Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №193(23.06.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ




Стенограмма обсуждения Обращения Государственной Думы к Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации в связи с итогами парламентских слушаний на тему «Состояние российско-украинских отношений и выполнение обязательств по Договору о

04.06.2008

Затулин К. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! В будущем году 1 апреля исполняется десять лет со дня вступления в силу Договора о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной, подписанного в 1997 году президентами Борисом Ельциным и Леонидом Кучмой. До 1 октября текущего года стороны должны определиться, собираются ли они сохранить договор или выйти из него, уведомив другую сторону об этом.

Заключая основополагающий договор с Украиной, в котором содержится ключевое для наших стран признание территориальной целостности и границ обоих государств, Россия рассчитывала на перспективу закрепления братства наших народов в отношениях между нашими государствами и никак не предполагала ни перспективы вступления Украины в НАТО, ни осуществляемых ныне на Украине гонений на русский язык и культуру, на нашу общую историю. На протяжении последних лет Украина фактически отошла от обязательств, определённых условиями договора, и встала на путь вытеснения Российского флота из Севастополя и Крыма,

По поручению Совета Государственной Думы Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками провёл 1 апреля открытые парламентские слушания на тему "Состояние российско-украинских отношений и выполнение обязательств по Договору о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной". Обсудив состояние российско-украинских отношений, считая их первостепенно важными для будущего обоих государств, комитет предлагает депутатам Государственной Думы обратиться к Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации со следующими предложениями.

Первое. Продолжить настойчивые усилия по улучшению российско-украинских межгосударственных отношений, состояние которых в настоящее время не может не вызывать глубокую озабоченность у наших народов прежде всего в силу принятых властями Украины мер военно-политического, культурного и информационно-пропагандистского характера, направленных на отход от традиционно дружественных отношений между Украиной и Российской Федерацией, изменение нейтрального статуса Украины, массовое нарушение прав и свобод русского и русскоязычного населения Украины, его ускоренную ассимиляцию.

Второе. В случае присоединения Украины к Плану действий по подготовке к членству в Организации Североатлантического договора или других форсированных шагов по вступлению Украины в НАТО считать эти шаги фактическим односторонним выходом Украины из Договора о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной и рассмотреть вопрос о выходе из него Российской Федерации. Обратиться к гражданам Российской Федерации и гражданам Украины с разъяснением причин и мотивов такого решения.

Уважаемые депутаты, имея опыт проведения многочисленных годов России в странах СНГ и стран СНГ по отдельности в России, мы должны понимать, что текущий год является по-настоящему годом Украины для России, годом борьбы за Украину. Поэтому мы обращаемся к Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации с просьбой усилить работу, направленную на развитие российско-украинских интеграционных инициатив и проектов в сфере экономики, реализацию плана создания Единого экономического пространства с участием Украины; разработать и внести на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о поощрении участия Украины в проекте Единого экономического пространства. В этом нет ничего странного или удивительного. Вы прекрасно знаете, что Конгресс Соединённых Штатов несколько лет назад без всякой инициативы с украинской стороны принял решение о поощрении участия Украины и других стран в НАТО. Мы можем перенять эту практику с полным на то основанием. Предлагаем также рассмотреть вопрос о целесообразности ратификации Российской Федерацией Соглашения о создании зоны свободной торговли.

Мы просим Президента и Правительство Российской Федерации активизировать деятельность по защите прав российских соотечественников, русского и русскоязычного населения Украины, особенно в сфере языка, образования, религии и культуры. Поддержать, в том числе путём выделения средств из федерального бюджета, создание филиалов российских вузов и других образовательных учреждений на Украине. Рассмотреть вопрос о финансировании создания образцовых российских гимназий в Киеве, Харькове, Донецке, Луганске, Севастополе, Одессе и других городах Украины. Содействовать активизации деятельности институтов российского гражданского общества, российских негосударственных некоммерческих организаций на территории Украины.

Коллеги, мы, конечно, не сможем и не должны финансировать из бюджета Российской Федерации в полном объёме изучение и применение русского языка в других странах, в том числе на Украине. В конце концов, русскоязычные налогоплательщики имеют право на учёт своих интересов при принятии на Украине и в других государствах решений о расходовании средств на образование, культуру и так далее. Но меры, которые нами предлагаются, являются важным свидетельством, знаком того, что Российская Федерация не собирается экономить на русском языке, а собирается, наоборот, противопоставить курсу на ускоренную дерусификацию Украины свои меры и готова пойти в этом достаточно далеко.

Мы предлагаем российским властям исходить из того, что принятие украинской стороной без предварительных консультаций с Россией односторонних решений по вопросам пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины является фактическим нарушением международных договоров, заключённых между Российской Федерацией и Украиной, которыми определяются статус Черноморского флота Российской Федерации и условия его пребывания на территории Украины и которые имеют безусловный юридический приоритет над внутренним законодательством, а тем более над подзаконными актами. Указанные односторонние шаги Украины, в частности недавнее поручение Президента Украины Виктора Андреевича Ющенко до 20 июля внести на рассмотрение законопроект о выводе Черноморского флота из Севастополя в 2017 году, подрывают ведущийся на основе наших соглашений переговорный процесс, призванный обеспечить нормальное функционирование Черноморского флота.

Мы просим поручить Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации продолжить активный переговорный процесс, направленный исключительно на решение практических вопросов пребывания и функционирования Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины. А то дело дошло до того, что депутаты Верховной Рады из пропрезидентской "Нашей Украины" собираются установить в Севастополе часы, отсчитывающие срок до выхода Черноморского флота из Севастополя в 2017 году, и будить граждан Севастополя каждое утро песней "Прощай, любимый город, уходим завтра в море". Не дождутся!

Уважаемые коллеги, безусловно, меры, которые нами предлагаются, являются, с одной стороны, сбалансированными и, как видите, предполагают разные решения в разных сферах. Но и конечно же, мы не считаем, что Президент и Правительство Российской Федерации должны в одиночку, без участия депутатов Государственной Думы, бороться за наши интересы на Украине.

В этой связи, конечно, мы рассматриваем — не в этом обращении, а в деятельности комитета — и будем предлагать Государственной Думе принять целый ряд других решений: ну, скажем, учитывая прямое участие государств — стран НАТО в пропаганде вступления Украины в НАТО, рассмотреть вопрос о выделении отдельной строкой в федеральном бюджете статьи расходов на пропаганду внеблокового, нейтрального статуса Украины или обратиться к Верховному Совету Украины, Верховному Совету Автономной Республики Крым, Советам депутатов всех уровней на Украине с просьбой не допустить односторонней пропаганды членства Украины в НАТО и предусмотреть в этих целях выделение средств соответствующих бюджетов на пропаганду внеблокового статуса Украины в равных долях с выделением бюджетных средств на пропаганду и развитие связей с НАТО. Даже Донецкой области навязано в бюджете выделение средств на пропаганду вступления Украины в НАТО. Это не честная игра, не fair play, которой мы все ждём на ближайшем чемпионате Европы по футболу.

Мы считаем также необходимым выступить с целым рядом законодательных инициатив, в частности внести проект закона "О мерах Российской Федерации по противодействию пересмотру всемирно-исторических итогов Второй мировой войны и реабилитации фашизма и его пособников на территории бывшего Советского Союза".

Уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками считает, что осуществление вышеуказанных мер будет способствовать более эффективному взаимодействию Российской Федерации и Украины при решении отягощающих российско-украинские отношения проблем, укреплению взаимопонимания и продвижению по пути стратегического партнёрства. Но без готовности к серьёзному испытанию, без отрезвления наших партнеров отношения с Украиной не выздоровеют. Решения придётся принимать в самое ближайшее время. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо. Уважаемые коллеги, данный текст обращения внесён Комитетом Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, достаточно подробно там обсуждался и вынесен на пленарное заседание. Вчера на Совете Государственной Думы мы включили вопрос об этом обращении в сегодняшнюю повестку. Есть ли необходимость более подробно обсуждать данный текст или есть желание поддержать его? Всё-таки есть вопросы. Прошу записаться на вопросы. Покажите список записавшихся. Десять вопросов. Уважаемые коллеги, давайте не будем задавать больше двух вопросов от фракции. Не будет возражений? Тогда в порядке записи фракция ЛДПР. Пожалуйста, Жириновский Владимир Вольфович.

Жириновский В. В.  У меня вопрос к докладчику. Ожидается встреча двух президентов — Украины и России. Может быть, нам имеет смысл сегодня принять за основу? И обязательно надо будет в целом принять, но после проведения встречи, чтобы дать возможность Президенту Украины, может быть, занять другую позицию или в чём-то, так сказать, изменить свою позицию. Можно как бы показать, что вот мы ждём этой встречи. Если она закончится так же, как заканчивались все остальные, с Кучмой и с Ющенко, тогда мы в любом случае примем в целом. Ну вот, может быть, сделать такую растяжку — разделить принятие за основу и в целом до окончания встречи двух президентов? Каково ваше мнение?

Председательствующий. Пожалуйста.

Затулин К. Ф. Мое мнение, Владимир Вольфович, таково, что этого не следует делать. Мы в течение многих лет ведём дела с Украиной и прекрасно знаем, что каждый раз, когда мы пытаемся занять осмысленную позицию и спросить о выполнении обязательств, находятся причины, по которым мы должны отложить это рассмотрение.

Что касается встреч Президента Российской Федерации с Президентом Украины, то, я надеюсь, они будут носить регулярный, так сказать, частый характер, поскольку иное вряд ли может быть нормой отношений между двумя нашими государствами.

Обращаясь к Президенту и Правительству Российской Федерации, мы, конечно, не ожидаем, что всё, что было здесь сказано, немедленно будет принято к исполнению. Это будет предметом анализа и обсуждения и затем — принятия решений. Но я убеждён, что принятие этого документа как раз накануне встречи двух президентов укрепит позиции России в переговорах и позволит Президенту Российской Федерации опираться на мнение законодателей Российской Федерации.

Председательствующий. Спасибо. Зубов Валерий Михайлович от "Справедливой России". Пожалуйста.

Зубов В. М., фракция "Справедливая Россия". Безусловно, есть официальная позиция Украины, с которой нам трудно согласиться, трудно её принять, но есть и активные оппоненты этой официальной позиции внутри Украины, наши единомышленники. Как скажется такой достаточно, на мой взгляд, неотшлифованный, неотработанный, наспех сделанный текст на возможностях аргументации нашими сторонниками на Украине своей позиции? Добавит ли им это аргументов?

Затулин К. Ф. Уважаемый Валерий Михайлович, вам, как я понял, не очень нравится этот текст, вы считаете его неотшлифованным. Сколько людей, столько и мнений. Я считаю, что текст прошёл очень серьёзную экспертизу. Во всяком случае, рекомендации комитета, на основе которых он был разработан, приняты ещё 10 апреля по итогам парламентских слушаний, куда мы пригласили депутатов Верховной Рады Украины, они присутствовали. Мы пригласили все фракции — как те, которые известны своим хорошим отношением к России и российско-украинским отношениям, так и те, которые явно стремятся лоббировать вступление Украины в НАТО и разрушают тем самым Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной. Мы не дождались на слушаниях здесь ни представителей блока Юлии Тимошенко, ни представителей пропрезидентской "Нашей Украины". На наших слушаниях присутствовали депутаты Партии регионов и Компартии Украины, а также представители политических сил, не представленных в нынешнем составе Верховной Рады.

Я могу вам сказать откровенно: безусловно, — я в этом убеждён — наших друзей на Украине большинство. Как вы знаете, большинство населения Украины выступает против членства Украины в НАТО. Можно и на других примерах доказать, что действительно наших друзей большинство. Но если говорить о политической элите, она в неравной степени делится на наших действительных друзей, которые в состоянии разобраться в том, что мы предлагаем, и в причинах того, что мы вынуждены предлагать, и друзей так называемых, которые, думая, что усидят на двух стульях, пытаются одновременно демонстрировать добрые чувства к России и при этом не предпринимают решительно никаких серьёзных действий, чтобы предотвратить катастрофическое для наших отношений вступление Украины в НАТО или, допустим, не борются всерьёз с дерусификацией Украины и попытками насильного внедрения украинского языка и запрета русского. Наша задача, как мне кажется, состоит в том, чтобы дать понять всем — и друзьям, и противникам, и политическим обывателям, — что мы настроены серьёзно. И пусть те, кто считает, что они должны всё-таки иметь с Россией особые отношения, начнут работать. Время уже наступило, поскольку сроки подходят, я уже сказал — 1 октября в этом году и 1 апреля в будущем.

Председательствующий. Рябов Николай Фёдорович от фракции КПРФ.

Рябов Н. Ф., фракция КПРФ. Константин Фёдорович, я должен поддержать депутата Зубова в том, что текст всё-таки требует дополнения и проработки, его содержательная часть. Возьмите 1-й пункт: продолжить настойчивые усилия, углубить настойчиво... А почему бы сразу не записать: обеспечить улучшение российско-украинских отношений? Это первое. Во 2-м пункте, последнее предложение: "обратиться к гражданам Российской Федерации и гражданам Украины с разъяснением причин и мотивов такого решения", то есть выхода из договора. Возникает вопрос: когда обратиться — когда уже они вступят в НАТО или всё-таки сегодня это нужно сделать? Непонятно.

Председательствующий. Пожалуйста.

Затулин К. Ф. Спасибо, Николай Фёдорович, я понял. Прежде всего хочу сказать, что мы, конечно, многое можем, но мы не Господь Бог и не можем всего. Мы можем "продолжить настойчивые усилия", но "обеспечить" это мы можем только вместе с Украиной, а не без неё. То есть это зависит не только от нашего желания, но и от доброй воли другой стороны. Поэтому в этом абзаце, в этом предложении говорится о том, что нам по силам. Нам по силам усилия, а обеспечение — это результат усилий обеих сторон.

Теперь то, что касается в целом нашего обращения. Конечно, сейчас нельзя окончательно решать, тем более решать за Президента и Правительство Российской Федерации в отношении продления или непродления договора. Впереди ещё несколько месяцев, и они должны быть насыщены срочными переговорами о судьбе договора и всех российско-украинских отношений в целом. Но если мы всё-таки придём к выводу, что наши усилия не привели к результату и Украина продолжает и свой курс в НАТО, и свою практику, при этом сознательно вводит в заблуждение собственное население, говоря: "Что бы мы ни сделали, Россия всё стерпит. Россия всё равно будет не только поставлять нам газ и нефть, но она будет продолжать делать вид, что мы состоим в дружбе, сотрудничестве и партнёрстве"? Вот в этом случае, если решение о выходе из договора будет принято, безусловно, это нужно будет объяснять, и объяснять не только нашим гражданам, но и гражданам Украины, используя все информационные и прочие возможности. Мы должны это запланировать, потому что мы дорожим отношениями с украинским народом. Мы дорожим отношениями с народом, но у нас не складываются отношения с государством Украина — это, к сожалению, факт.

Председательствующий. От фракции "Справедливая Россия" — Горячева Светлана Петровна.

Горячева С. П., фракция "Справедливая Россия". Спасибо. У меня два коротких вопроса. Первый: а знаком ли МИД с текстом заявления, какова их точка зрения и конкретно кто всё же ознакомился?

И второй. Такое складывается впечатление, что Ющенко и Тимошенко будут очень вам благодарны за этот провокационный текст заявления, потому что все те колеблющиеся, которых, как вы сказали, нужно отсечь, будут голосовать на выборах, которые будут очень скоро, именно за вот этих политиков. Так чего вы хотите всё же на самом деле добиться вот этим заявлением — посеять ещё большую смуту или всё же сблизить Россию и Украину?

Затулин К. Ф. Уважаемая Светлана Петровна, у нас с вами многолетний спор о том, как надо выстраивать российско-украинские отношения. Строго говоря, у вас и у тех, кто поддерживает ваш подход, было как минимум десять лет для того, чтобы доказать результативность своих усилий. В своё время вы продавили через второй созыв Государственной Думы ратификацию договора, которым Россия одним махом отказалась от исторических территорий и признала территориальную целостность Украины без всяких условий и без реальных, кроме обещаний о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве, уступок со стороны Украины. Мы теперь видим последствия всего того, о чём мы предупреждали в 97-м, в 98-м и в 99-м. Сейчас, когда это всё стало свершившимся фактом и отступать некуда, потому что позади уже не только Севастополь, но и Москва, вновь разговор: вы знаете, мы кого-то оттолкнём. Ну проснитесь, очнитесь наконец! Уже давным-давно то, что происходит на Украине, является государственной политикой, невзирая ни на какой договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве. Перестаньте искать в тёмных закоулках украинской политики ЭТУ ДРУжбу, сотрудничество и партнёрство с властями Украины, в этой тёмной комнате этих дружбы, сотрудничества и партнёрства давно и след простыл.

А что касается того, с кем мы консультировались, поверьте, мы консультировались. Я не собираюсь здесь сейчас рассказывать, с кем именно, каким образом и так далее. Я прошу поверить мне на слово, что текст является выверенным и в этом отношении мы можем быть вполне спокойны.

Председательствующий. Улас Владимир Дмитриевич от КПРФ. Пожалуйста.

Улас В. Д., фракция КПРФ. Константин Фёдорович, но ведь в тех отношениях, которые сложились сегодня между Россией и Украиной, с народом которой нас связывает само становление государства Российского, где треть населения является этническими русскими, половина разговаривает на русском языке и где пришли к власти откровенно русофобские силы, которые тянут Украину в НАТО, значительная доля ответственности лежит на российском руководстве из-за отсутствия как раз осмысленной политики в последние восемь лет. И этим заявлением своим мы ещё сильнее подтолкнём, в общем-то, — я согласен с Горячевой в этом плане — русофобские силы на Украине к втягиванию её в НАТО. Поэтому я считаю, что оно довольно прямолинейно, есть значительно более тонкие механизмы воздействия, в том числе и поддержка тех элит политических, которые ориентируются на Россию. А вот то, что вы предлагаете, — так уже восемь лет примитивно, прямолинейно действуем и в результате потеряли даже правительство Януковича, которое на Россию ориентировалось.

Затулин К. Ф. Уважаемый Владимир Дмитриевич, то, что я предлагаю, я предлагаю впервые с трибуны Государственной Думы. У вас и у фракции КПРФ, если она разделяет вашу точку зрения, было достаточно возможностей предлагать то, что вы хотели бы, в том числе и более гибкую политику в отношении Украины. Напомню, что именно во втором составе Государственной Думы голосами депутатов вашей фракции этот договор был ратифицирован. Надо, правда, отметить, что далеко не все в вашей фракции были настолько небрежны при обсуждении этого договора, некоторые — я им за это признателен — не стали тогда голосовать за этот договор.

Но, уважаемые коллеги, хочу заметить, что как раз то, что мы предлагаем, и является той самой попыткой выстроить осмысленную, ясную, предупредительную в том числе, позицию Российской Федерации по важному для России вопросу. Именно такой попыткой и является.

Я не знаю, какой у вас опыт общения с так называемыми русофобскими силами на Украине, можете мне поверить на слово, что у меня он достаточно большой.

Из зала. (Не слышно.)

Затулин К. Ф. Я не думаю, уважаемый депутат, что их вообще надо подталкивать. Перестаньте думать, что мы здесь способны каким-то образом повлиять на русофобские силы. Они и без нас уже давно определились, и без вас, и без нас, и они давным-давно тянут в определённую сторону. Ещё раз предлагаю внимательно проанализировать то, что происходит на Украине.

Председательствующий. От фракции ЛДПР - Иванов Сергей Владимирович. Пожалуйста.

Иванов С. В., фракция ЛДПР. Спасибо, Борис Вячеславович.Константин Фёдорович, заметьте, вопросов этих возмущённых и справа, и слева, наверное, не было бы, если бы было и второе обращение, именно к парламенту Украины и к парламенту Республики Крым, немножко другого содержания, в котором мы и разъясняли бы свою позицию. Это было бы как раз первым шагом, одной из тех мер, которые вы предлагали, в связи с разъяснением нашей позиции мягко, ненавязчиво. И ещё маленький короткий вопросик. Скоро триста лет Полтавской битве, надо это мероприятие тоже включить в план мероприятий.

Затулин К. Ф. Уважаемый Сергей Владимирович, я надеюсь, что в вашей фракции, один из представителей которой является председателем нашего комитета, хорошо знают текст рекомендаций, которые были приняты при его участии, при участии других членов комитета. То, что вы говорите по поводу Полтавской битвы, содержится в рекомендациях комитета. Мы не стали абсолютно всё, что мы сами должны сделать, тащить в документ, который адресован президенту и правительству, это было бы странно.

Что касается нашего обращения и к Верховной Раде Украины, и к Верховной Раде (Верховному Совету) Автономной Республики Крым, я убеждён, что до него дойдёт свой черёд и оно будет сделано.

Хочу заметить, что как раз в конце этой недели пройдёт в Крыму традиционный ежегодный фестиваль "Великое русское слово", который как раз проводят власти Автономной Республики Крым и русская община Крыма, и у нас будет возможность там выступать — туда направляется делегация Государственной Думы — и разъяснять нашу позицию. И безусловно, не раз ещё, как я уже сказал, по вопросам, связанным с Украиной, мы, наш комитет, будем обращаться на пленарном заседании к вам с просьбой принять те или иные решения.

Этот год, напомню, не только год, когда истекают сроки предупреждений по поводу договора. В декабре этого года, вы знаете, решением бухарестского саммита предложено рассмотрение заявки Украины в НАТО. Уже на другом уровне и в другом городе. И если мы в этом отношении не будем проявлять настойчивость и не будут проявлять настойчивость прежде всего антинатовские и пророссийские силы на Украине, то вступление Украины в НАТО, присоединение к Плану действий по подготовке к членству в НАТО может состояться. Поэтому всё то, о чём вы говорите, безусловно, найдёт своё место в практике работы комитета и, уверен, Государственной Думы в целом.

Председательствующий. Спасибо, присаживайтесь. Вопросы заданы. Есть ли необходимость выступить? Уважаемые коллеги, у нас по регламенту выступления до десяти минут, я предложил бы сократить время до трёх минут. Нужно ставить на голосование это предложение? Нет. Соглашаемся: до трёх минут выступления представителей фракций. Пожалуйста, Жириновский Владимир Вольфович. Потом Локоть Анатолий Евгеньевич.

Жириновский В. В. Вот так мы сокращаем время на обсуждение, а потом сокращается уровень наших отношений.

Председательствующий. Вы же только что поддержали, Владимир Вольфович, предложение дать по три минуты, вы по крайней мере не сказали, что вы против.

Жириновский В. В. Я не поддержал, я всегда за полный регламент. Абсолютно правильный текст, своевременное заявление. Те депутаты, которые считают, что надо всегда мягко действовать, не замечать... Время было — десять лет! Если будем вот так мягко подходить и не будем ничего делать, её обязательно примут в НАТО.

Вот такую Украину, как сейчас, в НАТО примут, а если мы начнём действовать и на Украине начнутся определённые проблемы, которые не от нас зависят, а от украинской экономики, от её власти, вот ту, взбудораженную Украину никто в НАТО не примет, потому что европейский желудок перевесит: им нужно нормальное снабжение из России. Мы не отказываем Европе и будем постоянно туда направлять энергоносители, но сегодня Украина не пропускает, Украина забирает... В любом случае будет клубок проблем. Европейцам тишина нужна, они холёная такая группа населения, им проблемы не нужны. Вот они приняли некоторые страны и в НАТО, и в Евросоюз — тишина, там ничего нет, а Украина — это полностью связано с нами. Не потому, что есть какие-то различия между Украиной и Россией. География нас заставляет, только чисто географические... И никакой дружбой вы Украину не удержите!

В декабре обязательно откроют план присоединения к НАТО, и в зависимости от наших отношений она будет принята или в 2009, или в 2010, или в 2011-м, и остановить приём только наши действия могут. Действия не агрессивные, нам не нужны их территории. Действия как с европейской страной: пускай все отношения России с Украиной будут по европейским стандартам. В этих условиях Украина сама не сможет функционировать как нормальное государство, и тогда они её в НАТО не возьмут, им не нужны проблемы — ни НАТО, ни Евросоюзу. Поэтому вот такое умиротворенчество: давайте не будем... там русофобы... Слушайте, это ваша партия сделала! В 53-м году Берия начал там нацификацию — убрал все русские кадры, взорвал всё это. Пятьдесят пять лет назад вы это начали делать, когда выгнали всех русских и из милиции, и из КГБ, из всех структур и разрешили нацменам начать антирусскую пропаганду. Что вы говорите, там поддержать кого-то? Пятьдесят пять лет там ведут антирусскую пропаганду, пятьдесят пять лет уже! Поэтому виноваты советские парламенты, советские руководители и мы с вами. А сейчас нужно всё делать так, как в этом обращении написано, — оно абсолютно правильное, хорошее, — делать как Европа: пусть Украина с нами все отношения строит по европейским параметрам, стандартам, ценам и так далее. И вот такую Украину они сами не примут. Вот что мы должны сделать: надо, чтобы не мы добились непринятия Украины в НАТО, а Брюссель отказал Украине в принятии. И Брюссель уже намекнул нам, что это может быть длительный процесс, длительный... (Микрофон отключён.)

Председательствующий. Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста. Включите микрофон.

Локоть А. Е. Спасибо.

Несмотря на традиционное выступление депутата Жириновского, я должен отметить от имени фракции, что данный документ, вышедший из недр комитета по делам СНГ, значительно лучше, чем заявление по голодомору, хотя бы потому, что здесь нет антисоветских оценок, плевков в прошлое, посыпания головы пеплом и так далее, и так далее. При принятии подобных документов мы должны взвешивать, действительно взвешивать и думать о том, какова будет реакция не только руководства соседнего с нами государства, но и братского народа, и это правильно. И мы должны подчёркивать, если не в документе, то, во всяком случае, в комментариях и выступлениях, что это братский народ и мы рассчитываем прежде всего на понимание и поддержку братского народа.

И было бы правильно, если бы этот документ, конечно, начинался с того, что сегодняшнее положение — это результат не тех десяти лет, Константин Фёдорович, о которых вы говорите, а это результат прежде всего распада великой державы — Советского Союза. И если мы эту причину не осознаем, не озвучим и будем отпираться от этого, то мы очень долго будем заблуждаться и критиковать друг друга.

Очень важный вопрос: мы можем или не можем рассчитывать на поддержку и понимание братского народа? Безусловно, можем, потому что на сегодняшний день Коммунистическая партия Украины собрала более шестисот тысяч подписей за то, чтобы российский Черноморский флот остался в Крыму навечно, навсегда, и ставят задачу собрать два миллиона. И я думаю, они соберут, и соберут гораздо больше. Это очень важный фактор, потому что наличие российского Черноморского флота в Крыму — это фактор стабильности, экономической, социальной и политической стабильности в данном регионе, это инфраструктура всего Крыма и всего Севастополя, это рабочие места. И если они дожмут и если они всё-таки сумеют совладать с ситуацией и выдавят российский флот оттуда, то, я думаю, вряд ли украинское руководство удержит политическую ситуацию. Вот о чём мы сегодня должны говорить.

Конечно, можно ещё много сделать предложений в данный документ, нет предела совершенству, но думаю, что в своей основе он правильный и тональность разговора сегодня правильная. И фракция КПРФ будет голосовать за.

Спасибо.

Председательствующий. Спасибо. Пожалуйста, Багдасаров Семён Аркадьевич, от "Справедливой России". Включите микрофон депутату на рабочем месте.

Багдасаров С. А., фракция "Справедливая Россия".  Я хотел бы обратить внимание на следующее.У нас как-то странно получается. Очень важное заявление нам раздали буквально в канун слушания этого заявления, то есть вчера. Естественно, многие просто не могли до конца вникнуть в это.

Я считаю это заявление достаточно сырым. Почему? Мы высказываем претензию Украине по поводу вступления её в НАТО (в этом заявлении есть два серьёзных момента — это опасение, связанное со вступлением Украины в НАТО, и статус Черноморского флота), но при этом абсолютно не обращаемся к Североатлантическому блоку, не ставим вопрос о том, что нельзя вести такую агрессивную политику на территории бывшего Советского Союза, и не используем болевую точку Северного альянса. А может быть, пора поставить вопрос о том, что если НАТО проявляет такую большую активность на постсоветском пространстве, в том числе по отношению к Украине, то, может, нам целесообразно воздействовать на болевую точку под названием "Афганистан", где войска Северного альянса на сегодняшний день несут серьёзные потери и эти потери растут? И к тому же зона, которую они контролируют в Афганистане, постепенно сокращается, несмотря на увеличение количества натовских войск.

Что я имею в виду? Может быть, нам следует рассмотреть вопрос о возможной денонсации соглашения между рядом натовских стран и Россией об использовании России как транзитного коридора для поставки вооружения и личного состава войск НАТО, в частности Франции и Германии, в Афганистан и в Центральную Азию и также поставить пред центрально-азиатскими государствами (я имею в виду Узбекистан, Киргизию,

Таджикистан) вопрос о целесообразности нахождения баз НАТО на их территориях? Для этого у нас тоже есть существенный рычаг — это миграционная политика в отношении этих стран. А то как-то странно получается: мы Украине высказываем свои претензии и в то же время делаем вид, что НАТО тут ни при чём. Это первое.

Второе — что касается Черноморского флота. Наши заявления очень многочисленны. Господин Лужков, попав в Севастополь, заявил о том, что Севастополь — это российская территория. Хорошее заявление, я согласен с этим. Но что после этого заявления последовало? Руководство Украины и президент Ющенко собрали Совет национальной безопасности и обороны, если я не ошибаюсь, и начали предпринимать реальные шаги по вытеснению нашего Черноморского флота оттуда. Тут уже и господин Затулин приводил факт. А может быть, нам пора перейти от разного рода заявлений тоже к конкретным шагам? Если мы считаем, что Севастополь — это наша территория, то, может быть, надо поставить вопрос о денонсации договора о госгранице между Украиной и Россией? Пора переходить к реальным шагам.

Поэтому я считаю это заявление сырым. Я считаю, что оно за собой ничего не влечёт, кроме очередного помахивания палкой у носа украинского руководства. А пора этой палкой и начинать бить, и не только украинское руководство, надо жёстко ставить вопрос перед НАТО: вы всё глубже и глубже входите на постсоветское пространство, и мы вам в таком случае отказываем в предоставлении наших транзитных коридоров... (Микрофон отключён.)

Председательствующий. Время, предложенное для выступлений, истекло. Уважаемые коллеги, я ставлю на голосование данный проект обращения Государственной Думы. Кто за?

Прошу включить режим голосования.

Покажите результаты голосования.

Результаты голосования (10 час. 59 мин. 57 сек.)

Проголосовало за 408 чел 90,7%

Проголосовало против 5 чел 1,1%

Воздержалось 3 чел 0,7%

Голосовало 416 чел.

Не голосовало 34 чел 7,6%

Результат: принято

Принято.




Выступление К.Ф.Затулина на парламентских слушаниях Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками на тему: "О проблемах сохранения, применения и развития русского языка за рубежом"

05.06.2008 г.

Уважаемые коллеги, уважаемые участники слушаний, дорогие соотечественники!

Положение русского языка за рубежом, в первую очередь, в постсоветских государствах, не может не беспокоить Россию, поскольку ни на одном направлении по обеспечению должного статуса русского языка в системе образования на русском языке, по распространённости русского языка в медийном пространстве за рубежом не наблюдается положительных сдвигов. По сей день всё, что происходит с русским языком на постсоветском пространстве, свидетельствует о сохранении или усилении отрицательных тенденций, за исключением, может быть, того нового интереса к русскому языку, который вызван, по-моему, в основном подъёмом нашей экономики и ростом заинтересованности или в бизнесе с Россией или в трудоустройстве на территории России.

В 2006 году наш Институт стран СНГ (Институт проблем диаспоры и интеграции) по заказу Министерства иностранных дел России провёл масштабное исследование положения наших соотечественников за рубежом. Оно опубликовано. Я хотел бы привлечь внимание к тому факту, что вопрос русского языка является одним из двух вопросов, который наши соотечественники выделяют повсеместно за пределами Российской Федерации в качестве основного вопроса, который, они считают, должен быть решён для улучшения их состояния.

Вторым вопросом является вопрос получения российского гражданства. Я убеждён, что... (отвлекаясь от темы), что та практика, которая на протяжении ряда лет складывалась по ограничению, назовём вещи своими именами, получения российского гражданства, упорядочиванию процедур, их ужесточению, она на самом деле резко расходится, во-первых, с потребностями России, а, во-вторых, с желаниями самих наших соотечественников - обеспечить себе хотя бы второе российское гражданство, по принципу двойного гражданства.

Но если говорить о проблеме русского языка, то за придание русскому языку статуса государственного, как основной задаче, которую сами соотечественники ставят перед собой и перед Россией, и перед страной пребывания, высказалось более половины опрошенных в Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Молдавии, Украины (хотя, как вы знаете, в Белоруссии этот вопрос на государственном уровне решён). При этом нельзя обойти вниманием тот факт, что новое поколение соотечественников уже начало смиряться с положением вещей. Разница в количестве тех, кто выступает за государственный статус русского языка в младшей возрастной группе, если можно так выразиться, до 24 лет, почти на 10 процентов меньше, чем в группе среднего поколения, среднего возраста - от 34 до 54 лет. То есть молодое поколение наших с вами соотечественников, а опрос проводился только среди российских соотечественников, - уже свыклось и не понимает, каким образом этот вопрос может быть решён, не ставит его перед собой.

Конечно, на Украине молодёжь более активно выступает за повышение статуса русского языка, поскольку эта проблема носит открытый политический характер. В Казахстане, где открытый политический характер носят только те проблемы, которые санкционированы сверху, вопрос статуса русского языка не обсуждается так публично и, соответственно, как показывают опросы, не находит такого же уровня поддержки среди соотечественников.

Дорогие друзья! Византийский автор времён подъёма империи при Юстиниане, выдающийся историк Прокопий Кесарийский, подводя итоги этому периоду и своим сочинениям, в конце жизни сказал очень горькую фразу: "Мой рот полон горечи". Он имел в виду то, что подъём государства при императоре Юстиниане не сопровождался закреплением результатов, зато нереализованных возможностей, утраченных надежд оказалось в избытке.

Я хочу сказать, что на протяжении полутора десятков лет, фактически с самого момента, как в это здание пришли депутаты в первую Государственную Думу, мы всё время принимаем заявления, резолюции, выступаем и требуем уважения к русскому языку за рубежом. Но мы должны сами самокритично отнестись к этому: надо понять, что это наше важное и нужное дело, к сожалению, имеет очень малый КПД - коэффициент полезного действия. Мы продолжаем, я говорю сейчас о Российской Федерации, исходить словами и в то же самое время прилагаем реально чрезвычайно мизерные усилия перед лицом проблемы, которая перед нами стоит. Послушайте, что означает треть средств, которая тратится в правительственной программе... в соответствии с правительственной программой, по решению Правительственной комиссии по делам соотечественников, на поддержку русского языка за рубежом. Мы же знаем, сколько этих средств выделяется. Эта треть - это, в лучшем случае, в лучшем случае - пара сотен миллионов рублей.

А проблема русого языка, на самом деле, гораздо более капиталоёмкая. Вот вчера мы приняли , я считаю, очень важное обращение к Президенту и Правительству, касающееся наших взаимоотношений с Украиной. Мы записали в документе, это было поддержано депутатами, что должны тратить, наконец, средства федерального бюджета на поддержку российских вузов, которые будут создавать свои филиалы на Украине. Причём я не стал бы в данном случае подразделять российские вузы на частные, акционерные или государственные. Любые российские вузы, которые действуют по российским программам, и, в том числе, учат русскому языку, если они проявляют такую активность на Украине, должны быть поддержаны. Должна быть разработана в этом отношении система грантов федерального бюджета. Я очень надеюсь, что наше предложение не останется просто фразой, и при корректировке бюджета на будущий год мы обязательно добьёмся того, чтобы это было осуществлено.

Мы записали, что считаем возможным тратить средства федерального бюджета на создание образцовых российских гимназий в городах Киеве, Луганске, Донецке, Харькове, Севастополе, Симферополе, фактически в городах центра и востока Украины. Наши партнёры, наши друзья на Украине говорят: да, мы любим Россию, мы любим русский язык, но сделайте хоть что-нибудь, чтобы мы видели, что для вас это небезразлично, кроме бесконечных деклараций по этому поводу. Потратьте хоть какие-то деньги, которое стопками, кирпичиками лежат в Стабилизационном фонде, если у вас других доходов нет, или используйте хотя бы те средства, которые вы сегодня извлекаете из повышения цен на газ и таким образом, в том числе, с Украины эти деньги берёте. Часть этих средств направьте на русский язык и публично это сделайте - чтобы всём было ясно, что в Российской Федерации не просто себе карман набивают, но тратят на то, чтобы образ Российской Федерации и положение русского языка на Украине улучшалось.

Нам надо, наконец, разобраться - соотнести наши усилия и объём, масштаб стоящей проблемы. Я слышал много раз всё то, что уже сегодня говорилось. Я поддерживаю всё, что было здесь сказано. Но мы должны отдавать себе отчёт, что это - лёгкая рябь на поверхности огромного океана, - всё, что мы на сегодняшний день делаем. Потому что не соответствуют наши усилия и ресурсы масштабам проблемы.

Слушайте, мы с вами всё, что угодно, можем решить в Государственной Думе, но мы не можем заставить центральные телеканалы Российской Федерации создать специальную программу для соотечественников и клипы с призывом «Учите русский язык». Как это делает, например, Британский совет: "Евроньюс" периодически показывают смешные клипы, где симпатичные медведи, еще более симпатичные чем те, которые изображены на гербе нашей "Единой России", призывают учить всех английский язык. Неужели английский язык под угрозой в мире? По-моему, нет.

Последнее, что я хотел бы сказать, поскольку времени действительно нет, это о программе переселения, о которой здесь тоже говорили и которая тоже имеет отношение к русскому языку. Но давайте всё же разберёмся, откуда мы должны, прежде всего, черпать ресурсы для программы переселения. Это имеет отношение к русскому языку. Если и дальше Федеральная миграционная служба будет идти по пути наименьшего сопротивления и собираться переселять людей из Крыма, Севастополя, Украины и северного Казахстана, то тогда что будет завтра с политикой Украины и Казахстана, из которых уедут русские?

Может быть, надо это делать в отношении других стран? Там, где сложнее вести работу. Может быть глубже, в Центральной Азии собирать людей. Например, в Туркмении, где им совершенно нечего сегодня делать, где их постепенно превращают в азиатов. И сосредоточиться на том, чтобы там, в Казахстане, всё-таки поддерживать русских язык современными формами.

Спасибо. 


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ