Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №191(15.05.2008)
<< Список номеров
ВЗЕРКАЛЕ СМИ
СПОР О СТАТУСЕ СЕВАСТОПОЛЯ В КАНУН ЮБИЛЕЯ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
НАМ ПИШУТ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


О проблемах русской самоидентификации

Редакция «Бюллетеня» в №№      опубликовала ряд выступлений участников экспертного круглого стола "Современная русская идентичность в России и за рубежом", поведенного Институтом Русского зарубежья. В этом номере - мы публикуем полный текст выступления председателя правления объединения "Русское содружество" Проваторова Сергея Германовича.

17.03.08, http://www.russkie.org

Сергей Проваторов, Виктор Шестаков 

В труде «Столкновение цивилизаций» С.Хантингтон писал: «1990-е годы увидели вспышку глобального кризиса идентичности. Почти везде, куда ни посмотри, люди спрашивали себя: «Кто мы такие?», «Откуда мы?» и «Кто не с нами?» В те же 90-е, подобным вопросом: «Где я, кто я? Куда я, куда?», - мучил слушателей известный русский рок-музыкант Вячеслав Бутусов.

Россия и русские очередной раз попытались разобраться и объяснить себе - кто они есть. Но, к сожалению, в тот период русское самосознание не вскипело новыми идеями и лидерами, которые смогли бы консолидировать русский народ.

Наоборот, вскормленные советской властью национальные элиты увидели серьезные возможности для развития идей самодостаточности своих наций, после чего империя рухнула и во второй раз, и снова не без активного, как известно, вмешательства внешних врагов, перекрасившихся в друзей народов, объединенных в Российской Империи, а затем в СССР.

Но, наследие, оставшееся нашему народу со времен Великой Российской Империи, казалось бы, должно было усилить и развить имперские настроения, сохранившиеся в русской среде: на сопредельных территориях с уже «независимой» Россией оставались жить миллионы этнических русских. Чем не повод для ренессанса?

Однако произошло, да и сейчас происходит обратное: при серьезной и качественно-планомерной активизации местных «национал-культурных старателей», русские «ближнего зарубежья» стремительно «вымываются» и «отсеиваются», а после - дробятся и ликвидируются.

Русская нация постепенно исчезает из Русского Мира, русские становятся своеобразными «могиканами» Евразии.

Размываются метки самоидентификации, неясны критерии оценки – «русский» - «не русский», неоднозначны идеологические обоснования. Особенно заметно это явление на фоне любви многих в России к интернационализму. Русская интеллектуальная элита во многообразии своем страдает похоже одной болезнью – интеллигентской склонностью играть в плюрализм и либерализм – каждый имеет свое особое мнение, даже по вопросам, казалось бы, однозначным. Эта «плюрализация» русской общественной мысли приводит к тому, что все годы, последовавшие за т.н. «перестройкой» и развалом СССР, ни в России, ни в Русском зарубежье так и не сформировалась интеллектуальная элита, которая бы могла сконцентрироваться пусть и не в единый, но хотя бы в несколько влиятельных центров.

Несомненно, есть личности – мыслители, писатели, ученые, публицисты, общественники. Но нет тех «могучих кучек», которые смогли бы, объединив усилия, повлиять на взрыв русского общественного самосознания, естественно – в позитивном ключе.

Русские интеллектуалы, равным образом, как и те, которые себя русскими называют, в основном остаются отдаленными от основной массы русского народа. И это не всегда происходит по причине давления со стороны государств. Часто причиной оторванности представителей возрождающейся элиты от масс своего народа являются некие атавизмы прежних эпох – русские всегда были склонны отдавать дело организации государству или отдельным его институтам. А русская интеллектуальная элита всегда была склонна себе оставлять самые приятные роли – пофилософствовать, позаниматься писательством и т.п., подразумевая, что «государство у нас правильное» (российское или советское), оно разберется, а «народ у нас мудрый», и хорошие идеи естественным путем возьмет на вооружение.

Вот и получается, что основной части представителей русской интеллектуальной элиты – причем мы говорим именно о тех, которые действительно болели и болеют за судьбу русского народа и Русского Мира – чаще оказывались чуждыми заботы о необходимости заниматься организацией русского народа для его самозащиты. Не тогда, когда уже враг у ворот, или в доме, а в смысле организации предупредительных действий.

В результате у русских сегодня нет ни четкого целеполагания, ни обобщенной, привязанной к современным условиям идеологии, ни разработанной методологии, ни общей информационной политики, а соответственно – нет эффективной пропаганды, не говоря уже о контрпропаганде, не задействованы важные факторы выживания нации – осознанная необходимость в самоорганизации и организованных действиях.

Это особенно характерно и трагично для государств-соседей современной России, где доля этнических русских в народонаселении до сих пор остается достаточно высокой – Казахстан и Украина.

Русские Украины логично должны были бы представлять из себя серьезный этно-политический элемент Русского Мира, базирующийся на крепком фундаменте исторических, духовно-православных, политических, социально-культурных, семейных традиций бытования на данных территориях.

Полтора десятка лет «украинской незалежности» демонстрируют катастрофические по скорости и последствиям признаки вымирания всего русского – от языка, проявлений культуры, включая разрушение материальных памятников, до сокращения численности русского населения, и не только как результат отказа от русской самоидентификации.

Русских Украины стали переделывать в «украинских русских». Причем немаловажным в этом процессе стало и отношение значительной части российской элиты – и интеллектуальной, и политической, и других ее составляющих. Для россиян – почему-то все, живущие на Украине, стали именоваться «украинцами». Без дифференциации. Что за этим логично должно последовать? А то, что рано или поздно из понятия «украинские русские» будет исключено второе слово, и останется одно – «украинские», т.е. – «украинцы». Разве это не результат желаемый для украинизаторов Русской Земли? Разве это не цель евро-американских интеграторов?

Особо печально осознавать, что до настоящего времени такой поворот событий осознанно или неосознанно, но провоцируется и со стороны российских политиков и СМИ. Слова «украинский», «украинцы», «украинское» – применяются ко всему, что территориально находится в границах государства Украина. Здесь – «украинский народ», а не народ Украины (многонациональный), здесь не русские писатели, и даже не русскоязычные писатели Украины, а непременно «украинские писатели, пишущие на русском языке»… Дело доходит до того, что у нас «действуют украинские организации российских соотечественников»… И примеров можно приводить десятки и сотни. Мы живем в активно украинизируемом пространстве, и, к нашему ужасу, немалую роль в продолжении этого процесса играет и отсутствие должного понимания значения слов и символов у значительной части россиян, в среде русских и на Украине, и в России.

Почему все это происходит? Причин много. Русское (как национальное) самосознание значительно, почти до полного уничтожения нивелировалось в коммунистический период, и к 1991 г. русская самоидентификация вышла на уровень малых народов Севера и конкурса «Играй, гармонь!» Сформировавшейся русской национальной элиты по-прежнему не наблюдается и в самой России, не говоря об Украине. А то, что есть, пытаются подменить не совсем логичными терминами «русскоязычные», «русско-культурные» и т.п.

Либерально-космополитический период правления Б.Ельцина, со всеми кошмарными последствиями для внешней политики РФ в «ближнем зарубежье», способствовал еще большему сокращению русского национального самосознания, и даже разочарованию в собственной национальной принадлежности. При этом русские столкнулись с мощным феноменальным развитием агрессивного этно-проекта «самостийная Украина», получившим новую и очередную путевку в жизнь уже не только от местных политиков, захотевших стать властителями, свободными от «злокозненного влияния Москвы», но и от московских политиков, почему-то вдруг захотевших освободиться от значительной части Русской Земли – в нынешних границах государств Украина, Беларусь, в Прибалтике и т.п.

На Украине пассивная русскость, замордованная большевистским построением «единого советского народа», встретилась с гиперактивным и прозелитирующим украинством, поддерживаемым западными демократиями, опять-таки с целью ослабления российского влияния в мире, разрушения ценностей Русского Мира, ликвидации канонического Православия.

Необходимо понимать, что украинство – не столько сообщество «свидомых украинцев», сколько комплекс идей и ментальных привычек, своего рода религия сектантского толка. В нем отчетливо выделяется главная задача – утверждение обособленности, отличности от русских, упрямый акцент на этнокультурные отличия, осознанное замыкание именно на этнической, народной культуре, в ущерб общерусской, восточнославянской православной ориентации, стремление к построению «национальной церкви», как носителя «национальной религии». Там, где идет речь об обособленной украинской культуре – можно говорить и о заражении болезнью «украинства» сегментов Русского Движения. А ведь давно не секрет, что многие русские лидеры, многие организации продолжают публично рассуждать о «вечной дружбе» двух братских народов, о «взаимодополняемости двух братских культур» и т.п., таким образом вычленяя «украинское» из общерусского, легализуя все те идеи, которые развивались на протяжении последних двухсот лет с целью развала Русского Мира. И более того, сегодня в «русско-культурной среде» все чаще рядом с «почитанием русского» проявляется увлечение поклонением украинскому, как одной из «естественных форм проявления общерусского духа и общей культуры». Некоторые наши соотечественники буквально захлебываются от восторга, когда видят или слышат, например, о переводе произведений Пушкина на украинский язык. И более того – они участвуют в этих актах популяризации украинства, на эту популяризацию продолжают расходовать российские ресурсы…

Там, где осознаются и возводятся в ранг общих ценностей («русская и украинская культура – общее достояние наших народов» и т.п.) этнокультурные отличия, можно говорить об украинстве, как о болезни русско-культурного сообщества. И эта болезнь, характеризуемая высокой степенью толерантности «украинских русских», продолжает разлагать русское национальное сообщество Украины.

Общеизвестно, что украинство было создано и приобрело развитие именно как антирусский и антироссийский проект. Его творцами были не какие-то там «украинцы», невесть откуда взявшиеся, а политические элиты Польши, Австро-Венгрии, Германии. Впоследствии этот проект, в различных эго проявлениях и формах, поддерживали и продолжают поддерживать многие государства Запада, конкурирующие с Россией. При этом «попытки построения украинской государственности», о которых часто говорят сами украинцы, это жалкие попытки самостийничества в 1917-18 гг. и опереточная УНР в 1941 г. и не более того. И все это могло реализоваться только в период новейшей истории в моменты жестоких антироссийских агрессий со стороны Запада.

Культурные «традиции» – кроме шаровар, взятых у народов Востока – чаще сводятся к набору фальсификаций в области фольклористики (по признанию Н.Костомарова - сочинение украинофилами 19 в. «народных» песен, сказок и преданий), истории (Грушевский и другие, менее заметные фантазеры), и рефлексий на темы «национально-освободительной» мазеповской, петлюровской, бандеровской эпопеи…

Убогость этих «традиций» прекрасно осознается самими свидомыми украинцами для чего и компенсируется ими сегодня на уровне развития мифов – политических и исторических. Но, к сожалению, усиленные наличием государственного аппарата, сегодня мифы превращаются в основу украинского государственного патриотизма, в основу реальной жизни украинства.

И сейчас уже нецелесообразно говорить о «двух родственных ветвях русского народа – украинцах и великороссах», потому, что большая часть малороссов, новороссов, карпатороссов самоопределились как «украинцы», идентифицировали себя представителями отдельного этноса. И чтобы их вернуть в лоно Русского Мира, и сделать их хозяевами на своей исконно Русской Земле, их нужно разъединить, отлучить от украинства, вернув их национальное достоинство и понимание значимости своей национальной культуры.

И действительно, миллионы граждан Украины, среди которых миллионы русских и русско-культурных, считают себя патриотами Украины – и тем самым, хотят они этого или нет, они втянуты в тот же антирусский проект. И многие из них уже привычно называют себя «украинцами», все чаще забывая, что они еще и русские, и все реже употребляя по отношению к себе слово «русский», «русские».

Тысячи русских детей в украинских школах методично получают на уроках инъекцию от русскости. И не только на уроках истории или «зарубежной» литературы, где изучают Гоголя… В семьях наиболее авторитетным предметом, влияющим на социализацию подрастающего поколения, является телевизор, увеличивающий дозу ядовитой инъекции в поле более широком и, главное, в более доступном для поглощения информации, так сказать – в «усвояемом» виде. Кроме того, безусловное влияние оказывает повседневное «национал-бытовое» окружение украинцев, которое не так агрессивно, но не менее успешно втягивает в обиход украиноязычия, «правильного понимания ситуации» и даже сочувствия к «внутриукраинской проблематике». Одна из наиболее распространенных мотиваций нежелания русских родителей отдавать своих детей в русские классы такова: «Но ведь высшее образование уже везде на украинском» или «Мы живем на Украине, значит должны знать ее язык».

От «русских», живущих на Украине, все чаще можно услышать требования «прекратить спекуляции на темы русского языка на Украине со стороны России» и обратить внимание лишь на обеспечение «беспрепятственного проезда в РФ и временного проживания там». Таким образом, упрощенно-собственнические инстинкты стали превалировать над национальной самоидентификацией.

Не будет удивительным, когда, некоторое время спустя, ожидаемые референдумы по статусу русского языка или вступлению в НАТО продемонстрируют, что большая часть русских на Украине, вместе с сформировавшимся этническим украинством, позитивно отнесется к государственной украиномовности, к необходимости читать, смотреть, слушать, учиться исключительно на мове, к вступлению в Североатлантический альянс и к необходимости экстренной защиты своих национальных интересов от «злокозненности москалей».

Сегодня украинским политикам выгодно как можно дольше затягивать проведение таких референдумов, чтобы народ устал, в т.ч. – от ожидания их проведения, и был готов проголосовать уже за то, что предложат организаторы и пропагандисты. Каковы будут результаты пропаганды, осуществляемой как за бюджетные деньги, так и за счет масштабной помощи Запада, не трудно предугадать. Особенно, на фоне отсутствия эффективной пропаганды к контрпропаганды с нашей стороны.

Ведь тиражами и объемами наших газет мы можем поддерживать весьма слабый тонус лишь в узкой среде соотечественников, которые все еще остаются русскими и друзьями России… А на большее у нас нет ресурсов. И в современных условиях ведения информационных и идеологических войн, надежды, что народ сам «воспрянет ото сна» – по меньшей мере - нерациональны.

Под давлением со стороны государственных институтов, русофобских политических сил и общественных организаций и, особенно, под влиянием СМИ, на фоне разочарования в «помощи исторической родины», в результате собственной трусости, равнодушия, мещанства происходит серьезная деформация русскости. И на смену русским Украины приходят те самые «украинские русские», для которых «любовь к Украине» даже более важна, чем любовь к Руси и всему русскому, по причине того что «Мы здесь живем и это наша родина»… Таких на самом деле не так уж и мало, они заметны и даже превращаются в своеобразные «национал-украинские» знамена, призывающие к подражанию украинцам, к тому, что «нужно смириться и жить здесь по-украински», к тому, что «европейская Украина, вместе с НАТО не так пугают, как безразмерная и сложная Россия» и т.п. Эти украинские русские на выборах уже голосуют за НУНСы и БЮТы, и никакие аргументы и призывы о необходимости восстановления общерусского единства на них уже почти не действуют.

Один из примеров - ныне «великий украинский писатель» Андрей Курков, отметивший как-то, что «видел» президента Ющенко, от которого «исходили солнечные лучи, которые согревали замерзшую страну больше, чем российский газ». Но выходит так, что именно его, идентифицирующего себя «украинским писателем», почему-то приглашают на парижскую книжную выставку русской литературы, его почитают в России.

И вообще, как ни странно это выглядит сейчас, в России по-прежнему любят возиться со всем украинским. Если приходится садиться с русскими в России за стол, они обязательно заведут разговор об «украинской горилке» и о «братьях хохлах», о сале, «спивучей мове» и «веселых писеньках», подразумевая, что приехавшему с Украины русскому это должно быть особенно приятно.

По приглашению В.М.Клыкова мне довелось участвовать в восстановительном съезде «Союза Русского Народа» в Москве. Когда мы с товарищем подошли к столу, где проходила регистрация делегатов и гостей, и сказали, что мы приехали из Киева, два жизнерадостных молодых русских патриота, которым, судя по всему было поручено наблюдать за порядком, в один голос радостно воскликнули: «А, хохлы!»

Мы с товарищем удивленно переглянулись. Не обнаружив на наших лицах ответной радости, русские патриоты слегка озаботились и переспросили: «Так вы из Киева?»

«Да, мы русские из Киева. – ответил я.

«А, братья украинцы! – воскликнул не с меньшим восторгом уже один из молодцов, вероятно подумав, что назвав нас «хохлами» он поступил слишком запанибратски…

Что оставалось делать нам? Пожав плечами отойти, рассуждая на тему о том, куда, собственно, мы попали?..

Казалось бы, что здесь такого? Пошутили ребята! Ан нет! Это не была шутка, это была искренняя, почти естественная, заложенная уже чуть ли не в генах «приязнь» россиян ко всем, живущим «в Украине» именно как к «братьям-хохлам – украинцам»… Но ведь в данном случае речь шла о мероприятии наиболее консервативно настроенной части русских России!

Этнически русских фамилий в русофобских партиях и политических блоках современной Украины множество. Их не меньше и в партиях, выдающих себя за пророссийские, но только выдающих. Но это только фамилии, за которыми уже давно нет национально-культурной принадлежности.

Серьезный кризис русской идентичности поразил и собственно Русское Движение на Украине, где, казалось бы, эта самая идентификация - вопрос решенный. Некто Надежда Цыкура из с. Голая Пристань Херсонской области, председатель местного отделения одной из всеукраинских русских организаций решительно заявляла в период газового кризиса: «Россия хочет поставить Украину на колени – хотя я русская, это мое личное мнение. Но это у них не получится» (газета «Моя Родина» № 36, 2005 г).

Есть другой подход к самоопределению «национально-сознательных» русских Украины. Утвердив себя в роли региональных или даже общегосударственных лидеров Русского Движения, эти лица используют «идентификацию», как средство получения прибыли или пиара, за счет тех или иных программ «помощи соотечественникам».

В условиях обостряющейся борьбы трех культур на Украине: русской, украинско-националистической и евро-американской, и при фантомности «украинской нации», отсутствуют действенные механизмы и методы сопротивления. Ведь и украинско-националистическая и евро-американская культурная агрессия направлены, прежде всего, на вытеснение общерусской культуры и духовности, представленной каноническим Православием. А с учетом разрозненности русского национального сообщества Украины, у русских сложились здесь весьма мрачные перспективы:

- Ассимиляция большей части русских и превращение их в «украинцев» или в локальную этническую субстанцию с «очень важной» преданностью своей национальной «шароварщине» с сохранением этнического колорита – кокошники, балалайки и т.п.

- Интеграция русских в украинскую систему координат и полное избавление от глубинного русского самосознания.

- Продолжающееся обособление от России и дальнейшее развитие «украинских русских» как одного из вариантов антирусского проекта (Украина как окраина НАТО), с сопутствующим умалением русского культурного пространства и полным упадком национальной культуры, Веры, окончательным искажением истории.

-Превращение русского автохтонного населения в рамках украинского государства в «российскую диаспору».

Противостояние этим злокачественным преобразованиям русскости и таким «перспективам» русских Украины возможно при обеспечении трех составляющих.

1.Внешнеполитическая составляющая

России необходимо изменить свою «украинскую политику».

По сути, Россия упускает сегодня уникальную возможность влияния на «стратегического соседа» посредством большой по численности общности русских Украины. Опыт показывает, что даже у «малых» стран имеющих «малые» диаспоры на Украине, данная политика более чем осознанная. Примером тому – наличие в каждом областном центре «польских культурных центров», «польских домов», «домов украинско-польской дружбы» и так далее, созданных и содержащихся за счет польской стороны. Эти центры являются не только трансляторами позитивного имиджа страны, но и выполняют куда более специфические задачи. Россия не только не имеет подобных учреждений, но и открещивается от необходимости их создания. Российское государство еще как-то можно понять. А вот российское общество, русскую элиту в России – понять невозможно. И еще более невозможно понять представленный на рынках Украины российский бизнес.

Российская сторона слабо использует совершенно легальные информационные поводы для воздействия на общественно-политическую ситуацию на Украине. В основном это спутниковое телевидение, видеофильмы и книги. Пример, приближающийся 300-летний юбилей Полтавского сражения, пока не вызывающий серьезного интереса в России, несмотря на всю национально-историческую уникальность данного события, на решающее его значение в становлении российской государственности. Вопиющим является полное игнорирование российской стороной таких юбилеев, как, например, 225-летие со дня рождения великого российского полководца, уроженца Малороссии, генерал-фельдмаршала И.Ф.Паскевича, который стоит в одном ряду с Суворовым, Кутузовым и еще очень немногими военачальниками России, прославившими ее в веках.

Таким образом, работа «по Украине» должна стать более продуманной, последовательной, что обязательно приведет к ее эффективности. И пора перестать стесняться отстаивать свои геополитические интересы. Ведь не стесняется же делать это ни одна мировая держава!

2.Организационная составляющая

Сегодня на Украине существует несколько адекватных организаций, к сожалению не до конца преодолевших «болезни роста». В то же время, структура Русского Движения (или, если хотите – Русского Сопротивления) нуждается в предметном дифференцировании. Особенно это касается вновь же, российского участия. Все более «теряются» русские территории в Центре, на Юге и Востоке Украины, да и в Крыму проблем с каждым годом все больше.

Оптимальная и удобная форма организации русских Украины продемонстрирована созданием Объединения «Русское Содружество», (принцип конфедерации и обеспечения особого внимания к самодостаточным региональным организациям, в зависимости от их активности и адекватности).

3.Информационная составляющая

Сегодня одна из главных причин сокращения активности русских, гашения их национальной самоидентификации – это ничтожно слабая активность в области информации и пропаганды. К тому же, русские, по сути, лишены национальной идеи, адаптированной к условиям современности, что и влияет на слабость их национальных политических организаций.

В дискурсе о понятии нации, который на самом деле весьма развит, у современных европейцев понимание «нации» значительно более политизированное, чем у русских, и варьируется от «народа с особым политическим сознанием» (Карл Шмитт) до «нации-государства». Есть и постиндустриальное понимание нации. Приведем для примера определение известного футуролога Э.Тоффлера: «Нация - это не «духовное единство», как называл ее Шпенглер, и не «ментальная общность» или «социальная душа»… То, что мы сегодня называем нацией, - это… единая интегрированная политическая власть, тесно связанная, сплавленная с единой интегрированной экономикой…». (Тоффлер Э. Третья волна. М.,1999).

В отношении русских приходится согласиться с Е.Холмогоровым: «Народность, культурная особенность, этничность, сами по себе не создают нации. Нация появляется лишь тогда, когда у народа появляется некая «сверхзадача», некий проект, не сводящийся к обеспечению выживания. Именно национальный проект создает из этноса или группы этносов нацию» (Холмогоров Е. Русское средневековье).

Для русских Украины «сверхзадачей» должно стать не просто гипотетическое сохранение «единой восточнославянской цивилизации», а сохранение, а теперь уже и восстановление собственной самоидентификации русского народа, русского человека – своего на Русской Земле, восстановление Русского Государства.

Русские уже поспособствовали формированию самоидентификации украинцев, которым не нужна цивилизация общая, им нужна цивилизация «украинская», а значит, русским пришло время думать о себе.

Здоровый русский эгоизм на Украине, при поддержке его Россией, выровняет чашу весов и уже тогда ментальные устремления украинца, естественно, фундаментально основываясь на его природном происхождении, притянут его в сторону чаши русской…


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2019 Институт стран СНГ