Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №204(30.09.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Минск надеется, что Европа признает новый парламент через «не хочу»

БелаПАН, 19.09.08

Александр Класковский

 Итак, лорд Белл (кто не в курсе: британский пиар-гуру, подписавший контракт с нашим правительством) не зря ест свою овсянку.

Интервью западным СМИ пошли дуплетом. 18 сентября белорусский официальный лидер встретился с журналистами "Файнэншл таймс" и "Франкфуртер альгемайне цайтунг". Оба издания — английское и немецкое — из числа тиражных и респектабельных.

Пока о содержании беседы мы можем судить лишь по фрагментарным сообщениям агентств. Тексты таких ответственных материалов обычно публикуются лишь через несколько дней.

Однако показательно, на чем акцентируют внимание близкие к властям информационные источники.

БЕЛТА выносит в заголовок заявление главы государства о том, что Беларусь всегда стремилась налаживать хорошие отношения с Европой. Вторая мысль: "экономика толкает Белоруссию к тому, чтобы проводить открытую многовекторную политику". И наконец, как сообщил Интерфакс-Запад, Александр Лукашенко заявил о заинтересованности в том, чтобы Запад признал парламентские выборы 28 сентября соответствующими международным стандартам.

Пиар есть пиар. Аналитики давно подметили, что у белорусского руководства как минимум два экспортных пиаровских набора. Один — для России, второй — для Запада. Не далее как 9 сентября на пресс-конференции для российских журналистов из тех же уст прозвучала сентенция, что, "сколько бы мы ни целовали в соответствующие места Запад", они, западники, "нас никогда не поймут".

Однако вот приходится апеллировать, чтобы поняли. "…Мы хотим, чтобы вы нас приняли, восприняли и признали наши выборы", — открытым текстом заявил Лукашенко.

И, как ни парадоксально, этот вопрос обострила именно Россия, в любви к которой регулярно клянется белорусское руководство. Вот в Кремле как раз таки хорошо поняли, что под маркой "братской интеграции" партнер лишь регулярно выбивает экономические преференции. И сделали свои выводы.

"Союзное строительство" превратилось в клинч. Москва взяла курс на прагматизацию двусторонних экономических отношений. Газ на 2009 год может стоить, согласно анонсу "Газпрома" и посла Сурикова, не менее 200 долларов. А если и дадут дешевле, то не за красивые глазки. Тут уж подавай единую систему ПВО (с командным пунктом в России, естественно), признание Абхазии с Южной Осетией, участие в асимметричном ответе на размещение элементов американской ПРО в Чехии и Польше. Наконец, требуют открыть ворота "единому рублю" и российскому капиталу, для которого скупить лучшие активы небольшой страны — как раз плюнуть.

Понятно, что, овладев тут экономическими высотами, Москва быстро отодвинет местную номенклатуру и от политического кормила. Так что — при всем разительном различии с оппозиционерами-незалежниками — у нее, правящей верхушки — нет другого выбора, кроме как стоять против Кремля до последнего. И вот здесь может выручить надежный европейский тыл вместо нынешнего железного занавеса, к которому Россия легко припирает.

Вот какие шекспировские страсти таятся в оболочке дипломатичной фразы о том, что "экономика толкает Белоруссию…" и далее по тексту.

Вместе с тем Минск явно скуп на уступки. В беседе с журналистами "Файнэншл таймс" и "Франкфуртер альгемайне цайтунг" белорусский официальный руководитель дал понять, что не ожидает увидеть в новом парламенте много политических оппонентов. Вот она, фраза с подтекстом: "Пусть этот «парламент» будет, к сожалению, не нравиться Европе. Но это будет народный «парламент», избранный народом".

Ну, действительно, что поделаешь, если народ больше двух-трех оппозиционеров в «палате» видеть не захотел? Именно так может выглядеть послевыборное резюме белорусской власти.

В общем, расчет Минска — на то, что дилемму между политическим прагматизмом и приверженностью своим либеральным ценностям Запад на нынешнем этапе решит в пользу прагматизма. По крайней мере, ряд европейских политиков уже готовят под это почву, мотивируя "новый подход" желанием во что бы то ни стало вытянуть Беларусь из-под кремлевского колпака.




Когда официальный Минск закрывает глаза, Запад жмурится

 www.naviny.by, 22.09.08

 Александр Зайцев

Дальнейший прогресс в отношениях Белоруссии и Запада сегодня зависит от того, признает ли Запад парламентские выборы. Положительного ответа ждут в Минске, его готовятся дать в Брюсселе и Вашингтоне. Но договорная основа вероятного выхода диалога Белоруссии и Запада из замороженного состояния очень уж хлипкая, а единственным гарантом выступает исключительно президент. Уровень же доверия к Лукашенко со стороны западных партнеров позволяет предположить, что Запад затеял с белорусской властью весьма рискованную игру.

Изменение подходов в давлении на белорусский режим очевидно. Не добившись большого эффекта различными санкциями, Запад поменял кнут на пряник, поощрив официальный Минск за шаги на встречу и выдав своего рода аванс в виде горячего желания признать парламентские выборы, что может открыть дорогу к прямым переговорам со всеми вытекающими отсюда позитивными для Белоруссии последствиями.

Многочисленные заявления с обеих сторон, фиксирующие процесс потепления отношений — лишь видимая часть большого и сложного переговорного процесса. Очевидно, что самые значимые моменты гласности не предаются, хотя в общих чертах и доходят до рядовых игроков. Та же оппозиция недвусмысленно жалуется на давление со стороны европейских и американских структур, убеждающих представителей демсил не сниматься с выборов.

Оппозиция же, получившая фактический отказ на посредничество в диалоге с Западом, оказалась один на один с собственной беспомощностью и осознанием того, что западные партнеры попросту используют ее. Отсюда, по-видимому, и затеянные в последние дни шарахания, приведшие к тому, что вопрос участия в выборах решено отдать на откуп кандидатам: хочешь — иди на выборы, хочешь – снимайся. Такая половинчатость решения демсил только на руку и белорусским властям, и тем силам на Западе, которые готовы, прикрыв глаза на явные несоответствия демократическим стандартам, признать выборы.

И если такие позиции действительно сильны, то всем остальным придется сильно зажмуриться, приняв на веру громкие, но легко опровергаемые заявления Лукашенко о беспрецедентно демократическом и либеральном характере парламентских выборов. Западу также следует учитывать, что флюгер белорусской внешней политике как повернулся в направлении Брюсселя, также же легко может развернуться и в обратную сторону, о чем Лукашенко чуть ли не открытым текстом западников и предупредил — дважды за последние несколько дней.

Сначала президент Белоруссии, отвечая на вопросы журналистов на «Дожинках» в Орше, заявил, что, если Запад не признает выборы, то белорусские власти прекратят с ним все разговоры. Мол, эти выборы и без того проводятся по правилам Запада, для чего белорусская сторона пошла на многочисленные нарушения собственного избирательного законодательства.

В схожем ключе Лукашенко высказался и 22 сентября на совещании по вопросам проведения выборов. «Не буду скрывать: мы заинтересованы в том, чтобы наш новый парламент был признан на международной арене, – отметил президент. – Но это не самоцель. Более важно, чтобы он был подлинно народным, пользовался авторитетом, прежде всего у наших граждан».

Тезис о том, что мы, мол, «проводим выборы в соответствии с вашими требованиями, но, в первую очередь, для себя», не нов. А вот прямая угроза в адрес Запада прозвучала, пожалуй, впервые.

Предупреждение выписано и оппозиции, в последнее время активно призывающей избирателей вечером 28 сентября выйти на уличные акции протеста. Белорусский режим уже продемонстрировал, что ему даже в период предвыборной кампании, то есть в зоне прямой видимость международных наблюдателей, не хватает выдержки, что вылилось в разгон спецназом мирной акции 16 сентября. Разговор с помощью резиновых дубинок власти обещают и тем, кто попытается «дестабилизировать» обстановку.

«Хочу заранее предупредить: расшатать обстановку в Белоруссии  не будет позволено никому, невзирая на международную реакцию», — сказал Лукашенко на совещании, отметив, что «еще выборы не начались, а оппозиция уже угрожает бойкотом и палатки собирает для организации «второго Майдана» в то время, когда только закроются участки голосования».

Кстати, перспективы попадания парочки-другой представителей оппозиции в парламент, что вроде в качестве уступки Западу казалось делом решенным, покрылись густым туманом: «Крикуны в парламенте не нужны».

«Поверьте – народ определился и знает, за кого голосовать. Белорусы никогда не покупались на пустые слова и обещания, они могут отличить политического авантюриста от достойного человека. Наши люди голосуют за кандидатов «от жизни», за тех, кто проявил себя профессионалом на своем рабочем месте, кто знает чаяния и проблемы простого народа, способен их решать», – сказал сегодня на совещании Лукашенко.

Пару дней назад в Орше президент Белоруссии также поставил под сомнение вероятность попадания оппозиции в парламент: «Не надо думать, что оппозиция тут рванет сильно. Может быть, и хорошо было бы, если бы кто-то из них победил. Но это решит народ».

В общем, выманив Запад на поле политического торга, Лукашенко получил возможность ставить условия и даже ультиматумы, в формулировках которых слово «оппозиция», наверняка, не присутствует вовсе. Ставки там куда крупнее.




Главное – не сбиться с курса

www.imperiya.by, 25.09.08

Интервью с Леонидом Синицыным, бывшим главой администрации президента Республики Беларусь

- Леонид Георгиевич, кампания по выборам в парламент республики подходит к концу. Как Вы оцениваете ее ход? Как вы думаете, состоится ли признание парламента со стороны США и ЕС€

- Ход выборов не имеет никакого отношения к тому, демократично они проходят или нет. Выборы вышли из сферы общегражданского взаимодействия и перешли в сферу межвластных договоренностей. С одной стороны, власти Белоруссии, с другой – власти США и ЕС. А договор - это совсем другое дело. Предлогом этому договору послужило обоюдное признание сторон бесперспективности режима противостояния. И это лишний раз подтвердило международную практику – политические санкции «в длинную» не работают. И та, и другая сторона нуждаются в признании выборов и переводу отношений в легитимный режим. Поэтому признание парламента состоится, и это будет правильно. Естественно если будут соблюдены интересы друг друга без «потери лица».

- Слишком прагматично, ничего личного, но все-таки, если договор - то каковы интересы сторон? Где место оппозиции?

- С оппозицией вообще все ясно. С несправляющимися на Западе поступали всегда одинаково – в рядовые и на восточный фронт. А если еще и о бойкоте паче чего замыслят – тогда расстрел на месте. Т.е. политическая смерть. Стратегическим ресурсом нынешнего процесса является нормализация отношений с Западом, а не то, сколько будет в парламенте представителей оппозиции.

Что касается подлинного интереса, то большинство людей чувствуют его очень остро и очень болезненно. Большинство людей прекрасно понимают, что с соседями нужно договариваться, нужно дружить: «мо чаго не так и с дэмакратией, алеж давайце не сварыцца, шукайте, каб было лепш». Этот социальный заказ бесспорен. Люди гораздо быстрее сбрасывают розовые очки, нежели «их лучшие представители», и о нарастающих предстоящих угрозах в мире они прекрасно понимают.

Белорусское руководство прекрасно понимает проблемы с быстро нарастающей кредиторской задолженностью, возросшей за кратчайшей срок до 14 млрд. долларов, стремительно нарастающее отрицательное сальдо достигло более 1.2 млрд. долларов, проблемы с ценой газа в 2009 году. и т.д. и т.д. Поэтому нужно искать новые источники вливаний в республику. Предположительно с Запада.

Признание парламента для Запада – это, безусловно, попытка начала достаточно длительной игры по перетягиванию Белоруссии от России на Запад.

Пересечение этих интересов при благоприятном истечении может родить нечто большее, чем просто договор. Это новая ценность. Которая признается как ценность всеми, терять которую будет никому не выгодно. Этой ценностью будет признанный парламент. А когда есть что терять – компромиссы приходят мгновенно. Значит, процесс пойдет. Именно поэтому признание парламента выгодно всем. Только выгоду эту в розовых очках не увидишь.

- Не идет ли такая политика белорусского руководства вразрез с достигнутыми договоренностями с российским руководством? Может быть, после признания парламента, Беларусь захочет в ЕС, а не в Союзное государство с Россией?

- Я думаю, что нет. Более того, судя по всему, российское руководство с пониманием относится к стремлению белорусского президента нормализовать отношения с Западом хотя бы до такого уровня, на котором они находятся с ним у самой России. Думаю, им понятны и издержки этого процесса. А сотрудничество с нелегитимными органами всегда проблематично.

Такой беспрецедентной поддержки, как от России Белоруссия никогда ни от кого не получала и не получит. Надежнее и выгоднее союзника у нее нет и не будет. А ЕС просто не потянет Белоруссию. Уже очевидно, что ЕС не тянет даже Прибалтику, а Белоруссия это гораздо больше. Вообще это отдельная тема и о ней двумя словами не скажешь.

- Как Вы оцениваете последние внешнеполитические действия белорусской власти. В последнее время много разговоров о том, что, мол, задержались с одобрением действий России в Южной Осетии, до сих пор не признали новые кавказские республики. Что Вы думаете по этому поводу?

Конечно, как союзник Белоруссия должна поддержать Россию в вопросе признания Южной Осетии и Абхазии. И все это понимают, как в России, так и на Западе. Но по времени это совпало с реализацией плана по нормализации отношения с Западом. Поэтому сейчас это не ко времени. Признание новым легитимным парламентом будет более эффективно. Если же это не будет сделано, то будет называться по-другому…

- Почему Вы не участвуете в этих выборах?

- Для меня сочетать бизнес и политику – это слишком много, а как для бывшего депутата белорусского парламента, первого главы президентской администрации и вице-премьера – слишком мало. Сейчас мне это не интересно. Наверное, прагматизм перехлестывает.

- Вы имеете богатый опыт работы, в том числе, в крупных финансовых структурах, серьезные связи в мировой деловой элите. Неужели Вы не хотите поработать на благо белорусского государства?

- На благо - всегда. Я вижу очень много перспективных направлений по улучшению экономического климата в республике и обладаю необходимым опытом и связями для рения вопросов такого уровня. Но Вы прекрасно понимаете, что вопрос поработать на благо республики зависит не от меня.

- Если президент Вас пригласит снова во власть, Вы не боитесь конкуренции со стороны других членов его команды, которые уже длительное время находятся с ним рядом? Ваш приход, если он состоится, многие воспримут в штыки, особенно с учетом Вашей пророссийской ориентации.

- Здесь я, пожалуй, с Вами не соглашусь. Чувство свободы и национальной гордости белорусы обрели в процессе освобождения от панской Польши. Государством членом ООН, хотя и в составе СССР, мы стали благодаря России. Независимость и суверенитет мы обрели благодаря России в конце прошлого столетия. Огромную экономическую поддержку Россия нам оказывает на протяжении последних 17 лет. Так что Вы хотите - на Запад и все сначала? Кстати, и уничтожили треть белорусов люди, пришедшие на нашу землю не с Востока, а с Запада.

Поэтому моя политическая ориентация не пророссийская, а пробелорусская и патриотическая. Я глубоко убежден в том, что будущее белорусского народа в союзе с братскими народами России. Поэтому, может быть, даже будет полезно в качестве противовеса, если рядом с президентом появится человек с другими внешнеполитическими убеждениями, чем у некоторых членов его команды. Это с одной стороны.

С другой, если мы работаем в команде, то разногласия могут быть только до момента принятия решения. Как только решение принято – все личные симпатии и антипатии должны уступить место работе и достижению результата. К тому же я вижу приложение своих усилий в экономической, а не политической сфере, которая является прерогативой исключительно главы белорусского государства.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ