Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №196(15.07.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


В учебнике истории нужен не агитпроп, а четкое понимание идеологических задач

Официальный сайт партии «Единая Россия», 08.07.2008

 8 июля состоялось заседание Государственно-патриотического клуба партии "Единая Россия" на тему "Образование как основа формирования духовно-нравственной личности". Во главу угла развернувшегося в ходе заседания диспута был положен вопрос о первичности воспитания в образовательном процессе, а также понимание, каким должен быть современный учебник истории.

Член Генерального совета партии "Единая Россия", заместитель председателя Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике, координатор Государственно-патриотического клуба Ирина Яровая:

- Нам предстоит обсуждение серьезной и глубокой темы. К теме качества нашего образования мы уже не раз обращались в рамках нашего Государственно-патриотического клуба. Мы часто по-разному понимаем, в чем заключается воспитательный момент образования.

Я сделала подборку нормативно-правовых актов, которые сейчас действуют в системе образования. Это Закон "Об образовании", Концепция модернизации образования РФ и федерально-целевая программа "Русский язык". Все эти документы содержат положения, увязанные с вектором нравственного воспитания. В них сказано и о гуманистическом характере образования, и о приоритетах общечеловеческих ценностей, и об уважении личного начала в каждом человеке. Наконец сказано и о том, что образовательные программы обеспечивают реализацию общегосударственного общеобразовательного стандарта, который включает в себя и воспитание обучающихся.

Тем не менее, сегодня очень актуален вопрос о том, нужно ли школу рассматривать только как источник знаний или возлагать на нее и воспитательную функцию. Надо сказать, что ответы на него и сами педагоги дают очень разные. Поэтому нам сегодня предстоит, если не найти ответ на этот вопрос, то найти взаимопонимание друг с другом.

Педагог, историк Алексей Кузнецов:

- Сейчас идет серьезная дискуссия по поводу учебников истории. В последний раз всплеск эмоций, касающийся учебников, случился после появления книги для учителя под редакцией Филиппова. Были приняты поправки в Закон "Об образовании", что учебники теперь будут подвергаться обязательной государственной экспертизе. Также было внесено нормативное положение о том, что другие учебники, не прошедшие экспертизу, школа использовать не имеет права.

И вот что меня здесь настораживает. Эта норма может стать средством насаждения через школу одной единственной идеологии, одного взгляда на историю. По-моему, в законе должна быть прописана альтернативность для каждого из таких учебников. Беспокоит и то, что государства становится в школьном образовании, порой, слишком много.

Между тем, проблема не только в учебниках, а в элементарном сокращении часов на изучение истории в школе. Говорить об исторических проблемах не стало времени. В школе вводятся новые предметы вроде "Основ православной культуры" или ОБЖ. Ничего эти курсы не решают. Но введение дополнительных предметов отнимает часы у традиционных предметов, и, поэтому дети будут знать историю еще хуже.

Член Генерального совета партии "Единая Россия", первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ, директор Института стран СНГ Константин Затулин:

- Образование в странах СНГ все более не похоже на наше. Особенно в вопросах истории. Между тем, история должна стать востребованной для того, чтобы вести общественную дискуссию. Для того чтобы спор об истории можно было вести аргументировано. И тогда мы узнаем ответы на вопросы: был ли Голодомор, следует ли оправдывать предательство Мазепы, и как относится к Бандере?

Если тенденции преподавания истории в таком ключе сохранится, то новое поколение в ближайшем зарубежье вырастет манкуртами. Это вполне реальная перспектива.

Знаю не понаслышке, что многие видные украинские бизнесмены переводят своих детей учиться в Россию. Даже этих людей, вообщем-то далеких от преподавания, волнуют искажения истории, которые допускаются сейчас в украинской школе.

А теперь о наших внутренних проблемах. Считаю очень важным, что был проведен эксперимент с введением предмета "Основы Православной культуры". Он проводился в регионах. Однако сейчас региональный компонент образования свернут. Этот предмет в школе однозначно нужен. 85% учащихся нашего государства являются русскими, для которых православная культура традиционна. Вместе стем, раздаются голоса, что этот предмет нам не нужен. Здесь я готов поспорить. Мы не можем так легко отбрасывать права человека на веру. Поэтому воевать с основами православной культуры нам не стоит.

Теперь об учебниках. Не думаю, что альтернативность станет здесь выходом. Я, например, Кутузова героем не считаю, но я ведь не обрушиваю свою точку зрения на головы учеников и не веду эти споры в школьных учебниках.

Учеников мы должны учить патриотизму и вере. И не надо бояться, что в учебниках много поклонения государству. Разве нам много есть чему поклоняться, помимо государства? Государство это тоже народное завоевание, а новые государства организуются не так легко. Страны СНГ тому пример. Государство это не только тоталитаризм, но определенная культура и определенный опыт. Так что государство сбрасывать с корабля истории не следует

Член Генерального совета партии "Единая Россия", член Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Владимир Мединский:

- Суть преподавания истории должна сводиться к воспитанию патриотизма в человеке. В воспитании не надо бояться переборщить с великорусскостью. Это, наверное, лучше, чем любить Россию слабую. Мы говорим тут о дефектах школьного образования, но этот брак особенно заметен, когда эти ученики приходят в вузы.

Поэтому я хотел бы покуситься на тезис о бесплатном образовании. У каждого студента должен быть свой заказчик. Если это государство, то образование бесплатное, т.е. за него платит государство, но если человек не хочет работать на государство, а хочет он, например, получить здесь образование и отправиться заграницу, то пусть за него платят родители или коммерческая фирма. Так, по-моему, справедливее будет.

Президент Российской академии образования Николай Никандров:

- Вернусь к тезису альтернативности учебника, который здесь прозвучал. Альтернативность не всегда противоположность. В США порядка 10 учебников по истории, но что касается ключевых моментов американской истории, допустим ее роли во Второй мировой войне, там вы не найдете разных точек зрения. Это не агитпроп, но очень четкое понимание идеологических задач. Чем сегодня гордиться россиянам? В основном прошлым. Это победа во Второй Мировой, первый полет в космос человека и т.д.

Введением предмета "Основы православной культуры" мы лишаем людей свободы? Но как быть с правами и свободой православных? В статье 55 Конституции сказано, тем не менее, что свободы и права могут быть ограничены, чтобы защитить свободы и права других людей.

Государство вправе регулировать степень свободы своих граждан, если возникает проблема. В Голландии, которая у нас в стране воспринимается, как вольница наркотиков, между прочим, месяц назад было запрещено в общественных местах даже курение табака.

Человек не может жить без идеологии. И то, что сейчас государственная идеология формируется – это, безусловно, положительно. Нам сегодня нужно воспитание и обучение человека в интересах человека и государства.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ