Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №203(15.09.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Новые правила игры

 10.09.08, «Ольвия-пресс», Тирасполь

А.Галин

После признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии Запад заметно активизировал свою деятельность на приднестровском направлении. Не сумев обеспечить Грузии территориальную целостность, США и Европа решили взять реванш при разрешении молдо-приднестровского конфликта. Еще бы, Россия дала по носу не только натренированной натовскими военспецами грузинской армии и возведенному цэрэушниками на трон Саакашвили, она дала по носу всей западной экспансии в Восточной Европе. Поэтому Вашингтон и Брюссель усиленно ищут способ отыграться, вернуть утраченные позиции, доказать России, что они тоже имеют право распоряжаться на этой земле.

Западные «мироустроители» не в восторге от осознания, что Россия опередила их и на молдо-приднестровском направлении. Переговоры с президентами ПРМ и РМ прошли без участия в них Запада. Возмущенный до глубины души этим фактом, специальный представитель ЕС в Молдавии Кальман Мижей заявил, что «Евросоюз считает аморальными переговоры по приднестровскому урегулированию в трехстороннем формате – Россия, Молдова и Приднестровье. Проблема может быть решена только в формате "5+2", и отход от этого формата недопустим». Ущербность подобного заявления очевидна. Формат «5+2» носит совещательный характер и окончательных решений по урегулированию конфликта не принимает. Это прерогатива президентов Приднестровья и Молдовы, которые, несмотря на разнополярность взглядов на пути разрешения молдо-приднестровской проблемы и благодаря усилиям Москвы, все же готовы возобновить диалог уже в сентябре-октябре.

Старания перехватить инициативу у России в урегулировании молдо-приднестровского конфликта вылились в венскую встречу в формате «три плюс два» (Россия, Украина, ОБСЕ и в качестве наблюдателей США и ЕС), где в который уж раз принимается решение о необходимости возобновления переговоров с участием конфликтующих сторон. Впрочем, подобные решения принимались и год, и два назад. Ничего принципиально нового консультации в Вене не дали.

В тот же самый день, когда проходила венская встреча, в Тирасполь прибывает делегация Парламентской ассамблеи Совета Европы по Молдове в лице представителей комитета по мониторингу Совета Европы Жозетт Дюрье и Эгидиюса Варейкиса, а также спецпредставителя генерального секретаря СЕ в Молдове Владимира Ристовского.

Разумеется, главный вопрос, который их интересует - это видение приднестровской стороной своего политического будущего в свете признания Российской Федерацией независимости Абхазии и Южной Осетии. По большому счету, можно было и не спрашивать. Позиция приднестровской стороны озвучивалась в последнее время неоднократно, и она предельно четко сформулирована. Ответ МИДа Приднестровья на их вопрос был ясен: «На данном этапе существует весомый дефицит доверия к официальному Кишиневу». Поэтому, как считают приднестровские дипломаты, «заявив о снятии временного моратория на контакты с органами власти Республики Молдова, Приднестровская Молдавская Республика ожидает от молдавской стороны конкретных шагов, направленных на поиск компромисса с неизменным соблюдением демократических принципов равноправия и справедливости».

 Впрочем, судя по заявлениям Владимира Воронина, главы правительства Молдовы, а также парламентариев о каком-либо равноправии и справедливости Молдова речи не ведет. Следует также учитывать, что влияние Запада на официальный Кишинев велико, срыв подписания «меморандума Козака», а также то, что Молдова не осудила действия Грузии в Южной Осетии и Абхазии - тому подтверждение. Понятно, что советы и рекомендации Вашингтона и Брюсселя Кишиневу будут преследовать определенную цель – российское влияние должно быть минимизировано. Поэтому можно сказать, что «дефицит доверия» у Приднестровья есть не только к Кишиневу, но и к Вашингтону и Брюсселю, впрочем, как и к ОБСЕ, которая неоднократно показывала свою ангажированность и предвзятость. События в Южной Осетии последний наглядный тому пример.

В последнее время западные миссионеры зачастили в Приднестровье. По всей видимости, количество подобных «ходоков» будет увеличиваться в геометрической прогрессии, причем, прямо пропорционально усилению роли России на молдо-приднестровском направлении. Москва однозначно заявила о том, что конфликт может разрешиться только тогда, когда найдут взаимоприемлемые решения сами Тирасполь и Кишинев без всякой диктовки извне, как это произошло в 2003 году с известным «меморандумом Козака». Судя по заявлениям западных чиновников, твердая позиция России их отнюдь не радует, а возможно и раздражает. Но, так или иначе, а считаться с мнением России теперь все же придется.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ