Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №189(15.04.2008)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
НАМ ПИШУТ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


«Единство Русской Церкви должно быть головной болью Москвы»

03.04.2008. Росбалт

Беседовал Сергей Терентьев

Для того, чтобы сохранить единство Русской и Украинской Православной Церкви, необходима ежедневная совместная работа как Московской Патриархии, так и высшего руководства России. Об этом в интервью «Росбалту» заявил известный православный миссионер, диакон Андрей Кураев.

- На днях российский политолог Сергей Марков заявил, что руководству России следует изучить источники доходов брата украинского президента Петра Ющенко, который курирует проект по отделению Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата. Как вы это можете прокомментировать?

- Насколько я понимаю, логика такого заявления может быть связана с тем, что Петр Ющенко – одно из лиц, курирующих какие-то нефтегазовые структуры Украины, который наполняет бюджет своей организации и свой лично за счет операций с российскими энергоносителями. Поэтому, в некоторой степени, эти деньги можно считать российскими.

Политика Петра Ющенко, брата президента, вполне однозначна: она направлена на скорейшее вырывание межи между русским Православием и украинским. Так что некоторая логика в словах Маркова есть. Но, все же, делать из этого вывод, что «Газпром» финансирует раскол славянского Православия – некорректно.

- А можно сделать вывод о том, что российское руководство все-таки «закрывает глаза» на некоторые действия президента Украины — в частности, на шаги по расколу Православия, — в обмен на какие-то экономические преференции?

- В данном случае это не просто проблема Кремля. Это – проблема всего русского менталитета, в том числе и восточно-украинского. Потому что политический ландшафт на Украине все 17 лет один и тот же. Есть экономически бедный, но чрезвычайно идеологически мотивированный Запад Украины. А есть богатый, но «пофигистский» Восток Украины.

Каждый раз, выигрывая все выборы (как, например, в случае с Кучмой и с Януковичем — я считаю, что он реально победил в 2004 году), эти безыдейные бизнесмены с Восточной Украины начинают торги со своими коллегами-парламентариями с Запада Украины. Итог торгов всегда одинаков: «деньги наши – идеи ваши». Привязанностей к своим идеям, умения ценить идейную составляющую жизни человека у этих бизнесменов нет. Поэтому они с легкостью отдают решение этих проблем другим – главное, наш бизнес не трожьте!

Я совсем не удивлюсь, что так мыслит не только господин Янукович, но и его кремлевские коллеги.

- Когда же Восток Украины перестанет быть «пофигистским» и безыдейным?

- Не знаю, совсем не знаю. Наверное, тогда же, когда и российские лица перестанут быть такими же. Как промежуточную некую линию, я могу указать – когда они всерьез станут православными, а не ради праздника.

- За последнее время священнослужители Украинской Православной Церкви сделали целый ряд громких заявлений. Так, митрополит Одесский Агафангел утверждает, что власти Украины намерены уже в 2008 году реализовать сценарий по расчленению Русской Церкви. В то же время, митрополит Киевский Владимир заявил, что президент Виктор Ющенко не оказывает давления на УПЦ МП. Какое из этих утверждений верно?

- Я думаю, что правы оба. Я бы эти заявления «примирил» так: наверное, при личных встречах Ющенко и митрополита Владимира, вполне возможно, что президент не давит на митрополита. Но если анализировать более широкий срез встреч, контактов, проблем, несомненно, что силовые линии украинская власть ориентирует на разворот спиной к России. Скажем, на уровне того, какого священника, филаретовского (представляющего непризнанный православным миром т.н. «Киевский патриархат», — прим.) или нашего, пустят в воинскую часть... Кому выдать разрешение на строительство храма и т.д.

- Вы еще два года назад признали, что изрядная часть украинского духовенства готова перейти из Московского Патриархата в Константинопольский. Эти настроения по-прежнему сильны? Ситуация ухудшается или улучшается?

- Думаю, что настроения в пользу автокефалии по-прежнему растут. В частности, потому что с каждым годом уменьшается число священников, как и просто граждан Украины, у которых есть опыт жизни в большом, едином пространстве с Россией. Растет число молодых людей, которые воспринимают эту разрезанность как нечто само собой разумеющееся.

- Митрополит Одесский говорил о том, что, даже если автокефалия Украинской Церкви будет получена каноническим путем, часть приходов, монастырей на Украине все равно пожелает остаться под прямым правлением Московской Патриархии.

- Да, конечно.

- А, может, такой вариант был бы даже лучше? Пусть будет Русская Церковь на Украине, а все остальные переходят в Константинопольский Патриархат?

- Пока не могу сказать, лучше ли это, и для кого это лучше. Дело в том, что за этим может последовать и некий всплеск гордыни: «Вот мы – истинные православные, не то, что другие». И тогда то, что начиналось, быть может, с доброго импульса, обернется чем-то совершенно противоположным.

Но, в принципе, такое разделение в истории Церкви было. Это история американской автокефалии, когда тоже несколько десятков приходов не приняли независимость, которую Москва дала Американской Православной Церкви в 70-м году, они остались приходами Московской Патриархии. Хорошо это или нет – не знаю. На сегодняшний момент – скорее хорошо. Но тогда, наверное, это несколько ослабило позиции Православия в Америке. Сегодня это хорошо в том смысле, что сотни тысяч русских эмигрантов появились в Америке, и для них очень важно, чтобы были храмы, которые сознательно ориентировались на Россию, а не на миссионерскую работу с «туземным» американским населением. Так что в Америке, в конце-концов, эта модель сработала на пользу Православию. А как это будет на Украине – пока не знаю. Хотелось бы этого избежать.

- А у Москвы вообще есть рычаги для сохранения единства с Украинской Церковью?

- Безусловно, есть. Просто должна быть озабоченность этой темой. Чтобы первые лица и государства, и Церкви ложились и просыпались с этой мыслью.

- Патриарх Алексий II говорил, что он готов поддерживать сторонников единства на Украине...

- Для того, чтобы серьезную проблему разрешить, нужно, чтобы это было ежедневной головной болью.

- Как вы прогнозируете, Патриарх Алексий приедет в Киев на празднование 1020-летия Крещения Руси?

- Вот одна из форм, которую можно было бы сделать, это провести в стенах Киево-Печерской Лавры Собор Русской Православной Церкви. В рамках празднования торжеств это было бы логично.

- А почему Московский Патриарх так долго, еще с начала 90-х, не посещал Украину?

- Это не ко мне вопрос. Если бы я был Патриархом, я бы приехал.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ