Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №191(15.05.2008)
<< Список номеров
ВЗЕРКАЛЕ СМИ
СПОР О СТАТУСЕ СЕВАСТОПОЛЯ В КАНУН ЮБИЛЕЯ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
НАМ ПИШУТ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Межнациональные отношения



Кому ударит в лоб "бумеранг" казахского национализма?

19.02.08, http://www.russkie.org

Григорий Вешняков 

Как я писал ранее, отпустив с «короткого поводка» национал-патриотов, казахские власти не подумали о возможных политических последствиях. Независимые наблюдатели фиксируют всплеск казахского этнонационализма, способствующего ещё большему внутреннему расслоению казахстанского общества и дестабилизации политической ситуации в республике.

Как пишет президент АСиП Бектурганова в статье «На краю», опубликованной на сайте АтарауNews: «Государственный национализм направлен в сторону интеграции, обеспечения общественного единства; этнонационализм – в сторону дезинтеграции, т.к. в его основе лежит противопоставление по принципу: «мы-они», «свои-чужие».

Казахстан собираются покидать курды, а миграция русских за пределы республики, стала приобретать устойчивый характер. Последние статистические данные свидетельствуют: «в прошлом году из Казахстана эмигрировал 42 тыс. 431 человек, что на 25,1% больше, чем в 2006 году». Можно предположить, что в 2008 г. эта цифра, по меньшей мере, увеличится вдвое.

Между тем поиграть на межнациональных противоречиях в Средней Азии всегда находилось много желающих. Тем более сейчас, - когда Казахстан как источник углеводородного сырья стал крайне привлекателен для Европы и США. Поэтому я не исключаю здесь возможность опосредованного использования этнического фактора как одного из рычагов влияния на политическую ситуацию в Казахстане со стороны Запада.

Не получилось с «оранжевыми революциями», но зато в Средней Азии есть другие постсоветские «узлы» противоречий, которые можно задействовать, чтобы евразийское пространство оставалось «рыхлым», а Запад выступал в роли арбитра. Как говорил Бжезинский, «глобальное первенство Америки непосредственно зависит от того, насколько долго и эффективно будет сохраняться ее превосходство на Евразийском континенте».

(К слову сказать, в биографиях отдельных вождей нацпатриотов можно обнаружить интересные пересечения с деятельностью западных международных организаций, действующих в СНГ и Казахстане.)

Рост национализма, разумеется, не остался без внимания казахских «оранжевых» революционеров. Правда, они сейчас предпочитают не вспоминать о временах «майдана». Но неизменными в среде казахских демократов остались всё те же отличительные «родовые» признаки: глубинная (чисто степная) враждебность к назарбаевскому режиму и плохо скрываемое неприятие всего русского.

Как сообщило inkar.info, Председатель республиканского общественного объединения «Шанырак Казахстан» Асылбек Кожахметов заявил о том, что пришло время объединить усилия демократов и националистов «ради изменения и преобразования существующей системы». Причём, он подчеркнул, что такое объединение - решающее условие для смены политического режима в стране.

«Ну, в 90-х годах национал-патриоты были сильнее и демократы их не поддержали, в начале 2000-го демократы были сильнее, национал-патриоты их не поддержали. Вот теперь национал-патриотизм усиливается, и демократы не ослабели. И, мне кажется, что только их объединение покажет искренность намерений, то есть если вы готовы преступить некие идеологические догмы для победы, то тогда и народ в это поверит», говорит Кожахметов.

Всего-то и надо – через «догмы» переступить и ещё пару «Шаныраков» устроить.

Надо полагать, что у оппонентов президента Назарбаева это вполне может получиться. Деньги у демократов есть, и, кроме того, они в своих действиях, направленных на смену режима в стране, могут рассчитывать на поддержку националистического лобби, выпестованного за годы суверенизации в недрах самой казахской власти. Да и практический «южный» опыт также имеется.

В уже упомянутой мною статье «На краю» говорится о том, что межнациональная политика казахских властей привела к тому, что граждане окончательно перестали понимать, какое государство они создают: то ли Казахию, то ли Казахстан.

«Дальнейшее замалчивание этого вопроса грозит Казахстану саморазрушением, потому что образ кризиса в головах людей реален и опасен. Саморазрушение Казахстана начинается с запроса на различие, формируемое национал-патриотами», - считает Бектурганова.

«Имеющий уши да слышит»




В тупиках межэтнических отношений

“Когда есть конкуренция за средний уровень жизни, то в ход пускаются все аргументы – этнические, религиозные, властные, исторические, культурные, языковые, должностные”, - отметил философ Анатолий Косиченко в своем докладе. Выступление прошло в рамках научно-практической конференции “Актуальные проблемы межэтнических отношений в Республике Казахстан”. Обмен мнений получился очень оживленный, но все участники дискуссии остались на своих позициях.

29.04.2008,http://zonakz.net

Владислав ЮРИЦЫН  

Одна из самых распространенных болезней – ставить диагноз

Карл Краус

В начале мероприятия (проводилось общественным фондом “Центрально-Азиатский институт развития” при поддержке акимата Алматы совместно с Институтом философии и политологии МОН РК) были стандартные пожелания. “Мы должны оставить позади все проявления этноцентризма, ксенофобии и религиозно-конфессиональных противоречий”, - заявила Анаргуль Омарова, заместитель директора Департамента внутренней политики акимата города Алматы.

Потом пошли тревожные сентенции: “Упорная война в Югославии – результат того, что все стороны считали себя правыми и абсолютизировали свою правоту”; “В концлагерях, по исследованиям психологов, выживали не самые сильные, а самые человечные”.

Далее политолог Андрей Чеботарев сделал обзор относительно того, как понимается термин “национальная политика”. “Официальные лица, начиная с президента, не могут четко объяснить, в чем заключается национальная политика”, - подчеркнул он, а потом привел конкретные примеры, как под одними и теми же словами понимается то одно, то другое. “Нужно разобраться с терминологией, а потом с концепцией и механизмами достижения поставленных целей”.

Серик Айдосов, директор Социологического ресурсного центра, считает, что от термина “национальная” надо быстрее отходить, потому что “зарубежные эксперты нас не понимают”. “Надо говорить о государственной политике в области межэтнических отношений”.

Однако даже по терминам договориться не получилось. Асылбек Кожахметов, руководитель РОО “Шанырак” говорил о формировании “казахской политической нации”. Философ Грета Соловьева правильным определением для отечественной государственно-гражданской общности считает термин “казахстанская”. По ее мнению, те же подписанты от лица казахской интеллигенции под обращением к Нурсултану Назарбаеву против формирования казахстанской нации будут против использования слова “казахская” для определения политической общности, так как оно размывает казахскую этническую идентификацию. Дос Кошим из ОО “Улт тагдыры” вообще против термина этнос, поскольку он оперирует такими понятиями, как казахи и диаспоры. И т. д., и т. п.

По этническому составу населения республики среди участников дискуссии тоже не было единых цифр. Одни определяют численность казахов в Казахстане в 53% населения, другие в 60%.

Профессор Елена Бурова, чей доклад был посвящен формированию надэтнической общности, отметила, что тенденция к формированию казахстанской нации есть, индикатором чего выступают тинэйджеры (подростки). При этом “влияние религии как института для Казахстана нехарактерно”, а воздействие таких социальных институтов как система образования и семейное воспитание снижается. Идентичность бывает естественная и навязанная.

Серик Айдосов подчеркнул, что сегодня совершенно иная социальная реальность, по сравнению с советским периодом. Перед этническими группами, в том числе казахами, стоит проблема выработки стратегии интеграции в эту реальность. Он привел примеры, как спонтанно решаются подобные вопросы среди этнических узбеков и уйгуров. Узбеки сосредоточили свое внимание на экономических нишах, в которых они традиционно сильны. У уйгуров – иной тренд. Здесь активно изучают казахский язык и госслужба в числе приоритетов. Как результат, среди уйгуров пропорционально их численности более высокая представленность в государственном аппарате, чем у многих других этнических меньшинств.

“Буду изучать казахский язык – это просто тест на лояльность государству”, - полагает г-н Айдосов. Реально государственный язык изучают только те, кому это необходимо. По программе “Болашак” в прошлом году квота в 3000 стипендий не была освоена на 1800 мест. “Я подозреваю, что из-за незнания казахского языка”, - отметил выступающий, поскольку теперь в числе требований к претенденту написание сочинения на государственном языке.

Языковой вопрос, как обычно на подобных мероприятиях, был отдельной песней. Полюсов два. На одном: оставить языковой процесс в покое и пусть идет как идет. На другом: немедленно все перевести на казахский язык. Между ними промежуточные варианты. Одни предполагают, что можно развивать казахский язык без ущемления русского, другим такая модель не представляется возможной.

“Создался круг людей, которые зарабатывают на казахском языке, и никого в свой круг не пускают”, - подчеркнул Георгий Иорданиди из республиканского фонда Ассамблеи народа Казахстана. В свое время он с группой единомышленников пытался создать мультимедийные программы, обучающие казахскому языку. Используемая технология работает, если посмотреть результаты освоения по ней английского и испанского языков. Однако реализовать проект не дали в пользу продуктов, работать с которыми даже учителя казахского языка могут лишь после специальных обучающих семинаров.

В блоке по межэтническим конфликтам Талгат Мамираимов из КИСИ обратил внимание на то, что ученые в основном сосредоточены на изучении социально-экономических причин, тогда как здесь очень важен аспект культурных ценностей. Так, он общался с участниками массовой драки на Тенгизе в 2006 году, и люди с местной стороны в оправдание своих действий часто приводили иррациональные объяснения. “Сама сфера межэтнических отношений – это и есть безвыходная сфера”, - поделился специалист своим мнением.

Философ Валентина Курганская все-таки настаивает на важности социально-экономических параметров. Она считает, что если у человека есть свой дом, сад, огород, пруд, машина, то ему гораздо труднее “завестись” для того, чтобы громить такие же вещи у другого. Она уверена, что формирование массового класса собственников существенно повысит общую устойчивость всего общества.

“Масса точек непонимания, масса точек соприкосновения”, - таким увидела итог мероприятия Елена Овчинникова, исполнительный директор ЦАИР. Она выразила надежду, что экспертное сообщество перейдет к следующему этапу работы – выработке конкретных предложений по улучшению ситуации. Правда, открытым остался вопрос, как это сделать в условиях, когда предлагаемые философия, подходы и смыслы такие разные.




Эксперт: латышей запугивают мнимой "русской" угрозой

10.05.2008, http://rus.delfi.lv

Политикам до сих пор удается наращивать рейтинг и оставаться у власти благодаря "стравливанию" латышского и русскоязычного электората. При этом, многие жители до сих пор верят в некую "русскую" угрозу, отмечает профессор Университета Страдиня Илга Крейтусе.

«Меня волнует тот факт, что до сих пор на первый план выдвигаются партии с национальными лозунгами. Для людей до сих пор слоганы о латышах и русских важнее, чем тот факт, что у них воруют пенсионные средства», — отметила политолог в интервью Dienas bizness.

«Однажды я спросила у Добелиса: «Сколько ты заплатил Жданок, чтобы она выдвинула лозунг «Русские идут!»? Ведь она фактически добилась того, что в Европарламент попали сразу четыре «тевземца». У людей будто пелена на глазах! Сколько это будет продолжаться?», — недоумевает эксперт.

Крейтусе также считает абсурдными попытки правящих партий запугать рижан приходом к власти русских политиков.

«Эдмунд Крастиньш, которому уже не осталось, что сказать, утверждает, что в Риге может появиться мэр русского происхождения. Что это значит?! Это самый большой шовинизм, который только можно представить! Неужели Крастиньш уверен, что в его роду со времен Петра I, когда царская армия проходила через Видземе, не было ни одного русского?», — отметила Крейтусе.

Политолог напомнила, что у власти уже находятся некоторые нелатыши, но это никому не угрожает. «Извините, а кто такие Макаровс и Горбуновс?», — иронизирует она.

По мнению Крейтусе, подобными речами правящие политики лишь пытаются отвлечь внимание избирателей от собственных многочисленных нарушений.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2019 Институт стран СНГ