Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №195(07.07.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ



Хроника

30 июня. Комитет по правоохранительным органам верховного совета ПМР рассмотрел проект закона «О статусе представителей Приднестровской Молдавской Республики в Объединенной контрольной  комиссии». 

Документ закрепляет на законодательном уровне статус представителей Приднестровья в ОКК как должностных лиц исполнительных органов государственной власти. В частности, предложено установить подконтрольность и подотчетность их президенту республики, и приравнять сопредседателя ОКК от Приднестровья к статусу руководителя исполнительных органов власти. В законопроекте определяются цели деятельности представителей ПМР в ОКК, порядок их назначения и прекращения полномочий. До настоящего времени статус представителей ОКК был закреплен только подзаконным актом.

30 июня. Если Молдавия станет нейтральным государством в традиционном понимании этого термина, она может потерять возможность самостоятельно решать вопрос о присоединении к Евросоюзу, заявил руководитель программ России и Евразии Королевского института международных отношений Великобритании Дж.Шерр, выступая перед экспертным сообществом в Вадул-луй-Водэ в ходе семинара «Приднестровские диалоги», организованном Ассоциацией внешней политики Молдавии.

По его мнению, высказывания Воронина о том, что присоединение к ЕС является национальным интересом Молдавии и статус нейтралитета обяжет Молдавию не только не вступать в НАТО, но и выйти из членства в ГУАМ, где говорят о создании миротворческих сил, являются очень «рискованными и юридически некорректными».

Дж.Шерр пояснил, что между ЕС и НАТО существует очень тесная взаимосвязь на многих уровнях, «так как страны-члены ЕС, не желая тратить на оборону больше 2% своего ВВП, просто одалживают силы НАТО и США в рамках политики европейской безопасности».

Он привел в пример три страны – Австрию, Ирландию и Финляндию, которые, обладая формальным нейтралитетом, принимают участие в механизмах совместной обороны (в том числе и программе «Партнерство ради мира»). При этом граница между всеми этими аспектами становится все менее заметой, а руководители этих стран за последние несколько лет неоднократно на различных уровнях заявляли, что нейтралитет в привычном виде больше никакого смысла не имеет.

1 июля. Российские инвесторы планируют использовать и развивать инфраструктуру свободного международного аэропорта в Маркулештах, который станет крупным центром логистики для переброски воздушным транспортом значительных партий товаров, заявил первый вице-премьер-министр, министр экономики и торговли РМ И.Додон, выступая перед слушателями Летней школы, организованной «РИА Новости» и университетом «Высшая антропологическая школа» (Кишинев).

По его словам, к осени 2008 г. инвесторы из России начнут использовать возможности маркулештского аэропорта для превращения его в крупный центр логистики, хранения и расфасовки товаров.

«Уже появились инвесторы, которые хотят транспортировать из Маркулешт в Россию плодоовощную продукцию в свежем виде», - отметил министр.

1 июля. Президент ПМР И.Смирнов своим Указом освободил от занимаемой должности министра иностранных дел Приднестровья В.Лицкая. Исполняющим обязанности руководителя внешнеполитического ведомства ПМР назначен В.Ястребчак.

1 июля. Европейский Союз является единственной международной организацией, которая в состоянии внести конкретные предложения по миротворческой миссии в Приднестровье и должна быть готова более активно вступить в урегулирование конфликта.

Как сообщает французская газета «La Croix», уже 2 года Европа исключена из «малопрозрачного процесса переговоров», в то время как она берет обязательства по финансированию возможного объединения Приднестровья с Молдавией.

По словам европейских дипломатов, Молдавия после присоединения Румынии к ЕС является приграничной страной Евросоюза, а разрешение приднестровского конфликта заслуживает большего внимания со стороны Брюсселя.

Как пишет газета, из-за своей пассивности в процессе переговоров Евросоюз рискует поддержать гипотетическое объединение на условиях Москвы.

1 июля. «Газпром» увеличил с этого дня стоимость газа для Молдовы и Приднестровья на 13% - до 240 долл. США за тысячу кубометров, заявил министр экономики и торговли РМ И.Додон по итогам заседания правительственной комиссии по улучшению ситуации в энергетическом комплексе.

Молдавия, подписывая протокол о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле с Россией по принципу страны назначения, рассчитывает, что таким образом удастся несколько снизить цену на газ. Происходит постепенное укрепление курса молдавского лея по отношению к доллару США, в котором производятся расчеты по импорту природного газа.

1 июля. Движение «Европейская актуальность» (ПДАЕ) переизбрало на своем втором  Внеочередном  съезде  председателя  партии.  На  этот  пост  единогласно  был переизбран  лидер формирования А.Петренку. В ходе состоявшейся пресс-конференции члены партии представили две резолюции, принятые в ходе съезда. Первая содержит отношение партии к социально-политической ситуации в стране, а во второй подвергнуты критике «атаки коммунистического руководства против независимой прессы».

 ПДАЕ позиционирует себя как правоцентристское формирование, важнейшей задачей партии является вступление Республики Молдова в Европейский союз (руководство партии утверждает, что она насчитывает более 12 тысяч членов).

 1 июля. Движение сделала заявление, согласно которому  правые политические формирования ведут переговоры об участии в парламентских выборах 2009 года по спискам единой партии.

Вице-председатель партии (движения) И.Нягу заявил, что на данный момент переговоры ведутся с ЛДПМ, ЛП, АНМ и НЛП. Он выразил надежду, что к осени удастся достичь компромисса. Переговоры находятся на различных стадиях. Некоторые политические партии сдержанно относятся к подобной идее, - отметил И.Нягу.

Лидеры ПДАЕ утверждают, что не будут вести переговоров с ДПМ и СДП, поскольку, по их словам, эти формирования тесно сотрудничают с Партией коммунистов.

Так как избирательные блоки теперь запрещены, политики, зарегистрированные по единому списку, будут официально представлять одну партию, однако это не будет означать исчезновения остальных партий, они продолжат существовать и участвовать в политической жизни страны, подчеркнул вице-председатель ПДАЕ.

1 июля. Решение конфликта в Народном собрании Гагаузии (НСГ) можно найти, только путем строгого и серьезного соблюдения законодательства его депутатами, заявил представитель Евросоюза в РМ К.Мижеи. По его словам, на данный момент трудно сказать, будут ли международные организации содействовать разрешению конфликта.

К.Мижеи встретился с башканом Гагаузии М.Формузалом, а также с рядом депутатов Народного собрания Гагаузии, недовольных вмешательством башкана в избрание председателя НСГ. Как сказал представитель ЕС, в ходе этих встреч стороны выразили претензии и мнения по ситуации, сложившейся в гагаузском законодательном органе, в частности, об избрании председателя Народного собрания.

1 июля. «Мы оптимистично смотрим на будущее СНГ», - заявил президент РМ В.Воронин в ходе семинара «Информационная интеграция против информационной ксенофобии», проходящего в Вадул-луй-Водэ.

Отвечая на вопрос о перспективах СНГ, он сказал, что «государства участники СНГ отказались от декларативного подхода, приступив к реализации конкретных программ». Сегодня, уточнил В.Воронин, решаются вопросы, связанные с активной миграцией населения; следующая проблема в рабочей повестке – развитие транспортных перевозок между странами СНГ.

По словам президента, решение конкретных, актуальных для всех государств СНГ проблем – оптимальная форма сотрудничества в рамках этой организации.

При этом Воронин заметил, что развитие торгово-экономических связей в рамках СНГ особенно важно в контексте укрепления такого рода отношений с европейским союзом.

В этой связи, по мнению главы государства, Молдова должна быть интересна обеим сторонам, поскольку обладает торговыми преференциями экспорта продукции в ЕС и режимом свободной торговли со странами СНГ.

1 июля. Башкан Гагаузии М.Формузал признал "законность избрания президиума Народного Собрания во главе с его председателем С.Черневым", призвав депутатов-коммунистов вернуться к исполнению обязанностей.

В своем обращении он отметил, что исполком Гагаузии и он лично "намерены выполнять и подчиняться всем решениям законодательного органа автономии, в случае, если они не противоречат Уложению Гагаузии и Конституции Молдовы". Уверен, что имеющиеся у членов избранного президиума НСГ профессиональные качества и большой потенциал позволят вовлечь в законотворческую деятельность всех депутатов и сделать работу НСГ эффективной", - подчеркнул М.Формузал. По его мнению, "игнорирование своих обязанностей депутатами ПКРМ это не тот наказ, который давали избиратели на выборах".

2 июля. Украина является сторонником поиска эффективного формата переговоров по разрешению "замороженных" конфликтов на территории стран-членов ГУАМ, - заявил президент Украины В.Ющенко на саммите Организации за демократию и экономическое развитие - ГУАМ в Батуми.

Он высказался за поиск "правильного переговорного формата, который помогает общаться, а не шантажировать силы, находящиеся в зоне конфликта".

В.Ющенко назвал "замороженные" конфликты факторами опасности и дестабилизации в регионе, заверив, что Украина придерживается принципа сохранения территориальной целостности государств, в которых они сохраняются.

По словам президента, в разрешении приднестровского конфликта достигнут больший прогресс, «поскольку стороны одобрительно относятся к Плану урегулирования, инициированному Украиной», и «все усилия, которые предпримет Украина в ближайшее время, направлены на то, чтобы увидеть первое заседание после длительного перерыва в работе такого формата».

Президент РМ В.Воронин не участвует в саммите. Молдову в Батуми представляет министр внутренних дел В.Межинский.

2 июля. Европейская комиссия ЕС окажет Молдове помощь в размере 40 млн. евро. Соответствующее соглашение о финансировании Национального Плана действий по сотрудничеству и добрососедству с Европой подписали премьер-министр РМ З.Гречаная и региональный директор по Европе М.Корнаро.

2 июля. В Гагаузии организуют сбор оружия у населения после того, как молдавская полиция обнаружила склад боеприпасов на одной из баз отдыха на территории автономии.

Как сообщила сегодня пресс-служба главы Гагауз Ери М.Формузала, он обеспокоен случившимся и не исключает, что оружие мог кто-то подкинуть для имитации нестабильности в регионе.

В МВД РМ не исключают, что боеприпасы остались еще со времен конфликта 1990 года, когда едва удалось избежать столкновения между провозгласившим независимость населением Гагаузии и молдавскими «добровольцами».

2 июля. Апелляционный суд Комрата (Гагаузия) объявил незаконным избрание С.Чернева на должность председателя Народного собрания Гагау Ери. Инстанция решила дело в пользу депутата-коммуниста Д.Карасени, отменив все решения от 16 июня 2008 года о неутверждении выборов от 12 июня, о выборах председателя НСГ, его заместителей, руководителей постоянных комиссий, сообщила председатель Апелляционной палаты Комрата Е.Лазарева.

Решение Апелляционного суда может быть оспорено в течение 20-и дней в Высшей судебной палате.

18 депутатов, проголосовавших 16 июня за С.Чернева, не присутствовали на заседании суда. В адресованном инстанции заявлении, подписанном С.Черневым, депутаты заявили, что не доверяют Апелляционному суду и считают, что его судьи политически ангажированы и готовы принять любое решение в пользу Партии коммунистов. Также все 18 депутатов оставили за собой право оспорить решение в высшей инстанции.

2-3 июля. Первый вице-премьер, министр экономики и торговли РМ И.Додон совершил рабочий визит в Москву, где встретился с руководством российских энергетических предприятий «Газпром» и «Интер РАО ЕЭС».

В ходе переговоров с зампредседателя правления ОАО «Газпром» В.Голубевым министр обсудил вопрос о цене на природный газ и перспективы поставки голубого топлива в РМ в 2009 году.

На встрече с руководством «Интер РАО ЕЭС» И.Додон, говоря о возможности поставки электроэнергии в РМ с Молдавской ГРЭС, расположенной в Приднестровье,  отметил, что в настоящее время наиболее подходящие цены на покупку электроэнергии Молдове предлагают украинские производители.

По данным Минэкономики РМ, цена на украинском оптовом рынке электроэнергии составляет около 6,2 цента США за 1 кВт, тогда как Молдова покупает электроэнергию на Украине по 4,4 цента за 1 кВт.

3 июля. Российские войска выполняют в зонах конфликтов в Молдове и Грузии не миротворческую, а оккупационную функцию, заявил сделал депутат Верховной Рады Украины, член комитета по иностранным делам А.Парубий из фракции пропрезидентского блока "Наша Украина - Народная самооборона".

В его заявлении говорится также, что "российские войска не урегулируют конфликт, так как выступают на стороне одного из участников переговорного процесса".

По мнению А.Парубия, ГУАМ справедливо выступает за новые способы решения "замороженных" конфликтов, с привлечением всех стран-участниц Организации за демократию и экономическое развитие ГУАМ.

3 июля. Молдавские школьники завоевали Гран-при и 9 медалей на Международной олимпиаде по русскому языку и литературе, которая проходила 22-29 июня в Москве под эгидой Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы.

По словам представителя Министерства просвещения и молодежи РМ, все 10 учащихся, представлявших Молдовы, были награждены медалями.

Один из двух Гран-при олимпиады, дающей право продолжить обучение в одном из высших учебных заведений России, завоевала ученица теоретического лицея им. Д.Кошбука из города Бельцы А.Лисник. На счету остальных молдавских школьников 4 золотые, 3 серебряные и 2 бронзовые медали.

В олимпийскую команду Молдавии были включены обладатели дипломов I и II степени Национальной олимпиады по русскому языку и литературе, организованной для учебных заведений с преподаванием на государственном (молдавском) языке.

3 июля. "Все односторонние предложения Молдовы сводятся к тому, что Приднестровью пытаются подарить то, что у республики и так давно уже есть: это и своя Конституция, и Верховный совет, и все необходимые атрибуты государственной власти. Но, тем не менее, молдавская сторона продолжает настаивать на том, что одаривает Приднестровье какими-то сверхпривилегиями", - заявил депутат Верховного совета ПМР О.Гудымо, комментируя высказывание министра реинтеграции РМ В.Шовы предоставить Приднестровью статус "республики в составе унитарного государства".

"… в Приднестровье не ждут подачек с барского плеча. ПМР не нужен статус республики в составе унитарного государства. Мы свободные люди, мы живем в третьем тысячелетии, и граждане ПМР не какие-то крепостные крестьяне, которых можно вместе с территорией куда-то передавать", - отметил депутат. "…двум берегам Днестра необходимо научиться нормально сосуществовать, а это получится только тогда, когда будут созданы максимально благоприятные условия для жителей двух республик", - подвел итог О.Гудымо.

3 июля. Президент ПМР И.Смирнов прибыл в Цхинвал в связи с празднованием Года Приднестровья в Республике Южная Осетия.

Как передает корреспондент «Нового Региона» со ссылкой на СМИ Южной Осетии, по пути из Владикавказа приднестровский лидер посетил мемориал жертвам Бесланской трагедии.

На открытие года Приднестровья в РЮС прибыло большое количество гостей из ПМР, в том числе артисты Приднестровского симфонического оркестра и других творческих коллективов республики.

Совместные праздничные мероприятия будут проходить до 6 июля.

4 июля. Группа социологов Мичиганского университета провела исследование в 97 странах мира с целью выявить уровень счастья в каждой отдельно взятой стране и на планете в целом, сообщает корреспондент «Нового Региона».

Согласно докладу, самыми счастливыми странами в мире являются Дания, Пуэрто-Рико, Колумбия, Исландия, Северная Ирландия, Швейцария, Нидерланды, Канада и Австрия. В десятку лучших не вошли США (16-е место), Великобритания (21-е), Франция (36-е), Испания (43-е).

По результатам американских социологов, самой несчастной страной в мире является Зимбабве, за ней следует Молдавия, держащая пальму первенства по несчастью в Европе. В «несчастную десятку» вошли также Армения, Белоруссия, Украина, Албания, Ирак, Болгария, Грузия и Россия.

4 июля. С.Чернев сложил с себя полномочия председателя Народного Собрания Гагаузии (НСГ).

Выступая с заявлением по этому поводу, С.Чернев, в частности, сказал, что поскольку его кандидатура в качестве председателя НСГ категорически неприемлема центральными органами власти и его дальнейшее нахождение в данной должности может использоваться для нагнетания обстановки в Гагаузии, он принимает решение о сложении с себя полномочий председателя НСГ.

С.Чернев попросил коллег сохранить единство патриотических сил, которое, по его мнению, является залогом успешного экономического развития и политического укрепления гагаузской автономии.

4 июля. Приднестровская Молдавская Республика заявляет о недопустимости попыток силового решения грузино-осетинского конфликта и агрессивных действий грузинских властей, направленных против мирных жителей Южной Осетии, заявил МИД ПМР. Внешнеполитическое ведомство выразило надежду на то, что «действия грузинского террористического режима получат надлежащую оценку международного сообщества, которое должно прекратить игнорирование эскалации конфликта грузинской стороной».

4 июля. Президент Приднестровья И.Смирнов и президент Южной Осетии Э.Кокойты подписали Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном  сотрудничестве между ПМР РЮС.

4 июля. Президент Южной Осетии Э.Кокойты и президент Приднестровья И.Смирнов подписали в Цхинвале совместное заявление, в котором выступили против силового решения конфликтов в Южной Осетии, Абхазии и Приднестровье.

«С тревогой отмечая рост напряженности вокруг Абхазии и Южной Осетии, чреватой эскалацией насилия в регионе, решительно осуждая недавние террористические акты против мирного населения Абхазии и Южной Осетии и против миротворческих контингентов, дислоцированных в конфликтных зонах, осуществленные спецслужбами Грузии, мы отвергаем любые попытки силового решения грузино-абхазского, грузино-осетинского и приднестровского конфликтов», – заявили президенты.

5 июля. Европейская комиссия озабочена тем, как коммунистическое руководство Молдовы готовится к парламентским выборам 2009 года.

В своем обращении к Еврокомиссии румынский европарламентарий Т.Корлэцян обратил внимание на тот факт, что изменения, внесенные коммунистическим большинством в парламенте РМ, грубо нарушают европейские демократические нормы и практику, в частности, путем запрета на создание избирательных альянсов, повышения избирательного порога до 6%, а также запрета лицам, имеющим двойное гражданство, занимать публичные должности, в том числе становиться членами парламента.

В ответе, полученном от европейского комиссара по внешним связям и европейской политике добрососедства Б.Ферреро-Вальднер, подтверждается озабоченность и обеспокоенность наряду с Советом Европы и ОБСЕ тем, как коммунистическое руководство Республики Молдова ведет подготовку к парламентским выборам 2009 г.




В какую Молдову зовут Приднестровье

  «Ольвия-пресс», 30.06.08

– Смотри, а мне вон та молдаваночка глазки строит.

– А мне вон те две – дом.

Этот, расхожий в России анекдот, появился не случайно. Сегодня Молдова занимает первое место в мире по доле в ВВП денежных переводов от граждан, работающих за рубежом. Этот показатель в общей доле ВВП Молдовы по информации Всемирного банка составляет 36,2%. Таким образом, Молдова обогнала своих конкурентов в этом бизнесе: Тонгу (31%), Лесото (25,8%), Гаити (24,8%), а также Боснию и Герцеговину (22,5%). Только в январе-апреле нынешнего года работающие за рубежом молдаване перечислили в страну через коммерческие банки около 475 миллионов долларов. За четыре месяца прошлого года эта цифра составляла 290 миллионов долларов, то есть сумма выросла почти в два раза. Что же касается распределения по странам, то 56,2% молдаван работают в России, 19,4% – в Италии, 3,9% – в Румынии, 3,5% – в Португалии, 3,1% – в Украине, 3% – в Турции.

По сути, сегодня сложно найти молдавскую семью, где хотя бы один из ее членов не был на заработках. Реальность молдавской действительности такова, что экономика страны поддерживается за счет западных вливаний и денежных переводов гастрабайтеров, то есть является несостоятельной. Экономика Молдовы продолжает базироваться на сельском хозяйстве, располагая мощной винной промышленностью. Переход к рыночным условиям начала 90-х годов прошлого века ознаменовался «дикой» приватизацией, когда основную долю предприятий республики захватили власть имущие кланы. При этом объемы производства с 1991 по 1999 год упали на 60%. После очередной смены власти вновь начинался имущественный передел, основанный на незаконных, зачастую полубандитских действиях властей в отношении крупных собственников. Не стал исключением и клан Воронина, пришедший к власти в 2001 году. Сегодня главный коммунист Молдовы имеет на зарубежных счетах более миллиарда долларов. Такие данные приводит депутат молдавского парламента, председатель Социально-демократической партии РМ Дмитрий Брагиш. Понятно, что не за счет своей президентской зарплаты накоплены эти деньги. При этом экономика Молдовы является одной из самых слаборазвитых в Европе. ВВП страны на душу населения значительно ниже уровня ВВП в Центральной Европе, а около 30% молдаван живут за чертой бедности.

Слабая экономика и инфраструктура, а также высокий уровень коррупции отпугивают инвесторов. Объем прямых иностранных инвестиций еле-еле достиг уровня в $200 миллионов за прошлый год. Молдова не привлекательна для зарубежного капитала. Экономика страны трещит по всем швам. И если бы Россия не возобновила закупки молдавского вина и плодоовощной продукции, сегодня Молдова была бы самой нищей страной не только Европы, но и мира.

Разумеется, при таком положении дел, основная цель молдавской политической верхушки – захват промышленно развитого Приднестровья. Не исключено, что если у Молдовы не получится с помощью Запада провести реинтергацию страны, как называют на правом берегу насильственное присоединение ПМР под давлением блокад, путем информационных войн и различных ограничительных мер, Молдова может предпринять военные действия против ПМР. Конечно, это крайняя мера, но вполне реальная. Кишинев наглядно продемонстрировал, что идея фикс по объединению страны является одной из первостепеннейших, если не главной в молдавской политике. Причем при поддержке Запада и Украины, а с некоторых пор и  России, молдо-приднестровскую проблему там надеются разрешить в ближайшее время. Причем пути разрешения у всех игроков на молдо-приднестровском поле различные. США являются проповедниками силового давления на Приднестровье, ЕС выступает за экономическое развитие Молдовы, чтобы сделать ее привлекательной для жителей левобережья Днестра, власти Украины выступают за объединение, основанное на молдавском законодательстве, признающем Приднестровье составной частью РМ, Россия ратует за объединение путем переговоров и нахождения взаимоприемлемых формул урегулирования, устроившие бы обе стороны.

Но не один из вышеназванных путей не приемлем для приднестровцев. 18 лет ПМР находится под давлением Молдовы и внешних сил. Все попытки силой задушить Приднестровскую Молдавскую Республику закончились ничем. Идея сделать Молдову привлекательной для приднестровцев вообще выглядит бредовой. Как можно сделать привлекательной страну, которая делит своих граждан по национальному признаку, экономически деградировала и живет за деньги своих гастрабайтеров. Известный лозунг конца 80-х «чемодан-вокзал-Россия» сегодня на сто процентов воплощен в жизнь. Он стал лозунгом молдавских гастарбайтеров. Ставка на молдавские законы, признающие за Приднестровьем лишь право стать еще одним уездом Молдовы, также бесперспективна. Что касается надежд России найти устраивающее всех решение, то и они несбыточны. Слишком уж диаметрально противоположны позиции РМ и ПМР.

Мы не зря привели в начале материала статистику по гастарбайтерам. И в этой связи хотим задать вопрос: а зачем приднестровцам объединяться с Молдовой? Чтобы пополнить многотысячную армию лишенных своих домов, семей, будущего, наконец? Чтобы скитаться по всему миру в поисках лучшей доли, забыв о своих корнях, бросив на произвол судьбы своих детей, оставив неухоженными могилы своих предков. Для этого нас хотят объединить?

Конечно,  Приднестровье также сейчас переживает трудные времена. Рост мировых цен на продукты питания и энергоносители, непрекращающаяся второй год экономическая блокада со стороны Молдовы и Украины, разрыв по этой причине экономических связей с близким и дальним зарубежьем - вынуждают многих жителей ПМР также искать заработок за пределами республики. Ничего бы этого не было, если бы нам дали спокойно жить, работать, растить детей, строить планы на будущее.




Новый проект со старыми дырками (О чем Шова не сказал на семинаре)

  «Ольвия-пресс», 01.07.08

30 июня министр реинтеграции Республики Молдова Василий Шова заявил на семинаре «Приднестровские диалоги», проходившем в Вадул-луй-Водах, что Кишинев готов пожаловать ПМР статус республики. Правда, он не уточнил, какой республики и в составе какой Молдовы – федеративной, конфедеративной или еще Бог весть какой? Впрочем, из последующих его заявлений стало понятно, что равноправия Приднестровью никто не предлагает.

Шова заявил, что разработанные Молдовой пакетные предложения находятся на рассмотрении участников и посредников молдо-приднестровского переговорного процесса. При этом «они предусматривают для Приднестровья статус в форме республики со своей Конституцией, с правом законодательной инициативы для Верховного Совета Приднестровья, правом на выход Приднестровья в случае утери Молдавией международной правосубъектности». Причем, последний пункт Шове явно не нравился, так как, он уточнил: «Это ущербная позиция для Кишинева, но мы готовы ее закрепить, чтобы показать намерение построить устойчивое государство».

Причем Шова почему-то забыл сообщить своим слушателям о том, что пакетные предложения Молдовы, о которых постоянно заявляет официальный Кишинев, не были переданы приднестровской стороне для обсуждения. Стало быть, кто-то их, может быть, и обсуждает, но только не вторая, равноправная сторона переговорного процесса. Уже один этот факт говорит о многом.

Кроме того, с пафосом заявляя о новых инициативах Кишинева по молдо-приднестровскому урегулированию, министр объединения, то бишь реинтеграции Молдовы, скромно умалчивает, что инициативы эти есть ни что иное, как перепевка Закона РМ 2005 года «Об основных положениях особого правового статуса левобережных районов РМ» в новой аранжировке. Получился в своем роде «микс» Закона РМ 2005 года с Меморандумом «Козака». Правда от последнего взято немного, да и то, что взято, считает Шова – ущербно для Молдовы.

Молдова готова называть Приднестровье республикой, а не автономно-территориальным образованием. Но принимать свою Конституцию Приднестровью разрешалось и вышеназванным законом. В частности, в нем говорилось, что «представительным органом Приднестровья является Верховный Совет, который является высшим органом законодательной власти Приднестровья». Верховный совет, «который избирается в ходе свободных, прозрачных и демократических выборов», примет конституцию «особого автономно-территориального образования», которая не может вступать в противоречие с конституцией РМ. В дальнейшем Верховный Совет будет принимать «законы и другие нормативные акты местного характера». То есть в Вадул-луй-Водах Шова слово в слово повторил то, что записано в Законе года «Об основных положениях особого правового статуса левобережных районов РМ».

Из Меморандума «Об основных принципах государственного устройства объединенного государства» (2003), известного как Меморандумом «Козака», взято положение о праве на выход Приднестровья из состава РМ в случае утери ею международной правосубъектности. В частности в пункте 3.16 Меморандума говорится: «Субъекты Федерации обладают правом на выход из состава Федерации исключительно в случаях принятия решения о присоединении Федерации к другому государству и (или) в связи с полной утратой Федерацией своего суверенитета».

Впрочем, взят из Меморандума и ряд других пунктов. Как заявил 30 июня Василий Шова: «проект предусматривает утверждение нейтрального статуса Молдавии, демилитаризацию, гарантии прав собственности физическим и юридическим лицам». То же самое говорится и в Меморандуме Козака, отвергнутом Молдовой в 2003 году, в пунктах:

3.4. Все формы собственности - частная, государственная и другие - одинаково признаются и защищаются на всей территории.

3.5. Федерация является нейтральным демилитаризованным государством.

14.9. Возникшие до вступления в силу Конституции Федерации на основе законодательства Приднестровья права государственной, муниципальной и частной собственности пересмотру не подлежат, признаются и защищаются на территории Федерации.

Еще одна «новая» инициатива, озвученная Шовой, заключается в том, что «избиратели Приднестровья могут быть представлены пятой частью депутатов в объединенном парламенте». То же самое мы видим в Меморандуме Козака:

Пункт 14.12. На период до 2020 года Палата Представителей избирается в соответствии с федеральным органическим законом на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании в соответствии с пропорциональной избирательной системой на основе федерального и региональных (составляемых пропорционально численности населения соответствующих территорий) списков кандидатов.

То есть, ничего нового Василий Шова не сказал. При этом он постарался внести неразбериху в незрелые умы. Например, заявив, что «желая поддерживать стабильность в своей стране, законодательный орган обязан будет соблюдать интересы других территорий, особенно тех, которые имеют право законодательной инициативы».

Пардон, если представители Приднестровья будут членами молдавского Парламента и иметь право законодательной инициативы, о каких территориях тогда идет речь? Не выдерживает никакой критики и заявление о том, что «если парламент будет вести себя «топорно», игнорируя справедливые требования или законодательные инициативы, то это породит конфликтную ситуацию в правовой, социальной, экономической сфере, что тоже крайне невыгодно для стабильного развития государства». Как-то с трудом верится в то, что члены ХДНП, то есть бывшего Народного фронта Молдовы не будут игнорировать справедливые требования и законодательные инициативы приднестровских депутатов, как, впрочем, и наоборот. Да и что именно станет тем самым мерилом справедливости или несправедливости требований? Для ХДНП вполне справедливым решением будет вступление Молдовы в НАТО, для приднестровских парламентариев - объединение Молдовы с Россией. Кто сможет доказать им, что это несправедливые требования?

И что примечательно, как заявил Шова, в новом «проекте нет положения о праве вето для Приднестровья, но есть система гарантий, которая подтверждается форматом международных партнеров в переговорах». То есть Приднестровье не будет даже в состоянии наложить вето на решение молдавских властей, скажем, урезать бюджет Приднестровья в 10 раз, или разместить на его территории американский радар в рамках программы «Партнерство во имя мира».

Зато, по мнению главного молдавского «реинтегратора», «пакет этих подходов гарантирует принятие решений, которые позволят не допустить нестабильного развития государства, закрепить важные элементы по сращиванию всех областей хозяйствования. А вопросы безопасности нужно решить так, чтобы ни Кишинев, ни Тирасполь не смогли принимать что-то негативное по отношению друг к другу, реализовать полную защиту населения, а также международные проекты по развитию территорий».

Сказанное вызывает, по меньшей мере, недоумение и целый ряд вопросов. Во-первых, ни один «пакет подходов» не может гарантировать стабильное развитие государства, ибо оно зависит от многих факторов: внешнеполитических, экономических, экологических и т.д. Гарантировать что-либо не может даже Господь Бог, не говоря уже о каком-то пакете подходов.

Во-вторых, сращивание всех областей хозяйствования, как известно, основная мечта и цель молдавских коммунистов, ради чего, собственно, и идет столь ожесточенная борьба за Приднестровье. Как известно, большая часть и молдавской и приднестровской собственности находится в руках частных владельцев, уже давно нет общего народно-хозяйственного комплекса, и что собирается Молдова «сращивать» понять весьма сложно. Если конечно, заявления «о гарантии прав собственности физическим и юридическим лицам», не пустой звук, а реальное намерение. В противном же случае, это намерение «сращивать» вполне можно объяснить намерением молдавских властей признать приватизацию приднестровских предприятий незаконной. Кстати, инициированный молдавским президентом и принятый в 2004 году парламентом закон, запрещающий приватизацию в Приднестровье, до сих пор никто не отменил. Так что «сращивать» Молдове будет что, после того, как она отберет приднестровскую собственность у их законных хозяев.

Ну, а в-третьих, и вовсе странным выглядит заявление Шовы о том, что «вопросы безопасности нужно решить так, чтобы ни Кишинев, ни Тирасполь не смогли принимать что-то негативное по отношению друг к другу». Это каким, спрашивается, образом? Ввести в залы заседаний парламентов Молдовы и Приднестровья зондер-команды, которые будут ставить к стенке тех, кто замыслит что-то негативное в отношении Кишинева или Тирасполя? Может быть, отсутствие негатива по отношению друг к другу относится не к вопросам безопасности, а политической этики, терпимости, корректности, а самое главное уважении чужого мнения, принципов и мировоззрения? Ждать этого от Молдовы, увы, не приходится. Ведь за развязанную войну, тысячи жертв, разграбление приднестровских городов Молдова до сих пор не повинилась, не наказала убийц и насильников, а, наоборот, вознесла их в ранг национальных героев. Да разве только это? И теперь Кишинев требует, чтобы все забылось, былью поросло, чтобы приднестровцы растоптали память о погибших.

Молдавский реинтегратор отмечает, что сегодня «позиция России мне представляется достаточно затруднительной, поскольку она видит, что эти документы очень привлекательны, и решение о том, стоит или не стоит идти по этому пути, – очень сложная дилемма».

По какому пути? Все это уже было. Ничего нового Молдова предложить не может и не хочет. Может только наобещать с три короба, после чего спокойно от своих обещаний отказаться. Это Молдова умеет лучше всех. Из почти сотни наработанных совместно с Приднестровьем документов она не выполняет ни одной договоренности. Думается, и впредь Кишинев не намерен этого делать.

 «Должна быть стройная система государственного управления, иначе государство не будет функциональным», – заявил в заключение министр молдавской реинтеграции. В Приднестровье она есть. Если в Молдове ее нет, то это совсем не наши проблемы.

Ну и в заключение хочется спросить, а где те меры, обещанные Кишиневом в ходе визита в Молдову главы комитета Государственной думы Российской Федерации по делам СНГ и связям с соотечественниками Алексея Островского? Помнится, как заявил господин Островский, молдавский президент в приватной беседе с ним говорил о готовности Кишинева обсуждать вопрос о федеративных отношениях с Приднестровьем, предоставлении ему права вето, придании русскому языку особого статуса и отмене молдавского закона 2005 года о статусе Приднестровья.

Впрочем, советник президента РМ по внутренней политике Марк Ткачук тут же опроверг это заявление, сообщив прессе, что слова, сказанные Островским «являются провокацией Тирасполя, которая появилась в прессе, контролируемой теми, кто желает торпедировать процесс приднестровского урегулирования».

После обнародования молдавским министром интеграции пакета мер, направленных на урегулирование молдо-приднестровского конфликта, становится очевидным, что Молдова намеренно ввела представителя Госдумы РФ, а, в общем-то, и всю Россию, в заблуждение. Никто не собирается предоставлять Приднестровью право вето, придавать русскому языку на территории Молдовы особый статус и уж тем более - отменять закон 2005 года. Думается, Островский, да и многие в России получили наглядный урок, что собой представляет молдавская власть и можно ли ей доверять. 




Это – ж-ж-ж-ж-ж-ж - конечно, неспроста…

AVA.MD.,03.07.08

Александр Суворовцев

Некто, «проживающий под именем Винни-Пух», услышав однажды, как на верхушке высокого дуба кто-то громко жужжит…. Винни Пух тут же полез на дуб, чтобы добраться до мёда. Однако, когда ему осталось лезть уже совсем немножко, под ним сломалась ветка: Трах! И Вини Пух полетел вниз верх тормашками...

Вот именно эта самая сказочка и приходит нам сегодня на ум, когда мы слышим, как наверху «дуба» молдавской власти кто-то вновь так громко жужжит о «новейшей формуле» урегулирования приднестровского конфликта и о своей горячей любви к России.

Обхватив руками голову, которая у нас, в отличие от Винни-Пуха и его слишком доверчивых последователей, не набита опилками, и хорошенько подумав, мы, конечно, тоже пришли к выводу, что «это – ж-ж-ж-ж-ж – неспроста», но тут же сообразили, что «зря ведь никто жужжать не станет». Тем более, если ты не пчела и никакого мёда, по определению, не производишь. При этом, для получения доказательства своей правоты ни на какой «дуб» карабкаться нам, естественно, не пришлось, поскольку мы и без того прекрасно знаем, кто это там, «наверху», снова так назойливо жужжит, хотя к работягам - пчёлам никакого отношения не имеет.

Всё дело в том, что мы сегодня уже не такие наивные и доверчивые, как в феврале 2001 года, когда товарищу Воронину и его ПКРМ удалось нас элементарно задурить и надуть своими «медово-сладкими» обещаниями урегулировать приднестровский конфликт в течение года и привести Молдову в Союз России и Белоруссии.

Мы уже однажды, а именно, в ноябре 2003 года, услышав это самое «ж-ж-ж-ж-ж» в той же тональности и на те же самые темы, преисполненные самыми радужными ожиданиями, самоотверженно карабкались на этот самый «дуб», надеясь найти там если и не мёд, то, во всяком случае, нечто не менее сладкое, а именно – окончательное урегулирование приднестровского конфликта в соответствии с одобренным президентом РМ Владимиром Ворониным «меморандумом Козака», а также всевозможные блага и преимущества от декларированного им же стратегического партнерства Молдовы с Россией.

Но, как и в случае с доверчивым Винни-Пухом, казавшаяся нам такой мощной и надёжной «ветка гарантий», на которой угнездились кишинёвские официальные «жужжатели», оказалась тогда с гнильцой, а потому – Трах!

И вся Молдова с треском «приземлилась в колючий-преколючий терновый куст» громкого политического скандала, потому что главный «жужжатель» - президент Воронин в самый последний момент «передумал» подписывать меморандум. Сколько черпаков дегтярной горечи при этом было выплеснуто в «бочку мёда» молдавско-российских отношений и до какого низкого уровня доверия дошли после этого молдавско-приднестровские отношения, всем сегодня хорошо известно и в Кишинёве, и в Тирасполе, и в Москве.

Так что, сегодня, прислушиваясь к новому подозрительному «жужжанию» на верхушке кишинёвского властного «дуба», мы, как и бедолага Винни-Пух, начавший кое-что понимать только после удара головой о землю, имеем все основания заявить, что «эти пчёлы неправильные, и они делают неправильный мёд». Точнее говоря, и не пчёлы это, и не мёд вовсе, а нечто совершенно противоположное.

По мнению экспертов в области молдавско-приднестровского урегулирования, доминирующее влияние на активизацию кишинёвских высокопоставленных «жужжателей» оказывает сегодня внутриполитическая обстановка в Республике Молдова в свете предстоящих в начале 2009 года парламентских выборов. А она сегодня такова, что у Воронина и его правящей ПКРМ есть все основания опасаться провала на этих выборах, так как доверие молдавского электората к ним упало до самого низкого за все годы их пребывания во власти уровня.

Именно этот фактор, считают эксперты, и подвиг действующего президента РМ Владимира Воронина вновь активизировать деятельность на восточном направлении, пытаясь получить дополнительную поддержку, в том числе и в решении приднестровского вопроса, со стороны Кремля, где сегодня сменилось руководство, откровенно спекулируя при этом на будущем «невступлении» Республики Молдова в НАТО в обмен на ликвидацию ПМР путем её поглощения на условиях «особого статуса», предусмотренного принятым молдавским парламентом в 2005 году специальным Законом, «дарующим» Приднестровью предельно «урезанную» в правах автономию по типу АТО Гагауз Ери в составе унитарного молдавского государства. Запад, с которым, судя по всему, Воронин предварительно согласовал свой новый политический маневр и получил его полное одобрение, активно подыгрывает в этом официальному Кишиневу и тоже усиленно «жужжит» на все лады, преследуя при этом давнюю корыстную стратегическую цель в контексте евроатлантической политики США на Востоке, которая заключается в окончательном «выдавливании» России из региона и полной ликвидации её военного присутствия в Молдове.

Конечно, если всё, сказанное сегодня президентом Владимиром Ворониным и министром реинтеграции Василием Шова, принимать за чистую монету, то картина перед глазами возникает благостная, ситуация представляется сладкой, как мёд: великодушная Молдова предлагает мятежному Тирасполю «ущербный для Кишинёва» собственный проект соглашения, включающий пакетные предложения, которые предусматривают для Приднестровья статус республики со своей Конституцией, с правом законодательной инициативы для Верховного Совета Приднестровья и правом на выход Приднестровья в случае утраты Молдовой международной правосубъектности. Кишинев даже готов закрепить свои предложения законодательно, чтобы показать Тирасполю своё намерение построить устойчивое государство.

Помимо этих предложений, проект предусматривает утверждение нейтрального статуса Молдавии, демилитаризацию, гарантии прав собственности физическим и юридическим лицам. Избиратели Приднестровья могут быть представлены пятой частью депутатов в объединенном парламенте.

Всё это, на первый взгляд, просто великолепно. Но есть в этом кишинёвском политическом «горшочке якобы мёда» изрядная ложка настоящего, горького дёгтя, которая делает его абсолютно несъедобным: в этом проекте нет важнейшего элемента - положения о праве вето для Приднестровья, и его отсутствие никоим образом не может быть компенсировано никакой химерической «системой гарантий», которая якобы подтверждается форматом международных партнеров в переговорах, особенно после того, как берега Днестра покинет последний российский воин-миротворец.

Среди экспертов, занимающихся изучением вопроса урегулирования молдо-приднестровского конфликта, доминирует мнение, что обещание Владимиром Воронина «внеблокового статуса» Молдовы не является сколько-нибудь надежной гарантией его долговременного соблюдения в перспективе. От молдавского нейтралитета до членства в НАТО, полагают они, всего один шаг после вступления РМ в ЕС, и нет никаких сомнений в том, что молдавские власти этот шаг непременно сделают, поскольку реальных рычагов воздействия на Кишинёв у Москвы после ликвидации ПМР не останется. В этом контексте следует рассматривать и усилия Молдовы по изменению формата миротворческой операции и замене российских миротворцев на международный контингент под эгидой НАТО или ОБСЕ.

Эксперты также считают, что насильно «втащенные за волосы» в Молдову жители Левобережья не будут, как надеется Воронин, голосовать за его ПКРМ, скомпрометировавшую себя в их глазах блокадными действиями по экономическому разрушению ПМР и понижению в связи с этим (в совокупности с ошибками собственных правителей) уровня жизни в Приднестровье. Весьма вероятен и массовый бойкот предполагаемых «единых парламентских выборов», как пассивная форма протеста приднестровцев против насилия и предательства идеалов независимости Приднестровской Республики.

Известно также, что потенциальный электорат ПКРМ в лице избирателей пенсионного возраста является постоянно уменьшающейся по численности (физически вымирающей) категорией, которая, в случае поглощения Молдовой Приднестровья и ухода российских миротворцев, не сможет сыграть роль надёжного «мёртвого якоря» для удержания пораженного метастазами «ползучей румынизации» молдавского государства в зоне российского геополитического пространства.

Президент Молдовы и председатель ПКРМ Владимир Воронин очень обижается и даже сердится, когда кто-то сомневается в том, что громкое «жужжание» его политического «роя» относительно выше означенных проблем создаст в итоге хотя бы чайную ложку «мёда», которого захотят отведать приднестровцы. По его словам, «тираспольские лидеры не хотят решения проблемы только потому, что они не хотят покидать свои посты самопровозглашенных руководителей». А разве, спрашивается, сам товарищ Воронин и его соратники преисполнены желания покинуть свои руководящие посты?! Разве не ради их сохранения они так громко сегодня «жужжат»?

А как, скажите, могут верить не только Смирнов и его коллеги, но и простые приднестровцы, в добрые намерения Воронина, если тот заявляет, что готов на встречу с руководителем Тираспольской администрации только тогда, если будет ясно, как и чем она закончится!? То есть, надо понимать, если Смирнов согласится, что предлагаемый ему кишинёвскими «жужжателями» несъедобный политический продукт является стопроцентным «мёдом»!?

«Жужжание» на вершине молдавского политического «дуба» продолжается. Но уже совершенно ясно, что никакого «мёда» ни для Молдовы, ни для Приднестровья оно не даст. И это очень плохо. Плохо потому, что жизнь врозь не приносит пользы ни Молдове, ни Приднестровью. Плохо потому, что слишком много сил и времени Воронин и его ПКРМ тратят на пустое и бесполезное «жужжание» относительно путей решения важнейших для Молдовы проблем, вместо того, чтобы шаг за шагом решать их практически. Плохо потому, что, слишком увлекшись непродуктивным «жужжанием», Воронин и его команда упорно не замечают, как трещит под ними «ветка» электоральной поддержки, как подпиливают и подгрызают её те экстремистские политические силы, победа которых на парламентских выборах в 2009 году будет равносильна катастрофе молдавской национальной государственности и независимости.

Так, может быть, пора уже, наконец, перестать только «жужжать»? Пора начинать действовать? Пока ещё не поздно.




Приднестровская рокировочка

«Время новостей», 04.07.08

Павел Лукьянченко

На обоих берегах Днестра продолжают обсуждать причины и последствия отставки главы МИД Приднестровья Валерия Лицкая. Президент непризнанной Приднестровской Молдавской республики (ПМР) Игорь Смирнов на днях освободил его от должности без всяких разъяснений. Обязанности главы дипломатического ведомства поручено исполнять первому замминистра 29-летнему Владимиру Ястребчаку.

Лицкай возглавлял приднестровскую дипломатию с 1991 года в качестве госсекретаря и начальника управления по внешним связям ПМР. В 2000 году его назначили главой МИДа, созданного на базе управления. С 1994 года Лицкай бессменно возглавлял приднестровскую делегацию на переговорах с Кишиневом, он умел остроумно и доходчиво объяснить журналистам суть очередных затруднений в диалоге сторон. «В качестве переговорщика Лицкаю, пожалуй, не было равных. Найти ему адекватную замену будет непросто», - заметил «Времени новостей» приднестровский политолог Александр Порожан. Тем не менее, эксперт предположил, что во внешней политике ПМР принципиальных изменений не произойдет и серьезных провалов взращенная Лицкаем молодая команда МИДа не допустит.

«Скорее всего, эта отставка была обусловлена какими-то внутренними факторами», - заявил «ВН» источник в правительстве ПМР. По его мнению, Лицкаю, которому в феврале 2009-го исполняется 60 лет, «конечно, могли бы дать доработать до этого срока».

По словам директора Кишиневского института публичной политики Аркадия Барбароша, об отставке Лицкая в последнее время говорили немало. Возможно, поводом стало недовольство Кремля «украинским креном» приднестровского дипломата. Еще в конце 90-х Лицкай выступал за подключение военных наблюдателей Украины к миротворческой операции на Днестре. Чтобы побудить Москву к более активным действиям на приднестровском направлении, Тирасполь нередко прибегал к использованию альтернативных рычагов, включая обращения к Киеву. В корректировке деятельности приднестровского МИДа, уточнил «ВН» г-н Барбарош, Москва заинтересована еще и потому, что надеется завершить приднестровское урегулирование до предстоящих в следующем году парламентских выборов в Молдавии.

Александр Порожан в беседе с «ВН» высказал противоположную точку зрения: пока не станет ясным политический расклад сил в Кишиневе после выборов, Россия вряд ли будет торопиться пойти навстречу нынешним властям Молдавии и форсировать решение приднестровского вопроса. «В руководстве ПМР романтиков и патриотов из старой гвардии все чаще сменяют более молодые и прагматичные представители бизнеса», - отметил наш собеседник. Самого г-на Порожана президент в этом году отправил в отставку с поста руководителя приднестровской делегации в Объединенной контрольной комиссии совместных миротворческих сил, в которой тот работал с 1992 года.

Из долгожителей на приднестровском олимпе сегодня остались лишь сам президент Игорь Смирнов и бессменный министр госбезопасности Владимир Антюфеев. Спикера приднестровского парламента Григория Маракуцу, занявшего этот пост в начале 90-х годов, в декабре 2006-го сменил его молодой зам Евгений Шевчук.

Нормально, когда на смену прежним руководителям приходят молодые и энергичные люди, тем более в Приднестровье, где в экстремальных условиях существования «политический ресурс вырабатывается гораздо быстрее», пояснил «ВН» лидер движения «Равноправие» Республики Молдова Валерий Клименко. По его версии, Лицкая отстранили потому, что в последние годы глава МИДа занял консервативную позицию вместо того, чтобы активизировать усилия по обеспечению признания ПМР. «Влияние старой гвардии на общественное сознание Приднестровья по-прежнему велико. Если представители новой бизнес-волны задумают «сдать» республику, приднестровцы сметут их вместе с их бизнесом», -- подчеркнул г-н Клименко.

Как сообщили «ВН» в МИД ПМР, в ближайшее время экс-министр намерен отдохнуть. С 2006 года он является также исполнительным секретарем сообщества «За демократию и права народов», образованного Приднестровьем, Абхазией и Южной Осетией. Парламентскую ассамблею сообщества возглавляет экс-спикер (Верховного Совета ПМР) Григорий Маракуца.




Отставка Валерия Лицкая не изменит политику Игоря Смирнова

“МОЛДПРЕС", 04.07.08

О смещении с поста министра иностранных дел Приднестровья Валерия Лицкая сегодня не только открыто говорят в Тирасполе, но и сообщают иностранные СМИ. В частности, информация проникла в такие агентства, как "Новый Регион" и "Regnum". Министр куда-то скрылся, а его обязанности возложены на заместителя - Сергея Ястребчака. Именно на его плечи в ближайшее время ляжет бремя внешнеполитической деятельности непризнанной республики. Если же возобновятся переговоры в формате "5 + 2", то Ястребчаку придется сесть за стол переговоров, лицом к лицу с министром реинтеграции Республики Молдова Василием Шовой.

В Тирасполе отставка Лицкая пока официально не объявлена (Указ президента ПМР И.Смирнова был опубликован 1 июля с.г. – прим. ред.). Однако в чиновничьих кабинетах в числе причин такого решения главы непризнанной республики Игоря Смирнова называют в основном скандальные публичные высказывания Лицкая, которые шокировали не только приднестровских руководителей, но даже партнеров Тирасполя по переговорам. Например, о молдавских переговорщиках он когда-то произнес в высшей степени "политкорректные" слова: "доверять молдаванам - это все равно, что доверять гремучей змее". Доставалось от него и российским союзникам, которые то и дело узнавали, что ближний сосед, то есть Украина, лучше, чем дальний брат, то бишь Россия. Весной этого года приднестровский парламент даже решил было выставить на обсуждение работу главы внешнеполитического ведомства, после того как бывший председатель законодательного органа региона Григорий Маракуца обвинил Лицкая в полном провале внешнеполитической деятельности Приднестровья. Еще раньше говорили, что Лицкай присвоил деньги, предназначенные для формирования в непризнанной республике боеспособной пророссийской партии, лидером которой он должен был стать. Вместе с тем отставка Лицкая не есть предвестник изменения внешней политики Тирасполя. Все знают, что ключевые решения в Приднестровье по всем кардинальным проблемам принимает один человек - Игорь Смирнов. А он настроен жестко: никакого отступления от курса на полную независимость. Смирнов, а вслед за ним и многие другие руководители продолжают ссылаться на итоги референдума 2006 года. В частности, он говорил об этом на митинге в Бендерах, посвященном 16-й годовщине нашей общей трагедии. Разумеется, в Тирасполе отрицательно отреагировали на слова президента Республики Молдова Владимира Воронина о том, что время встреч ради встреч и принятия различного рода предварительных документов уже прошло, теперь нужно садиться за стол переговоров и вырабатывать окончательный документ об урегулировании. Однако именно окончательного урегулирования Игорю Смирнову и не нужно. И не суть, кто будет проводить его внешнеполитическую политику - Лицкай, Ястребчак или кто-либо другой. Нынешнее приднестровское руководство, как показывает опыт прошедшего после апрельской встречи В.Воронина и И.Смирнова времени, взяло четкий курс на срыв диалога. Любые кадровые назначения на этом фоне носят исключительно прикладной характер. Вполне возможно, что вскоре возобновятся переговоры в формате <5 + 2>. И там новому исполняющему обязанности министра иностранных дел Приднестровья представится возможность проявить себя. Однако то, что увидим мы, будут не личностные качества С.Ястребчака, а точные установки его начальства. И тогда станет ясно: намерен ли официальный Тирасполь учитывать реальности или продолжит оставаться в изоляции, отвергая любую возможность урегулирования.




Не поминайте всуе Россию

«Независимая Молдова», 04.07.08

Эдуард Шалимов

Ибо кто вы такие, чтобы набиваться ей в политические посредники?

В журналистской среде, называя имена коллег в нелестном для них контексте, всегда рискуешь прослыть нарушителем конвенции кота Леопольда, первый и единственный пункт которой гласит: "Ребята, давайте жить дружно!". Но если коллеги самозванно зачислились в разряд политических тяжеловесов, которые создают партию, призванную спасти всю Молдову, то, наверное, и относиться к ним можно, как к политикам. В общем, дальше по тексту - ничего личного, никаких внутрикорпоративных разборок, только защита общественных интересов от провокационных действий самонадеянных "политиков".

Недавно некоторые информагентства сообщили, что три журналиста - Вячеслав Крачун, Владимир Лорченков и Евгений Шоларь - создали новую партию. Хотя она именует себя "Новая Молдавия", в печати ей сразу приклеили определение "пророссийская". (На это изо всех сил набивались и сами создатели партии", судя по их "манифесту").

Скромность - не их болезнь, поэтому следующую цитату из "манифеста" нового политформирования следует читать с пафосом: "Да, речь действительно идет, ни больше - ни меньше, о переучреждении молдавского государства.

Мы готовы взять на себя эту ответственность, объективно понимая, что других способов преодоления кризиса молдавской государственности, сохранения молдавского государства и обретения им смысла своего существования просто нет (то есть, если авторы воззвания не возьмут на себя ответственность, то нам всем каюк - Э.Ш.).

Приближающийся крах молдавской государственности способно предотвратить ТОЛЬКО одно - Россия должна стать не только главным политическим и торгово-экономическим партнером, но также - гарантом государственного единства и нейтралитета Молдавии.

Мы - за Россию, и Россия - за новую Молдавию".

За новую, то есть за ту, которую создаст партия "Новая Молдавия".

Да, Россия, безо всяких сомнений, может очень много сделать для Молдовы и уже делает, и, кстати, делала, не дожидаясь ничьих подсказок, просто осуществляя свою политику. А кто звал в посредники "инициативную группу"? Путин по телефону или Медведев телеграммой? И что эти посредники "сами могут" сделать, кроме, как дать повод для спекулятивных рассуждений?

Взглянем на вещи трезво. Сама партия, которой в настоящий момент нет и которая суть, не более, чем набор деклараций - частью красиво звучащих, частью элементарно запутанных, но в немалой степени - и просто истеричных. "Манифест" получился очень длинный, право, не знаю, как его смогут освоить будущие адепты партии, если таковы вдруг появятся не на бумаге, а в жизни? Однако в кратком изложении весь пафос новоиспеченных "пророссийских" политиков - в уже процитированных фразах о полном "переучреждении" молдавского государства, за которое молодые люди готовы взять на себя ответственность. Другими словами, они готовы заполнить своей партией все политическое пространство Молдовы, осчастливить всех заслуживающих счастья и разогнать всех остальных.

Надо полагать, что столь лихо создаваемая дилетантами партия в ее нынешнем бумажно-эмбриональном состоянии и останется.

Все-таки выстраивать политические формирования - это не псевдонаучные статьи писать. Между тем, наши теперь уже бывшие коллеги ни в какой серьезной организаторской работе прежде замечены не были. Правда, у одного из них есть опыт работы в аппарате башкана Гагаузии.

Если бы новая партия возникла по принципу "дело было вечером, делать было нечего, пиво кончилось, решили создать партию, непременно пророссийскую - для пущего понта", ее создателей можно было бы отчасти и понять. Ну, погорячились - с кем из нашего брата не бывает? Главное, чтобы наутро не вспоминать. Но большие серые, догадайтесь, чьи (кроличьи не называть) уши "новой партии" явно растут с одного молдавского сайта. Именно на нем совсем недавно небесталанный, но в политических "размышлизмах" весьма непоследовательный Владимир Лорченков публиковал довольно запутанные и очень длинные (мне кажется, вряд ли их кто-то был в состоянии одолеть до конца) статьи с поучениями, что нам делать - то, кажется, в Румынию бежать, то обратно. Если бы какой-нибудь впечатлительный человек и впрямь наивно решил следовать сразу по всем тем направлениям, которые указывались в "закидонах" Лорченкова, то этот гражданин, наверняка, вывихнул бы себе оба тазобедренных сустава и сильно порвал брюки в том месте, где соединяются штанины.

А вот если бы в одно прекрасное утро новый политик Евгений Шоларь подошел к зеркалу и, глядя прямо себе в ясные очи, спросил, а не тот ли я Евгений Шоларь, который называл себя на сайте "Regnum" редактором солидного русскоязычного издания в Молдове, но который на самом деле выпустил три бюллетеня типа "боевой листок", где главной публикацией было "Приглашение к террору" и ряд других подобных материалов, то правильный ответ был бы в данном случае "Да!". Теперь он соавтор манифеста "пророссийской" партии и называет себя важно политологом. Как быстро растут люди! Когда успел? Или в данном случае лучше сказать: "Боже спаси Россию от таких друзей, а от врагов она уже потихоньку избавляется!"

Для России, это ясно даже не политику, от такой несуществующей партии - один только политический вред. Впрочем, как и для молдавского народа, за который так переживает инициативная тройка. Но кое-кто не преминет извлечь дивиденды из самого слова "пророссийский".

Вот на Украине даже присказка появилась: "Плохому танцору Россия танцевать мешает"". А у нас знаете, сколько таких политических танцоров? Вагон и маленькая тележка. И когда у них не вытанцовывается, например, перепрыгнуть через парламентский "порог", они сразу начинают кричать о том, что им Россия мешает. А тут смотрите - прямо на молдавской территории целая "пророссийская" партия! Это ж так вовремя.

Подарок судьбы! Ну и что из того, что она только на бумаге, кричать-то можно будет до самых выборов.

Так сразу и не скажешь, кто был больше всех заинтересован в этом жупеле "пророссийской" партии. Но думаю, ему очень обрадуются те местные политические формирования, которые безо всяких кавычек являются прорумынскими. Те самые, чей главный слоган "униря", кто считает Молдову не полноценным независимым государством, а лишь вторым румынским, кто - антигосударственник уже по определению "прорумынский", кто даже парламент избегает называть молдавским, а говорит о нем - кишиневский. Им "пророссийская" партия, в частности, поможет избавиться от некоторого дискомфорта в стране, где государственники пока еще составляют большинство. "Пророссийская" сразу превращает такие формирования из "анти" в глубоко патриотические. Не на их ли мельницу водичка?

Еще одно обстоятельство.

Люди, которые любят и уважают Россию, а таких в Молдове много, могут невольно перенести свои симпатии и на партию, которая про себя кричит, что она "пророссийская". Между тем, у нас есть политические формирования, позиционирующие себя в качестве защитников интересов национальных меньшинств, в том силе русских, проживающих в Молдове. Они, к сожалению, вот уже много лет разобщены, отчасти из-за амбиции вождей, отчасти по другим причинам. Но, так или иначе, они раз за разом на выборы идут каждая своей колонной и распыляют голоса русскоязычных избирателей. Будь эти голоса собранными воедино, они могли бы обеспечить представителям "нацменьшинств" преодоление избирательного порога. Кажется, кто-то заранее заботится о том, чтобы громкими криками о "пророссийской" партии оттянуть на себя часть голосов, русскоязычных избирателей. А то ведь, не дай Бог, они объединятся и тогда некоторым прорумынским формированиям, привыкшим въезжать в парламент, как в рай, на чужом горбу, в апреле 2009-го ничего не засветит.

Сайт, который я упоминал, ради саморекламы часто прибегает к эпатажу, что, в принципе, есть верный признак отсутствия серьезных рабочих идей. Эпатаж молдавской общественности "пророссийской" партией - затея не только неумная, но и провокационная. Хотелось бы верить, что ее авторы просто не просчитали всех последствий этой акции. Все-таки недосмыслие меньший грех, чем провокационный политический умысел.




Крошка Орг. Кому понадобилось трио политических карликов?

«Лента ПМР», 04.07.08

Сергей Ильченко

Оргкомитет "Новая Молдавия" стал в последнее время частой темой для  обсуждения в СМИ. «В Молдове, - написало одно из новостных агентств, - создается пророссийская партия, которая нацелена на восстановление дружбы с Россией и придание русскому языку статуса второго государственного».

Какое именно агентство написало об этом первым - достоверно не скажу. Цитату я взял из ИНФОТАГа, но новостей в Молдове сейчас немного, агентства заимствуют друг у друга, так что была ли пресс-конференция или оргкомитет "Новая Молдавия" просто бросил в интернет свое заявление, как бросают бутылку в море - не знаю. Больше похоже, что просто бросил. Точнее – бросили, поскольку  в сети с небольшими промежутками появилось аж три документа пресловутого "Оргкомитета":  «открытое письмо», «манифест» и «план действий», составленные в весьма решительных выражениях. Открытое письмо, к примеру, начиналось словами «Гражданин Воронин» и заканчивалось «Бойтесь. Мы идем». Примерно в том же стиле «казаков-разбойников» были выдержаны и два других документа. 

В принципе, в Интернете сейчас есть все, что угодно – от фанфиков на тему Гарри Поттера до учений самозваных пророков. Вопрос лишь в степени серьезности при восприятии этих трудов. Так вот – труды «оргкомитета» были восприняты со смертельной серьезностью и даже стали предметом подробного обсуждения. Отдельные аналитики увидели в «оргах» чуть ли не силу, способную составить коммунистам конкуренцию на выборах, или даже сменить их у власти.

Между тем, состав оргкомитета никто не скрывал. Всю грозную политическую силу, патетически провозгласившую «мы идем – стоять, бояться», составили всего три человека: Вячеслав Крэчун – пресс-секретарь башкана Гагаузии, Владимир Лорченков – бывший журналист, а ныне что-то вроде то ли литератора, то ли туроператора, и Евгений Шоларь, собкор ИА REGNUM. Для революции, прямо скажем, маловато. Для представительства революционных масс – тоже. Для авантюры – в самый раз. Вопрос лишь в том, чтобы понять суть затеянной комбинации.

Суть же ее предельно проста. Молдавский политикум хочет сыграть на колебаниях России, пытающейся занять самую выгодную позицию в вопросе приднестровского урегулирования. Логика отдельных российских политиков примерно такова:  зачем иметь дело с непризнанным Приднестровьем, к тому же, не имеющим с Россией общей границы? Это сулит одни только проблемы и неприятности – так не лучше ли, толкнув Приднестровье в Молдову, создать в ней мощную пророссийскую составляющую,  получив в союзники всю признанную страну целиком?

Эта довольно старая идея: привязать Молдову к России с помощью Приднестровья. Она умирает и вновь восстает из забвения еще со времен Евгения Примакова, который, собственно, и является ее автором.  Сначала эта идея составляла основу «плана Примакова», потом «плана Козака», проваленного в свое время Кишиневом, но и сегодня, несмотря на весь негативный опыт такого рода попыток, кое-кто из московских политиков снова ищет решения по этой схеме. Названия меняются, но это один и тот же план, с незначительными вариациями.  На первый взгляд он действительно логичен и привлекателен для России. У него есть только один недостаток: в правобережной Молдове давно уже нет никаких пророссийских сил, способных заявить о себе политически. Или, как деликатно заявил лидер общественно-политического движения "Равноправие" Валерий Клименко, комментируя инициативы «Новой Молдавии», «поле русскоязычных избирателей в Молдавии узкое».  Оно действительно крайне узкое. Судя по результатам выборов – примерно в полтора-два процента голосов – не шире.

Зато в Молдове всегда  избытке имелись разного рода авантюристы, желающие получить поддержку на очередных выборах. В том числе - и поддержку из России. Так было уже не раз, и уже не раз после выборов очередные «друзья России» меняли свою позицию на противоположную. Нынешний президент Молдовы Воронин тоже сначала клялся в верности Москве,  затем, на следующих выборах, сотнями высылал из Молдовы россиян, подозревая в каждом приезжем наблюдателя, готового разоблачить аферы при подсчете голосов,  а теперь он опять лучший друг Москвы. И оппоненты Воронина, в том числе и  те, кто, обладая властью, проводил курс на вытеснение всего русского, теперь тоже «друзья Москвы». Все сегодня в Молдове рвутся в «друзья Москвы», толкая друг друга локтями. Все стремятся создать впечатление того, что вот, мол, они и есть та самая  пророссийская сила. Дайте только денег на бескорыстную любовь к далекой Родине! Уже и экс-премьер Тарлев записался в «друзья России». Того и гляди приедет из Румынии Леонида Лари - и тоже в «друзья России» запишется.

Все эти авантюристы, независимо от своих личных намерений и иллюзий, объективно  работают против Приднестровья. По вполне очевидной причине: все они поддерживают в определенных российских кругах миф о пророссийских силах в Молдове, которые готовы сплотиться и воспрять – им бы только подходящего лидера. А с лидером как на грех не везет, но, коли потенциал есть, отчего же не попробовать снова? Тем более – вон они, потенциальные лидеры. Аж землю роют от усердия. И программа имеется…

О лидерах я уже сказал. Что касается программных документов «Новой Молдовы», то при их прочтении у меня оставалось упорное чувство дежа вю. Где-то я уже видел этот поток обвинений, разоблачений и инициатив. Вчитавшись повнимательнее,  узнал и источник: ба, да это ж коммунисты! Это обещания компартии к выборам 2001 года! Несколько приглаженные и поправленные, чуть измененные сообразно текущему моменту – но все те же, родимые: Марк Ткачук с его «Молдавским PRорывом», «Сердцем слева», «Виртуальной Молдовой» и прочими завиральными проектами, рассчитанными исключительно на пропагандистский эффект. Впрочем, обещания, раздаваемые сегодня вроде бы молдавским избирателям, а в действительности – возможным российским спонсорам, уже настолько стандартизованы, что определить авторство почти невозможно. Как говорится, слова народные, музыка тоже украдена.

Ничего, кроме деклараций, за душой у трех «оргов» нет, и никогда не было. Разговоры о том, что три болтуна могут сокрушить правящую компартию – мощную и разветвленную структуру, обладающую к тому же немалым административным ресурсом – даже не смешны. Что касается организаторских талантов членов «оргкомитета», то вспоминается такая история.

Дело было примерно через год после прихода к власти коммунистов. Один из «оргов», Лорченков, который тогда очень пытался сблизиться с партией власти и доказать ей свою нужность, «пробил» ностальгически-благотворительную PR-акцию под названием «40 минут социализма». По замыслу политтехнолога-любителя, с лотка в центре Кишинева должны были продавать продукты (макароны, крупы, сгущенку, колбасу и т.п.) за советские деньги, по советским же ценам, с добрыми ностальгическими воспоминаниями. За пару дней до мероприятия об идее сообщили по телевидению и в газетах. И в назначенный день, перед Лорченковым встала огромная толпа нищих, голодных и мрачных людей, которые сжимали в руках оставшиеся у них советские деньги. Места в очереди занимали с трёх часов ночи. Горе-пиарщики продержались около 20 минут и сбежали. Толпа, большая часть которой осталась ни с чем, орала им вслед и готова была побить незадачливых организаторов. Конечно, после такого опыта, нужно сразу заявлять о своей готовности порулить страной.

Критиковать Воронина и его партию сегодня совсем не сложно. Сегодня их не критикует только слепой да ленивый. А вот предложить реальный выход из тупика, в котором оказалась Молдова – очень непросто. И конкурировать на выборах с партийной структурой ПКРМ, сращенной за эти годы с репрессивным аппаратом  - тоже непросто. Сегодня в Молдове просто нет политической силы, способной всерьез подвинуть ПКРМ с места правящей партии. Борьба на выборах среди конкурентов компартии, по сути, пойдет только за доступ к парламентской трибуне – и не более. Пока что это, увы, так. Что касается «пророссийских сил», то все активные, действительно способные к борьбе такого рода силы из Молдовы давно вытеснены. Часть из них – и притом немалая часть – перебралась в то же Приднестровье. Тут пророссийская составляющая действительно весьма мощная. В самой же Молдове ресурс «пророссийских» сил, как уже было сказано, лежит в пределах 2%. При проходном барьере в парламент в 6%.

Откровенно говоря, самой заинтересованной в появлении трио «оргов» стороной представляется Воронин и правящая ПКРМ. Авантюры, подобные «Новой Молдавии», весьма успешно дискредитируют саму идею пророссийской оппозиции, освобождая и без того довольно пустынное политическое поле Молдовы. Впрочем, там и так пусто. Между берегами Днестра давно прошла поляризация: пророссийские силы сосредоточены на левом берегу, прорумынские – на правом. А политические карлики, раз за разом ломающие «пророссийскую» комедию, просто слетаются на запах легких денег. Которые, вроде бы – по их расчетам – им могут дать за одно только обещание политической любви к России. Вечной и страстной - сообразно уплаченной сумме.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ