Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №191(15.05.2008)
<< Список номеров
ВЗЕРКАЛЕ СМИ
СПОР О СТАТУСЕ СЕВАСТОПОЛЯ В КАНУН ЮБИЛЕЯ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
НАМ ПИШУТ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Россия должна ясно заявить, что будет противодействовать вступлению Украины в НАТО. Украине и России следует вернуться к отношениям стратегического партнерства. Интервью руководителя коммунистов Крыма Леонида Грача

Русский Журнал, 12.05.08

В этом году впервые власти Украины попытались сорвать парад сил российского Черноморского Флота в Севастополе, посвященный 225-ой годовщине основания города. Никому и в голову не приходило, что можно запретить торжественное празднование знаменательной годовщины, тем более что ничего подобного раньше не было. Почему - сейчас? Почему - в этом году?

Нынешний год для украинского руководства во многом решающий. Это связано не только с началом кампании по выборам президента страны, которая фактически уже идет, но и с ясным сознанием того, что если сейчас, пока пророссийские силы слабы и раздроблены, не завершить процесс присоединения к НАТО, то в будущем он может быть остановлен под давлением снизу. А это значит, что нынешняя властная группировки не сумеет выполнить свои обязательства перед внешними партнерами и лишится их поддержки, что для нее равносильно политической катастрофе. Поэтому окружение президента и соперничающая с ним группировка премьер-министра сознательно дестабилизируют ситуацию, устраивают политические провокации, проверяя готовность противников евро-атлантического курса к сопротивлению, выявляя своих основных противников. Да, у них не получилось сорвать парад российского Черноморского флота в Севастополе, он, как и было запланировано, состоялся 11 мая и стал знаковым и масштабным событием. Разве, что были внесены некоторые изменения в сценарий. Формально приверженцы антироссийского курса потерпели поражение. Но нужно понимать, что их цель состояла не в том, чтобы запретить парад, а в том, чтобы подвинуть политическую ситуацию, вновь развернуть дискуссию о статусе российского флота, о целесообразности его пребывания в Крыму, показать своим внешнеполитическим партнерам готовность принимать жесткие решения и идти на конфронтацию с Россией. И эти задачи были решены.

Получается, что это решение было направлено на внешнеполитический эффект? А пыталось ли таким образом украинское руководство решить какие-то задачи в области внутренней политики?

Проамериканские силы после победы на выборах 2004 года стремятся показать, что все, кто оказывает решающее влияние на ход политического и экономического процесса, так или иначе, выступают за присоединение Украины к НАТО. Разница лишь в том, что кто-то хочет, чтобы это произошло немедленно, а кто-то предлагает растянуть этот процесс на пять-десять лет. Кто-то считает, что ради перспективы стать сателлитом США можно поссориться с Россией, а кто-то пытается сохранить хотя бы ограниченное экономическое сотрудничество. Но принципиальных разногласий внутри правящей элиты нет. А поддержка пророссийского курса – якобы удел исключительно маргиналов (несмотря на то, что подобного мнения придерживается большинство граждан Украины), ни на что не влияющих и не имеющих даже теоретические шансы прийти к власти. Это делается для того, чтобы деморализовать и дезориентировать общество, создать у людей неадекватное представление о расстановке общественных сил. Одновременно проамериканские силы стремятся объединить правящий класс Украины вокруг курса на вступление в НАТО. И это во многом удается. Партия регионов, представляющая крупный капитал Юго-Востока страны, сегодня по существу не возражает против проамериканского курса, просто руководителям этой партии хотелось бы, чтобы в Вашингтоне договаривались с ними, а не с Ющенко или с Тимошенко. Они, правда, пока боятся открыто заявлять о смене своих геополитических ориентиров, поскольку поддержка избирателей Юго-востока является их основным ресурсом, позволяющим им на равных бороться за власть с группировками, пользующимися поддержкой США и ЕС. Но они больше не возражают публично против проведения проамериканского курса и даже не пытаются противодействовать антироссийским выпадам властной группировки, таким как попытка запретить морской парад в Севастополе. Обратите внимание, никто из руководства Партии регионов не добивался проведения парада, все сделали вид, что ничего страшного не происходит. Если бы не угроза массового возмущения в Севастополе и в Крыму, парад непременно отменили бы. Но украинская политическая элиты осталась бы к этому совершенно равнодушно, в том числе и та ее часть, которая объявила себя выразительницей интересов Юго-востока.

Попытка запретить парад, безусловно, политико-пропагандистский ход. На мой взгляд - очень корявый и нелепый. Что побудило власти Украины действовать так топорно и непрофессионально?

За красотой своих политических действий они особенно не гонятся, а насчет профессионализма я бы поспорил. Городские власти Севастополя оказались в этой ситуации на стороне окружения президента, более того, они, как оказалось, являются послушным инструментом реализации проамериканского курса. Ситуацию решили не доводить до критического уровня, поскольку центральная власть опасается взрыва массового недовольства накануне президентской кампании. Но нет никакой гарантии, что в ситуации, более выгодной для проамериканских сил, они не пойдут до конца. Главу администрации Севастополя Сергея Куницына еще недавно некоторые российские деятели рассматривали, чуть ли не как главного представителя российских интересов в Крыму. Сегодня он по своей политической позиции мало чем отличается от министра иностранных дел Владимира Огрызко. А, значит, позиции проамериканских сил в Крыму укрепились, хотя общественное мнение в Автономной республике и в Севастополе осталось прежним. Крымские власти, кстати говоря, также не будут ни защищать Конституционные полномочия автономии, ни противодействовать антироссийскому курсу президентского окружения, хотя и на них кое-кто возлагал после выборов 2006 года определенные надежды. Это значит, что проамериканские силы, направляемые центральной властью, постоянно наступают и остановить их может только общественность Крыма и Севастополя.

Какие действия примут в связи с запретом граждане Украины, для которых память о Великой Победе, дружба между народами России и Украины - жива и важна?

Мы уже начали сбор подписей за предоставление права бессрочного базирования кораблям Черноморского флота России в Севастополе. Мы обязательно добьемся того, чтобы сбор подписей не просто принял бы массовый характер, а стал бы настоящим плебисцитом, чтобы в ходе его проведения установилось взаимодействие всех общественно-политических сил Крыма и Севастополя, выступающих за союз с Россией. Кроме того, мы обязательно распространим сбор подписей на другие регионы Украины, как это произошло с антинатовским движением, которое также зародилось в Крыму.

Каких решений Вы и Ваши единомышленники ждете от Москвы?

Мы надеемся, что Россия выполнит обязательства, которые она взяла на себя в качестве гаранта государственного суверенитета и территориальной целостности Украины. Вступление нашей страны в НАТО поставит под угрозу самостоятельность украинского государства и его территориальную целостность. Если США по обыкновению игнорируют свои международные обязательства, которые им невыгодно соблюдать, то это не значит, что подобное поведение допустимо со стороны России, которую связывают с народом Украины многовековые братские узы, общая культура и историческое прошлое. Поэтому мы требуем, чтобы Россия ясно заявила, что она будет противодействовать вступлению Украины в НАТО. Кроме того, важно, чтобы одновременно российское руководство предложило бы условия экономического и внешнеполитического союза, в рамках которого Украина и Россия могли бы вернуться к отношениям стратегического партнерства, которое наметилось в начале 2000-х


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ