Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №191(15.05.2008)
<< Список номеров
ВЗЕРКАЛЕ СМИ
СПОР О СТАТУСЕ СЕВАСТОПОЛЯ В КАНУН ЮБИЛЕЯ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
НАМ ПИШУТ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

29 апреля. Глава белорусского государства Александр Лукашенко встретился с министром обороны России Анатолием Сердюковым, находившимся с официальным визитом в Минске. В ходе встречи были обсуждены вопросы сотрудничества Белоруссии и России в военной сфере.

30 апреля. Россия и Белоруссия приостановили работу по проекту соглашения о правилах и принципах предоставления промышленных субсидий и применения мер государственной поддержки сельского хозяйства, сообщил вице-премьер РБ Андрей Кобяков.

30 апреля.  В МИД РБ был приглашен Временный поверенный в делах США в Минске Джонатан Мур. Мур был проинформирован о том, что штат сотрудников белорусского посольства в Вашингтоне сокращен до 6 человек, включая посла. В связи с отказом американской стороны последовать рекомендации МИД  об аналогичном сокращении численности сотрудников посольства США в Минске Джонатану Муру была вручена нота МИД и передан список американских дипломатов, которые были объявлены персонами non grata.

1 мая. Белорусская нефтяная компания (БНК) создала в Лондоне свое дочернее предприятие BNK (UK) Ltd. Основным направлением ее деятельности будет реализация нефтепродуктов конечным потребителям на рынке Северо-Западной Европы. BNK (UK) Ltd. планирует работать по прямым договорам с конечными потребителями, включая владельцев сетей автозаправочных станций.

3 мая. Минский автомобильный завод («БелавтоМАЗ») принят в ассоциацию «Автопроизводители России».

3 мая. БТ-1 сообщило, что инвестирование в энергосберегающие технологии признано одним из важнейших направлений экономической политики белорусского государства. В Белоруссии, по информации канала, в ближайшее время будут запущены четыре совместных предприятия по производству топливной щепы с привлечением иностранных инвестиций (белорусско-итальянское, белорусско-шведское и др.).

3 мая. Белоруссию покинули 11 американских дипломатов, которые были МИД РБ объявлены персонами нон грата. США официально предупредили Белоруссию что белорусское посольство в Вашингтоне и генеральное консульство в Нью-Йорке могут быть закрыты, так же как и американское посольство в Минске, если белорусская сторона не изменит свою позицию в двустороннем дипломатическом конфликте.

4 мая. Как заявил начальник центра информации и общественных связей КГБ Белоруссии Валерий Надточаев, белорусские спецслужбы своевременно предотвратили создание в стране шпионской сети под руководством атташе посольства США. По его словам, под руководством атташе по безопасности посольства США кадрового сотрудника ФБР Курта Финли, была создана группа с привлечением белорусских граждан для сбора и передачи информации американской стороне. Были установлены конспиративная квартира, фотоаппараты, бинокли, видеокамеры, телефоны, которые использовались в работе группы.

5 мая. Администрация Джорджа Буша считает «нелепыми» обвинения в шпионаже, выдвинутые Белоруссией против США, - заявил в Вашингтоне заместитель пресс-секретаря госдепартамента США Том Кейси, комментируя заявление КГБ РБ.

5 мая. Экспозиция слуцких поясов была открыта в Национальном художественном музее Белоруссии. В экспозицию вошли шесть слуцких поясов и два их фрагмента из фондов российского Государственного исторического музея. Слуцкие пояса - изделия белорусского ручного ткачества второй половины XVIII - первой половины XIX веков, они являлись аксессуарами белорусского, польского, украинского и русского мужского костюма состоятельных людей.

6 мая. Начался визит делегации белорусского министерства обороны во главе с начальником Генерального штаба ВС - первым заместителем министра обороны ген.-л. Сергеем Гурулевым в Украину. Во время визита с украинским военным руководством были обсуждены проблемы двустороннего военного, военно-научного и научно-технического сотрудничества.

6 мая. Белоруссия возобновила экспорт электроэнергии в Польшу. Предусмотрено ежемесячно поставлять в РП порядка 70 млн. кВт.ч электроэнергии  в 2008 году.

6 мая. В Москве в торжественной обстановке был возложен венок к Могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены от президента Республики Беларусь. В церемонии принял участие Посол Белоруссии в России Василий Долголев.

6 мая. На рассмотрение Конгресса США был внесен законопроект об очередном продлении на два года действия Акта о демократии в Белорусии. В проекте, в частности, предусмотрены меры по прорыву информационной блокады, введенной белорусским режимом.

7 мая. Комиссар Евросоюза по внешним связям и политике добрососедства Бенита Ферреро-Вальднер в письме на имя белорусского оппозиционера Александра Милинкевича выразила глубокое разочарование последними событиями в Белоруссии. Ферреро-Вальднер, в частности, обозначила обеспокоенность продолжением «политически мотивированных арестов» и преследования представителей гражданского общества в Белоруссии, жестким подавлением мирных демонстраций и «возмутительными попытками погрома независимых средств массовой информации».

7 мая. Пресс-секретарь МИД РБ Андрей Попов заявил о том, что Белоруссия выступает за взаимовыгодное сотрудничество с США на принципах суверенного равенства и взаимного уважения.

7 мая. Выступая в Сейме РП с программным выступлением относительно главных направлений польской внешней политики, министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский заявил, что Белоруссия может рассчитывать на польскую поддержку. Польша, как и весь Евросоюз, отметил Сикорский, готова помочь Белоруссии в ее развитии везде, где делается ставка на уважения прав человека и политических прав оппозиции, на диалог, компромисс и «открытость с Европой».

7 мая. В Государственном пограничном комитете Белоруссии был  подписан меморандум «О взаимопонимании по мониторингу границ». Документ определяет направления сотрудничества между РБ и ООН, а также Международной организацией по миграции на пять ближайших лет. Для его реализации эти международные организации готовы выделить более 700 тысяч евро.

8 мая. Президент РБ Александр Лукашенко поздравил граждан республики с Днем Победы. В поздравлении, в частности, отмечено, что этот день символизирует героизм, мужество и самоотверженность белорусского народа в борьбе с фашистскими захватчиками за свободу родной страны. Новые поколения белорусов высоко чтут подвиг дедов и отцов и построением миролюбивого суверенного государства демонстрируют верность заветам тех, кто проливал кровь за право на существование нашего Отечества, - подчеркнул Лукашенко.

8 мая. «Белорусские новости» провели онлайн-конференцию с Временным поверенным в делах США в Минске Джонатаном Муром. В рамках конференции Мур, в частности, сказал, что США ввели санкции, направленные против руководства Белоруссии, а не белорусских граждан. Политическое руководство РБ, по мнению Мура, ответственно за ситуацию с правами человека в Белоруссии, что вызывает противодействие США и Евросоюза, которые имеют в отношении республики общую стратегию. Временный поверенный подчеркнул также возможность введения дополнительных санкций США  против других белорусских предприятий, контролируемых государством.

8 мая. Демаркация белорусско-украинской границы будет произведена в ближайшие несколько лет, - заявил председатель Госпогранкомитета РБ Игорь Рачковский. Пока же, по словам Рачковского, идет процесс ратификации договора о делимитации государственной границы между Украиной и Белоруссией. После завершения этого процесса стороны намерены приступить к демаркации границы.

8 мая. Квота на вылов рыбы в Балтийском море для Белоруссии увеличена на 30% (более тысячи тонн трески и кильки в год).

9 мая. В праздничных мероприятиях в честь Дня Победы приняло участие 200 тыс. белорусских граждан. Особые поминальные богослужения прошли в православных храмах республики. Президент РБ Александр Лукашенко посетил минский Свято-Духов кафедральный собор, где зажег свечу в память о погибших воинах, защищавших белорусскую землю и обо всех жертвах военного времени.

11 мая. В Белоруссии торжественно отмечен День Государственного герба и флага Республики Беларусь, которые считаются важнейшими атрибутами суверенитета государства.

13 мая. В Минске президент РБ Александр Лукашенко встретился с генеральным секретарем Организации Договора о коллективной безопасности Николаем Бордюжей, находившимся с рабочим визитом в Белоруссии. Лукашенко подчеркнул во время встречи, что Белоруссия достойно выполняет обязанности по своей зоне ответственности, как в Союзном государстве, так и в ОДКБ. «Фактически Белоруссия и Россия - ядро ОДКБ, - отметил Александр Лукашенко. - Поэтому мы должны совместно решать все возникающие в зоне ОДКБ проблемы». В свою очередь генсек ОДКБ Николай Бордюжа обратил внимание на то, что Белоруссия всегда проявляла себя как один из самых активных членов ОДКБ, стремилась обеспечивать как собственную, так и коллективную безопасность.

13 мая. Глава белорусского государства Александр Лукашенко дал интервью информационному агентству «Рейтер». Лукашенко, в частности, сказал о готовности руководства Белоруссии пройти по любому пути для того, чтобы улучшить отношения с Евросоюзом, при условии признания суверенного и независимого статуса белорусского государства. Он призвал ЕС не вводить против Белоруссии экономические санкции вслед за США, поскольку это будет болезненно для самой Европы с учетом значительного транзита энергоносителей, следующих через территорию Белоруссии на Запад.

13 мая. Банк Грузии приобрел 70% акций «Белорусского народного банка» за 34,2 млн. долларов США.

14 мая.  Декрет президента РБ, регулирующий рынок корпоративных ценных бумаг, был одобрен Палатой представителей Национального собрания. Декретом, в частности, предусматривается снижение ставки налога на доходы от операций с ценными бумагами с 40 до 24%, вводится льгота по уплате налога на доходы от операций с облигациями юридических лиц РБ, выпущенными субъектами хозяйствования в течение 5 лет за период с 01.01.08 по 01.01.13, освобождаются от обложения подоходным налогом доходы, полученные физическими лицами по корпоративным облигациям.

14 мая. Национальное собрание РБ ратифицировало соглашение с Россией о сотрудничестве в области производства и поставок медпрепаратов. В документе, в частности, предусматривается отмена лицензирования ввоза на территорию России лекарственных средств белорусского производства, упрощается порядок регистрации белорусских лекарственных средств на территории РФ.

15 мая. С этой даты ГТК Белоруссии изменил порядок перемещения через таможенную границу товаров для личного пользования. В частности, если физическое лицо пересекает госграницу чаще одного раза в неделю, то оно может ввезти не более одной единицы одного наименования товара. Туристам, командированным и водителям большегрузных машин разрешено ввозить в Белоруссию до 35 килограммов личных вещей стоимостью не более 1.000 евро.




Белоруссия как страна пива и азартных игр

Владислав Лосев

29 апреля текущего года Александр Лукашенко  выступил с традиционным посланием к Национальному собранию Республики Беларусь и белорусскому народу  «Здоровье государства — это благополучие человека, согласие в обществе, целеустремленность нации». Отбросив сомнения относительно правомерности словосочетания «здоровье государства», отметим,  что послание в основном было посвящено борьбе с таким извечным пороком как пьянство, а также с курением и относительно новой для республики наркоманией.

Не вдаваясь в излишние подробности пространной президентской речи, хотелось бы отметить двусмысленность сетований  на самом высоком уровне  по поводу пристрастия части населения к «зеленому змию», так как именно власти в свое время приложили огромные усилия для формирования, в первую очередь в молодежной среде, так называемого пивного образа жизни.  В последние годы лично Александр Лукашенко контролировал  развитие пивной отрасли в Белоруссии и строго за это спрашивал с руководителей пивных заводов.

Кроме того, в республике с большим размахом была развернута информационная кампания  по поддержке и популяризации  белорусских марок пива. Причем, интенсивная пивная реклама по государственным и негосударственным телеканалам продолжается до сих пор.

В результате сложилось довольно противоречивое положение. С одной стороны, в Белоруссии ведется широкое строительство спортивных объектов, много говорится  о здоровом образе жизни, а сам президент «показательно» занимается спортом. К тому же действует  правительственная «Программа реконструкции имеющихся и ввода в эксплуатацию не завершенных строительством физкультурно-спортивных сооружений на 2006-2008 годы», которая  предусматривает  реконструкцию 36-ти и  введение  в эксплуатацию 38-ми  вновь построенных объектов спортивно-оздоровительной направленности.

Но с другой - практически ежечасно и в любое время суток  белорусские телеканалы  назойливо (по-иному  и не скажешь) предлагают провести время за кружкой «самого мужского напитка». В результате пиво стало неизменной принадлежностью не только молодежных тусовок и практически всех массовых зрелищных мероприятий, но и повседневной жизни белорусских граждан. Более того, по данным социологических исследований,  белорусское общественное мнение считает пиво напитком безвредным и по этой причине его потребление «многими гражданами возведено в ранг одного из видов отдыха».

Белорусские чиновники неоднократно и с непонятной гордостью заявляли о том, что по количеству потребляемого пива граждане РБ  уже вышли на некий мировой уровень. Так, по сведениям концерна «Белгоспищепром», потребление пива в Белоруссии в 2007 году составило 46 литров на человека, что на 19% выше, чем в предыдущем.

По словам начальника управления координации и развития производства продуктов питания и табачных изделий «Белгоспищепрома»  Генриха Черняка: «По общему объему потребления пива на душу населения – 45-46 литров мы вплотную приблизились  к показателю, установленному программой развития пивоваренной отрасли». Весьма сомнительное достижение, но пивные деньги, очевидно, составляют  значительную долю государственного бюджета,  и отказаться от них (или хотя бы их ограничить)  власти не в состоянии.

Единственными ведомствами, которые пытаются  бороться с «пивным засильем» являются министерство здравоохранения, министерство образования и министерство внутренних дел, которые ежедневно сталкиваются с пагубными последствиями всеохватной пропаганды ячменного напитка.

Еще в 2005 году МВД Белоруссии предложило разработать нормативный правовой акт, который бы предусматривал ограничение потребления пива в общественных местах. В МВД считают, что возрастающие масштабы пьянства  и алкоголизации населения оказывают крайне отрицательное влияние на  уровень правопорядка и общественной безопасности. По данным уголовного розыска каждое четвертое преступление совершается в состоянии алкогольного опьянения, в том числе три четверти умышленных убийств  и фактов причинений тяжких телесных повреждений.

По мнению правоохранительных органов,  свой «вклад»  в эту безрадостную статистику  вносит «свободное хождение» пива, которое пользуется высокой популярностью среди населения, особенно молодежи.

В специальном письме, направленном министерством внутренних дел Белоруссии в правительство, в частности, говорится: «Доступность, невысокая стоимость  и дозволенность употребления пива в общественных местах порой превращает целые улицы и кварталы городов Беларуси  в «пивные». Вместе с тем распитие пива в общественных местах  не является согласно действующему законодательству административным правонарушением, однако по своей сути явно влияет на состояние общественного порядка, нарушая обстановку спокойствия и согласованности общественной жизни. Один только вид распивающих пиво подростков неприятен для окружающих».

Ссылаясь на опыт России, где введен запрет на распитие пива на улицах, в парках, на стадионах и других общественных местах, министерство здравоохранения Белоруссии также обращалось в правительство и парламент с предложением распространить названный российский опыт на Республику Беларусь. Но данная инициатива так и осталась без внимания.

На нынешний день  в Белоруссии с правовой точки зрения пиво не является алкогольным напитком, а относится к продуктам питания. Тем не менее, по сведениям главного нарколога минздрава РБ Владимира Максимчука, пивной алкоголизм становится все более распространенным явлением среди несовершеннолетних. На учет в наркологических диспансерах Белоруссии в настоящее время поставлено более 15 тысяч подростков. Причем ежегодно наблюдается значительное количественное  возрастание числа  несовершеннолетних ведущих антисоциальный образ жизни. 

Чтобы хоть как-то бороться с этим уродливым явлением минздравом РБ была введена должность подросткового врача-нарколога. Такой специалист предусмотрен в штате каждой районной больницы. В то же время, по мнению минздрава, работа врачей-наркологов может принести заметный эффект только в случае их тесного взаимодействия со школьными психологами.

По словам главного нарколога Республики Беларусь, среди молодежи появилась (надо заметить, не без помощи агрессивной телерекламы) псевдомода: молодые люди, в том числе и подростки, все больше стали злоупотреблять пивом и другими слабоалкогольными напитками.

Всего же на наркологическом учете в Белоруссии состоит порядка 250 тысяч человек, из них чуть менее 170 тысяч – больные алкоголизмом. При этом особую обеспокоенность у медиков  вызывает стремительный рост среди страдающих алкогольной зависимостью количества подростков и женщин. Уже стали обычным явлением  для Минска прогулки девиц с початыми бутылками пива по центральным улицам столицы республики.

В Белоруссии остается очень высоким  и потребление алкоголя в расчете на душу населения. В настоящее время этот показатель составляет более 9,3 литра абсолютного спирта на человека в год, что почти в два раза больше максимально допустимого уровня,  рекомендуемого  Всемирной организацией здравоохранения (5 литров чистого спирта на человека в год),  и более чем на литр превышает показатель 1984 года (самый пьяный советский год), составлявший 8,2 литра на человека.

Как заявил Владимир Максимчук, пьянство и алкоголизм  по масштабам своего распространения, величине экономических, экологических, демографических и нравственных потерь представляют серьезную угрозу стабильности и развитию белорусского общества, здоровью и благополучию народа.

Но не только пьянство и алкоголизм несут серьезную угрозу белорусскому обществу. На горизонте замаячила еще одна напасть: перспектива превращения Белоруссии в огромную игровую зону. Как известно, по закону Российской Федерации о регулировании игорного дела все российские казино до 1 января 2009 года должны переехать в четыре специальные зоны, расположенные в Приморском и Алтайском краях, а также на границе Ростовской области и Краснодарского края и в Калининградской области.

Однако многим российским игрокам будет значительно проще  приехать для азартного проматывания денег в Белоруссию, чем в игровые зоны на собственной территории.  На это, кстати, и рассчитывают белорусские власти, которые держат под жестким контролем игровое предпринимательство в республике и надеются сделать доходы от этого бизнеса одним из постоянных источников пополнения государственной казны.

В настоящее время игровой рынок в Белоруссии относительно невелик.  Всего в республике  на основании лицензий министерства спорта и туризма, курирующего по белорусскому законодательству игорное предпринимательство, действует свыше 30 казино  и 230 залов игровых автоматов.

Для массового притока в республику игровых денег – это, конечно, немного. Но власти уже в ближайшее время намерены затеять реконструкцию центра Минска, в результате которой должно появиться несколько игровых кварталов. Намечено также строительство несколько крупных гостиничных комплексов, предназначенных для массового приема «игровых» туристов. Для решения этой задачи по указанию минского градоначальника  Михаила Павлова в 2007 году была разработана специальная программа строительства гостиниц в Минске.

В течение последних почти пятнадцати лет белорусские власти совместно с их почитателями в России (в первую очередь это КПРФ) приложили немало усилий по созданию образа Республики Беларусь  как «последнего оплота советского сопротивления», где сохранено все лучшее из советского периода.  А такие деятели как Зюганов, Проханов и генерал Ивашев до сих пор продолжают утверждать это. Только при этом они забывают сказать, что «белорусское социально-экономическое чудо» было построено на многолетних и многомиллиардных валютных дотациях со стороны Российской Федерации, которые предоставлялись братской республике не смотря на то, что сама Россия остро нуждалась в средствах для поддержки собственных граждан.

Конечно, экономические льготы и дотации выделялись белорусскому правительству не просто «за красивые глазки», а в надежде на то, что белорусско-российская интеграция обретет реальные очертания. Когда же в Москве осознали, что Лукашенко просто тянет время и в действительности не спешит строить общее с Россией государство,  тогда собственно и начался переход на рыночные отношения  между странами-союзницами. Последние же понуждают жить по средствам, которых, как выяснилось, у белорусской власти оказалось не так уж и много. Отсюда  и сокращение социальной поддержки населения, и навязывание обществу пивного образа жизни (деньги, как известно, не пахнут), и намерение превратить Белоруссию в крупнейшую игровую зону.

Время все расставляет на свои места, и «суверенная Беларусь» на глазах может трансформироваться из престижного «сборочного цеха Союза» в пивную территорию, страну-казино и проходной двор между Востоком и Западом.




Беларусь – государство для народа

03.05.2008. Белорусская военная газета

Николай Куц

29 апреля Президент Беларуси Александр Лукашенко обратился с традиционным ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию. Практика ежегодных обращений главы государства к нации, законодательной ветви власти берет начало в 1997 году. В каждом своем Послании Президент подводит итоги проделанного, отмечает достигнутое страной в ее движении вперед, вскрывает неиспользованные резервы, очерчивает направления дальнейшего развития государства и общества. Не стало исключением и нынешнее Послание национального лидера. В Овальном зале собрались члены обеих палат белорусского парламента, министры, руководители регионов, крупных отечественных предприятий, представители общественных организаций, иностранные дипломаты, журналисты.

НЫНЕШНИЙ год объявлен в нашей стране Годом здоровья, и потому значительная часть выступления Президента была посвящена именно физическому, нравственному и социальному состоянию нации. «Самочувствие людей, -- подчеркнул Александр Лукашенко, -- определяется их образом и качеством жизни, уровнем духовности, комфорта в семье.

Общество здорово, когда его изнутри не раздирают разобщенность, озлобленность, вражда и нравственная деградация. Государство полноценно живет, если есть благополучие его граждан, согласие в обществе, целеустремленность всей нации».

Сегодня можно смело сказать: «Суверенная Беларусь состоялась». Этот факт тем более значительный, что последние полтора десятка лет после развала СССР мы находились в роли догоняющих, отстаивали свою независимость. Главной нашей задачей было тогда преодоление хронических болезней, которые могли привести к «летальному исходу». Время показало, что мы все делали правильно и потому достигли неплохих результатов. По индексу человеческого развития ООН наша республика находится на стыке групп стран со средним и высоким уровнем развития. «Мы должны делать все, -- отметил глава государства, -- чтобы Беларусь вышла из группы догоняющих и стала участницей группы лидирующих… Надо сначала стать участниками «гонки за лидером», а затем и бороться за лидерство».

ОСНОВА благосостояния государства – здоровье нации. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов.

В любом регионе планеты, даже в богатых странах, на первый план выходят сегодня вопросы здорового образа жизни, обеспечения лекарствами, доступной медицинской помощи. И в ХХI веке люди болеют физически, а также, что особенно тревожно, болеют духовно. Причем эта болезнь приобретает характер эпидемии. К счастью, подобные проблемы нашу республику не поразили до такой степени, как некоторые другие страны. Но это не должно быть поводом для самоуспокоенности. Надо усиливать иммунитет общества, чтобы сохранить здоровье человека и противостоять «нравственной заразе», которая к нам приходит извне. Здоровье человека – один из приоритетов нашей государственной политики.

Первейшая задача – оснащение медицинских учреждений самым современным оборудованием, внедрение прогрессивных методик и технологий. Кое-что в этом плане уже сделано. Белорусские специалисты применяют новейшие медицинские технологии, причем не только в столице, но и в областных центрах. Идет массовое переоснащение районных больниц и поликлиник. В прошлом году, например, для них закуплено медицинского оборудования на общую сумму 20 миллиардов рублей.

Научно доказано, что здоровье человека только на 10 -- 15 процентов зависит от деятельности учреждений здравоохранения, на 15 -- 20 процентов от генетических факторов, примерно столько же -- от экологической обстановки. От самого же человека, его образа жизни оно зависит наполовину.

Важную роль в укреплении здоровья граждан играет физическая культура и спорт. Подсчитано, что свыше 13 процентов жителей республики регулярно занимается физической подготовкой. Это больше, чем в Российской Федерации и Украине. Однако этого недостаточно для выполнения задач по оздоровлению белорусских граждан. Во всех регионах республики за последние годы построено немало спортивных сооружений. Но все ли жители могут позволить себе посещение этих объектов? Если за час пребывания в плавательном бассейне посетителю нужно отдать чуть ли не половину его дневного заработка, то кто пойдет в такой бассейн? Поэтому наша задача – сделать спортивные сооружения максимально доступными для всех категорий населения.

В СВОЕ время Лев Толстой писал: «Трудно представить, какая счастливая перемена произошла бы в нашей жизни, если бы люди перестали одурманивать себя водкой, вином, табаком, опиумом». Ситуация между тем складывается парадоксальная: человек собственными руками губит свою жизнь, рушит семью, калечит судьбы детей. Недопустимо потворствовать такому явлению, как пьянство, табакокурение. Нельзя равнодушно смотреть, как спиваются сограждане, а тем более, когда в это дело вовлекаются несовершеннолетние. Для противостояния алкоголизму, наркомании, курению нужны разумные действия государства и общества, сочетание административных ограничений и запретов с различными стимулами и масштабными информационными выступлениями.

СЕРЬЕЗНОЕ внимание Президент уделил вопросам семьи. Семья – это, пожалуй, наиболее главный социальный институт, влияющий на формирование личности. Белорусским гражданам всегда были присущи домовитость, любовь к своей семье, детям. В наше время иметь здоровую полноценную семью с несколькими детьми должно быть и престижно, и выгодно.

Охрана материнства и детства, укрепление семейных ценностей всегда являлись ведущим направлением государственной политики страны. В рейтинге государств, обеспечивающих благоприятные условия для материнства, Республика Беларусь занимает высокое тридцатое место, опережая Польшу, Россию, Украину и другие соседние страны. Детская смертность у нас самая низкая среди стран СНГ. По данному показателю мы достигли уровня самых развитых европейских государств.

Важной частью национальной заботы о детях стало масштабное наступление на такое уродливое явление, как социальное сиротство. Хоть и с трудом, но все-таки включаются механизмы привлечения к ответственности тех родителей, которые бросили своих детей. Радует тот факт, что часть таких родителей возвращается к выполнению своих отцовских и материнских обязанностей. Приводился такой факт. В прошлом году в суды поступило 205 заявлений о восстановлении в родительских правах. 185 из них удовлетворено. Это значит, что ребенок вернулся в нормальную семью, естественную среду обитания. Государственная поддержка семей с детьми, стимулирование рождаемости, повышение ответственности родителей за воспитание детей – это та политика, которой мы будем следовать.

ЖИЗНЬ каждого человека, семьи во многом зависит от климата в том обществе, где он живет. Наша величайшая заслуга в том, что у белорусского общества нет хронических болезней, таких как национальная или религиозная нетерпимость. Нам хватило мудрости и выдержки, чтобы не допустить его раскола.

«Общество, -- отметил Президент, -- ствол государства. И от того, здорово ли оно, зависит жизнеспособность нации. Общество должно помогать государству созидать, а не разрушать его изнутри».

В настоящее время в стране действует 2.235 общественных организаций: Общество защиты прав потребителей, Белорусский союз женщин, ветеранские организации, спортивные федерации и т.д. Посредством этих институтов граждане Беларуси имеют реальную возможность участия в принятии управленческих решений. Тот, кто действительно хочет приносить реальную пользу стране, работать на ее благо, всегда найдет для себя точку приложения сил.

Однако общественная деятельность по своей природе бескорыстна. Абсурдно такое положение, когда гражданское общество создается и развивается на подачки иностранного «дяди», за которым всегда стоит правительство иностранного государства. «На то оно и гражданское общество, -- заметил Президент, -- чтобы возникать и расти на своей почве, без иностранных агрономов и удобрений».

Здоровое гражданское общество должно заниматься тем, что важно и нужно нашим гражданам, Отечеству. А не обращаться к миру, призывая ввести экономические санкции против своего народа, оказывать силовое давление на страну, где живут твои родные и близкие.

Продолжая тему социальной политики государства, Президент отметил: «Задача государства -- дать возможность человеку своими руками обеспечить себе желаемый уровень благосостояния». Одновременно государство должно позаботиться о тех, кто не может на равных конкурировать на рынке труда в силу тяжелых жизненных обстоятельств и поэтому не может создать себе приемлемый уровень жизни. К такой формуле социальных гарантий мы шли на протяжении многих лет. Ее реальное воплощение дается непросто. И подтверждение тому -- резонанс относительно упорядочения льгот. Однако если рассуждать спокойно, без эмоций, то станет очевидным, что социальная защита от этого не только не уменьшилась, но на порядок повысилась и становится более справедливой.

Да, мы пошли на болезненный, непопулярный шаг – отказались от громоздкой затратной системы повальных льгот, которая базировалась только на формальных подходах. Не было разницы, нуждаешься ты в этих льготах или нет. В результате один получал то, что ему не надо, другой – лишался самого необходимого.

«Принимая такое решение, -- сказал глава государства, -- я поручил все средства, высвобождаемые от упорядочения льгот, направить на детей: на финансирование бесплатного питания, пособий, создание современной медицинской базы для диагностики и лечения». Имеется опыт, когда копеечные «чернобыльские», прозванные в народе «гробовыми», аккумулированные по стране, превратились в суперсовременный Центр радиационной медицины, созданный в Гомеле. От упорядочения льгот выиграло большинство. Численность получаемой адресной помощи, например, увеличилась в три раза.

«Мы не изменяем своей социальной политики, -- заявил Александр Лукашенко, -- мы помощь оказываем каждому, кто в этой помощи нуждается».

КАСАЯСЬ вопросов международных отношений, глава государства заметил, что мы открыты для сотрудничества с любой страной мира. Однако не потерпим диктата. Белорусы – свободный и гордый народ. Твердая позиция нашей страны, ряд ее инициатив по глобальным проблемам человечества завоевывают все большее признание на международной арене. Попытки некоторых сил Запада изолировать республику от внешнего мира обречены на провал. Наш приоритетный партнер -- Российская Федерация. Так сложилось исторически. И Беларусь будет всегда нацелена на совместное государственное строительство.

В своем обращении к нации и парламенту Президент затронул многие вопросы внутренней и внешней политики, экономики, государственного строительства, национальной безопасности… Выступление Александра Лукашенко, продолжавшееся более двух с половиной часов, было выслушано с большим вниманием всеми присутствующими в Овальном зале. В заключение глава государства  ответил на вопросы парламентариев.




Огонь по собственным штабам

БР. Белорусы и рынок. 05 – 12.05.08

Амбициозные планы по увеличению средней зарплаты в два раза, модернизации экономики и сохранению принципа социальной справедливости были озвучены 29 апреля в послании президента. От послания A. Лукашенко народу и Национальному собранию повеяло знакомым бодрым оптимизмом последних партсъездов КПСС.

Послание обошло ряд острых тем нашей повседневной жизни. Рост цен на продовольствие, недоступность жилья, невозможность без бюрократических проволочек и существенных материальных затрат попасть в соседние страны, культурная изоляция от европейского контекста, закрытие тысяч рабочих мест в секторе мелкого предпринимательства, вместо которых государство не предложило ничего...

Не затронуты были и проблемы макроэкономики — отсутствие инвестиций в производственную сферу, нарастание отрицательного торгового сальдо, убыточность сельского хозяйства, скрытая два года назад, как только что обнаружил президент, слиянием трех убыточных хозяйств в одно.

Не собирается власть и делать шаги навстречу Западу, с тем чтобы решить хотя бы некоторые из этих проблем. В выступлении главы государства нашла свое отражение многовекторность белорусской внешней политики: берем от всех сторон то, что нам выгодно.

А. Лукашенко поблагодарил Запад за требование сохранить независимость Беларуси и возложил ответственность на российскую сторону за торможение строительства Союзного государства, наступившее после предложения войти Беларуси в состав России. При этом президент критиковал Запад за вмешательство во внутренние дела Беларуси и поставил ему в пример Россию, союзника, который, по его словам, помогает, но не вмешивается.

Тема политзаключенного Александра Козулина упоминалась дважды. Похоже, А. Лукашенко пытается представить этот вопрос закрытым. Дескать, A. Козулин сам отказался выходить на свободу. На первый взгляд появилась определенность, что A. Козулина выпускать из тюрьмы не будут.

Обращаясь к странам Запада, А. Лукашенко сказал: "Где это видано, чтобы президент заключенных выпускал? Разве в вашей стране возможно, чтобы президент или какой-то чиновник принял решение и освободил из тюрьмы людей? Вы же от меня каждый день этого требуете. Там, где это возможно, даже уже в нарушение каких-то норм законодательства, мы стараемся идти на это. Но вы не требуйте от нас больше того, что мы можем. Если американцы думают, что будут вводить санкции, а мы завтра рухнем, — чушь! Не надо бояться, что завтра и европейцы к американцам подключатся. Мы половину нефти качаем в ЕС через Беларусь, 30% газа. Мы что, вам проблемы создаем? Нет! А понукания мы не потерпим". Страна, по мнению руководства, вполне выдержит экономические санкции Запада. Само руководство не боится и нас успокаивает.

Вместе с тем сам факт того, что глава государства по своей инициативе возвращался к теме политзаключенного А. Козулина (двух новых — Андрея Кима и Сергея Парсюкевича — президент пока не воспринимает в этом качестве), показывает, что этот вопрос не закрыт, а является предметом закулисных переговоров с Западом.

Как следует из выступления, A. Лукашенко вообще считает, что руководит в русле западной традиции и антагонистических противоречий у страны с соседями нет.

"Правопорядок, стабильность в стране будут обеспечены, нравится это Западу или нет. У нас есть закон. Плох закон — но это закон, и в стране он будет соблюден. В своих странах руководители Запада не раздумывая разгоняют дубинками и водометами демонстрации безработных, студентов, местных жителей, протестующих против уличных свалок. А вот диктатурой называют то, когда наши правоохранительные органы через громкоговоритель увещевают не нарушать общественный порядок, сойти с проезжей части, не бить прохожих. Потом еще и героями пытаются выставить обычных хулиганов, даже имя им придумали — "политзаключенные". Мы свою страну отстояли и в годы войны, и после развала Советского Союза. Добились того, чтобы называться островком стабильности и спокойствия. Признаны как страна с прогрессивным развитием. И порядок в государстве будем усердно оберегать", — заявил A. Лукашенко.

Что обещано народу с "островка стабильности"? Зарплата 700 USD к 2010 г. Отметим, что Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. размер средней заработной платы в стране к концу 2010 г. планировалось довести до 500 USD, сейчас она составляет 350 USD. Кроме того, обещаны свободный доступ к талончикам в поликлинику, самая безопасная из всех существующих атомная электростанция: "Гарантирую, что изберем такой вариант строительства электростанции, при котором сопутствующие риски сводятся к минимуму и в полной мере обеспечивается экологическая безопасность. Возведение станции будет вестись на самом высоком качественном уровне".

В ближайшем будущем Беларусь должна войти в группу лидирующих стран, выйдя из группы догоняющих. «Беларусь должна войти в тридцатку лучших в мире по инвестиционному климату государств. Стать не только выгодной, но и удобной, дружественной для капитала страной», — заявил A. Лукашенко. «Концептуально сохраняя выработанную модель нашей экономики, надо продолжать качественно ее усовершенствовать... У нас есть все, чтобы занимать ведущие позиции в мировой экономике. Созрели предпосылки для перераспределения роли игроков на экономическом поле. Основное рабочее место должен занять субъект хозяйствования — экономически надежный, ответственный за состояние соответствующей отрасли. Государству следует определять концептуальные основы построения экономики, правила игры. Заниматься хозяйствованием государство будет там, где его заменить невозможно", — заявил A. Лукашенко. Инвесторов он уже начал подбирать лично.

Но в этом случае и бизнес должен нести большую социальную ответственность. A. Лукашенко пообещал развивать "средний класс", чтобы "малообеспеченных не было вообще". Но в послании не содержится никаких намеков на грядущую либерализацию. Перечислив все последние "послабления", которые "вышли" малому бизнесу, A. Лукашенко удивился: "Принято столько прогрессивных решений, а в реальности ситуация улучшается очень медленно".

В последнее время было много слухов о предстоящей отставке премьер-министра Сергея Сидорского — долгожителя белорусского политического Олимпа. Однако в ходе послания глава правительства критике не подвергался, поэтому новая волна слухов, как и предшествующие, не находит подтверждения.

В позитивном ключе часто вспоминали председателя правления Нацбанка Петра Прокоповича. Критике персонально подвергся лишь глава Администрации президента Геннадий Невыглас. Впрочем, главу Администрации президента А. Лукашенко лишь предупредил и указал бороться с бюрократизмом. Отдельно президент высказался о коррупционном скандале, но тут Г. Невыглас, как следует из слов главы государства, сам был инициатором вынесения сора из избы. "Мы вот так в послании силами, наверное, главы Администрации штрихом прошлись по коррупции, — сказал A. Лукашенко. — Недавно задержан один из виднейших наших предпринимателей, который ногой двери открывал в правительстве и в Администрацию президента. И что он сегодня показывает? Человек 15 самых высоких правительственных чиновников и Администрации президента погрязли в коррупции. Речь идет о задержанном 5 апреля Евгении Шигалове — председателе совета директоров Торгового центра "Ждановичи", члене инициативной группы по созданию общественного объединения "Белая Русь", заместителе председателя Белорусской теннисной ассоциации. 15 апреля 2008 г. ему предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 424 "Злоупотребление властью или служебными полномочиями" Уголовного кодекса Беларуси.

А. Лукашенко не раскрыл имен предполагаемых коррупционеров, но, как видно, собирается это сделать в ближайшем будущем. Борьба с коррупцией, похоже, станет одним из лозунгов избирательной кампании "партии власти". Но так как политических оппонентов невозможно обвинить в этом преступлении — они и близко не имеют отношения к управлению государством, то огонь президенту придется вести по собственным штабам. Впрочем, это также может быть поводом еще раз перетасовать кадры.

(статья приводится с сокращениями)




Политическая слепота

08.05.2008. Белорусский партизан

Андрей Суздальцев

Александр Лукашенко 29 апреля обратился к парламенту с ежегодным обращением. Он долго тянул с выступлением.

В предыдущие годы  экспертам по белорусской проблематике  процентов на 80% удавалось  не только  предугадать  тематику поднимаемых в ежегодном  послании задач, но и предположить  озвученные варианты их решения.  Однако весной 2008 года  произошел явный разрыв - вал  не решаемых  годами  проблем  буквально  захлестывает  белорусское руководство, а вот  прорывных решений не  наблюдается.   Между тем, экономические  вопросы на глазах  все более переплетаются  с политическими, фактически сращиваясь с внешней политикой и их, при всем желании  официального Минска,  не получается разделить ни на Востоке, ни  на  Западе.

Власть не имеет универсального инструмента  решения  стоящих пред страной задач, что только частично связано с зависимостью от благосклонности внешних сил.  Есть и внутренняя проблема, заявить о которой  публично невозможно…   Распад команды главы государства на политические группировки, бросившиеся  искать собственный путь  в политическое будущее, будет иметь серьезные последствия в ближайшем будущем.

Нет сомнений, что произнести послание А. Лукашенко все-таки придется, но хотелось бы услышать нечто новаторское, а не перечисление лозунгов в стиле заботы  президента о своем народе и общественном животноводстве, а  также, что от «тайги до британских морей»  Беларуси все поголовно завидуют…

Между тем, в Беларуси имеются все признаки  номенклатурно - клановой войны.  Втягивание в нее  отдельных отрядов  оппозиции свидетельствует  о  том, что в противостояние участвует  основа  политического класса республики.  В борьбе используется  традиционный набор  инструментов - доносы, клевета, слухи и наветы.

Важнейший этап деградации политического влияния   лидера правящего режима  фиксируется в момент, когда лидер превращается в  карательный инструмент  в руках враждующих кланов.   Ситуация  становится совершенно нетерпимой, когда  кланы смешиваются  и одновременно начинают стягиваться к политическим «полюсам», что  только внешне выглядит позитивно, так как кланы всегда считаются абсолютным  номенклатурным злом.  Дело в том, что появление вокруг «полюсов»  влиятельных  группировок, активно использующих в своих целях   инстинкты и стереотипы  главы белорусского  государства, сигнализирует, что в настоящее время  политические потребности  начинают доминировать над кланово - номенклатурными,  но  одновременно возникает вопрос  о сути этих «потребностей»… В современном белорусском варианте   политические «полюса» в  правящих кругах  не связаны с  раскладом  политических сил на внутреннем  политическом поле,  а также с  борьбой за  новые политические стратегии или даже за   геополитический  выбор, а направлены исключительно   на поиск  формы политического или даже физического выживания - т.е.  срабатывает синдром  «бункера», когда потребность  поиска  «выхода» затмевает все  идеологические  разногласия.

В возникших  условиях правящая «элита» превращается   в скопище  смертельно боящихся друг друга и, тем более,  внешних сил,  ожесточенных и циничных  политических  самоубийц.  В «бункерной»  стадии «элита» не способна ни на новые политические комбинации,  на срочные  компромиссы и союзы и даже на политическую капитуляцию. Все подозревают всех в измене и поиске сепаратных  «отходов» из «бункерной  ловушки».  Постоянное  «сталинградское» состояние правящей  группировки приводит, как правило, к политической слепоте - руководство страны, всегда испытывающее проблемы с адекватным восприятием  окружающей действительности, живет по правилам и использует методы,  в предыдущие десятилетия доказавшие свою  эффективность, но сейчас совершенно  непригодных.  Между тем, укоренившееся политическое чванство не позволяет реально оценить  даже собственные поступки, не говоря уже об ошибках.  Унылое повторение  давно отвергнутых «доводов»  не только позволяет  оппонентам режима  предлагать все новые и новые  доказательства недоговороспособности  белорусских властей, но и реально блокирует  инициативы внешних сил.  Проще все оставить, как есть… само все сгниет.

Несмотря на оптимизм А. Кобякова,  проявленный им на прошлой  неделе во время встречи с депутатами нижней палаты белорусского парламента, кредит в 2 млрд. долларов  Минск в текущем году от Москвы не получит.  В критическом варианте, сходной с ситуацией декабря 2007 года,  когда  валюты просто не осталось, Москва может прийти на помощь в самом конце  2008 г., но вряд ли второй кредит  будет иметь льготный формат.  Между тем,  промолчав 22 апреля о перспективах сотрудничества с  новой российской администрацией, а  российско - белорусские отношения в любом случае  были бы сердцевиной  послания белорусского президента,  А. Лукашенко не мог  не подать сигнал российскому руководству за оставшиеся две недели для  инаугурации  Д. Медведева.

26 апреля  А. Лукашенко попытался публично сформировать  хотя бы основную  канву  взаимоотношений с третьим российским президентом. Получилось   плохо. Вместо реальных и взаимовыгодных инициатив белорусский президент  выложил на публичное обозрение  основную   проблематику между Минском и Москвой.

Прежде всего обратила на себя внимание  ставка А. Лукашенко на «здравомыслие» Д. Медведева ("Думаю, Медведев, как и Путин, - здравомыслящий человек. У нас продолжатся нормальные отношения между Беларусью и Россией, и мы готовы к развитию самых добрых отношений с россиянами"). Обычно, воззвания к «здравомыслию»  означают не только о  полном отсутствии  каких - либо контактов между сторонами, в данном случае между  официальными Минском и Москвой, но   и о массе нерешенных проблем.

А. Лукашенко  возложил на российскую элиту ответственность  за торможение российско - белорусской интеграции, что косвенно свидетельствует о  периодически вспыхивающей между Минском и Москвой  перепалки  в формате «кто виноват?» («Они, эта бизнес-элита, и сегодня хотят иметь Беларусь, как какую-то ручную собачку, которую можно водить на поводке. Или забрать, приватизировать белорусские предприятия. Ведь кусок лакомый, уже под триллион долларов можно оценить экономику Беларуси, а не 10 миллиардов долларов, как когда-то…  эти силы хотят Беларусь, этот лакомый кусок в центре Европы, прихватить»).

В данном случае белорусский президент использовал крайне слабую аргументацию. В конце - концов для того и существует «бизнес - элита», чтобы что-то скупить, продать, инвестировать и снова продать. Если  А. Лукашенко считает, что другие, европейские, а также турецкие и ближневосточные «бизнес - элиты», которым он  активно  сбывает  «лакомые куски»  Беларуси,  заняты исключительно благотворительностью и строительством агрогородков, то он ошибается.  Тем более, что россиянам, кроме куска многострадального «Белтрансгаза» ничего в Беларуси не продано, не продается и судя по всему и не будет продаваться. Так что националистическая оппозиция может спать совершенно спокойно в окружении австрийских и турецких «лакомых кусков». Во всяком случае пока белорусские производственные активы  с великой радостью сбываются кому попало, лишь бы не российской «бизнес - элите», что уже в ближайшей перспективе должно снять вопрос об  угрозе  со стороны российского капитала белорусскому суверенитету.

Начало номенклатурной  приватизации, утвержденной 14 апреля уточненным декретом А. Лукашенко и  призванной под  личным контролем белорусского  президента частично легализировать  бизнес - интересы высшей белорусской номенклатуры, с одной стороны неизбежно снизит интерес к белорусским производственным, но с другой стороны обеспечит А. Лукашенко  поддержку от белорусского чиновничества и силовиков, наделенных  акционерными «вотчинами», в декабре 2010 года (очень похоже, что дата президентских выборов 2011 года будет сдвинута на несколько месяцев). Стоит напомнить,  что согласно декрета,  вся процедура приватизации завершается 2011 годом.

Стоит отметить, что с  учетом декрета от 14 апреля 2008 года  заявления белорусского президента от 26 апреля о зловредности российской «бизнес - элиты» воспринимаются форменным издевательством.

Попытка «перевода стрелок» в союзном строительстве на В. Путина  («…  Дело не только здесь во Владимире Владимировиче. В этом есть и моя вина, вина тех, кто не воспользовался идеей создания Союзного государства») позволило сделать предположение, что А. Лукашенко начитался заказных докладов неких  левых  российских  политических экспертов весьма сомнительной репутации. А. Лукашенко, видимо уверовав в близкую перспективу  разрыва отношений между вторым и третьим президентами России, занялся интригами, как ему кажется, в пользу Д. Медведева.  Это ошибка и ошибка прежде всего  экспертов АП РБ.  Они слишком верят своим источникам на Старой площади.

А. Лукашенко фактически признал, что в центре  дискуссии о судьбе Союзного Государства   находится  проблема союзного референдума.  26 апреля белорусский президент, пятый месяц уклоняясь от  настойчивых попыток  Москвы «прояснить» интеграционный  проект, неожиданно формально согласился с проведением интеграционного референдума («Давайте примем на референдуме Конституцию, давайте определим, каким будем устройство Союза»), но тут же исключил любые варианты появления наднациональных структур («тот путь, который нам предложили, для нас неприемлем… Мы не можем стать частью России или какого-то другого государства. Мы - независимое суверенное государство, где живет гордый народ. И я хочу жить в суверенном независимом государстве»), чем заранее  обесценил  любой союзный референдум.

Политическая интеграция двух стран, одна из которых подразумевает, что интеграционный проект должен укрепить ее  политическую независимость и суверенитет, по идее должна быть обеспечена за счет политической независимости и суверенитета другой стороны, в данном случае российской. Иначе никакой политической интеграции не может быть в принципе. Фактически  А. Лукашенко  подтвердил, что остается сторонником асимметричной  интеграции за счет партнера.   Это тупик интеграции, который может быть разрешен исключительно путем мифологии. И за этим дело не стало: ««…России надо согласиться, что у российского государства на Западе есть единственная опора - Беларусь, которая никогда не подводила и не подведет».  Естественно, что попутно «России надо согласиться» с дотациями «единственной опоре».

В итоге, А. Лукашенко, находясь под воздействием явно субъективной информации и не имея системного диалога с российским руководством, считает, что он не только может  продолжить  бесконечное забалтывание    интеграционного строительства, но и пытаться играть на весьма  острых  проблемах политического позиционирования администрации третьего президента России. В данном случае мы сталкиваемся с проявлением типичной внешнеполитической слепоты - руководство Беларуси переоценивает свои возможности влиять на внешние силы, неадекватно воспринимает роль и значимость Беларуси в Восточной Европе.

Россия остается объективным  участником белорусского политического  поля и было бы странным, если бы белорусские политические силы не использовали Россию в качестве потенциальной угрозы политическим противникам.  Кризис диалога с Западом, во многом спровоцированный белорусскими силовиками, поставил перед прозападной группой белорусского руководства задачу «перевода стрелок». Россия, как  белорусский политический бренд, предоставляет идеальную возможность для политических манипуляций, чем, естественно воспользовались политические авантюристы.

Активное распространение слухов о том, что Москва  в поисках альтернативы сделал ставку на некоторых  представителей белорусских силовых ведомств говорит о том, что  прозападный властный блок вошел в стадию почти открытой  номенклатурной войны.  С одной стороны, у прозападной  группы появляется возможность использовать звериный инстинкт А. Лукашенко, который четырнадцатый год иступлено охотится на политических лидеров, способных составить  ему  политическую конкуренцию. Безусловно, навешивание на политического противника ярлыка «рука Москвы» в современной Беларуси означает для последнего  почти смертный приговор - это очень опасная игра... С другой стороны, на фоне силовиков - «кандидатов Кремля», А. Лукашенко невольно превращается в символ борьбы за белорусский суверенитет, что используется и будет использовано для привлечения к белорусскому президенту националистической оппозиции.  Расчет распространителей слухов  почти беспроигрышный, если не ждать ответа со стороны силовиков…

Видимо А. Лукашенко в какой-то  степени развлекает скрытая возня  среди его приближенных. Собирание досье на высшую номенклатуру страны из доносов и  сплетен давно превратилось в  повседневное  тихое удовольствие  главы белорусского государства. Однако белорусский президент  явно заблуждается, считая, что он в силах находиться над схваткой, так как  борьба идет не за влияние на президента или властное  место около него, а за доступ к власти после А. Лукашенко.





До конца года акционируют не менее трети белорусских унитарных предприятий

02.05.2008. Завтра твоей страны

Сергей Зеневич

По информации «Завтра твоей страны», до 1 мая Госкомитет по имуществу и Минэкономики должны были внести в правительство предложения о сокращении перечня организаций, находящихся исключительно в собственности государства. Выведут ли из него МАЗ, МТЗ и БМЗ?

Текущий год должен стать отправной точкой к завершению разгосударствления в Беларуси и активной приватизации с использованием новых механизмов.

Первый вице-премьер Владимир Семашко заявляет, что в текущем году процесс приватизации, в том числе акционирования в Беларуси, активизируется. По его словам, «к концу года будут очевидные изменения в данном процессе, мы психологически ощущаем готовность к этой работе, к активизации процессов приватизации».

В частности, на заседании президиума Совета министров Беларуси 1 апреля текущего года была поставлена задача до 2010 года провести акционирование основного количества находящихся в государственной собственности унитарных предприятий. Конечной целью их преобразования является «создание условий для привлечения инвестиций на развитие этих предприятий и использование корпоративных ценных бумаг как инструмента привлечения финансовых ресурсов».

В соответствии с утвержденным планом, в текущем году планируется подвергнуть разгосударствлению не менее 30% всех действующих белорусских унитарных предприятий. За прошлый месяц профильные министерства уже подготовили соответствующие списки. Ожидается, что они будут утверждены к концу мая текущего года.

За это время перечень предприятий, в который пока не входят крупные предприятия страны, может расшириться. По информации «Завтра твоей страны», до 1 мая Государственным комитетом по имуществу и Министерством экономики должны были быть внесены предложения в правительство о сокращении перечня организаций, находящихся в исключительной собственности государства. По мнению экспертов, этот список может уменьшиться, но, по крайней мере, в текущем году в рамках 30% квоты ключевые предприятия (МАЗ, МТЗ, БМЗ и др.) вряд ли будут выведены из него.

Неудовлетворенное темпами разгосударствления правительство предлагает закрепить за конкретными должностными лицами министерств и концернов ответственность за исполнение плана по акционированию, в том числе предусмотрев меры административного воздействия на нерадивых чиновников.

Параллельно с разгосударствлением унитарных предприятий правительство собирается активизировать работу по реальному привлечению средств под корпоративные бумаги белорусских акционерных обществ. По мнению Владимира Семашко нужно искать дополнительные пути привлечения инвестиции в экономику страны и этот путь – один из них.

"Это просто - взять банковский кредит под высокие проценты, а потом думать, как обслуживать эти проценты, как отдавать основной долг. В то время как есть другие механизмы привлечения денег: выпуск облигаций, размещение ценных бумаг на фондовых биржах, дополнительные эмиссии акций», -- подчеркивает первый вице-премьер.

В рамках пилотных проектов три ведомства, в которых сосредоточены наиболее привлекательные и ликвидные активы, -- Минпром, Минэнерго и концерн «Белнефтехим» должны в ближайшее время составить перечень из 5-10 предприятий. Их ценные бумаги будут в качестве показательного и положительного примера размещаться в том числе и на международных биржевых площадках.

Большую роль в деле активизации приватизационных процессов правительство отводит просветительской работе. Мининформу, Белтелерадиокомпании, ЗАО «ОНТ» и ЗАО «СТВ», в частности, предписано до 1 июля 2008 года «организовать на постоянной основе обсуждение на телевидении вопросов развития рынка корпоративных ценных бумаг, обеспечив широкое освещение мирового опыта и практических результатов работы отечественных субъектов хозяйствования».




Что ни год – 10%. Белорусский ВВП будет расти как на дрожжах?

08.05.2008. БДГ

Эмма Равич

Прирост ВВП Беларуси в 2008 году составит не менее 10%. Такой прогноз, как передает БелТА, сделал накануне министр экономики Николай Зайченко. Ранее аналогичные цифры привел и вице-премьер Андрей Кобяков, по мнению которого, ежегодный темп экономического роста в стране в 2008-2010 годах должен быть не менее 110%. Заявленные цифры превосходят прогнозы, сделанные в отношении Беларуси международными экспертами.

Чиновники, впрочем, вынуждены ставить высокие планки экономических показателей – недавнему заявлению Александра Лукашенко о том, что через два с половиной года средняя зарплата в стране составит 700 долларов, нужны аргументы. А самым весомым из них является, конечно, уверенный рост производства. «Сегодня Беларусь реализует амбициозные экономические программы, среднегодовой темп прироста ВВП за последние четыре года составил 9,7%. Это очень высокий показатель. За три месяца текущего года темп роста ВВП в Беларуси составил 10,5%»,- рапортует Н.Зайченко.

Прогнозы международных экспертов менее оптимистичны. Согласно данным Статистического комитета СНГ, в 2008 году ВВП Беларуси увеличится на 8-8,5%, что является третьим показателем в регионе. Быстрее, по мнению аналитиков статкома, будут развиваться только экономики Азербайджана (+16-18%) и Армении (+10%). Другие страны Содружества, включая экономического гиганта Россию, будут наращивать экономический потенциал теми же или более низкими темпами: ВВП Грузии увеличится в 2008 году на 8%, России – на 7,5%, Узбекистана – на 7,5%, Киргизии – на 7%, Украины – на 6,5%, Молдавии – на 6-6,5%, Таджикистана – на 5-6%, Казахстана – на 5%. При этом в среднем рост экономики региона замедлится, составив 7,5% против 8,4% в 2007 году.

По прогнозам Международного валютного фонда (МВФ), в 2008 году рост белорусской экономики замедлится до 7,1%, а в 2009 году – до 6,8%. Это, тем не менее, будет третьим результатом среди стран СНГ после Грузии (+9% в 2008 году) и Узбекистана (+8). Рост ВВП России, согласно аналитикам МВФ, в текущем году составит 6,8%, а в будущем – 6,3%.

Международные аналитики предупреждают, что на темпы роста развивающихся экономик окажет влияние мировой финансовый кризис. МВФ, в частности, призывает быть готовыми к рискам снижения темпов роста в результате экономического спада в странах с развитой экономикой и повышенного стресса на финансовых рынках.

При этом эксперты фонда указывают на другой бич – инфляцию, которая в ближайшее время останется основной проблемой экономики нашего региона. В Беларуси МВФ ожидает инфляцию на уровне 10,2% в 2008 году и 7,3% – в 2009-м. В среднем по СНГ инфляция, согласно прогнозам фонда, составит 13,9% и 10,9% соответственно.




Российские лекарства вытесняют с белорусского рынка

13.05.2008. Белорусские новости

Дмитрий Ермак

Российские лекарства в Беларуси оказались в дискриминационном положении не только по сравнению с аналогичными белорусскими препаратами, но и с продукцией других стран. К такому выводу пришли российские эксперты, проанализировав ситуацию на фармацевтическом рынке нашей страны.

В декабре 2007 года было подписано белорусско-российское межправительственное соглашение, согласно которому стороны договорились, что будут развивать сотрудничество в области совместного производства лекарств, продвижении этой продукции на внешние рынки. Предусмотрено, что лицензирование ввоза препаратов, произведенных в государстве второй стороны соглашения, применяться не будет. К слову, 14 мая Палата представителей Национального собрания планирует ратифицировать это соглашение.

«Белорусская сторона около пяти лет добивалась того, чтобы их приравняли к российским производителям лекарств», — рассказал «Белорусским новостям» источник, близкий к правительству России. И некоторыми благами, по его словам, белорусские производители уже пользуются несколько месяцев. В частности, на территорию России лекарственные средства допускаются без лицензий. Также к белорусским фармпроизводителям стали применяться пониженные тарифы на проведение испытаний лекарств (аналогичные тем, которыми пользуются российские производители), в результате чего затраты белорусских субъектов значительно снизились.

Россияне надеялись на взаимность, однако ответных действий со стороны белорусской стороны не последовало, сказал собеседник «Белорусских новостей»: «Мы сняли свои ограничения в отношении белорусских производителей лекарств. Преимущества получила пока только белорусская сторона. И если Беларусь планомерно наращивает экспорт своих лекарств в Россию, мы вынуждены с каждым годом снижать свои поставки на белорусский рынок».

В частности, основным барьером для российских лекарств и изделий медицинского назначения является то, что в отношении них при ввозе Беларусь применяет максимальную ставку налога на добавленную стоимость — 18% (введена декретом президента № 10 в 2005 году). Подобное стало возможным благодаря имеющимся в России и в Беларуси расхождениям в ставках НДС. Например, в РФ в соответствии с Налоговым кодексом на лекарства установлена ставка НДС 10%. Причем она применяется одинаково для всех: как российских, так и зарубежных производителей.

В Беларуси от уплаты НДС при ввозе освобождены все производители лекарств, кроме россиян. Дополнительная налоговая нагрузка сделала экономически невыгодными поставки фармацевтических товаров российского производства. Лекарства низкого ценового сегмента (на уровне украинских, индийских или белорусских) потеряли конкурентоспособность. На белорусском рынке они были частично замещены продукцией из других стран СНГ, имеющих льготу при ввозе. Лекарства же среднего ценового сегмента присутствуют на белорусском рынке в ограниченном количестве.

Доступ на внутренний рынок Беларуси российским лекарствам ограничивают и другие меры: ценообразование, соблюдение ассортиментного уровня товаров белорусского производства в аптечной сети, закупки по тендерам и другие. Все это, по мнению собеседника «Белорусских новостей», и привело к тому, что российские поставки лекарств в Беларусь за последние годы значительно сократились. Если в 2004 году объемы поставок двух стран были примерно сопоставимы, то в 2007 году российский экспорт в Беларусь сократился более чем в 3 раза. В частности, падение произошло по российским лекарствам, расфасованным для розничной продажи: с 3,2 тыс. тонн в 2004 году до 1,5 тыс. тонн в 2007 году.

К слову, вытеснение российских лекарств произошло на фоне роста фармацевтического рынка Беларуси. Так, уровень потребления лекарств в стране в 2007 году составил 452 млн. долларов и увеличился за год на 23,4%. На белорусском рынке в минувшем году было реализовано отечественных лекарств на сумму около 92 млн. долларов или 20,4% от емкости всего рынка лекарственных средств. Остальное белорусские граждане потратили на приобретение импортных препаратов.

Для Беларуси российский рынок медпрепаратов является перспективным и значимым. В 2007 году белорусские фармацевтические предприятия поставили на экспорт продукции на сумму 57,7 млн. долларов (38% от общего объема производства). При этом 59% поставок пришлось на Россию (34,2 млн. долларов или 20,6% от общего объема производства). Беларусь в последние годы наращивала свой экспорт лекарств в Россию: в 2004 году было поставлено 4,6 тыс. т медпрепаратов, в 2007 году — 5,5 тыс. тонн. Как подчеркивают российские эксперты, переход во взаимной торговле на принцип взимания косвенных налогов по стране назначения товара не сказался на налоговой нагрузке белорусских лекарств.

Белорусская сторона увязывает отмену НДС в отношении отдельных российских товаров с ратификацией Россией межправительственного протокола о порядке взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, подписанного 23 марта 2007 года. По мнению российской стороны, это больше выгодно Беларуси, чем России. При этом белорусская сторона не упоминает, что нормы декрета президента № 10 были приняты в свое время не совсем обоснованно и в одностороннем порядке.

«Если для российских лекарств изменений на белорусском рынке не произойдет, то мы вправе поставить вопрос о том, чтобы не предоставлять послаблений для белорусских производителей. В России межправительственное соглашение еще не прошло ратификацию, значит, для нас оно еще не начало действовать», — сказал собеседник «Белорусский новостей».




Сокращение штатов

03.05.2008. Беларусь сегодня

Сергей Снегин

Введение США экономических санкций против Беларуси привело к сокращению белорусского дипломатического присутствия в Вашингтоне (штат сотрудников посольства уменьшен до шести человек) и паритетному сокращению американского дипломатического присутствия в Минске.

30 апреля в Министерство иностранных дел был приглашен временный поверенный в делах США в Беларуси Джонатан Мур и проинформирован о сокращении штата белорусского посольства в Вашингтоне. «В связи с отказом американской стороны последовать рекомендации МИД об аналогичном сокращении численности сотрудников посольства США в Минске, — сообщает пресс–служба министерства, — Джонатану Муру была вручена нота МИД и передан список американских дипломатов, которые были объявлены персонами non grata и должны покинуть территорию Республики Беларусь». Уже известно, что американская сторона согласилась с требованием белорусской стороны.

Напомню, это второе взаимное сокращение посольств за последнее время. Оно было инициировано Минском. Пресс–секретарь МИДа Андрей Попов объяснил, что этот шаг является ответом на экономические санкции администрации Джорджа Буша против концерна «Белнефтехим». Дипломат так объяснял логику ответных действий: «Визитов на высшем и высоком уровне между нашими государствами нет. В связи с недавними действиями со стороны американской администрации, очевидно, будут сокращены и контакты в экономической области. В этих условиях предложенный паритетный уровень дипломатического присутствия, на котором настаивает белорусская сторона, полностью достаточен».

Кроме того, в Минске отмечают, что своими действиями Вашингтон нарушил свои международные обязательства. В обмен на добровольный отказ Беларуси от обладания ядерным оружием США обещали не применять в отношении нее меры экономического принуждения. Это что касается международного права. С точки зрения морали позиция американского руководства смотрится также неубедительно. Белый дом на словах декларирует заботу о правах белорусов, а на деле вводит санкции против государственного концерна, основного поставщика валюты в казну страны. Трудно понять эту словесную эквилибристику. Очень напоминает стилистику «холодной войны», пресловутую «политику канонерок»…

Принципиальная позиция белорусского политического руководства стала, по-видимому, полной неожиданностью для Вашингтона. Соединенные Штаты просто не привыкли к тому, что сегодня на международной арене кто-то способен на такую ответную реакцию исходя из собственных национальных интересов. Отсюда и некоторое замешательство, и залихватские заявления о том, что, мол, американским дипломатам все нипочем… Но есть определенные дипломатические правила — Минск в своих действиях строго руководствуется Венской конвенцией о дипломатических сношениях — эти правила одинаковы для всех государств, в том числе и супердержав...

Тем не менее в Беларуси рассчитывают на  взаимовыгодные и равноправные отношения с США. В Послании белорусскому народу и Национальному собранию Президент заявил: «Непреодолимых, или, как раньше говорили, антагонистических, проблем между нами нет. Есть недопонимание, взаимные претензии, шероховатости — над ними надо работать. Но работать совместно, сообща, а не односторонними ультиматумами и санкциями. Историческое время этих ультиматумов и санкций прошло». Александр Лукашенко назвал отношения с США «важным компонентом» внешней политики Беларуси, но предупредил, что «понукания мы не потерпим».




Госдеп США: Минск знает путь к разрешению конфликта

06.05.2008. Белорусские новости

Марина Рахлей

Особенности внешней политики Беларуси, ЕС и США как нельзя лучше проявляются через обострение дипломатического конфликта между Минском и Вашингтоном. Закулисье этого конфликта — терра инкогнита. Интервью с представителем Госдепартамента США открывает новые подробности: Вашингтон меняет стратегию, а Минск пытается из оборонительной позиции перейти в наступление.

За месяц количество американских дипломатов сократилось с 32 до 4. «Белорусские новости» пытались получить объяснения в МИД Беларуси, но безуспешно — сотрудники пресс-службы повторяли только, что вся информация на сайте. Американская сторона, напротив, по объективным причинам всегда охотно комментирует свою позицию.

Так, Дэвид Меркел, помощник заместителя госсекретаря США по Европе и Евразии, в эксклюзивном интервью БелаПАН рассказал, что в начале года «белорусские власти всеми силами пытались предотвратить вступление в силу конкретизации санкций в отношении концерна «Белнефтехим». «В результате консультаций в январе 2008 года мы достигли договоренности о том, что при условии освобождения всех 6 политзаключенных и улучшения ситуации в области прав человека, мы начнем диалог об отмене санкций», — заявил американский чиновник.

Как помнится, в январе на свободу стали выходить те, кого Запад называл политзаключенными, — кого-то неожиданно освободили досрочно, кому-то меру пресечения в 3 года заменили на 3 месяца и освободили в зале суда. Казалось, что в начале года наступила политическая «оттепель».

В тюрьме остался только экс-кандидат в президенты Александр Козулин. «Минск не выполнил свою часть договоренностей», — подчеркивает Меркел. И 6 марта вступила в силу конкретизация санкций в отношении «Белнефтехима». «Похоже, санкции возымели действие, и шаги Минска — это ответ на их эффективность», — говорит представитель Госдепа. Уже 7 марта из Вашингтона на консультации был отозван белорусский посол Михаил Хвостов. 12 марта по настоянию Беларуси уехала посол США Карен Стюарт.

По словам Меркела, изначально у США были места для 35 дипломатов в посольстве в Беларуси, но 32 дипломата. Через несколько недель после отъезда посла Минск заявил, что сокращает число сотрудников в своем посольстве в Вашингтоне до 17 и потребовал паритета. Американцы пошли на этот шаг.

Поскольку Америка «продолжила бескомпромиссную поддержку прав человека и критику нарушения белорусскими властями прав и свобод человека», в апреле белорусская сторона снова потребовала сократить штат американской дипмиссии уже до 6 человек, говорит Меркел. Когда США отказались, 10 дипломатов были объявлены персонами нон-грата. Однако 3 мая Беларусь покинули 11 человек — к 5 объявленными персонами нон-грата морским пехотинцам присоединился шестой — считается, что они могут выполнять свои обязанности только вшестером. «Сейчас в Минске осталось 4 американских дипломата. Но если нам разрешат прислать сотрудника вместо пехотинца и вернется посол, то в сумме их будет 6», — объясняет чиновник.

При этом через давление на американское посольство Минск пытается перевести вопрос санкций в другую плоскость — мол, в обмен на их отмену дипмиссии США позволят продолжать работу в Беларуси. «Но это не наш вариант, это же два разных вопроса — санкции тесно связаны с соблюдением прав человека и освобождением политических заключенных», — заявил помощник заместителя госсекретаря США. Давление на посольство США Меркел назвал «неоправданным, ненужным, необоснованным».

Чиновник также отметил, что своими действиями белорусские власти вынудили Америку приостановить выдачу виз, а сами закрывают так называемые «американские уголки», работавшие с молодежью по тематике, «которую сложно назвать провокационной». По его словам, подобные шаги «только усиливают изоляцию Беларуси, что ни в интересах США, ни в интересах белорусов».

Меркел утверждает, что американская сторона заинтересована в благополучном разрешении конфликта, а вот решение Беларуси объявить персонами нон-грата 10 американских дипломатов скорее говорит об обратном стремлении со стороны Минска.

«Белорусские власти знают, на что они согласились, а также путь к разрешению конфликта. Эта январская договоренность — основа наших трехсторонних консультаций между ЕС, США и Беларусью, — заявил представитель Госдепа, — Если Минск доводит до логического конца соблюдение договоренности и освобождает Козулина, а также двух новых политзаключенных (Андрея Кима и Сергея Парсюкевича, — Прим. БН), улучшает ситуацию с правами человека, в частности, позволяет мирные демонстрации, мы начнем диалог об отмене санкций».

Меркел также подтвердил заявление пресс-секретаря Госдепа Тома Кейси о том, что решение об ответных действиях США пока не принято. В тесном контакте с европейскими партнерами Америка сегодня решает, как продолжить поддержку прав и свобод в Беларуси и ответить на высылку ее дипломатов. «Рассматриваются все возможные варианты», — подчекрнул чиновник.

Отдельного внимания во всей ситуации заслуживает тот факт, что США, очевидно, меняют стратегию. Как видим, в январе на кону стояла отмена санкций в отношении официального Минска. В марте в интервью «Белорусским новостям» ушедший на повышение Дэвид Крамер несколько раз повторил, что санкции ни в коем случае не могут быть отменены, речь может идти только о том, что не будет новых. После этого были консультации с европейскими партнерами, а дипмиссия США в Минске перешла на осадное положение. Сегодня налицо смена риторики — Брюссель за это благодарить или Минск?

Белорусская сторона, изначально заявлявшая о малых потерях от санкций в отношении «Белнефтехима», после их конкретизации, как заявил Александр Лукашенко, все же оказалась «прижата американцами» и перешла в контрнаступление. Уж не потому ли, что Америка сменила стратегию? При этом, если Минск все же перейдет от формулы «пять плюс один» (пять дипломатов и посол) к сотрудничеству по формуле «ноль плюс ноль», то рискует вызвать серьезное непонимание среди своих же граждан.

В обращении к парламенту и народу на прошлой неделе Лукашенко повторил, что в нарушение белорусского законодательства в угоду Западу больше никого освобождать не будут, но потребовал, чтобы парламентские выборы в сентябре прошли так, чтобы «ни у кого не возникло сомнения» в легитимности белорусских депутатов.

Итак, основные козыри известны, в Вашингтоне и Минске продолжают работу 6 условных дипломатов. А ход — за американской стороной.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2019 Институт стран СНГ