Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №197(22.07.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ



Хроника

14 июля. В Тирасполе прошла встреча представителей Приднестровской железной дороги и др. ведомств ПМР с делегацией Евросоюза. Стороны обсудили  предложения Молдавской железной дороги по возобновлению курсирования пассажирского дизель-поезда по маршруту Одесса-Кишинёв.

Они включают пять условий: совместное обслуживание приднестровского участка пути; контроль за деятельностью, безопасностью движения и сохранностью имущества со стороны МЖД и международных организаций, а также перевод билетных касс в Бендерах и Тирасполе на расчёты в молдавских леях;  деятельность на территории Приднестровья сотрудников молдавской транспортной полиции и контрольно-ревизионных органов МЖД; передачу Молдове, имеющегося у ПЖД подвижного состава.

Директор ПЖД С.Марцинко считает их неприемлемыми.

Вместе с тем, он отметил позитивный ход переговоров с эмиссарами ЕС, которым были переданы приднестровские предложения по возобновлению пассажирского сообщения по маршруту Одесса-Кишинёв.

Предложения включают совместное с МЖД использование подвижного состава, контроль пути и безопасности движения по ПЖД силами и средствами Одесской железной дороги, ведение поезда на том же участке диспетчером из Кишинёва во взаимодействии с приднестровскими дежурными и др.

Приднестровская сторона готова подписать международное соглашение о гарантиях сохранности иностранного имущества, следующего транзитом через территорию ПМР, а также по безопасности пассажирских перевозок и несению ответственности за ущерб.

14 июля. В Приднестровье по линии Фонда содействия развитию международных связей и социальных систем России при поддержке российской неправительственной организации «Центр общественных технологий» поступила продовольственная гуманитарная помощь. Партнерами акции в ПМР выступили приднестровская молодежная общественная организация «Поколение будущего» и партия «Обновление».

Пятьдесят тонн пшеничной муки в ближайшее время будут направлены и распределены между учреждениями социального патронажа (детскими домами, школами-интернатами, домами для престарелых, инвалидов и ветеранов), заявили на пресс-конференции российские представители.

14 июля. Представители Национальной конфедерации профсоюзов Молдовы просят парламент поддержать их требование о повышении зарплат работников бюджетной сферы.

Bице-председатель конфедерации О.Будза отметил на встрече представителей НКПМ и Минэкономики и торговли РМ с вице-спикером парламента РМ М.Постойко, что нынешние зарплаты работников бюджетной сферы не покрывают расходов даже по минимальной потребительской корзине, которая в июне составляла около 1,3 тыс. леев.

Председатель профсоюза работников образования и науки И.Булат подчеркнул, что проблему нельзя откладывать, поэтому очень важно, чтобы с 1 сентября работники бюджетной сферы уже получали увеличенные зарплаты.

Он отметил, что молодой специалист получает зарплату в 785 леев, то есть половину стоимости минимальной потребительской корзины. Преподаватель с 18-летним стажем работы и 18 часами нагрузки зарабатывает 1075 леев. Зарплаты в дошкольных учреждениях еще меньше.

Замминистра экономики и торговли С.Саинчук отметил, что в бюджете на 2008 г. не предусмотрены финансовые ресурсы для увеличения зарплат.

М.Постойко отметила, что парламент тоже обеспокоен положением работников бюджетной системы, выразив удовлетворение тем, что профсоюзы сотрудничают с правительством и вместе пытаются найти решения.

14 июля. Группа компаний "Шериф" стала крупнейшим налогоплательщиком Приднестровья в 2007 г. Она перечислила в консолидированный бюджет почти 30,2 млн. долл. США, что составляет 18,7% его доходов. Как сообщает орган Верховного совета ПМР, газета "Советы народа", кроме того, более 12,2 млн. долл. перечислено "Шерифом" во внебюджетные фонды - 16,5% от всех поступлений. На втором месте в списке крупнейших налогоплательщиков - Молдавский металлургический завод с 16,3 млн. долл. США, перечисленными в консолидированный бюджет и 8,48 млн. долл. - во внебюджетные фонды; Молдавская ГРЭС - 3,95 млн. и 2,78 млн. долл., Рыбницкий цементный комбинат - 2,35 млн. и 1,36 млн. долл. Всего семь предприятий, в том числе "Молдавкабель", "Тираспольтрансгаз-Приднестровье" и "Электромаш", обеспечили более 36% доходной части всех бюджетов и внебюджетных фондов региона. Среди банков больше всего доходов Приднестровью принес в прошлом году "Агропромбанк" - 1,81 млн. долл. платежей (0,78% всех доходов). В первую пятерку банков вошли также "Газпромбанк", "Ипотечный", "Сбербанк" и "Тираспольпромстройбанк". Их общий вклад - 4,79 млн. долл. США (2,02%).

14 июля. Кишинев не намерен содействовать укреплению позиций башкана Гагаузии, хотя именно тандем руководителей законодательной и исполнительной власти может обеспечить конструктивную и эффективную работу на благо всей республики, заявил в интервью корреспонденту «Нового Региона» глава Гагауз-Ери М.Формузал.

При этом если Приднестровью при урегулировании удастся добиться большего статуса, чем сейчас у Гагаузии, то автономия будет требовать аналогичных политических преференций, отметил башкан. Характеризуя нынешние полномочия Гагаузии как автономной республики, он подчеркнул, что сейчас они ничем не отличаются от полномочий обычного молдавского райцентра.

По мнению М.Формузала, определенные силы из Кишинева пытаются нагнетать обстановку в автономной республике.

Он выразил уверенность в том, что даже если Кишинев, Тирасполь и Гагаузия урегулируют все статусные вопросы, «центр все равно начнет действия по перетягиванию власти в Кишинев».

14 июля. Согласно официальным данным Министерства реинтеграции РМ, в январе – июне 2008 г. предприятия Приднестровья экспортировали продукции на 465 млн. долл. США, что на 53% превышает показатель за аналогичный период прошлого года.

За это же время импорт в республику, прошедший регистрацию в таможенных органах Молдовы, составил 72 млн. долл.

Товарная структура приднестровского экспорта не претерпела существенных изменений. В первую тройку по-прежнему входит металлургическая продукция (292 млн. долл. или 63% всего экспорта).

На втором месте - легкая промышленность (68 млн. долл. или 15% всего экспорта), на третьем - цемент (48,5 млн. долл., что в 14 раз больше, чем в 2007 г.).

Географическая структура экспорта также не изменилась, однако вывоз продукции на традиционные рынки сбыта (СНГ и Евросоюз) уменьшился, зато возросли объемы реализации в других регионах. Так, за январь – июнь 2008 г. почти 48% приднестровских товаров закупили страны Содружества (в 2007 г. - 56%), на Евросоюз сегодня приходится  почти 34% экспорта в 2008 г. (37% в 2007 г.).

В министерстве сообщили также, что возврат сумм, уплаченных экономическими агентами ПМР, проходит без задержек и в востребованных объемах. За отчетный период текущего года пяти хозяйствующим субъектам, имеющим временную регистрацию в РМ, по их запросу было возвращено 1,7 млн. долл. США.

14 июля. Киев приступил к экспорту электроэнергии в Молдову через двух операторов. Об этом сообщил замминистра топлива и энергетики Украины О.Бугаев. Помимо государственного предприятия «Энергоком» контракт о поставке электроэнергии подписан также с компанией «Энерго-партнер».

О.Бугаев заявил, что оба соглашения предусматривают переход к поставкам электроэнергии в Молдову по рыночным ценам, начиная с лета 2009 г.

С 1 июля 2008 г. Молдова закупает электроэнергию в Украине по 4,4 цента США за кВт/ч, что на 10% выше прежнего тарифа.

Как уточнило Минэкономики и торговли РМ, договоренности о поставках украинской электроэнергии самые приемлемые для Молдовы, поскольку в настоящее время цены на украинском рынке электроэнергии составляют 6,2 цента за кВт/ч, а экспортные цены на украинскую электроэнергию для Венгрии, Словакии и Румынии составляют 7 центов за кВт/ч.

15 июля. Один из первых политиков Молдовы, который стоял у истоков национального освободительного движения, депутат первого парламента РМ А.Шалару вернулся в политику, вступив в Либеральную партию. В частности, он сказал, что вернулся в политику, чтобы поддержать феномен Д.Киртоакэ, и отдаст Либеральной партии свою энергию и знания".

По словам А.Шалару, ЛП не пойдет на предстоящие парламентские выборы по общему списку с другими партиями.

15 июля. Президент РМ В.Воронин остается самым популярным политиком в Молдове. К такому выводу пришел аналитик Института развития и социальных инициатив В.Ионицэ, который составляет и периодически публикует информацию о популярных политиках. Он собирает информацию о молдавских политиках, где и сколько о них писали.

Последний его анализ, показывает, что в десятке самых упоминаемых прессой политиков Молдовы также экс-премьер В.Тарлев, мэр Кишинева Д.Киртоакэ, спикер парламента М.Лупу, вице-спикер Ю.Рошка, премьер-министр З.Гречаная, лидер Либерально-демократической партии Молдовы В.Филат, лидер Либеральной партии М.Гимпу, первый президент М.Снегур и лидер Социал-демократической партии Д.Брагиш.

По данным В.Ионицэ, рейтинг президента в последнее время вырос на 3,3%; мэр столицы опередил по рейтингу М.Лупу. Больше всех потеряла в рейтинге З.Гречаная (0,26%).

15 июля. Спецпредставитель ЕС в РМ К.Мижей попробует помочь властям Гагаузии разрешить парламентский кризис. Он намерен встретиться с руководством Гагаузии, а также лидерами трех политических фракций Народного собрания (парламента).

Последнее решение об избрании председателя НСГ 5 июля, когда депутаты теми же 18 голосами утвердили на этом посту Анну Хараламенко из группы нынешнего мэра Комрата Н.Дудлогло, Апелляционная палата Комрата приостановила. Фракция коммунистов отказывается признать А.Харламенко спикером.

Эксперты считают, что стремление фракции коммунистов, во что бы то ни стало занять пост председателя парламента, обусловлено тем, что они намерены взять реванш за поражение на выборах главы автономии в 2006 г., когда их представитель проиграл лидеру движения «Единая Гагаузия» М.Формузалу.

15 июля. На проходившем в Москве Втором международном юношеском спортивном фестивале соотечественников зарубежья приднестровские спортсмены завоевали 13 медалей - 2 золотые, 5 серебряных и 6 бронзовых медалей (легкая атлетика, настольный теннис, вольная борьба, шашки). Турнир был организован Международным советом российских соотечественников, правительством Москвы при поддержке правительственной комиссии РФ по делам соотечественников за рубежом и министерства иностранных дел РФ.

15 июля. По аналогии с Россией в Приднестровье планируется сократить срок службы в рядах вооруженных сил до одного года, заявила на пресс-конференции по итогам работы парламента председатель Комитета по законодательству Верховного Совета ПМР Г.Антюфеева.  Такой законопроект внесен на рассмотрение парламента депутатами комитета. Однако, чтобы обеспечить достаточное для вооруженных сил количество военнослужащих, как и в РФ планируется отметить для призывников некоторые виды льгот.

15 июля. Указом президента ПМР И.Смирнова «О главе Официального представительства Приднестровской Молдавской Республики в Республике Южная Осетия» на этот пост назначен гражданин РЮО Джемал Вахтангович Джигкаев.

15 июля. Cовет министров Евросоюза по вопросам сельского хозяйства и рыболовства одобрил мандат Еврокомиссии относительно условий присоединения Молдовы, Украины и Турции к Европейскому энергетическому содружеству.

На заседании Совета министров отмечалось, что Молдова устранила очередное препятствие на пути к членству в содружестве, что позволяет вести предметный разговор о ее членстве в организации уже с осени этого года.

Молдова, где две трети используемой электроэнергии импортируется, изначально высказала заинтересованность о вступлении в организацию и 19 января 2007 г. направила заявление о приеме в качестве полноправного члена. Сейчас она имеет статус наблюдателя.

Согласно изменениям в законодательстве Молдовы, либерализация молдавского рынка электроэнергии произойдёт с 1 января 2015 г. Молдове предстоит также завершить создание автоматизированной системы учета потоков электроэнергии на основании сделок на рынке электроэнергии и установить дифференцированные тарифы на поставляемую электроэнергию потребителям.

16 июля. Конституция ПМР устанавливает обязательность регулирования статуса президента и вице-президента специальным Конституционным законом. Эти функции должен выполнять Конституционный закон.

Вопросы, связанные с правовым регулированием статуса высших должностных лиц государства, разбирались в рамках законопроектов о государственной гражданской службе еще в 2006 г. Однако они еще тогда были отозваны с рассмотрения.

Теперь в Верховный Совет ПМР внесен новый закон «О Президенте и Вице-Президенте Приднестровской Молдавской Республики», в котором закрепляются основы правового статуса президента и вице-президента, определяются полномочия вице-президента, порядок и условия избрания президента и вице-президента, круг их полномочий, а также порядок досрочного прекращения полномочий, устанавливаются гарантии их неприкосновенности, обеспечения деятельности,

С принятием данного закона будет завершено формирование блока конституционных законов, принимаемых во исполнение Конституции и развивающих основополагающий принцип разделения властей в Приднестровье.

16 июля. "Газпром" объявил цену на газ для Молдовы в третьем квартале 2008 г. - 253 долл. США за одну тысячу кубометров газа. Это с учетом более высокого качества импортируемого газа.

По словам первого вице-премьера, министра экономики и торговли РМ И.Додона, новые цены на газ вынуждают актуализировать тарифы на газ и электроэнергию для молдавских потребителей. "Мы бы хотели удержать действующие в настоящее время в Молдове тарифы на газ и электроэнергию до осени 2009 г.", и новый тариф не должен пропорционально увеличиться с выросшей ценой на газ, - сказал он.

"Хотелось бы, чтобы тариф принимался из такого расчета, который бы позволил не менять его на протяжении хотя бы одного года", - сказал И.Додон, сообщив, что правительство предложит компенсации за газ 13-ти категориям населения.

16 июля. Приднестровский город Бендеры получил в качестве гуманитарной помощи технологическое оборудование из Москвы для строительства новой троллейбусной линии.

В город доставлены 2 трансформатора и 2 выпрямителя общим весом 25 тонн и рыночной стоимостью 87 тыс. долл. США.

По словам представителя Главного управления МЧС Москвы Д.Спицкого, «первым этапом помощи Приднестровью была поставка пожарных автомобилей, а вторым этапом – оборудования для троллейбусной линии».

Он отметил, что по пути в Приднестровье оформление таможенных документов на въезде и выезде из Украины заняло 10 часов.

Как сообщил начальник бендерского троллейбусного управления К.Кучеренко, «прибытие гуманитарного груза позволит ускорить строительство троллейбусной линии, которую планируется завершить в октябре – к 600-летнему юбилею города Бендеры».

16 июля. В Комрате состоялось заседание семнадцати депутатов Народного собрания Гагаузии - сторонников башкана автономии М.Формузала.  Они заслушали отчеты председателя Наблюдательного совета компании «Телерадио-Гагаузия», ректора Комратского университета М.Дарадура и руководителя телерадиокомпании  Е.Жекову.

Слушания проводились без допуска прессы, была запрещена видеозапись заседания. Остальные депутаты Народного собрания - коммунисты и независимые - на заседание приглашены не были.

М.Дарадуру и Е.Жековой были предъявлены претензии по поводу освещения событий в Гагауз-Ери. Присутствующие на заседании депутаты Народного собрания объявили о роспуске Наблюдательного совета общественной телерадиокомпании и введении прямого управления  со стороны законодательного органа автономии. Представителям общественных СМИ Гагаузии было заявлено, что только Народное собрание в лице сторонников М.Формузала будет давать санкции на выход той или иной продукции прессы.

Наблюдатели отмечают, что этим решением в Гагауз-Ери окончательно завершается процесс формирования личной диктатуры башкана М.Формузала.

Власти Молдовы продолжают настаивать на том, что стабилизация положения в Народном собрании Гагаузии должна быть достигнута только в правовом русле, без какого-либо политического вмешательства со стороны центра. Президент РМ В.Воронин в недавнем телевизионном интервью подчеркнул, что проблема, сложившаяся в Народном собрании, может быть решена исключительно самими депутатами автономии.

17 июля. В Приднестровье государственную регистрацию получила Ассоциация университетов самоопределившихся государств, в которую вошли государственные вузы Абхазии, Южной Осетии, Нагорного Карабаха и Приднестровья, сообщает МИД ПМР.

Среди главных задач Ассоциации – взаимная интеграция вузов и обмен опытом в их научно-образовательной деятельности. При этом основой своей работы государственные университеты самоопределившихся стран считают ориентацию на российские образовательные стандарты.

17 июля. В центре Тирасполя - в здании, расположенном по улице 25 Октября, было торжественно открыто Официальное представительство Республики Абхазия в Приднестровской Молдавской Республике. Символическую красную ленточку у входа перерезали вице-президент ПМР А.Королев и замминистра иностранных дел Абхазии Д.Кове.

В числе гостей праздника были глава Госадминистрации Тирасполя В.Костырко, председатель Тираспольского горсовета А.Щерба, исполнительный секретарь Сообщества «За демократию и права народов» В.Лицкай, и.о. мининдел Приднестровья В.Ястребчак, президент Торгово-промышленной палаты ПМР В.Кожан, депутаты Верховного Совета ПМР и многие другие. Абхазию на торжественной церемонии открытия представлял глава Официального представительства Абхазии в Приднестровье А.Ватаман.

17 июля. В столице Гагаузии Комрате состоялась встреча спецпредставителя Евросоюза в РМ К.Мижея с руководством автономии. Вместе с ним прибыла рабочая группа европейских  экспертов-юристов и конфликтологов. Делегацию принял башкан Гагаузии М.Формузал.

По завершении беседы он поблагодарил К.Мижея за стремление помочь в решении тех политических проблем, которые сегодня возникли, частично по причине недоработок в законодательстве относительно гагаузской автономии. Представитель ЕС от каких-либо комментариев журналистам отказался, но отметил, что стороны демонстрируют волю к компромиссу и что европейские эксперты предлагают их справедливое решение.

К.Мижей также встретился с лидером фракции коммунистов Народного собрания Гагаузии Д.Карасени. По итогам встречи лидер гагаузских коммунистов отметил, что именно Партия коммунистов РМ инициировала встречу с европейскими экспертами. Он выразил надежду, что при участии международных структур ситуация в автономии будет выровнена.

Депутат парламента РМ от ПКРМ И.Влах, принимавшая участие в консультациях с К.Мижеем, сообщила, что коммунисты и «Единая Гагаузия» предлагают один и тот же вариант урегулирования политического кризиса – за пост председателя НСГ каждая из сторон готова отдать большинство мест в президиуме гагузского парламента.

17 июля. Представители стран-членов Евросоюза и европейских институтов в Молдове призвали власти РМ продолжить совершенствование законодательства, регулирующего выборы.

В совместном заявлении "О демократии и свободе выражения мнений в РМ" содержится просьба к властям "в кратчайшие сроки представить Избирательный Кодекс для экспертизы в Совет Европы и ОБСЕ".

Представители ЕС подчеркивают, что "свобода выражения мнений, наличие плюралистических и независимых СМИ, а также свобода доступа к объективным, разнообразным и рациональным источникам информации имеют решающее значение для того, чтобы избиратели могли составить свои избирательные предпочтения на основе информированного выбора".

"…притеснения со стороны правовых органов представителей различных политических партий или лиц, поддерживают их программы, могут поставить под угрозу потенциал создания предвыборной обстановки, необходимой для проведения выборов в законодательные органы в 2009 г.", - говорится в документе.

17 июля. Заместитель председателя Комитета по делам СНГ Госдумы России К.Затулин сомневается в правильности надежд Молдова на то, что Россия решит приднестровский конфликт. В интервью московской радиостанции "Эхо Москвы" депутат отмечал, что "маленькая Молдова…сегодня фактически заморозила свое участие в ГУАМ, потому что рассчитывает на Россию в вопросе о решении своего приднестровского, очень затянутого жесткого узла". "Правильно рассчитывает, неправильно, но рассчитывает", сказал российский парламентарий.

Президент РМ В.Воронин в последних трех совещаниях ГУАМ на высоком уровне участия не принимал.

17 июля. Председатель Либерал-демократической партии Молдовы В.Филат направил лидерам Альянса "Наша Молдова" С.Урекяну и Либеральной партии М.Гимпу письмо, в котором предлагает учредить совет по диалогу с целью определения эффективных решений для участия в будущих парламентских выборах.

Лидер ЛДПМ заявил на пресс-конференции, что выдвинул соответствующее предложение именно этим партиям, поскольку они обладают реальными шансами попасть в парламент. и их объединяют много единых интересов, начиная с сотрудничества в Муниципальном совете Кишинева и решении общих проблем в районных и местных советах.

По его словам, необходимость подобного сотрудничества обусловлена не только уже обсуждаемыми проблемами (запрет на формирование избирательных блоков; повышение избирательного порога), но и тем фактом, что идея участия в выборах по единым спискам практически нереализуема.

Как заявил вице-председатель АНМ В.Унтилэ, предложение ЛДПМ является целесообразным. Он высказал убеждение в том, что удастся сплотить демократические силы в ходе избирательной кампании 2009 г. «Более того, мы сделаем все возможное,…если это будет способствовать отстранению коммунистов от власти в следующем году", - отметил В.Унтилэ.

Председатель ЛП М.Гимпу сообщил, что письмо ЛДПМ будет рассмотрено на следующем заседании бюро его партии.

17 июля. Стратегия национальной безопасности станет основой для разработки других стратегий, в том числе военной, заявил на первом заседании Национальной комиссии по выработке документа вице-премьер, мининдел РМ А.Стратан, назначенный заместителем председателя комиссии.

По его словам, проект Стратегии будет направлен для консультаций в страны, не являющиеся членами НАТО, которые имеют армии и соответствуют европейским требованиям. При этом вице-премьер отметил специфику Молдовы, в которой остается неурегулированной приднестровская проблема.

Премьер-министр РМ З.Гречаная, возглавляющая комиссию, отметила, что Молдова впервые разрабатывает подобный документ и поэтому в его обсуждении должно быть вовлечено все общество.

Стратегия будет разработана на базе Концепции национальной безопасности, одобренной недавно парламентом.

17 июля. Исполняющий обязанности министра иностранных дел Приднестровья В.Ястребчак встретился в Тирасполе с главой миссии ОБСЕ в РМ Ф.Ремлером.

Стороны обсудили вопрос предстоящей 22 июля встречи посредников и наблюдателей от России, Украины, ОБСЕ, Евросоюза и США с руководством Приднестровья.

В.Ястребчак при этом высказал главе миссии ОБСЕ озабоченность в связи с сохраняющимися ограничениями для приднестровского автотранспорта при пересечении молдо-украинской границы.

17 июля. Состоялось заседание совместной молдо-приднестровской рабочей группы по экологии, сообщили в МИД ПМР.

В ходе встречи молдавская сторона проинформировала приднестровскую делегацию о технических требованиях и имеющихся проблемах при реализации программы по утилизации пестицидов.

Члены совместной рабочей группы выразили общее мнение о необходимости скорейшего решения этого вопроса, так как затягивание утилизации пестицидов наносит экологический урон региону в целом.

По данным экологов, сейчас в Приднестровье, в основном в Григориопольском районе, накопилось около 100 тонн просроченных сельскохозяйственных ядохимикатов.

18 июля. Митрополия Бессарабии категорически отвергает скандальные методы, используемые некоторыми священниками, для решения внутренних проблем митрополии.

Неоднократные выступления на телевидении, радио и в печатной прессе расцениваются руководством митрополии как действия, инспирированные враждебными силами с целью возмущения внутренней ситуации в бессарабской церкви и внесения раздора среди прихожан.

Каждого священника призывают вернуться на роль духовного наставника вверенного ему сообщества и способствовать продвижению взаимопонимания среди прихожан.

18 июля. Успешное внедрение в Молдове проектов, разработанных и реализованных совместно с НАТО, подтверждают эффективность этого партнерства, а также необходимость дальнейшего сотрудничества на основе конституционного принципа нейтралитета РМ. Такой вывод сделали члены Высшего совета безопасности РМ, обсудив на своем заседании ход выполнения Индивидуального плана действий РМ – НАТО.

Было решено, что Национальная комиссия по внедрению плана будет контролировать  реализацию его положений соответствующими ведомствами, которые должны будут передать МИД РМ предложения по актуализации целей плана. Министерство иностранных дел Молдовы в сотрудничестве с молдавской миссией при НАТО скоординируют с Североатлантическим альянсом сотрудничество по выполнению плана.  

Президент РМ В.Воронин сказал, что руководство страны придает сотрудничеству с НАТО большое значение. Он отметил, что за семь лет сотрудничества с Североатлантическим пактом достигнуты эффективные результаты.

18 июля. Председатель Верховного Совета ПМР Е.Шевчук принял в Тирасполе спецпредставителя Евросоюза в РМ К.Мижея, сообщила парламентская пресс-служба.

Стороны рассмотрели вопросы нормализации молдо-приднестровских отношений, а также проблемы передвижения автотранспорта через границу Приднестровья и Молдовы и ситуацию на железной дороге.




Чаши весов

  «Ольвия-пресс», 16.07.08

А. Галин

Когда ставят на одну чашу весов Косово и Приднестровье, невольно содрогаешься от мысли: как можно сравнивать кровавых косоваровских палачей с борцами против разгула молдавского национал-фашизма? И не только сравнивать, а ставить одних выше других, признавать законность режима, запятнавшего себя кровью невинных жертв, и отказывать в праве на независимость республике, которая возникла в результате проводимой Кишиневом политики геноцида в отношении некоренного населения.

Кто-то может возразить, заявив, что и приднестровцы и косовары боролись за свою независимость и, в общем-то, ничем не отличаются друг от друга в разрезе поставленных целей и задач. Но в том-то и дело, что цели могут быть одинаковыми, но совершенно разными пути их достижения. Сегодня огласке мировой общественности преданы чудовищные преступления против человека, совершенные нынешним руководством Косово. Книга бывшего главного прокурора Гаагского трибунала Карлы дель Понте «Охота: я и военные преступники», повергла в шок миллионы людей на планете. В ней сообщается, что еще в 1999 году бойцы Армии освобождения Косово (АОК) захватили сотни живых и здоровых сербов, чтобы убить их, а затем продать их органы на западных рынках! Для этой цели в Буреле на территории Албании была создана специальная клиника. Организацией захвата людей и продажей их органов занимался не кто иной, как лидер АОК, нынешний премьер-министр «независимого» Косово Хашим Тачи. Мало того, по сообщениям ряда западных СМИ, Армия освобождения Косово частично финансировалась за счет средств, которые Тачи получал от продажи героина и кокаина в Западной Европе. Кроме того, Тачи занимался контрабандой оружия, автомобилей, нефти и сигарет, а также торговлей людьми. В 1997 году сербский суд заочно приговорил его к десяти годам за терроризм, в 1998 году на его имя был выписан международный ордер на арест. Однако в 2003 году почти сразу после задержания, он был отпущен на свободу в результате вмешательства со стороны Миссии ООН, выполняющей в крае административные функции.

Впрочем, не только Тачи, но и практически все нынешнее руководство Косово так или иначе запятнало себя кровью. Помимо Тачи безнаказанными остались: Фатмир Лимай (сегодня министр транспорта Косово), Исак Муслиу, Агим Муртези, Агим Чеку. Недавно был вынесен оправдательный приговор в отношении  бывшего полевого командира Освободительной армии Косово (ОАК) и экс¬главе косовского правительства Рамушу Харадинаю, который был оправдан по всем 37 пунктам обвинения. Харадиная обвиняли в этнических чистках населения, в убийствах косовских сербов, цыган и «нелояльных» албанцев во время вооруженного конфликта 1998-1999 годов. По оценкам сербских и международных экспертов, за 2 года под руководством Харадиная албанские террористы ликвидировали более 300 и похитили около 400 человек. Власти в Белграде выдвинули против Харадиная обвинения по 108 эпизодам, связанным с такими преступлениями, как терроризм и убийства гражданских лиц. Однако судьи не только выпускали Харадиная под гарантию, но и позволяли ему посещать Косово. После чего трибунал не смог собрать против него и десяти свидетелей, так как большинство свидетелей были запуганы Хардинаем или убиты до начала судебного процесса. Доподлинно известно, что были уничтожены около 40 потенциальных свидетелей зверств ОАК. То же самое можно сказать и о деятельности Гаагского трибунала в отношении и обвиняемых в совершении военных преступлений во время других войн на территории бывшей Югославии. В подавляющем большинстве на скамье подсудимых оказывались сербы. Хорватов и боснийских мусульман трибунал если и осуждал, то на смехотворные сроки, если учитывать  их «послужной  список». В основном же военные преступники несербского происхождения оправдывались. Например, недавно оправдательный приговор был вынесен одному из военных лидеров боснийских мусульман Насеру Оричу, который ответственен за  убийства около трех тысяч мирных сербских жителей в окрестностях Сребреницы в 1992 — 1995 годах.

После получения этих данных МИД России в очередной раз призвал мировое сообщество свернуть деятельность Международного Гаагского трибунала по бывшей Югославии. Как заявил представитель России в ООН Виталий Чуркин: «Этот политизированный и необъективный судебный орган должен быть немедленно закрыт. Он создавался для доказательства виновности и наказания одной нации и, соответственно, оправдания бомбежек НАТО сербской территории в 1999 году».

В связи с вышесказанным, возникает закономерный вопрос: по каким критериям Запад оценил законность притязаний косоваров на независимость и в то же время незаконность требований приднестровцев, абхазов и осетин? Причем, невольно возникают параллели между Косово с одной стороны и Молдовой и Грузией – с другой. Преступники, виновные в геноциде и уничтожении тысяч людей, Западом признаются в качестве борцов за права людей, демократов и т.д. и т.п. Мало того, преступники и убийцы оправдываются, причем не только Гаагским трибуналом, но и Европейским судом по правам человека. Достаточно вспомнить приговор, вынесенный этим судом в отношении молдавского террориста Илие Илашку, чтобы убедиться в том, что и США, и Европа готовы оправдать любые преступления против человечества, если преступники совершают злодеяния в отношении тех, кто не желает подчиняться воле Запада.

В свое время Международный общественный трибунал, заслушав заявления свидетелей и мнения экспертов, представленных как общественными организациями, так и госструктурами, ознакомившись с вещественными доказательствами и материалами, признал, что в ходе вооруженного конфликта в Приднестровье в марте - июле 1992 г. Молдовой были совершены грубые и серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г. о защите жертв войны и дополнительных протоколов к ним 1977 г., а равно как и других международно-правовых актов.

В частности, в приговоре трибунала отмечено, что со стороны вооруженных формирований Республики Молдова совершены:

- преднамеренные убийства гражданского населения, включая женщин и детей;

- пытки гражданского населения;

- унижающее человеческое достоинство обращение (изнасилование женщин, в том числе несовершеннолетних девочек, избиение граждан и т.д.);

- принуждение граждан служить в вооруженных силах Республики Молдова под угрозой применения сурового уголовного наказания за отказ;

- взятие заложников из числа лиц, принадлежащих к гражданскому населению;

- произвольное и производимое в больших масштабах разрушение зданий, сооружений и имущества, не вызываемое военной необходимостью;

- нападение на гражданские объекты, сооружения и установки, в том числе опасные;

- неприменение мер предосторожности при осуществлении и планировании военных операций;

- осуществление нападений на не обороняемые местности;

- преднамеренные убийства, пытки и бесчеловечное обращение с военнопленными;

- причинение увечий и избиение военнопленных;

- вероломство;

- неоказание мер по погребению мертвых, препятствование захоронению, а также глумление над трупами погибших и замученных;

- преднамеренное убийство раненых и больных, а также пытки и бесчеловечное обращение с ними;

- нарушение прав санитарного персонала.

Международный общественный трибунал особо подчеркнул, что за это ответственность несут не только те, кто совершает конкретные преступления, но и те, кто отдает приказы.

Так чем Косово отличается от Молдовы? И чем отличается позиция Запада в отношении Приштины и Кишинева?

15 июля Президент России Дмитрий Медведев, выступая в МИДе на совещании послов и дипломатических представителей России, заявил, что «в современном мире сложилась ситуация, предполагающая многовариантность и многополярность политики. Но многовариантность должна категорически исключать нарушение норм международного права. К сожалению, именно к таким действиям приходится отнести ряд весьма печальных эпизодов последнего периода, в частности одностороннее провозглашение независимости Косово».

По мнению Дмитрия Медведева, в ситуации с Косово «в очередной раз оказалась подорвана международная законность как один из фундаментальных принципов сосуществования государств, развития европейских процессов, мировых процессов».

И в этом Дмитрий Медведев совершенно прав. Однако не стоит ставить на одну чашу весов Косово и Приднестровье. Нельзя стричь всех под одну гребенку. Должно быть четкое понимание причин конфликтов, законности или незаконности провозглашения того или иного государства, способов борьбы за независимость или территориальную целостность. Должны учитываться сотни, если не тысячи факторов при определении судеб государств, стремящихся к суверенитету. В конце концов, никто не отменял устав ООН, где черным по белому записано право наций на самоопределение. Тупиковое положение всей политической системы как раз и заключается в том, что во главу угла ставится одна международная норма, полностью исключающая другую. Подход должен быть совершенно другим. Принцип территориальной целостности не должен исключать право наций на самоопределение. Они должны быть равноправны. А для того, чтобы не возникало противоречий, международному сообществу необходимо выработать единые критерии, определяющие имеет ли право тот или иной народ или нация на самостоятельное государство. Для этого достаточно определить, чем является национально-освободительное движение - борьбой за свои права народа, находящегося под гнетом национал-тоталитарной системы, или же сепаратизмом. Вопрос заключается лишь в том, кто будет это определять? К сожалению, в современном мире ожидать справедливых заключений не приходится. В этом нас наглядно убеждает косовский пример.

Лазэр Комэнеску в Кишиневе: точка и все с начала

16 июля 2008 г., Петру Богату, «Молдова ази», Кишинев

На первый взгляд кажется, что визит Лазэра Комэнеску, состоявшийся на фоне поистине ледникового периода, наступившего в молдо-румынских политических отношениях, провалился. Этот безрадостный итог, озвученный средствами массовой информации обоих берегов Прута, подтверждается также тем, что вояж главы бухарестской дипломатии в Кишинев состоялся, по-видимому, под давлением со стороны США, Германии, и не только на Румынию, с тем, чтобы заставить ее возобновить переговоры с Республикой Молдова по подписанию двустороннего соглашения.

Ощущение полного провала усилил также отказ обоих министров по окончании встречи ответить на вопросы журналистов. В итоге, первой реакцией представителей СМИ стал вывод о том, что Стратану и Комэнеску просто нечего было сказать. Более того, журналисты предположили, что эти двое боятся сболтнуть лишнего. Не случайно одно из кишиневских информационных агентств высказало мнение о том, что оба министра иностранных дел сыграли "спектакль дипломатической пантомимы", чтобы выйти из той неловкой ситуации, в которой они оказались. И они были правы. Но только наполовину.

В любом случае, общее впечатление, скорее удручающее, нежели обнадеживающее, не смогла спасти даже распространенная после встречи двух министров новость о том, что Румыния и Республика Молдова откроют по одному консульству в Кагуле и Яссах, давая понять, что в перспективе подобные дипломатические представительства могут быть открыты и в других городах. По правде говоря, после встречи Комэнеску и Стратана ни одна из сторон не может позволить себе почивать на лаврах. Взгляды официальных лиц Кишинева и Бухареста на окончательное урегулирование отношений между двумя государствами прямо противоположны. Первые требуют подписания двух соглашений, типичных для прошлого десятилетия (Базового договора и Договора о границе), которые скорее обозначат дистанцию между Румынией и Республикой Молдова, чем создадут основу для партнерских отношений. Вторые напротив стремятся подписать Европейское соглашение, другими словами, их цель - разработать совместную стратегию постепенной интеграции Республики Молдова в ЕС, при разносторонней поддержке со стороны Румынии.

Совершенно очевидно, что до тех пор, пока власть в Кишиневе находится в руках коммунистов, сближение этих двух прямо противоположных позиций кажется невозможным. Не удивительно, что в таких условиях сегодняшние отношения между Румынией и Республикой Молдова складываются по принципу дуэли под девизом "кто кого".

Однако пресса упустила из виду несколько существенных моментов. В результате, большинство обозревателей неверно расставили акценты. При более пристальном внимании к деталям можно заметить, что июльский дипломатический матч Бухарест-Кишинев не был столь уж бесплодным, как может казаться на первый взгляд. И победу в нем, несомненно, вырвал Бухарест.

Во-первых, Комэнеску не отступил ни на шаг в вопросе о соглашениях, на которых настаивает Кишинев, но которые не приемлет Бухарест. "Мы с самого начала заявили президенту Воронину и остальным, что наш статус члена ЕС и перспектива европейской интеграции Республики Молдова уже являются той основой, той важной правовой ведомственной базой, благодаря которой мы можем двигаться вперед, продолжая пытаться искать решения, в том числе и по этим соглашениям", заявил в Кишиневе румынский министр иностранных дел. Коммунистические власти, хотя им и было что возразить, предпочли промолчать. И это молчание, как мне кажется, говорит о многом.

Во-вторых, официальные лица Кишинева не стали, как прежде, выступать с инициативой и ставить вопрос об открытии дополнительных консульств при условии подписания вышеупомянутых соглашений. Таким образом, создается впечатление, что они, в конце концов, осознали необходимость ретироваться.

В-третьих, ни во время визита, ни после его завершения режим Воронина уже не поднимал с прежним упорством языковой вопрос. И это также не может быть случайностью.

Подводя итог, можно заключить, что попытка коммунистов шантажировать Румынию оговором обернулась против них самих. Это правда, что США, Германия, некоторые европейские официальные лица отреагировали на кляузы Кишинева и открыто посоветовали Бухаресту продолжать переговоры по подписанию двустороннего соглашения. Но также верно и то, что никто не потребовал от Румынии покориться молдавским коммунистам и принять идеологизированные соглашения, чтобы угодить Воронину. Напротив. После кляуз, направленных Кишиневом разными путями в главные европейские канцелярии, самому режиму Воронина пришлось отступить. Президент был вынужден признать, правда, вполголоса, что румынский и молдавский языки - это один и тот же язык. Об этом же позже заявил и Степанюк. В конце концов, коммунистические власти даже дали понять, что вопрос названия языка не станет препятствием для подписания соглашения между двумя государствами.

С учетом всего этого создается ощущение, что США и ЕС, в ответ на кляузы коммунистической власти в адрес Румынии, бросились уговаривать ее не загонять себя в жесткие рамки сталинских шаблонов и вести переговоры по подписанию действенного современного документа, способного проложить Республике Молдова дорогу в ЕС. Тем более что Бухарест никогда не ставил под сомнение целесообразность двустороннего соглашения. Он лишь противился попыткам Кишинева навязать ему некоторые документы, узаконивающие оккупацию Бессарабии царской Россией и СССР.

При таком раскладе, можно предположить, что румынский министр иностранных дел, отказавшись отвечать на вопросы журналистов, оказал услугу своему кишиневскому коллеге. Если бы Андрею Стратану не представилась возможность хранить молчание, ему пришлось бы посыпать голову пеплом. Например, он был бы вынужден объяснить, почему до сих пор противился открытию румынских консульств, а сегодня не возражает против этого, несмотря на то, что позиция Румынии осталась неизменной? Или почему было поднято столько шума вокруг языкового вопроса, что завело отношения между двумя государствами в тупик, чтобы теперь признать, наконец, что в этом вопросе никаких противоречий нет?

То, что Лазэр Комэнеску побывал в Кишиневе, конечно же, не примирило обе стороны. О конкретных политических успехах пока тоже не может быть и речи. И, тем не менее, этот визит показал, что, по крайней мере, на уровне дипломатических игр режим Воронина был вынужден прекратить свои воинственные выпады против Румынии и начать все с начала.




Коммунистическая песенка спета?

  «Ольвия-пресс», 17.07.08 

Похоже, восьмилетнее правление коммунистов в Молдове подходит к концу. Об этом говорит многое, в том числе и исторические примеры Украины и Грузии. И Кучма, и Шеварднадзе лишились своих президентских кресел, по сути, по одной и той же причине. Они метались между Западом и Москвой, пытаясь быть лояльными и к тем, и к другим, чем и вызвали недовольство Вашингтона и Брюсселя, которое, как известно, привело к цветным революциям в Киеве и Тбилиси. Сегодня молдавские власти во главе с главным коммунистом страны Владимиром Ворониным повторяют путь украинского и грузинского экс-президентов. Правда, скрипя зубами, вынужденно, в целях удержания страны от  сползания в пропасть полного экономического хаоса, когда из-за запрета на ввоз в Россию основной продукции, производимой Молдовой, Кишинев был вынужден сменить антироссийскую риторику на прямопротивоположную. Надежды на известный тезис: «Запад нам поможет» - не оправдались, и Воронину не оставалось ничего другого, как спасать страну единственно возможным способом - переступить через собственные амбиции и неприязнь ко всему русскому.

Понятно, что такую перемену настроений Запад и, прежде всего, США, одобрить не могли. Впрочем, и вмешиваться в ситуацию не стали. Зачем, когда меньше чем через год в Молдове пройдут выборы, где можно быстро и без шума поменять коней на переправе. Подготовка к смене молдавского руководства сегодня в самом разгаре. На днях на информационном ресурсе politforums.ru появилось сообщение о том, что западными правительственными и неправительственными фондами уже организована мощная поддержка независимых СМИ РМ. Издание отмечает, что согласно информации, полученной от источника в Институте публичной политики Молдовы, «Запад крайне озабочен ситуацией со свободой слова в РМ, и готов спонсировать либеральные проевропейские масс-медиа». Как сообщает politforums.ru: «эта поддержка будет нарастать по мере приближения мартовских парламентских выборов. Речь идет о крупных грантах на развитие свободы слова и защиту прав человека». Также будут финансироваться «специальные программы, направленные на формирование гражданского общества». Поводом к увеличению финансирования послужили многочисленные скандалы, связанные с попытками властей РМ вмешаться в деятельность независимых СМИ. Это и аннулирование лицензий, и отказ в аккредитации, и преследование независимых журналистов. О серьезности намерений, по словам источника, говорит и тот факт, что к финансированию свободных от государственного влияния масс-медиа подключатся и правительственные программы США. Так, в рамках американской правительственной программы по преодолению бедности «Компакт»  для независимых СМИ Молдовы выделено десять миллионов долларов». При этом отмечается, что средства будут распределены между СМИ, не связанными с компартией и действующей властью Молдовы.

Таким образом, можно констатировать, что США делают ставку на будущих парламентских выборах отнюдь не на коммунистов, как это было на выборах 2005 года. Тогда ПКРМ смогла убедить Запад в своей преданности и тем самым обеспечить себе победу. Причем, три года назад США и Евросоюзу было абсолютно наплевать на «многочисленные скандалы, связанные с попытками властей РМ вмешаться в деятельность независимых СМИ», как и на оказание местными властями помощи тем или иным кандидатам, давление на работников государственного сектора, неточности в избирательных списках, вброс 200 тысяч бюллетеней и т.д. и т.п. Все это было признано несущественным, а выборы названы демократичными, легитимными и прозрачными.

Сегодня Запад сам себя уличает во лжи трехлетней давности. Впрочем, для Вашингтона и Брюсселя это мелочи, главное – достижение поставленной цели. Коммунисты Молдовы – отработанный материал. Западу нужны другие политики, которые не будут заигрывать с Москвой, проголосуют за отмену нейтралитета страны и вступление в НАТО, уведут страну в Европу и не будут цацкаться с Тирасполем. Эти политики уже определены. В информации Политфорума четко и ясно говорится, что Запад отныне делает ставку на «либеральные проевропейские» силы. Это означает, что, прежде всего, делается ставка на Либерально-демократическую партию Молдовы, являющуюся сторонницей объединения РМ с Румынией, вступления страны в НАТО, теснейшей евроинтеграции и дистанцирования страны от России.

Весьма примечательны в этом плане последние заявления функционеров этой партии. 14 июля 2008 года на пресс-конференции в Кишиневе муниципальный советник от Либеральной партии Молдавии Ион Чебану прямо заявил, что «нейтралитет Молдовы отдаляет республику от интегрирования в европейское и евроатлантическое пространство, продвигая тем самым геополитические интересы России». Мало того, по мнению либералов, исключение из Концепции национальной безопасности Молдовы требования о выводе российских войск из Приднестровья «освобождает Россию от ответственности за проволочки в решении приднестровской проблемы».

В свою очередь председатель ЛПМ Михай Гимпу считает, что парламент Молдовы за последнее время принял целый ряд законов, не соответствующих европейским стандартам. «Либеральная партия расценивает деятельность парламента как безответственную и порочную. Такую ситуацию создала Партия коммунистов и её союзники. Парламент не работает на демократизацию молдавского общества", - констатирует лидер либерал-демократов.

Такие политики нужны Западу. Они близнецы-братья грузинских и украинских прозападников, готовых окончательно выйти из-под влияния Москвы. Замыкая санитарный пояс вокруг России, США и Евросоюзу совершенно не нужна молдавская брешь с коммунистическим режимом, спекулирующим нейтралитетом страны и мечущимся между двумя полюсами. Вашингтону и Брюсселю нужны совершенно другие люди. И они в Молдове есть. И когда они придут к власти в следующем году, России уже не удастся удержать свое влияние в Молдове. В Москве это прекрасно понимают, потому и придерживаются выжидательной позиции в разрешении молдо-приднестровского конфликта. В Кремле четко осознают, что, форсировав этот процесс и добившись возвращения ПМР в состав Молдовы, в конечном итоге Россия может потерять свое влияние не только в Молдове, но и в Приднестровье. Такой исход событий был бы очень серьезной геостратегической ошибкой. К счастью, Россия научилась в последние годы их избегать.




Скороспелые миротворческие инициативы бесполезны и опасны

«Лента ПМР», (Тирасполь), 17.07.08

  Дмитрий Соин, идеолог Международной молодежной корпорации –Народно-демократической партии «ПРОРЫВ!», кандидат социологических наук

- Дмитрий, как Вы оцениваете состояние и перспективы переговорного процесса между Молдовой и Приднестровьем?

- Они очень туманны, что, в первую очередь, связано с полярными стартовыми позициями сторон. Кишинев предлагает Тирасполю явно неприемлемые идеи автономизации Приднестровья. Речь идет о формально республиканском статусе, но уровня соответствующего тому, что мы видим в Гагаузии. То есть, Приднестровье сохранит за собой право иметь свои герб, гимн, парламент, региональную исполнительную власть, но при этом, утратив суверенитет, перейдет под фактический контроль Кишинева. Мы видим, к чему это периодически приводит в Гагаузии, когда центральные власти Молдовы грубо вмешиваются в формирование органов власти автономии и манипулируют гражданским обществом Гагауз-Ери. Возможно, автономия для Приднестровья была хороша в 1990 году когда конфликт только начинался, возможно, предоставление этого статуса до войны 1992 г. предотвратило бы развал бывшей МССР. Но два раза в одну реку не войти, не стереть из памяти народной войну, блокады и прочие трагические моменты молдо-приднестровских отношений. Поэтому требуется иной подход. По моему мнению, он должен в первую очередь учитывать интересы ПМР, как стороны наиболее пострадавшей от конфликта.

С другой стороны, Приднестровье предлагает Молдове подписать межгосударственный договор о дружбе и сотрудничестве двух суверенных государств. Естественно, что Кишиневом эта позиция никак не воспринимается. Даже «республиканские» предложения Василия Шовы, суть которых мы обсудили выше, вызвали яростную критику национал-либеральных партий Молдовы. Министра реинтеграции тут же обвинили в предательстве государственных интересов. И это притом, что Василий Шова на самом деле не озвучил никаких сенсационных и революционных предложений. Он просто повторил ранее неоднократно предлагавшееся Кишиневом, просто назвал Приднестровье республикой. Игра слов, но определенная реакция налицо.

Не секрет, что и в самой ПКРМ доминируют силы, которые ориентированы не на достижение компромисса с Тирасполем, а скорее на поглощение Приднестровья. Понятно, что Василий Шова вбросил в информационное поле региона тезисы, которые должны были оживить дискуссию вокруг проблемы молдо-приднестровского урегулирования.

Но дискуссии, как таковой, не получилось. Шова оказался под перекрестным огнем критики, как из Приднестровья, так и из Молдовы. Сейчас он, по всей видимости, залечивает полученные моральные раны и подпитывается новыми эпатажными идеями.

В чем-то Василий Шова играет роль молдавского декабриста. Периодически, что-то выкрикивая, он выходит на площадь Штефана чел Маре, где его расстреливают холостыми пропагандистскими патронами. День «молдавского сурка» повторяется регулярно, но пользы от него очень мало.

- Дмитрий, что, на Ваш взгляд, могло бы дать реальный толчок урегулированию молдо-приднестровских отношений?

- Думаю, надо признать очевидное – Приднестровье это пусть и непризнанное, но полноценное государство. Оно должно быть по настоящему равноправной стороной переговорного процесса. Кишиневу следует отказаться от имиджа «большого брата» или «сердитого, но справедливого отца», который возвращает блудного приднестровского сына домой.

И РМ, и ПМР это результат распада Советского Союза и поэтому обе части бывшей МССР должны иметь равные права. Следует также перестать концентрироваться на конечном результате урегулирования и сделать ставку на обеспечение самого переговорного процесса. Автономия, федерация, конфедерация – это всего лишь игра слов. А вот конкретный уровень жизни населения, экономика, культура, демократия – это настоящие ценности и факторы, касающиеся каждого жителя РМ и ПМР. Об этом и надо говорить и решать, как обеспечить их рост.

Сегодня мы пугаем друг друга взаимоисключающими предложениями по разрешению конфликта и статусу сторон. Но где же конкретные меры доверия? Почему до сих пор не разрешены, казалось, элементарные вопросы по оптимизации работы транспортной системы, экономических субъектов. Есть целый блок правовых вопросов, который можно было бы решить уже сегодня, но они также не решаются. Молдова, как признанное государство, должна проявлять гораздо большую и гибкую активность в снятии всех видов напряжений, которые существуют между Кишиневом и Тирасполем. Но мы пока этого не видим. А тем временем и в Молдове, и в Приднестровье продолжается рост цен и падение уровня жизни населения. Люди покидают свои семьи, уезжая на заработки заграницу. Там они находят свою новую родину, забирают домочадцев и навсегда покидают родные края. И в Молдове, и в Приднестровье уже есть опустевшие деревни и поселки, где живут одни старики. Печально, но появились села-призраки, где жителей нет вовсе.

В советские времена МССР была одной из самых густонаселенных республик. Не хотелось бы, чтобы спустя всего лишь несколько десятилетий после развала Союза, мы увидели здесь пустынную, оставленную людьми местность.

- Неужели так трудно найти формулу решения конфликта? Ведь еще недавно и Приднестровье, и Молдова были частями одной Советской Молдавии. Проживающие в Бессарабии и Левобережье люди также мало, чем отличаются друг от друга по этнической, культурной и религиозной составляющим. Что же все-таки не позволяет решить конфликт в короткие сроки?

- В 1949 году в результате гражданской войны от Китая отделился остров Тайвань. Без малого 60 лет это островное государство живет отдельно от Китая, и Пекин никак не может добиться его возвращения под свой контроль. При этом Тайвань также заселен китайцами, которые ни по языку, ни по культуре не отличаются от своих континентальных собратьев. К числу больших успехов в сближении островного и континентального Китая сегодня относят возобновление полетов гражданской авиации. Заметьте, что это за шестьдесят лет неурегулированного конфликта. Поэтому аргументы в стиле, что мы здесь все похожи друг на друга и поэтому без проблем объединимся, не несут в себе никакой реальной смысловой  нагрузки.

Да, мы мало, чем отличаемся друг от друга по культуре и языку, но уже 18 лет живем в разных конфликтующих друг с другом государствах. Мы пережили войну и многочисленные блокады. И в Молдове, и в Приднестровье появилось целое поколение молодых людей, которые не помнят Советский Союз и МССР. С молоком матерей они впитали такие понятия, как я гражданин Приднестровья или я гражданин Молдовы. Сформировались свои политические и экономические элиты. Причем жестко конкурирующие и конфликтующие все восемнадцать лет. Да и сами государства приобрели законченные формы и сегодня убедить одну из сторон в том, что именно она должна расстаться со своей государственностью, крайне трудно. Я уже не говорю о геополитическом аспекте конфликта. Приднестровье традиционно ориентируется на Россию и, судя по всему, никогда не поменяет своего геополитического вектора. Он закреплен результатами референдума 17 сентября 2006 года. В свою очередь Молдова, несмотря на пророссийскую риторику последнего времени, все же имеет очевидную проевропейскую и прорумынскую ориентацию. Да, молдавские коммунисты поняли, что на Западе их никто не ждет и активно торят дороги на Москву. Возможно, они действительно последняя крупная политическая сила в РМ, стремящаяся к диалогу с Москвой. Но мы помним меморандум Козака. Тогда у власти были все те же коммунисты. Если они действительно учли свои прошлые ошибки и больше не предадут отношений с Россией, то давайте ответим на вопрос, какой будет судьба этой партии после мартовских выборов.  Анализ итогов выборов кишиневского градоначальника, муниципальных выборов и голосования в Гагауз Ери показывает, что сегодня рейтинг ПКРМ не выше 38-42%. Этого явно недостаточно, чтобы без коалиций сформировать парламентское большинство, избрать спикера, президента и решить вопрос по правительству. Если ПКРМ не наберет обороты и не получит большинства в парламенте, Молдову ждет очередная бюрократическая революция. В парламенте, президентуре, правительстве появятся новые лица, которые по-своему начнут говорить с Тирасполем. Возможно, это будут совершенно иные позиции, чем те, что озвучивают коммунисты. Поэтому сегодня любые договоренности по молдо-приднестровскому конфликту не имеют реального фундамента.

Если коммунисты проиграют выборы, то любая новая власть их просто перечеркнет. Это в Европе договора не переписывают после каждых парламентских выборов. В Молдове же это проверенная временем практика. Так что перечисленные мною факторы и риски показывают, что надежды на мгновенное урегулирование конфликта это либо заблуждения, либо авантюра.

 Поэтому пусть не обижаются Василий Шова и все прочие творцы скороспелых миротворческих инициатив, но они действительно по замаху и конечному результату похожи то ли на декабристов, то ли на социалистов-утопистов. Много слов и пафоса, но крайне мало конкретики. Реальных мер доверия также нет. Поэтому все буксует, а как показывает мировой опыт, чем продолжительнее стороны находятся в стадии конфликта, тем труднее их примерить. А скороспелые, не подкрепленные мерами доверия и обоюдным повышением благосостояния народа миротворческие инициативы не просто бесполезны, но и опасны. Могу и пример привести. Сегодня самым активным «миротворцем» на Кавказе выступает президент Грузии Саакашвили. И результат его миротворчества налицо  - боевые действия на юго-осетинском и абхазском направлении. Гибель людей и разрушения. Саакашвили сам привязал себя к озвученным им же срокам поглощения Абхазии и Южной Осетии и сегодня бьется в милитаристическом припадке, пытаясь выполнить обещанное. Думаю, мы все же сможем избежать таких сценариев.

- И все таки, Дмитрий, что может лечь в основу стратегии урегулирования молдо-приднестровского конфликта?

- Как я уже сказал, не надо устраивать спешки и ажиотажа. Это только повредит делу. Ставку следует сделать на укрепление мер доверия в таких областях, как экономика, транспорт, безопасность граждан и право, культура, образование, спорт. И не только. Мерами доверия должны быть охвачены все сферы жизнедеятельности молдавского и приднестровского общества. Стратегия блокад и запретов со стороны Молдовы потерпела фиаско, и поэтому сегодня следует отменить все запретительные и ограничительные акты в отношении наших предприятий. Вплоть до предоставления Приднестровью статуса международной свободной экономической зоны. Надо, несмотря на взаимные претензии и споры, без предварительных явно невыполнимых условий запустить работу железной дороги и начать с дизеля на Одессу. Молдова должна признать наши образовательные аттестаты, дипломы и вообще все документы ПМР. В совокупности такие шаги разрядят отношения между Кишиневом и Тирасполем. Формально это может быть проведено через экспертные группы и закреплено документально на уровне глав государств, гарантов и посредников.

Параллельно с этим должна быть выработана «дорожная карта» урегулирования молдо-приднестровского конфликта. Что она будет включать – решать, конечно, участникам формата «пять плюс два». Но я бы предложил обязательно включить в процесс урегулирования референдумы, в ходе которых сами жители Молдовы и Приднестровья ответят на вопрос, каким они видят наше совместное будущее. Референдумов должно быть три. Два национальных референдума – один в РМ, второй - в ПМР. Если и в Молдове и в Приднестровье граждане выскажутся за установление каких- либо отношений, более близких чем межгосударственные, то можно проводить общий референдум, в ходе которого и будет определена конечная формула сосуществования. Что это даст? Во-первых, правящие элиты смогут «сверить часы» со своим народом. В Приднестровье это делается, в отличие от Молдовы, регулярно. И если потребуется для дела, можно еще раз посоветоваться с народом. В Молдове же это будет вообще первый опыт политического референдума о дальнейшем устройстве страны. Во-вторых, решение, принятое на основе референдума, будет иметь стратегическое значение и отменить его простым голосованием в парламенте гораздо труднее. Более того, законодательно можно закрепить, что принятые на референдуме решения о дальнейших взаимоотношениях Молдовы и Приднестровья могут быть отменены только на основе результатов другого референдума. В-третьих, для международного сообщества, гарантов и посредников такой совет с народом будет лучшей демонстрацией демократичности процесса урегулирования.  Естественно, что и Молдову и Приднестровье это ко многому обяжет. Например, референдумы следует провести под международным контролем, обеспечив сторонникам всех вынесенных на обсуждение точек зрения равный доступ к СМИ и равные права на агитацию.

Подводя черту под своими размышлениями, еще раз подчеркну, что только через конкретные меры доверия, повышение благосостояния населения, составление гибкой «дорожной карты» урегулирования конфликта и совет с народом можно найти окончательную формулу сосуществования Молдовы и Приднестровья.




 «Не забывайте, что тот, кто швыряется грязью в других, сам потеряет почву под ногами»

 AVA.MD., (Кишинев)

Сергей Назария, ответственный секретарь Оргкомитета организации «Друзья России в Молдове

8-го июля 2008 года в Кишинёве группой граждан, понимающих непреходящее значение для нашей страны отношений дружбы и стратегического партнерства с Великой Россией и желающих внести свой посильный вклад в их развитие и укрепление, был образован Организационный комитет по созданию общественной неправительственной, некоммерческой организации «Prietenii Rusiei in Moldova / Друзья России в Молдове». Его председателем был единогласно избран хорошо известный в Республике Молдова человек - экс-премьер-министр Василий Тарлев.

В целом, это знаменательное событие, как и ожидалось, положительно было воспринято молдавской общественностью. Однако, нашлись в Молдавии отдельные политики и журналисты известной ориентации, которые сходу, «не зная броду, кинулись в воду», то есть попытались поставить под сомнение необходимость создания этой организации, а также её цели и задачи.

Впрочем, тот факт, что данная инициатива подверглась нападкам со страниц антимолдавской и русофобской прессы, например, газеты «Timpul», которая охарактеризовала её как проявление неких «имперских пережитков прошлого» и даже как доказательство «имперской политики России», никого особо не удивил. Людям доброй воли в нашей стране давно известно, что эта пишущая «публика» особого сорта во всём, что как-то противодействует пропаганде и реализации их ущербных идей унионизма, непременно видит «руку Москвы».

Несколько удивила многих граждан Молдовы, выступающих за укрепление и развитие отношений дружбы и сотрудничества с нашим великим восточным соседом, весьма странная и малопонятная позиция такой солидной газеты, как «Независимая Молдова»

В одной из своих публикаций «НМ» позволила себе неуместно и заметно раздраженно позубоскалить по выше упомянутому поводу, поставив на одну доску тесное сотрудничество нашей страны с Россией и, например, с Мозамбиком или Гондурасом, либо иным государством третьего мира. Логика уважаемой газеты в данном случае, как говорится, «немножко дика».

Объяснение этому, конечно, тоже имеется. Очевидно, не все кишинёвские «небожители, привыкшие авторитарно «повелевать и править», оказались готовыми смириться с кажущейся им совершенно крамольной мыслью о том, что кто-то иной, помимо них самих, может осмелиться дружить и успешно сотрудничать с Россией, исходя при этом не из своих личных или кланово-групповых корыстных интересов, а руководствуясь общественными потребностями.

Так что, с позицией такого рода изданий, их редакторов и авторов всё совершенно ясно, ибо не составляет особого труда догадаться, чьи именно «большие уши» торчат за их публикациями и чья «железная рука» из-за кулис ими управляет. Удивляться здесь ничему не приходится, вступать в полемику – совершенно бесполезно.

Но вот позиция в отношении создания общества «Друзья России в Молдавии» со стороны газеты «Молдавские Ведомости» нас поразила и немало озадачила.

Газета независимая, в число марк(с)о-антропологических изданий явно не входит. Но в данном случае она решила явно подыграть тем, под чьим руководством работают вышеупомянутые издания.

Более всего покоробил и оскорбил откровенный, какой-то нарочитый цинизм последних публикаций в «Молдавских Ведомостях», авторы которых не только разразились площадной бранью в отношении «друзей России», но и опустились до откровенно хамских выпадов в адрес Василия Тарлева, которого, по их утверждению, якобы «с позором изгнал с занимаемой должности президент Владимир Воронин».

Мы вполне допускаем, что редакция «Молдавских Ведомостей» не питает особых симпатий к бывшему главе правительства. Дело, как говорится, личное, насильно мил не будешь. Но зачем же публично оскорблять человека? Зачем «передергивать» факты и опускаться до инсинуаций и вымыслов, когда всем известно, что Тарлев не только ушёл со своей должности по собственному желанию, но и был награждён президентом Ворониным высшим орденом республики?

Неясно также, на каком основании образованный молдавскими гражданами - друзьями России Организационный комитет новой общественной организации эта газета безапелляционно называет «виртуальной структурой».

Хотели бы думать, что причиной тому всего лишь элементарная неинформированность редакции «Молдавских Ведомостей» и её авторов относительно истинного предмета названных публикаций. Хотя, с другой стороны, мы не можем понять, что помешало им обратиться за справкой и разъяснениями к самим руководителям и членам Оргкомитета общества «Друзья России в Молдове».

Поступи они так, и мы с удовольствием, «громко и доходчиво» обо всём им рассказали бы и даже показали, «зачем и кому нужны друзья России» в Молдавии. Более того, в ближайшее время мы обязательно пригласим их на «собрания и пресс-конференции», на которых они получат ответы на все мучающие их сегодня вопросы.

Хотели бы также заметить, что организация «Друзья России в Молдове» вовсе никакая не «тарлевская», как изволили выразиться авторы публикаций в «Молдавских Ведомостях», а именно общественная, то есть создаваемая по воле граждан самими этими гражданами. К тому же, процесс её образования ещё далеко не завершен. Поэтому самоуверенное заявление «МВ» о том, что нашу организацию якобы «не восприняла сама Россия», нас просто позабавило, ибо как же она могла её «воспринять», если её, как таковой, пока ещё просто не существует, она ещё только создаётся!?

Удивил и стиль статьи в «МВ». Такое впечатление, что её авторы стремятся подражать Константину Старышу, а в целом газета хочет быть похожей на «FLUX».

По крайне мере, их общеизвестную привычку к распространению домыслов и буйных фантазий «МВ» явно начинает перенимать. Чего только стоят её последние сентенции относительно каких-то «пепельниц», «подстилок» и прочие подобные «шедевры» со ссылкой на то, что об этом где-то кто-то что-то кому-то когда-то говорил.

Подобный стиль, а точнее сказать, откровенное хамство явно не красит газету.

Что касается людей, стремящихся к дружбе и сотрудничеству с Россией, в том числе и Василия Тарлева, то их совершенно не интересует, входит ли в планы Воронина «возвращать после 2009 года хоть какой-то пост Тарлеву». Их менее всего волнует также вероятность того, что Воронин что-то там «не позволит Тарлеву». Собравшиеся в Огркомитете нашей общественной организации серьёзные и ответственные люди меньше всего озабочены этими надуманными проблемами, которые, судя по всему, уже который день не дают покоя редакции «Молдавских Ведомостей» и прочих изданий.

Не переживайте вы так за нас! Не приучайте своих читателей размышлять о том, чего сами не знаете и не понимаете. Живите себе спокойно и мирно, а мы готовы конструктивно сотрудничать и с властью, и с вами. Было бы у вас желание….

И не стоит пытаться «ломать через колено» других людей. Не забывайте, что тот, кто швыряется грязью в других, сам потеряет почву под ногами….




Тирасполь ищет новые предлоги для отказа от переговоров

 «Независимая Молдова», 18.07.08

Все уже привыкли к тому, что некоторые приднестровские политики, прежде всего из правительственных структур, постоянно ищут какие-либо поводы для ухода от переговоров по урегулированию конфликта. Раньше это были в большинстве своем, так сказать, внутренние зацепки - не преданы суду "виновники" конфликта 1992 года, не выплачена компенсация за "агрессию", не принесено "публичное извинение" за события начала 90-х годов и т.д. Теперь, когда появилась реальная перспектива для возобновления переговоров в формате "5 + 2", в ход пущен внешнеполитический "козырь".

Дело в том, что не так давно приднестровская делегация во главе с Игорем Смирновым и в составе ряда министров, глав государственных администраций городов и районов Приднестровья, деятелей культуры и искусства посетила другое непризнанное государство - Южную Осетию. В частности, приднестровские артисты должны были выступать перед осетинскими зрителями по случаю открытия года Приднестровья в Южной Осетии. Но, к сожалению, прибытие гостей совпало с очередной эскалацией напряженности в отношениях между Тбилиси и Цхинвали. Начались обстрелы, среди мирных жителей были убитые и раненые. Грузинская и осетинская стороны дают разную трактовку происшедшего, но от этого трагедия погибших не перестает быть трагедией. В этой ситуации, когда выдержка и дипломатия могут предотвратить новые жертвы, приднестровский лидер делает сильный, по его мнению, ход: он обещает Южной Осетии как члену трехстороннего альянса непризнанных республик - Сообщества "За демократию и права народов" - военную помощь.

Формально переговоры об этом велись давно. И даже принимались соответствующие решения на уровне непризнанных республик. Но Игорь Николаевич не может не знать, что между сторонами кавказского конфликта стоят российские миротворцы, что Южная Осетия примыкает к Осетии Северной, то есть имеет непосредственную границу с Россией. Обе Осетии проводят иногда, как сообщают СМИ, совместные заседания правительств. В такой обстановке, когда россияне, честно говоря, не очень симпатизируют стремящемуся в НАТО грузинскому руководству, больших шансов силой взять Южную Осетию у Тбилиси нет. И само НАТО, случись что, вряд ли вмешается в боевые действия на Кавказе, являющемся реальной сферой влияния России. Таким образом, у России есть все возможности не допустить масштабные военные действия в тех местах.

Кроме того, не совсем понятно как именно Приднестровье, не имея общей границы с Россией, будет оказывать осетинским союзникам военную помощь. Но только не для приднестровских руководителей! Они уже пообещали помощь и военными подразделениями, и добровольцами. Обещание дано на фоне объявленной встречи между Игорем Смирновым и президентом России Дмитрием Медведевым. Очевидно, что России меньше всего сейчас нужно участие Приднестровья в возможной войне между Грузией и Южной Осетией. Такое участие может только сорвать переговоры в формате "5+2" и развязать в Приднестровье истерию с целью отвлечь внимание простых приднестровцев от фактического банкротства местной экономики, что произошло не без старания руководства региона во главе с тем же И.Смирновым.

Страсти накалились настолько, что, как сообщали перед ошеломленными журналистами вернувшиеся из поездки чиновники, заместитель министра информации и телекоммуникаций Приднестровья Валентина Рыкованова даже требовала у осетинских военнослужащих дать ей автомат. Она хотела идти "защищать Осетию". Ей, разумеется, никакого автомата не дали. Но позвольте спросить: неужели у человека, считающего себя журналистом, нет других способов влияния на общественное мнение, кроме как через прицел "Калашникова"?! Нетрудно предположить, что собираются говорить официальные СМИ региона относительно урегулирования нашего, а не только осетинского конфликта...

Через несколько дней представители России, Украины, США, ОБСЕ и Евросоюза посетят Кишинев и Тирасполь. На повестке дня вопрос вопросов: когда можно будет запустить переговорный процесс, а для начала - деятельность рабочих групп. У нас, в отличие от Кавказа, не гремят взрывы снарядов и не свистят пули. И участники формата "5+2" вполне могут закрепить эту ситуацию навсегда, как бы кое-кому не хотелось обратного.




Партия нормальных людей

 AVA.MD., (Кишинев), 18.07.08

Евгений Шоларь 

Кого из нас не посещала мысль о том, что, эх, вот если б собрались вместе все хорошие люди (которых, как известно, намного больше), да повымели поганой метлой всех плохих? Так банально и незатейливо. Но, собственно, почему бы и нет?

Надоел этот политический междусобойчик. Кто все эти люди, во властных кабинетах? Заглядываешь в телевизионные лица «элиты», и спросить хочется, откуда они все вылезли? Из читателей этих строк наверняка получилось бы собрать более эффективный парламент или кабинет министров. Первый встречный уличный интеллигент рассудил бы справедливее и праведнее, чем судья буюканского суда.

Эта власть хуже, чем народ, которым она управляет. По каким негативным критериям они проходят отбор? И почему нормальные люди терпят над собой власть идиотов и подлецов?

Не наша Молдавия

Какой она может быть, «идеология» нормальных людей? Можно ли ее считать оппозиционной? Или скорее аполитичной? А может и то, и другое? Действительно, она, скорее всего, находится в оппозиции ко всему, что до сих пор называлось «молдавской политикой». Другое дело, что это была не политика вовсе, и не политики. Это была государственная афера. Жалкий спектакль с бездарными актерами и безвкусными декорациями. Это был дурной сон. Это была не наша Молдавия.

Мы бежали из нее. Мы сводили к минимуму контакты с тупоголовой бюрократической государственной машиной. Мы занимались своей жизнью, строили ее, добиваясь чего-то не благодаря, но вопреки этому «неизбежному злу». Мы старались его не замечать. Откупались от него налогами и не только. Эти «не только» были призваны служить все той же цели – свести к минимуму контакты с «государственным монстром». Иногда заплатить кабинетному бюрократическому паразиту было дешевле, чем «пыль глотать».

В какой-то момент вдруг обнаружилось, что мы научились быть самодостаточными и жить без «государства». Оно стало исключительно обузой. Вернее, уже давно являлось таковой. Просто вдруг это стало предельно очевидно, в особенности на фоне прогрессирующих эволюционным либо бархатно-революционным путем соседей.

Диагноз: «новофобия»

Наиболее лютой ненавистью эта власть ненавидит именно тех Новых людей, которые научились жить без нее. Ей намного комфортнее с нищими, но сохранившими от безысходности свои патерналистские надежды пенсионерами. (Хотя звереть от отчаяния уже начинают и они.) Ей легче с алкоголиками, с пациентами Костюжен. Но не с Новыми людьми.

У молдавского политического класса вообще есть отвратительная черта – ненависть ко всему Новому, в особенности - к молодым. Важно надувая щеки «политические мамонты» делают все для того, чтобы не пустить в затхлый чулан молдавской политики даже струйку свежего воздуха. Задыхаясь сами, погрузив в удушливый мрак всю страну, продолжают вытаптывать любой Новый росток. Даже те из них, кто взял за моду заявлять о необходимости прихода «нового поколения политиков», при этом ни на миллиметр не сдвигает в сторону жирную, неповоротливую политическую тушу. Под аплодисменты подсадных уток снова и снова из засаленной колоды карт вытаскивается очередной голый «король».

Но ничто не может, да и не должно продолжаться вечно. Рано или поздно закончится и это шоу фриков. Но закончится не ранее того момента, когда появится модель власти, готовая прийти ему на смену.

Утилизация монстра

Утилизировать монстра под названием «молдавская политическая элита» можно двумя путями. Первый, наиболее простой и отчаянный – передача страны под ту или иную форму внешнего управления. То есть, вводится внешний арбитр, который задает и контролирует соблюдение новых, цивилизованных правил игры.

Но, во-первых, желающего поарбитрствовать еще надо найти. (Правда, под рукой на всякий случай – по-пионерски «всегда готовая» Румыния.) А во-вторых, географическое положение, так сказать, обязывает держать марку. Как-никак, центр Европы, а не Папуа - Новая Гвинея какая-нибудь.

А посему другой путь – это, собственно, коллективная, организованная воля нормальных, свободных, самодостаточных людей. Которые должны вернуть государство себе. Модернизировать его, обустроить. Сделать нашу Молдавию родным, комфортным домом для всех, а не тюрьмой для тех, кто еще не успел из нее сбежать.

Альтернатива нынешнему государственному помешательству – в нас самих. Мы сами и есть Новая Молдавия. Страна, которая пока просто не заявила о своих правах на государство. И вместе нас много. Достаточно для того, чтобы сделать это вполне демократическими методами.

В этом - суть проекта Новой Молдавии.

Это будущее, в которое нам всем по пути.

Добро пожаловать в будущее.

Добро пожаловать домой.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ