Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №202(08.09.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Конец многовекторности?

30.08.2008. "Республика — деловое обозрение" (Казахстан)

Мухамеджан Адилов

Таким образом, однополюсный мир с США в эпицентре, образовавшийся после развала СССР и социалистической системы, закончился. И надо признать, что лидер западного мира – Соединенные Штаты Америки сделали все возможное, чтобы это произошло. Достаточно вспомнить неприкрытое военно-политическое, экономическое, информационное давление на Россию; проведение политики «большой дубинки», в том числе применение военной силы без санкции Совета Безопасности ООН в Югославии и Ираке; перекраивание границ в Европе в своих интересах; отказ учитывать национальные интересы России и попытку окружить ее со всех сторон государствами – членами НАТО. И так далее. Теперь все это бумерангом вернулось к США и их союзникам.

Россия определилась

Россия сделала на Кавказе то, что Вашингтон позволяет себе делать по всему миру. И таким образом продемонстрировала миру, что встала с колен не только экономически, но и политически. Дальнейший ход развития событий предсказать нетрудно: невооруженная агрессия Запада заставит Москву усиленно восстанавливать свой военный потенциал и ускорит мировые процессы военно-политической и экономической поляризации.

При всей своей военной, научно-технической и экономической отсталости Россия обладает ракетно-ядерным потенциалом, способным реально сдерживать империалистические замашки США. Это делает ее лидером всех тех, кто сегодня выступает против Запада, западного образа жизни, западной культуры. А с учетом возрастающего влияния на мировую экономику и особенно Западную Европу через поставки энергоресурсов Россия превращается в полноценного «главного противника». Обратите внимание: в последнем конфликте Россия уступила, проиграла Грузии и тем, кто ее вооружал и обучал по натовским стандартам, только по одной компоненте – пиару, и только за рубежом.

Что же касается самой России, то внутри страны наблюдается редкое единство. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на результаты голосования в Совете Федерации и Государственной думе – Дмитрия Медведева и Владимира Путина поддержали все политические силы. А как изменились там настроения в обществе! Судя по опросам общественного мнения, уровень поддержки действий руководства страны россиянами высок как никогда.

Мало кто обратил внимание, что формирование патриотизма в России стало предметом государственной политики. В этом смысле победа над грузинскими агрессорами - лишь очередной этап после бронзовых медалей российской сборной на недавнем чемпионате Европы по футболу, и, видимо, не последний. Жесткая, агрессивная, безапелляционная позиция США и их союзников по отношению к Москве и ее последним действиям будет только усиливать патриотические настроения и тем самым укреплять Россию, а не ослаблять.

Другими словами, Россия определилась. В современных геополитических условиях она может твердо надеяться только на саму себя, поэтому ей надо укреплять и развивать свою экономику, восстанавливать военный потенциал, консолидировать общество и переориентировать его с западных ценностей на собственные, российские, ценности. В этом смысле поддержка внутри страны Дмитрия Медведева и Владимира Путина имеет куда большее геополитические значение, нежели поражение Грузии Михаила Саакашвили и поддерживающих его США и НАТО, поскольку означает – менталитет россиян меняется в нужном властям направлении.

Казахстан перед выбором

В условиях двухполюсного мира многовекторной внешней политике Нурсултана Назарбаева пришел конец. Попытки отмолчаться, демонстрировать уважение обеим сторонам конфликта и отделываться призывами к соблюдению международных договоров ничего не дадут. Казахстан, хочет он того или нет, оказался в сфере влияния России. Хотя бы по причине присутствия на своей территории четырех миллионов русских, часть из которых имеют российское гражданство, межгосударственной границы протяженностью несколько тысяч километров, тесных экономических связей, схожего менталитета, участия в военно-политическом и экономическом союзах, общей системы ПВО. Список этот можно продолжать и расширять до бесконечности.

В этих условиях выбор, стоящий перед Казахстаном, сократился до минимума: сначала нам предстоит решить, мы вместе с Россией или отдельно от нее. Затем понять: если отдельно, то как мы сможем обеспечить свою реальную независимость – самостоятельно, усиливаясь экономически, политически и в военном отношении, или получая поддержку со стороны тех же США, Западной Европы или Китая? Сколько придется «платить» за подобную поддержку и к чему приведет необходимость выбирать между США и Россией не только на государственном уровне, но и на уровне граждан, если, не дай бог, встанет необходимость брать в руки автомат и идти защищать что-то?

Превращение однополюсного мира в двухполюсный в военно-политическом плане и трехполюсный в экономическом отношении (Запад, Китай и Россия) вызовут геополитические потрясения гигантской разрушительной и созидательной силы. Что ждет Казахстан в XXI веке? Если учесть, что у нас: рекордно низкая плотность населения; ориентированная на экспорт, несбалансированная экономика; несложившийся национальный рынок; высокая зависимость от импорта в области потребительских товаров; полиэтническое население, ни одна из национальных составляющих которого не довольна существующим положением; гигантское социальное расслоение, полный разлад между властью и обществом?

Независимость в 1991 году упала нам в руки как перезрелый плод. Поэтому при всех проблемах переходного периода серьезных вызовов мы не получали. Да, были проблемы с границами, разделением финансовых систем, формированием новой рыночной экономики и так далее, но все они решались в рамках расчистки постсоветского пространства, когда близлежащие государства вроде Китая и России не были заинтересованы в серьезном вмешательстве во внутренние дела Казахстана.

Теперь ситуация меняется. Мы оказались в геополитической сфере влияния России, тесно связаны с ней в военно-политическом, экономическом, демографическом, транспортном и прочих отношениях. Это не могут не учитывать не только США, Европа, но и Китай. Это означает, что вызовы нового времени становятся другими – по масштабам, качеству и цене требующих решения вопросов.

Что дальше?

В современном Казахстане международные отношения более остальных сфер относятся к исключительной компетенции президента, даже правящая элита, имеющая свой вес в других областях, отстранена от них. Но на вызовы нынешние Нурсултан Назарбаев не способен ответить самостоятельно. Потому что отвечать надо не только нотами и заявлениями, но и действиями.

Например, не дай бог, если российские военные вторгнутся на территорию Казахстана как это случилось на Кавказе?.. ситуация, конечно, выдуманная и маловероятная, но все же – кто пойдет защищать Родину с автоматом? Только казахскоязычные казахи? Что будут делать русскоязычные неказахи?

Есть ли смысл казахстанскому бизнесу «упираться» внутри страны, если его здесь преследуют чиновники, или, может быть, пора перебираться в другие, более пригодные для предпринимательства зоны? Где должны учиться и набираться менталитета стипендиаты программы «Болашак»? Каким оружием и системами вооружения должна перевооружаться казахстанская армия?

Такого рода вопросы можно задавать до бесконечности, но, судя по выступлению Нурсултана Назарбаева на совещании министров государств – участников СВМДА, кроме обычной риторики президент пока ничего не может предложить казахстанцам. К тому же у него нет механизма или хотя бы отдельных инструментов взаимодействия с гражданами, получения их поддержки, а не пассивного согласия.

Парламент и маслихаты превратились в однопартийные формальные структуры, без какого-либо авторитета и влияния. Ассамблея народов Казахстана так и осталась третьесортным подразделением Администрации президента. Акиматы и прочие госструктуры могут принудить одного, десяток, сотню, тысячу человек, но не способны повести за собой миллионы. Политические партии отстранены от управления государством и выработки политических решений, общество пассивно.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ