Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №195(07.07.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Почему уезжают русские?

 «Белый пароход», 27.06.08

Геннадий Рузанов

За годы независимости из почти миллионного русского населения Кыргызстана осталось едва половина. Что же заставляет представителей некогда второй по величине национальной диаспоры страны паковать чемоданы?

Самый массовый исход русских из Кыргызстана произошел в 1993-м году: тогда из страны выехало 120 тысяч человек. Одной из главных причин тогдашней миграции была эмоционально-моральная неудовлетворенность и страх после крушения СССР, русофобия, ущемление по языковому признаку. Это была первая волна миграции, которую можно было назвать иррациональной. Затем как-то все успокоилось, местное население довольно быстро разобралось, что "причина всех несчастий" - вовсе не русские, а, скорее, безголовое собственное начальство, что набирающий силу новокапиталистический быт "качает" жизни свои права.

Уже к концу 90-х годов прошлого века главной причинами миграции стали социально-экономические неурядицы в стране, политическая нестабильность. В Кыргызстане на сегодняшний день - самый низкий уровень жизни из всех бывших национальных республик: самая мизерная зарплата, массовая безработица и т.д. Среди социально-политических причин миграции можно назвать прежде всего - отсутствие каких-либо гарантий со стороны государства на мирную и стабильную жизнь в ближайшей перспективе.

Наконец, миграция имеет и естественно-исторические причины. Русские, как и представители других национальностей, уезжают еще и из-за того, что называют зовом крови. И государственная "крыша", в качестве которой выступил, наконец, Кремль, Госпрограмма по возвращению соотечественников, этот зов усилила, явилась, помимо социально-экономического и политического, немаловажным моральным стимулом новой генерации мигрантов.

Однако, у многих по-прежнему сильно неверие в то, что Россия-матушка в очередной раз их не "кинет". Это морально-психологическое отторжение - результат той политики Кремля в отношении соотечественников, которая преобладала после развала СССР. Русских в бывших нацреспубликах элементарно бросили на произвол судьбы. Это - с одной стороны. С другой - пока не ясно: участник Программы переселения больше приобретает или теряет? Ведь он обязан отработать те деньги, которые ему обещают выдать. А значит, невольно оказывается привязан к тому краю, куда его, так сказать, прикрепят.

Хотя в Программе специально оговорено о "добровольном" переселении, но скептики уже сейчас указывают на ее добровольно-принудительный характер.

Вот, например, как видит проблему знакомый таксист Женя:

- Я через неделю еду в Подмосковье к дочери. Там еще можно жить - не в медвежьи же уголки подаваться, куда нас Путин хочет загнать. Ерунда это все, что для нас в России облегченный порядок принятия гражданства, до трех месяцев. Полгода, не меньше…Вот поживу у дочери, дождусь гражданства, оформлю пенсию и - назад в Киргизию вернусь…

На наш взгляд, в Программе не учитывается исторический, территориально-климатический, моральный "фон" или подтекст в переселении на историческую родину. Что я имею в виду? Русские итак уже были наказаны однажды своим Отечеством, если можно так сказать. В той же Кыргызстане сегодня проживают потомки тех, кто бежал сюда, спасаясь от Советской власти: сыновья, внуки, правнуки бывших дворян, купечества, так называемых сельских богатеев.

Мои предки по отцовской линии, например, прибыли в Киргизию в пресловутые 30-е годы прошлого века, спасаясь от раскулачивания. А у других история и того интереснее: пращуры моей бывшей жены имели свой коньячно-лимонадный заводик на Урале; бабушка одноклассника владела таксомоторным парком в Санкт-Петербурге; а в имении родичей других моих знакомых в Крыму, по преданию, некогда гостила сама Екатерина Великая…

И память потомков еще хранит все это, а у многих есть еще свой, если хотите, исторический и моральный счет к Федерации. Хотя, конечно, заводов и имений никто назад требовать не собирается...

Но вот о чем следовало бы задуматься официальной Москве, так это о создании более благоприятных условий для переселенцев: нет, не следует загонять здешних русских в медвежьи уголки, прав мой знакомый таксист! Вот и получается, что программа - программой, что государство может сколько угодно декларировать свою заботу о русских за рубежами России, но на деле пока - все зависит от тебя лично. Ну, то есть, спасение утопающих - дело рук самих утопающих…

Другое дело, что те же русские азиаты - люди более хваткие, что ли, чем коренные, так сказать, россияне. Это всем известно.

Тут и гены сказываются, и общий темперамент благоприобретенный, так сказать, в Азии. Когда, кстати, я употребляю выражение - "русский азиат" - то под этим подразумевается не какой-то особый этно-социо-тип. Но азиатское влияние, безусловно, сказывается на здешних русских: и в поведении, и в мышлении…

Я лично убежден, что оно очень благотворно. Вот говорят, что еврей - это не национальность, а образ жизни… Так и русский азиат - это скорее убеждение, самосознание себя, с одной стороны, как неотъемлемой частички великорусского этноса, а с другой - как личности и социума, вобравшего многие особенности сугубо "южного человека".

Главное, что местные русские твердо усвоили: ждать милостей от природы или российских властей особо не приходится. Надеяться необходимо только на себя и собственное умение выживать и пробиваться в любых условиях. На том и стоим…


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ