Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №189(15.04.2008)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
НАМ ПИШУТ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Мигранты: благо или зло?

15.03.2008 http://www.fondsk.ru

Александр Б. КРЫЛОВ

Конец прошлого тысячелетия стал временем массовых миграций, которые по своим масштабам и последствиям вполне сравнимы с великими переселениями далекого прошлого. Нищета экономически отсталых стран сочетается с высокой рождаемостью. И наоборот, в странах с высоким уровнем жизни наблюдается падение рождаемости и старение населения. В такой ситуации массовая миграция с юга на север была исторически обусловленной, и поначалу многие государства Европы видели в ней эффективный способ решения своих социально-экономических проблем. В результате же многие европейские государства под влиянием миграции утратили свою национально-культурную однородность и стали настолько пестрыми по этно-конфессиональному составу, что уже сближаются в этом плане с афро-азиатскими странами.

Довольно скоро выяснилось, что массовая миграция людей порождает множество проблем, решение которых пока не найдено, о чем свидетельствуют периодически пылающие городские пригороды европейских столиц.

В России ситуация иная. Российская государственность изначально строилась как союз всех населяющих нашу страну народов. Отсюда - особенности проблемы мигрантов, отличающие современную Российскую Федерацию от Старой Европы или США.

Одним из крупных достижений СССР считалось преодоление наиболее острых социальных противоречий прошлого. Другим достижением была дружба народов и "окончательное", как утверждалось, решение национального вопроса в процессе формирования "новой исторической общности – советского народа". Как показал распад Советского Союза, решение вовсе не было окончательным. "Новая историческая общность" не выдержала испытания на прочность, хотя в советском опыте решения национального вопроса есть много положительного (прежде всего - в плане просвещения и ускоренного экономического развития нерусских окраин).

Известны и «издержки» советского национального строительства: репрессированные народы, истребление духовенства, преследования целых религиозных групп, гонения на национальную интеллигенцию и т.п. Многие национальные проблемы нынешней РФ тесно связаны с советским периодом. Вместе с тем две острейшие для современной России проблемы в сфере национальных отношений никак не отнесешь к "родимым пятнам" советского прошлого. Это - проблема мигрантов и рост настроений национализма и расизма. В СССР такого на уровне общественного явления не было. Тогдашние межэтнические проблемы обычно не выходили за рамки проявлений бытового национализма, молодежных ссор и т.п. Что-то подобное погромам и систематическим убийствам на национальной и расовой почве, вошедшим в жизнь нынешнего российского общества, в СССР было исключено.

В РФ основной поток мигрантов идет из государств, которые еще недавно были республиками Советского Союза. Эти люди воспитывались и получали образование в однотипных учреждениях, в большинстве своем все еще владеют русским языком (хотя количество не владеющих им увеличивается год от года). Пока никакой культурной пропасти между ними и коренным населением не существует. Более того, значительная доля мигрантов идентифицирует себя с русским языком и русской культурой, а вовсе не с «новыми независимыми государствами», образовавшимися после распада СССР.

В отличие от СССР в современной, переживающей острый демографический кризис России миграции населения стали массовыми. И постоянно возрастает число мигрантов, которые не интегрируются в русскую среду. Это в равной мере относится к представителям дальнего зарубежья, нашим бывшим соотечественникам из ныне независимых республик СНГ и выходцам из некоторых регионов РФ (прежде всего с Северного Кавказа). Как правило, не интегрируются представители армии неквалифицированных рабочих, хлынувшей на российские стройки, в торговлю, сферу обслуживания и т.п. Дворники из Средней Азии жили (и продолжают жить) очень замкнуто, собственными семьями или коммунами, в тяжелейших условиях и в полной зависимости от своих нанимателей. Та же картина наблюдается в строительных бригадах, которые нелегально проживают на стройках, в подвалах, вагончиках и т.п.

Наиболее бесправны в России зарубежные чернорабочие. Большинство из них стремится заработать и уехать обратно на родину. Часто они не говорят по-русски и работают под руководством своих бригадиров и прорабов, которые общаются с ними исключительно на родном языке. Нынешний строительный бум в России во многом обеспечивается потоками дешевой рабочей силы из бывших советских республик. И как раз данная часть мигрантов занята в тех сферах трудовой деятельности, которые российских граждан не привлекают.

Значительная часть мигрантов из бывших союзных республик прекрасно вписалась в российскую действительность. Сюда относятся те, кто занимается торговлей, разнообразными видами бизнеса, многочисленные криминальные структуры. В успехе этой прослойки мигрантов сыграло роль не столько знание русского языка, сколько знание тех негласных законов и неписаных правил, по которым функционируют (пост)советская бюрократия и органы правопорядка. Тесные связи достигших преуспевания мигрантов с органами местной власти позволяют им не стеснять себя законами и нормами поведения, принятыми в обществе, где они проживают. Очень часто эта часть мигрантов решает свои проблемы при помощи насилия и других уголовных деяний, но покровительство властей нередко делает их неподсудными. Подобное поведение не может не вызывать общественного раздражения и недовольства. Закономерным результатом становятся рост враждебности по отношению к чужакам, погромы, нападения на "инородцев".

Погромы и убийства мигрантов на национальной и расовой почве чаще всего не направлены против этнических группировок, которые монополизировали рынки, определенные сферы экономической деятельности, торгуют наркотиками и т.п. И уж тем более они не направлены против этнических ОПГ. Чаще всего объектом нападений становятся чернорабочие, дворники, уличные торговцы, студенты в общественном транспорте и т.п., то есть самая беззащитная и, скажем так, наиболее полезная для общества часть мигрантов.

Сейчас в российском обществе все больше укореняется деление на "своих" и "чужих".

Пока власти не выказывают стремления к откровенному, широкому обсуждению межнациональных отношений. Успехи в замирении Северного Кавказа очевидны, поэтому есть иллюзия, что и остальные проблемы со временем исчезнут. Рост враждебности к иностранцам затрагивает настольно болезненные точки коллективной психологии, что о них предпочитают молчать. Совсем как в Старой Европе, где пресловутая «толерантность» вытесняет эти болезненные проблемы из публичного дискурса. А результат таков, что российское общество, оставляя за рамками публичного обсуждения (или отдавая на откуп маргиналам) разрастающиеся социальные язвы, копит в себе потенциал взрыва.

Правительство РФ приняло ряд мер по упорядочиванию миграции. Ее решено ограничить путем введения трудовых квот и придания ей более организованных форм. Такие меры назрели давно, но они эффективны лишь по отношению к гражданам иностранных государств. А собираются ли власти принимать меры по упорядочиванию миграции, например, с Северного Кавказа, по-прежнему неясно.

Очевидно, что введенные российским правительством трудовые квоты не коснутся той части мигрантов, поведение которой является наиболее сильным общественным раздражителем. Реальное решение проблемы мигрантов может быть найдено лишь тогда, когда деятельность органов власти будет основываться на общих для всех законах. Для нового правительства России качественное улучшение работы госаппарата и органов правопорядка станет одной из главных задач. Решение самых острых национальных и социальных проблем нашей страны во многом зависят от того, насколько быстро и успешно новое правительство с этой задачей справится.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ