Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №200(25.08.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН



Хроника

18 августа. По случаю Дня независимости Афганистана Туркмения передаст в дар афганскому народу около 20 тонн продовольствия и учебных принадлежностей для школьников. Об этом заявил президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов 14 августа в ходе телефонного разговора с президентом Афганистана Хамидом Карзаем.

Гурбангулы Бердымухамедов поздравил Хамида Карзая с наступающим праздником и пожелал народу соседней страны мира и благополучия, подчеркнув приверженность исконным узам дружбы и братства, имеющим общие духовные корни.

Как сообщили Turkmenistan.ru в пресс-службе туркменского лидера, Хамид Карзай выразил глубокую признательность Туркменистану и всему туркменскому народу за оказываемую Афганистану постоянную помощь и поддержку. В ходе разговора оба лидера подтвердили взаимное удовлетворение уровнем достигнутого взаимодействия и твердое намерение сторон продолжать курс на укрепление и расширение добрососедского партнерства.

18 августа. Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым поручено правительству республики выделить 250 тысяч долларов США для оказания гуманитарной помощи гражданскому населению, пострадавшему в результате военного конфликта в Южной Осетии.

Доставку гуманитарного груза, состоящего из различных видов стройматериалов, в том числе цемента, продовольственных товаров, медикаментов, одеял, других постельных принадлежностей, а также прочих товаров первой необходимости поручено осуществить МЧС Республики Узбекистан.

18 августа. Узбекистан увеличил поставки "голубого" топлива в Таджикистан. Увеличение поставок газа в республику последовало после того, как Таджикистан частично погасил долг перед соседней республикой.

Как сообщил первый заместитель председателя ГУП "Таджикгаз" Шавкат Шоимов, уже несколько дней в республику ежечасно поступает порядка 35 тыс. кубометров (порядка 840 тыс. кубометров в сутки) узбекского природного газа.

По данным представителя газораспределительной компании, увеличение поставок газа позволило возобновить работу на ЗАО "Таджиказот", которое простаивало с конца июля. По словам Ш.Шоимова, в настоящее время "голубое" топливо в полном объеме получает Таджикский алюминиевый завод "Талко", частично газ идет на ГУП "Таджикцемент".

"На данный момент мы не намерены просить у Узбекистана увеличения поставок газа, так как тех объемов топлива, которые поступают в РТ, вполне достаточно", - отметил он, добавив, что "голубое" топливо будет поступать и в дома жителей, но только тех, у кого нет задолженности.

18 августа. Указ об учреждении Дня защитников Отечества – военнослужащих Министерства обороны и Вооруженных Сил Туркменистана подписал президент Гурбангулы Бердымухамедов. Как сообщили Turkmenistan.ru в пресс-службе главы государства, этот праздник будет ежегодно отмечаться в стране 27 января. Напомним, что в этот день в 1992 году было образовано Министерство обороны Туркмении.

Президент также подписал указ об учреждении Дня пограничников Туркменистана, который будет ежегодно отмечаться в стране 11 августа. Как известно, в этот день в 1992 году была создана Государственная пограничная служба Туркменистана.

19 августа. В Меджлис Туркмении для рассмотрения и утверждения направлен проект нового закона "Об углеводородных ресурсах", подготовленный по поручению президента страны Гурбангулы Бердымухамедова. Как передает ашхабадский корреспондент Turkmenistan.ru, в рамках состоявшегося 15 августа расширенного заседания Кабинета министров глава государства перечислил изменения, которые будут внесены в новую редакцию закона.

По словам Гурбангулы Бердымухамедова, в новом законе четко определены права и экономический статус Государственного агентства по управлению и использованию углеводородных ресурсов при президенте Туркменистана, являющегося независимым юридическим и хозяйствующим субъектом.

Президент отметил, что при разработке законопроекта были учтены общепринятые нормы международного права, в нем конкретизирована налоговая и таможенная политика, определены льготы, предоставляемые национальным и иностранным инвесторам и компаниям, усилена их экологическая ответственность за ведение работ по разработке углеводородных ресурсов.

Новым законом, в частности, определена возможность продления лицензии на выпуск продукции с точки зрения соответствия проекта предпринимательской целесообразности, а также предусматривается неизменный налог на прибыль на все время реализации проекта.

"Считаю, что принятие этого закона окажет благотворное влияние на экономику Туркменистана", – отметил глава государства, поручив вице-премьеру Тачберди Тагиеву, курирующему углеводородную сферу, полный контроль за своевременным применением положений нового закона.

19 августа. "Попытка силового решения сложного этнотерриториального вопроса, предпринятая в Южной Осетии, привела к тяжелым последствиям", – говорится в заявлении МИД Республики Казахстан. Ранее правительство страны выделило из резервного фонда средства для оказания гуманитарной помощи 150 тысячам пострадавшим в результате грузино-югоосетинского конфликта. Уже доставлены первые 10 тонн гуманитарной помощи.

Но речь идет не столько о преодолении последствий конфликта, сколь бы они ни были трагичны, сколько о разрешении проблемы, эти конфликты порождающей. При этом казахстанские дипломаты утверждают, что "решение этнотерриториальных проблем в дальнейшем должно опираться на признанную международно-правовую базу".

Понятно, что такой базой должны стать наряду с основополагающими документами международного права (Устав ООН, Хельсинкский Заключительный акт от 1975 года, Международные пакты 1966 года) и вполне конкретные документы, касающиеся проблем, порожденных конфликтом, и устраивающие обе стороны.

По мнению МИД Казахстана, такими документами стали в первую очередь договоренности, достигнутые президентами России, Франции, Грузии, а также руководством Абхазии и Южной Осетии. При этом Казахстан подчеркивает, что поддерживает предложенный руководством России путь решения данного вопроса, основанный на нормах международного права. "Необходимо строгое выполнение этих договоренностей всеми сторонами, вовлеченными в конфликт", – говорится в заявлении МИДа. В частности, в связи с этим Казахстан выступает за увеличение количества наблюдателей ОБСЕ в зоне конфликта и активизацию их роли.

Казахстан подчеркивает, что намерен и в дальнейшем оказывать гуманитарную помощь грузинам и осетинам. Кроме того, ранее сообщалось, что выход Грузии из СНГ не окажет негативного влияния на экономическое сотрудничество этой страны с Казахстаном. Казахстанские инвестиции в Грузии в должной мере защищены двусторонними соглашениями, и, таким образом, экономическим интересам Казахстана не будет нанесен ущерб. К тому же между Казахстаном и Грузией остается двусторонний безвизовый режим, и на данный момент не предвидится никаких изменений.

20 августа. В Уфе откроется консульство республики Таджикистан, сообщили в пресс-службе президента Башкирии. Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр России Владимир Путин.

В округ нового таджикского Генконсульства войдут территории Башкирии, Марий Эл, Мордовии, Татарстана, Удмуртии, Чувашии, Пермского края, Кировской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской и Ульяновской областей. Основная задача Генконсульства – это налаживание экономических, торговых, культурных и других связей с Таджикистаном.

Ожидается, что Генконсульство Таджикистана начнет работать в Уфе уже в начале 2009 года. Отметим, что в Башкирии проживает более 5 тысяч граждан Таджикистана.

20 августа. Президент Туркменистана, Председатель Халк Маслахаты Гурбангулы Бердымухамедов подписал Постановление о созыве внеочередного ХХI Халк Маслахаты Туркменистана, постановив:

1. Созвать внеочередной XXI Халк Маслахаты Туркменистана 26 сентября 2008 года в городе Ашхабаде и включить в его повестку дня вопрос о внесении изменений и дополнений в Конституцию Туркменистана.

2. Для организованного проведения внеочередного XXI Халк Маслахаты Туркменистана, приема, сбора и анализа поступающих предложений и обращений создать Государственную комиссию.

3. Контроль за исполнением данного Постановления возлагается на Председателя Меджлиса Туркменистана, заместителей Председателя Кабинета Министров Туркменистана, управляющего делами Аппарата Президента Туркменистана, хякимов велаятов и города Ашхабада.

Повестка дня внеочередного XXI Халк Маслахаты Туркменистана:

1. О внесении изменений и дополнений в Конституцию Туркменистана.

2. Указ Президента Туркменистана о помиловании в честь священной Гадыр гиджеси.

3. Другие вопросы.

21 августа. Патриотическая партия Кыргызстана осуждает действия России в Южной Осетии. Об этом сегодня на пресс-конференции заявил лидер этой политической организации Назарбек Нышанов.

По его словам, его партия осуждает "вторжение России в Грузию и ведение там боя". "Нынешняя Россия еще не лишилась имперской, оккупационной колониально-агрессорной и амбициозной политики, берущей свое начало со времен Петра I. Поэтому в РФ усиливаются великорусский шовинизм, который тянет ее к фашистскому омуту", - считает Назарбек Нышанов.

По этой причине, считает лидер ППК, Россия вела боевые действия против собственного субъекта – Чечни, где, по его словам, погибло около 300 тысяч человек. "При этом чеченцы были вооружены только кинжалами и автоматами, а российские войска разве что свои подводные лодки там не использовали", - подчеркивает он.

"В Южной Осетии применение сил было несопоставимым. В Цхинвале погибло около полутора тысяч человек, а в Чечне – в разы больше. Нужно остановить Россию в ее стремлении господствовать", - заявляет член Движения борьбы против коррупции (ДБПК) Виктор Бояркин.

По этой же причине он считает недавнее обнаружение в столице Кыргызстана склада с американским оружием "нормальным явлением". "А иначе россияне просто перебьют все народы в Центральной Азии", - считает Виктор Бояркин.

Оба уверены, что Грузии все вопросы следовало решать мирным путем. "Вся ее вина в том, что она хотела вступить в состав НАТО. А у каждой страны есть право решать, где ей быть. Москва не хочет отпускать Грузию в НАТО, исходя из своих амбиций", - подчеркивают они.

По этой причине они поднимают вопрос о соответствии национальным интересам Кыргызстана нахождения на ее территории авиабазы Организации Договора о коллективной безопасности в городе Канте. "В республике русскому языку придан статус официального, что негативно сказывается на развитии кыргызского. К тому же сегодня наблюдается экономическая экспансия России и Китая, что тоже угрожает стране. Если не усилить роли Совета безопасности ООН, то ядерные державы будут творить что хотят", - отмечает Назарбек Нышанов.

21 августа. Правительство Казахстана объявило о подключении к железнодорожному проекту, который объединит эту страну с Туркменией и Ираном. Впоследствии в строительстве будет участвовать и Россия. В Министерстве транспорта республики "Независимой газета" сообщили, что прокладывание новой международной дороги на казахстанской территории начнется будущим летом.

Астана в июне следующего года начнет строительство своей части железнодорожной линии международного проекта "Узень (Казахстан) – Кызылкая – Берекет – Этрек (Туркмения) – Горган (Иран)". Проект реализуется тремя странами – Казахстаном, Туркменией и Ираном. Стоимость казахстанской части проекта оценивается почти в 600 млрд. 800 млн. тенге (1 долл. – 120 тенге). Как пояснили "НГ" в Министерстве транспорта и коммуникаций Казахстана, протяженность казахстанского участка дороги – 138 км. "На сегодня завершена разработка технико-экономического обоснования проекта, проведена государственная экологическая экспертиза", – сообщили "НГ" в Минтранскоме. Уже в текущем году из госказны выделено 97 млн. тенге на разработку проектно-сметной документации. Туркменская сторона, по информации транспортного ведомства, уже приступила к строительству своего участка международной линии. Здесь проложили более 46 км нового пути. Протяженность по территории Туркмении в три раза превышает казахстанскую часть дороги. И потому в правительстве РК уверены, что смогут завершить работу одновременно с соседями. Вообще же длина всей железнодорожной ветки составит 670 км, в том числе по Туркмении – 470 км и по Ирану – 70 км.

Планируемый объем перевозок в первый год эксплуатации достигнет примерно 5,5 млн. тонн, в перспективе – 12 млн. тонн в год.

21 августа. Большинство граждан Кыргызстана считают, что республика могла бы объединиться с Россией. Такие данные приводит Международное исследовательское агентство "Евразийский монитор" по итогам социологических опросов Института изучения общественного мнения "Эль-Пикир". Результаты изысканий озвучены сегодня на пресс-конференции в Бишкеке.

По данным социологов, 72 процента кыргызстанцев высказываются за объединение с РФ. 37 процентов граждан КР полагают, что республика могла бы вступить в альянс или любое другое объединение с Казахстаном. 14 процентов высказываются за сближение с Узбекистаном. 16 процентов респондентов уверены, что объединяться не стоит ни с одной из стран вообще.

74 процента граждан Кыргызстана считают дружественной страной Россию. 57 процентов называют Казахстан, 34 процента – Узбекистан. Наименьшее число голосов в оценках дружественности по отношению к Кыргызстану заслужили Латвия (7 процентов), Литва (8 процентов), Эстония (9 процентов).

Кыргызстан, в свою очередь, считают союзником в основном жители Таджикистана (44 процента), Казахстана (27 процентов) и Узбекистана (33 процента). В РК, кроме того, наибольшие оценки дружественности отдают России (67 процентов), Беларуси (21 процент) и РУз (20 процентов). В Таджикистане в этот список, кроме КР, вошли РФ (89 процентов), РК (61 процент), Узбекистан (40 процентов). В Узбекистане – РФ (78 процентов), Казахстан (41 процент), Таджикистан (35 процентов).

Вместе с тем в самой России союзником считают в основном Беларусь (48 процентов) и Казахстан (33 процента). За Кыргызстан, для сравнения, в РФ высказались всего 11 процентов. В России, как отмечают социологи, отмечаются низкие интеграционные настроения. Что, по мнению экспертов, говорит о том, что жители РФ не испытывают неких "имперских амбиций", как принято считать.

Кроме того, социологи отмечают и еще одну любопытную тенденцию. В странах Центральной Азии, как выяснилось, в целом позитивно относятся к альянсу внутри региона и не особо стремятся к объединению с республиками европейской части бывшего СССР, кроме России. Жители государств ЦА испытывают взаимный интерес. Такие же чувства проявляют друг к другу граждане Латвии, Литвы и Грузии. Это, по мнению исследователей, доказывает, что на общественное мнение оказывает высокое влияние политическая ориентация государств, а не наоборот, как может казаться.

21 августа. В Астане официально объявлено об открытии АО "Центр военно-стратегических исследований". Как проинформировал президент АО "Центр военно-стратегических исследований" Сергей Федосеев, создание такого аналитического центра в Казахстане является своевременным шагом для научного обоснования принятия решений в сфере безопасности и обороны. "Министр обороны РК Даниал Ахметов на последней коллегии оборонного ведомства сказал, что Центр необходим для развития военной науки, выработки научного обоснования военной и военно-технической политики государства, определения направлений военного строительства", - подчеркнул он.

Перед Центром стоят такие задачи, как аналитическое обеспечение Главы государства, Правительства, Парламента, силовых ведомств РК в интересах формирования военной политики и трансформации Вооруженных сил; участие в различных международных конференциях; анализ и подготовка законопроектов, касающихся вопросов обороны и безопасности; участие в создании Военной доктрины и других государственных программ, озвучил С. Федосеев.

В настоящее время Центром уже принят ряд мер по налаживанию сотрудничества как с отечественными, так и зарубежными аналитическими организациями. В частности, ведется совместная работа с КИСИ при Президенте РК, Институтом мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК, Российским институтом стратегических исследований и другими.

На данный момент в Центре военно-стратегических исследований трудятся 9 докторов наук, 13 кандидатов наук и два магистра, проинформировал С. Федосеев.

21 августа. Находившийся с рабочей поездкой в Северо-Казахстанской области Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев принял участие в открытии комплекса "Резиденция Абыйлай хана".

Обращаясь к участникам митинга, Глава государства отметил, что сегодня мы вспоминаем прошлое, восстанавливаем исторические памятники, думаем о будущем. Свидетельством тому - открытие комплекса "Резиденция Абылай хана". Это был выдающийся полководец, который защитил страну от нашествия джунгар. Благодаря политике Абылай хана сложилась дружба между казахами и русскими, между Россией и Казахстаном.

Также в своей речи он высоко отозвался о достижениях североказахстанцев в социально-экономическом и духовном развитии, пожелал жителям области счастья, здоровья и благополучия.




Война в Южной Осетии: взгляд из Центральной Азии

Фонд стратегической культуры (Россия), 20.08.08

Александр Шустов

"Пятидневная война" в Южной Осетии, завершившаяся быстрым разгромом российской 58-й армией грузинских вооруженных сил, вызвала в бывших союзных республиках состояние своеобразного шока. Несмотря на многократные заявления российского руководства о вероятности военного сценария, никто не ожидал, что реакция Москвы будет столь жесткой и молниеносной. Впервые с момента распада СССР Россия применила военную силу против бывшей союзной республики, и этот прецедент поставил в трудное положение страны СНГ, многие из которых, как и Грузия, имеют нерешенные этно-территориальные проблемы с соседними государствами.

Особый интерес в этом контексте представляют страны Центральной Азии (ЦА), нередко объединяемые в геополитических концепциях в один регион с Южным Кавказом. Аналогии между Центральной Азией и Кавказом хорошо описаны З. Бжезинским в его "Великой шахматной доске". Главное, что объединяет два региона, – это этническая чересполосица, отсутствие общепризнанных государственных границ, совпадающих с границами проживания народов, а также незавершенность государственного строительства. Все это позволило З. Бжезинскому назвать Центральную Азию и Кавказ "Евразийскими Балканами", на которые после завоевания господства на европейских Балканах и обратился взор американских стратегов1.

В плане официальной оценки войны в Южной Осетии страны ЦА разделились на две группы. Если Казахстан и Киргизия сравнительно четко сформулировали свою позицию, то Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан никак на события не отреагировали. Более того, в жестко контролируемых властями узбекских и туркменских СМИ долгое время вообще не было информации о том, что в Южной Осетии идет война, а абхазские вооруженные силы выдавливают грузинские войска из Кодорского ущелья.

На решающей стадии грузино-югосетинского вооруженного конфликта о событиях не сообщила ни одна из официальных узбекских газет. Информация о войне не прошла даже на сайтах информационных агентств. Лишь газета "Вечерний Ташкент" поместила две небольшие публикации, в одной из которых говорилось о прибытии во Владикавказ самолета МЧС с гуманитарной помощью и визите премьер-министра России В. Путина, в другой – об экстренном заседании Совета безопасности ООН и Совета НАТО, но повод к этим событиям так и остался для читателей "Вечернего Ташкента" тайной. Кроме этого, небольшой репортаж о боях в Цхинвале прошел в информационной телепередаче "Ахборот", использовавшей для этого видеоматериалы российского телевидения2.

Полным молчанием войну на Кавказе обошли и туркменские СМИ. Вместо этого телевидение продолжало транслировать получасовые чтения "Рухнамэ" и сообщало о рождении панды в китайском зоопарке. Единственным источником информации о войне на Кавказе для жителей Туркменистана являлось спутниковое телевидение3.

Реакция Казахстана и Киргизии была гораздо более активной. Первым о событиях в Осетии высказался президент Казахстана Н. Назарбаев, который в день начала войны находился на открытии Олимпиады в Пекине. Именно на встрече с Н. Назарбаевым и прозвучало жесткое заявление В. Путина о том, что нападение Грузии на Цхинвал не останется без ответа. Ответное заявление президента Казахстана было в отношении России нейтрально-позитивным. "Миротворческая миссия действует в Южной Осетии по мандату СНГ, - заявил Н. Назарбаев. - Грузинское руководство поступило неправильно. Оно не поставило нас в известность о нынешних своих действиях, не предупредило, что в этом районе происходит какое-то обострение. Считаю, что альтернативы мирному решению данной проблемы не существует"4.

В целом благоприятной для России выглядела и позиция казахстанского лидера, оглашенная 13 августа на встрече с президентом Киргизии К. Бакиевым. Комментируя события на Кавказе, Н. Назарбаев заявил, что "принцип территориальной целостности признан всем мировым сообществом. В документах, принятых в рамках СНГ, мы все выступаем против сепаратизма. Но сложные межнациональные вопросы должны решаться мирным, переговорным путем. Военного решения подобных конфликтов не существует" 5.

В то же время позиция председательствующей на данный момент в СНГ Киргизии являлась скорее нейтральной. По мнению К. Бакиева, "реальные пути разрешения имеющейся проблемы между грузинской и югоосетинской сторонами, в соответствии с общепризнанными нормами международного права, лежат исключительно в политической плоскости" 6. Осуждая, таким образом, развязанные Грузией военные действия, киргизский и казахстанский лидеры воздержались от однозначно позитивных или негативных оценок военной операции российской армии.

В определенной мере отсутствие официальной реакции большинства государств СНГ на войну в Южной Осетии было компенсировано заявлением Совета Парламентской Ассамблеи ОДКБ, в состав которого наряду с Россией, Белоруссией и Арменией входят четыре из пяти государств Центральной Азии – Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. ОДКБ фактически воспроизвела позицию Москвы: "Под предлогом восстановления территориальной целостности, - говорилось в заявлении, - Грузия, по сути, осуществила геноцид в отношении осетинского народа. Все это привело к гуманитарной катастрофе. Военные акции Тбилиси, сорвавшие намечавшийся политический диалог между сторонами, разрушили перспективу мирного разрешения конфликта"7.

Помимо естественного нежелания портить отношения со странами Запада, с которыми государства ЦА довольно тесно связаны политически и экономически, их отношение к "пятидневной войне" определяется еще одним важным фактором. Во всех заявлениях президентов Киргизии и Казахстана говорится о "территориальной целостности Грузии". Возросшая вероятность признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, а также их последующего включения в состав РФ заставляет страны ЦА занимать в данном вопросе очень сдержанную позицию - из опасения повторения подобного сценария на своей территории.

Представляет интерес ряд оценок "пятидневной войны" экспертами стран ЦА. Так, киргизский политолог М. Сариев рассматривает события на Кавказе как конфликт не Грузии и Осетии, а России и США. По его мнению, на ближайшем заседании ШОС перед Киргизией будет в жесткой форме поставлен вопрос о сроках пребывания американской авиабазы "Ганси" на ее территории. В этой ситуации "Кыргызстан как член ОДКБ будет придерживаться российской позиции, поскольку то, что происходит в Грузии, то же самое может произойти и здесь. Россия не остановится, потому что это зона ее интересов, это вопрос большой политики". Мотивируя свою позицию, М. Сариев отмечает: "Мы должны понимать что, находимся в едином, культурном, евразийском ареале с Россией" 8.

Другой киргизский политолог М. Суюнбаев обоснованно считает "пятидневную войну" следствием "косовского процесса", инициированного Западом в полном пренебрежении к мнению России. Если процесс будет развиваться, он может затронуть и Центральную Азию. Например, Таджикистан или Каракалпакию, "история которой схожа с осетинской или абхазской". Рассматривая последствия возможного выхода Грузии из состава СНГ, М. Суюнбаев замечает, что "для нее это будет иметь очень негативные последствия", появятся "сложности в сфере трудовой миграции в России, могут серьезно пострадать и торговые отношения"9. Помимо обострения борьбы за будущее американской военной базы в самой Киргизии М. Суюнбаев прогнозирует усиление активности по созданию иностранных военных баз на юге республики10.

В целом киргизские эксперты сходятся в том, что конкуренция России и США за влияние на страны Центральной Азии будет только возрастать, а решительные действия РФ по защите Южной Осетии позволяют предположить, что односторонняя ориентация на Запад может иметь для центрально-азиатских государств драматические последствия.

_____________________

1 Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М., 1999. С. 149-180.

2 Шарифов О. Узбекские СМИ о войне в Грузии: Молчание в тряпочку // Фергана.ру. 2008. 13 авг. / http://www.ferghana.ru/article.php?id=5820&PHPSESSID=707e99bb9da1b9f1d184d35e44549ebd

3 Бердыева А. Туркменские СМИ молчат об Осетии // GUNDOGAR. 2008. 13 авг. /http://www.gundogar.org

4 Глава государства Нурсултан Назарбаев принял участие в официальных мероприятиях открытия 29-х летних Олимпийских Игр в Пекине // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. 2008. 8 авг. / http://www.akorda.kz/www/www_akorda_kz.nsf/news-open?OpenForm&idn=3&idno= AA3FC0ACC87F67EE0625749F00733FFE&lang=ru

5 Сегодня вечером в Чолпон-Ате состоялась встреча Главы государства Нурсултана Назарбаева с Президентом Кыргызстана Курманбеком Бакиевым Пекине // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. 2008. 13 авг. / http://www.akorda.kz/www/www_akorda_kz.nsf/news-open?OpenForm&idn=3&idno=AECD4D6D35DB98E2062574A5000F8C63&lang=ru

6 Кыргызстан намерен активно участвовать в разрешении военного конфликта в Южной Осетии // Фергана.Ру. 2008. 11 авг. / http://www.ferghana.ru/news.php?id=9874&mode=snews

7 Страны ОДКБ осудили Грузию за разжигание военного конфликта в Южной Осетии // РИА "Новости". 2008. 13 авг.

8 Политолог М.Сариев: Кыргызстан заставят определиться с авиабазой США "Ганси" // Фергана.Ру. 2008. 12 августа /http://www.ferghana.ru/news.php?id=9890&mode=snews&PHPSESSID =b5dc478407c4908182af54e6004fd704

9 Киргизский эксперт: ОДКБ могла бы объявить Кавказ зоной своей ответственности // Фергана.Ру. 2008. 12 авг. /http://www.ferghana.ru/news.php?id=9888&mode=snews

10 Независимая газета. 2008. 12 авг.




Молчание «ягнят»

Новая газета KZ, 20.08.08

Виталий Волков

Президент Казахстана робко, но отреагировал на российско-грузинский конфликт. Остальные лидеры стран СНГ промолчали

Война, или вооруженный конфликт в Южной Осетии, распространившийся на территорию Грузии, очевидно, стал определяющим фактором сегодняшних отношений в международной политике и индикатором ответственности тех или иных ее «игроков».

Находясь в Европе, непросто составить мало-мальски объективную картину происходившего, однако можно увидеть, как интерпретируются здесь сигналы, поступавшие как с Кавказа, так и из других стран. В том числе и из Центральной Азии. Также можно спрогнозировать, какое влияние эта интерпретация окажет на отношения с этим регионом. В частности, подумать о том, как Европа оценит реакцию Астаны на кавказскую беду в контексте председательства Казахстана в ОБСЕ в 2010 году. Будет ли Запад теперь в большей или в меньшей степени воспринимать Казахстан в качестве регионального лидера?

Но сначала напомним: ни Узбекистан, ни Таджикистан, ни Туркмения с пятницы прошлой недели - дня, когда Грузия атаковала Южную Осетию, по среду нынешней недели - дня, когда ЕС обсуждал план мирного урегулирования Медведева-Саркози, вообще никак не отреагировали на эти трагические события.

Как сообщили автору в среду вечером из Душанбе, МИД Таджикистана никакой позиции не выработал. В Туркмении вообще событий на Кавказе не заметили, о них не было никаких упоминаний в местных СМИ. Похожую позицию избрали и в Узбекистане. Как отметили коллеги, на открытии Олимпиады И. Каримов, ранее не упускавший возможности встретиться с В. Путиным, в Пекине таким шансом не воспользовался. Вероятно, как считают журналисты, специально, дабы не быть обязанным говорить что-либо конкретное относительно российско-грузинского конфликта.

В Киргизии К. Бакиев, по прошествии двух дней войны, позволил себе дать указание МИД страны провести консультации с внешнеполитическими ведомствами государств-участниц СНГ, и отметил, что ситуация в Южной Осетии должна разрешаться политическими методами. И это лидер страны, ныне председательствующей в СНГ!

Иное дело Казахстан. Хотя официального заявления МИД не было, но его заменил Н. Назарбаев, сразу же заявив, что руководство Грузии поступило неверно, не поставив в известность партнеров по СНГ о своих действиях. Назарбаев осудил тот факт, что военная операция была начата Грузией в день открытия Олимпийских игр.

Как сказал автору один из политиков Евросоюза: «Вне зависимости от того, как выглядела реакция Казахстана, можно отметить, что Астана сформировала и выразила мнение, в отличие от других четырех стран. Их молчание в Европе восприняли в большей степени как следствие беспомощности и безынициативности. На этом фоне Казахстан, конечно, поддержал свой статус лидирующей в регионе страны, страны, имеющей голос. Но, с другой стороны, этот голос все равно мало кто заметил в Европе».

Немецкий эксперт по Центральной Азии М. Лаубш считает: «Де-факто мнение Казахстана по таким вопросам в западных СМИ отражается крайне слабо, и в европейских политических кругах не принято учитывать мнение Астаны как регионального лидера. Одна из причин - это имидж Казахстана на Западе, страны, которая вряд ли может как-то влиять на конфликтные ситуации или иметь собственные интересы, которые другим следует учитывать».

Скорее всего, на Западе возрастет настороженность в отношении возможного «московского крена» в ОБСЕ, особенно при переходе председательства к Казахстану. «Казахстан - единственная страна в Центральной Азии, которая на самом первом этапе войны выразила свою позицию устами президента, причем позицию, критическую по отношению к руководству Грузии. Полагаю, что позиции Вашингтона в СНГ событиями в Осетии были ослаблены. Объективно как раз в сфере безопасности ситуация стимулирует больше смотреть в сторону Москвы и видеть в США не самого надежного партнера, который сперва стоял за спиной Тбилиси, но на деле кроме ряда заявлений ничего не сделал. Таким образом, Москва усилит свои позиции и в Азиатском регионе. ОБСЕ будет заниматься этим конфликтом, и цель этой организации - подойти к вопросу «не партийно». В этом отношении к Казахстану в Европе особое внимание как к возможному председателю-2010. Полагаю, это будет обсуждаться на Совете министров стран ЕС, особенно в свете слухов, что решение о председательстве Казахстана в ОБСЕ еще не стопроцентно. Для внешнеполитического статуса РК более чем важно проявиться в качестве страны, готовой активно участвовать в разрешении конфликтов на Кавказе, так как уже годы этот регион известен обилием проблем и при этом очень важен для Европы. Не говоря о том, что Грузия остается потенциальным кандидатом в НАТО. И в аспекте ОБСЕ-2010 помимо Афганистана Кавказ может стать для Астаны важнейшим «козырем», - считает М. Лаубш.

В свою очередь, значение нынешнего кавказского конфликта по сравнению с афганским и для Центральной Азии, и для Европы не стоит преувеличивать, хотя влияние первого на второй наверняка еще будет. Тем не менее, если «дальнее зарубежье» в лице США не станет уж чересчур настойчиво педалировать кавказскую ситуацию через своего ближайшего союзника там, а Россия предъявит последовательную линию, то острота проблемы со временем может сойти на нет и локализоваться вокруг вопроса о статусе Южной Осетии и Абхазии. Афганский узел куда сложнее кавказского, и он-то не ослабнет - к этому пока не создано никаких предпосылок. То есть, по мнению автора, стратегическая линия на афганский кризис в свете ОБСЕ-2010 куда более перспективна, хотя тактически, возможно, Казахстан имеет опцию «заработать» очки в Европе участием в урегулировании на Кавказе. Тем более что рычаги влияния Астаны на Тбилиси и возможности договориться с Москвой очевидны.




Газават

Литер (Казахстан), 16.08.08

Игорь Неволин, Алматы

Итальянская газета La Stampa сообщает, что вдали от ведущих нефтяных  торговых площадок незаметно для европейцев прошла газовая атака, в ходе которой Россия оказалась повержена Казахстаном и Китаем. Издание утверждает, что Астана и Пекин решили бросить вызов Москве строительством двойного трубопровода. По мнению газеты, трубопровод Казахстан–Китай – только первый этап паназиатского проекта, целью которого "является вывод из игры России, ведущего мирового производителя, с ее государственным колоссом "Газпромом". При этом СМИ делает однозначный вывод, что трубопровод сильно не понравится Москве: "Ведь она утрачивает монополию из-за одной из бывших советских республик на самом большом в мире рынке, развивающемся самыми быстрыми темпами". Правда, La Stampa почему-то упускает из виду, что соглашение о строительстве газопровода было принято еще в прошлом году, причем гласно. А сам "Газпром" в ближайшие годы не начнет строительство своего трубопровода "Алтай", которому Казахстан–Китай гипотетически мог бы быть конкурентом.

Вчера стало известно, что подрядчиком ТОО "Азиатский газопровод" по проектированию, материально-техническому снабжению и строительству газопровода Казахстан–Китай стало АО "КазСтройСервис". Напомним, 9 июля в сорока километрах от Алматы состоялась торжественная церемония закладки первого камня и сварки первого шва будущего трубопровода. Информация о начале строительства газопровода не была обойдена вниманием за пределами РК и КНР. В частности, российские эксперты неоднократно высказывали в СМИ свои предположения, что строительство газопровода Казахстан–Китай несколько ослабит позиции "Газпрома" в переговорах с Пекином по поводу строительства аналогичной магистрали "Алтай" из РФ в КНР. У партнеров есть разногласия по поводу будущей цены на газ. А без этого руководство "Газпрома" считает невозможным приступать к строительству трубопровода. Так как не получится просчитать рентабельность проекта. А с вводом в эксплуатацию трубы Казахстан–Китай россияне вообще не смогут быть монополистами на газовом рынке КНР, что даст возможность китайцам сбить цену на топливо. Таков лейтмотив большинства публикаций в российских СМИ. Причем эта тема довольно быстро потеряла в РФ свою злободневность. На Западе же со временем этому факту, наоборот, стали уделять повышенное внимание. Европейские газеты делают основной акцент на том, что Астана повела себя не по-товарищески в отношении Москвы. Не только подставила ножку "Газпрому", но и вообще бросила вызов Кремлю. Например, на прошлой неделе итальянская La Stampa так и назвала один из своих материалов: "Китай и Казахстан бросают вызов Кремлю". В нем сообщается о битве за энергоресурсы, в которой Казахстан и Китай совместно одолели своего партнера по ШОС – Россию. Издание сообщает также, что это только первый этап паназиатского проекта, "целью которого является вывод из игры России, ведущего мирового производителя с ее государственным колоссом "Газпромом". В общем, смысл это й и еще целого ряда публикаций в европейских и американских СМИ для нас кажется нелогичным. Уж слишком очевидно желание авторов всех со всеми перессорить. Тогда как на самом деле если тема строительства газопровода, по которому в перспективе пойдет 40 млрд кубометров туркменского газа, 10 из которых не попадут в Китай, а останутся в Казахстане, и должна волновать европейцев, то не по-гоголевски – как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем. А если еще не поссорился, то непременно поссорится. События последнего времени показывают, что в плане взаимоотношений России, Казахстана и Китая на газовом и других фронтах все нормально. Президент РК Нурсултан Назарбаев, например, только 8 августа встречался с руководством РФ и КНР. Причем в беседе с российским премьер-министром Владимиром Путиным оба политика подчеркивали, что рады тем темпам, которыми развивается сотрудничество двух стран во всех сферах. Это-то, возможно, и не устраивает определенные круги на Западе. Отсюда и сердобольные защитники Москвы, обманутой Астаной и Пекином.

Тем более что будущий газопровод Казахстан–Китай не станет камнем преткновения в обозримом будущем между тремя государствами. В данное время КНР экспортирует порядка 80 млрд кубометров газа в год. Туркменское топливо, которое пойдет по трубопроводу, не покроет даже  оловины этой потребности. Кроме того, на территории КНР в перспективе появятся магистрали, с помощью которых можно будет транспортировать сырье в Индию и Южную Корею. То есть России и всем центральноазиатским государствам-экспортерам хватит рынков сбыта, был бы газ. Здесь также следует учитывать и то, что китайская экономика – самая динамичная в  мире. То есть с каждым годом потребность будет еще выше. Возможно, что как раз это обстоятельство п угает европейцев. Так как начало строительства трубопровода Казахстан–Китай продемонстрировало Старому Свету, что среднеазиатские поставщики довольно легко могут обойтись и без европейских рынков. Речь идет не только о Туркмении с Казахстаном, так как Китай в данное время ведет переговоры и с Узбекистаном. То есть, как ни крути, Европа еще долгое время не сможет диверсифицировать российские газовые поставки. Хотя бы потому, что для нас в КНР короче маршрут и меньше затраты на транспортировку. А Украине, с учетом недавних заявлений ее президента Виктора Ющенко по поводу Черноморского флота, вообще сейчас трудно позавидовать – "Газпром" смог все же договориться с официальным Ашхабадом о покупке всего туркменского газа, экспортируемого в Европу, на российской границе. Причем по европейским ценам. То есть россияне потеряют часть прибыли на транспортировке через свою территорию, но зато смогут диктовать условия всем тем, кто заправляется из трубы.

Возможно, что на фоне таких перспектив еще не одно европейское СМИ постарается найти конфликт между евразийскими поставщиками и потребителями газа даже там, где его нет.




Не дождетесь!

Литер (Казахстан), 16.08.08

Андрей Чеботарев, директор центра актуальных исследований "Альтернатива"

Учитывая то, что Казахстан и Китай являются наиболее важными стратегическими партнерами России, вряд ли следует считать соглашение между "КазМунайГазом" и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией относительно строительства и эксплуатации газопровода Казахстан–Китай явным "вызовом Кремлю". Во всяком случае, сомнительно, что обе страны основной целью данного проекта ставили именно "вывод из игры России", а сам проект – результат своего рода сговора против нее. Прежде всего рассматриваемый газопровод является частью более масштабного проекта строительства газопровода "Центральная Азия" из Туркменистана в Китай. Соответствующее соглашение было подписано в июле 2007 года между КННК и "Туркменгазом". Казахстан в данном случае выступает как транзитный соучастник данного проекта, предоставляющий только свою территорию и соответствующие механизмы для прохода туркменского газа в КНР.

К тому же в мае того же года, то есть раньше указанного выше события, президенты Казахстана, России и Туркменистана подписали совместную декларацию о строительстве Прикаспийского газопровода. Затем данный документ был дополнен подписанным в декабре 2007 года аналогичным соглашением трех стран.

Таким образом, Россия и Китай в партнерстве с Казахстаном начали

осуществлять собственные проекты, связанные с экспортом туркменского газа. Единственным камнем преткновения между ними может стать то, что в период эксплуатации Прикаспийского и "центральноазиатского" газопроводов Ашхабаду в какой-то момент придется разрываться между "Газпромом" и КННК. То есть если вдруг он не сможет выполнить свои обязательства перед Москвой или Пекином по поставкам определенного объема своего газа.

Вместе с тем такая вероятная перспектива носит чисто гипотетический характер. Пока же представляется, что Туркменистан благодаря своим солидным запасам газа в состоянии обеспечить нужным его количеством обоих зарубежных партнеров. В любом случае представляется сомнительным, что какие-либо сбои в работе газопроводов с его стороны внесут серьезные противоречия и разногласия в российско-китайские и российско-казахстанские отношения.

Нельзя сбрасывать со счетов и уже имеющиеся достижения в рамках сотрудничества Астаны, Москвы и Пекина в нефтегазовом секторе. В частности, это касается договоренности в мае 2006 года между президентами РК и РФ о том, что российская нефть, добываемая в Западной Сибири, будет транспортироваться в Китай через Казахстан по строящемуся нефтепроводу Атасу–Алашанькоу. Поэтому не исключено, что на каком-то этапе Россия или Китай смогут принять определенное участие и в соответствующих газопроводных проектах.

Что касается известной публикации в La Stampa, то налицо отражение интересов тех политических и деловых кругов Запада, которые стремятся столкнуть между собой с одной стороны Россию, а с другой – Казахстан и Китай. Хотя очевидно, что проект газопровода "Центральная Азия" составляет серьезную конкуренцию не столько Прикаспийскому газопроводу, сколько лоббируемому США и Евросоюзом проекту строительства Транскаспийского газопровода.

Не исключено, что эти круги опасаются возможных смычек интересов России и Китая. В любом случае львиная доля туркменского газа будет уходить этим странам, что способно сильно ударить по тому же Транскаспийскому газопроводу. В связи с этим можно предположить, что заинтересованные круги рассчитывают посредством подобных публикаций вызвать негативную реакцию Москвы и спровоцировать ее на оказание определенного политико-экономического воздействия на Астану и Ашхабад. Максимальная их цель в данном случае, видимо, если не сорвать полностью, то хотя бы попытаться приостановить на неопределенный срок реализацию "центральноазиатского" проекта и заодно спровоцировать серьезный конфликт между Москвой и Пекином. Однако с учетом изложенного выше вряд ли им этого удастся добиться.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2020 Институт стран СНГ