Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №190(01.05.2008)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И УКРАИНЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Белоруссия активизирует приватизацию госимущества

Александр Фадеев

К середине лета текущего года Белоруссия должна перейти на новую систему приватизации государственного имущества. Президентским декретом недавно были внесены существенные коррективы в основной нормативный акт десятилетней давности, предусматривавший порядок разгосударствления и приватизации госсобственности в Республике Беларусь (Декрет президента РБ №3 от 20.03.1998). Глава белорусского государства Александр Лукашенко не только скорректировал положения этого документа в связи с изменившимися экономическими условиями, но и постарался модернизировать саму структуру процесса изменения собственника субъектов хозяйствования и продажи акций открытых акционерных обществ. И хотя Декрет 2008 г. №7 формально носит временный характер (в соответствии с Конституцией РБ его предстоит рассмотреть и утвердить в  Национальном собрании республики), сомнений в его принятии не возникает.

Суть новаций состоит главным образом в активизации приватизации объектов, находящихся в республиканской и коммунальной собственности, которые меняют собственника согласно специальным трехлетним планам, которые предполагается утверждать регулярно. Так, по наиболее привлекательной и значимой республиканской собственности приватизация будет осуществляться по первому трехлетнему плану (2008 – 2010 гг.), а продажа акций – в рамках перечня ОАО на 2008 – 2010 гг. Пока разработаны госкомитетом по имуществу РБ совместно с другими органами управления республики только перечни предприятий, подготовленных для акционирования, выставления на продажу через конкурсы и аукционы в ближайцшей перспективе. Поэтому трудно говорить о подлинных масштабах приватизации и списке государственных предприятий, которых она в следующие три года затронет.

Сейчас есть ясность в том, что субъекты хозяйствования Белоруссии (ОАО), обеспечивающие работу стратегически значимых отраслей национальной экономики, и другие «важные государственные потребности» продавать республиканское руководство не планирует. Можно предположить, что в разряд «разгосударствленных» субъектов хозяйствования не попадут крупные и средние промышленные предприятия Белоруссии, такие как МАЗ, МТЗ, БМЗ, БелАЗ и другие, которые ориентированы на экспорт продукции и работают успешно. Ведущие предприятия-экспортеры, приносящие в бюджет РБ значительные валютные поступления, по-прежнему останутся в государственной собственности и будут управляться госаппаратом. Они рассматриваются как особо ценный потенциал для наращивания ВВП, устойчивого экспорта белорусской продукции и как источник пополнения бюджета и золотовалютных резервов республики. В сущности, такие субъекты хозяйствования являются не только базовыми для экономики РБ, но и представляют собой опору существующего политического режима.

Скорее всего, акционированию и выставлению на продажу подвергнутся, по терминологии Лукашенко, «заурядные заводы» - нерентабельные предприятия, с неэффективным производственным циклом, продукция которых не пользуется значительным спросом. Модернизация и перепрофилирование таких предприятий требует значительных инвестиций, подготовленных кадров, новых технологий и времени, т.е. всего того, что находится в дефиците у правительства Белоруссии. Этот вывод подтверждают перечни госимущества РБ, в которых обозначены белорусские предприятия, запланированные к акционированию и продаже на  аукционах и конкурсах в первую очередь. Так, в списке на акционирование оказалось менее десятка малых предприятий, а на продажу предполагается сначала выставить 74 неблагополучных предприятия («Ковры Бреста», «Барановичская обувная фабрика», «Борисовский инструментальный завод», «Гомельский Техноприбор» и др.), среди которых большинство представляют заводы и фабрики, много лет числящиеся в безнадежных должниках у государства. Часть из них еще в 2006 году по указу президента (№ 538 от 28.08.2006) вынуждена была передать в государственную собственность свои акции в качестве компенсации и условия реструктуризации задолженности («Ковры Бреста» и др.). Специально следует подчеркнуть, что по белорусскому законодательству новый собственник этих субъектов хозяйствования обязан будет погасить всю их задолженность.

Что касается коммунальной собственности, относительно малопривлекательной для инвесторов, то порядок ее приватизации доверено установить местным советам депутатов. Кроме того, в отличие от методики реализации акций предприятий, находящихся в республиканской собственности, когда окончательное решение об их продаже остается за Александром Лукашенко, местным советам планируется предоставить формальное право продажи и определения начальной цены акций, находящихся в их собственности.

Очевидно и другое – все затеянные по Декрету президента процедуры имеют своей целью привлечение объемных иностранных инвестиций в экономику и финансовую сферу. Известно, что на протяжении ряда лет правительство так и не смогло найти путей привлечения прямых иностранных инвестиций. Это относится как к новым зарубежным капиталовложениям, так и к реинвестициям. По сравнению с другими малыми странами, имевшими аналогичный хозяйственный потенциал, с догоняющими экономиками переходного периода, Белоруссия по показателям притока и объема накопленных ПИИ явно проигрывает. Здесь сказалось снижение конкурентоспособности страны, прежде всего с точки зрения нормативно-правовой базы, предусматривающей сложные бюрократические процедуры, высокой налоговой нагрузки, а также методов тотального государственного управления и контроля.  Национальное законодательство до последнего времени практически не учитывало требования иностранных инвесторов по обеспечению гарантий капиталовложений и доступа к управлению акционированных обществ. Приватизационный процесс не получил достаточного развития и в силу специфики политического режима, выработавшего свое понимание корпоративных и национальных интересов.

В целом сам подход к расширению сегмента приватизированных субъектов хозяйствования не противоречит государственной идеологии Республики Беларусь, теории белорусской модели социально-экономического развития, которая предусматривает сосуществование различных форм собственности в рамках многоукладной рыночной экономики при равноправном функционировании государственной и частной собственности.

Белорусский лидер неоднократно подчеркивал важность не только социальной ориентации национальной экономики, но и приоритет идей рынка и конкуренции. Что касается последней, то в процесс продажи акций предприятий, и это крайне важно, закладывается механизм проведения соответствующих конкурсов и аукционов.

Правда, для допуска к конкурсу декрет президента требует представить проект по развитию ОАО. Но наиболее тревожно выглядит предусмотренная Декретом № 7 возможность проводить продажу акций «иными способами» (в п. 1.8. подпункт 1.11.). Практика уже прошедших ранее продаж акций (включая контрольные пакеты акций) ряда предприятий и других организаций, принадлежавших белорусскому государству, показывает, что решение в пользу конкретного покупателя нередко принималось в условиях канцелярской тайны в недрах президентской администрации. Причем никакой осмысленной аргументации подобных шагов, зачастую, белорусскому обществу не приводилось.

Интересно и то, что впервые в истории независимой Белоруссии процесс продажи предприятий планируется проводить как более активный и масштабный по сравнению с процессом акционирования. Ранее более интенсивно шло «разгосударствление», т.е. преобразование белорусских предприятий в открытые акционерные общества, а вот продажа предприятий шла вяло, а на каком-то этапе вообще была практически заморожена. Например, за первые 15 лет независимости в Республике Беларусь из 4100 трансформированных унитарных госпредприятий (48,2% в ОАО) только треть была продана. Это объяснялось, главным образом, тем, что во многих открытых акционерных обществах государству принадлежали контрольные пакеты акций, с которыми оно не видело необходимости расставаться, а внутренняя мотивация к смене собственника в самих ОАО в этих условиях, естественно, не наблюдалась. 

С помощью приватизации госсобственности ставится задача вытащить платежный баланс Белоруссии из той пропасти, в которую он катится, заложить основу для современного конкурентоспособного производства, решить проблему безработицы и найти новые источники для роста золотовалютных резервов. Очередные изменения в законодательстве (Декреты президента 2008 года № 1 и № 7) направлены и на реализацию проекта главы Национального банка РБ Петра Прокоповича по превращению всей Белоруссии в свободную экономическую зону, который он представил президенту осенью прошлого года. Тогда Прокопович высказал мнение, что при существующей нормативно-правовой базе это просто невозможно. Проект был поддержан президентом, который призвал провести «капитальную ревизию» сложного и противоречивого национального законодательства, мешающего развитию экономики. Поэтому президентский декрет следует рассматривать как первую ласточку в этом направлении.

Для России реализация в союзной стране плана Прокоповича сулит пролонгацию режима недобросовестной конкуренции, выражающегося в предоставлении белорусским государством целой группе предприятий республики, в том числе ориентированных на экспорт продукции в Россию, таможенных и финансовых льгот и преференций.

В Белоруссии с приходом к власти Александра Лукашенко возобладал взгляд на Россию как на главную угрозу республиканской собственности, бизнес-элита которой якобы стремится всеми правдами и неправдами скупить акции белорусских предприятий, контролировать экономику, прибрать к своим рукам финансовую, кредитную и банковские системы республики. Всячески, в том числе и на самом высоком уровне, постоянно подчеркивалась опасность российской финансово-экономической экспансии на территорию Белоруссии, инфильтрации в экономику республики капиталов «олигархов» союзной страны. Многие годы действовало и в каких-то частях продолжает действовать (например, при создании белорусско-российских СП) законодательство, ущемляющее именно российских инвесторов, импортеров и экономических партнеров. В силу этих обстоятельств и рассматриваемый документ не гарантирует инвесторам из России равного доступа и участия в конкурсах и аукционах по продаже пакетов акций белорусских предприятий. Не исключено, что акции и контроль за предприятиями, выставленными на продажу, будут в льготном режиме «иными способами» предоставляться западным и восточным покупателям, в отношении которых правящий в Белоруссии режим не испытывает фобий. Ведь боязнь экономической и политической «экспансии» России все последние годы буквально преследует белорусскую государственно-политическую элиту и ее лидера.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ