Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №193(23.06.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Эволюция национальной идеи в Казахстане

 ia-centr.ru, 04.06.08

В каждом государстве существует своя система ценностей и идеалов, свое мировоззрение и отношение к мироустройству. Каждый народ в ходе своего исторического развития становится носителем некой величественной идеи, которую он пытается воплотить в жизнь. Национальная идея как высшая идея, разделяемая всем народом, придает ориентир, цель, смысл жизни. Безусловно, значение и влияние национальной идеи в поворотные моменты истории особенно велико.

Национальная идея - понятие, отражающее в сознании людей реальные или мнимые устремления народа страны, его достижения. Она отражает коренные интересы народа. Национальная идея не может быть абстрактно сформулированной идеей. Необходим конкретный подход, учет своеобразия данной страны, исторических судеб того или иного народа.

По словам российского исследователя А.А. Валькова, «каждый народ, достигший национальной ступени развития, вынашивает свою собственную идею, свои неповторимо-индивидуальные духовные акты. Мучительно медленно формируясь, он приходит к реализации этого акта из глубины веков, для того чтобы органически вплести свой уникальный голос в один хор становящегося человеческого всеединства» [1]. Национальная идея рождается в недрах национального самосознания, которое концентрирует в себе осознание нацией, как своего исторического развития, так и своей собственной судьбы в настоящем и будущем. Она возникает как кристаллизация духовной атмосферы, характеризующей тот или иной этап развития страны, народа. Это есть средство самопроявления и самораскрытия народа. Сейчас, в эпоху бурных цивилизационных процессов, как никогда раньше остро стоит вопрос о месте Казахстана и его нации в глобальном мировом сообществе, о выборе пути развития страны, перспективах межэтнического взаимодействия внутри страны.

Генезис и эволюцию национальной идеи в Казахстане необходимо рассматривать как на собственном национальном, так и на широком, общецивилизационном, уровне.

В настоящее время определились различные современные подходы к рассмотрению национальной идеи: онтологический, культурологический, политический, гражданский, этнический и др. Национальная идея - это импульсивное стремление любого народа сохранить корни и истоки. Национальная идея живет в сознании казахов в течение всей истории их этнической идентификации. Это казахская национальная идея. Интуитивно возникшей в советских условиях национальной идеей казахского народа была идея этнического самосохранения народа, исторической памяти и преемственности поколений. Многовековой дух свободолюбия не был растрачен казахским народом на крутых переломах истории ХХ в. Сильный национальный дух позволил нации не потерять себя. Президент Казахстана Н.А. Назарбаев в своей книге «В потоке истории» так писал об этом: «Консервация» традиционного уклада жизни вплоть до начала ХХ века, несмотря на все давления и деформации, способствовала сохранению мощного этнокультурного сознания. Несмотря на жесткий социокультурный прессинг, никому не удалось сломить механизмы национально-культурного воспроизводства. Работа национального духа, часто не заметная за казенщиной тоталитарных излияний лояльности, продолжалась всегда. Казахи не поменяли за долгие годы ни своей конфессиональной, ни этнической идентичности» [2].

Благодаря появлению плеяды патриотов казахского народа, получивших блестящее образование и обладавших широким кругозором, создавших первое национальное правительство - Алаш, была заложена основа казахской политической идеи. В советское время не было возможности выражать национальную идею. Совершенно очевидно, что после 1918 г. национальная идея казахского народа могла существовать лишь в рамках коммунистической системы как реакция на советский тоталитаризм. Политические репрессии тоталитарного режима были направлены против казахского национализма, национальной идеи, национального самосознания. Жестокими репрессиями режим пытался пресечь идейную преемственность в духовном развитии казахской нации.

Герои национального духа - лидеры Алашского движения - высоко подняли самосознание народа, выдвинули идеи национального освобождения, провели последовательный курс на защиту национальных интересов казахского народа. Идея национального самоопределения для своего народа в форме автономии в рамках демократического федеративного Российского государства отражала реализм позиции Алаш и присущее ему стремление провести модернизацию казахского общества на основе разумного сочетания традиционализма с лучшими достижениями российской культуры, общечеловеческой цивилизации.

Идея Алаш - это казахская национальная идея, идея преемственности, независимости. Она была подхвачена народом, развивалась, жила в его исторической памяти. Архивные документы свидетельствуют об этом.

Алашская идея сыграла большую роль в подъеме на качественно новый уровень развития казахского народа. После самоотверженной идейно-политической борьбы по отстаиванию национальных интересов лидерами Алаш в 20-30-е гг. попытки поиска казахской национальной идеи были проявлены в создании и деятельности национальных групп и объединений «Союз защитников казахского народа», «ЕСЕП» («Партия героев, любящих свою Родину»), «Жас тулпар», «Жас тулек» и др., в публикациях на страницах печати и художественных произведениях казахских писателей о национальной истории, языке, культурном наследии, в тернистых усилиях по открытию казахских школ Ш. Смаханулы и др., в событиях в Целинограде 1979 г. Ярким взлетом казахского духа и проявлением национального самосознания было героическое выступление казахской молодежи против могущественной советской империи в декабре 1986 г.

Выдающиеся талант и усилия в служении народу замечательных поколений казахской интеллигенции помогли нации сохранить себя в условиях разрушительного слома вековых устоев, трагедии голода и войны. Несмотря на тяжелые испытания борьба казахского национального духа за свободу продолжалась.

Идеи о национальном самоопределении, призывы к молодежи, народу о развитии национальной культуры, духовных традиций, языка, о будущем актуальны сегодня, в период реального суверенитета казахстанского государства. Эти идеи не потеряла своей актуальности и поныне. Так, преемственность Алашской идеи сегодня можно видеть в той деятельности, которую осуществляет национальная интеллигенция по возрождению духовно-культурного наследия народа, в наличии споров и дискуссий о казахской идее, миссии, казахском проекте, вопросе.

На казахском этносе как государствообразующем этносе лежит большая ответственность за сохранение внутриполитической стабильности и межэтнического и межконфессионального согласия в современном Казахстане.

В современном понимании казахская идея содержит следующие составные части: суверенитет титульного этноса на всей территории страны, поддержание его государствообразующей роли, собственность народа на природные ресурсы, роли государственного языка как консолидирующего фактора в полиэтничном казахстанском обществе, поддержании культурных связей с соотечественниками в ближнем и дальнем зарубежье, адаптации оралманов. В целом казахская идея сегодня сводится к проблеме выживания казахской нации в условиях глобализации современного мира, достижения конкурентоспособности нации, государства.

Со времени обретения Независимости Казахстана продолжается острая дискуссия по вопросам разработки национальной идеи, объединяющей народы, стимулирующей прогрессивное развитие страны. Это важная методологическая, политическая проблема современности.

Интеллектуальной элитой общества предпринималось множество попыток обосновать необходимость новой национальной идеи и раскрыть ее содержательную основу. Взгляды на основные принципы национальной идеи сводились к следующим методологическим аспектам. Это мнения:

- о воссоздании и закреплении традиционных, культурных, мировоззренческих, ориентиров, имеющих многовековую историю и оттесненных советским прошлым;

- внедрении «западных» ценностей;

- вплетении традиционного сознания в систему западных ценностей.

Видение национальной идеи казахстанского общества не раз было сформулировано и Президентом нашей страны Н. А. Назарбаевым. Так, в одном из его выступлений на встрече с представителями общественности слагаемыми национальной идеи Президент Казахстана назвал дружбу, равенство и равноправие всех этносов республики. Были определены пять основных принципов национальной идеи. «Первый - равенство всех этносов. Второй - национальная идентичность, стремление общаться на родном языке, развивать национальную культуру и традиции. Третий - религиозная идентичность. Пусть каждый исповедует ту религию, которая ему ближе. Четвертый - законопослушание, человек свободен до тех пор, пока не переступил закон. Пятый принцип - развитие малого и среднего бизнеса, в котором должно быть задействовано 50-60% трудоспособного населения» [3].

Сегодня споры вокруг основополагающих принципов новой консолидирующей идеологии не утихают. Предлагаются все новые и новые подходы, идеи и ценности. Используются все новые и новые понятия: общенациональная, казахстанская мечта и др. Общенациональную мечту связывают с надеждами на лучшую жизнь, создание процветающего государства, социальное благополучие общества. Казахстанская мечта базируется на трех основных парадигмах: политико-государственной, социально-экономической и духовно-культурной. Казахстанская мечта должна являться объединяющей идеей, которая бы сплотила полиэтническое общество.

Реализация казахстанской мечты - далеко не простой процесс. Формирование ценностных установок казахстанцев также сложный процесс.

Важное значение для успешной реализации казахстанской мечты, национальной идеи имеет выход на новый, надэтнический, уровень интеграции казахстанского общества. Это соответствует и закрепленным в Конституции общегражданским принципам характера государственности, территориальной (гражданской) модели наций.

Национальная идея в Казахстане понимается как интегрированная, объединительная идея. Она основывается прежде всего на четком понимании населением страны своей национальной, гражданской идентичности. Такая национальная идея создается, вызревает в самом обществе в результате осознания гражданами страны национальных задач.

В современных условиях разумным подходом к разработке общенациональной идеи Казахстана как полиэтнического государства является использование обеих существующих концепций нации - гражданской и этнокультурной, а не опираться только на одну из них, отбрасывая в то же время другую.

Сегодня в сфере внутренней политики государства сформулированы основные идеологемы, отвечающие интересам казахстанского общества. Это идея национальной безопасности, понимаемая в самом широком смысле: от безопасности государства, общества, нации до безопасности личности. Она связана с противодействием экстремизму и терроризму. Это и идея о собственном историческом пути, уникальности Казахстана, стране мира, межэтнического и межконфессионального согласия, единства его народа.

Новое содержание общенациональной идеи Казахстана было озвучено Президентом страны как идея конкурентоспособности страны, нации.

Общенациональную идею Казахстана как интегрированную идею, общую для всех граждан страны, логично рассматривать и в евразийском контексте.

Доктрина евразийства как новая глобально-национальная концепция, провозглашенная русскими эмигрантами-интеллектуалами, существовала и развивалась и в смутные исторические времена, частично наполняясь новым содержанием, отчасти соответствующим процессу постепенной эволюции государства. Евразийство сегодня по праву называют одним из наиболее перспективных интеллектуальных течений и общественных движений нового столетия. Среди крупнейших современных евразийцев - Президент Казахстана Н. Назарбаев. Евразийской идее сегодня придается роль основополагающей идеи существования Казахстана и дальнейшего его развития в общецивилизационном плане.

Идею евразийской интеграции пронизывает и идея интеграции этносов в полиэтническом государстве, что является значительным подспорьем и стимулом в постижении и реализации идеологии евразийства. В Казахстане сложилась уникальная полиэтническая общность, основанная на первоначальном синтезе тюркской и славянской этносоциальных групп в дальнейшем сочетании с другими этносами. Здесь наблюдается наличие одного из основополагающих моментов евразийской общности, на который делали упор основоположники евразийства, - многообразие народов, совместно проживающих на одной территории. Надо отдать должное геополитической прозорливости первого Президента нашей республики, благодаря которому Казахстан с обретением суверенитета неизменно и настойчиво ратует за региональную интеграцию вне зависимости от политических, религиозных приоритетов и национальных признаков. В свете высказанных Президентом страны идей о проблеме евразийства можно отметить, что существует субъект этих принципов - евразийская общность, которой присущ особый образ жизни и менталитет.

В современных условиях идея евразийства наиболее актуализируется. Она является единственной альтернативой той угрозе, которую представляет собой развитие мира в сторону однополярности. Казахстан выступает за укрепление евразийского единства, за движение в сторону многополярности.

Президент Н.А. Назарбаев не раз подчеркивал, что на евразийском пространстве нас сближают история, века. У нас общие стратегические интересы и единство судьбы. Эта историческая общность судьбы и есть необходимая подоплека для создания Евразийского союза сегодня. Следует обратить внимание еще на одну важную подоплеку необходимости евразийской интеграции. Это взаимозависимость стабильности и безопасности нашей республики и безопасности в ближнем окружении и ведущих странах мира. Об этом емко сказано в книге главы государства Н.А. Назарбаева «Критическое десятилетие»: «Национальная безопасность Казахстана должна быть тесно связана с безопасностью Центрально-азиатского региона. Безопасность Центрально-азиатского региона следует рассматривать как составляющую безопасности Центральной Евразии. Центрально-евразийский регион должен быть частью евразийской безопасности, являющейся частью глобальной системы безопасности» [4].

Следует отметить, что сверхъактуальная идея нашего Президента о евразийском единстве и интеграции получает развитие в его политических инициативах. В своей лекции в Евразийском национальном университете Н.А. Назарбаев отметил: «Евразийская Идея как теория была рождена в прошлом веке. Но, уверен, что Евразийская Идея как практика организации новой жизни будет воплощена в этом веке. Евразийство - одна из главных идей 21-го века. Три кита Евразийской Идеи, практически реализованные по инициативе Казахстана - это ЕврАзЭс, СВМДА и ШОС. И это - три разных практических выражения одного невыразимого Центра, Единой Евразийской Идеи. И духовной столицей, сердцем Евразии может стать Астана» [5].

В настоящее время мы осмысливаем историю и видим тесную взаимосвязь вчерашнего и сегодняшнего. Взятый официальный курс на проведение собственных национальных идей побуждает историков и политиков обращаться к идейному наследию прошлого. Сегодня мы наблюдаем практическое воплощение идей прошлого в рамках евразийского пространства, региона Центральной Азии. Так, идеи лидера туркестанского национального движения начала ХХ в. Мустафы Шокая получают сегодня дальнейшее развитие в выдвинутой Президентом независимого Казахстана инициативе о создании Союза центрально-азиатских государств. Президент упомянул: «...самым лучшим было бы создать союз центрально-азиатских государств, куда я включаю Казахстан и Среднюю Азию...Нам сам Бог велел объединяться: 55 миллионов населения, нет языковых барьеров, ...находимся на одном пространстве, ...СМИ должны говорить о близости наших культур, общей истории, языка, будущего наших детей... Если вспомнить историю, то объединяться нас призывал еще в 1918 году Мустафа Шокай» [6].

Учет идей евразийцев 20-30-х гг. ХХ века при реализации национальной политики государства и возрождение несколько по-новому сформулированной идеи создания Евразийского союза с последующим ее осуществлением во внешней политике могут стать фундаментальной основой для самоидентификации Казахстана как евразийского государства.

В нынешнем глобализирующемся мире идет тенденция усиления общецивилизационных ценностей как фундамента нового миропорядка и бытия. Происходит сильная трансформация самого казахского этноса, заметны новые модели стиля жизни. Необходимо, чтобы цивилизационные проблемы тесно и органично переплетались с собственными, национальными.

Каждая страна, любой народ, вступающие на путь интеграции, в сообщество демократических государств, могут и должны внести свою лепту в становление новой цивилизации, центром которой является человек во всем богатстве его способностей, многообразии форм самореализации в этом сложном, динамично развивающемся мире.

Практическую реализацию евразийской стратегии Н.А. Назарбаева мы видим и в следующих идеях Президента. В Послании Президента народу Казахстана в феврале 2007 г. были определены конкретные направления по динамичному обновлению Казахстана в новом мире. Так, Президент обозначил такие направления, как укрепление единства народов, поддержка и развитие широкого общественного консенсуса по основополагающим ценностям модернизации казахстанского общества, которые выходят за границы политических идеологий и текущей конъюнктуры; укрепление единой гражданственности; духовное развитие народов Казахстана и триединая языковая политика. Одним из ключевых направлений утверждение позиций Казахстана как центра межкультурного и межконфессионального согласия в развитии «диалога цивилизаций» [7].

В современном глобальном мире наиболее конкурентными нациями будут те, кто осваивает новейшие технологии, вкладывает в развитие человека. Модернизация нации, развитие и наращивание ее конкурентного потенциала - неотвратимое веление времени. Таким же вызовом времени является установление и поддержание взаимопонимания цивилизаций.

Этим вызовам современности отвечает идея Президента Н.А. Назарбаева о том, что «с рядом государств, которые так же заинтересованы в расширении и углублении диалога цивилизаций, мы могли бы совместно выступить с крупными международными инициативами, направленными на сближение понимания между Востоком и Западом по ключевым проблемам современного мироустройства» [8].

Список использованной литературы

1. Вальков А.А. Идея нации в свете русской социально-философской мысли / Изд-е Башк. ун-та. Уфа, 1996. 100 с. (7, 8).

2. Назарбаев Н.А. В потоке истории. Алматы: Атам?ра, 1999. 296 с. (20, 25).

3. Национальная идея // Казахстанская правда. 2001. 20 января. С. 1.

4. Цит. по: Дутбаев Н. Региональная безопасность // Мысль. 2003. № 6. С. 20 - 23 (23).

5. К экономике знаний через инновации и образование. Лекция Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева // Казахстанская правда. 2006. 27 мая.

6. Новый Казахстан. Разговор о стране. Интервью Главы государства Нурсултана Назарбаева ведущим авторских программ республиканских каналов // Казахстанская правда. 2007. 10 апреля. С. 3.

7. Новый Казахстан в новом мире. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 28 февраля 2007 г. // Казахстанская правда. 2007. 1 марта 2007 г.

8. Там же.

Жанна Кыдыралина


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ