Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №195(07.07.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Георгий Крючков: "О стратегическом партнерстве с Россией можно забыть"

Газета 24, 02.07.08"

Наталья Мелещук

Украина между Россией и НАТО – главная тема эксклюзивного интервью «24» экс-главы парламентского Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны, члена президиума общественной организации «Украинский форум» Георгия Крючкова

"24": - Сегодня много говорят об угрозе национальной безопасности Украины. Территориальные претензии выдвигают Россия, Румыния, пытаются влиять на внутреннюю и внешнюю политику нашего государства Европа и Штаты. Кто или что, по вашему мнению, представляет наиболее реальную угрозу территориальной целостности и суверенитету Украины?

Георгий Крючков: - Наибольшую угрозу безопасности и национальным интересам Украины представляет политика нынешней власти. С одной стороны у нас мощный политический блок НАТО, с другой – Россия, которая в блок не входит, но активно с ним сотрудничает. В этих условиях Украине очень важно четко определить свою позицию. В стране долго проводилась многовекторная, точнее, разновекторная политика – в принципе, наиболее для нас подходящая. Интересы Украины нельзя замкнуть на каком-то одном направлении. Как только был взят жесткий курс на евроинтеграцию, Украина утратила партнеров в лице Китая, Индии, других стран Востока и Азии, Африки, Латинской Америки. Это нас отбросило в экономическом и политическом плане далеко от наших собственных интересов.

- Камнем преткновения в отношениях России и Украины стал вопрос НАТО. Как нам выйти из этой ситуации с наименьшими потерями?

- Россию можно понять: приближение НАТО к ее границам явно угрожает ее оборонной составляющей. С другой стороны, Запад усиленно работает над тем, чтобы втянуть Украину в НАТО. Почему? Помимо того, что это огромная территория, это еще очень интересный народ – трудолюбивый, миролюбивый, толерантный, умеющий работать безотказно. Тут большой экономический потенциал, был огромный научный потенциал. Заполучить такой регион юга, так сказать, подбрюшье Европы, для Запада очень важно. Кроме того, в самой Европе происходят непростые процессы. «Старая Европа» (Франция, Германия Италия, Бельгия и др.) старается проводить самостоятельную европейскую политику, дистанциированную от старшего брата – США. «Младоевропейцы» (государства Балтии, Центральной и Восточной Европы) резко отрицательно настроены по отношению к России. Они – креатура Штатов, и США выгодно усилить именно это направление. В таком ракурсе выстраивается интерес к Украине как со стороны Запада, так и со стороны России. Примкнуть к какой-то одной стороне для Украины опасно. Думаю, нам нужно реализовать идею авторов Декларации о государственном суверенитете о нейтральном статусе Украины.

- Противники этой идеи опасаются, что Украина замкнется в себе и будет тратить большие деньги на оборону...

- Чушь! Речь не просто о провозглашении своего нейтрального статуса – нужно получить гарантии и признание этого статуса в ООН, в ОБСЕ и т. д. Что касается расходов на оборону, то они будут не больше, чем сейчас. Страны НАТО тратят на оборону не менее 2% ВВП. Мы на такие цифры не выходили, и сейчас, при нынешнем состоянии экономики, говорить об этом очень сложно. Думаю, сегодня в кошмарном сне трудно представить, что на Украину кто-то нападет, а тем более – что Украина от кого-то отобьется своими вооруженными силами! Она должна иметь вооруженные силы, которые ее будут защищать от локальных вещей...

- Тем не менее, мы слышали угрозы со стороны России направить свои ракеты в сторону Украины в случае нашего вступления в НАТО...

Давайте разберемся, в каком контексте было сделано это заявление. В нем говорилось, что если вооруженные силы Украины станут вооруженными силами НАТО и если на территории Украины будут размещены ракеты, направленные против России, то Россия будет в ответ предпринимать соответствующие меры. Реализация этой угрозы зависит от нашего поведения. Сейчас мы делаем все для того, чтобы подогреть ситуацию. Мы фактически открыто заявляем, что не считаем Россию своим стратегическим партнером. И теперь, думаю, дейст¬вительно о стратегическом партнерстве с Россией можно забыть на какой-то период или, может, даже навсегда. Например, я не исключаю, что российский флот уйдет из Севастополя сам, может, даже досрочно.

- То есть вы оправдываете действия России, в частности, те агрессивные заявления, которые в последнее время звучат в адрес Украины со стороны отдельных российских политиков?

Не оправдываю, а анализирую. Россия делает невероятные, непростительные глупости. Ну, скажем, дает высказываться Жириновскому, Лужкову – безответственным людям, провокаторам. А наши «атлантисты» это используют. Не надо никакой агитации за НАТО – надо выпустить Жириновского, и любой нормальный человек, послушавший его высказывания, скажет: да зачем нам эта Россия, лучше идти в Европу.

- Как вы считаете, Затулин, Лужков, Жириновский делают резкие заявления в адрес Украины от себя лично или за ними кто-то стоит?

Вспомните прошлую зиму, когда у нас были трудности с газом. Российское телевидение все время показывало, как они будут заглушку закручивать. На кого это работало? Они пугали наше правительство? Его не испугаешь! Это работало против самой России: все, кто смотрел эти новости, думали: да что же это за брат мой, который меня так шантажирует? Поэтому утверждать, что подобные заявления делаются от себя, не могу. Но если есть такие указания со стороны высокого руководства – это, конечно, опасно.

- Румыния тоже предъявила к Украине территориальные претензии. Не хочет ли она, чтобы мы таким образом заплатили за лоббирование ею наших интересов в НАТО?

Мы знаем претензии Румынии на остров Змеиный, знаем, как они относятся к восстановлению нами судоходства по каналу Дунай – Черное море. Президент Бэсеску пошел дальше. Он откуда-то взял, что у нас кто-то хочет присоединить Приднестровье. Я в политике много лет и могу точно сказать: ни разу ни на одном уровне этот вопрос не поднимался. Если Украина будет претендовать на Приднестровье, Молдова должна потребовать возвращения Измаильщины и Северной Буковины (Черновицкой области). Бэсеску сослался на то, что отторжение этих земель – результат пакта Молотова – Риббентропа. Но если это так, то у нас не до конца реализован этот пакт не только в отношении Буковины и Бессарабии – есть еще и другие земли! А если еще какая-то страна скажет – это нам Сталин завещал, отдайте нам по-хорошему! Вспомните, в результате чего мы получили Западную Украину? Сталина можно критиковать за многое, но это решение для Украины было судьбоносным, оно позволило нам объединить свои исконные земли. Давайте будем осторожны! Думаю, надо выйти на конкретный разговор и получить четкое заявление, что Румыния не претендует на эти территории. Если мы соглашаемся с претензиями Румынии, грош цена нашему руководству.

- Нынешнее правительство одной из приоритетных задач называло перевод украинской армии на контрактную службу. Насколько это сейчас целесообразно?

- В условиях сокращения армии, конечно, лучше, чтобы армия была контрактной. Но перейти за один год – это популистское заявление нашего правительства. А то, что сделали в этом году с армейским бюджетом – это преступление. Мы заявляем о переходе на контрактную службу и сокращаем финансирование армии! Мы и так на 1,5% от ВВП никогда не выходили, а сейчас выделено чуть более 1%! Такого никогда еще не было! Зарплату контрактника подтянули до $150–200. Но это мизер для военного человека! Я уже не говорю, что за все годы существования украинской армии она не получала ни одного нового вида вооружений. Без решения эти вопросов невозможно поднять армию.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ