Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №194(01.07.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
НАМ ПИШУТ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Г. Коненко. Состояние торгово-экономических отношений  между Россией и Молдавией в 2006 – 2008 гг.

27.06.08

Геннадий Коненко, зав отделом Приднестровья и Молдовы Института стран СНГ

Надо сказать, что в отношениях между Россией и Молдовой в области торговли и экономических связей к 2006 г. накопилось предостаточное количество проблем. Кардинальные изменения во внешней политике Молдовы, когда основным ее вектором стало развитие связей с Западом, привели к тому, что решения 7-го заседания Межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурно-гуманитарному сотрудничеству между РФ и РМ, состоявшегося 27 июня 2003 г., остались, по сути дела, невыполненными. Главным образом, это коснулось двустороннего сотрудничества в области энергетики. Кишинев под предлогом уменьшения зависимости от России стал постепенно отказываться от выполнения своих обязательств, возводить искусственные преграды для российских инвесторов, особенно в приднестровском регионе, несмотря на то, что эти вопросы были предварительно с ним согласованы,  и т.д.

В то же время Молдова по-прежнему пользовалась известными торговыми льготами и привилегиями, предоставленными ей Россией в торгово-экономическом сотрудничестве, что фактически было безвозмездным кредитованием молдавской экономики и не раз помогало коммунистическому руководству страны успешно отстаивать свои позиции во внутриполитической борьбе с оппозицией.  Поэтому все обращения российской стороны о необходимости возобновления работы Межправительственной комиссии оставались Кишиневом не услышанными. И только тогда, когда Россия стала в большей степени учитывать свои национальные интересы при осуществлении торгово-экономических связей с Молдовой, перейдя, в частности, на международные стандарты при определении цены на поставляемые в Молдову российские энергоносители, к более эффективному контролю за качеством экспортируемых в Россию молдавских товаров, Кишинев был вынужден согласиться с предложением Москвы о срочном проведении заседания Межправительственной комиссии.

Однако и 8-е заседание Межправкомиссии, которое состоялось в Москве в ноябре 2006 г., не смогло решить все накопившиеся за три года проблемы.

По итогам 8-е заседания МПК 27 ноября 2006 г. была подписана Программа сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова в гуманитарной сфере на 2006-2007 гг., межправительственные соглашения об урегулировании задолженности Республики Молдова перед Российской Федерацией и об урегулировании вопросов, связанных с государственным внутренним валютным долгом бывшего СССР (российская сторона пошла на реструктуризацию долга с рассрочкой на 15 лет, начиная с 2005 г.), а также межведомственное Соглашение о сотрудничестве в области образования.

Важной договоренностью на этом заседании было согласие Молдовы на вступление России в ВТО. Соответствующий протокол между РФ и РМ был подписан также 27 декабря 2006 г.

Товарооборот между РФ и РМ в 2006 г. составил 986,9 млн. долл. США и снизился по сравнению с 2005 г. на 1%. Экспорт России составил 663,6 млн. долл. (увеличился на 48%), импорт – 323,3 млн. (снизился на 41%). Положительное сальдо для России превысило 340 млн. долю США.

Снижение импорта из Молдовы в 2006 г. было связано, главным образом, с тем, что с конца марта 2006 г. Россия ввела запрет на поставки в нашу страну молдавской винодельческой продукции, поскольку в поставляемых на  российский рынок винах были обнаружены пестициды и тяжелые металлы.

В 2005 г. Москвой был наложен запрет на ввоз с территории Молдовы мяса, фруктов, овощей и др. растениеводческой продукции, которая не соответствовала санитарным нормам. В этой связи в 2006 г. в Молдавии было закуплено, например, мяса лишь на 1,2 млн. долл. США, тогда как в 2005 г. мясной продукции было закуплено на сумму 8,9 млн. долл.

В январе 2007 г. между сельскохозяйственными ветеринарными ведомствами РФ и РМ была достигнута договоренность о возобновлении поставок молдавского мяса. Молдавская сторона обратилась с просьбой расширить ассортимент поставляемой в Россию продукции животноводства и птицеводства за счет уменьшения поставок говядины.

В январе же был подписан молдавско-российский протокол о поставках пробной партии растениеводческой продукции. Вскоре в Россию поступило около 3 тысяч тонн яблок, винограда, табачного сырья и семян подсолнечника.  По итогам мониторинга стороны подписали протокол о взаимодействии в области фитосанитарного регулирования. Российские специалисты продолжили обследование молдавских садов и питомников, поставляющих свою продукцию в Россию. Был обследован также ряд винодельческих предприятий Молдовы, 25 из которых получили положительные заключения. Поставки молдавского вина и коньяков возобновились с 1 ноября 2007 г. в режиме «одного окна».

Сотрудничество между двумя странами в области энергетики в 2006 г. выражалось, прежде всего, в том, что поставки природного газа из России были регулярными и обеспечили потребности Молдовы в полном объеме и молдавской стороной были оплачены полностью. В первом полугодии 2006 г. цена  1 тысячи кубов газа равнялась 110 долл. США, во втором – 160 долл. Плата за транзит российского газа через молдавскую территорию в 2006 г. по-прежнему составляла 2,5 долл. США за тысячу кубов на 100 км.

После долгих переговоров правительство Молдовы согласилось на приобретение "Газпромом" 13,4% акций в "Молдова-газ", принадлежавших приднестровской стороне, что увеличило пакет акций "Газпрома" до 63,4%. Но, по нашим данным, окончательно  эта сделка еще не завершена.

В конце 2006 г. между российской компанией «Интер РАО ЕЭС» и Молдавской ГРЭС, расположенной в Приднестровье, был заключен договор о купле-продаже электроэнергии.  Однако из-за требований молдавской стороны о снижении ценовых параметров, предложенных «Интер РАО ЕЭС», не удалось подписать договор с госкомпанией РМ «Энергоком» о долгосрочной поставке российской электроэнергии по стабильным ценам в Молдову. И, как следствие, не был подписан документ с той же «Энергоком» о передаче электроэнергии с Молдавской ГРЭС в страны балканского региона.

На переговорах в сентябре 2007 г. министр образования и науки РФ, российский сопредседатель комиссии А.Фурсенко и первый вице-премьер Республики Молдова, молдавский сопредседатель комиссии З.Гречаная (ныне премьер-министр РМ) при участии замминистра иностранных дел России Г.Карасина приняли решение девятое заседание МПК провести, не откладывая в долгий ящик, и оно состоялось 29 октября в Кишиневе. В ходе заседания был рассмотрен ряд актуальных вопросов двустороннего торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества, приняты решения о развитии сотрудничества в топливно-энергетической сфере, упрощения поставок молдавской сельскохозяйственной продукции на российский рынок, о шагах по открытию торговых представительств России и Молдовы, соответственно в Кишиневе и Москве, по взаимодействию в области транспорта, трудовой миграции. Решено также ускорить разработку межправительственной Программы сотрудничества в гуманитарной сфере на 2008-2009 гг.

По данным Федеральной таможенной службы России, в 2007 г. российско-молдавский товарооборот (включая Приднестровье) перевалил далеко за 1 млрд. долл. США и составил 1359,4 млн. долл. (рост - 37,6% к 2006 г.), в том числе российский экспорт 869,7 млн. (30,9%), импорт – 489,7 млн. (51.5%).  Сальдо внешней торговли – 341 млн. долл. долл. в пользу России.

Увеличение российского экспорта в стоимостном выражении было обусловлено в основном ростом цен на энергоносители, а импорта - увеличением поставок изделий из черных металлов (из Приднестровья), а также снятием части ограничений на импорт растительной и мясомолочной продукции.

В декабре 2006 г. между «Газпромом» и правительством РМ был подписан новый протокол о сотрудничестве до 2011 г., который определял цену и объём поставок на достаточно длительный период. С января 2007 г. цена газа возросла до 170 долл. за  тысячу куб. м топлива. Потребности в природном газе в 2007 г. покрывались в полном объеме. На 1 января 2008 г. «Газпром» поставил молдавско-российской компании «Молдова-газ» чуть больше 2,7 млрд. куб. м голубого топлива, в том числе для Приднестровья – 1,4 млрд. кубов.

В январе-феврале 2008 г. Молдова получила 728,3 млн. кубов природного газа на сумму почти 139 млн. долл. США, Приднестровье – около 342 млн. куб. м, стоимостью в 65,2 млн. долл.  В первом квартале 2008 г. цена на газ составляла почти 188 долл. США за тысячу кубов, во втором –  около 213 долл.

Задолженность АО «Молдова-газ» на конец марта 2008 г. равнялась сумме почти в 208 млн. долл. США, Приднестровья – 1,64 млрд. долл. Если в Молдове к этому времени за поставки газа рассчитывались в полном объеме (100%), то общий уровень расчета в Приднестровье за в 2007 г., по словам председатель правления «Молдова-газ» Г.Абашкина, составил всего 17%.

По данным специалистов «Молдова-газ», низкий уровень оплаты газа обусловлен тем, что в Приднестровье «голубое топливо» реализуется по тарифам, которые на 60% меньше его закупочной цены.

С целью улучшения финансового положения «Молдова-газ» руководство «Газпрома» приняло решение не начислять на молдавскую и приднестровскую стороны пени за несвоевременную оплату поставок голубого топлива в 2005-2006 гг.

По-прежнему не удается юридически до конца оформить производственные отношения между Молдавской ГРЭС и правительством РМ, а также молдавскими энергопредприятиями. С начала 2007 г. МГРЭС удалось выйти на внешние рынки (в Румынию) и увеличить свои мощности. В среднесрочных планах - обеспечение электроэнергией Одесской области, выход на потребителей на балканском направлении. Однако зарубежные энергопоставки Молдавской ГРЭС по новым правилам каждые полгода подлежат лицензированию в соответствующих молдавских ведомствах.

С июля 2007 г. электроэнергия со станции поставляется в основном на пассивный остров нагрузки в энергосистему Румынии. С января 2008 г. по техническим причинам прекращены поставки вырабатываемой МГРЭС электроэнергии в российскую ЕЭС через Украину, а также транзитные поставки электроэнергии из России в Молдову.    

18 июля 2007 г., в Москве был подписан Протокол к межправительственному соглашению о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 29 мая 2001 г., в соответствии с которым НДС на нефть, газ и газовый конденсат будет взиматься в стране назначения. На данный момент протокол не вступил в силу, т.к. российская сторона  его еще не ратифицировала.

По состоянию на 1 февраля 2008 г. сумма задолженности РМ перед РФ (госдолг) равняется 139 млн. долл. США. Надо сказать, что Молдова своевременно и в полном объеме выполняет свои обязательства по погашению основного долга и оплате процентов.

В ноябре 2006 г. стороны подписали Межправительственное соглашение об урегулировании вопросов, связанных с государственным внутренним долгом бывшего СССР, и Соглашение об урегулировании задолженности РМ перед РФ.

По данным Росстата, российские инвестиции в Молдавии на январь 2008 г. составили более 250 млн. долл. США (около 22% всех иностранных капиталовложений), Молдавские инвестиции в экономику России – 29,7 млн. долл. (3,1%).

Структура российских инвестиций характеризуется заметным преобладанием капиталовложений в энергетический сектор. Один «Газпром» инвестировал в экономику Молдовы более 145 млн. долл. США. «ЛУКойл» инвестировал более 60 млн. долларов, не считая  вложенного капитала в молдавский коммерческий банк «Unibank». Последнее инвестированиекомпания "ЛУКОЙЛ-Молдова" осуществила в строительство модернизированного топливозаправочного комплекса в международном аэропорту Кишинева, открытого в апреле 2007 г. Стоимость проекта составила 8 млн. долл. США.

В последнее время значительные средства направлялись в пищевую промышленность, сельское хозяйство (в основном в виноградарство), машиностроение, приборостроение, производство стройматериалов. Определенный интерес для потенциальных инвесторов может представить отмена Кишиневом налога на реинвестируемую прибыль и предоставление ЕС Молдове с марта 2008 г. дополнительных автономных преференций (беспошлинный импорт почти 12 тыс. товарных позиций). Преференции дают возможность для Молдовы экспортировать большинство производимых в стране товаров с нулевым тарифом, за исключением некоторых сельскохозяйственных продуктов, которые являются особенно чувствительными для европейских производителей.

В Молдавии зарегистрировано 435 предприятий с участием российского бизнеса, из них 85 можно отнести к средним и крупным. Крупнейшие из них: Молдавский металлургический завод (Рыбница, ПМР), Машиностроительный завод, завод «Молдавкабель», завод «Молдавизолит», завод «Прибор» (все находятся в Бендерах, ПМР), Молдавская ГРЭС (Кучурган, ПМР) и др.

В последние три года наблюдается спад инвестиционной активности российских компаний, что связано с нестабильностью внутриполитической обстановки в Молдавии, неуверенностью в благополучном будущем их бизнеса в этой стране, особенно в Приднестровье, где Кишинев признал не все сделки по приобретению ряда приднестровских предприятий российскими инвесторами.

Следует отметить, что доля Приднестровья в общей российско-молдавской торговле достигает 27%, что для России весьма важно. В поставляемых в Россию приднестровских товарах преобладает промышленная продукция, в том числе военного характера, продукция же Молдовы, как правило, аграрного происхождения.

В июле 2004 г. кишиневские власти приняли поправку к Закону о приватизации 1991 года, в соответствии с которой право собственности на экономические объекты, расположенные в Приднестровье, не гарантируется, если они были приватизированы «без согласования в установленном порядке с правительством Республики Молдова». А в октябре 2004 г. принимается специальный закон «О приватизации предприятий в населенных пунктах левобережья Днестра и муниципии Бендеры» (расположен на правом берегу реки – прим. автора), который прямо затрагивает интересы российских инвесторов в регионе.      

Проводя политику репрессивных экономических мер по отношению к Приднестровью с целью заставить его пойти на молдавские условия урегулирования приднестровской проблемы, включая, по сути, осуществление торгово-экономической и транспортной блокады региона, Кишинев применяет и такую меру, как не включение предприятий Приднестровья в программы кооперационных поставок между Россией и Молдавией, а они составляют до 95% поставок такого рода. Так было с программами на 2005-2006 гг. Так это происходит и сегодня, несмотря на подписанный в марте 2007 г. межправительственный протокол о поставках товаров по производственной кооперации и приложение к нему с перечнем предприятий, в который были включены и приднестровские заводы.

3 марта 2006 г. Киевом по договоренности с Кишиневом и при поддержке Евросоюза и США был введен новый таможенный режим для экономических агентов Приднестровья. Украинские и молдавские власти договорились пропускать внешнеэкономические грузы региона только на основании молдавского таможенного оформления (до этого на основании существовавших между Молдовой и Приднестровьем договоренностей таможенное оформление осуществлялось приднестровской стороной). От приднестровских предприятий потребовали не только регистрации, но и оплаты пошлин за экспорт и импорт через банковскую систему в бюджет Молдовы. По оценкам приднестровской стороны, в 2006 г. потери региона в связи с блокадой, вызванные задержкой поставок и возникновением дополнительных расходов при экспорте и импорте продукции, превысили 500 млн. долл. Сейчас положение несколько выравнилось, после того как в этот регламент были внесены поправки, позволяющие Тирасполю временно (до конца 2007 года) освободиться от фискальных обязательств перед Кишиневом. В сентябре 2007 г. молдавские власти под нажимом европейцев продлили приднестровцам режим временной регистрации. Аргументация западных партнеров насчет того, что новые правила осуществления внешнеэкономической деятельности Приднестровья отвечают требованиям ВТО, некорректна. Вступая в 2001 году в эту организацию, Молдова заявляла, что ее таможенные проблемы с Приднестровьем отрегулированы на основе Московского Меморандума 1997 года, который дал региону право на самостоятельность в установлении внешнеэкономических, научно-технических и культурных связей с зарубежными странами.  

Многие молдавские и особенно приднестровские предприятия работают на российском сырье. С 1 июля 2007 г. Кишинев объявил о введении контроля над импортом для приднестровских предприятий, что может привести к остановке производства целого ряда крупнейших предприятий региона – Бендерского машиностроительного завода, завода «Молдавкабель», завода «Молдавизолит», Рыбницкого насосного завода, особенно Молдавского металлургического завода (он обеспечивает до 30% поступлений в приднестровский бюджет).   

Очевидно, что Кишинев добивается углубления кризисной ситуации в социально-экономической сфере, роста внутренней напряженности и массовых проявлений недовольства в Приднестровье, что, по плану молдаван, должно привести к замене неугодного им режима И.Н.Смирнова на более сговорчивый, готовый, повторим, к принятию молдавского плана урегулирования приднестровской проблемы.

С ноября 2006 г. таможенные органы Молдовы не разрешают вывоз продукции принадлежащего российскому капиталу Бендерского машиностроительного завода, который поставляет комплектующие для оборонных предприятий России в соответствии с российско-молдавским соглашением от февраля 1994 г. о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонной промышленности. Власти Молдовы требуют зарегистрировать завод в Кишиневе на постоянной основе (временная регистрация  у завода есть). Совершенно очевидно, что молдавская сторона хотела бы таким образом установить полный контроль над производством и сбытом продукции завода. Примерно такая же картина и по другим предприятиям ВПК Приднестровья, которые были приватизированы российскими инвесторами и сотрудничают с ВПК России, хотя на этот счет есть соответствующие договоренности между Москвой и Кишиневом на правительственном уровне. Но, несмотря на обращения заинтересованных российских предприятий и сопредседателя Межправительственной российско-молдавской комиссии по экономическому сотрудничеству, министра А.Фурсенко, Кишинев этот вопрос пока так и не решил. В настоящее время готовится 10-е заседание МПК, которое должно состояться в Москве в  октябре-ноябре 2008 г.

20 июня в Москве прошла встреча председателя правительства России В.Путина с  премьер-министром Молдовы З.Гречаной, на которой стороны дали положительную оценку состоянию российско-молдавских отношений и оптимистично высказались относительно их будущего развития.  Российский премьер считает, что взаимоотношения между Россией и Молдавией будут развиваться в конструктивном ключе, в т.ч. и в топливно-энергетической сфере. Касаясь сотрудничества в области ТЭК, он сказал: "Вопросов там много, но, тем не менее, все они решаются".

На переговорах, состоявшихся также 20 июня в российской столице, премьер-министр РМ З.Гречаная и председатель правления «Газпрома» А.Миллер подтвердили, что Россия и Молдова намерены осуществить на территории Молдавии ряд инвестиционных проектов, в том числе по строительству магистральных газопроводов. На эти цели «Молдова-газ» уже запланировал выделить около 30 млн. долл. США, а в ходе обсуждалась возможность увеличения объема инвестиций.

Представитель «Газпрома» заявил, что компания готова реструктуризировать т.н. исторические долги Молдовы за поставленное «голубое топливо».

Известно, что Кишинев неоднократно ставил перед Москвой вопрос о возможности транспортировать в Молдову через территорию России среднеазиатский газ, надеясь получать «голубое» топливо из Узбекистана, Казахстана и Туркмении по более низкой цене, чем он покупает сегодня у «Газпрома». Но после встречи с председателем российского газового концерна премьер-министр РМ З.Гречаная заявила, что Молдова по-прежнему намерена импортировать газ напрямую из России без каких-либо посредников из других стран.

"У нас есть еще неразрешенные проблемы, которые мы будем решать", - сказала Гречаный. Она выразила надежду на взаимовыгодное сотрудничество в газовой сфере и развитии совместного предприятия "Молдова-газ".

А новая проблема может возникнуть. Как известно, 25 апреля 2008 г. Кабинет министров РМ инициировал процедуру инвентаризации и переоценки газопроводов. По завершении изучения вопроса молдавские власти намерены принять решение о возможном включении газотранспортной инфраструктуры в долю государства в уставном капитале общества «Молдова-газ», рассчитывая таким образом увеличить свое участие в этой компании. Однако собственником газопроводов на территории Молдавии как раз и является это совместное предприятие, и если «Газпром» согласиться на их переоценку, то пропорционально увеличится и его доля в уставном капитале «Молдова-газ». 

На встрече В.Путина и З.Гречаной обсуждался также вопрос о расширении поставок на российский рынок молдавской сельскохозяйственной и винодельческой продукции, "Мы сегодня говорили о том, что существует возможность расширить поставки сельскохозяйственной продукции, продукции растениеводства и винодельческой продукции на российский рынок", - сказал глава правительства России.

Он напомнил, что существовали проблемы в сфере поставок винодельческой продукции, однако на сегодняшний день они урегулированы. В ближайшее время в Молдавию выезжают российские эксперты, которые будут на месте работать над вопросом о возможном расширении поставок в Россию продукции винно-коньячной промышленности.

Как сказал российский премьер, если решение будет принято положительное, то поставлять эту продукцию в Россию  будут 50 молдавских предприятий" (сейчас их 25).

В ходе своего визита в Москву молдавский премьер З.Гречаная встретилась также с  сопредседателем МПК с российской стороны, министром образования и науки РФ А.Фурсенко.   

Во встрече принял участие первый вице-премьер-министр, министр экономики и торговли РМ И.Додон, который заменил З.Гречаную на посту сопредседателя МПК с молдавской стороны, а также замминистра иностранных дел РФ Г.Карасин.

Стороны обменялись мнениями по различным аспектам молдавско-российского сотрудничества в торгово-экономической области, а также в научно-технических отраслях.

Во время пребывания в мае 2008 г. в Молдавии спикер Совета Федерации Федерального Собрания РФ С.Миронов с учетом того, что Программа долгосрочного экономического сотрудничества между Молдовой и Россией на 1999-2008 гг. завершается в этом году, предложил разработать программу сотрудничества между нашими странами по 2020 г. включительно.  Предложение, которое он изложил президенту Молдовы В.Воронину, было принято молдавской стороной. В настоящее время эксперты обеих сторон делают ее наброски с тем, чтобы первый вариант проекта можно было бы рассмотреть на ближайшем заседании МПК, которое, как было сказано выше, состоится, видимо, не раньше ноября.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ