Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №204(30.09.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


 А.Фадеев: «Лукашенко ведет торг с Западом»

KM.ru, 25.09.08

Александр Фадеев, зав. отделом Белорусии Института стран СНГ

В предстоящие выходные в Белоруссии пройдут очередные парламентские выборы. В принципе, голосование уже началось. И по уже устоявшейся традиции в нем участвует достаточно большое количество избирателей. На последних президентских выборах этот показатель достигал около 22,5%. А на парламентских и местных выборах он доходил до 20%. Можно прогнозировать, что и на этих выборах примерно пятая часть белорусского электората, возможно, проголосует досрочно. Как известно, досрочное голосование в принципе слабо поддается общественному контролю, в том числе с точки зрения международного мониторинга. Так что на этапе досрочного голосования можно ожидать самых разных результатов, которые, в свою очередь, могут оспариваться проигравшей стороной. ОБСЕ по крайней мере все время указывало на этот недостаток избирательного законодательства Белоруссии. Как известно, закон в этой стране запрещает голосование по открепительным удостоверениям (то есть не по месту жительства). Поэтому те люди, которые по каким-либо причинам не могут прийти на свой избирательный участок в основной день голосования, имеют право проголосовать досрочно. Второй важный момент, который отразится на выборах, - это непосредственно обстановка в стране. В отличие от предшествующих парламентских выборов 2004 года, она может быть охарактеризована как более спокойная и стабильная.

Опасности, что парламентские выборы превратятся в президентские в результате реализации разного рода «оранжевых сценариев», в Белоруссии сейчас нет. Например, в 2004 году предвыборная ситуация была намного напряженнее. Это было связано с тем, что тогда выборы были совмещены с референдумом, на который были вынесены два важнейших вопроса. Оба они касались продления полномочий президента республики Александра Лукашенко. Естественно, что тогда это создавало серьезное напряжение в обществе и острую коллизию политических сил. Сейчас такого напряжения здесь нет. Еще одним из характерных признаков нынешней предвыборной кампании является слабая активность политических партий. Она также меньше, чем на предшествующих выборах. Эти выборы не вызывают особого интереса у политических партий - как среди пропрезидентских, так и оппозиционных. Как следствие, конкурс на получение депутатских мандатов сейчас гораздо меньше, чем в ходе предшествующих выборов. По официальным данным, на одно место в белорусском парламенте сейчас претендует где-то 2,5 кандидата в депутаты палаты представителей Национального собрания Белоруссии (его нижней палаты). А, скажем, на выборах 2000 года конкурс составлял 5,5 человек на место. То есть на протяжении восьми последних лет мы видим снижение интереса белорусской общественности к самому институту парламентского представительства в лице Национального собрания республики Беларусь. На мой взгляд, это свидетельствует об общей стабилизации политической ситуации в стране. С другой стороны, снижение интереса к институтам парламентаризма в Белоруссии связано и с общим снижением роли Национального собрания этой страны в жизни общества. Потому что все наиболее значимые политические решения в Белоруссии принимаются президентской администрацией. То есть речь идет о закономерной электоральной реакции граждан Белоруссии на существующий расклад сил. Понятно, что в Белоруссии есть определенные элементы авторитарного строя и пирамида власти имеет достаточно прочное основание. А на ее вершине находится собственно президент. Естественно, что генерация ключевых законопроектов происходит на самом верху. В такой ситуации Национальное собрание играет второстепенную роль. Кроме того, в Белоруссии есть еще верхняя палата парламента - Совет республики. И этот орган вообще малозаметен. Не случайно его деятельность крайне скудно освещается белорусскими СМИ, просто потому что она мало влияет на жизнь республики.

Одна из главных целей, которую ставит перед собой администрация Александра Лукашенко, состоит в том, чтобы выборы в этой стране были наконец-то признаны на Западе открытыми и демократичными, а сам парламент - соответственно, легитимным. В ходе предстоящих выборов гражданам Белоруссии предстоит переизбрать обе палаты парламента. А задача руководства страны состоит в том, чтобы новый состав Национального собрания был наконец-то признан на Западе. Поскольку предыдущие созывы парламента Белоруссии в рамках СНГ и так всегда признавались. В то время как страны ЕС и США занимали другую позицию по этому вопросу. Начиная с 1996 года Запад так и не признал ни один из составов белорусского парламента. Итоги последних выборов в 2004 году международные наблюдатели от ОБСЕ также отказались признать легитимными. А их результаты были объявлены сфальсифицированными. Основываясь на оценке ОБСЕ, Вашингтон и Брюссель приняли решение отказать белорусскому парламенту в международной легитимности. Вот почему в преддверии выборов Александр Лукашенко предпринял целый ряд шагов как во внутренней, так и во внешней политике, руководствуясь обозначенной целью (добиться признания предстоящих парламентских выборов странами Запада). Так, например, власти освободили всех политзаключенных. В Белоруссии их сейчас нет. Во-вторых, Белоруссия заняла очень пассивную позицию по поводу конфликта на Кавказе. В то время когда Россия проводила пятидневную военную операцию по принуждению Грузии к миру, Минск отмалчивался. Это было замечено и соответствующим образом оценено на Западе. Кроме того, белорусское руководство не спешит признавать новый статус Южной Осетии и Абхазии. Что также было воспринято положительно определенными политическими кругами на Западе. И сейчас Белоруссия начинает пожинать плоды своих последних действий. Так, например, США смягчили ряд санкции в отношении белорусского государственного концерна «Белнефтехим». Более того, Лукашенко был выдан аванс, когда Госдеп США пообещал в скором времени вообще отменить остальные санкции. Подобные обещания были получены Минском и со стороны Евросоюза. Повторюсь, главная цель белорусского руководства - добиться признания выборов и легитимности нового парламента. С этой точки зрения белорусская оппозиция оказалась в ситуации, когда она больше не нужна Западу. А также самому Лукашенко, который больше не заинтересован в ее посреднической миссии. Он решил «договориться напрямую». И ведет соответствующий торг. Конечно, на Западе пока еще не приняли окончательного решения, будут ли они признавать белорусские выборы или нет. И Лукашенко уже дважды фактически предъявил Западу ультиматум по этому поводу. Но, я думаю, уже сейчас можно говорить о том, что хотя бы частично предстоящие выборы все-таки будут признаны. Если Запад признает белорусские выборы «открытыми, демократичными и легитимными», то Белоруссия, в свою очередь, не будет торопиться с признанием Абхазии и Южной Осетии. Вообще, в последнее время Лукашенко делает ставку на улучшение отношений с Западом. И признание белорусских выборов в Вашингтоне и Брюсселе может еще больше закрепить этот вектор внешней политики Минска.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ