Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №191(15.05.2008)
<< Список номеров
ВЗЕРКАЛЕ СМИ
СПОР О СТАТУСЕ СЕВАСТОПОЛЯ В КАНУН ЮБИЛЕЯ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
НАМ ПИШУТ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Проблемы диаспоры



Памятник «вечной дружбы»

В Узбекистане создадут музей жертвам русского колониального режима

7.05.2008, http://www.rosbalt.com.ua

"По инициативе президента страны решено построить еще два новых здания музея - посвященных памяти тысяч соотечественников, павших жертвами гнета колониального периода", сообщила на своих страницах правительственная газета "Правда Востока".

"Многие материалы бывшей экспозиции были представлены в малом формате", - рассказал в интервью русскоязычной правительственной газете председатель благотворительного фонда "Шохидлар хотираси" ("Памяти жертвам"), доктор филологических наук, профессор Наим Каримов. - "Людям в возрасте трудно было разобрать надписи в представленных документах. Это отметил и руководитель страны, посетивший музей. Теперь решено создать два раздела в музее. Память о жертвах колониального режима найдет отражение в первом. Второй будет посвящен советскому периоду нашей истории, когда происходили самые жестокие репрессии".

По словам узбекского профессора, в подготовке новой экспозиции заняты сотрудники историко-краеведческих музеев. Дизайн и оформление возложены на группу художников Академии художеств Узбекистана. Закончить "модернизацию" музея русских репрессий намечено к 31 августа, когда страна ежегодно отмечает День памяти жертв и репрессий.

Мемориальный комплекс "Шохидлар хотираси", расположен в центре столицы Узбекистана, на берегу реки Бозсу. Он был создан в 2002 году по личному распоряжению президента Ислама Каримова. По мнению узбекских историков, именно здесь в 30-е годы прошлого века происходили массовые расстрелы "врагов народа". Сегодня здесь выращен живописный парк, где расположено живописное здание в национальном стиле, архитектурой напоминающее древние восточные мавзолеи.

Платный доступ в музей открыт шесть дней в неделю. В настоящий момент, внутри здания расположена комплексная экспозиция по истории политических репрессий. По убеждению создателей музея, репрессии на территории современного Узбекистана начались с учреждения Туркестанского генерал-губернаторства в составе Российской Империи, а прекратились в 90-х годах - после обретения Узбекистаном государственного суверенитета.

Стенды с экспонатами снабжены надписями на узбекском, английском и русском языках. Первая часть экспозиции без пояснений на русском языке, поскольку целиком посвящена периоду русского завоевания в Средней Азии. "Проводя свою колониальную политику, Российская империя, прежде всего, уничтожала в завоеванной стране ее государственность, и превратила ее полностью в свою колонию. Царское самодержавие начало грабить материальные и духовные богатства края, попирая национальные и человеческие права, религиозные верования и национальную культуру коренных народов. Лучшие плодородные земли были переданы русскому населению, которое в массовом порядке переселялось из России", гласит одна из вывесок в музее.

Судя по данным узбекского музея, созданная большевиками ВЧК за время своей деятельности с декабря 1917г. по 1938г. открыла в Узбекской ССР уголовные дела на 450 тыс. человек. В этот период многие осуждались на небольшие сроки. Многие потом за неимением улик, были освобождены из заключения. В 1938-39г, во время большой репрессии, они вновь были арестованы и приговорены к различным срокам наказания.

Как сообщили "Росбалту" в музее, за 6 лет его работы десятки тысяч узбекских школьников уже побывали в мемориале "Шохидлар хотираси" с бесплатными экскурсиями. Посещение музея репрессий учащимися входит в обязательную школьную программу, утвержденную Министерством высшего и среднего специального образования страны.




Время "Наданов"

 В г. Атырау (Гурьев, Казахстан) власти целенаправленно стирают русское прошлое.

5.05.2008, http://www.russians.kz/

Бауыржан АБИСАТ

ВРЕМЯ "НАДАНОВ"  В г. Атырау (Гурьев) власти целенаправленно стирают русское прошлоеКрепчает подозрение, что старая часть г.Атырау осознанно и целенаправленно подвергся забросу и разрушению "отцами" области и города. Именно потому, что приходящие временщики-акимы, – казахи. Именно из-за того, что старая часть города – русская, старинная. Как соринка в глазу, заноза под ногтем напоминающая им о русском, читай колониальном прошлом города…

Когда сорвется дамоклов меч?

…Почему, вот уже второй десяток лет независимости, наши власти в упор не видят, как разрушается бывший центр областного центра? Кто сказал, что эти здания не частица истории Казахстана, не ее культурное наследие? Зачем казахбайские геростраты разрушили старый Гурьевский почтамт, кому он мешал? Что ли пустырь на его месте красит т.н. «нефтяную столицу»? Помню, пионерами мы говорили, что его крыша напоминает гитлеровский Рейхстаг!

Впрочем, что зря спрашивать с геростратов, зачем? Может они считают, что таким макаром они исполняют свой гражданский долг?

А еще торговый дом на Жарбосынова-3, а еще частные дома купца К. Мохначева и других! Почему угроза сноса до сих пор висит над некогда популярнейшим в Гурьеве рестораном «Урал»? Новый его хозяин Жанекеш Мырзашев (прежняя его владелица, оказывается, скончалась) поведал, что еще в январе позапрошлого года их «порадовали» уведомлением, что кабак нашей юности - снесут.

ВРЕМЯ "НАДАНОВ"  В г. Атырау (Гурьев) власти целенаправленно стирают русское прошлоеДамоклов меч висит над 16 историческими зданиями старого Гурьева. Позвольте не поверить, что  вандалы посчитаются с мнением государственной же (!) инспекции по охране памятников.

Не стирать с лица земли, а с благодарностью надо поминать купца Тудакова, что построил для города Гурьева такие красивые здания!

Помню один из прежних бастыков госохраны памятников сокровенно говорил, что дома этих купцов не представляют собой исторической и культурной ценности! Дескать потому, что они, строители, владельцы «никто, не оставили следа в истории…», но зато у него была кипа фотографии мазаров и могил казахских баев и биев! Безвестных, о которых, почему-то история тоже помалкивает…

Поверьте, мы искренне почитаем их память, но не менее трепетно должны относиться к следу в истории города и других наших именитых, русских земляков.

Хотите пример трепетного отношения к истории? Ресторан при гостинице «Ренко». Итальянцы нам показали европейский мастер-класс, как надо общаться с эксклюзивными зданиями, вложили деньги и получили замечательный фасад в историческом центре города!

Столько сил вложила Жибек Бисенова – директор детского медицинского центра «Болашак», чтобы реанимировать бывший облисполком! И все псу под хвост? А бедная Жибек в блаженном неведении – мы, мол, "исторические", нас государство "охраняет", а ведь запросто могут заехать бульдозером по крыльцу.

Как и хозяйка некогда культовой «забегаловки» «Национальные блюда», хотя еще в прошлом году второй ВРЕМЯ "НАДАНОВ"  В г. Атырау (Гурьев) власти целенаправленно стирают русское прошлоеэтаж этого старинного купеческого дома замечательно отреставрировала атырауская предпринимательница.

Может быть разрушено и историческое «логово» курсантов полиции – их областная школа, где, и мы помним, находился Гурьевский обком партии.

Не хуже «Ренко» отреставрировали старинный дом владельцы универсама «Шамшырак». И что? Кто-то, на это с высокой башни сс…ть хотел! Хозяйке этого магазина Галие Досалиевой еще летом 2007 года принесли «кара-хат», где черным по белому вписано, что дом на Пугачева-27 тоже подлежит сносу!  

Хотя в старом Гурьеве навалом лачуг и хибар которые, как древние старцы, заждались бульдозера-смерти. Вот с чего надо начинать!

Культур-мультур не хватает?

Хотя, что напраслину наговаривать, поклеп возводить на акимов-ставленников? Они все больше люди временные. Их тихой сапой наставляют старые пе...дуны обкомовскового разлива, местные надан-шовинисты. Прибавьте к ним еще орду т.н. деятелей культуры, тоже гурьевской поры. И почти все они аульских, барханских корней, еще с тех советских времен затаивших айбалта-топор за пазухой на все русское.

…Я сам националист – всякий здравомыслящий патриот любой нации должен быть в меру националистом, если переживает за кровное и родное. Мои предки бунтовали вместе со Срымом, Махамбетом против колонизаторов. Я также не люблю великодержавный шовинизм, признанный честными русскими, и рецидивы колонизаторского духа.

Но только не надо нас путать с мракобесами! Лично я, казахский националист, считаю, что мы обязаны  в Атырау, в районе старого города поставить памятник основателю г.Гурьева. После этого меня же мои братья-казахи называют русофобом…

Мы были и многие остались советскими интернационалистами. Обожаю русскую культуру, литературу, ставшим родным русский язык, русскую кухню, русских женщин, уважаю мужиков.

Вообще, мое наблюдение и заключение – советская власть сформировала новых т.н. обрусевших казахов, которые отличаются от исконных, аульских. Новая формация, более интернациональная по духу, синтезировала лучшее, и от русского, и от родного народа… Идеализировать советских казахов не стану – и плохого прихватили, не забыли. Достаточно вспомнить водку.

…Так, вот, наши бескультурные наданы мечтают, как школьной резинкой стереть все русское прошлое, что ВРЕМЯ "НАДАНОВ"  В г. Атырау (Гурьев) власти целенаправленно стирают русское прошлоебыло в истории города.

Отсюда и переименования ономастами улиц, с великих русских, советских фамилий на не менее великие, но казахские. Оказывается, подлецы, убрали даже название улицы имени моего кумира Антона Павловича Чехова! Не будет им за это райских кущ с прекрасными гуриями. Нет недоумкам, переименовать какую-нибудь зачуханную Северную улочку в какую-нибудь достойную казахскую фамилию и поднять, благоустроить "брошенку" до уровня приличной улицы.

Еще хуже, когда фамилия живой Фаризы Онгарсыновой присваивается школе рыбаловецкого аула Кызыл-балык!

И не секрет, что разбогатевшие отпрыски некоторых фамилий не всегда честно добиваются, чтобы улице присвоили фамилию их отца – вся заслуга которого перед городом только в том, что он был бастыком или партсекретарем…

Вон, действительно культурные испанцы до сих не трогают памятник фашисту Франко. Не от того, что они тащатся от нацизма, а потому что Франко был в их истории, и все тут…

…Невежи сейчас пишут в анкетах: "..родился в 1964 году в городе…Атырау(!)". Вы уж извините, но мы, обрусевшие выпускники русских школ, в 60-70х годах, к стыду своему даже не знали, что есть такое слово "Атырау". Это так, для точности.

Теперь пишется, переписывается, даже не истинно казахская, а «казахбайская» псевдоистория. Будто бы не вносили свою весомую лепту в духовный, культурный рост коренного народа просветители-инородцы - русские, евреи, татары и другие народы, мирно соседствующие рядом с нами.




AN: Лучший подарок (по статье Б.Абисата "Время "Наданов").

7.05.2008, http://www.russians.kz/

Муканша Серикова

AN: Лучший подарок (по статье Б.Абисата "Время "Наданов"). Самое парадоксальное в том, что славянское архитектурное наследие в Атырау смогут сохранить только казахи, ибо русское население малочисленно, раздроблено, занято своими проблемами, и не имеет возможности высказать все, что думает по этому поводу. Спасибо всем казахам-комментаторам, что хватило сдержанности в своих некоторых обидах, но они есть, и я попробую их сформулировать.

Интересную, и, весьма непростую тему для обсуждения предложил вчера AN в статье Б.Абисата "Время "Наданов". Не менее интересны и комменты читателей сайта, которые как лакмусовая бумажка показали реальные настроения в обществе. И у меня есть повод поделиться своим мнением, ну и некоторыми сомнениями, как же без них?

Итак, меня смутила фраза автора "Я также не люблю великодержавный шовинизм, признанный честными русскими, и рецидивы колонизаторского духа".

Вопрос №1. Были ли несколько веков правления Русской империи, в частности, в г.Гурьеве -  колонизаторством? А там, где применим этот термин, то недалеко и до слова «оккупант», т.е. оккупировать означает, что кто-то занял чью-то территорию. Не стоит ли автору быть поосторожнее с такими словами? Здесь мне кажется гораздо честнее признаться, что Тауке-хан сам неоднократно отправлял переговорщиков, чтобы Петр I принял казахское ханство под свою опеку. Мы тогда очень нуждались в поддержке царя, пока джунгары подгоняемые копьями китайцев не откусили от нас, как минимум, нынешнее Семиречье. Указ царя так и звучал: "Всем азиатским странам и землям оная орда ключ и врата, и той ради причины оная орда потребна под Российской протекцией (т.е. защитой. Авт.) быть". Кстати, большинство нынешних историков недолюбливают Абулхаир-хана, национального героя Актюбинской области, который в 1730 году первым  привел Младший Жуз под присягу к русскому царю, с чего собственно и начался этап протектората Российской Империи, когда зависимое государство (Казахское Ханство) сохраняет суверенитет во всех сферах, кроме внешней политики.

Не знаю как для вас, но для меня классические колонизаторы и оккупанты - это англичане, которые не только высосали ресурсы из заморских колоний, но и перед уходом разделили свои колонии на отдельные государственные образования – Ирак, Пакистан, Индия и т.д. Плоды расчетливой политики Британской Империи жители несчастных стран пожинают до сих пор. После себя хваленые англичане так и не оставили главного – образованного населения. Индия получила независимость еще 61 год назад, но подавляющее большинство населения фактически безграмотно до сих пор, и не может выбраться из постколониальной нищеты.

А что оставили коммунисты (читайте, - русские. Авт.) после 1991 года современному Казахстану? Главное богатство страны было не в Кармете или Тенгизском ГПЗ, которое разобрали без нас сильные мира сего, а в нас – умеющих читать, писать, позже научившихся пользоваться Интернетом, и по-прежнему свободно пользующихся русским языком.

Но если вернуться к теме обсуждения, то я, кстати, почти аульская девушка из пгт. Кульсары полагаю, что здания старого Гурьева, представляющие архитектурную ценность, должны быть сохранены выборочно.

Помните, как несколько лет назад все мы возмущались талибами, которые из пушек разрушили гигантские Бамианские статуи Будды в Афганистане? А чем мы их лучше, когда молча потворствуем медленному, но безоговорочному разрушению всего старого города? Я понимаю, что не все владельцы могут себе позволить капитальный ремонт фасадов зданий, но государство может разработать механизм совместного спасения действительно интересных проектов!

А кто сказал, что спасать уже поздно? В некоторых странах я видела, как объективности ради, а не только для туристов, государство из руин восстанавливает полуразвалившиеся памятники прошлого. Нынешняя Великая Стена лишь на 30-40% соответствует истинному облику, и многие участки стены (особенно, где толпы туристов) китайскими властями отстроены заново. Турки не стали сносить византийский Софийский Собор, а использовали как мечеть Айя-София, а позже как музей. Хотите еще более удивительную историю? На филиппинском острове Себу, прямо на городской площади установлена часовня Фернандо Магеллана – первого «кругосветника», который был на обратном пути убит именно на этом острове. Но на той же площади установлен памятник местному вождю Лапулапу, убившему Магеллана! Нравятся филиппинцам эти факты из прошлого или нет – мне неизвестно, но объективное отношение к собственной истории - налицо.

Да и зачем нам далекие страны, если, как пишут комментаторы, "..просто сравните Уральск и наш любимый город......небо и земля.. Там все осталось на своих местах, никто ничего не тронул, все вписывается в городскую архитектуру...красиво"!!

Что же тогда мешает соседствовать памятникам Махамбету, Срыму Дат-улы, Курмангазы, Дине Нурпеисовой и.. купцу Михаилу Гурьеву, который отбил реку Яик/Урал вовсе не у казахов, а у яицких казаков! Наверное, мало кто знает, но город наш, переведя на современную терминологию, появился в результате рейдерства! Когда яицкие казаки потеряли в пожаре «Владенну грамоту» даренную им некогда царем Михаилом на реку Яик и рыбные угодья, воронежский купец М.Гурьев воспользовался этим обстоятельством, и с помощью серьезной «крыши» в Москве получил эксклюзивное право на лов рыбы на Урале. Буквально через год, по-моему в 1640г., он получил разрешение на строительство острога (деревянной крепости) в устье реки для защиты от набегов обиженных и "кинутых" казаков. Такова предыстория появления г.Гурьева/Атырау.

Еще один комментатор пишет, "ведь старая часть города Гурьева – не вся наша историческая ценность". Разумеется, старый Гурьев не вся историческая ценность, а просто весьма важная страница, без которой портрет Атырау никогда не будет полным и объективным. Еще один мужчина пишет, "почему, если сносят ветхие строения, то вы все сразу начинаете визжать, что истребляют русскую культуру? А когда мы начнем свою возрождать. Почему мы и сейчас должны строить свою жизнь, оглядываясь назад"?

Во-первых, никто не визжит, а обсуждает проблему. Во-вторых, почему возрождение мы должны начинать с разрушения? А готовы ли мы, казахи, к осознанию того, что звание титульной нации обязывает не только к тотальному переименованию улиц, но и к строительству максимально толерантного общества, готового синтезировать лучшее, что есть у других? Сможем ли мы стать здоровым и полиэтническим государством, если намерены его строительство начинать с бульдозеров?

Мы просто обязаны оглядываться назад, чтобы самим не уподобляться большевикам, которые разрушали все, что считали вредным и ненужным новой общественной формации. И где сейчас бронзовые идолы коммунистов? Правильно, все "ильичи" на общественной свалке в Жилгородке, где пожинают плоды своего избирательного отношения к прошлому.

Самое парадоксальное в том, что, на мой взгляд, русское архитектурное наследие в Атырау смогут сохранить только казахи, ибо русское население малочисленно, раздроблено, занято своими житейскими проблемами, и не имеет возможности высказать все, что думает по этому поводу, т.к. вряд ли местные издания возьмутся за публикацию жестких протестных заявлений!

И если, хотя бы часть казахов, которое вкусило плоды российской культуры, литературы и образования выступит против преступного бездействия и сохранит хотя бы часть этих зданий, – это и будет истинным доказательством благородной сущности казахского народа, а не его трижды щедрые дастарханы для гостей.

Спасибо всем комментаторам-казахам, что хватило сдержанности в своих обидах, но они есть, и я попробую их сформулировать. На сегодня, единственно-серьезной, и вполне обоснованной обидой титульной нации является то, что большинство русскоязычного населения не владеет казахским языком. Многие из вас даже не умеете толком поздороваться! Неужели это так сложно - выучить пару десятков наиболее употребляемых фраз? Сегодня знание языка – это показатель того, насколько данный представитель этнической группы ощущает себя гражданином Казахстана. Тысячами проживающих в Атырау американцев, китайцев, англичан, филиппинцев никто не заставляет учить казахский язык, потому что они гости, и по окончанию работы их ждет родной дом. Но чего ждете вы, и где ваш Дом?

Судя по комментам, приличная часть гостей сайта atyraunews.com согласны с тем, что некоторые сохранившиеся руины в исторической города нуждаются в реабилитации. И я тоже согласна с Бауыржаном Абисатом, что масштабно мыслящий аким сделает самый лучший подарок жителям Атырау/Гурьева, если поставит памятник основателю города Михаилу Гурьеву, даже, если он и "оккупант"! Но он будет лучшим доказательством мирного сосуществования наших народов. Вот только когда появится такой аким?


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ