Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №193(23.06.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


А. Штефанович. Лукашенко убрал своего верного «солдата»

19.06.08

На днях в Белоруссии произошло на первый взгляд непонятное и в тоже время сенсационное событие. 13 июня Александр Лукашенко снял с должности заместителя председателя Национальной  государственной телерадиокомпании Республики Беларусь («главного телевидения страны») «за совершение проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе»,  известного в Белоруссии режиссера, искреннего и последовательного сторонника действующего президента Юрия Азаренка.

Режиссера не просто сняли с должности, ему фактически выдали  «волчий билет», лишив в дальнейшем возможности занимать какие-либо государственные посты. Что же такое мог совершить недавний любимец Лукашенко, чтобы вызвать такой гнев прежнего высокого покровителя? Перед тем, как попытаться ответить на этот вопрос,  стоит коснуться личности попавшего в опалу режиссера.

На своем профессиональном поприще (документальное публицистическое кино) Юрий Азаренок как никто в Белоруссии внес большой  вклад в укрепление власти Александра Лукашенко, становление современной белорусской политической системы и разгром прозападной оппозиции. Азаренок, будучи еще студентом и сторонником славянского единства с самого начала и без колебаний встал на сторону «славянского вождя» Лукашенко.

Впервые имя Юрия Азаренка стало известно широкой общественности весной 1995 года накануне майского референдума, на который в качестве главных были вынесены вопросы белорусско-русского двуязычия и государственной символики. И если о государственном двуязычии подавляющее большинство граждан изначально занимало вполне определенную положительную позицию – «да», то с символикой все было значительно сложнее.

Используя историческую малоосведомленность населения, антироссийские силы, находившиеся в Белоруссии с начала 1990-х годов у власти, навязали значительной части общества мнение о том, что принятая на рубеже 80-х –90-х годов в качестве государственной символика белорусских полицаев и коллаборационистов времен кайзеровской оккупации является национальной (это при том, что флаг практически совпадает с польским, а герб – с литовским).

Поэтому вокруг новоиспеченых государственных флага и герба  в республике в то время кипели нешуточные страсти. И точку в этом вопросе поставил документально-публицистический фильм Юрия Азаренка «Дети  лжи», в котором автор наглядно и убедительно показал, что ныне используемые оппозицией бело-красно-белый флаг и герб «Погоня» густо запятнаны кровью патриотов-антифашистов. После демонстрации по белорусскому ТВ киноленты Азаренка итоги того референдума были предрешены. Коллаборационистская символика с треском провалилась.

Но особенно широко имя Юрия Азаренка зазвучало накануне и в ходе президентской предвыборной кампании 2001 года. Почти год каждую субботу,  в лучшее вечернее время, по Белорусскому телевидению выходил получасовой фильм из документально-публицистического сериала «Тайные пружины политики». Киноцикл строился по всем правилам психологической войны, имел огромный успех у зрителей и оказывал буквально подавляющее воздействие на лидеров и актив прозападной оппозиции.

Надо сказать, что «Тайные пружины политики» делались на хорошем профессиональном уровне и, что называется, «скользили по грани». В последующем против «пружин» со стороны оппозиции были поданы многочисленные судебные иски, но все они остались без удовлетворения. И не потому, что на суды оказывалось какое-либо давление со стороны властей. Администрация президента РБ тогда, как говорится, «умыла руки», предоставив авторам «Тайных пружин» самим выпутываться из щекотливых обстоятельств.

Более того, в последующем и Юрию Азаренку, и его коллегам по «пружинам» не продлили контракты (в Белоруссии они заключаются на год). Очевидно, в знак благодарности за проделанную работу их уволили с БТ. Тогда же прозвучала и знаменитая фраза Лукашенко о том, что за победу на своих вторых президентских выборах он никому и ничего не должен.

В итоге прославленный режиссер-кинодокументалист оказался на улице и перебивался случайными заработками. Однако не всем  руководителям республики оказалось чуждым чувство благодарности.  Тогдашний генеральный прокурор Белоруссии Виктор Шейман предложил Юрию Азаренку должность руководителя своей пресс-службы. При этом, как заядлый телевизионщик,  Азаренок совмещал работу в прокуратуре с телевизионным творчеством. Его документальный телесериал «Конспирология» получил высокую оценку зрителей и был отмечен премией президента «За духовное возрождение».

Поэтому его последующее назначение заместителем председателя Белтелерадиокомпании воспринималось как должное повышение. Находясь на этом посту, Ю. В. Азаренок немало сделал для продвижения православного славянского киноискусства на белорусский телеэкран. Так, благодаря его усилиям белорусские телезрители имели возможность посмотреть картины из кинотеки Международного кинофестиваля «Золотой витязь», а также познакомиться с лучшими работами югославского и сербского киноискусства.

Кроме того, остросюжетный документальный цикл Юрия Азаренка «Духовная война» в 2006 году был отмечен призом Парламентского собрания Союза Белоруссии и России.

В 2007 и 2008 годах  Ю.В. Азаренок был руководителем белорусской делегации на конкурсе «Евровидение». Конечно, последнее провальное выступление белорусского исполнителя Руслана Алехно сильно ударило по самолюбию белорусских власть имущих, но все же, наверное, не до такой степени, чтобы выместить свою досаду на руководителе делегации и уволить его с работы с «волчьим билетом». К тому же, Азаренок не музыкальный деятель и к песенной  подготовке Алехно вряд ли имел какое-либо отношение.

Так за что же его уволили? Говорят, что в Белграде Юрий Владимирович сильно расстроился  из-за неудачного выступления белорусского певца, в связи с чем опоздал на самолет, направляющийся в Минск. Проступок, конечно, серьезный, но все же не такой чтобы учинить такую беспощадную расправу над вполне заслуженным человеком. Можно было ограничиться или строгим выговором, или, в конце-концов, перевести на другую работу. Тем более что белорусские чиновники, в том числе и высокопоставленные, далеко не ангелы. Случается всякое. Но чтобы так – из любимцев в изгои? Значит, кто-то  в очень влиятельных кругах, а может и извне, был заинтересован в изгнании неудобного православно-славянского режиссера. Нельзя также забывать, что Азаренок  воспринимался как «человек Шеймана». Поэтому не исключено, что удар по режиссеру был нанесен со стороны тех ( в том числе и с Запада), кто стремиться максимально дискредитировать нынешнего Государственного секретаря Совета  безопасности Виктора Шеймана.

Странное дело, но почти в это же самое время, посольство Польши в Белоруссии устроило истерику «Белорусской военной газете» по поводу публикации  31 мая материала Владимира Кожевникова «По лекалам Геббельса, или Соль на раны», в котором показана провокационность и историческая никчемность недавнего широко разрекламированного фильма польского кинорежиссера Анджея Вайды «Катынь».

Кроме того, в Белоруссии уже длительное время кем-то целенаправленно проводится своеобразная  масштабная акция. В Администрацию президента и контрольные органы поступило большое количество  анонимных писем, в которых ответственные работники идеологической вертикали, гуманитарных министерств, ведомств и учреждений, главные редакторы государственных газет обвиняются в финансовых злоупотреблениях и моральном разложении. По закону анонимки должны оставаться без рассмотрения, но белорусская контролирующая система отреагировала и устроила тотальные проверки тем, на кого указал перст анонимщиков. Так что идеологическую опору государства лихорадит.

Но может быть эти события  никак не связаны между собой? Уж больно, на первый взгляд, невероятна такая постановка вопроса. Но вот не так давно  по телеканалу «Россия» был показан документальный фильм «Прометей. Смертельная схватка», где  рассказывалось о методах деятельности польской разведки по развалу Советского Союза  в довоенное время, в числе которых – подкуп, клевета, продвижение во власть своих людей.  В завершение же  фильма было подчеркнуто, что в последние годы польские спецслужбы возобновили операцию «Прометей» в отношении как России, так  и ее союзников.

В этой связи не надо забывать, что в соответствии с пресловутым американским «Актом о демократии в Белоруссии» на антибелорусскую деятельность направлены десятки миллионов долларов, распорядителем которых выступает Польша. Но где же эти деньги? В республике нет массовых протестных выступлений, в почтовых ящиках практически не найти оппозиционных листовок, не видно и действий политических экстремистов или военизированных группировок. Нельзя исключить, что дискредитация  госслужащих и есть одно из главных направлений их применения. Возможно, организация этой кампании хорошо оплачивается и имеет целью окончательно уничтожить и без того на глазах истончающийся слой сторонников Лукашенко в белорусском обществе.

Программа возобновления Речи Посполитой  принята польским правительством,  и нельзя исключать, что систематические скандальные увольнения и «посадки» высокопоставленных чиновников как-то связаны с ее осуществлением. Как бы там ни было, но Александр Лукашенко собственными руками убрал такого верного «солдата президента» как Юрий Азаренок.

Александр Штефанович, Институт стран СНГ


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ