Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №192(01.06.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

19 мая. Первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко информировал о том, что решение о продаже пакета акций Гомельского химического завода может быть принято в текущем году. Семашко в качестве потенциального партнера для этого проекта назвал российскую компанию «Еврохим».

20 мая. Заместитель председателя «Белнефтехима» Михаил Осипенко сообщил, что до конца 2008 года концерн внесет в правительство предложение о продаже акций предприятий ОАО «Полимир» и ОАО «Нафтан» единым пакетом. Оценку предприятий, по словам Осипенко, будут производить международные оценщики. Согласно программам развития, в «Полимир» планируется инвестировать 1,8 млрд. долларов США, а в «Нафтан» -  более 600 млн.

20 мая. Временный поверенный в делах США в РБ Джонатан Мур заявил газете «Время новостей», что США могут ввести новые санкции в отношении Белоруссии, если Минск не улучшит ситуацию с правами человека. Потепление отношений между странами, отметил Мур, возможно в случае улучшения ситуации справами человека в Белоруссии.

21 мая. Палата представителей Национального собрания РБ ратифицировала два международных соглашения - о порядке финансового, технического и тылового обеспечения деятельности персонала Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ, а также о гарантиях данному персоналу.




Российские СМИ считают, что Лукашенко уступил Путину

Белорусский партизан. 28.05.08

Владимир Путин возглавил Совет министров Союзного государства России и Белоруссии. Соответствующий указ уже подписан Александром Лукашенко и Дмитрием Медведевым. Чтобы ускорить интеграцию, странам нужно разобраться с единой валютой и конституцией. Наблюдатели уверены, что затягивает данный процесс именно Лукашенко. Но Москва заинтересована развивать отношения с Минском, так как Белоруссия может стать асимметричным ответом на ПРО в Европе.

Премьер-министр российского правительства, председатель партии «Единая Россия» Владимир Путин стал председателем Совета министров Союзного государства России и Белоруссии.

Соответствующий указ подписал белорусский лидер Александр Лукашенко, который занимает должность председателя Высшего госсовета Союзного государства. Подпись под указом поставил и президент России Дмитрий Медведев.

В сообщении пресс-службы Лукашенко отмечается, что после того, как Владимир Путин возглавил правительство России, было необходимо соблюсти условности и утвердить его в должности руководителя Совмина Союзного государства (сейчас Россия председательствует в Совмине). Ранее этот пост занимал экс-премьер Виктор Зубков, который в правительстве Путина стал первым вице-премьером.

Союзное государство России и Беларуси - конфедеративный альянс двух республик. Он поэтапно организуется единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным и культурным пространством.

Союз был утвержден 2 апреля 1997 года на базе Сообщества России и Беларуси, созданного 2 апреля 1996 года для объединения гуманитарного, экономического и военного пространства. С 8 декабря 1999 года официальное название союза - Союзное государство России и Беларуси.

Бюджет Союзного государства на 2009 год составит 6-7 млрд рублей. Такие заявления прозвучали на последней встрече Александра Лукашенко и государственного секретаря Союза Павла Бородина. По словам последнего, за последние 8 лет бюджет вырос почти в 10 раз и составляет свыше 4 млрд рублей.

Политологи уверены, что назначение Владимира Путина придаст новый импульс развитию и налаживанию двусторонних связей.

Так, по словам эксперта по внешней политике Центра политической конъюнктуры России Евгении Войко, между Москвой и Минском до сих пор существует ряд серьезных разногласий, которые мешают эффективному сотрудничеству. В частности, это касается проекта создания общей конституции (Россия и Белоруссия не могут договориться по вопросу разделения полномочий) и перехода Союзного государства на единую валюту.

«Необходимо сосредоточиться на решении именно этих проблем. Если говорить о перспективах, хочу отметить, что Владимир Путин будет форсировать процесс объединения с целью вывести его на более высокий уровень, придать ему некую формальность, привести из полумифического объединения в реальную организацию», - пояснила Войко газете ВЗГЛЯД.

Пока эти вопросы не разрешатся, ни о каком серьезном продвижении в деле создания Союзного государства говорить не приходится.

А вот версия о том, что по итогам данного назначения у Владимира Путина появится дополнительный рычаг давления на Александра Лукашенко, не совсем оправданна. Подобный контекст мог возникнуть, если бы белорусский лидер намеренно затягивал подписание указа, но этого не произошло. Эксперт напоминает, что Батька подписал документ по собственной доброй воле и знал, на что шел. Правда, выбора у него фактически не было.

«Не в его интересах иметь рядом с собой некий влиятельный институт, который урезал бы его собственные полномочия», - считает политолог. Тем более отец всех белорусов признался недавно, что собирается пойти на четвертый президентский срок, поэтому «сдавать свои аппаратные позиции» ему ни к чему.

Евгения Войко считает, что между Путиным и Лукашенко сложились доверительные отношения и давить друг на друга не в интересах обоих. Тем более на неформальном уровне Белоруссия рассматривается как площадка для асимметричного ответа России на размещение в Польше и Чехии элементов третьего позиционного района американской противоракетной обороны.

«Скорее всего, в рамках Союзного государства будет рассматриваться именно этот вариант. Возможно, именно такой аргумент использует Минск для оптимизации собственных позиций», - предполагает аналитик. Если Белоруссия предоставит площадку под российские ракеты, то Россия пойдет на некоторые уступки и по вопросу объединения.

Тем не менее не стоит забывать, что строительство Союзного государства буксует именно по вине Лукашенко. В этом уверены абсолютно все наблюдатели, и альтернативную точку зрения исповедует только сам Батька. Обвинения в адрес России на предмет «намеренного затягивания процесса интеграции» он озвучивает регулярно.




Чиновников могут лишить отпусков за недостаток инвестиций

Белорусские новости, 27.05.08

Нет инвестиций — нет отпуска. Такая мрачная перспектива грозит руководителям министерств и ведомств, если они не активизируются в привлечении иностранного капитала в свои отрасли. Это пообещал им премьер-министр Сергей Сидорский 27 мая на заседании Совмина, где рассматривались итоги работы экономики за первые четыре месяца.

Премьер остался крайне недоволен тем, как привлекают прямые иностранные инвестиции министерства промышленности, транспорта и коммуникаций, а также энергетики. В част-ности, Минпром «добыло» в первом квартале всего 150 тыс. долларов инвестиций, Мин-транс — 16 тыс. долларов, Минэнерго — 78 млн. долларов. «Что, у нас все хорошо? За эти деньги можно решить все проблемы?», — возмущался Сергей Сидорский. Досталось «на орехи» и начальнику Белорусской железной дороги — за то, что не занимается обнов-лением подвижного состава.

В общем, если министры не возьмутся за ум, то могут лишиться своего летнего отдыха. «Лето всех расслабляет? Так мы отпуска отменим», — приводит «Интерфакс» слова главы правительства.

За 4 месяца в экономику привлечено инвестиций на сумму более 2 млрд. долларов и 12,3 млрд. рублей. Сумма вроде бы не маленькая. Но прямых иностранных инвестиций — все-го 716 млн. долларов. Их уровень остается крайне низким, считает премьер, несмотря на то, что сейчас они в два раза выше прошлого года. «Мы очень много средств проводим через банки», — полагает он.

Премьер также раскритиковал руководство Минсельхозпрода, «Белгоспищепрома» и Минпрома за рост некритичного импорта. Сидорский остался недоволен тем, что Бела-русь завозит слишком много импортного шоколада, печенья, овощей, фруктов и бытовой техники.

«На март мы 200 млн. долларов нарастили отрицательное сальдо внешней торговли. Яб-лок, груш, картофеля, моркови в марте было завезено на 12 млн. долларов», — заявил премьер. Хотя в прошлом году чиновники, по его словам, «упражнялись» над тем, нужны ли в Беларуси овощехранилища. Кроме того, на 15 млн. долларов импортировано шокола-да и другой кондитерской продукции, на 12 млн. долларов — печенья.

Премьер считает, что Беларусь не может себе позволить завозить на 25 млн. долларов в месяц бытовую технику, которая может производиться в стране. Минпром и белорусские предприятия в сжатые сроки должны принять решение о строительстве в Беларуси соот-ветствующих производств, а не «ходить три года по коридорам».

По мнению министра экономики Николая Зайченко, ни в коем случае нельзя допустить замедления темпов инвестиций в основной капитал. За первые четыре месяца они выросли на 24,4%. Это объясняется тем, что за последнее время приняты беспрецедентные меры по улучшению инвестиционного законодательства. «Мы — страна, которая сегодня привле-кательна для иностранных инвесторов, поэтому только от инициативы правительства, местных органов власти зависит, как мы сможем использовать эти возможности», — сказал он.

Зайченко также озвучил планы правительства довести к концу 2008 года среднюю зарпла-ту до 960 тыс. рублей, или 460 долларов в эквиваленте. В результате зарплата подрастет не менее чем на 9,5%. А для этого с октября тарифная ставка 1 разряда будет повышена до 94 тыс. рублей (сейчас 70 тыс.).

Это решение станет «первым шагом на пути достижения уровня заработной платы к 2010 году до 700 долларов», подчеркнул министр экономики.

По прогнозам Минэконмики, инфляция в мае 2008 года не превысит 1%. За 4 месяца она составила 5,3%, при том 2,6% пришлось на продовольственные товары. Впрочем, на фоне соседей в Беларуси все не так уж плохо. В России за аналогичный период рост цен соста-вил 6,3%, а в Украине — 13,1%.

А вот по валовому внутреннему продукту у правительства беспокойств нет. За январь-апрель 2008 года он вырос на 10,4%. Основной вклад в его увеличение внесли промыш-ленность, сельское хозяйство, строительство и услуги.

Дмитрий ЕРМАК




 О чем говорят молчаливые действия российского руководства белорусской элите?

                                                                                                                                                                            www.imperiya.by,26.05.08

На прошлой неделе состоялись сразу три знаковых политических события (визит Д.Медведева в Казахстан и Китай, а также саммит глав правительств стран СНГ), которые позволяют пролить свет на характер белорусско-российских отношений после избрания в России третьего главы государства.

Конечно, нижеследующие выводы носят во многом характер предположения и прогноза: поскольку российское руководство перешло в отношении Беларуси от слов к делу, то никаких знаковых публичных заявлений в отношении Беларуси, которые бы позволили что-то утверждать с очевидностью, не сделано. Наоборот, в отношении Беларуси со стороны российского руководства повисла гнетущая тишина: не говорится ничего – ни хорошего, ни плохого.

Поэтому все наши вывод основаны, так сказать, на наблюдениях за реальностью, словами - сказанными и непроизнесенными, комментариями в знаковых российских изданиях и на том, что, на первый взгляд, к серьезной аналитике никакого отношения не имеет, но что и составляет ее суть – на ощущениях, интуиции и предчувствиях.

Итак, что же мы имеем в качестве почвы для анализа.

Первое. Тема Беларуси выпала из официального пространства российской публичной политики.

Беларуси как бы резко не стало. За исключением исключительно протокольных мероприятий - празднования 9 мая и саммита глав СНГ, Беларусь и белорусско-российские отношения ни разу не стали темой заявлений или комментариев ни со стороны российского руководства, ни со стороны российской политической элиты.

На мой взгляд, данное молчание - это знак.

Весь вопрос заключается в том, как этот знак интерпретировать – феноменологически или герменевтически. Но это, как известно, ненужная Беларуси философия, поэтому оставим эту «веселую науку» Ницше и Витгенштейну, на которых вырастает элита европейских стран, а нашей молодежи достаточно краткого курса идеологии под кодовым названием «Забеларусь».

Кто-то шибко наблюдательный заметит – что, мол, товарищ, Вы название нашей страны написали с ошибкой, тем самым, проявив неуважение. А что, нынешнее название Белоруссии «Беларусь» мы говорим и пишем не с ошибкой? Разве «Беларусь» не является нарушением правил русского языка? Но если возможно писать «Беларусь», то почему нельзя писать «Забеларусь»?

Т.е., как показал этот простой и весьма наглядный пример, вопрос, проблема нашей национальной идентификации начинается даже не с флага, герба или гимна, а с названия страны. И нынешняя «Беларусь» стала самым прямым и непосредственным отражением этого противоречия – когда белорусская калька существует в русской оболочке, т.е. в самой нынешней «Беларуси» сидит просто огромнейшее противоречие на уровне знака, не говоря уже об уровне означаемого. И выход из этого противоречия может быть только один – либо Белоруссия, либо Belarus (белорусский язык на латинице) со всеми вытекающими отсюда политическими и геополитическими последствиями.

«Беларусь» - возможна только в нынешнем состоянии Белоруссии, когда она ни «здесь», ни «там». «Беларусь» - это идеология здесь и сейчас. В ней нет исторической перспективы и глубины. «Беларусь» пытается претендовать на «Белая Русь». Но спрашивается: зачем претендовать? Давайте проведем референдум, и, если народ поддержит, то так и будем писать – «Белая Русь». Этот вариант мне нравится гораздо больше, чем неправильный нынешний, и чем советский «Белоруссия».

Так вот, отвлекаясь от философии, и, кстати, от апофатического богословия, которое анализирует, говоря простым языком, не знаки, а то, почему их нет, и как о них можно говорить так, чтобы речь шла как бы и не о них. Что это за такая странная ситуация, когда предметом анализа становится не то, «о чем можно сказать ясно, а то, о чем следует молчать» (Витгенштейн, кстати)? Когда предметом анализа становится не сам знак (событие, заявление), а тень, и даже не знака, а самой возможности его появления? И даже не тень возможного появления знака, а то, почему этой тени знака нет в том месте, где он должен быть?

Почему не появился ожидаемый знак? Неужели поменялась ситуация? Надеюсь, что околопрезидентские идеологи и аналитики смогут дать квалифицированные ответы на все эти «нефилософские» вопросы. Было бы даже очень интересно вступить с ними в публичную дискуссию по вышеозначенной проблематике, но, думаю, они побоятся и не примут вызов.

Итак, первое - Беларусь и все, что с ней связано, стало определенной зоной умолчания в российской политике. Почему – это интересный вопрос. Может, попозже его рассмотрим.

Второе.

Третий российский президент ни один из своих первых двух государственных визитов не нанес в Беларусь, с которой у России вроде как на бумаге построено Союзное государство, а нанес их совсем в другие страны – сначала в Казахстан, а затем в Китай.

Вот это уже знак, при том знак достаточно ясный. Этим знаком «новое» российское руководство говорит белорусскому президенту и белорусской элите, что Беларусь больше не стоит на первом месте в списке первоочередных российских интересов. Какое место отведено российским руководством и элитой Беларуси – покажет время. Но скорее всего, это место будет очень скромным. Третий визит Д.Медведева состоится, скорее всего, в Германию.

Визит в Казахстан понятен – это ключевая страна Средней Азии и бывшего СССР для России в плане проведения единой энергетической политики как в отношении Запада, так и в отношении Востока. И пусть российско-казахский товарооборот не на первых местах в ВТО России, тем не менее, согласованная энергетическая политика двух стран является самой непосредственной причиной роста доходов рядовых россиян.

Если Россия и Казахстан смогут выйти на качественно новый уровень экономического сотрудничества и доверия, то следом подтянется и товарооборот. Это тот путь, который гораздо лучше пустых политических деклараций. Назарбаев как наиболее опытный и мудрый политик на постсоветском пространстве уже все понял и первым из постсоветских руководителей поспешил прицепиться к набирающему ход российскому локомотиву.

Была такая возможность и у белорусского лидера, но он переиграл сам себя и, судя по последнему минскому саммиту глав правительств, рискует остаться у разбитого корыта. Но об этом позже.

Визит в Китай также понятен. Китай – это не только главный внешнеполитический союзник России на мировой арене, но и главный экономический партнер: товарооборот между двумя странами уже достиг 40 млрд. долларов, и планируется, что к 2012 г. он достигнет отметки в 60 млрд. долларов. В условиях происходящей глобализации рынков на фоне углубляющегося кризиса западной экономики руководство двух стран приняло политическое решение о совместном противостоянии этому процессу.

То, что третий визит будет в Германию – также понятно. Германия – основной политический партнер России в Европе, с которым у России второй товарооборот – более 30 млрд. долларов. От позиции Германии во многом зависит решение ключевых для российской внешней политики задач - ПРО в Европе и прием (неприем) Украины и Грузии в НАТО.

Так что все логично и понятно.

Очень не хотелось бы думать, а эта версия мне представляется очень вероятной, что российский президент до второй половины осени из-за большой занятости вообще не сможет встретиться с белорусским. А все отношения по белорусско-российской линии будут отданы на откуп бывшему президенту России – нынешнему премьер-министру В.Путину, который также за исключением протокольных мероприятий не проведет ни одной встречи с белорусским лидером до второй половины осени.

В этой связи, конечно, для Беларуси и ее имиджа как стража «западных ворот» России (как известно, больше у России на западном направлении вплоть до Смоленска – никого, кроме Беларуси нет) как воздух необходима проанонсированная встреча белорусского лидера с президентом Украины, который, мало того, что прямо-таки рвется потерять свою политическую девственность в объятия блока НАТО, но, скорее всего, исходя из природного ума, просто не хочет, чтобы Украина осталась государством до 2017 года.

В этой связи возникает такой ненавязчивый вопросик – а с кем толкают встречаться белорусского лидера некоторые из членов его окружения? Какие могут быть доверительные отношения у белорусского президента с российским руководством на фоне встречи с Ющенко?

В этой связи, кроме двух-трех явных знаков, которые уже дал Кремль белорусскому лидеру и белорусской элите, знаком становится и молчание российского руководства по поводу Беларуси. И чем дольше будет длиться это молчание, чем дольше не будет встречи нового российского президента с белорусским, тем более понятным будет этот знак как белорусскому президенту, так и белорусской элите.

Третье.

Что ж это за знаки. На наш взгляд, трактовка этих знаков следующая. Незамечанием в упор белорусской проблематики российское руководство дает понять белорусскому президенту: а) что не будет вмешиваться в политические процессы на территории Беларуси; б) что Беларусь потеряла свой интерес для российского политического и экономического класса в целом, и визит, например, Дерипаски насчет включения МАЗа в свою многопрофильную корпорацию, или любого другого российского олигарха относительно их коммерческих интересов, никого не должен вводить в заблуждение – это частный экономический интерес, который несоизмерим с государственно-экономическими интересами, которые имеет Россия, например, в том же Казахстане.

Белорусскому политическому классу отсутствие знаков со стороны российского руководства тоже должно быть понятным: российское руководство не собирается решать за белорусский политический класс белорусские политические проблемы. Если белорусский политический класс устраивает сидеть под веником, когда вокруг «космические корабли бороздят просторы космического океана», люди имеют возможность в полной мере реализовать свои творческие и предпринимательские способности, то нет никаких вопросов.

Есть же Северная Корея, а вокруг нее есть и многосотмиллионный Китай, и высокотехнологичные Япония и Южная Корея. Есть кому-то из этих стран дело до того, что происходит за колючей проволокой у непонятного соседа? Да нет, главное, чтобы не бабахнуло, а так – хотят есть траву, кору с деревьев, а не суши, маршировать под красный флаг, а не принимать чемпионаты мира, – их проблемы.

Устраивает ли белорусского президента такая ситуация, когда он при решении экономических проблем сможет политически решить вопрос с передачей власти? Конечно, устраивает. Нет больше необходимости тяготиться несостоявшимся Союзным государством и бояться решения Москвы о своей смене, а с Западом он уже как-нибудь договорится. Зря, что ли, оппозиция ест свой хлеб?

Из всего вышеизложенного следует вполне определенный вывод: если всех все устраивает – тогда чего огород городить? Во всей этой нехитрой комбинации остался только один вопрос (для школьной программы по математике) – какой будет цена на газ для Беларуси в следующем году, с учетом того, что в России в 2009 году газ подорожает на 25%, цена для Беларуси должна составить 80% от среднеевропейской с учетом более короткого транспортного плеча и с учетом того, что неизвестно с какой ценой на газ подойдет Беларусь к концу этого года – 140 или 160 долл за тысячу кубометров?

P.S. Как говорил один мой друг, который сейчас в Канаде, - "многие так думают... и ошибаются".

Да, белорусскому президенту удается переформатирование Союзного проекта в изоляционистский проект «Брестской крепости» (Северной Кореи) в центре Европы. Врагов, как говорится, пруд пруди, поэтому осада предстоит долгой. После того, как Россия подтвердила свой уход с белорусского политического поля, уже можно не бояться самого страшного – заговора части белорусской номенклатуры под российским началом. А с Западом уже как-нибудь разберемся, не в первой.

Однако кто сказал, что это адекватная происходящим процессам логика описания событий? Может, все наоборот? Теперь, после ухода России с белорусского политического поля, только все и начинается? И молчаливый уход России с белорусского политического поля означает совсем не то, что написано выше, а совсем обратное?

Юрий Баранчик




Тема дня. Государство устраивает распродажу?

www.tut.by, 22.05.08

В последние дни вновь активизировались разговоры о возможности продажи государственных предприятий. Накануне Александр Лукашенко встретился с самым богатым человеком России - главой холдинга "Базовый элемент" Олегом Дерипаской. "Русские машины" давно присматриваются к МАЗу. Министр экономики Беларуси Николай Зайченко рассказал в Киеве, что не исключает возможности продажи Минского автозавода в ходе приватизации, а также признался, что Беларусь рассчитывает получить не менее 500 млн. долларов от продажи государственного оператора сотовой связи "БеСТ". Сегодня зампредседателя "Белнефтехима" сообщил, что концерн рассматривает вопрос продажи акций "Полимира" и "Нафтана".

"Русские машины" и МАЗ: "чтобы это было честно и прилично".

Что касается визита Олега Дерипаски, то, как сообщила пресс-служба президента, речь о продаже акций белорусских предприятий на встрече не шла. По информации официальных источников, стороны обсудили реализацию совместных проектов ОАО "Русские машины" и Минского автомобильного завода.


- Мне давно известны ваши предложения и интерес российских компаний к нашему машиностроению. Это естественно, нам надо вместе работать, чтобы получать наибольшую выгоду от наших совместных проектов, чтобы мы смогли противостоять в этой жесткой конкуренции, - сказал Лукашенко Дерипаске.


Президент признался:


- Меня привлекают ваши предложения, которые вы сделали еще год назад, - и отметил: - Единственным тормозом в ответе являлось то, что аналогичное предложение мы получили от КАМАЗа. Они также рассчитывали от нас получить ответ, и мы занимались и изучением и их предложений.


По мнению президента Беларуси, сотрудничество с "Русскими машинами"


- Это фундаментальная, концептуальная вещь, что мы должны объединить усилия. Я готов в этом отношении принимать решение, если мы согласуем подходы и общее видение перспектив. Почему бы и нет.

Можно и торговаться, считает президент, но "хотелось, чтобы это было честно и прилично".


Очень дипломатично высказалась российская сторона относительно итогов встречи.


- Если президент Беларуси считает, что наши оценки итогов сегодняшней встречи совпадают, то необходимо ожидать акционирования Минского автозавода, - заявил генеральный директор ОАО "Русские машины" Валерий Лукин, комментируя итоги встречи в Минске. При этом он также подчеркнул, что "речь о приватизации МАЗа, в принципе, не шла - он сегодня республиканское унитарное предприятие".


Между тем, как отметил в беседе с корреспондентом "Ежедневника" директор "Агентства деловых связей" Валентин ЛОПАН, интерес со стороны "Русских машин" к приобретению МАЗа и Минского моторного завода существует давно. Ранее эта группа компаний уже делала предложения белорусскому Минпрому "в духе 90-х годов". Первый шаг - вы отдаете нам сбыт, второй - мы вкладываем в оборотные средства 50 млн долларов, третий шаг - мы участвуем в акционировании и приватизации. Но озвученные тогда суммы были несерьезными, и предложение было дипломатично отклонено. Сейчас же на МАЗе прошла модернизация, и, по предположениям Лопана, меньше чем за миллиард долларов автозавод никто не отдаст.


"Полимир" и "Нафтан"- продажа "единым хозяйственным комплексом"


20 мая заместитель председателя "Белнефтехима" Михаил Осипенко сообщил, что до конца текущего года концерн планирует внести предложения в правительство по приватизации "Полимира" и "Нафтана". По его словам, "рассматривается вариант продажи акций предприятий "Полимир" и "Нафтан" единым хозяйственным комплексом". В настоящее время "Белнефтехим" ведет переговоры с двумя потенциальными инвесторами. При этом "скорее всего, доля инвестора будет паритетной с госдолей, мы планируем 50 на 50, понимание потенциальных покупателей в этом плане есть". М.Осипенко также отметил, что пока рыночная оценка активов "Нафтана" и "Полимира" и объединенного комплекса на их базе не проводилась, такая оценка будет проведена международным оценщиком. М.Осипенко сказал, что "мы рассчитываем, что при необходимости оценку проведет ABN Аmro".


TUT.BY обратился к экспертам с просьбой изложить свое мнение по поводу возможной приватизации ряда белорусских предприятий. Кстати, по данным "БелГазеты", "Нафтан" занимает 2-место в списке крупнейших налогоплательщиков Беларуси, а МАЗ - 30-е.

Ярослав Романчук, руководитель научно-исследовательского центра Мизеса


- Нужно говорить о процессе раздачи белорусских активов вообще. Безусловно, МАЗ является одним из лучших белорусских предприятий, безусловно, МАЗ заинтересован в российском рынке. Поэтому совпадение интересов МАЗа и господина Дерипаски очевидны. Но вот договорятся ли они по поводу имущества и по поводу раздела активов? Потому что продажа на таких условиях, как это было с Velcom и "Мотовело", безусловно, будет выглядеть как "прихватизация", но не приватизация. Последние пять лет не было ни одного открытого конкурса, в котором могли бы участвовать все желающие. Это касается и МАЗа, и белорусских банков, и ряда других предприятий. Этот процесс нельзя назвать приватизацией, скорее - распределением капиталов среди олигархов обеих стран. Я думаю, что вероятность этой сделки будет гораздо выше к концу года, когда пойдет речь о новой цене на газ и новых условиях на нефть. Тогда белорусская сторона будет более сговорчива, при условии, что Дерипаска сможет выторговать для Беларуси более благоприятные цены на энергоресурсы. Белорусская сторона уже привыкла решать вопросы в комплексе и, конечно же, она постарается использовать самого богатого россиянина с белорусскими корнями для своей выгоды.


Что касается БеСТа, то это пример абсолютно непрофессионального управления данного сегмента рынка государством. И если предприятие будет продано за 500 млн долларов, то это будет сделано для того, чтобы вернуть затраты государства, при этом ничего не заработав. Работа государства на высокотехнологических рынках невозможна по определению, потому что наши чиновники недостаточно компетентны в этой области.
Если говорить о нефтехимии, то я считаю, что НПЗ будут проданы в последнюю очередь, если будут проданы вообще. Они будут продаваться только в том случае, если нечем будет рассчитываться за российские кредиты - не раньше 2011-2012 гг.

Леонид Заико, председатель аналитического центра "Стратегия"


- Срочной необходимости в продаже госпредприятий нет, потому что с начала года экспорт увеличился на 78%, ВВП на 10% растет, норма прибыли повысилась… Вопрос состоит в том, что прошло 10 лет после указа 98-го года, которым белорусский президент запретил приватизацию основного капитала. За это время номенклатура приватизировала оборотный капитал. Теперь давление со стороны белорусской номенклатуры и элиты сводится к тому, чтобы осуществить раздел собственности в стране. Беларусь - единственная страна на постсоветском пространстве, где собственность еще не поделили. Вот и наступает этот интересный акт белорусской драмы, комедии, как хотите. Естественно, политическая номенклатура хотела бы свою власть конвертировать из власти политической во власть экономическую. Несколько тысяч человек в Беларуси смогут стать миллионерами, остальные останутся наемными рабочими. … Мне приходится выступать за рубежом - в Австрии, Германии, я говорю, что в Беларуси можно из 20 тысяч евро сделать миллион евро в течение ближайших 3-5 лет. Но это будет выгодно всего лишь нескольким тысячам человек. 


Понимаете, дети 20-30 ведущих фамилий Беларуси находятся в таком возрасте… Российская приватизация как раз начиналась тогда, когда Дерипаске, Абрамовичу было 25-27 лет… Копейка в копейку все попадает - как только детишкам становится больше 20, папы проводят приватизацию. Можно будет проверить потом, лет через 10-15, станут ли они миллиардерами. Если не станут, тогда меня можно наказать за неверный прогноз.

Татьяна Маненок, экономический обозреватель еженедельника "Белорусы и рынок"


- Концерн "Белнефтехим" уже в течение нескольких лет не оставляет попыток привлечь стратегического инвестора. Вполне логичным выглядит тот факт, что сейчас концерн занимается возможностью объединения "Нафтана" и "Полимира" в одно юридическое лицо (они работают в одной технологической связке), чтобы через какое-то время предложить стратегическому инвестору купить пакет акций.

В 2006 году этот проект по объединению "Нафтана" и "Полимира" уже рассматривался концерном "Белнефтехим". Объединение является вполне оправданным на фоне того, что для обоих предприятий сырьем является российская нефть. Учитывая повышение стоимости нефтепродуктов на мировых рынках, абсолютно логично, что сегодня концерн "Белнефтехим" разработал проекты по модернизации "Нафтана" и "Полимира". Для "Полимира" стоимостью 1,8 млрд долларов, для "Нафтана" - чуть больше 600 млн долларов. Сейчас реализация этих проектов белорусскими предприятиями невозможна, учитывая то, что с 2006 года изменились условия поставки российской нефти в Беларусь. Той солидной маржи, которую "Нафтан" зарабатывал на переработке дешевой российской нефти, сейчас нет. Сегодня у предприятия небольшая рентабельность - не больше 5%, поэтому привлекать свои ресурсы для реализации проекта по модернизации оно не в состоянии. Поэтому для решения этих задач привлекаются стратегические инвесторы. Я думаю, что в стратегию развития бизнеса "Лукойла" и "Нафтан", и "Полимир" уже вписаны.


Даниэль Крутцинна, консультант по инвестициям, Германия


- Ввод МАЗа в состав "Русских машин" окажется одинаково выгодным для обеих сторон: россияне дополнят холдинг недостающими производствами автобусов и тяжелых грузовиков, а белорусы получат возможность использовать огромный опыт команды Дерипаски в реорганизации и модернизации производства. Однако тот факт, что при приватизации не будет открытого конкурса, может сыграть отрицательную роль в дальнейшем развитии МАЗа и предприятие не получит самого выгодного инвестора.




Старый друг лучше новых двух

Беларусь сегодня. 21.05.08

Чрезвычайный и Полномочный Посол Польши Генрык ЛИТВИН — крупным планом.

В Польше 3 мая отпраздновали День Конституции. В Минске посольство Польской Республики впервые отмечало этот праздник совместно с диппредставительством Литвы. Конституция 1791 года напоминает об общей исторической судьбе, связывающей в том числе и белорусов с поляками и литовцами... Это тот ключ, который открывает двери будущего, кстати, с учетом важного обстоятельства. А именно — четкого понимания политиками того простого, но очень важного факта, что добрососедские отношения наших народов являются частью общеевропейских ценностей, которыми мы должны не только гордиться, но и активно развивать. С этого и начался наш разговор с польским дипломатом.

— Господин посол, а как сегодня в варшавском политикуме смотрят на Беларусь? Какое место отводится Минску во внешнеполитических приоритетах Польши?

— В польской политической среде есть ясное понимание, что Беларусь — это очень важный сосед, значимый партнер и существенный фактор нашей политики. Конечно, в наших отношениях есть и сложности, что приводит к некоторому непониманию друг друга. Бывает... Но на самом деле понимание, что Беларусь является очень важным партнером, превалирует. Ну а что касается общеевропейских ценностей... Их оценка зависит от того, кто об этом говорит. Например, если какая–то страна не признает общеевропейской ценностью то или иное явление, возникает вопрос — входит ли оно в объем общих приоритетов? Если список общеевропейских ценностей составлять в разных странах, он бы выглядел по–разному. Это прежде всего повод для дискуссий между людьми, между представителями стран, что является для них общим знаменателем.

Существует, конечно, список ценностей, которые являются особенно значимыми для Европейского союза. С нашей точки зрения, точки зрения ЕС, было бы отлично, если бы это понятие отражало всю европейскую территорию в ее географических границах.

— Тогда зачем, допустим, возводятся визовые заборы? Можете ли вы сегодня принципиально сказать своим коллегам по ЕС, что в интересах наших двух народов упрощение визового режима, а не наоборот? Это же выгодно всем — и нам, и вам в том числе, — правда?

— Это слишком объемный вопрос. Давайте по очереди. Сначала насчет, как вы сказали, забора. Проблема не в том, что сейчас существуют визы, они были и раньше. Проблема в их высокой цене. Но не надо забывать, что здесь имеются две возможности. Если мы говорим о шенгенской визе, это не есть вопрос одной страны, это общая позиция ЕС.

Но если вы хотите знать о подходе Польши к визовому вопросу, посмотрите, пожалуйста, на наши национальные визы. Во–первых, они самые дешевые во всей Шенгенской зоне. Во–вторых, широко распространены бесплатные визы. И третье — многократная долгосрочная польская национальная виза стоит намного меньше, чем аналогичная белорусская виза для поляков. Так что я не могу согласиться, будто лишь мы строим какой–то забор. Далее. Мы вместе с Минском выходим на соглашение о приграничных поездках...

Есть еще момент насчет открытости для граждан Беларуси со стороны Евросоюза. И на этот счет были высказывания польских политиков самого высокого уровня о том, что мы должны работать, чтобы быть открытыми для белорусских граждан.

— И Александр Лукашенко в своем Послании Парламенту сказал, что мы с Евросоюзом должны понимать друг друга. Вы слышали Послание?

— Конечно. И насчет такого общего подхода нет сомнений. Как сказал на встрече Вышеградской четверки президент Качиньский, быть открытыми для граждан соседних государств всегда полезно. И наверное, так и будет в дальнейшем. Правда, надо уже говорить о конкретных предложениях.

— А упрощение визового режима — это разве не конкретное предложение?

— Далеко нет. Потому что это часть большого переговорного процесса. МИД Беларуси хорошо знает, что в этом процессе существуют разные внутренние зависимости. Потому все надо делать в рамках этого процесса.

— Это дело дипломатов. Но для граждан, не искушенных в дипломатических тонкостях, визовый режим — это как поплавок над водой, ясно сигнализирующий, могут они свободно перемещаться или нет. Он показывает всю полноту демократии в Евросоюзе... Для граждан Беларуси важен четкий и ясный сигнал об открытости Евросоюза.

— Да. Но этот сигнал может появиться в диалоге двух сторон. Евросоюзу невозможно договариваться с белорусским обществом, ведь представителем этого общества является государство. Договариваться надо на этом уровне.

— Тогда почему не придерживаться подобного же принципа и в другом важном вопросе — о «карте поляка»? Почему кто–то апеллирует напрямую к отдельным гражданам, ведь их представителем на международной арене является государство? Господин посол, вы в одном из своих интервью сказали, что белорусы не должны бояться, будто «карта поляка» в будущем используется для пересмотра границ... Но ведь и Германия подписала двухсторонние договоры, но как в Польше восприняли создание немецкого «Союза изгнанных»? В штыки! Понимаю, что это разные ситуации, но одинакова реакция — действия одной страны вызвали непонимание у соседей...

— Я действительно в одном из интервью упомянул о границах. Допускаю, что многие именно так и среагировали на «карту» — вроде бы это какой–то заговор, направленный на то, чтобы довести до автономии и т.д. Но я тогда сказал — давайте спокойно реагировать на такие вещи. Это если бы брат сестру пригласил к себе в гости, а муж сестры сказал бы — они, наверное, убить меня захотели... Было бы правильнее спокойно отнестись к приглашению в гости. Тем более что мы не дали никакого повода видеть в этом угрозу.

Пример с Германией — это совсем другое дело. Там есть два момента. Есть люди, которые считают, что в основополагающей договорной базе недостаточно точно определен момент об имуществе и возможны различные интерпретации. Есть политические силы, которые именно так преподносят этот вопрос и считают, что мы должны подумать о более четкой договорной базе. «Центр изгнанных» — это другое дело. Оценка здесь негативная потому, что поляки считают это попыткой переоценить итоги Второй мировой войны. Нельзя рассматривать немецких граждан, изгнанных с польских территорий, такими же жертвами, как других пострадавших в этой войне. Все–таки немцы начали войну. Потому многие общественные, политические силы в Польше действительно считают, что это опасная попытка изменить общую оценку Второй мировой войны. Со стороны правительства Германии к этим озабоченностям определенное понимание высказывается.

...Возвращаясь к «карте поляка». Хорошо или плохо, но этот закон в Польше введен, и у МИДа нет другого выхода, как только реализовать его. Я понимаю, что есть подход критический к данному вопросу. Но политическая практика является результатом очень многих факторов. На этот раз в силу определенных внутриполитических причин наш парламент принял закон, учитывая прежде всего внутренние соотношения.

Не совсем верно утверждать еще и то, будто только обладатель «карты поляка» может получить визу бесплатно. Такого подхода, что поляки имеют возможность получать бесплатную визу, а другие не имеют, — не существует. Есть разные возможности, разные процедуры. Их много, и они для всех. Самое главное, чтобы вести об этом диалог. Мы будем продолжать объяснять друг другу наши позиции и искать сближения.

— Давайте поговорим о делах, где у нас больше точек соприкосновения. В туристическом бизнесе прежде всего. Нас соединяют Беловежская пуща, Буг, Августовский канал... В Польше есть заинтересованность реализовать связанные с ними проекты, которые, как говорится, Богом даны?

— Конечно. Есть поддержка этих проектов со стороны правительства и государства. Как вы знаете, недавно состоялась встреча смешанной комиссии по экономическому сотрудничеству, и там создана специальная рабочая группа. Будем сотрудничать, чтобы создавать условия для хорошего развития бизнеса в этой зоне. Честно говоря, я хотел бы сказать, что пока сектор агротуризма в Беларуси страдает одним существенным недостатком: приходится платить слишком большие деньги за недостаточный уровень. По–моему, хорошо бы учесть опыт Польши. У нас начинали этот бизнес тоже с не очень высокого уровня обслуживания, но главную роль сыграл фактор цены. Она была низкой, и это привлекало. И сейчас услуга осталась доступной, хотя качество сервиса уже не уступает ни немецкому, ни какому–либо иному в Европе. Поэтому агротуризм у нас хорошо развивается.

Очень важным моментом является Интернет, без которого развитие этого бизнеса совершенно невозможно. Современный турист желает выбирать, бронировать и платить через Интернет.

Мы работаем сообща и над другими совместными проектами. Например, таким, как Несвижская библиотека Радзивиллов. Это, кстати, белорусская идея, и мы активно поддерживаем ее. Речь о том, чтобы восстановить виртуальную библиотеку, книги из которой оказались сегодня в разных странах. Это путь сохранения общего наследия для народов, которые жили вместе в Речи Посполитой. Сейчас спорить, кто что кому должен отдать, полагаю, не стоит. Есть другие прекрасные возможности сотрудничества, ведь мы имеем общие ценности. Ведутся работы в Несвижском замке и костеле. В Несвижской академии действует летняя школа, в которой читают лекции профессора с обеих сторон. С нашей стороны там активно работает Центр исследований и документации исторических памятников.

— И еще один вопрос. Поляки в нашем восприятии — это очень талантливые в торговле люди. Почему тогда Польша — не номер один среди наших торговых партнеров, — непонятно...

— Я должен признать, что наш бизнес, который работает в Беларуси, может быть, и не такой крупный. Но он очень хорошо знает здешние условия. И если видит, что есть какая–то новая возможность, он приходит. Сегодня есть рост, есть хорошая динамика. Несколько лет назад товарооборот уровня двух миллиардов долларов являлся почти мечтой. А сейчас он у нас больше, чем два миллиарда. Несколько дней тому назад в Минск приезжала делегация польских работодателей, представляющая большой польский бизнес. Обговаривались конкретные проекты. Когда мы начнем воплощать их в жизнь, это будет более высокий уровень сотрудничества в пользу обеих сторон.

Нина Романова



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ