. она будет решена окончательно.

Уменьшение квот на транзит казахстанской нефти произошло после решения правительства РФ, пошедшего навстречу ОПЕК, об ограничении экспорта углеводородного сырья. До сокращения квот объем транзита казахстанской нефти по территории России составлял около 15 млн. т нефти в год.

23 апреля.По итогам официального визита иранского президента в Туркмению Сейед Мохаммад Хатами и Сапармурат Ниязов выразили удовлетворение развитием отношений между двумя странами. Выступая на пресс-конференции после подписания двусторонних соглашений о дальнейшем расширении сотрудничества в торгово-экономической области, президенты отметили прогресс взаимного партнерства в самых различных сферах.

Ниязов считает, что в ближайшие годы можно довести цифры торгового оборота с сегодняшних 430 млн долл. до 1 млрд долл. Согласившись с этим мнением, президент Ирана отметил хорошие перспективы сотрудничества в таких областях, как нефтегазовый комплекс, двусторонняя железнодорожная инфраструктура, торговля.

Касаясь проблем Каспия, оба президента выразили надежду на то, что начинающаяся в Ашхабаде встреча глав прикаспийских государств приведет к позитивным результатам. При этом Хатами особо подчеркнул “недопустимость вмешательства в дела Каспия со стороны других государств, не входящих в регион Каспия”.

23 апреля. Глава Федеральной пограничной службы РФ Константин Тоцкий подписал в Бишкеке протокол о сотрудничестве в сфере охраны государственных границ между Киргизией и Россией на ближайшие 2 года. Как заявил Тоцкий после церемонии подписания договора, "этот документ помимо того, что предоставляет возможности для постоянной оперативной работы, также способствует расширению правового поля нашего сотрудничества". По словам главы ФПС, отныне пограничные службы Киргизии и России получили возможность "обмениваться информацией в законном порядке, в том числе и конфиденциальной, что отвечает интересам безопасности обеих стран".

Кроме того, ФПС России намерена оказать Киргизии помощь в создании до 2003 года национальной пограничной службы. В настоящий момент погранвойска и другие структуры, предназначенные для охраны государственных границ в Киргизии, находятся в ведении нескольких ведомств. В том числе министерства обороны и Службы нацбезопасности республики.

В связи с этим Тоцкий заявил, что "независимая структура будет более эффективна, управляема, и оперативна". По его мнению, помощь в формировании новой национальной погранслужбы Киргизии должна будет оказать Оперативная группа российских погранвойск, постоянно дислоцированная в республике, которая сможет "консультировать киргизских коллег", а также высшие учебные заведения ФПС, где офицеры-пограничники пройдут необходимую подготовку.

Оценивая обстановку в центральноазиатском регионе, Тоцкий отметил, что здесь "ситуация на границах СНГ остается очень серьезной". Основной проблемой в настоящий момент является контрабанда наркотиков из Афганистана.

23 апреля в Ашхабаде президенты Сапармурат Ниязов и Владимир Путин подписали Договор о дружбе и сотрудничестве между Россией и Туркменистаном.

После подписания этого документа главы двух государств обменялись речами. По словам Владимира Путина, подписание Договора имеет принципиальное значение для России, поскольку закладывает солидную базу для взаимодействия между двумя странами, в частности, в области экономики.

Владимир Путин отметил, что подписанный сегодня новый Договор является естественным продолжением подписанного в 1992 году Договора о сотрудничестве между двумя странами. Путин поблагодарил Ниязова "за конструктивный деловой подход при строительстве наших отношений в предыдущий период и во время подготовки этого документа".

В свою очередь, Сапармурат Ниязов отметил, что дипломаты обеих стран долго работали над совершенствованием договора 1992 года. "Подписанный сегодня документ - это его продолжение с учетом новых реалий, - сказал туркменский лидер. – Мы благодарны великой России за то, что она строит с нами доверительный и равноправный диалог".

Ниязов обратил внимание на то, что в подписанном документе охвачены все проблемы - политические, экономические, культурные, общественные и гуманитарные. По мнению Сапармурата Ниязова, это позволит государственным и частным организациям России и Туркмении активно сотрудничать.

23-24 апреля. Состоялся саммит каспийской пятерки (Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркменистан, Иран). Подробнее об этом мероприятии и его итогах читайте в отдельном разделе настоящего бюллетеня.

24 апреля. На пресс-конференции президент Туркмении Сапармурат Ниязов сообщил, что ознакомился с подготовленным экспертами итоговым документом саммита. Как утверждает Ниязов, в этой резолюции "исчезло все, о чем договаривались" президенты пяти стран накануне.

Этот документ "не конкретный, не контролируемый, пустой" и содержит лишь пожелания, заявил Ниязов.

Отвечая на вопросы журналистов, президент Туркмении выразил собственное мнение о том, что без определения статуса Каспия невозможно решать ни проблему браконьерства, ни экологические проблемы.

Ниязов также вновь повторил свою позицию, что до определения юридического статуса Каспия, страны, которые ведут разработку ресурсов его дна, действуют несправедливо. Если пять государств не смогут решить эту проблему, то нужно обратиться в международные организации, в частности, в ООН, сказал Ниязов.

Он также утверждал, что у России "четко выраженной позиции по Каспию нет". Это высказывание туркменского президента вызвало удивление у журналистов, поскольку 23 апреля на открытии саммита Владимир Путин, подтверждая позицию России, сказал: "Делим дно, вода общая".

24 апреля. В российской делегации на саммите прикаспийских государств в Ашхабаде не согласны с мнением президента Туркмении, назвавшего "пустым" итоговый документ этой встречи. Напротив, как сообщил журналистам заместитель главы кремлевской администрации Сергей Приходько, по мнению России, "после вчерашней конструктивной дискуссии документ обогатился, в нем есть конкретные вещи".

По словам Приодько, в проекте ашхабадской декларации "есть серьезные наработки".

24 апреля. Изменения в мире после событий 11 сентября и борьба с международным терроризмом - таковы темы обсуждения на встрече в Ашхабаде президента России Владимира Путина с президентом Ирана Мохаммадом Хатами.

Как заявил иранский лидер, "террор в самой кровавой форме показал, что все в равной степени пострадали от терроризма". По мнению Хатами, необходимо, чтобы человечество "с большей координацией вело борьбу против международного терроризма". Он подчеркнул, что эта борьба должна быть "полномасштабной, многосторонней, с участием всех стран". По мнению президента Ирана, после событий 11 сентября "был односторонний подход" к борьбе с международным терроризмом, "немножко торопились".

Мохаммад Хатами также отметил важность разрешения палестинской проблемы. По его словам, "горькие события на палестинской земле также беспокоят человечество".

24 апреля. Спецпредставитель президента РФ по вопросам урегулироования статуса Каспийского моря, замминистра иностранных дел Виктор Калюжный заявил, что в мае планируется трехсторонняя встреча Россия - Азербайджан - Казахстан для подписания договора о разграничительной линии на Каспии между ними.

24 апреля. В Алма-Ате открылась первая встреча руководителей пограничных ведомств пяти государств-участников Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Открывая заседание, председатель КНБ РК Нартай Дутбаев зачитал приветствие президента РК Нурсултана Назарбаева. Также Н.Дутбаев сказал, что необходимо как можно быстрее создать механизм сотрудничества между пограничными ведомствами для совместной борьбы с транзитом наркотиков, с международным терроризмом, незаконной миграцией и незаконным оборотом наркотиков и обеспечения соответствующего правового поля.

По итогам встречи руководители пограничных ведомств государств ШОС подписали протокол о совместном заседании.

Во встрече приняли участие заместитель начальника генерального штаба народно-освободительной армии Китая Куй Фулинь, заместитель министра обороны Киргизии Токон Мамытов, председатель комитета по охране государственной границы Таджикистана Абдурахмон Азимов, директор федеральной погранслужбы России Константин Тоцкий, директор пограничной службы КНБ РК Болат Закиев.

25 апреля. Вице-премьер Виктор Христенко на встрече делегацией Казахстана обсудит возможность подписания долгосрочного соглашение по транзиту нефти через территорию РФ, ситуацию с казахстанским транзитом в 2002 г., а также вопросы, касающиеся Каспия. Как сообщил Христенко, правительства РФ и Казахстана еще не определили точные объемы транзита через территорию России казахстанской нефти в III квартале текущего года.

Христенко подчеркнул, что "в первом квартале транзит казахстанской нефти соответствовал установленным в соглашении на год договоренностям, однако, к сожалению, казахская сторона так и не выбрала до конца весь свой объем." Поэтому, во втором квартале, когда транзит был сокращен на 700 тыс. т., Россия исходила из объемов транзита первого квартала, - пояснил вице-премьер.

24-25 апреля. Состоялся официальный визит Президента Исламской Республики Иран в Мохаммада Хатами в Казахстан. В Алма-Ате президенты Казахстана и Ирана Н.Назарбаев и М.Хатами подписали Декларацию о дружественных отношениях между странами.

По мнению глав государств, уровень двусторонних отношений позволяет надеяться на их динамичное развитие в будущем. Сейчас Казахстан поставляет в иранские порты 1 млн. тонн нефти, но эти объемы могут возрасти в связи с реализацией намерений о строительстве нефтепровода. Лидеры Ирана и Казахстана оценивают маршрут транспортировки казахстанской нефти через территорию Ирана, как "экономически выгодный". Об этом президенты двух стран заявили по итогам двухсторонней встречи на пресс-конференции.

"Мы ищем многовариантные пути транспортировки казахстанской нефти на внешние рынки", сказал президент Казахстана. В этой связи он отметил, что маршрут через Иран в Персидский залив является "экономически выгодным", и это "признают все". "Я думаю, что перспектива у этого проекта неплохая", констатировал Н.Назарбаев. В свою очередь М.Хатами подчеркнул, что Тегеран "всячески приветствует" транспортировку казахстанской нефти через территорию Ирана. "Это самый надежный и экономичный маршрут", сказал президент Ирана.

Иранский лидер резко осудил американское военное присутствие в государствах Средней Азии, заявив, что это – “унижение для наших стран, которые имеют право самостоятельно решать свои проблемы и самостоятельно определять, что для них хорошо, а что плохо”.

Хатами считает, что подобные действия, "ущемляющие суверенные права нации", ведут к жесткой ответной реакции, зачастую принимающей форму терроризма. Н.Назарбаев никак не прокомментировал заявления своего гостя. В ближайшие выходные Алма-Ату в рамках турне по странам Центральной Азии должен посетить министр обороны США Дональд Рамсфельд.

25 апреля. Президент России Владимир Путин посетил бригаду военных кораблей Каспийской флотилии. Владимир Путин поручил Главкому ВМФ спланировать и провести в летний период сбор-поход Каспийской флотилии с привлечением всех входящих в нее родов войск - региональных частей погранслужбы, 4-й армии ВВС и ПВО, подразделений Северокавказского военного округа. Обращаясь к Главкому ВМФ В.Куроедову, Путин отметил: "Вы должны наращивать здесь свое присутствие".

Каспийская флотилия является, по словам президента, "существенным фактором обеспечения экономических и политических интересов России". Как отметил Путин, флотилия находится в боеспособном состоянии, "но за 10 лет у нас не было возможности реально проверить ее боеготовность". "Поэтому, считаю необходимым спланировать и провести в этом году в летний период сбор-поход", - сказал глава государства. Учения будут проведены в северной и центральной частях Каспия. Действия необходимо отработать, по словам президента, в обстановке максимально приближенной к боевой с обязательным пунктом выполнения условий безопасности. При этом Путин подчеркнул, что России необходимо взаимодействовать с прикаспаийскими странами по ключевым вопросам. В этой связи президент заявил о необходимости пригласить представителей всех прикаспийских государств на этот сбор-поход в качестве наблюдателей.

25 апреля. На заседании кабинета министров Туркмении президент Сапармурад Ниязов заявил, что Ашхабад изменил свою позицию по переговорам о статусе Каспия и теперь готов на двусторонней основе вести консультации по данной проблеме. Лидер страны сказал: "Мы пришли к выводу, что прикаспийские государства на двусторонней основе могут определять береговые границы".

По его мнению, "если все страны смогут договориться с соседями, решить все спорные вопросы, то в течение года можно все рассмотреть, суммировать, состыковать договоры и прийти к общему соглашению". Отметив то обстоятельство, что Туркмения ранее не одобрял двусторонних договоренностей, Сапармурат Ниязов подчеркнул, что, после обстоятельной дискуссии президентов прикаспийских стран в Ашхабаде, возглавляемая им страна изменила свое мнение.

Одним из результатов саммита, заметил Сапармурат Ниязов, можно считать вывод о том, что, "если на двусторонней основе удастся решить все спорные вопросы и договориться, то затем в течение года можно суммировать все договоренности и придти к общему соглашению".

25 апреля. В выступлении на заседании Государственного Совета Российской Федерации Президент Российской Федерации Владимир Путин заявил, что он допускает возможность решения проблемы Каспия при помощи серии двусторонних переговоров "хотя бы по отдельным аспектам нашей деятельности".

Путин также подчеркнул, что Россия в принципе готова и к общим переговорам. Президент сделал это заявление на пресс-конференции по окончании совещания в администрации Астраханской области.

В тот же день, во время посещения Каспийской флотилии, Путин назвал участников недавних переговоров "слабыми переговорщиками".

На пресс-конференции Путин также определил несколько самых важных проблем Каспия.

"Проблема номер один для всех прикаспийских государств - сохранение биоресурсов", - заявил президент. Он также отметил сложности с решениями вопросов транспортных путей, углеводородного сырья, проблем военно-политического характера и терроризма.

26 апреля. Президенты Узбекистана и Ирана Ислам Каримов и Мохаммад Хатами подписали ряд совместных документов. Хатами прибыл в Ташкент с официальным визитом.

Сразу после встречи глав государств состоялись переговоры делегаций в расширенном составе. По их итогам стороны подписали совместное заявление, межправительственные соглашения об избежании двойного налогообложения и об обмене информацией.

Как заявил на пресс-конференции в Ташкенте после подписания документов Каримов, визит президента Ирана в Узбекистан, подписание новых документов, расширяющих правовую базу, будет способствовать дальнейшему развитию отношений между Ташкентом и Тегераном.

27-28 апреля. В рамках турне по центральноазиатским государствам, министр обороны США Дональд Рамсфелд посетил Ашхабад. 28-го утром Рамсфелд провел переговоры с президентом Туркмении Ниязовым в его резиденции в приморском городе Туркменбаши, куда глава Туркмении вылетел накануне. Детали переговоров не уточняются.

Ранее, 26 апреля глава Пентагона в Ташкенте встречался с Исламом Каримовым, а днем позже, в Бишкеке – с Аскаром Акаевым. В обоих случаях сообщения были краткими: “обсуждались вопросы связанные с региональной безопасностью”. В Киргизии Рамсфелд посетил американскую авиабазу в аэропорту “Манас”.


К итогам ашхабадского саммита Прикаспийских государств



“Gazeta SNG”,
22 апреля 2002

Каспийский диалог: без циркуля и линейки

Павел Мартынов

Сегодня Ашхабад стал центром каспийских мероприятий. Завтра в столице Туркмении открывается двухдневный саммит президентов Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркмении, а сегодня заместители глав внешнеполитических ведомств этих государств проводят заключительные консультации, приуроченные к встрече на высшем уровне. В частности, в центре внимания рабочей группы каспийской пятерки – подготовка итогового документа саммита, который условно называется "декларацией".

Было бы ошибкой считать, что с подписанием этого документа станет возможным расставить все точки над "i" и, тем самым, окончательно урегулировать основную на сегодняшний день проблему правового статуса Каспия. Стоит напомнить, что и сами прикаспийские государства смотрят на итоги встречи на высшем уровне отнюдь не сквозь розовые очки. Информация о том, что в ходе саммита не удастся преодолеть противоречия относительно правового статуса водоема, поступала практически из всех стран пятерки, причем озвучивали ее лица, непосредственно занимающиеся каспийской проблематикой.

Вместе с тем в ходе подготовки к саммиту опять-таки практически из всех столиц пяти государств стали звучать намерения не ограничиваться лишь обсуждением пресловутого статуса, но и уделить не меньше внимания вопросам экологии, судоходства и другим проблемам взаимодействия в рамках водоема. Так, по мнению официального Ашхабада, "результативность саммита не будет целиком и полностью зависеть от решения проблемы правового статуса Каспия, который не может быть определен одномоментно". Главный смысл саммита, как считают в Ашхабаде, заключается в том, чтобы, "образно говоря, не циркуль и линейка определяли в будущем взаимоотношения пяти государств и народов, а согласованная политическая платформа сотрудничества, базовые принципы которого и предстоит выработать президентам".

Кроме того, по мнению экспертов, важным прорывом в переговорах пятерых президентов может стать и то, что им удастся сблизить позиции в решении вопроса по статусу моря и дать четкие указания, как дальше вести переговоры по этой проблеме.

В этом смысле некий оптимизм вселяет то обстоятельство, что за последний год ряду стран – Азербайджану, Казахстану и России – удалось прийти к консенсусу в каспийском вопросе. Напомним, что правовой статус Каспийского моря пока регулируется советско-иранскими договорами от 1921 и 1940 годов, которыми был установлен режим свободы судоходства и рыболовства (за исключением 10-мильной прибрежной зоны), а также предусматривается запрет плавания судов под флагами некаспийских стран. Примечательно, что вопросы недропользования и природоохранной деятельности договорами не регулируются. Одним словом, советско-иранскими документами предусматривается общее пользование этими двумя государствами и дна, и акватории моря. Поэтому, когда с распадом Советского Союза число прикаспийских государств увеличилось с двух до пяти, назрела необходимость принятия нового правового статуса водоема.

Пока, как уже отмечалось, свои позиции сблизили только Москва, Астана и Баку. Они выступают за разграничение дна Каспийского моря между сопредельными и противолежащими прикаспийскими государствами по модифицированной срединной линии в целях осуществления ими суверенных прав на недропользование (так называемая ресурсная юрисдикция) при сохранении в общем пользовании водного пространства, обеспечении свободы судоходства, согласованных норм рыболовства и защиты окружающей среды. Эта компромиссная инициатива, напомним, исходила из Москвы, которая первоначально выступала категорически против раздела Каспия на национальные сектора, поскольку это потребовало бы коренного пересмотра сложившегося за 70 лет правового режима хозяйственного использования водоема. Кроме того, это позволило бы прикаспийским странам установить в своих секторах угодные им порядки, что могло бы, в свою очередь, привести к территориальным спорам и даже конфликтам.

Иран, который предлагает сохранить Каспий в общем пользовании по принципу кондоминиума, заявляет о готовности согласиться с разделом водоема на национальные сектора, но при условии, что каждому прибрежному государству будут выделены сектора одинаковой площади (по 20%). Туркмения, по крайней мере до последнего момента, занимала позицию в пользу секторального деления дна водоема и его водной толщи, в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву. При этом Ашхабад предлагает выделить в центре Каспия 20-мильную зону для свободного судоходства.

Однако, как сообщает "Туркмен-Пресс", на предстоящем саммите прикаспийских государств президент Туркмении Сапармурат Ниязов выступит с рядом новых предложений, касающихся разграничения водной поверхности, режима судоходства, использования биоресурсов, других аспектов деятельности на Каспии. По мнению Туркменбаши, сегодня пятистороннему взаимодействию на Каспии необходимо "придать характер подлинного сотрудничества, перевести саму идеологию взаимоотношений государств на качественно иные принципы, соответствующие реалиям дня, отвечающие новым условиям, в которых живут народы и государства Каспийского бассейна".

Основой же позиции Туркмении, подчеркивают в Ашхабаде в преддверии саммита, является твердая убежденность в том, что все важнейшие принципиальные решения на Каспии должны приниматься на пятисторонней основе, с учетом мнения каждого без исключения государства. Только такой подход позволит обеспечить результативность переговорного процесса, избежать противостояния, возникновения конфликтных ситуаций в будущем, создать условия для подлинного добрососедства и сотрудничества наших стран и народов. Из этого вытекает тезис, которым руководствуется Туркмения и в своих двусторонних отношениях на Каспии: они могут осуществляться, если не ущемляют интересов третьей стороны, и если их направленность не нарушает общего баланса пятистороннего взаимодействия. В этом смысле Ашхабад не приемлет саму идеологию противостояния на Каспии, создания "союзов", "блоков" одних против других.

Другой принципиальный вопрос, который будет затрагиваться президентами Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркмении, - принадлежность спорных месторождений. Напомним, что такая проблема существует между Ираном и Азербайджаном и между Азербайджаном и Туркменией. Напомним, что в июле прошлого года спор между Тегераном и Баку по поводу принадлежности углеводородных структур Алов - Араз – Шарг (Алборс – иранский вариант названия структур) чуть было не привел к началу боевых действий на Каспии. Можно предположить, что Азербайджан и Иран все смогут в дальнейшем избежать "острые углы" этой проблемы. Накануне отъезда на саммит в Ашхабад президент Азербайджана Гейдар Алиев провел встречу с послом Ирана в Баку Ахадом Газаи. Алиев высказал мнение, что предстоящее совещание глав государств станет началом нового этапа регионального сотрудничества. Показательно, что в рамках саммита пройдет двусторонняя встреча Гейдара Алиева с президентом Ирана Мухаммадом Хатами, а в мае лидер Азербайджана совершит поездку в Иран.

С Ашхабадом Баку не может договориться по трем спорным месторождениям – "Азери" ("Хазар"), "Чираг" ("Осман") и "Кяпаз" ("Сердар"). Как азербайджанская, так и туркменская стороны считают первое месторождение полностью своим. Аналогичного принципа Баку придерживается в отношении "Чирага", а Ашхабад – "Сердара". В отношении последнего Баку последовательности не проявляет, а Ашхабад считает, что "Осман" принадлежит ему частично.

Надо признать, что Ашхабад занимает жесткую позицию в этом вопросе, считая, что государственных границ как таковых на Каспийском море никогда не было и пока нет. Потому до определения правового статуса моря при варианте его раздела на национальные сектора спорные участки не могут быть кому-то принадлежать по определению, а потому быть объектом односторонних разработок, исследований и использования. В случае если их национальную принадлежность не удается определить на основе двусторонних переговоров, Туркмения подтверждает свое намерение подать на Баку в Международный суд, другие международные специализированные структуры, как это принято в мировой практике при возникновении подобных ситуаций. Такой подход основывается на общепризнанных нормах международного права, базовых принципах уважения суверенитета и национального достоинства государств, зафиксированных в Уставе ООН.

Количество нерешенных проблем свидетельствует о том, что в ходе каспийского саммита разразятся нешуточные споры. Однако, как гласит известная пословица "в споре рождается истина". Тем более что на завтрашней встрече впервые прикаспийские страны будут представлены их президентами, которые будут иметь возможность вместе обсудить будущее Каспия.




“Время новостей”.,
24 апреля 2002

На Каспии "пахнет кровью"

Аркадий Дубнов

Встреча "пятерки" началась с разногласий

То, что открывшийся вчера в Ашхабаде каспийский саммит обречен стать не больше чем новой оказией для двухсторонних встреч лидеров пяти государств региона, никто не сомневался. Но вряд ли кто-то мог предположить, что главная проблема Каспия - напряженные отношения между отдельными прибрежными странами - может публично обнажиться уже в ходе пленарных встреч "пятерки". Впрочем, особенности ашхабадского саммита, которые могли озадачить некоторых его участников, обозначились уже в протокольных деталях встречи.

К примеру, президента Азербайджана Гейдара Алиева в ашхабадском аэропорту в отличие от других президентов встречал не вице-премьер, а лишь министр культуры. А выступления президентов, которые предполагались в алфавитном порядке, что привело к первенству Азербайджана, оказались выстроены в обратном порядке, то есть азербайджанский лидер оказался последним. Очевидно, на это обратили внимание в окружении господина Алиева... Кроме того, единственным президентом, с которым у Сапармурата Ниязова не предусмотрено двухсторонней встречи, оказался все тот же Гейдар Алиев. Ни для кого не секрет, что азербайджано-туркменские отношения, как и ирано-азербайджанские, являются одним из главных препятствий на пути к каспийскому консенсусу. Тем не менее Баку и Тегеран ведут постоянный дипломатический диалог, что напрочь отсутствует между Ашхабадом и Баку.

Официальная часть саммита, на которую были допущены вчера журналисты, поначалу не предвещала сенсаций. Владимир Путин обратил внимание на "отсутствие аллергии" у России на многовариантность маршрутов каспийских энергоносителей - главное, чтобы выбор определялся экономическими критериями без вмешательства политики. Президент Ирана Мохаммад Хатами повторил свою позицию о необходимости делить море на пять равных частей и предостерег от работ по освоению ресурсов в той одной пятой части, которую Иран считает своей. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев говорил о том, что все больше каспийских государств склоняется к принципу срединной линии при разделе Каспия.

А Гейдар Алиев начал свою речь с воспоминания о выдающейся роли азербайджанских нефтяников в советской истории освоения водоема, отметив, что административное деление советских республик на Каспии в точности совпадает со срединной линией, которую предполагается провести между национальными секторами новых каспийских суверенов. При этом г-н Алиев заметил, что если консенсуса по разделу достичь не удастся, это не должно помешать освоению согласно "уже сложившейся практике".

В этот момент журналистов должны были попросить из зала, чтобы оставить "каспийскую пятерку" в узком составе. Однако внезапно слово взял хозяин г-н Ниязов и, слегка сломав протокол, при полном скоплении прессы, вступил в полемику с "самым опытным дипломатом и другом" г-ном Алиевым. Туркменбаши попросил его не ссылаться на советские времена, обосновывая свои претензии на азербайджанский сектор моря еще до определения его нового статуса. Более того, он призвал Алиева отказаться от освоения месторождений в центре Каспия, на которые претендует и Туркмения. Поскольку русский язык господина Ниязова не всегда позволяет точно судить о ходе его мыслей, то лучше привести его цитату, обращенную к господину Алиеву: "Делаются разные декларации, потом захватываются территории и ничего не делается, но также нельзя..." "Иначе кровью пахнет", - добавил Туркменбаши и предложил создать совет президентов каспийских государств, чтобы не допустить такого развития событий. Сам Туркменбаши предложил до следующего саммита (а то, что они теперь будут ежегодными, дело почти решенное) возглавить этот совет.

Украшением вчерашнего дня стало подписание российско-туркменского договора о дружбе и сотрудничестве, который заменит предыдущий договор 1992 года. А в знак того, что господин Ниязов "болеет душой за Россию", сегодня он обещал подарить Путину своего лучшего ахалтекинского коня. Российский президент должен выбрать его сам из конюшни в две дюжины лошадей.




“Независимая газета”,
25 апреля 2002

Пять президентов, шесть мнений и один скандал.

Людмила Романова

Лидеры прикаспийских государств не сумели договориться на саммите в Ашхабаде

Первый саммит каспийской пятерки закончился совсем не так, как ожидали накануне. Единственным его результатом стала готовность в таком же формате - Россия, Казахстан, Туркмения, Азербайджан и Иран - и дальше продолжать обсуждения проблем Каспия. Подписание совместной декларации, анонсировавшееся всеми сторонами как одна из главных целей переговоров, так и не состоялось.

В первый день саммита представители российской делегации говорили, что даже если в декларацию попадут самые общие слова, "хоть по осетру" - это уже будет успех: "С чего-то надо начинать, а потом отталкиваться от того, о чем договорились".

Текст декларации "не пошел" с самого начала. За два часа до ее предполагаемого подписания хозяин встречи Сапармурат Ниязов констатировал: "Конкретных решений пока не получается, а пустой документ зачем принимать? У нас еще есть время, чтобы его доработать". Но времени на доработку не хватило, хотя переговоры и продолжались на полтора часа дольше, чем планировали.

Со слов Сапармурата Ниязова, сказанных за час до начала второго раунда переговоров, можно предполагать, что произошло за закрытыми дверями. Туркменбаши сокрушался, что "вчера договорились об одном, а сегодня на бумаге получилось совсем другое". В частности, были сняты предложения по прибрежной зоне. Ниязов остался недоволен и форматом последующих встреч, он предлагал создать совет прикаспийских государств с поочередным председательством всех лидеров каспийской пятерки, "а стороны предлагают ежегодный саммит, но там нет ответственности, а в совете есть".

По данным Financial Times, дискуссия за закрытыми дверями действительно была жаркой. Хозяин встречи Ниязов, который конфликтует с Азербайджаном по поводу прав на ряд нефтяных месторождений в центре Каспийского моря, предупредил, что если вопросы Каспия не удастся решить мирным путем, в Каспийском море может "запахнуть кровью". Ему вторил Нурсултан Назарбаев, который также призвал избежать превращения Каспия в "зону конфликта".

Путин же высказался за разделение только морского дна, тогда как воды должны быть оставлены свободными для рыболовства и навигации и похвалил соответствующие соглашения России с Азербайджаном и Казахстаном. Но с ним не согласился президент Ирана Мохаммад Хатами, который не поощряет односторонних инициатив. Он также подтвердил свою прежнюю позицию, что Иран может претендовать по меньшей мере на 20% Каспия, хотя его береговая линия составляет всего 14% общей длины.

Выйдя из-за закрытых дверей, лидеры стран должны были исправлять ситуацию на ходу. Владимир путин заявил, что "дух взаимодействия был очень конструктивным, мы договорились продолжать консультации по всем азимутам нашего сотрудничества". Мохаммад Хатами утверждал, что "никто не ожидал, что за одни сутки мы решим все вопросы", а Гейдар Алиев благодарил хозяина встречи за хорошие условия работы.

Единственным, кто честно намекнул, что же произошло на самом деле, оказался Нурсултан Назарбаев: "Проблем оказалось больше, чем ожидали. Теперь есть проблемы - и есть над чем работать".

К неудовольствию главы "Газпрома" Алексея Миллера определенности не удалось добиться от Туркмении и по вопросу газового альянса. Туркменбаши заявил: "Определим рынок, трубу, гарантированную цену - тогда согласимся". Сделать это, вероятно, будет не намного проще, чем решить проблему Каспия. В пакете с альянсом Ашхабад хотел бы получить и конкретные соглашения о поставках туркменского газа в Россию, подписать которые пока не удается. Ниязов считает, что до того, как поставки были прекращены, "Газпром" выигрывал на туркменском газе 50 долларов с каждой тысячи кубометров. По его мнению, сегодняшняя ситуация невыгодна прежде всего Москве: дефицит российского газового бюджета - 40 млрд. кубометров и, если бы он пополнялся из Туркмении, это было бы в полтора раза дешевле, чем осваивать сложные северные месторождения. Алексей Миллер комментировать ситуацию наотрез отказался.

Проблемы, объем которых так озадачил президентов, вообще-то возникли не вчера. О них на протяжении почти двух лет говорили участники специальной группы по Каспию. Да и сроки самого "исторического" саммита переносились года полтора. Как утверждают представители российской делегации, близкие к переговорам, стороны так и не смогли определиться в том, какой юридический подход к каспийской проблеме считать главным. Есть российско-иранские договоры от 1921 и 1940 годов, фиксирующие совместное пользование ресурсами Каспия. На их приоритетности настаивал в первую очередь Иран. Но относительно недавно у России появились двухсторонние соглашения с Казахстаном и Азербайджаном, в которых дно Каспия предлагается делить по срединной модицифированной линии.

Были разногласия и в видении первоочередных шагов, которые "пятерке" следовало предпринять. Россия исходила из того, что к компромиссу нужно двигаться через двусторонние договоренности, а уже достигнув определенного согласия, перейти к определению статуса Каспия. Для Москвы это был действительно оптимальный вариант, во многом благодаря крупным запасам, обнаруженным в северной части Каспия. Кроме того, российские компании работают в Казахстане и Азербайджане, отношения с которыми удалось уладить.

Туркмения, напротив, исходила из принципа "сначала статус, потом добыча". Вчера это повторял Ниязов: "Без статуса ничего нельзя решить". А затягивание с этим вопросом - нечто иное, как желание поставить Ашхабад перед фактом: деньги уже затрачены - они должны окупаться. Речь идет о месторождениях Азери и Чираг, на которых вопреки возражениям Ашхабада, апеллирующим к международным инстанциям, закрепился Азербайджан при активном содействии западных и не без участия российских кампаний. Исходя из этого Туркмении выгодно законсервировать ситуацию, пока ресурсы, на которые она претендует, не выкачаны другими. Вчера Ниязов фактически репетировал свой обвинительный монолог в адрес иностранного капитала: "Если западные компании туда деньги вложили - это их проблема. Они же все грамотные".


ТУРКМЕНИЯ



Трансафганский газопровод Туркменистан-Пакистан. Кому это выгодно?

Вадим Гранин

Возможности строительства газопровода "Туркменистан-Афганистан-Пакистан" обсудят в начале мае в Ашгабате главы трех государств: Туркменистана, Афганистана и Пакистана. Принципиальная договоренность об этом была достигнута в ходе состоявшегося телефонного разговора между Президентом Туркменистана Сапармуратом Ниязовым и главой временной администрации Афганистана Хамидом Карзаем.

Также на днях стало известно, что завершено строительство 70-километровой ЛЭП-110, доставившей в северную провинцию Афганистана Балх туркменскую электроэнергию. Надежное энергоснабжение получили три города - Андхой, Шибирган и Мазари-Шариф. Конечным итогом этого партнерства является доставка туркменской электроэнергии в Кабул и Кандагар.

Энергия потекла, потечет ли газ? Как сообщила пресс-служба Президента Туркменистана, вопрос строительства трансафганского газопровода (с возможном выходом в Индию, но в свете обострения отношений между Пакистаном и Индией, этот вариант представляется мало реальным) Карзай и Туркменбаши обсудили детально и подробно. Затем последовал аналогичный раунд телефонных переговоров Ашхабада с Исламабадом.

Говоря о проекте строительства газопровода "Туркменистан-Афганистан-Пакистан", Президенты С.Ниязов и П.Мушараф подчеркнули его взаимовыгодный характер, огромную заинтересованность в нем как своих стран, так и региона в целом. На предстоящей майской встрече лидеры трех государств предполагают рассмотреть основные положения межгосударственного соглашения по реализации проекта.

Согласно новому проекту - из общей протяженности газопровода Туркмения-Пакистан в 1.500 километров около 764 километров трубы должны пройти по территории Афганистана.

Туркмено-афганская граница имеет протяженность около 860 километров и Ашхабад, подчеркивая свой нейтральный статус, в свое время сумел наладить отношения как с талибами, так и с оппозиционным им Северным альянсом. Как известно, именно Туркменистан обеспечивает Афганистан нефтепродуктами, а электроэнергию Афганистан получает (провинция Андхой), тоже из страны Туркменбаши.

Сапармурад Туркменбаши занялся "реанимированием" старого проекта века. Еще в середине 1990-х идеологи Туркменбаши особо акцентировали внимание на этом "замысле" Главы Туркменистана. Затем разработка этого транснационального проекта была заморожена - в 1998 году по требованию ГосДепа США из консорциума вышла американская корпорация Unocal, имевшая контрольный пакет акций. Белый Дом тогда подверг Кандагар ракетным бомбардировкам мстя за взрывы своих посольств в Африке. США очень не во время поссорились с “учащимися медресе”, а ведь ради осуществления этого замысла Сапармурад Туркменбаши лично "сдружился" с муллой Омаром, искренне надеясь реализовать проект если к власти в Афганистане окончательно придут талибы. Туркменбаши пытался увязать осуществление строительства газопровода с приходом к власти в Афганистане режима Талибана и посильно способствовал этому.

Туркменский лидер, не запрещал своим гражданам торговать с талибами, обеспечивая их ГСМ в пору противостояния Северного альянса, поддерживаемого Россией, Ираном и Узбекистаном, оказывал дипломатическую поддержку.

Но история совершенно спутала все карты главе Туркменистана: талибы в ходе антитеррористической операции довольно быстро с реальной властью в Афганистане расстались и Сапармурад Туркменбаши спешно ищет новых "спонсоров" под эгидой ООН и военным покровительством международных миротворцев. Теперь Туркменбаши вооружился громкими лозунгами - обеспечения афганцев работой, стабилизации ситуации в Афганистане, помощи в скорейшем процветании братского афганского народа и пытается пролоббировать разрешение под этот проект у Организации Объединенных Наций.

Кто же является главным заказчиком всей этой компании? В Ашхабате в феврале сего года прошла мало замеченная прессой встреча Президента Туркменистана с послом США в Туркменистане. В ходе нее активно обсуждались вопросы участия Туркменистана в экономическом взаимовыгодном сотрудничестве с Афганистаном. Именно на этой встрече была согласована линия на "активное вовлечение" Туркменистана (назывались даже конкретные проекты) в восстановление экономики Афганистана. Именно тогда, Туркменбаши смог получить гарантии США под реанимацию своего старого проекта – мечты.

В подтверждение правильности этой версии говорят факты: в Туркменской официальной прессе активно "раскручивается" роль и значение Туркменистана в антитеррористической операции США против бывших друзей Туркменбаши – талибов. Хотя, общеизвестно, как Туркменбаши "помогал" США, спрятавшись за нейтральный статус. О досадном казусе, когда Туркменбаши всячески "медлил" пропустить через свою территорию гуманитарную помощь Германии (в начале этого года) теперь вообще никто не вспоминает. По непроверенным сведениям, Сердар не хотел принимать участия во всей этой операции возмездия прежде всего чтобы не позволить иностранным гражданам "понаблюдать" за происходящим в собственной стране.

Тогда конфликт с Германией удалось разрешить после определенного нажима из Вашингтона и гуманитарная помощь была пропущена через страну даже в ускоренном порядке – под "зеленую улицу".

Не прошло и полугода, как в Туркмении уже успешно переписали историю - в данное время государственные СМИ взахлеб живописуют участие Туркменистана (естественно, под руководством Сапармурада Туркменбаши) как в самой операции возмездия и даже, указываются конкретные сроки - участие "в самом начале" организованной США военной операции, "направленной против террористической организации "Аль-Каида" и укрывающего ее лидеров движения "Талибан"" (цитата из газеты "Нейтральный Туркменистан".

Похоже, прошлые мечты Сердара, могут стать реальностью. Тем более, что Туркменистан испытывает острые "финансовые трудности" и режим Туркменбаши срочно нуждается в деньгах и новых проектах для их экстренного зарабатывания. Не важно с кем, с талибами, с Америкой, с Турцией или Пакистаном.

По словам туркменского Президента, -проект газопровода "Туркменистан-Афганистан-Пакистан", а также строительство параллельно ему линии электропередачи и автомагистрали, - станут гарантами стабильности в афганском обществе, занятости его населения созидательным трудом.

Президент Туркменистана призывает к поддержке газопроводного проекта со стороны мирового сообщества и надеется на активную помощь со стороны мировых компаний различных стран. По его словам, чистая прибыль Афганистана составит 12% от стоимости транспортируемого газа. На строительстве супер-трубы будет занято около 15 тысяч человек, - подчеркнул С.Ниязов.

Но проекту Туркменбаши о транспортировке газа через очень "нестабильный" Афганистан в Пакистан (под прямым патронажем США, с активным привлечением для этой благотворительной акции ООН), может помешать любая "незапланированная" случайность, например, неспособность пока очень слабой государственной власти Афганистана обеспечить охрану трубы.

А тем временем в Пакистане, в понедельник утром 22 апреля, обстрелян государственный газопровод, который обеспечивал газом юго-западную провинцию Белуджистан. Инженерам и местным властям потребовалось около часа, чтобы локализовать огонь и приступить к ремонтным работам. Данное нападение – не первый подобный случай: два месяца назад аналогичный инцидент произошел в районе Дерабугти.

Так станет ли реальностью мечта Туркменбаши?




Эркин Туркменистан,
24 апреля 2002

О наркомании и наркоторговле в Туркменистане.

Авды Кулиев

В дореволюционном Туркменистане наркотики не являлись проблемой нации как сегодня, а представляли собой проблему для отдельных семей, в которых были наркоманы, потреблявшие теръяк (опиум). Наркомания осуждалась обществом, и население избегало наркоманов. В советское время число наркоманов резко увеличилось. Газета "Stringer" в октябрьском номере 2000 года писала: " К середине 60-х годов целые районы Сибири и Поволжья, Азербайджан, Дагестан, Коми АССР, Ростов-на-Дону и Москву накрыла волна наркомании. Хуже всего пришлось Туркмении, где в 1963 году было официально зарегистрировано 28 тысяч наркоманов". Другая российская газета "Сегодня" от 16 октября 1996 года писала: "В 1967 году МВД СССР провело исследование наркоситуации в Туркменской ССР. По официальной статистике в республике насчитывалось 10 тысяч наркоманов. По экспертным же оценкам местных сыщиков – 250 – 300 тысяч человек, и эта цифра зафиксирована в официальном милицейском документе". Судя по этой цифре, около 10% населения Туркменистана были наркоманами. За последние десять лет независимого существования Туркменистана число наркоманов резко возросло и составило более 20% населения страны. Что стало причиной такого роста наркомании?

После распада СССР и обретения Туркменистаном независимости ослабла охрана государственных границ открылись новые возможности для торговли наркотиками. Значительно усилился поток наркотических веществ из Афганистана и Ирана. Одной из причин нежелания туркменской стороны продлить соглашение с Россией о совместной охране границы, было желание свободно решать, что пропускать через границу, а чего не пропускать. Сейчас туркменские власти взяли под свой полный контроль движение наркотиков через туркмено-афганскую и туркмено-иранскую границу. Конфискованные туркменскими службами на границе наркотики не уничтожаются, а реализуются на внутреннем рынке. Летом 1993 года президент Ниязов выступил перед работниками милиции и дал им указание не преследовать людей за 5 граммов опиума. Он сказал тогда, что это личное дело каждого: употреблять теръяк или не употреблять. Это заявление месяца два транслировалось по местному телевидению. Оно дало сильный толчок наркомании в стране. Очевидно, была прямая связь между этим заявлением президента и вбрасыванием на рынок арестованных на границе наркотиков. Некоторые люди в правительстве, в частности называют имя тогдашнего министра внутренних дел Сердара Чарыярова, заработали немало денег на торговле наркотиками. В одно мгновение повсюду в стране стало возможным приобретение любых видов наркотиков. На всех вечеринках стали открыто угощать гостей наркотиками. Ниязов пропагандировал полезность наркотиков в беседах с известными людьми, посещавшими Туркменистан (например, в беседе со скульптором Эрнстом Неизвестным в 1994 году). Эта беседа многократно транслировалась по телеканалам ашхабадского телевидения.

Туркменистан после независимости встал на путь наркомании и наркоторговли, а не демократии и рыночных отношений. Наркотики продаются всюду в Туркменистане, и самым ходовым является героин.

По сообщению Туркменской Государственной Таможенной службы в 1994 году были изъяты при попытке вывоза за пределы Туркменистана 1076 кг наркотиков ( газета "Туркменская Искра" 27. 01. 1995г.). В 1996 году только сотрудниками Комитета Национальной Безопасности Туркменистана было изъято более двух тонн опиума и 27 кг. героина (газета "Туркменистан" 07. 02. 1996 г.). По официальному заявлению начальника Государственной Пограничной службы Туркменистана Кабулова, в 1996 у контрабандистов было отнято 42 тонны наркотиков, что в три раза больше, чем в 1995 году. За девять месяцев 1997 года туркменские таможенники изъяли у контрабандистов более 30 тонн наркотиков. Газета "Stringer" за октябрь 2000 года писала: "В 1997 году на туркмено-афганской границе был задержан цементовоз, под завязку заполненный белым порошком – героином. Однако в российских средствах информации этот факт остался незамечен". Эта же газета констатировала: "Обойденным вниманием журналистов оказался и доклад, подготовленный ЮНДКП, где черным по белому говорилось, что в 1998 году из Афганистана в соседнюю Туркмению контрабандным путем было завезено около 40 тонн героина". В апреле 1999 года в Астрахани (Россия) сотрудниками таможенных органов были задержаны два турецких грузовика, которые шли через Туркменистан. В ходе досмотра была обнаружена крупнейшая в истории России, как сообщали тогда российские СМИ, партия героина в количестве более 200 кг. Расследование этого дела показало, что наркотики были загружены в машины в местечке Бикрова (под Ашхабадом). По имеющейся информации, эта партия наркотиков предназначалась для отправки в Европу.

Наркоторговлей занимаются не только преступные мафиозные группировки, но и правительственные чиновники, работники милиции, прокуратуры, а также пограничники Туркменистана. На факты участия сотрудников правоохранительных органов в наркобизнесе Ниязов неоднократно указывал в своих публичных выступлениях. В частности, он говорил в 1997 году о задержании заместителя прокурора города Чарджоу, у которого было обнаружено 2 кг. высокосортного героина. В результате расследования этого дела выявилось также участие прокурора города в наркоторговле.

Хотя президент Ниязов обвиняет в наркоторговле служащих туркменских правоохранительных органов, он сам контролирует этот бизнес в Туркменистане. Изъятые на границе тонны наркотиков не уничтожаются, а складируются в подвальном помещении бывшего президентского дворца и затем отдельными партиями отправляются на российские и европейские рынки. По словам бывших госслужащих Туркменистана, ежегодно через Туркменистан в Россию и Европу переправляется до 80 тонн наркотиков, существенную часть которых составляет героин. Основная часть наркотиков в Туркменистан поступает из Афганистана. В свое время талибское правительство за поставки из Туркменистана нефтепродуктов, электроэнергии, оружия и боеприпасов расплачивалось с Ашхабадом наркодолларами и наркотиками. Об участии туркменского правительства в наркоторговле заявляют сегодня и недавние ближайшие соратники Ниязова, бывшие вице-премьеры туркменского правительства Б. Шихмурадов и Х. Оразов.

В этой связи еще одна цитата из того же октябрьского номера газеты "Stringer" за 2000 год: "Конечный пункт назначения всей массы наркотика – Россия. Позже о "таджикском" героине в российских СМИ не писал только ленивый; о "туркменских" тоннах – ни слова (наверное, затерялись где-нибудь в песках Каракумов).

А теперь сопоставим этот факт с тем, что было сказано выше о силе и прикрытости азербайджанской наркогруппы в России, и добавим недостающий штрих – последние два года, по сведениям ЮНДКП, героин из Афганистана активно вывозится по новому маршруту: Туркмения – Азербайджан – Россия и далее в Европу".

Наркомания и наркоторговля являются одним из самых тяжелых проблем современного Туркменистана. Они обрели масштабы национальной катастрофы. Если мировое сообщество в экстренном порядке не вмешается в ситуацию в Туркменистане, то очень скоро туркмены могут исчезнуть с лица земли как нация.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ