Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №189(15.04.2008)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
НАМ ПИШУТ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Миграция Демография Гражданство



ЦС: русским выпускникам — гражданство автоматически

09.04.2008, http://rus.delfi.lv/

Оппозиционное объединение "Центр Согласия" предлагает ввести норму, позволяющую негражданам, закончившим школы нацменьшинств получать синий паспорт в порядке регистрации.

Как пояснили порталу Delfi во фракции ЦС, согласно нынешней редакции Закона "О гражданстве" неграждане, закончившие школу с латышским языком обучения, получают гражданство в порядке регистрации. Неграждане, окончившие школы, реализующие программы образования нацменьшинств — в порядке натурализации.

При этом, сегодня правительство обсуждает возможности урегулирования вопросов, связанных с возможностью двойного гражданства и гражданской принадлежностью детей. Таким образом, закон "О гражданстве" может быть открыт и для внесения других изменений.

Поправки находятся сейчас на согласовании в Кабинете министров, и после всех необходимых процедур, будут переданы на рассмотрение в Сейм. Закон "О гражданстве" будет открыт впервые после долгого перерыва — в последний изменения вносились в 1998 году.

"Открытие Закона "О гражданстве" станет для правых партий проверкой того, насколько искренни их заявления о стремлении содействовать интеграции общества", — заявил на пресс-конференции председатель ЦС Нил Ушаков.

"Совершенно непонятно различное отношение к выпускникам — ведь в Латвии существует единая система образования. На словах правые политики утверждают, что государство создает все возможности для сохранения культурной идентичности, но на деле получается, что молодых людей дискриминируют за стремление сохранить свой родной язык и культуру", — добавил депутат Борис Цилевич.

Представители ЦС отметили также, что скоро норма, дискриминирующая выпускников школ нацменьшинств, вообще утратит значение, так как школу будут заканчивать дети, родившиеся после 1991 года и имеющие право на гражданство в порядке регистрации.




«Я вижу смысл идеи»

МИД готов обсудить идею безвизового въезда в Россию негражданам прибалтийских государств, но с оговорками

02.04.2008,   www.regnum.ru/news

МИД России готов участвовать в рассмотрении законопроекта об отмене виз для соотечественников, проживающих в Прибалтике и не имеющих гражданства этих стран, заявил министр иностранных дел Сергей Лавров. Как передает корреспондент ИА REGNUM, в ходе пленарного заседания Государственной думы РФ 2 апреля председатель комитета Госдумы РФ по международным делам Константин Косачев ("Единая Россия") отметил, что неграждане Латвии, Литвы и Эстонии имеют право безвизового въезда в страны Шенгенского договора, в то время как соотечественники, не имеющие гражданства этих государств, должны получать визы для поездок на родину в Россию.

Косачев сообщил, что он и депутат Госдумы Роберт Шлегель подготовили поправки об отмене виз для неимеющих гражданство прибалтийских стран. Отвечая на вопрос Косачева, будет ли поддерживать эти поправки МИД, Лавров попросил возможность ответить на этот вопрос в закрытом от прессы режиме. В то же время он отметил, что МИД поддерживал поправки, которые предлагались Госдумой в течение последних трех лет, направленные на облегчение выдачи виз соотечественникам из Прибалтики, включая делегирование послам права бесплатной выдачи виз. "Я вижу смысл идеи. Мы готовы участвовать в ее рассмотрении", - заявил Лавров.

Вместе с тем Лавров подчеркнул, что в этом вопросе "нужно учитывать несколько факторов, в числе прочего и то, что документ, которым придется пользоваться для пересечения границы, является паспорт негражданина - позорный паспорт". "Во-вторых, я бы предложил при рассмотрении этой идеи посоветоваться с русскоязычными общинами в Латвии и Эстонии, прежде всего, где тоже непростое восприятие тех, кто имел возможность получить гражданство России, но предпочел этого не делать", - заявил глава МИД России.




Мигранты: благо или зло?

15.03.2008 http://www.fondsk.ru

Александр Б. КРЫЛОВ

Конец прошлого тысячелетия стал временем массовых миграций, которые по своим масштабам и последствиям вполне сравнимы с великими переселениями далекого прошлого. Нищета экономически отсталых стран сочетается с высокой рождаемостью. И наоборот, в странах с высоким уровнем жизни наблюдается падение рождаемости и старение населения. В такой ситуации массовая миграция с юга на север была исторически обусловленной, и поначалу многие государства Европы видели в ней эффективный способ решения своих социально-экономических проблем. В результате же многие европейские государства под влиянием миграции утратили свою национально-культурную однородность и стали настолько пестрыми по этно-конфессиональному составу, что уже сближаются в этом плане с афро-азиатскими странами.

Довольно скоро выяснилось, что массовая миграция людей порождает множество проблем, решение которых пока не найдено, о чем свидетельствуют периодически пылающие городские пригороды европейских столиц.

В России ситуация иная. Российская государственность изначально строилась как союз всех населяющих нашу страну народов. Отсюда - особенности проблемы мигрантов, отличающие современную Российскую Федерацию от Старой Европы или США.

Одним из крупных достижений СССР считалось преодоление наиболее острых социальных противоречий прошлого. Другим достижением была дружба народов и "окончательное", как утверждалось, решение национального вопроса в процессе формирования "новой исторической общности – советского народа". Как показал распад Советского Союза, решение вовсе не было окончательным. "Новая историческая общность" не выдержала испытания на прочность, хотя в советском опыте решения национального вопроса есть много положительного (прежде всего - в плане просвещения и ускоренного экономического развития нерусских окраин).

Известны и «издержки» советского национального строительства: репрессированные народы, истребление духовенства, преследования целых религиозных групп, гонения на национальную интеллигенцию и т.п. Многие национальные проблемы нынешней РФ тесно связаны с советским периодом. Вместе с тем две острейшие для современной России проблемы в сфере национальных отношений никак не отнесешь к "родимым пятнам" советского прошлого. Это - проблема мигрантов и рост настроений национализма и расизма. В СССР такого на уровне общественного явления не было. Тогдашние межэтнические проблемы обычно не выходили за рамки проявлений бытового национализма, молодежных ссор и т.п. Что-то подобное погромам и систематическим убийствам на национальной и расовой почве, вошедшим в жизнь нынешнего российского общества, в СССР было исключено.

В РФ основной поток мигрантов идет из государств, которые еще недавно были республиками Советского Союза. Эти люди воспитывались и получали образование в однотипных учреждениях, в большинстве своем все еще владеют русским языком (хотя количество не владеющих им увеличивается год от года). Пока никакой культурной пропасти между ними и коренным населением не существует. Более того, значительная доля мигрантов идентифицирует себя с русским языком и русской культурой, а вовсе не с «новыми независимыми государствами», образовавшимися после распада СССР.

В отличие от СССР в современной, переживающей острый демографический кризис России миграции населения стали массовыми. И постоянно возрастает число мигрантов, которые не интегрируются в русскую среду. Это в равной мере относится к представителям дальнего зарубежья, нашим бывшим соотечественникам из ныне независимых республик СНГ и выходцам из некоторых регионов РФ (прежде всего с Северного Кавказа). Как правило, не интегрируются представители армии неквалифицированных рабочих, хлынувшей на российские стройки, в торговлю, сферу обслуживания и т.п. Дворники из Средней Азии жили (и продолжают жить) очень замкнуто, собственными семьями или коммунами, в тяжелейших условиях и в полной зависимости от своих нанимателей. Та же картина наблюдается в строительных бригадах, которые нелегально проживают на стройках, в подвалах, вагончиках и т.п.

Наиболее бесправны в России зарубежные чернорабочие. Большинство из них стремится заработать и уехать обратно на родину. Часто они не говорят по-русски и работают под руководством своих бригадиров и прорабов, которые общаются с ними исключительно на родном языке. Нынешний строительный бум в России во многом обеспечивается потоками дешевой рабочей силы из бывших советских республик. И как раз данная часть мигрантов занята в тех сферах трудовой деятельности, которые российских граждан не привлекают.

Значительная часть мигрантов из бывших союзных республик прекрасно вписалась в российскую действительность. Сюда относятся те, кто занимается торговлей, разнообразными видами бизнеса, многочисленные криминальные структуры. В успехе этой прослойки мигрантов сыграло роль не столько знание русского языка, сколько знание тех негласных законов и неписаных правил, по которым функционируют (пост)советская бюрократия и органы правопорядка. Тесные связи достигших преуспевания мигрантов с органами местной власти позволяют им не стеснять себя законами и нормами поведения, принятыми в обществе, где они проживают. Очень часто эта часть мигрантов решает свои проблемы при помощи насилия и других уголовных деяний, но покровительство властей нередко делает их неподсудными. Подобное поведение не может не вызывать общественного раздражения и недовольства. Закономерным результатом становятся рост враждебности по отношению к чужакам, погромы, нападения на "инородцев".

Погромы и убийства мигрантов на национальной и расовой почве чаще всего не направлены против этнических группировок, которые монополизировали рынки, определенные сферы экономической деятельности, торгуют наркотиками и т.п. И уж тем более они не направлены против этнических ОПГ. Чаще всего объектом нападений становятся чернорабочие, дворники, уличные торговцы, студенты в общественном транспорте и т.п., то есть самая беззащитная и, скажем так, наиболее полезная для общества часть мигрантов.

Сейчас в российском обществе все больше укореняется деление на "своих" и "чужих".

Пока власти не выказывают стремления к откровенному, широкому обсуждению межнациональных отношений. Успехи в замирении Северного Кавказа очевидны, поэтому есть иллюзия, что и остальные проблемы со временем исчезнут. Рост враждебности к иностранцам затрагивает настольно болезненные точки коллективной психологии, что о них предпочитают молчать. Совсем как в Старой Европе, где пресловутая «толерантность» вытесняет эти болезненные проблемы из публичного дискурса. А результат таков, что российское общество, оставляя за рамками публичного обсуждения (или отдавая на откуп маргиналам) разрастающиеся социальные язвы, копит в себе потенциал взрыва.

Правительство РФ приняло ряд мер по упорядочиванию миграции. Ее решено ограничить путем введения трудовых квот и придания ей более организованных форм. Такие меры назрели давно, но они эффективны лишь по отношению к гражданам иностранных государств. А собираются ли власти принимать меры по упорядочиванию миграции, например, с Северного Кавказа, по-прежнему неясно.

Очевидно, что введенные российским правительством трудовые квоты не коснутся той части мигрантов, поведение которой является наиболее сильным общественным раздражителем. Реальное решение проблемы мигрантов может быть найдено лишь тогда, когда деятельность органов власти будет основываться на общих для всех законах. Для нового правительства России качественное улучшение работы госаппарата и органов правопорядка станет одной из главных задач. Решение самых острых национальных и социальных проблем нашей страны во многом зависят от того, насколько быстро и успешно новое правительство с этой задачей справится.




Мигранты в белых халатах.

На работу в российские больницы активно приглашают врачей из Таджикистана, Украины и Белоруссии. Иностранные врачи соглашаются на зарплату, которая не мила российским специалистам.

31.03.2008 www.newizv.ru 

Дарья Окунева, Александр Баданов

Рязанская область испытывает острую нехватку врачей. Не желая работать за нищенскую зарплату, которая для молодого специалиста составляет в среднем 5 тыс. рублей, доктора уходят в торговлю. На освободившиеся вакансии руководство клиник вынуждено набирать приезжих из бывших союзных республик, прежде всего из Таджикистана. Эти люди согласны трудиться за копейки. Такая тенденция характерна и для других регионов страны. Например, в больницах Смоленской и Белгородской областей работают украинцы и белорусы. Эксперты отмечают: привлечение иностранных специалистов может улучшить ситуацию в российском здравоохранении, но только при условии, что их уровень подготовки будет четко контролироваться.

Парадоксальная ситуация: хотя в Рязани находится один из крупнейших медвузов страны – университет им. Павлова, врачей в области катастрофически не хватает. Районные управления здравоохранения дают выпускникам школ направления на целевое льготное поступление в вуз. Однако, получив диплом, молодые люди не спешат возвращаться на родную землю. Их можно понять: начальная ставка для молодого врача, потратившего 7 лет на обучение в университете, составляет чуть больше 3,5 тыс. рублей. С ночными дежурствами молодой специалист может заработать максимум 5 тыс. рублей. Этих денег элементарно не хватает на жизнь.

В отличие от села в городе есть хотя бы возможность подработать. "Если у доктора нет определенных моральных тормозов, то, чтобы заработать, он начинает торговать различными биодобавками, – говорит рязанский доктор, кандидат медицинских наук Ольга Антоновская. – Ничего хорошего в этом нет: человек из лекаря превращается в торговца, пытающегося всеми правдами и неправдами "всучить" пациенту дорогостоящие пилюли сомнительного свойства. Тем не менее это дает возможность докторам выжить. На селе же такой бизнес невозможен: у местных жителей просто нет денег на "гуманитарную помощь" врачам".

В итоге молодые доктора остаются в городе. Вакансии же специалистов врачебного профиля в некоторых районах области пустуют годами. Чтобы хоть как-то выйти из критической кадровой ситуации, в районные больницы стали приглашать… гастарбайтеров из Таджикистана. Например, в Кораблинском районе Рязанской области в настоящее время работают пять врачей-таджиков: гинеколог, хирург, травматолог, анестезиолог и педиатр. Областной департамент здравоохранения помог с "заказом" кадров из-за рубежа. А центральная районная больница обеспечила таджикских докторов регистрацией и жильем.

Первоначально с каждым из врачей были заключены срочные трудовые договоры на 6 месяцев. Затем договоры были продлены. Рязанские медики остались довольны работой иностранных коллег. Уровень их квалификации оказался высоким: практически все приезжие специалисты оканчивали российские медвузы, хорошо знают русский язык. Таджикские врачи тоже не в обиде: зарплата, конечно, маловата, но все же больше, чем на родине.

Эту ситуацию назвать уникальной нельзя: врачей не хватает повсюду. Хотя в целом по стране имеется даже небольшой преизбыток медицинских кадров, 50% врачей не работают по специальности. Их места занимают иностранные специалисты. Во многих пограничных регионах России, в том числе в Смоленской, Белгородской, Псковской областях трудятся выходцы из ближнего зарубежья – украинцы, белорусы, молдаване. "Ничего фатального в такой тенденции нет. Англия и США давно пытаются решить проблему дефицита медицинских кадров за счет иностранных специалистов, – пояснил "НИ" кандидат медицинских наук, член президиума РАМН Сергей Колесников. – Другой вопрос, что нужно жестко контролировать уровень подготовки приезжих врачей. Даже если они окончили российские вузы еще в бытность СССР, 15–17 лет они практиковали в своей стране. А это значит, что они не проходили переподготовку в российских институтах повышения квалификации и могут быть не знакомы с новыми методиками. В США, например, чтобы получить разрешение на практику, иностранным специалистам необходимо подтвердить свой диплом, пройти сертификацию. У нас же система работает не так отлажено. Идут разговоры даже о закрытии института в составе Росздавнадзора, который занимается аттестацией иностранных специалистов".

Кроме того, отмечает г-н Колесников, активно привлекая медицинские кадры из-за рубежа, чиновники должны быть готовы к тому, что через несколько лет среди российских врачей начнется безработица. "Разумней было бы подумать над тем, как вернуть наших докторов в медицину. Молодых специалистов отпугивают не только низкие зарплаты, но и проблемы с жильем, – говорит Сергей Колесников. – Ситуацию могли бы улучшить программы социального обеспечения молодых врачей, а также система образовательных кредитов, поднятая на уровень федерального закона. Схема должна работать так: местные власти оплачивают студентам обучение в медвузе и предоставляют молодым специалистам квартиры. А те, в свою очередь, в течение 3–5 лет работают в местных учреждениях здравоохранения или возвращают деньги за обучение".




Мигранты кормят страны

Денежные переводы гастарбайтеров составляют 35% ВВП Таджикистана. Официально денежные переводы украинских "заробитчан" составили в 2007 году 1 миллиард долларов. Реально же эта цифра на порядок больше.

25.03.2008, http://www.centrasia.ru/news

Почти миллиард долларов перечислили в 2007 году своим семьям украинцы, работающие за рубежом. Такие данные огласили эксперты Всемирного банка в своем докладе о миграции и объемах денежных переводов. Согласно подсчетам экономистов, Украина по-прежнему является донором рабочей силы для России, США и Польши. В поиске работы из страны выехало более 6 миллионов человек, и с этим показателем наша страна уже который год подряд входит в пятерку стран-лидеров по количеству эмигрантов.

Украинцы доверяют курьерам

Отечественные же эксперты считают цифры Всемирного банка заниженными. Если исходить из этих данных, каждый из 6 миллионов эмигрантов перевел домой мизерную сумму - чуть более 150 долларов в год. Аналитики объясняют это тем, что авторы доклада Всемирного банка учитывают только официальные данные Нацбанка Украины, которые отражают лишь часть всех банковских переводов. Из-за этого публикуемые цифры едва ли представляют реальную картину. В то же время, согласно докладу Международного фонда сельскохозяйственного развития (МФСР), украинские "заробитчане" ежегодно переводят на родину 8-9 миллиардов долларов. При этом МФСР принимает во внимание данные Нацбанка и официальные данные коммерческих банков - банковские переводы и переводы при помощи специальных программ, таких как Western Union, Contact и Money Gram. "На мой взгляд, сумма переводов в 8-9 миллиардов более реальна", - считает директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.

При этом реальные объемы денежных средств, переводимых украинскими мигрантами на родину, намного больше заявленных официально. До сих пор абсолютное большинство средств присылается трудовыми мигрантами через неофициальные источники. Украинцы все еще предпочитают рискнуть всей суммой, но не отдавать процент банку. "Это средства, которые люди передают через курьеров, знакомых и близких", - рассказывает Алексей Позняк, заведующий отдела миграционных исследований Института демографии и социальных исследований НАН Украины. Кроме того, многие работники передают семье одежду, технику и другие товары, купленные за рубежом. С учетом этих "переводов" украинцы вывозят из развитых стран не менее 12 миллиардов долларов в год.

318 миллиардов от "заробитчан"

По официальным данным Всемирного банка, всего в 2007 году эмигранты перечислили домой 318 миллиардов долларов. Большой кусок от этого пирога - 240 миллиардов - приходится на развивающиеся страны. Причем лидером по объему полученных из-за рубежа средств является Индия. За год в экономику страны влилось 27 миллиардов долларов, что составляет 3-4% ВВП.

На второй строчке - Китай с 25,7 миллиарда. Не намного отстает от Поднебесной и Мексика - 25 миллиардов. Для многих постсоветских стран денежные переводы работающих за границей граждан - крупнейший источник внешних доходов. На денежные переводы мигрантов приходится свыше 35% ВВП Молдовы и Таджикистана.

В СНГ бессменным лидером который год подряд является Россия. За прошлый год страна "приняла" 4 миллиарда долларов. Вместе с тем, объемы "вывезенных" средств значительно больше. Так, "заробитчане" отослали домой из России рекордные 11,4 миллиарда долларов. По мнению экономистов, такая диспропорция связана с тем, что россияне-эмигранты не спешат возвращаться на родину и все заработанное предпочитают тратить за рубежом. Зато гости из ближнего зарубежья приезжают в Россию лишь на временные заработки и высылают деньги домой, потому что собираются туда вернуться.




ФМС провело очередное совещание

Под руководством заместителя директора ФМС России А.Е. Кузнецова 25-26 марта в г. Ульяновске состоялось региональное совещание начальников (руководителей) территориальных органов ФМС России, расположенных в Приволжском федеральном округе.

07.04.2008, http://www.fms-rf.ru/press1

В работе совещание приняли участие помощник полномочного представителя Президента Российской Федерации в ПФО, Губернатор Ульяновской области, Секретарь Совета безопасности при Губернаторе Ульяновской области, представители органов государственной власти в ПФО.  В ходе совещания обсуждались актуальные вопросы деятельности Службы, в частности, вопросы практической реализации вступивших в силу изменений в миграционном законодательстве, цивилизованного и организованного привлечения и использования иностранной рабочей силы, регулируемого разделения национального рынка труда между российскими и иностранными работниками, практического реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, деятельность ФМС России по новому направлению - реализации реадмиссионных соглашений.

В рамках совещания было организовано заседание  «круглого стола», на котором его участники получили возможность обмена мнениями и практическим опытом.

Учитывая тесную взаимосвязь вопросов миграции с различными аспектами жизни общества и не возможность их решения силами только одного ведомства, участники совещания пришли к выводу, что для более эффективного решения существующих в миграционной сфере проблем, важно продолжать, развивать и постоянно совершенствовать взаимодействие с заинтересованными органами государственной власти на федеральном и на региональном уровне.  Только такая позиция позволит более успешно решать задачи, поставленные руководством страны.

Подобные мероприятия становятся традиционными. Проведение региональных совещаний начальников (руководителей) территориальных органов ФМС России планируется каждые полгода в каждом федеральном округе Российской Федерации.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ