Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №192(01.06.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


К вопросу о перспективах центрально-азиатскойинтеграции

26.05.08

Основной проблемой сегодняшнего развития ведущих регионов мира является, во-первых, реализация различных интегративных проектов, а, во-вторых, проблематика увязки данных проектов с тематикой безопасности.

В данной связи особый интерес представляют перспективы реализации выдвинутой президентом Казахстана Н.Назарбаевым инициативы по формированию Союза центрально-азиатских государств (СЦАГ). Данная структура потенциально способна стать важным фактором устойчивого развития, повышения уровня конкурентоспособности национальных экономик и успешной интеграции стран постсоветской Азии в мировое сообщество.

Распад Советского Союза весьма болезненно отразился на экономическом и социальном положении государств Центральной Азии, которые, за исключением Казахстана, уже попали в число беднейших государств мира. Именно бедность значительного числа граждан провоцирует в них социальную и политическую нестабильность, является "болевой точкой" приложения усилий экстремистских группировок, желающих свергнуть светские режимы государств ЦАР в угоду догмам радикально понимаемых  норм ислама.

В данной связи особого внимания заслуживает ситуация в Узбекистане.

Особую угрозу политическому режиму этой страны на протяжении уже ряда лет несут радикальные исламистские движения. Среди наиболее ярких проявлений их деятельности последних лет можно назвать бои боевиков «Исламского движения Узбекистана» (ИДУ) в Ферганской долине с правительственными войсками в августе 1999 года; попытку боевиков прорваться через границу в июне 2000 года и серию терактов в конце марта 2004 года. Помимо «доморощенных» экстремистов, какими являются представители «Исламского движения Узбекистана» (в 2007 г. переименовано в «Исламское движение Туркестана»), выдавленных еще в 2000 году на территорию Афганистана, в Узбекистане действуют и международные экстремистские организации. Например, запрещенная в Центральной Азии организация «Хизб ут-Тахрир»[1]. Если целью ИДУ является борьба с режимом И.Каримова, то целью «Хизб ут-Тахрир» во всей Центральной Азии было провозглашено создание Халифата. Запрещенной литературой этой партии уже наводнена Ферганская долина, несмотря на то, что правоохранительные органы Узбекистана и Киргизии постоянно выявляют ее распространителей.

В этой ситуации политическое руководство центрально-азиатских государств не может сидеть, сложа руки, необходимы реальные меры по устранению этих угроз. Среди подобных мер создание единого экономического пространства может иметь значительный экономический и политический эффект, прямо влияющий на уровень социального напряжения.

Наблюдаемый в настоящее время интерес мирового сообщества к Центральной Азии обусловлен ее стратегической значимостью как обладательницы важных энергетических ресурсов и удобных транспортных сетей поставки на мировые рынки. Регион Центральной Азии географически находится в самом «сердце материка», по соседству со всеми континентальными центрами силы, что делает его крайне важным в военно-стратегическом и транспортно-коммуникационном отношении. Данное обстоятельство обусловливает повышенное внимание ведущих мировых и региональных держав как к каждой стране Центральной Азии в отдельности, так и ко всему региону в целом.

Сложившаяся в эпоху геополитического баланса сил система международных отношений и принципы международной безопасности после распада СССР стали разрушаться, заменяться стандартами силы и превосходства. Процесс формирования нового мирового порядка, начавшийся во второй половине 80-х годов, сопровождается процессом образования новой геополитической конфигурации, ставшим следствием самороспуска Варшавского договора, дезинтеграции Советского Союза и, в конечном итоге, разрушения двухполюсного мира. Последнее обстоятельство способствовало возникновению новых центров силы, поставивших под сомнение единоличное доминирование в мире. В свою очередь это обусловило усиление борьбы за мировое и региональное лидерство, сферы влияния и расширение геополитических границ. А поскольку одновременно с разрушением двухполюсного мира исчезли и существовавшие ранее ограничения на применение военной силы, она все чаще стала использоваться для достижения геополитических и геоэкономических целей.[2]

Основной причиной войн и вооруженных конфликтов ХХI века явится стремление получить доступ к дополнительным экономическим и природным ресурсам и контроль над путями их транспортировки. Медленное, но неуклонное истощение запасов природных ресурсов и, прежде всего, углеводородного сырья инициирует обострение борьбы за контроль над ними и маршрутами их транспортировки.

Победа в этой борьбе обеспечивает более выгодные условия существования и дальнейшего развития, а также противодействия противоборствующей стороне.

Отдельным регионом, в пространстве которого активно разворачиваются указанные революционные геополитические трансформации является Центрально-азиатский регион.

Богатые природные ресурсы новых независимых государств (ННГ) Азии существуют пока в замкнутом транспортном пространстве. Годы независимого существования ничего кардинально не изменили для запертых в глубине материка новых независимых государств Азии.

Необходимость объединения усилий государств Центральной Азии диктуется общностью новых угроз - международного терроризма, религиозного экстремизма, наркотрафика, нелегального оборота оружия, международной преступности, - носящих трансграничный характер, а потому требующих согласованной политики по борьбе с ними. Особую озабоченность всех центрально-азиатских государств вызывает ситуация в Афганистане и напряженность в американо-иранских отношениях, выступающих факторами угроз безопасности на южных границах региона. Вместе с тем, все страны ЦАР заинтересованы также в сохранении внутренней стабильности как у себя, так и у своих соседей.

В этом смысле предлагаемый Астаной «Союз Центразии», задуманный не как временное политическое и экономическое объединение, а как постоянный, нацеленный на долгосрочную перспективу орган межгосударственного взаимодействия, может стать тем механизмом, который позволит эффективно решать все вопросы интеграционного сотрудничества в политическом и экономическом плане.

В ходе последнего визита президента Киргизии Курманбека Бакиева в Казахстан обе республики признали важность обеспечения региональной стабильности, развития интеграционных процессов в Центральной Азии в контексте продвижения инициативы по созданию Союза Центрально-Азиатских государств.

Стороны всячески поощряют развитие культурных и гуманитарных связей и намерены в дальнейшем всемерно обогащать взаимодействие в рамках обмена по линии образования, культуры, искусства и спорта с привлечением общественности двух стран.

Оба государства отмечают общность подходов двух стран по укреплению региональной и глобальной международной стабильности и считают необходимым усилить взаимодействие в рамках предотвращения угроз со стороны международного терроризма, экстремизма, транснациональной организованной преступности и незаконного оборота наркотиков. Также К.Бакиев  выразил дальнейшую заинтересованность своей страны в практической реализации идеи создания союза Центрально-Азиатских государств, где Киргизия в силу своего геополитического положения призвана сыграть одну из ключевых ролей.

Как показывает мировая практика, только при коллективных усилиях переходные общества в состоянии осуществить успешную модернизацию.

В данной связи перспективность идеи СЦАГ подкрепляется комплексом исходных факторов, делающих ее привлекательной.

Во-первых, большой положительный результат, который может дать объединение ресурсов национальных экономик для обеспечения условий устойчивого развития стран региона и их долгосрочного экономического роста. Экономики стран региона взаимно дополняют друг друга и их эффективное взаимодействие станет залогом стабильности и устойчивости политических систем стран перед лицом угроз, с которыми они сталкиваются. В условиях регионального экономического комплекса это поможет диверсифицировать экономическое развитие, устранить ненужную конкуренцию, отрегулировать рынки сбыта продукции.

Южный Казахстан, Узбекистан и Туркмения нуждаются в водно-энергетических ресурсах Кыргызстана и Таджикистана, а те, в свою очередь, - в газе и нефтепродуктах, производимых в Узбекистане, Туркмении и Казахстане. Определенное значение для обеспечения продуктовой безопасности стран региона имеет взаимный интерес в поставках сельскохозяйственной продукции, в первую очередь, пшеницы и фруктово-овощной продукции. Кроме того, существует большая коммуникационная взаимозависимость стран для обеспечения их выхода на международные рынки. Экономики центральноазиатских стран "самодостаточны" с общей численностью населения 55 миллионов человек. Любой иностранный инвестор будет вкладывать деньги в экономику региона, где есть экономический союз, открыты границы, а продукция будет продаваться во всех пяти странах.

Во-вторых, за годы независимости в странах региона созданы инфраструктура и институты, которые могут успешно функционировать в условиях экономической интеграции. Сохранено единство инфраструктуры, например, энергетических и транспортных сетей, общая основа правовых систем и стандартов.

В-третьих, практически всеми экспертами подчеркивается, что интеграционной основой для стран Центральной Азии может служить историческая общность различных народов, проживающих здесь в течение многих веков, их культура, язык, религия, традиции, родственные связи, разрывать которые было бы ошибкой. В странах существует понимание необходимости интеграции по ключевым сферам развития, накоплен достаточный опыт, позволяющий осознать важность компромиссов в процессе сближения друг с другом.

В случае создания СЦАГ он может стать мощным фактором экономического роста Центральной Азии и превращения его в реальный субъект мировой политики.

Это позволит выравнивать экономический уровень и жизненные стандарты населения, повысить конкурентоспособность производимой продукции на мировых рынках, рост кооперации и сотрудничества между государствами, преодолевать сырьевую направленность и диверсификацию экономики, укреплять экономическую и политическую стабильность входящих в союз государств, дальнейшее культурное сближение народов региона.

Андрей Грозин, зав. отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ