Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №189(15.04.2008)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
НАМ ПИШУТ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Призрак независимости

29 марта – 05 апреля 2008. Зеркало недели (Киев)

Владимир Кравченко

Спустя месяц после провозглашения независимости Косово, поддержанной Соединенными Штатами и частью стран Евро­пейского Союза, Москва решила в ответ разыграть партию на Южном Кавказе, пугая международное сообщество призраком независимости непризнанных республик на территории бывшего Советского Союза. Послушная воле Кремля российская Госдума приняла постановление «О политике Российской Федерации в отношении Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья», в котором обратилась к президенту и правительству России с предложением «рассмотреть вопрос о целесообразности признания независимости Абхазии и Южной Осетии» об открытии там российских миссий, максимально упростив порядок пересечения границы.

Свое решение Госдума приняла после того, как Москва вышла из режима ограничений, установленных СНГ в 1996 году для Абхазии. Санкции были весьма мягкими и во многом формальными: запрет на проведение торгово-экономических, финансовых, транспортных и иных операций касался только государственных структур и не распространялся на частные коммерческие компании из стран Содружества. И все же они давали Тбилиси один из немногих рычагов влияния на руководство непризнанной республики. После выхода из режима ограничений в Москве говорят, что речь идет только о восстановлении нормальных экономических отношений, что особенно важно в преддверии зимней Олимпиады-2014: это, дескать, поможет приобретать строительные материалы и нанимать рабочих. Но теперь уже ничто не препятствует России поставлять оружие и военную технику этой самопровозглашенной республике, а также направлять туда «добровольцев».

Комментируя решения Госдумы, в Грузии назвали принятый российскими парламентариями документ очередной попыткой «вмешаться во внутренние дела суверенного государства», что противоречит принципам международного права и резолюциям и уставу ООН. А ведь в последние недели грузинские политики говорили о потеплении грузино-российских отношений, следствием чего стало возобновление транспортного сообщения между Тбилиси и Москвой. «Без согласования с правительством Грузии любой шаг, связанный с появлением на территории Грузии новых вооруженных сил или изменением численности миротворцев, вооружения, мандата, конфигурации и любых других параметров, по резолюции №3314 Генассамблеи ООН, будет расцениваться как акт агрессии против Грузии», — сказано в заявлении МИД страны.

Однако эксперты и политики сомневаются, что витающий призрак независимости Абхазии и Южной Осетии станет реальностью. Аналитики в этой связи вспоминают Тайвань и полагают, что маловероятно их признание со стороны России. Скорее всего, она лишь ограничится усилением экономических связей с этими регионами. Причин подобной политики Москвы несколько.

Сейчас в Кремле происходит передача президентских полномочий от Владимира Путина к Дмитрию Медведеву. И в этой ситуации новому президенту не с руки начинать свой срок с противопоставления России странам Запада по этому вопросу, ведь в Европе и Америке в один голос повторяют, что провозглашение независимости Косово не является прецедентом для существующих в мире непризнанных республик. Наконец, подобное решение сузит возможности для дипломатического маневра на международной арене, в том числе и во время диалога с Соединенными Штатами. Кроме того, и это главное, в Москве хорошо понимают, что признание независимости Абхазии и Южной Осетии может иметь непредсказуемые последствия. Прежде всего, для самой России, которая имеет серьезные проблемы с сепаратистскими настроениями на Северном Кавказе, а также в других российских регионах. Например, в Татарстане.

К тому же признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии означает не просто конкретизацию собственной позиции. Подобный шаг автоматически уменьшает возможности влиять на ситуацию на Южном Кавказе, поскольку в таком случае Москва теряет право быть посредником в конфликте Тбилиси с Сухуми и Цхинвали. В этой ситуации для Москвы более выгоден вариант неопределенности с решением абхазской и южноосетинской проблем: Россия заинтересована в постоянном существовании напряженности в Грузии — это позволяет ей сохранять свое присутствие в регионе Южного Кавказа и влиять на развитие событий в республике. Поэтому сегодня российские миротворцы открыто поддерживают сепаратистов, поставляя им оружие, и покровительствуют нелегальному бизнесу правящей элиты непризнанных республик, а российские власти в массовом порядке предоставляют российское гражданство жителям Аб­хазии и Южной Осетии. Свою лепту в дестабилизацию ситуации в регионе внесло и постановление Госдумы.

Такова сегодня политика Кремля, хотя он подчеркнуто выступает за территориальную целостность Грузии и Молдовы. Напомним, что и в проголосованном российскими парламентариями постановлении сказано, что «Госдума уважает суверенитет и территориальную целостность Грузии». Но фактически такие грузинские регионы, как Абхазия и Южная Осетия, уже давно интегрированы в Россию. Не только потому, что РФ их основной торгово-экономический партнер. Здесь крайне важно, что около 80% жителей этих самопровозглашенных республик имеют российское гражданство. И этот факт дает основания России вмешиваться во внутренние дела Грузии: представители Москвы постоянно заявляют, что они не могут бросить российских граждан на произвол судьбы. Например, по мнению российских депутатов, в случае «шагов по форсированному продвижению Грузии в НАТО необходимо принять все меры для защиты граждан РФ, проживающих там, а также рассмотреть возможность ускорения объективного процесса суверенизации Абхазии и Южной Осетии вплоть до признания их независимости согласно волеизъявлению населения».

Собственно говоря, постановление депутатов Госдумы вызвано не столько ситуацией вокруг Косово или лоббистскими действиями лидеров непризнанных республик на территории бывшего СССР — Абхазии, Южной Осетии, Нагорного Кара­баха и Приднестровья, сколько с намерениями Тбилиси присоединиться к Плану дейст­вий относительно членства в альян­се (ПДЧ) на Бухарестском саммите НАТО. Эта перспектива, пусть и с оговорками, но вполне реальна. Так, НАТО устами своего официального представителя Джеймса Аппатурая заявило, что альянс не связывает стремление Грузии вступить в Североатлантический альянс с урегулированием замороженных конфликтов на ее территории.

А Москва крайне негативно настроена против возможного членства Грузии в Организации Североатлантического договора, рассматривая это не просто как выход Грузии из сферы своего влияния (Тбилиси уже давно не входит в эту зону), но как начало потери российского влияния на Южном Кавказе. Россия противится этому. И делает все возможное, чтобы евро-атлантическая перспектива Грузии не была реализована. Радикальное предложение Госдумы — один из таких вариантов давления на Тбилиси: он может спровоцировать грузинское руководство на непродуманные действия и таким образом продемонстрировать НАТО неготовность этой страны к ПДЧ.

Примечательно, что постановление Госдумы не содержит призыва к российскому правительству признать независимость Приднестровья. Сами парламентарии объясняют это тем, что, в отличие от Абхазии и Южной Осетии, в Приднест­ровье существует возможность мирного урегулирования конфликта. Но не стоит упускать из виду, что Кишинев, декларирующий политику интеграции в Европейский Союз, не ставит вопрос о членстве в Североат­лантическом альянсе, а молдавский президент Владимир Воро­нин сегодня заигрывает с Крем­лем, пытаясь посредством россиян решить приднестровскую проблему.

В Тбилиси небезосновательно полагают, что если на Бухарест­ском саммите Грузия не получит приглашения присоединиться к ПДЧ, то для поддерживающей сепаратистов России это будет означать, что используемая ею тактика срабатывает. А значит, она станет к ней обращаться всякий раз, когда Грузия будет приближаться к интеграции в трансатлантическое сообщество. Все это, в свою очередь, серьезно снижает грузинские шансы по урегулированию замороженных конфликтов, которые и так выглядят крайне малыми. Если грузино-южноосетинский конфликт еще имеет перспективы быть разрешенным, то грузино-абхазский на сегодняшний день выглядит абсолютно тупиковым. Во всяком случае, до тех пор, пока Москва оказывает Сухуми всевозможную поддержку, используя Абхазию в своих играх на Южном Кавказе. Возможно, что лучшим выходом в этой ситуации для Грузии был бы отказ от Абхазии и признание ее независимости. Вполне вероятно, что так полагают многие грузинские политики, реалистично смотрящие на положение дел. Однако на такой шаг не пойдет ни один из них, поскольку это означало бы конец его политической карьере: грузинское общество сегодня не готово смириться с таким вариантом.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ