Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №199(18.08.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ



Хроника

5 августа.  В ходе телефонного разговора президента ПМР И.Смирнова с первым замминистра по чрезвычайным ситуациям  России  Р.Цаликовым российские власти были проинформированы о паводковой ситуации в Приднестровье.

И.Смирнов сообщил, что общий ущерб, причинённый  республике, приближается к 20 млн. долларов США.  

«С напором стихии мы пока справляемся самостоятельно, и ликвидация последствий осуществляется собственными силами. Однако мы будем признательны России за возможную помощь», – отметил И.Смирнов. Президент поблагодарил Р.Цаликова и в его лице премьер-министра РФ В.Путина за поддержку и помощь приднестровскому народу.

5 августа. МИД Приднестровья обратился к Евросоюзу с просьбой о снятии ограничений для проезда членов администрации региона через страны ЕС. Как сообщила пресс-служба внешнеполитического ведомства ПМР, обращение направлено также в адрес гарантов и посредников приднестровского урегулирования.

В сообщении отмечается, что обращение направлено по просьбе члена Объединенной контрольной комиссии (ОКК) от Приднестровья, депутата Верховного Совета ПМР, бывшего замминистра госбезопасности О.Гудымо, которому отказали в возможности посетить Турцию в связи с тем, что это государство присоединилось к ограничительным мерам Евросоюза.

"МИД Приднестровья считает, что меры, направленные против представителей власти Приднестровья, являются деструктивном элементом, не способствующим укреплению доверия и отрицательно влияющим на молдо-приднестровское урегулирование", - говорится в сообщении.

5 августа. Российские военнослужащие из состава Совместных миротворческих сил в Приднестровье помогают местным жителям, пострадавшим от сильного наводнения.

Помощник главкома Сухопутных войск РФ полковник И.Конашенков сообщил, что в оказании помощи населению задействовано около 100 российских миротворцев и более 10 единиц специальной автотехники – грейдеров, экскаваторов, тягачей и самосвалов. «Миротворцы участвуют в эвакуации населения из зон затопления и вывозе затопленного имущества, включая личные вещи, автотранспорт, другие материальные ценности», уточнил он.

Для оказания помощи пострадавшим командование российского миротворческого контингента организовало тесное взаимодействие с представителями местных администраций и органов местного самоуправления, передало им во временное пользование полевые кухни, термосы и палатки.

Личный состав миротворческих сил занимается также оказанием помощи в восстановлении размытых дорог, дамб и выполнении мероприятий по защите мостов и гидротехнических сооружений.

5 августа.  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выразил сочувствие и поддержку президенту и народу Республики Молдова, пострадавшему от наводнения. Он обратился также с посланиями к митрополиту Кишиневскому и всея Молдовы Владимиру и архиепископу Тираспольскому и Дубоссарскому Юстиниану.

«В эти дни Русская Православная Церковь выражает сочувствие и поддержку Вам, многоуважаемый Владимир Николаевич, светскому и духовному руководству Республики и всем жителям Молдовы», — говорится в послании Его Святейшества к президенту Молдовы В.Воронину.

«Выражая искреннее соболезнование и сочувствие всем пострадавшим, я призываю духовенство Молдовы оказать необходимую пастырскую помощь страждущим и духовно их утешить», - такие слова адресовал Святейший Патриарх Алексий II митрополиту Владимиру.

5 августа. Глава Русской православной церкви Алексий II разделяет горе жителей Молдовы и Приднестровья, которые пострадали от сильного наводнения, говорится в послании, которое было направлено Архиепископу Тираспольскому и Дубоссарскому Юстиниану.

Алексий II выразил искреннее соболезнование всем пострадавшим от стихийного бедствия и попросил епархию оказать «необходимую духовную помощь и моральную поддержку всем людям, на долю которых выпало это нелегкое испытание».

5 августа. По итогам первого полугодия 2008 г. объем импорта товаров в Молдову почти в два раза превысил экспорт, сообщили в Национальном бюро статистики РМ. 

Импорт в Молдову за названый период оценивается в 2,334 млрд. долл. или на 44,5% больше, чем в первом полугодии 2007 г.

Наибольшее количество отечественных товаров были приобретены экономическими агентами Румынии, России, Италии.

Импорт в Молдову в основном осуществляли предприятия Украины, России и Румынии.

Экспорт Молдовы в январе-июне с.г. составил 738,2 млн. долл. США (+23% к результатам 2007 г. за тот же период).

5 августа. В международный порт Джурджулешты прибыла первая партия нефтепродуктов из Греции. Партия  объемом в 4000 тонн дизельного топлива  европейского стандарта качества была доставлена морским нефтяным танкером.

5 августа. "За шесть месяцев 2008 г. инфляция в Приднестровье превысила 20%, пишет газета "Человек и его права". При запланированных на год 12% с начала года инфляция в Приднестровье достигла 20,44%.

"В Приднестровье величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в мае 2008 г. составила 102 долл. США, тогда как в январе этот показатель равнялся 84. По предварительным прогнозам, к концу года средний прожиточный минимум на душу населения может достигнуть 111 долл.", отмечает издание.

5 августа. Россия и далее будет делать все возможное, чтобы оперативно оказывать помощь Молдове в экстренных ситуациях, заявил посол РФ в РМ В.Кузьмин на церемонии встречи прибывшей в Кишинев автоколонны МЧС России с гуманитарным грузом.

Значимость помощи, оказываемой Россией Молдове, отметил вице-премьер-министр РМ В.Степанюк.

 «Эта помощь существенно поможет жителям пострадавших районов Молдовы скорее преодолеть последствия стихийного бедствия, - сказал он. Гуманитарный груз будет отправлен, прежде всего, в северные районы, наиболее пострадавшие от наводнения».

6 августа. Согласно данным пресс-службы Статкомитета СНГ, по темпам роста промышленного производства за 6 месяцев 2008 г.  Молдова занимает 6-ое  место среди стран Содружества. Прирост промышленного производства в Молдове за полгода составил 4,6%. По данному показателю первой среди стран Содружества  стал Азербайджан - 13,8%, за ним идут Беларусь - 13%, Украина - 7,4%, Кыргызстан - 6%, Россия - 5,8%, Казахстан - 3,8%.

6 августа.  Муниципальный совет Кишинева (МСК) – не место для политических игр,  заявил на пресс–конференции по итогам работы городского законодательного собрания его председатель Э.Мушук.

Он подкрепил свои слова цифрами, обратив внимание журналистов на то, что «если в январе-мае 2008 г., во время предыдущего председательства (представителя Либеральной партии М.Гимпу), было рассмотрено 639 вопросов, то за последующие только 41 день советники приняли решения по 675 вопросам из 845.

Председатель МСК сказал, что «приложит максимум усилий для избежания превращения заседаний законодательного собрания столицы в политическое ристалище и советники должны решать проблемы не своих партий, а единственно возможной – партии кишиневцев».

6 августа. Правительство РМ утвердило постановление об обеспечении организационных мер в связи с отправкой 20 военнослужащих Национальной армии, Молдовы, которые примут участие в международных операциях в Ираке.

Военнослужащие отправляются в Ирак добровольно, для этого они прошли специальную подготовку. Они будут выполнять миссию в течение 6 месяцев. Их суточное денежное довольствие составит 70 долл. США. Деньги будут выделены из государственного бюджета. Другие расходы, связанные с подготовкой и отправлением контингента военнослужащих в Ирак, будут покрыты из бюджета Министерства обороны.

7 августа. Центральная избирательная комиссия (ЦИК) РМ учитывает возможное участие жителей приднестровского региона в парламентских выборах 2009 года. Исходя из этого, в смету расходов внесены финансовые средства, необходимые для организации выборов в Приднестровье.

Центризбирком внес в смету расходов дополнительно 47 млн. лей (1 долл. США – 9,8 лей РМ) на организацию выборов в Приднестровье.

7 августа. Министр реинтеграции РМ В.Шова принял посла России в Молдове В.Кузьмина.

Как сообщила пресс-служба министерства, стороны обсудили вопросы, связанные с реализацией договоренностей, достигнутых на недавних встречах участников переговоров по урегулированию приднестровского конфликта в Кишиневе и Тирасполе, а также в ходе заседаний рабочих групп по укреплению доверия между двумя берегами Днестра.

Собеседники высказались "за проведение в ближайшее время встречи рабочих групп по вопросам гуманитарной помощи с целью анализа последствий наводнения и механизмов получения и распределения гуманитарной помощи, предоставляемой международным сообществом".

Они отметили "необходимость обеспечения справедливого распределения помощи для пострадавшего населения с обоих берегов Днестра, а также деполитизированного подхода к решению данных проблем".

7 августа. В Москву на отдых прибыли 260 детей из затопленных районов Приднестровья. Как сообщили в Департаменте семейной и молодежной политики правительства Москвы, ребята будут размещены в подмосковных здравницах.

Гостей из Приднестровья ждет культурная программа, для них организуют экскурсии по Москве и Подмосковью. С ребятишками будут работать вожатые, кружководы и тренеры.

8 августа. Верховный Совет ПМР решительно осуждает действия грузинских властей в Южной Осетии и выражает поддержку югоосетинскому народу, говорится в заявлении председателя приднестровского парламента Е.Шевчука. 

«Развязанная вопреки достигнутым в ходе урегулирования конфликта договоренностям вооруженная агрессия против мирного населения Южной Осетии должна вызвать адекватную оценку и осуждение мировым сообществом», считает спикер.

«Вероломное нападение, варварский геноцид и кровопролитие не могут быть средствами решения политических проблем в современном мире. Такие действия выходят не только за рамки правового и дипломатического поля, но и общечеловеческих ценностей и принципов гуманизма», говорится далее в заявлении.

8 августа. Россия лидирует среди стран, оказавших гуманитарную помощь населению Молдовы, пострадавшему от наводнения, отметил на пресс-конференции в Кишиневе зампремьер-министра В.Степанюк.

"Общий объем гуманитарной помощи населению пострадавших от наводнения районов в настоящий момент составляет примерно 60-65 млн. леев (1 долл. США – 9,7 леев РМ), сказал вице-премьер. - Из них 15 млн. получено от России, 12 млн. - от других стран-доноров. Всего от семи государств, а также от физических и юридических лиц поступило гуманитарной помощи на 32-35 млн. леев. Оставшаяся часть суммы была финансирована из госбюджета республики».

На сегодняшний день гуманитарную и техническую помощь Молдове оказали Россия, Турция, Австрия, Латвия, Эстония, Чехия, Франция.

8 августа. Урожай пшеницы в 2008 г. в Молдове втрое выше прошлогоднего. По предварительным итогам завершающейся страды, валовой сбор зерна первой группы составит 1,3 млн. тонн против 0,46 млн. тонн в прошлом году, когда из-за засухи валовой сбор зерна едва достиг половины запланированного, сообщил министр сельского хозяйства и пищевой промышленности Анатолий Городенко.

Более 400 тыс. тонн зерна из урожая 2008 г. составляет продовольственная пшеница. Этого количества достаточно, чтобы полностью обеспечить продовольственную безопасность страны (годовая потребность РМ  в продовольственном зерне  - 345 тыс. т).

8 августа. МИД ПМР находится в постоянном контакте с югоосетинскими коллегами, изучая возможность «оперативного реагирования на ситуацию». В Тирасполе не исключают, что руководство Приднестровья не будет препятствовать выезду добровольцев в Республику Южная Осетия. В специальном заявлении министерства говорится, что Приднестровье расценивает начатые Грузией против Южной Осетии военные действия «как акт агрессии, направленной против свободного, демократического государства, против мирных жителей Южной Осетии».

Приднестровье подтверждает свою приверженность ранее достигнутым договоренностям с РЮО, в том числе в рамках Сообщества «За демократию и права народов».

10 августа. В Тирасполь прибыла гуманитарная помощь, направленная правительством Российской Федерации в пострадавшие от наводнения районы Приднестровья.

Два российских автоколонны доставили приднестровцам самое необходимое: палатки, кровати, одеяла, продукты питания, две мощные электростанции и несколько электрогенераторов».

11 августа. Наводнение, в результате которого многие жители Приднестровья остались без крова,  вызвало широкий общественный резонанс за пределами государства.

Десятого августа в ПМР прибыла автоколонна с грузом груз гуманитарной помощи из России. А на днях приднестровцам была оказана продовольственная поддержка братским гагаузским народом.

Четыре большегрузных автомобиля из Гагаузии привезли гуманитарную помощью в села Ержово и Сарацея Рыбницкого района.

Представители сельской администрации этих населенных пунктов сообщают, что в машинах находятся 58 тонн пшеницы, а также картофель, лук, растительное масло, мука, консервированные овощи. Кроме того, в Приднестровье доставлены матрацы, одеяла, теплая одежда и другие вещи.

Представители местной власти отмечают, что получателями помощи станут жители тех сел, где дома и приусадебные участки  пострадали в наибольшей степени от резкого подъема уровня реки Днестр.

11 августа. Вероломное нападение и варварский геноцид не могут быть средствами решения политических проблем в современном мире, заявил председатель Верховного совета ПМР Е.Шевчук в интервью российской газете «Время новостей».

По его словам, Приднестровье готово предоставить Южной Осетии ту помощь, которую запросит ее руководство.

«И хотя из-за наводнения Приднестровье сейчас само переживает трудное время, приднестровцы, конечно, окажут необходимое содействие южноосетинской республике. Наши народы вынуждены жить в непростых условиях, и мы должны помогать друг другу», – добавил спикер.

Отвечая на вопрос о возможном оказании Тирасполем содействия Цхинвалу в военной сфере, он заметил, что различные патриотические приднестровские организации уже сообщили о намерении отправить добровольцев в Южную Осетию.

11 августа. Президент Украины В.Ющенко подписал Указ о назначении В.Крыжановского специальным представителем страны по вопросам приднестровского урегулирования.

Работавший в этой должности А.Веселовский стал представителем Украины в Евросоюзе.

12 августа. Координационный совет общественных организаций и Консультативный совет «Патриотическая партии Приднестровья», «Приднестровской республиканской партии» и партии «Народная воля» Приднестровья» выступили с обращением к органам государственной власти и общественности ПМР в связи с ситуацией в Южной Осетии.

В обращении, в котором резко осуждается военная агрессия Грузии против Южной Осетии и содержится предложение к руководству Приднестровья обратиться к президенту России с призывом принять меры по предотвращению кровопролития, к активизации миротворческой операции и защите граждан Российской Федерации, проживающих в Южной Осетии.

Кроме того, в обращении содержится призыв организовать в Приднестровье сбор финансовых средств в помощь народу Южной Осетии, направить в Южную Осетию добровольцев из числа медицинского персонала, имеющих опыт оказания медицинской помощи пострадавшим в результате боевых действий, оказать помощь средствами для размещения и обеспечения беженцев (палатки, спальные принадлежности, медикаменты, продукты питания и др.).

12 августа. Молдове не угрожает опасность оказаться в ситуации, схожей с ситуацией в Грузии, - считает президент Румынии Т.Бэсеску.

Он заявил на церемонии открытия летней школы "Румынские сообщества и европейская идентичность", что Румыния безоговорочно поддерживает территориальную целостность Грузии и Молдовы.

"Румыния будет действовать в контексте решений ЕС и НАТО в отношении Грузии, а эти структуры поддерживают территориальную целостность Грузии", сказал президент.

Глава румынского государства полагает, что нынешняя власть в Кишиневе не имеет шанса остаться на следующий срок из-за того, что она, по его мнению, проводит политику не в интересах населения Молдовы.

Румынский надеется, что на выборах в 2009 г. избиратели Молдовы сделают правильный выбор, который в его понимании заключается в том, чтобы не дать мандат доверия правящей в стране Партии коммунистов.

12 августа. Ряд молдавских оппозиционных партий провели демонстрации около здания посольства РФ в РМ в знак протеста против «военной агрессии, предпринятой Россией против Грузии».  Это националистические партии - Христианско-демократическая народная партия (бывший Народный фронт Молдовы, Либеральная партия, Движение «Европейское действие» и др.

«Христиане» потребовали от молдавских властей «оказать дружественной Грузии - стране-партнеру по ГУАМ - всю необходимую дипломатическую, экономическую и гуманитарную помощь для преодоления критической ситуации».

Либеральная партия заявила, что она «…с Грузией, с грузинским народом, за территориальную целостность и осуждает российскую агрессию». «…Мы осуждаем правительство Молдовы за бездействие и молчание, памятуя о приднестровском прецеденте», говорится в заявлении ЛП.

Представители молдавского ДЕД считают, что «молчание официального Кишинева и отсутствие у него четкой позиции относительно российской агрессии против суверенного и независимого государства Грузии выдает сообщничество молдавских властей с Кремлем».  Они также призвали «национальные и проевропейские политические партии» к объединению для того, чтобы «дать отпор как имперским амбициям Кремля, так и двойственной, пророссийской политике молдавского руководства».

12 августа. Во время встречи в Летней школе молодых румын президент Румынии Т.Бэсеску заявил, что до конца года будет принят закон, который позволит ускорить процесс предоставления румынского гражданства молдавским студентам и лицеистам – выпускникам румынских учебных заведений. По данным румынских СМИ, количество молдавских граждан, получивших румынские паспорта за первые шесть месяцев 2008 г., в 10 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года.

13 августа. В пресс-службе башкана (главы) Гагаузской автономии сообщили, что до конца 2008 г. правительство Турции доведет объем инвестиций в ремонт коммунальной инфраструктуры Гагаузии до 8 млн. долл. США, на данный момент  выделенные турецкой стороной 5 млн. долл. почти полностью освоены.

В ходе совещания с участием башкана Гагаузии М.Формузала и посла Турции в Молдове А.Юлькера с представителями подрядной организации и службами Исполкома автономии было обсуждено завершение проекта по реконструкции водопроводных сетей города Чадыр-Лунги.

13 августа. У президента Молдавии В.Воронина есть единственный путь для сохранения Приднестровья – он должен осудить действия руководства Грузии в Южной Осетии, заявил директор Международного института политической экспертизы Е.Минченко, выступая на круглом столе «Тбилиси-Цхинвал: причины и последствия обострения конфликта», проходившем в агентстве «Росбалт».

По его мнению, Молдавии «нужно выйти из организации ГУАМ, в которую входят также Грузия, Украина и Азербайджан, чтобы не состоять в одном сообществе с Грузией».

С этим во многом согласен завотделом Кавказа Института этнологии и антропологии РАН, член-корреспондент РАН С.Арутюнов, который считает, что у молдавских руководителей есть шансы сохранить Приднестровье, «если они будут подлинными федералистами» и предоставят ПМР самую широкую автономию.

По такой модели могла бы пойти и Грузия в своих отношениях с Абхазией и Южной Осетией, сказал он, но, к сожалению, грузинское руководство уничтожило эти возможности.

13 августа. Гагаузский народ резко осуждает агрессивные и неадекватные военные действия Грузии, жертвами которых стали тысячи мирных жителей Республики Южная Осетия и российские миротворцы, заявил башкан (глава администрации) Гагаузии, М.Фомузал. В своем заявлении он отметил, что высоко оценивает действия Российской Федерации по восстановлению мира в регионе и выражает им поддержку.

13 августа. На встрече министра реинтеграции РМ В.Шовы и представителей посредников и наблюдателей в приднестровском урегулировании - миссии ОБСЕ, посольств Российской Федерации, Украины, США и Евросоюза в РМ была подчеркнута важность продолжения диалога между Кишиневом и Тирасполем и отмечено отсутствие каких-либо оснований приостанавливать контакты между органами власти на обоих берегах Днестра.

В рамках консультаций обсуждались отдельные аспекты, связанные с существующей ситуацией и перспективами урегулирования приднестровского конфликта, а также с продвижением мер по укреплению доверия и безопасности между двумя берегами Днестра.

13 августа. События последних дней в Южной Осетии показывают, что Молдова должна как можно быстрее выйти из СНГ, пересмотреть свой статус нейтралитета и вступить в НАТО, - считает Национал-либеральная партия РМ.

Председатель НЛП В.Павличенко сказала на пресс-конференции, что ее партия поддерживает решение Грузии о выходе из СНГ и полагает, что Молдова и Украина должны последовать ее примеру.

"…Россия в приднестровском конфликте играет главную роль посредника и является главной миротворческой силой. Военная агрессия России против Грузии скомпрометировала ее статус миротворца в замороженных конфликтах на пространстве СНГ. Россия не может больше претендовать на роль миротворца в конфликтных зонах", - сказала она. НЛП считает, что "только система обороны НАТО способна гарантировать безопасность Молдовы".

Партия предложила молдавскому правительству провести международную конференцию с участием США и ЕС "в целях изменения международного механизма посредничества и состава миротворческих сил в конфликтной зоне, что исключило бы злоупотребления России и гарантировало беспристрастность посредников и миротворческих сил".

Вице-председатель НЛП, бывший посол РМ в РФ А.Цэрану сказал, что "Молдова может повторить судьбу Грузии, если не извлечет соответствующих уроков".

"…Молдове нечего делать в СНГ, и она должна покинуть эту организацию быстрее. Тем более что статус члена СНГ не совместим с курсом на европейскую интеграцию", - отметил А.Цэрану.

13 августа. Попытки Запада выставить Грузию «жертвой агрессии» и умолчать геноцид осетинского народа дискредитируют западную демократию и европейские ценности, еще более укрепляя народы и руководство непризнанных республик в решимости добиться международного признания их независимости, заявил президент Приднестровья И.Смирнов в специальном обращении к народу республики по случаю трагических событий в Южной Осетии.

По его словам, «вызывает недоумение и возмущение позиция ряда западных стран, а также международных организаций, пытающихся отмолчаться или представить агрессора жертвой».

Более того, говорит И.Смирнов, «они развязали против России информационную и психологическую войну». «Но мы – также как Южная Осетия и Абхазия – знаем и понимаем, что только Россия выполняет свои межгосударственные, миротворческие, да и просто моральные обязательства, придя на помощь осетинскому народу – своим гражданам», подчеркнул лидер Приднестровья.

Он далее заявил, что в Тирасполе поддерживают требование России о созыве международного трибунала над «грузинскими фашистами».

14 августа. В Приднестровье – День траура в связи с трагическими событиями в Южной Осетии. Ранее президент ПМР И.Смирнов подписал соответствующий Указ.

В указе, в частности, президент говорится, что день траура объявляется, чтобы   : выразить скорбь по погибшим гражданам Южной Осетии, защищавшим их миротворцам Российской Федерации, соболезнования их родным и близким.

В этот день на всей территории ПМР приспущены государственные флаги. Учреждения культуры и телерадиокомпании отменили развлекательные мероприятия и передачи.

14 августа. Народное собрание Гагаузии опубликовало заявление, в котором выражена обеспокоенность гагаузского народа в связи с военными событиями в Южной Осетии и неприкрытым геноцидом против мирного населения этой республики.

В нем, в частности, говорится: «Народное Собрание Гагаузии обеспокоено трагедией осетинского народа и выражает сочувствие в дни противостояния военной агрессии.

Депутаты заявили, что гагаузский парламент поддерживает намерения руководства России содействовать урегулированию конфликта, а также приветствует и одобряет план урегулирования, подписанный президентом России.

14 августа. По словам минииндел РФ С.Лаврова, Москва готовит шаги с целью признания Южной Осетии и Абхазии. В подписанном накануне Грузией и Россией документе о принципах урегулирования конфликта нет упоминания о территориальной целостности Грузии, также нет и дефиниции точного статуса Абхазии и Южной Осетии. Нерешенный статусный вопрос осложняет дальнейшее безопасное сосуществование кавказского региона. Фактически речь идет о независимых самостоятельных государственных образованиях. Возможен ли косовский сценарий для Южной Осетии в плане признания этой территории независимой без согласия Грузии?- задает вопрос тираспольское агентство «Лента ПМР».

«Юридически это, конечно, возможно, – прокомментировал ситуацию посол, вице-президент Российской ассоциации международного права О.Хлестов.

«Но есть политическая проблема. Кто сегодня признает Южную Осетию субъектом международного права?». «Главная задача сейчас – прекратить военные действия», считает юрист.

14 августа. Информационное агентство «Лента ПМР» со ссылкой на источники в журналистской среде Грузии сообщает, что в ночь с 13 на 14 августа правительственные объекты Тбилиси взяты под контроль спецназа США. Журналисты не могут точно сказать, к каким конкретно войскам относятся американские военные, но по уровню их подготовки и оснащению можно утверждать, что это именно спецназ. В эту ночь американцы закрепились в парламенте, президентуре и комплексе правительственных зданий.

«Лента ПМР» отмечает, что вечером 13 августа президент М.Саакашвили публично заявил о том, что морские порты и аэродромы Грузии в ближайшие часы будут взяты под контроль армии США.




Диалог превращается в монолог (политический комментарий)

 «Приднестровье», Тирасполь, 06.08.08

Виталий Островский, политический обозреватель

Как мы уже сообщали, Тирасполь посетила делегация посредников и наблюдателей в переговорном процессе между РМ и ПМР. Но накануне в том же составе дипломаты провели аналогичную встречу в Кишиневе с президентом Молдовы Ворониным, о чем поведала своим читателям пропрезидентская газета "Независимая Молдова". Поводом для этого комментария послужили  слова президента Молдовы, повторяемые им в последнее время как заклинание, призванное убедить всех, с кем он встречается на высшем уровне: "Есть реальные предпосылки решить приднестровский конфликт до конца года".

Напомним, что в Тирасполе и специальный представитель Действующего председателя ОБСЕ Хейкки Талвитие, и специальный представитель ЕС в Молдове Кальман Мижей, и посол по особым поручениям министерства иностранных дел РФ Валерий Нестерушкин заявляли, что никто не собирается "давить" на приднестровцев и диктовать им условия урегулирования. Все они ратуют только за возобновление конструктивного диалога между сторонами, за обоюдные действия, направленные на реализацию мер по укреплению доверия между конфликтующими сторонами, что, по их мнению, и должно привести к обоюдоприемлемому соглашению, исчерпывающему конфликт.

Замечу, что абсолютно неправомерно именовать его "приднестровским", ибо не Приднестровье развязало войну, не Приднестровье наводило силой оружия "конституционный порядок", не Приднестровье стреляло в мирных жителей Новых Анен или Вадул-луй-Водэ, а по приказу из Кишинева опоновцы расстреливали Бендеры и Дубоссары.

Повторю, речь идет о возобновлении диалога между равноправными сторонами, и ни о каком априори определенном политическом статусе Приднестровья речи быть не может.

Однако в Кишиневе довольно уперто стоят на своем, демонстрируя не просто непонимание позиции посредников и наблюдателей, но и, довольно наглым образом игнорируя право приднестровцев на собственное мнение, ставят их перед фактом, исключающим малейший компромисс.

Подчеркну, что все вышеперечисленные лица практически в совершенстве владеют русским языком. До сих пор считалось, что русским языком владеет и президент Молдовы, однако его высказывания на встрече с высокопоставленными представителями посредников и наблюдателями заставляют усомниться в этом.

Хейкки Талвитие в беседе с Ворониным подчеркнул необходимость постоянного и конструктивного диалога между сторонами на всех уровнях. Как предполагает дипломатия, диалог необходим сторонам, чтобы выслушать предложения друг друга и путем компромисса прийти к общему согласию. Конструктивизм диалога заключается в умении и желании учитывать позицию противоположной стороны и готовности на определенный компромисс ради достижения общей цели. Многоуровневость диалога предполагает как встречи на высшем уровне, определяющие стратегические моменты, так и детальную проработку вопросов на уровне специалистов в той или иной области. А необходимость такого рода встреч говорит о том, что до сих пор между сторонами не выработана единая позиция, практически нет точек соприкосновения и, чего греха таить, нет и взаимопонимания по решению проблемы. Это ясно всем. Всем, кроме президента Молдовы и его чиновников.

На чем же основывается уверенность Воронина в том, что есть реальные предпосылки решить проблему молдо-приднестровских отношений до конца этого года? Отбросим присутствующий в этой фразе предвыборный пиар и посмотрим на аргументацию президента Молдовы. В беседе с дипломатами он подчеркнул, что предложения Кишинева соответствуют принципам Закона об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов Приднестровья, принятого единогласно парламентом Республики Молдова 22 июля 2005 года (!).

Итак, нет никакой Приднестровской Молдавской Республики, за независимость которой отдали свои жизни сотни человек, которая обладает всеми институтами государственной власти, а есть только населенные пункты Республики Молдова, расположенные на левом берегу Днестра. Закон Молдовы, принятый без участия приднестровцев и, естественно, без учета их мнения, определяет даже не политический статус региона в целом, а некий пока "особый" статус населенных пунктов.

В таком случае предполагаемый диалог превращается в монолог представителей Молдовы на возобновляемых переговорах, которые ставят приднестровскую сторону перед фактом - необходимостью выполнять закон, принятый молдавским парламентом. В чем будет заключаться конструктивизм этих встреч и зачем проводить их во множественном числе, если при такой постановке вопроса достаточно и одной, на которой приднестровцам и укажут на их место в общем "стойле". Аналогичный случай в мировой истории происходил, к примеру, в 1945 году, когда фельдмаршалу пораженной в войне Германии Кейтелю сообщили о необходимости подписать Акт о капитуляции. И это было справедливо, ибо Германия - агрессор, развязавшая вторую мировую войну, проиграв в ней, была наказана за преступления против человечества. И напротив, Приднестровье явилось жертвой молдавской агрессии и вынуждено было ее отражать. Нелогично получается.

Сегодня еще статус "населенных пунктов Приднестровья" определен как "особый", но уже в следующем году, в случае согласия приднестровцев с таким уделом их бывшей республики, этот статус, даже при участии в парламенте Молдовы приднестровских депутатов (чья роль при их подавляющем меньшинстве будет статична), может раствориться без следа. А при претворении в жизнь давней мечты Воронина о демократизации, демилитаризации и декриминализации "населенных пунктов" левобережья  Приднестровье  ничем  не  будет отличаться от Леовского или Бельцкого районов Молдовы - те же примары у власти и те же полицейские - исполнители их воли. 

Примечателен тот факт, что президент Молдовы абсолютно проигнорировал документ, переданный ему при личной встрече Президентом Приднестровья, о соглашении между Приднестровской Молдавской Республикой и Республикой Молдова, проигнорировал все ранее подписанные в присутствии международных посредников и наблюдателей договоренности и, как показывает практика, намерен так же поступать и со всеми будущими обязательствами Кишинева перед Приднестровьем.

Практически все члены дипломатической делегации, посетившие Кишинев и Тирасполь, говорили об укреплении мер доверия между сторонами. Для этого, по мнению спецпредставителя ЕС в Республике Молдова Кальмана Мижея, сторонам необходимо под гарантии международного сообщества разработать и принять новые документы, устраняющие все противоречия и разногласия, завершив таким образом многолетнее противостояние. Но спецпредставитель так и не мог внятно объяснить, почему нельзя для укрепления мер доверия не тратить время попусту на повторение пройденного, а просто приступить к выполнению старых договоренностей, уже согласованных и подписанных президентами Молдовы и Приднестровья? И каким образом будет реагировать международное сообщество, если и новые соглашения будут так же проигнорированы Кишиневом, как их предшественники?

Для укрепления доверия между Приднестровьем и Молдовой необходима демонстрация доброй воли, прежде всего той стороны, которая это доверие потеряла, а именно - Кишинева. Но ведь даже последнее обещание президента Молдовы обратиться в ЕС с просьбой о снятии с руководителей Приднестровья ограничений в передвижении по Европе осталось пустым звуком. Следовательно, президенту Молдовы нельзя верить ни в большом, ни в малом.

Однако все наши рассуждения строятся на том, что Приднестровье вознамерилось на определенных условиях стать частью унитарной Молдовы. Но ведь это далеко не так!

Точно так же, как Кишинев пытается выстраивать свои отношения с Приднестровьем на основе принятого парламентом Закона о статусе левобережных населенных пунктов, так и Приднестровье в своих отношениях с Молдовой исходит из положения Конституции ПМР, в которой закреплен независимый статус республики, и итогов референдума 2005 года (2006 г. – прим. ред.), на котором подавляющее большинство приднестровских граждан высказалось за независимость. По сути, эти позиции антагонистичны!

Выходит, прав Кальман Мижей, посетовавший журналистам на то, что за время раздельного существования стороны отдалились друг от друга настолько, что точки соприкосновения найти очень трудно. Подчеркнем, процесс удаления не прекращается и ныне. Так может ли в такой ситуации быть успешной попытка повернуть его вспять?

И нужно ли в этом процессе участвовать России в одной упряжке с Западом?

Понятен интерес Европейского Союза - в случае объединения Приднестровья с Молдовой по кишиневскому сценарию, в ближайшей  перспективе произойдет ликвидация присутствия России в этом регионе, что позволит замкнуть санитарную дугу, отделяющую ее от Европы. Но государственные интересы Российской Федерации диктуют прямо противоположные действия.

Пример "антикосово" на деле при реализации сценария по-кишиневски станет антипримером. Если в случае с Косово попираются международные законы, то в случае с Приднестровьем будут попраны не абстрактные слова закона, прописанные на бумаге, а волеизъявление живых людей - народа Приднестровья.

Проводить эксперименты над народом пусть и такой маленькой, хоть и не признанной республики как Приднестровье, ради того, чтобы кому-то что-то доказать - антигуманно. Не говоря уже о том, что это противоречит стратегическим интересам самой России.

Очевидно, решающим аккордом в затянувшейся молдо-приднестровской увертюре прозвучит предстоящая встреча президентов России и Приднестровья. Вряд ли она продиктована простым любопытством Дмитрия Медведева в духе "ху из мистер Смирнофф?"

Хочется верить, что кода (победа?) в этой партии останется за Приднестровьем.




Военный буфер

 «Ольвия-пресс», Тирасполь, 07.08.08

А.Галин

В свое время Антон Павлович Чехов написал известную всем фразу о том, что если в пьесе, в первом действии на стене висит ружье, то в конце оно обязательно должно выстрелить. В реальной жизни очень часто можно наблюдать то же самое, причем, не только на бытовом уровне. Если какое-то государство обладает внушительным количеством оружия и боевой техники, рано или поздно оно начнет стрелять. Наглядным примером тому может послужить Грузия, которая с 2002 года усиленно вооружалась, благодаря военной «помощи» США и НАТО.

Мы уже писали в статье «Информация к размышлению» о том, как это происходило, и что особую роль в деле милитаризации Грузии сыграл нынешний глава миссии ОБСЕ в Молдове Филипп Ремлер. Напомним, что в феврале 2002 года Россия заявила о том, что в Панкисском ущелье, находящемся на территории Грузии, скрываются чеченские боевики. Грузия категорически отрицала это, утверждая, что полностью контролирует всю территорию страны. Однако это не соответствовало действительности. К тому времени в ущелье находилось порядка 2000 боевиков, располагающих двумя вертолетами для транспортировки людей и грузов через горы в Чечню, и количество их день ото дня росло. Россия не могла начать военную операцию на чужой территории, дипломатические же переговоры ни к чему не приводили. И вдруг совершенно неожиданно на помощь России приходят США. В то время посол этой страны в Грузии Филипп Ремлер во всеуслышанье заявляет следующее: «Десятки боевиков «Аль-Каеды» и Талибана из Афганистана перешли границу нестабильной Грузии. Мы также знаем, что некоторые из них прячутся в Панкисском ущелье и поддерживают контакт с арабским террористом Хаттабом. Последний со своей стороны связан с Усамой бен Ладеном. Панкисское ущелье - очень опасное место для Грузии».

Понятно, что после такого заявления, правительство Шеварднадзе уже не могло отмахиваться от проблемы. Россия вновь предложила свою военную помощь, но получила отказ, хотя все понимали, что грузинская армия самостоятельно не сможет справиться с боевиками. И тогда Ремлер предложил Грузии помощь США. Правда, речь шла только о военных советниках, которые будут обучать грузинский спецназ, и создании антитеррористических сил. Но, как говорится, дело сделано. Американские военспецы оказались в Грузии и начали подготовку грузинских сил быстрого реагирования. Но для США этого было мало. Ремлер сделал новое заявление: «Америка хотела бы создать несколько центров по борьбе с терроризмом, которые подчинялись бы министерству обороны Грузии». Разумеется, Шеварднадзе не возражает.

Дальше – больше. 21 марта 2003 года парламент Грузии подписывает военное соглашение с США, предусматривающее «безвизовый въезд в Грузию американских военнослужащих, размещение на ее территории американской военной техники, вооружений, их свободное перемещение». Кроме того, американские военнослужащие получили исключительные права и полномочия и стали с этих пор пользоваться на территории Грузии привилегиями и иммунитетами административных и технических сотрудников Посольства США. Мало того, согласно этому документу, принадлежащие США летательные аппараты, морские суда и наземные транспортные средства получили право беспрепятственного пересечения границы Грузии в обоих направлениях и свободного передвижения по ее территории.

В течение 2002-2004 годов Грузия получает от США военную помощь более чем на 98 млн. долларов. В те годы по этому совокупному показателю она вышла на 20-е место среди зарубежных партнеров Вашингтона. Однако США не намерены останавливаться на достигнутом. Американское военное присутствие в Грузии год за годом нарастает. Кроме советников, здесь появляется американское тяжелое вооружение, создается бронетанковая группировка, укомплектованная американской техникой, идет модернизация военных аэродромов.

В 2005 году Америка начинает настойчиво требовать вывода российских военных баз из Грузии. Вашингтон и Тбилиси приступают к реализации американской программы военной помощи «Сохранение стабильности - SSOP-2», на которую Америка выделяет 60 млн. долларов. В 2006 году США обязуются оказать Грузии помощь уже по трем направлениям в военной сфере: в достижении унификации с НАТО и интеграции в НАТО, в осуществлении новой программы «Сохранение стабильности» и проведении структурных реформ с целью преобразования Генерального штаба ВС в Объединенный штаб.

Сегодня Грузия уже находится на пороге вступления в НАТО, ее вооруженные силы полностью переоснащены по стандартам Североатлантического альянса, однако военная помощь Грузии продолжается и по сей день. В мае 2008 года «Комсомольская правда» со ссылкой на сайт Министерства обороны Российской федерации привела интересные сведения о том, кто и как вооружает Грузию. Согласно этим данным, поставки военной техники в Грузию осуществляли:

США: 10 вертолетов; 2 патрульных катера; 230 ед. автомобильной техники различного назначения; 101 радиостанция; технические средства поиска и разминирования взрывных устройств; аппаратура обнаружения скрытых камер и подслушивающие системы.

Болгария: 7 самоходных гаубиц; 14 минометов; 12 зенитных установок; 4 зенитные системы; 500 ракет к ПЗРК «Игла»; 150 ПТРК «Конкурс», «Корнет» и 1500 ракет к ним; 300 ед. РПГ-7; 4 самолета Су-25; малые десантные корабли «Гурия» и «Атия»; 10 тыс. ящиков с автоматами Калашникова, РПГ-22 и боеприпасами; партия боеприпасов общим весом более 650 тонн (около 1 млн. патронов к легкому стрелковому оружию, 578 выстрелов к 82-мм миномету, 70 выстрелов к 120-мм миномету и 1100 ручных гранат).

Венгрия: 66 БТР; 1186 автоматов; 44 пулемета; 600 выстрелов к 82-мм минометам; 5 тыс. дымовых гранат.

Греция: Ракетный катер «Диоскурия»; сторожевые катера «Иверия» и «Местия»; 3 тыс. комплектов обмундирования, 10 радиопередатчиков и 60 минометов.

Латвия: 188 радиостанций; 30 устройств для подзарядки батарей; 240 аккумуляторов и 7 устройств для программирования радиочастот.

Литва: 14 тыс. автоматов Калашникова.

Турция: 60 бронетранспортеров; 2 вертолета; автоматы — 2500 шт.; штурмовые винтовки — 1500 шт.; гранатометы  — 500 шт.; реактивные снаряды — 4000 шт.; 155-мм снаряды — 20 000 шт.; 21,6 тыс. патронов и 320 тыс. пистолетных патронов 9x19 мм; большое количество ручных гранат, противопехотных и минометных мин; патрульный катер; оборудование связи и навигации, радиотехническое оборудование; 7 комплектов спутниковой системы навигации GPS, техника связи, военно-техническое имущество; партия автомобилей; оборудование связи и навигации; военное имущество и снаряжение на общую сумму 730 тыс. долл.

Франция: 1 РЛС.

Чехия: 175 танков; 24 самоходные гаубицы, 36 гаубиц Д-30, 25 минометов М-75, 6  РСЗО, 200 ПЗРК. 3,5 млн. патронов, 7 тыс. выстрелов калибра 30 мм, 65 тыс. — 40 мм, около 700 тыс. снарядов.

Эстония: компьютеризированная обучающая система взводного звена.

Израиль: 8 беспилотных летательных аппаратов; 100 переносных зарядов разминирования; 50 переносных зарядов разминирования; 500 комплектов маскировочных сетей.

Босния и Герцеговина: 45  минометов; 25  минометов  и 500 реактивных снарядов.

Сербия: 20 млн. автоматных патронов; 370 пистолетов; 50 помповых ружей; 3570 пиропатронов; 390 дымовых снарядов; 1 тыс. 125-мм кумулятивных снарядов; 1,69 тыс. бронебойных подкалиберных снарядов. В 2006 г. представители Грузии пытались приобрести в Сербии через Иорданию партию ПЗРК «Стрела-2М».

Украина: 31 танк; 20 БТР; 40 БМП; 12 самоходных гаубиц; 10 самолетов; 13 вертолетов; 10 ЗРК «Оса-АКМ»; комплекс РТР «Кольчуга-М»; ракетный катер; сторожевой катер; 2 РЛС 36Д6-М;  2 инженерные машины разграждения; 2 путепрокладчика; партия автомобилей «КрАЗ-6510»; 40 тонн боеприпасов к стрелковому оружию.

Цифры впечатляющие, и вызывают они закономерные вопросы. Зачем 30-тысячной грузинской армии столько боевой техники и боеприпасов? Или для чего Грузия тратит 9% своего бюджета на переоснащение армии. Такой процент характерен для воюющей страны. Обычные бюджетные затраты на армию в большинстве стран мира не превышают 2,5 — 3%. Грузия же сегодня находится на первом месте в мире по данному показателю. Кроме того, в ближайшее время Тбилиси планирует увеличить количественный состав своей армии до 37 тысяч человек, что также говорит о милитаристских устремлениях грузинского руководства.

Вопрос заключается в том, что все эти военные приготовления только ли для того, чтобы силовым путем разрешить грузино-абхазский и грузино-осетинский конфликты, или же планы США в отношении Тбилиси гораздо шире? Сегодня грузинская армия вторая по военной мощи на Кавказе. Ее превосходят лишь войска Северо-Кавказского военного округа России: по личному составу - в 5 раз, по боевой технике - в 15-20 раз. Однако если Грузия в скором времени все же будет принята в Североатлантический блок, то за плечами грузинских вояк окажется вся военная мощь США и Европы. А то, что Грузия будет принята в НАТО, сегодня уже никто не сомневается. Но, согласно уставу  Североатлантического альянса, в него может вступить страна, у которой нет нерешенных территориальных проблем. Похоже, что Грузия собирается ликвидировать эту проблему силовым путем. К границе с Южной Осетией сегодня стягиваются войска, ежедневно обстреливается Цхинвал и близлежащие села из всех видов стрелкового оружия, а также минометов и гранатометов. Все говорит о том, что вот-вот на Кавказе полыхнет война.

За шесть лет США сделали все, чтобы дестабилизировать регион и создать мощную военную группировку на границе с Россией. В чуть меньшей степени мы можем наблюдать аналогичные действия в Молдове и Украине, где полным ходом идет перевооружение национальных армий по стандартам НАТО. Таким образом, страны ГУАМ становятся не только противоборствующей России политической силой, но и военной, что, по всей видимости, и было главной целью США при инициировании этой организации. Причем, молдавский нейтралитет, записанный в Конституции, для США никакой помехи не представляет.

На прошлой неделе президенту Молдовы заокеанские кукловоды четко и ясно объяснили, что ни о каком международном признании нейтралитета Молдовы речи быть не может. Как заявил сам Воронин: «посовещавшись с западными экспертами руководство Молдовы пришло к выводу, что эта идея - бессмысленна. Провозглашение нейтралитета - это все-таки внутренняя проблема каждого государства, которая не касается международных институтов. Мы больше не будем обсуждать проблему международного признания нейтралитета». Здесь молдавский президент явно покривил душой.

Идея международного признания нейтралитета вовсе не бессмысленна. Достаточно напомнить, что 12 декабря 1995 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию «Постоянный нейтралитет Туркменистана», предусматривающую «признание государствами-членами ООН Туркменистана в качестве постоянного нейтрального государства, уважение и поддержку этого международно-правового статуса Туркменистана, его независимости, суверенитета и территориальной целостности».

Следовательно, отказ Молдовы от международного признания нейтралитета может означать лишь одно: Вашингтон четко и ясно дал понять Кишиневу, что имеет в отношении его свои планы, в том числе и милитаристские. Так что, похоже, в ближайшем будущем Молдова может оказаться в рядах НАТО, благо приготовления к этому идут полным ходом, и к 2011 году молдавская армия полностью будет переформатирована по стандартам НАТО.

Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что сегодня на постсоветском пространстве полным ходом идет создание военного буфера вокруг России. Основным препятствием на этом пути по-прежнему являются непризнанные государства, ориентированные на Россию. Поэтому основной задачей Запада на сегодняшний момент является устранение этого препятствия. России же, в свою очередь, необходимо вести более прагматичную политику в этом вопросе. Но самое главное – не допустить уничтожения Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии. Если это произойдет, то следующей мишенью станет сама Россия, где давно создана пятая колонна для расчленения страны и последующего низведения ее в ранг марионеточного государства.




Заявление МИД ПМР в связи с началом агрессии Грузии против Республики Южная Осетия

 «Ольвия-пресс», Тирасполь, 08.08.08

Вчера, несмотря на заявление грузинских властей о желании вести мирные переговоры, на территорию Республики Южная Осетия было совершенно вероломное нападение грузинских вооруженных формирований. Обстрелу крупнокалиберной артиллерией и системами залпового огня подверглись жилые дома, больницы, школы,  детские сады, государственные учреждения. С южной стороны город расстреливают грузинские танки. Число погибших и раненых исчисляется сотнями.

Приднестровская Молдавская Республика расценивает такие действия грузинских властей как акт агрессии, направленный против свободного, демократического государства, против мирных жителей Южной Осетии.

  Уже очевидно, что грузинское руководство не воспринимает иную логику, кроме логики кровопролития и силового решения конфликта. В этих условиях не вызывает сомнения, что международное сообщество, в первую очередь РФ, должно принять самые решительные действия для отрезвления зарвавшихся грузинских агрессоров, для их возвращения в русло политической адекватности.

В сложившейся ситуации Приднестровская Молдавская Республика подтверждает свою приверженность ранее достигнутым договоренностям с Республикой Южная Осетия, в том числе в рамках Сообщества «За демократию и права народов».

Мы требуем, чтобы международное сообщество, включая партнеров Грузии по ГУАМ, на деле подтвердило декларируемое стремление к мирному урегулированию конфликтов на постсоветском пространстве и создание «атмосферы доверия»

В настоящее время, находясь в постоянном контакте с МИД РЮО, изучаем возможность оперативного реагирования на ситуацию. Не исключаем, что руководство ПМР не будет препятствовать выезду добровольцев в Республику Южная Осетия.




Свой интерес

 «Лента ПМР», Тирасполь, 10.08.08

Сергей Ильченко

События в Южной Осетии были срежиссированы в расчете на вполне определенную реакцию России – как на государственном, так и на общественном уровне.  После долгих трудов резкий ответ России был, наконец, получен. Первая реакция есть – что дальше? И вообще, кто эти режиссеры и стоит ли облегчать им задачу?

Война в Южной Осетии, о предотвращении которой дипломатическими методами так много говорили в последнее время, стала реальностью. Как это обычно бывает, дипломаты ничего не предотвратили. Война была нужна многим – и война началась. Это именно война – отнюдь не локальный конфликт, и масштабы ее пока не предсказуемы. Разумеется, у всех сторон, так или иначе посодействовавших началу войны, есть свои сценарии и свои прогнозы. Никто не  жаждет масштабных катастроф – вопрос лишь в том, насколько удастся  удержать в спланированных рамках реальные события. Обстановка в мире сегодня накалена до предела, все неустойчиво, малейший толчок может вызвать лавину… Первая Мировая война тоже началась с нескольких выстрелов на улице провинциального Сараево. Впрочем, не будем нагнетать и без того мрачную атмосферу.

Как бы то ни было, сегодня в Южной Осетии гибнут люди. Только с осетинской стороны погибло уже примерно полторы тысячи человек. Цифра не окончательная – люди гибнут и сейчас, когда я пишу эти строки, и, по-видимому, будут гибнуть и тогда, когда вы, читатель, их прочтете. Вдумайтесь: вы читаете, а кто-то – вот прямо сейчас – умер. От пули. От разрыва мины. От раны, которую не смогли вовремя перевязать и обработать.

Осетины защищаются. На помощь пришли российские миротворцы.  Люди гибнут с обеих сторон, и пусть пламенные сторонники добра с огромными кулаками и в бронежилете осудят меня - я не считаю поводом для радости смерть грузинских военнослужащих. Некоторое моральное удовлетворения я, пожалуй,  получил бы от гибели тех, кто в действительности спланировал и начал эту войну, но они, увы, пребывают в полной безопасности. Рядовым же исполнителям их приказов эта война так же не нужна, как и всем прочим. Но кто начал войну? И зачем?

Фактор Саакашвили

Что бы ни говорили о несамостоятельности грузинского президента, окончательное решение о начале войны принадлежало именно ему. Более того,  мнение грузинского президента было, в данном случае, решающим. Упрись Саакашвили, прояви твердость - и никакое давление извне не заставило бы его начать военные действия. Да, по большому счету, никто на него особенно и не давил, во всяком случае, никто не подталкивал его к военному конфликту таких масштабов.

Итак, решающими факторами начала войны стали политический курс и конкретное политическое решение Михаила Саакашвили. При этом, мотивы грузинского президента вполне прозрачны и понятны. Сегодня Саакашвили пребывает в политическом тупике. Пересажав-передушив всех своих противников, он оказался  фактически в изоляции. Страна стремительно разрушается,  никаких перспектив не видно, а это означает, что изгнание Саакашвили не за горами. Грузинская традиция в этом отношении достаточно беспощадна и однозначна. Ни один из президентов независимой Грузии еще не уходил со своей поста по-хорошему, отбыв положенный срок и сдав полномочия своему преемнику, победившему на выборах.

Так вот, по замыслу Саакашвили, война в любом случае будет носить ограниченный характер. Грузия попытается решить осетинский вопрос силой, Россия может либо отмолчаться (такой вариант грузинский президент тоже, надо полагать, не исключал, более того – именно на него он, по некоторым признакам, и рассчитывал) либо получить отпор. В первом случае Саакашвили оказывался бы миротворцем, победителем и объединителем страны. Во втором – жертвой российской агрессии, взывающей о помощи к мировому сообществу. Президента Грузии, в принципе, устраивали оба варианта. Любой из них позволял, по его расчетам, увести экономические проблемы из центра общественного внимания и спрятаться за чрезвычайным положением и всеобщей мобилизацией, а также попросить денег для восстановлен и интеграции Южной Осетии -или для организации обороны от российской агрессии.

Фактор «США против ЕС»

Я никогда не поверю, что США, устами любого из своих официальных представителей, хотя бы намеком, подталкивали Грузию к войне. Причина моего неверия в том, что такие шаги, даже предпринятые в очень узком кругу, иной раз всплывают на свет и вызывают крупные политические потрясения. Итак, официальные представители США всегда и везде говорили с Саакашвили и его окружением только о мире, но….  Но при этом США в последние годы серьезно укрепляли грузинскую армию, а Саакашвили всячески содействовал им в этом. В частности, президент Грузии пропускал все большие и большие контингенты грузинских военнослужащих через Ирак и Афганистан. Кроме того, помимо официальных представителей правительства США, связанных протокольными условностями, есть еще и служащие различных компаний, фондов и т.п. Эта категория лиц гораздо свободнее в своих действиях и заявлениях.

В чем состоял интерес США в развязывании войны? Вопреки распространенному мнению, акция по нагнетанию напряженности на Кавказе направлена вовсе не против России – напрямую. По меньшей мере, если она и направлена против нее, то лишь в самую последнюю очередь. У США несколько иные цели. США встревожены усилением ЕС - как финансовым, так и политическим. Они встревожены им уже не первый год, и уже не первый год, раз за разом подкладывают своему другу, союзнику и лютому конкуренту очередную свинью, чреватую падением европейских финансовых рынков. Так было с Югославией, так было и с Ираком. С Афганистаном было чуть-чуть не так, но 90% наркоты, выращиваемой там сегодня (талибы, в бытность свою у власти, давили наркоторговцев беспощадно), потребляется именно в странах ЕС – а это вызывает рост криминала, рост маргинального элемента, рост нестабильности в обществе и, в конечном итоге – удар по той же кредитно-финансовой системе ЕС. Сегодня доллар пребывает в сложном положении, поднять его США сегодня не в силах  - но они вполне в силах слегка придержать конкурентов, рвущихся вперед. А война на Кавказе, играющем одну из ключевых ролей в нефтегазовом транзите – это очень хороший способ несколько придержать зарвавшихся европейцев. Наиболее заинтересованными в таком сценарии оказываются не столько даже американские правящие круги, сколько базирующиеся на Америку ТНК.

Интересы непризнанных и интересы России

Я очень далек от того, чтобы предположить заинтересованность Южной Осетии в войне – слишком дорого она обходится этой маленькой республике. Однако нельзя не признать, что ситуация с урегулированием конфликтов, приведших к появлению на территории бывшего СССР четырех непризнанных  государств, зашла в тупик. Нынешний конфликт может означать развязку этого тупика, по меньшей мере, для двух из четырех непризнанных республик: для Южной Осетии и для Абхазии. Для Южной Осетии, уж во всяком случае, поскольку о возвращении ее в Грузию говорить теперь будет крайне сложно.

Промежуточная ситуация «ни мира, ни войны» порой ставила в двусмысленное положение и Россию. Так вот, сегодня и тут  появилась некоторая определенность! Россия сегодня может пойти на сближение с непризнанными республиками опираясь на реальную ситуацию, а не на какие-либо «прецеденты». Нет, впрочем, недостатка и в прецедентах. Например, операция по принуждению грузинской стороны к миру прекрасно «подпирается» в качестве прецедента натовской операцией против Югославии. В целом, события в Южной Осетии будут, по-видимому. способствовать созданию большей стабильности в регионе, если только воюющие стороны сумеют вовремя остановиться, и локальный пока конфликт не перерастет в нечто большее. Либо – если Соединенные Штаты не сумеют сдать переговорную колоду «по новой».

Реакция международного сообщества

Реакция, надо сказать, пока довольно вялая. В принципе, это вполне объяснимо. Во-первых, прецедентов самого разного вмешательства в формально внутренние конфликты за последние десятилетия накопилось много, а действия России на общем фоне, как их ни суди, смотрятся весьма и весьма умеренно. Напомню, что с формально-международной стороны события в Южной Осетии – внутреннее дело Грузии. Правда, там проживает много граждан России, но, опять-таки, с чисто формальной стороны – без ведома и разрешения властей Тбилиси.  Одним словом, все страны, включая, кстати, и США, отделались довольно вялыми заявлениями о необходимости восстановления мира на условиях уважения к территориальной целостности Грузии. Прямо поддержали: Грузию только Литва, а Россию – только Казахстан. И, судя по развитию ситуации, едва ли в ближайшем будущем можно ожидать чего-то другого, более решительного. Будет идти война взаимных заявлений, осуждений действий одной из сторон и т.п. Нельзя сказать, что такая война безобидна – но сегодня на пропагандистском фронте налицо относительное затишье и примерный паритет сил.

Прогнозы

Безусловно, все события, предшествовавшие новому конфликту вокруг Южной Осетии, будут внимательно изучены, а ситуация  - спроецирована на Приднестровье. При всех поправках на несходство, общих черт у режимов, правящих в Кишиневе и в Тбилиси, сегодня очень много.  А это означает, что шансы на возвращение Приднестровья в Молдову, и без того незначительные, резко уменьшились.

Горячая фаза военных действий продлится, вероятно, еще недели две. Если за эти две недели события не примут глобального развития, и на Кавказе не вспыхнет большая война - а вероятность этого есть, хотя и не слишком большая – то все постепенно стихнет и вернется к фазе переговоров. Правда, предмет переговоров будут, по-видимому, уже иным. Вопрос о возвращении Южной Осетии и Абхазии в состав Грузии сегодня смотрится как политический анахронизм. Исходя из сегодняшней ситуации, речь скорее может идти о демаркации новых границ и об ответных шагах России в связи со вступлением «урезанной» Грузии в НАТО. Однако подобная постановка вопроса в перспективе означает достижение стабильности в регионе. Не важно, какой именно стабильности - но стабильности. А в этом, как уже было сказано, не заинтересованы США.

Ситуация «ни мира, ни войны» в наибольшей степени отвечает сегодня именно американским интересам на Кавказе. Она открывает множество возможностей для управляемой дестабилизации, причем, не только на самом Кавказе, но и в СНГ, и в Европе. Так что едва ли США, весьма плотно задействованные в грузинской политике, допустят прихода эпохи стабильности. Гораздо больше Соединенные Штаты заинтересованы в том, чтобы переговоры, перемежаемые конфликтами, длились вечно.

Именно по этой причине США и стремятся сегодня войти в переговорный формат по проблеме Грузии-Осетии-Абхазии на правах полноправных посредников. В этом, они, несомненно, получат полную поддержку грузинской стороны. И в итоге, в формат переговоров, по всей видимости, войдут.

Если им это удастся, то следующим шагом станет попытка новой постановки  вопроса о возвращении Южной Осетии и Абхазии в Грузию. Но при этом, США столкнутся с одним по-настоящему существенным препятствием – с Михаилом Саакашвили. Как ни крути -  а Саакашвили - главный инициатор нынешней войны, нарушивший все договоренности, все обещания не прибегать к силе и абсолютно не подходящий по этой причине на роль миротворца. Последнее мирное заявление Саакашвили сделал за день до начала штурма Цхинвала. Можно, конечно, сказать, что это был тактический ход. Точнее, это можно было бы сказать в том случае, если бы Грузия сумела захватить и удержать Цхинвал. Но, поскольку грузинские войска из Цхинвала выбиты, речь может идти только о вероломстве, и о невозможности вести с Саакашвили любые переговоры в дальнейшем.

Иными словами, Саакашвили немного ошибся в расчетах. Выйти из военной авантюры победителем он мог только в одном случае: если бы Россия осталась на позициях невмешательства. Но Россия немного изменилась. Россия уже не позволяет просто так, совсем безнаказанно убивать своих граждан и своих военнослужащих. Еще совсем недавно такое сходило с рук, еще недавно Россия терпеливо сносила нападения грузинской стороны на своих солдат и офицеров, а сегодня уже  не терпит. Сегодня Россия дает отпор.

Это вовсе не делает ситуацию в Грузии простой и однозначной. Это отнюдь не гарантирует признания Южной Осетии и Абхазии. Но самому Саакашвили это подписывает политический приговор: он проиграл. Он проиграл в главном для себя – сегодня Саакашвили окончательно стал неудобен для самих американцев. Вопрос его замены на более подходящую фигуру будет, по всей видимости, решен еще до конца нынешнего года. Что будет дальше – сказать трудно. Но будет это «что-то» уже без него, без Михаила Саакашвили. США никогда не держатся за неудачников, и легко меняют отслуживших и пришедших в негодность провинциальных диктаторов.




Сообщение МИД ПМР относительно контактов с Республикой Молдова

 «Ольвия-пресс», Тирасполь, 12.08.08

«В ходе встречи Президентов Республики Молдова и Приднестровской Молдавской Республики 11 апреля 2008 года стороны договорились о возобновлении контактов по ряду направлений социально-экономической сферы в рамках деятельности специально создаваемых экспертных рабочих групп. На протяжении последнего времени приднестровская сторона продолжала активные контакты с молдавской стороной, направленные на налаживание двусторонних отношений в интересах населения Республики Молдова и Приднестровской Молдавской Республики. В частности, при международном посредничестве началась работа экспертных групп, призванных разработать конкретные проекты по социально-экономическим вопросам.

  В рамках такого взаимодействия в ходе встречи Президента Приднестровья и Посла России 8 августа с.г. ставился вопрос о проведении экспертных консультаций по гуманитарной помощи при инициативной роли Российской Федерации. Руководство Приднестровья с пониманием встретило данную инициативу, поскольку главной целью предложений Российской Федерации является оказание содействия в оперативном разрешении возникающих проблем, поддержка населения, нуждающегося в помощи.

Приднестровская сторона обратилась с просьбой провести такую встречу в Посольстве РФ, и российская сторона подтвердила свою готовность организовать данную встречу.

 Однако нами получена информация об отказе молдавских властей от встречи в Российском Посольстве. Становится очевидным, что Республика Молдова весьма избирательно подходит к выбору форм взаимодействия и экспертной работы. Так, к примеру, Соединенным Штатам Америки позволяется приглашать экспертов сторон в свое Посольство для обсуждения автодорожной проблематики, в то время как Российской Федерации, инициировавшей встречу экспертов по гуманитарной помощи и предоставившей данную помощь, молдавские власти отказывают в возможности такой встречи, мотивируя это тем, что встреча в Посольстве – это якобы "политизация" проблемы.

  Подобная избирательная тактика молдавской стороны имеет мало общего с принципами справедливости и равноправия и свидетельствует о том, что Кишинев избрал фактически тот же курс, что и Тбилиси, преследуя те же цели: изменить формат переговоров и свести к минимуму роль России, создав тем самым условия для силового разрешения конфликта.

Особую тревогу в Приднестровье вызывает то обстоятельство, что молдавские власти до сих пор не осудили агрессию Грузии против Южной Осетии. По-видимому, в Кишиневе заняты изучением опыта боевых действий против мирного населения, которым теперь может щедро поделиться партнер Молдовы по организации ГУАМ.

В этих условиях Приднестровская сторона заявляет о введении моратория на контакты между органами власти Приднестровской Молдавской Республики и Республики Молдова до решительного и безусловного осуждения молдавским руководством агрессии Грузии и возврата Молдовы к равному отношению ко всем посредникам и наблюдателям в урегулировании, исходя из их международно-правового статуса, определенного договоренностями переговорного процесса.

Приднестровье также рассматривает вопрос о целесообразности разработки и заключения нового соглашения о гарантиях мира, безопасности и стабильности в регионе, которое в полной мере отвечало бы существующим реалиям».




Молдавский эксперт: Будущее Саакашвили - выбор между международным трибуналом и судом Линча

 «Пресс-обозрение», Кишинев, 13.08.08

Олесь Стан, молдавский историк и политолог

"Адекватная реакция РФ на агрессию Грузии в Южной Осетии, эффективные действия российских миротворческих сил, в том числе и на территории Грузии - это реванш России за Косово. Реванш за растерянность и позорные заявления российских политиков, последовавшие в ответ на разыгранное по сценарию США признание независимости Косовского края в феврале этого года", - заявил 9 августа в интервью корреспонденту ИА REGNUM молдавский историк и политолог Олесь Стан.

"Реакция на действия российских войск в зоне конфликта со стороны американского президента Джорджа Буша, представителей Госдепа США и НАТО показывает, что через полгода после Косово, Россия и Запад поменялись местами, - продолжил Стан. - Очевидно, что теперь, в то время как Россия будет выполнять свою миротворческую миссию в зоне грузино-осетинского конфликта, деятельность США и НАТО сведется к грозной риторике и дежурным призывам и заявлениям, но в Грузию они не сунутся. Провокация Саакашвили, рассчитывавшего на помощь американских и европейских патронов, провалилась. Западные кукловоды просто бросили свою марионетку на произвол судьбы, и дальнейшая политическая и человеческая жизнь грузинского президента - это выбор между международным трибуналом и судом Линча".

"Уже понятно, что насколько бы ни затянулась военная фаза конфликта, Южную Осетию, а вместе с ней и Абхазию, Грузия потеряла окончательно и безвозвратно, - считает эксперт. - Впрочем, в качестве гипотезы можно рассмотреть и другой вариант. Представим, что исход войны будет в пользу Саакашвили: Грузия захватывает территорию Южной Осетии, а следом, окрыленная победой, и Абхазии. Устранив препятствия для вступления в НАТО в виде нерешенных территориальных проблем, Грузия входит в Североатлантический альянс. Грузия недолго радуется своей победе, потому что Южная Осетия и Абхазия тем временем превращаются в грузинский Сектор Газа. В горных районах завоеванных республик повстанцы ведут бесконечную партизанскую войну, расстреливают блокпосты и патрули грузинских военных и международного контингента НАТО, осуществляющего "гуманитарную миссию" в регионе. Международные информагентства через день сообщают о терактах в Тбилиси, совершенных осетинскими и абхазскими "террористами". Грузия становится постоянным очагом нестабильности на Южном Кавказе".

"Этот сценарий с вариациями применим и к Карабаху в случае его насильственного включения в Азербайджан, и к Приднестровью, силой "реинтегрированному" в Молдавию. Можно захватить территорию, но нельзя подчинить себе народ, стремящийся к независимости. К тому же, когда этот народ почти 20 лет пребывает в состоянии войны и неоднократно подвергался оккупации и геноциду. Уверен, что грузинские власти прекрасно все это понимают. Нынешние преступные действия руководства Грузии продиктованы не интересами грузинского народа, которому так же, как и осетинам не нужна эта война. Со стороны Саакашвили и его окружения - это лишь истеричная попытка сохранить власть и оправдать доверие заокеанских патронов. Точно так же, как стремление молдавского президента Владимира Воронина любыми способами вернуть Приднестровье продиктовано исключительно боязнью за собственное будущее, а не интересами Молдавии и ее народа. К счастью, Воронин, в отличие от Саакашвили, куда более ограничен в своих возможностях", - подчеркнул Стан.

"Война, развязанная Грузией против Южной Осетии, - это яркий пример для Молдавии и других стран с аналогичными проблемами. Пример того, как нельзя решать территориальные конфликты в современном мире. Молчание руководства Молдавии по поводу событий в Южной Осетии понять можно, но долго молчать у г-на Воронина не получится, так как слишком многие ждут его ответа. Его ждет Россия, которую Воронин каждодневно заверяет в вечной дружбе уже на протяжении года, ждут партнеры по ГУАМ, вопрос о членстве Молдавии в котором вновь и с еще большей остротой выходит на повестку дня, ждут жители Приднестровья, Гагаузии и собственно Молдавии, которые помнят события конца 1980-х -- начала 1990-х годов в бывшей Молдавской ССР и не хотят их повторения", - заявил молдавский историк.

"Партнеры Молдавии по ГУАМ - Украина и Азербайджан уже выразили однозначную поддержку и готовность оказать помощь Грузии. А Украина не исключает и возможности оказания военной помощи, что уже вызвало неоднозначную реакцию внутри этой страны, лишний раз обнажив раскол в украинском обществе. Логично предположить, что Грузия и ее союзники ожидают помощи и от Молдавии. Это очередное настойчивое напоминание руководству Молдавии о том, что пора уже, наконец, окончательно определить свои приоритеты и вектор внешней политики: либо придерживаться закрепленного в Конституции страны нейтралитета и реализовывать его на практике, либо оставаться членом антироссийского ГУАМ и еще активнее реализовывать план сотрудничества Молдавия - НАТО", - считает политолог.

"События в Южной Осетии - катализатор для всех неурегулированных конфликтов на постсоветском пространстве, - отметил эксперт. - Вновь ставший актуальным план приднестровского урегулирования путем федеративного или конфедеративного переустройства Молдавии, Приднестровья и Гагаузии в этой ситуации становится единственным и последним шансом решить вопрос в рамках территориальной целостности Республики Молдова. Пытаться и далее решать приднестровский вопрос, исходя из закона 2005 года о статусе Левобережья, отказываться от реализации положений закона 1994 года об особом правовом статусе Гагаузской автономии - это самоубийство для нынешнего руководства Молдавии и губительно для будущего молдавского государства. У Воронина осталось совсем немного времени, чтобы предложить Приднестровью план урегулирования на федеративных принципах до парламентских выборов, которые пройдут весной 2009 года. Вероятнее всего, что после выборов единственным вариантом урегулирования станет признание Молдавией независимости Приднестровья".

"Весьма показательно, что война в Южной Осетии - самая обсуждаемая тема на молдавских форумах и блогах за последние 3 дня. Помимо того, что события в зоне грузино-осетинского конфликта весьма остро воспринимаются в Молдавии и Приднестровье, анализ мнений активной части молдавского общества показывает, что агрессивные сторонники Грузии, призывающие к применению грузинского сценария в Приднестровье, составляют маргинальную группу, подавляющее большинство - боится повторения югоосетинских событий в Молдавии. Войны у себя дома не хочет никто"




Заявление Народного собрания Гагаузии

«Ольвия-пресс», Тирасполь, 14.08.08 

«Народное Собрание Гагаузии обеспокоено трагедией осетинского народа и выражает сочувствие в дни противостояния военной агрессии.

Мы обеспокоены сложной ситуацией в Южной Осетии и вокруг нее. Одобряем и поддерживаем намерения руководства России содействовать урегулированию конфликта.

Мы искренне верим и рассчитываем, что Российская Федерация и международные организации предпримут необходимые меры по мирному урегулированию грузино-южноосетинского конфликта и по оказанию гуманитарной помощи для восстановления последствий трагедии.

Призываем международное сообщество способствовать восстановлению мира и стабильности, справедливости и гуманизма в регионе.

Народное Собрание Гагаузии глубоко скорбит вместе с родными и близкими погибших людей, и выражает соболезнование всему народу Южной Осетии, понесшему невосполнимые потери и Российской Федерации, чьи солдаты-миротворцы сложили головы, защищая права и свободы осетинского народа.

Приветствуем и одобряем план урегулирования конфликта, подписанный Президентом Российской Федерации, и, воспринимая глубоко боль и утраты, понесшие осетинским народом, выражаем надежду на скорейшее разрешение конфликтной ситуации».




Катастрофа гуманизма

«Независимая Молдова», Кишинев, 14.08.08

Юлия Семенова (Юдович)

Жители Молдовы скорбят о погибших в Южной Осетии

Над зданием Посольства Российской Федерации в Кишиневе приспущен флаг: 14 августа в России объявлен днем траура по жертвам войны в Южной Осетии. А возле чугунной ограды посольства кто-то положил букет красных гвоздик и посадил смешного игрушечного медвежонка - в память о детях, погибших во время бессмысленной кровавой бойни...

Моя подруга Элина Беслаева, журналистка газеты "Молодежь Осетии", живет в Цхинвали. Или жила - я не знаю, что теперь с ней и с ее семьей. С первых дней августа, еще даже до рокового 8-го числа, все попытки связаться с ней из Кишинева, через друзей из Москвы или из Северной Осетии, были тщетными. Я очень надеюсь, что Элина жива и невредима. Если это так, то в эти дни она молится в храме за души всех безвинно убиенных в этой войне, как молилась четыре года назад за бесланских детей:

По разным данным, число мирных жителей, погибших в Южной Осетии, колеблется от 1600 до 2000. В интернете промелькнула информация о том, что в эти августовские дни погибло больше детей, чем в бесланской школе в начале сентября 2004-го. То что произошло в Цхинвали и его окрестностях, уже назвали гуманитарной катастрофой. Но это еще и катастрофа гуманизма. Причем, в мировом масштабе.

Мир, за ХХ столетие привыкший к войнам, терактам и убийствам, не содрогнулся. Главные игроки в большой политике практически единодушно продемонстрировали дипломатический подход, и никого прямо не осуждая, требовали прекратить кровопролитие. Некоторые косвенно поддерживали Грузию, оправдывая свою позицию тем, что президент Саакашвили стремится восстановить целостность страны. Но благими намерениями выстлана дорога в ад: Август 2008 года стал адом для целого народа. Российский президент Дмитрий Медведев назвал ад геноцидом:

Будет ли происходившее в Южной Осетии мировым сообществом квалифицировано, как геноцид осетинского народа, выяснится позже. Но факт остается фактом: всего за несколько дней истреблено около двух тысяч людей. И бойня продолжалась бы, если б не вмешалась Россия.

Но, оказывается, не всем это понравилось даже в нашей дружелюбной и толерантной Молдове. В течение двух дней местные националисты набирали себе очки среди коллег-русофобов, пикетируя здание Российского Посольства в Кишиневе. Они требовали немедленного вывода российских войск с территории Грузии и осуждали Москву за "грубое вмешательство" во внутренние дела этой кавказской страны. То, что тысячами гибли жители этой самой страны, "правозащитников" не касалось. Главное - Россия "грубо нарушила" и теперь должна нести за это ответственность. Интересно, как бы отреагировал на ситуацию либеральнейший наш господин Гимпу со товарищи, если бы - гипотетически - вместо российских на территории Южной Осетии появились натовские миротворцы? Это не было бы "незаконным вторжением"?

Не укладывается ни в какие рамки также и то, что местные наши "правозащитники" начали гневно осуждать и требовать от страны, которая в эти самые дни первой протянула Молдове руку помощи, отправив нам гуманитарный груз для пострадавших от наводнения. На нашу беду откликнулись многие страны, но помощь России и сегодня остается самой значительной по объему и самой своевременной. Впрочем, можно ли поставить такую мелочь, как гуманитарные грузы, рядом с великими политическими интересами местных националистов? Последние, конечно, поважнее, хотя абсолютно непригодны в пострадавших от наводнения регионах. Зато демонстрируют миру "принципиальную позицию" их носителей.

К счастью, нормальных, здравомыслящих и сочувствующих людей в нашей стране больше. Вчера они приходили в Российское посольство, чтобы оставить записи в Книге соболезнований. Приходили от организаций и сами по себе - потому что не могли не прийти. И писали на страницах, обрамленных черной каймой, слова, идущие от чистого сердца. Пресс-атташе посольства Алексей Бабенко сказал, что в последние дни раздается много звонков от жителей Молдовы. Люди выражают соболезнование, спрашивают, чем они могут помочь пострадавшим, предлагают выслать им теплые вещи и постельное белье. "Это для нас неожиданно", - признался Бабенко и пояснил, что такого рода гуманитарная помощь посольством не принимается. Во-первых, Красный Крест выдвигает стандарты для вещей, которые могут быть отправлены в качестве гуманитарного груза. Во-вторых, опять-таки, по информации Красного Креста, пострадавшим нужны, в первую очередь, медикаменты, шины для лечения переломов и т.д. В-третьих, финансовая помощь, которая предлагается нашими земляками, может быть отправлена на уже открытые специальные счета. Их номера размещены на интернет-сайте Красного Креста.

На выходе с территории посольства я столкнулась с пожилой парой. Мужчина и женщина шли без цветов, они просто хотели оставить свою запись в Книге соболезнований. Чтобы жители Южной Осетии знали: их горе стало общим.

А в разоренном, стертом с лица земли Цхинвали в эти дни пекут в доморощенных печках знаменитые осетинские пироги-фиджины. Их подают по большим праздникам и на поминках. Верхний пирог символизирует солнце. Солнце, которого никогда уже не увидят 2000 погибших. Солнце, которого никогда не увидят сотни не родившихся детей. Солнце, которое снова сияет над выжженной землей.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ