Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №205(07.10.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Лукашенко: шаг в сторону Европы

www.posicia.by, 30.09.08 

Юрий Шевцов

Выборы в белорусский парламент, несмотря на всю незначительность этого института в системе власти Беларуси, все равно стали важным событием.

Основным вопросом в ходе выборов было признает ли их Запад или нет. То есть станут ли выборы точкой полномасштабного примирения Запада и Беларуси или нет. Выборы прошли, реакция главного органа Запада по наблюдению за ними – ОБСЕ – уже есть. Можно подвести некоторый итог. ОБСЕ не признала выборы полностью соответствующими правилам ОБСЕ, но призвала ЕС все-таки сделать шаги по сближению с Беларусью в силу того, что «прогресс» имеется и вообще «надо прекращать холодную войну».

То есть сближение Беларуси и Запада, прежде всего Беларуси и ЕС, скорее всего, продолжится. Просто примирение не будет слишком быстрым в его публичной плоскости. Зависимость западной политики от общественного мнения, формируемого СМИ и разного рода негосударственными организациями сродни зависимости решений руководства СССР от заключений идеологических отделов КПСС. Необходимо время, чтобы вписать белорусские реалии в систему догматов, на которых держится западное общество и европейские ценности.

Видимо. Стоит ожидать, что вопрос о следующих шагах по примирению с Беларусью в Европе будет отдан на усмотрение самих стран ЕС. И, видимо, страны-соседи Беларуси по Восточной Европе постараются этой ситуацией воспользоваться и вывести отношения с Беларусью на более высокий уровень. Прежде всего в экономической плоскости.

Одним из основных показателей примирения также станет белорусский инвестиционный форум в Великобритании, намеченный на ноябрь. В качестве главы белорусской делегации там уже заявлен премьер-министр С.Сидорский. Если его впустят в Лондон, это тоже придаст ясности отношениям.

Но вряд ли возможен сейчас диалог между Беларусью и странами ЕС по политическим вопросам. Конечно, у А.Лукашенко лежит приглашение В.Ющенко на форум по голодомору в ноябре, но на этот форум, видимо, сам А.Лукашенко вряд ли поедет. А по другим темам диалога пока не заметно.

Такое положение, если оно действительно установится: рост экономического взаимодействия при небольшом политическом сближении – полностью удовлетворит реальные потребности Беларуси в отношениях с Западом. Большее сближение все равно на деле не просто невозможно, а и опасно для РБ.

Основным препятствием для примирения Беларуси и Запада является белорусская «непримиримая оппозиция». Эта своеобразная политическая корпорация глубоко вошла в систему контактов на западе и в западные СМИ. Она претендует на роль третей силы в диалоге РБ-Запад. Но опорой ее в этой претензии выступают не внутренние позиции, а – именно интеграция в западные структуры. В этом смысле белорусская оппозиция – это с одной стороны пятое колесо в телеге, с другой – пятая колонна, с третьей – еще один западный субъект политики со своими собственными интересами относительно РБ.

Следующие шаги по сближению Беларуси и Запада требуют убрать этого симулякра из большой политики. Судя по результатам выборов, оппозиция получила свои 10-20% голосов, но в силу того, что выборы в РБ только мажоритарные, партийных списков нет, оппозиция не получила ни одного депутата в парламенте. Даже в польских районах оппозиция не имеет заметного влияния, своей западной Украины у белорусской оппозиции в РБ – нет. На массовую акцию протеста, от которой зависело политическое выживание опп-корпорации, пришло менее 500 человек, чей запал выветрился в течение трех часов. Эту акцию власть даже не разгоняла. Протестного потенциала у оппозиции тоже не оказалось. Теперь только от Запада зависит следующий уровень сближения с Режимом. Если Запад пойдет на этот следующий шаг, мы это увидим резкое понижение уровня контактов между белорусской оппозицией и Западом. Скорее всего чего-то в этом духе и стоит ожидать.

Но выведение белорусской оппозиции из большой политики – это вопрос гораздо более сложный, чем просто проблема нормализации отношений с Режимом. Сама политическая система ЕС, прежде всего ЕС, породила этот странный феномен виртуальной политической структуры, способной влиять на стратегически важные для Европы вопросы. Убрать белорусскую оппозицию из большой политики возможно только в контексте выстраивания эффективной политической системы ЕС вообще. Такого рода симулякры в Европе присутствуют и по другим вопросам. Во многом именно таким симулякром стало в свое время албанское меньшинство в Косово и вообще проблема Косово. Таким же симулякром является демонизация России и еще множество тем. Следующий виток европейской интеграции, после выборов в Европарламент по идее должен стать временем наведения порядка в европейской политической системе.

Такие симулякры – это форма коррупции, элементы ослабляющие европейскую политическую систему. И Беларусь обязательно будет сближаться с Европой через механизм наведения порядка в самой Европе. В этом – своего рода хитрость нынешней фазы примирения РБ и ЕС. Убрать белорусскую оппозицию из большой политики значит усилить Европу в ее реальных ценностях и интересах. А эти интересы обязательно включают в себя нормальные отношения с Беларусью и Россией. Те, кто провоцируют конфликт с Россией – работают на ослабление Европы. Эту логику важно понять. Она будет влиять на дальнейшие шаги в белорусско-европейских отношениях. Смысл этих отношений не просто сблизиться с Европой, а сблизиться так, чтобы и сама Европа изменилась сообразно интересам Беларуси, союзником которой была и есть Россия. Никакого перехода «Лукашенко» из одного лагеря в другой, от союза с Россией к союзу с ЕС и НАТО не предполагается.

Внутри страны оппозиции надо просто заняться выстраиванием своих низовых структур и поиском места в существующей системе власти, начиная с регионов, уйдя от идеологических конфронтационных тем. То есть уйдя из большой политики даже на уровне РБ. Те, кто на это в среде оппозиции пойдут. Имеют шансы на политическое выживание.

В общем, западный вектор политики РБ определился: примирение со скандалами и взаимными обвинениями продолжается. Беларусь вступила еще по одному направлению в сложную внутриевропейскую игру. Маргинализация белорусской оппозиции в самой Европе является одним из новых, ранее не использовавшихся всерьез Беларусью рычагов для этой внутриевропейской игры.

Как происшедшие выборы отразятся на отношениях Беларуси и России, на российских интересах вообще?

По большому счету – никак. Но важны детали.

Договор о Союзном Государстве ревизии ни Беларусью ни Россией не подвергается, союз сохранится. 6.10 в Минск должен прибыть В.Путин. Ему подготовлены 15 программ для «подписи», в основном текущие экономические вопросы. В ходе этого визита станет ясно, о каких деталях во взаимных отношениях идет речь. Пока ясности нет. Но теперь Беларусь имеет более устойчивую позицию во взаимоотношениях с РФ по экономическим вопросам.

Участие западных корпораций в приватизационных проектах теперь не так жестко как раньше сдерживается консолидированной позицией европейских стран относительно белорусской оппозиции и осуждения Режима. Если утрировать, то обычная информационная компания о формах коррупционных связей, например, литовских спецслужб, как утверждал В.Ландсбергис с белорусской оппозицией (литовские офицеры якобы просто украли полмиллиарда баксов, выделенных через США на свержение Режима посредством бел. оппозиции) наверняка откроет капиталу данной страны возможности войти со своим инвестпроектами в РБ.

Скорее всего, теперь Беларусь больше готова к политическому сближению с Россией. Ведь время видимо играет в пользу РБ на западном направлении и позиции Лукашенко в переговорах с Россией скорее всего теперь будут постоянно усиливаться за счет западного фактора. Опасений оказаться один на один с российской политической машиной теперь у него будет меньше. А национальные интересы Беларуси все-таки связаны прежде всего с Россией, а не с Западом. Запад сейчас стал заменять «последнему Диктатору Европы» ту опору в отношениях с Кремлем, которую много лет выполняли протестные настроения, левые партии и частично националисты в России. Но это потенциал как ранее так и теперь нужен для успешных интеграционных проектов с Россией, а не наоборот. Эту логику также очень важно понять.

Очень вероятно, что А.Лукашенко пойдет на подписание договора о создании Единой системы ПВО РБ и РФ, который он обещал в августе подписать текущей осенью. Переоценить значение этого договора, если он будет подписан, для России сложно. Дело в том, что сейчас РФ на Западе имеет против всего блока НАТО по сути только так называемую Объединенную воинскую группировку РБ и РФ, а также свой Балтфлот и Стратегические ядерные силы. Если пренебречь СЯО, этого очень мало. Тем более на фоне усиления конфронтации с самим НАТО, а также Украиной и сложной ситуации на Кавказе. Лоббисты интересов США в России отлично понимают, какие огромные затраты лягут на плечи РФ, если разорвать военный союз с Беларусью. Придется создавать в чистом поле крупную воинскую группировку на суше против Беларуси и Украины одновременно. Не говоря уже о системе ПВО и защите Калининградской области собственными силами. В то же время одна лишь Вторая чеченская война потребовала мобилизации чуть ли ни всех боеспособных сухопутных сил РФ. А ведь на Кавказе надо сохранять крупную группировку в любом случае.

Самым простым и дешевым решением, способным резко усилить российские военные позиции в Европе относительно НАТО является создание Единой системы ПВО с Беларусью. Нынешнее взаимодействие РБ и РФ оставляет принятие решения о применении оружия в руках командования ПВО РБ, Если же центр принятия решения уйдет в Москву, тогда с одной стороны защищенность РБ от НАТО вырастет в разы. Беларусь станет практически неуязвимой: время принятия решений сократится, будет задействован для защиты РБ и ядерный потенциал сил ПВО и т.д. С другой стороны, это означает отказ Беларуси от военного суверенитета де-факто. И военное планирование придется перестроить. На фоне пошагового примирения Беларуси Запада такой отказ оправдан и возможен, ибо будет сопровождаться одновременной реальной системой сдержек напряженности в Европе вокруг Беларуси во всяком случае. Плюсы РФ от Единой системы ПВО также очевидны: дешевый, почти бесплатный ответ на ПРО США в ВЕ, на интеграцию в НАТО Украины и чтобы то ни было в Прибалтике. Ну и усиление собственного веса России на уровне отношений с США и НАТО. Такая система позволит и далее рассчитывать на белорусские сухопутные силы и не тратить средства на создание крупного кулака в районе Смоленска-Брянска.

Теперь Кремль может перестать опасаться Лукашенко на своем внутреннем политическом поле. Если точкой опоры Лукашенко как политика становится постепенно Европа, он как игрок внутри РФ вряд ли сможет развернуться в лидера ястребов. А в лидера «западников» ему не превратиться «никогда» уже в силу набранной инерции восприятия его в России. Теперь можно ставить всерьез вопрос о признании Беларусью Южной Осетии и Абхазии и о включении их в Союзное Государство. Это было бы неплохим ответом, кстати, на неоднозначное заявление ОБСЕ по белорусским выборам. Общему тренду улучшения отношений РБ и ЕС такое признание лишним скандалом бы всерьез не помешало, а вот какие-то проблемы России разрешить бы помогло.

Прошедшие выборы в Беларуси и новый шаг по примирению РБ с Западом никакой угрозы интересам России не несет. Но создает некоторые новые факторы, которые надо учитывать в дипломатических схемах. Главный из них: сближение Запада, прежде всего ЕС, и Беларуси является долгосрочной тенденцией. Российскую политику относительно Беларуси надо вырабатывать исходя теперь в первую очередь из этой тенденции. Союз Беларуси и России должен приобрести несколько новых – направленных на Европу – функций.




Зазеркалье. Авторитеты

www.naviny.by, 3.10.08 

Роман Яковлевский

Это было недавно, это было давно. Когда-то народные депутаты не сходили с телеэкранов и их, как говорится, знала каждая собака. Какие публичные дискуссии разгорались в Овальном зале! Затем, как известно, депутатский корпус упорядочили и разместили в разных палатах.

В одной из таких палат, по словам главы Центризбиркома, заседают «столпы общества». Одним словом, авторитеты. Среди них бывшие комбосс советских времен, окружной военный комиссар, другие старые знакомые. А также, страшно даже подумать, один из бывших руководителей закрытого властями Белорусского фонда Сороса! Но самой авторитетной считается группа, которая попадает в верхнюю палату по президентской квоте. То есть, своего рода суперавторитеты. В отличие от других заседателей, их имена остаются неизвестными вплоть до открытия первой сессии в новом составе. Отбор членов должен завершиться 10 октября.

Предполагается, что состав Совета Республики сейчас обновится примерно на треть. В числе кандидатов — нынешние спикеры обеих палат. Это вовсе не означает, что они ими и останутся. Фактически, предрешен переход из руководства президентской администрации в палату физика-идеолога Анатолия Рубинова. Среди кандидатов также фигурируют бывшие министр Антонина Морова и «талисман» номенклатуры посол Нина Мазай. Но венцом женской части сената остается председатель правления «Беларусбанка» Надежда Ермакова.

До обновления палаты нынешний ее состав должен будет провести свою дембельскую сессию, после которой в зале заседаний, скорее всего, кого-то из знакомых мы больше не увидим. Например, нынешних авторитетных генералов. Может быть, вместо них появятся другие.

Интересно, что, по заведенным правилам, весенняя сессия палаты авторитетов должна открываться в день единения народов Беларуси и России, а осенняя — чуть ли не в день немецкого единства. Словно в подтверждении недавно сказанных на самом высоком уровне слов, что белорусы и россияне так же близки, как немцы западные с немцами восточными.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, палата авторитетов, ее еще называют сенатом, одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей законопроекты. Как палате территориального представительства, ей предоставлено право отменять решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству, принимать решение о роспуске местного Совета депутатов «в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом». Чтобы самоуправление не превращалось в местничество.

По поводу целесообразности отдельной палаты территориального представительства в парламенте унитарного государства, коим является Республика Беларусь, многие эксперты высказывались критически. При этом нередко ссылались на исторический опыт парламентаризма белорусского народа. Но, как ненавязчиво таким и иным критикам поясняли архитекторы нынешнего белорусского парламентаризма, такой орган с группой суперавторитетов призван быть «предохранителем», на всякий случай, от возможных неожиданностей, которые может преподнести нижняя палата. А то ведь вдруг объявились там как-то свои «республиканцы»-баламуты во главе с генералом, заставившие «наверху» изрядно поволноваться. Да и внезапное увольнение спикера нижней палаты породило разные слухи. В том числе и про, якобы, его непомерные властные амбиции.

А вот размеренную предсказуемую жизнь верхней палаты до сих пор никто не нарушал. Как в палате лордов парламента страны, находящейся не в центре, а на окраине Европы. На благостное состояние сенаторов никак не влияли ни арест одного из их коллег, ни внезапное смещение их собственного спикера. Тем не менее, в этот раз определенное внимание активных граждан возбудил поступок протоирея Федора Повного. Вопреки желанию столичной «общественности» он вынужден был отказаться от предложенного кресла сенатора, сославшись на авторитетное мнение своего Патриарха Московского, который не приветствовал появление священнослужителя в палате белорусского парламента. Таким образом, впервые в истории этой палаты, вопреки задуманным планам, место стало вакантным и неизвестно, кого теперь введут в сенат. Говорят, написано немало заявлений претендентов, которые очень хотят стать палаточными авторитетами. Как известно, сенаторы, в отличие от депутатов палаты представителей, зарплаты в своей палате не получают и от основной работы не освобождаются. А ведь продолжительность весенней сессии у них не может быть более 90, а осенней — более 80 дней. Любопытно, каким же надо обладать авторитетом на своей основной работе, чтобы за тебя там так долго могли работать? Согласно спискам лиц, которых областные Советы депутатов предложили в сенаторы, подавляющее большинство претендентов — это руководители предприятий и госчиновники.

Помнится, во времена вольницы Верховного совета одним из ярких ораторов там был отец Виталий, яростно клеймивший коммуно-номенклатурное большинство в Овальном зале и призывавший их покаяться. Он ратовал тогда и за совершение ритуала изгнания бесов из здания ЦК КПБ, дабы те не вернулись. Эта инициатива так и не нашла поддержки ни у сидевших в Овальном зале, ни в массах. Позже, по настоянию митрополита Филарета, святой отец обличительный пыл свой усмирил и сошел с политической сцены. А многие из того не покаявшегося большинства сумели остаться «столпами общества» и найти приют в парламентских палатах.




Подведена черта под «холодной войной» Белоруссии и Запада

www.imperiya.by, 4.10.08

Юрий Баранчик

Главный итог прошедших 28 сентября парламентских выборов в Белоруссии можно охарактеризовать кратко: несмотря на отказ ОБСЕ признать выборы в парламент, многолетняя «холодная война» между Западом и Белоруссией окончена.

В центре геополитических качелей

Основными характеристиками «холодной войны между» СССР и США были два фактора: ядерное сдерживание как военно-стратегический фактор и «железный занавес» как фактор идеологический.

Применительно к отношениям Белоруссии и Запада (преимущественно белорусско-американским отношениям) с учетом принципиально иного масштаба этого противостояния функцию «ядерного сдерживания» в отношениях между двумя странами играла и играет Россия. В области идеологии жесткий конфликт между Беларусью и Западом был обусловлен отказом белорусского руководства следовать в русле американской геополитики. Соответственно, после многократных и неудачных попыток вестернизировать Белоруссию, Запад выстроил для руководства страны новый «железный занавес» (свертывание официальных контактов, запрет для ряда белорусских чиновников во главе с президентом на въезд в страны ЕС и США).

Об остроте публичного противостояния между Белоруссией и Западом за последние четырнадцать лет говорят такие факты, как объявление американцами Белоруссии страной-«изгоем», неоднократная высылка из Белоруссии американских дипломатов, наконец, дипломатический скандал зимы - весны 2008 года, когда Минск отозвал из США своего посла и потребовал отзыва американского посла из Белоруссии.

Вообще Запад не признает ни белорусского президента, ни парламент страны с 1996 года. Однако в отличие от прошлых лет, за нынешним непризнанием не стоит ужесточение политики Запада в отношении Белоруссии и ее руководства. Наоборот, стороны говорят о намерении осуществлять курс на сближение позиций, демонстрируя готовность закончить «холодную войну» и начать выстраивать отношения, так сказать, с чистого листа.

Чем можно объяснить такое изменение западной стратегии по отношению к Белоруссии? Объяснение простое: Запад перестал декларировать идеологические цели (демократия, права человека и т.п.) и поставил во главу угла геополитику – игру на отрыв Белоруссии от России. А так как перспектив прихода к власти нынешней слабой и беззубой белорусской оппозиции в обозримом будущем не предвидится, ставка сделана на налаживание отношений с белорусским руководством.

Готовность Минска к сближению с Западом также понятна: она проистекает, главным образом, из боязни потери управляемости страной в случае построения Союзного государства с Россией. А. Лукашенко достаточно долго затягивал союзное строительство, но после того, как в ответ Москва стала сокращать дотации Белоруссии (в виде цены на нефть и газ), страна столкнулась с серьезным ухудшением социально-экономических показателей и снижением уровня жизни людей. Это поставило перед белорусским руководством серьезный вопрос: как в новых условиях сохранить политическую самостоятельность и темпы экономического роста с учетом того, что цены на энергоносители рано или поздно выйдут на мировой уровень.

Минск видит ответ на этот вопрос в сохранении для себя России и Запада (США) в качестве противовесов друг друга. Здесь должна быть полная асимметрия: ухудшение отношений с Америкой должно вести к улучшению отношений с Россией и наоборот. Это позволит Белоруссии все время оставаться в центре геополитических качелей.

Именно этим можно объяснить наблюдавшееся последнее время внешнее похолодание в белорусско-российских отношениях: Белоруссия должна была решить ряд своих внешнеполитических задач, суть которых состоит в нормализации отношений с Западом. Белоруссия должна выйти из положения политической «черной дыры» в центре Европы, что отвечает интересам и Белоруссии, и России, и Европы. Теперь, когда эта задача, в принципе, начала решаться, Минск может себе позволить пойти на дальнейшее сближение с Россией в виде заключения соглашения о совместной системе ПВО и признания Южной Осетии и Абхазии.

Выход на новый уровень цен на российский газ для Белоруссии в 2009 году не является уже столь острой проблемой в двусторонних отношениях. Цена будет зафиксирована на том уровне, который соответствует уровню политического доверия между руководством двух стран, что можно только приветствовать.

После улучшения отношений с Россией наступит новый этап в белорусской внешней политике - этап улучшения отношений с Соединенными Штатами, Евросоюзом и т.д.

Позиция Запада («выборы не признаны, но дверь открыта»). Минск удовлетворён

30 сентября миссия ОБСЕ в Белоруссии огласила свою оценку итогов выборов в нижнюю палату белорусского парламента: они не были признаны соответствующими нормам ОБСЕ. Однако это не повлияло на готовность Вашингтона и Брюсселя продолжить диалог с белорусским руководством. Хотя власть, как и прежде, отрезала оппозицию от парламента, Запад не стал, как это было раньше, загонять официальный Минск за «железный занавес» и включать режим санкций, а сделал ставку на постепенное наращивание своего присутствия в общественно-политической жизни республики. Процесс носит двусторонний характер, причем, налицо изменение качества процесса: если раньше основным партнером Запада по диалогу была белорусская оппозиция, то теперь его основным партнером становится власть, что самым серьезным образом и в самое ближайшее время переструктурирует политическое пространство республики.

Последующая стратегия Запада в отношении Белоруссии, скорее всего, будет включать в себя следующие элементы: во-первых, отмену санкций в отношении невыездных представителей белорусской власти; во-вторых, смягчение 12-ти требований ЕС (их частичный пересмотр, а главное – отказ от их жесткой формулировки), смягчение риторики; в-третьих, перевод отношений по линии ЕС - Белоруссия в рамки двусторонних отношений Республики Беларусь  с отдельными странами Европы. Первостепенную роль здесь будут играть Германия, Англия, Польша, Литва, Латвия.

По горячим следам парламентских выборов следует также отметить следующее. Во-первых, несмотря на отказ ОБСЕ признать выборы, белорусское руководство не пошло на разрыв отношений с Западом. Во-вторых, отказ ОБСЕ признать выборы развязал руки официальному Минску в плане признания Южной Осетии и Абхазии. В-третьих, к переговорам с В. Путиным, намеченным на 6 октября, А. Лукашенко сумел не только сохранить Запад на чаше переговорных весов Минск - Москва, но и создать предпосылки для прогресса в тех вопросах, в которых Россия имеет прямую заинтересованность (это только подтверждает наше предположение о новом качестве белорусской внешней политики).

Важно отметить также, что сближение сторон (Белоруссии и Запада) происходит очень аккуратно и, главное, без потери лица. Запад получил долгожданный доступ наблюдателей на выборы, изменение белоруской риторики, ряд публичных шагов навстречу своим пожеланиям и требованиям. Вместе с тем, непризнание итогов белорусских выборов удовлетворяет западное общественное мнение, а дверь для дальнейших переговоров с Минском остается открытой.

Для позиции, занятой Западом в отношении белорусских выборов, показательны следующие высказывания.

Временный поверенный в делах США в Беларуси Джонатан Мур: «Выборы были важной возможностью. Мы надеялись, что они пройдут лучше. Но выборы не являются единственной возможностью. У Евросоюза, например, список из 12 условий. Мы будем рассматривать другие возможности, на которых мы сможем строить наши отношения и на основании этого идти дальше».

Один из дипломатов Евросоюза: «Разговор об отмене санкций не идет. Имеется в виду частичная их приостановка в отношении тех представителей режима, которые непосредственно не обвинялись в преследованиях или преступлениях в отношении представителей оппозиции. Вероятно, приостановка санкций касалась бы и Александра Лукашенко. Однако в любой момент Евросоюз мог бы пересмотреть свое решение и вернуть санкции. Все недовольны выборами. Однако мы считаем, что определенные подвижки в избирательном процессе были ».

Газета Frankfurter Rundschau: «Евросоюз не станет подвергать жесткой критике столь очевидные недостатки и сделает акцент на микроскопическом демократическом прогрессе. Причина подобной осторожности в том, что в ближайшие годы предстоит сделать выбор относительно дальнейшего пути развития страны, расположенной между Россией и Евросоюзом. С того момента как Кремль продемонстрировал на Кавказе агрессивную сторону своей внешней политики, вновь вступили в действие законы "холодной войны". Сейчас каждая из сторон пытается усилить свое влияние на Белоруссию».

Посмотрим теперь, во что играла на этих выборах и какой результат получила белорусская власть. На уровне риторики для внутреннего потребления власть сохранила лицо («перед Западом на колени не стали»). Достигнуты главные цели избирательной кампании: а) сохранение контроля над парламентом, б) отсутствие в парламенте оппозиции.

И самое главное: А.Лукашенко не пошел на поводу окопавшейся вокруг него прозападной группировки и не позволил Соединенным Штатам и Евросоюзу получить односторонние преимущества (иначе новоизбранный белорусский парламент был бы признан со стороны ОБСЕ, и в этом случае тональность высказываний на Западе по адресу официального Минска была бы совершенно иной).

Выводы

Белоруссия уже выиграла. Сохранена монолитность власти и управленческой вертикали, вместе с тем открыты возможности для трансформации власти. Запад удержан на переговорных весах с Россией. Осталось в ходе переговоров Путин – Лукашенко 6 октября сохранить Россию на переговорных весах с Западом, а это возможно лишь в рамках курса на улучшение нынешних белорусско-российских отношений. Если улучшения не произойдет, сразу же усилятся переговорные позиции Запада в его диалоге с Белоруссией.

Избавляясь от искусственно навязанного ей образа страны-«изгоя», Республика Беларусь активно входит в европейское политическое пространство. Официальный Минск получил лоббистов своих интересов на мировой арене, и сейчас будет гораздо увереннее и безопаснее чувствовать себя во внутренней политике. Со временем это должно привести к либерализации экономической и политической жизни Белоруссии.

Таким образом, на мой взгляд, длительный период «холодной войны» между Республикой Беларусь и Западом закончился. Для белорусского руководства, как и для страны в целом, открылись новые перспективы. Если движение по линии нормализации отношений с Западом будет дополнено прогрессом в области белорусско-российской интеграцией, позиции Белоруссии на международной арене закрепятся на принципиально новом уровне.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ